категория социальные отношения является категорией

КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ»

категория социальные отношения является категорией категория социальные отношения является категорией категория социальные отношения является категорией категория социальные отношения является категорией

категория социальные отношения является категорией

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия: явля­ясь рабочим инструментом, они образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

Категория – это предельно широкое фундаментальное понятие, отражающее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и ее познания.

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло­гия: Курс лекций», понятийно- категориаль­ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:

· общенаучные категории в соответствующем социо­логическом преломлении («социальная система», «соци­альное развитие» и др.);

· собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

· категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)

Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий:методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль­ный класс», «социальный слой» и т.п.);

2) категории, раскрывающие социальные связи («соци­альные действия», «социальные отношения», «социаль­ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);

3) категории, отражающие социальные процессы («соци­альное перемещение с множеством его видов», «социаль­ная активность», «соревнование» и т.п.);

4) категории, раскрывающие социальное развитие («со­циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).

«Социальное» как центральная категория социологии

В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие:

1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм):

— попытка объяснить общественные явления естественно-биологи­ческими свойствами человеческой природы или влиянием, оказы­ваемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным);

— теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека;

— это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.).

2. Абсолютизация социального (например, социологизм):

— Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами».

категория социальные отношения является категорией

— рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой.

3. Человек как биосоциальное существо

Данный подход преодолевает ограничения первых двух подходов.

— Являясь элементом живой природы, индивид в процессе своей жизнедеятельности реализует заложенную в него биологическую программу, предполагающую нацеленность на самосохранение, продолжение рода, адаптацию к окружающей среде и др. Он генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом, интеллектом.

— В то же время человек обладает принципиально отличными от других живых существ качествами, которые обусловлены его включенностью в систему постоянно возобновляющихся социальных взаимодействий, систему, которую М. Вебер назвал «ожиданием ожидания ожидания». Входя в различные взаимодействия с людьми, мы с различной степенью осознания реализуем свои ожидания относительно того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. В свою очередь, эти люди ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Это подразумевает ориентацию не на рефлексы и инстинкты, а на принятые в малой социальной группе, обществе в целом правила игры, культурные нормы и ценности, традиции, мораль, этику, законы – то, что выступает в роли своеобразных кодов данной системы ожиданий-обязательств. Регуляция жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий создает условия для жизни предсказуемой, прогнозируемой и надежной (во всяком случае до тех пор, пока в сети ожиданий не возникают бреши, порождаемые различными социальными конфликтами: ссорами с близкими людьми, революциями и др.).

Существует несколько подходов к трактовке понятия «социальное»:

1. Социальное как определенная сфера общества (явления, связанные с проблемами здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, заработной платы, социальной защиты и др.).

категория социальные отношения является категорией

!При таком подходе многие явления социаль­ной жизни (политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.

2. Некоторые исследователи склонны рассматривать «социальное» как «общественное».

Однако эти понятия не тождественны. Социальное включает в себя понятие общества, а также может характеризовать межгрупповое взаимодействие, проникает на уровень личности.

Для обозначения процессов и явлений, возникающих лишь в рамках всего общества будем использовать термин «общественный» (в научной ли­тературе есть его аналог — «социетальный»).

3. В наиболее широком смысле СОЦИАЛЬНОЕ:

— это качественно новая, специфи­ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни (А.Г. Эфендиев);

1) свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество;

2) отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;

3) продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

Социальный закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами, а также между обществом и социальным институтом, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.

Законы можно классифицировать по разным основаниям.

Законы отличаются по степени их действия. Общие законы действуют во всех социальных системах. Специфические законы действуют в рамках одной или нескольких общественных систем.

По способу проявления законы можно подразделить на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамическиезаконы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими однозначно определить ход событий. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.

1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

2. Антипьев А.Г. Введение в социологию/Учебное пособие. – Пермь. Изд-во: ПСИ. 2007. С. 7-17

4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003.

5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

7. Иванов Д.В. Социология: теория и история. – СПб.: Питер, 2006. С. 7-31

9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

[1] Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. С.94-95.

[2] Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

[5] Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.

[7] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. С. 32-37

Источник

Категория социальные отношения является категорией

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

4.7. Социальные связи и социальные отношения

Понятие социальной связи является одной из основных категорий социологии. С помощью этой категории Е. Конт, например, сумел представить социальную структуру (статику, в его терминологии), как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой классик

социологии Г. Спенсер пытался через анализ системы социальных связей выявить специфику милитаристского и индустриального общества. Е. Дюркгейм пытаясь классифицировать типы связей, выделял механическую и органическую солидарность как своеобразные этапы развития общества от его традиционных форм индустриального общества с его особым разделением труда. Такой интерес понятием «социальная связь» основоположников социологии свидетельствует о большой смысл и категориальную значимость, которую они ему оказывали.

Можно выделить три группы факторов, определяющих наличие социальных связей:

• естественно-биологические задаются наследственными признаками, то есть самим фактом рождения человека, что определяет ее этнические, национальные (расовые) признаки;

• психологические, такие например, как чувство общности с другими людьми, что и объединяет людей в соответствующие социальные группы и общности. Своего высшего проявления социальные чувства достигают тогда, когда они становятся убеждением, обретают характер рациональных установок, в которых отражаются традиции и нормы, своего рода неписаные правила, складывающиеся в обществе;

• социально-институциональные, то есть специально созданные (формальные, писанные) правила, нормы, которые специальным образом регламентируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контролируя их.

Относительно классификации социальных связей, то они бывают: формальными и неформальными, личностными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочной и менее прочными.

Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой большое количество взаимодействий, социальных интеракций, которые состоят из действий и ответных реакций. Возникает сложная сеть взаимодействий, которая охватывает определенное количество индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются стали социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, которая характеризуется соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно восприятии индивидами совокупности повторювальних взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко делятся по смыслу и содержанию. Например, студент, который попадает в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебным процессом.

Постепенно, через некоторое время, взаимодействия, повторяющиеся, приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: дружба, уважение, любовь и ненависть, выгодный обмен, презрение, выполнения обязанностей и т. д.

Источник

Социальные категории: теория, типы, примеры

Содержание:

Всоциальные категорииЭто группы людей, которые связаны друг с другом, потому что у них есть некоторые общие черты. Они могут иметь самую разную природу, например, способность находить социальные категории, связанные с полом, этнической принадлежностью, профессиональной деятельностью или культурой.

Социальные категории отличаются от других аналогичных классификаций главным образом в том смысле, что они не создают групповой идентичности. Это означает, что люди, принадлежащие к социальной категории, не будут использовать его, чтобы говорить о себе или описывать себя, и они не будут изначально чувствовать себя ближе к другим людям в этой социальной категории.

Однако изучение социальных категорий может быть очень полезным в определенных контекстах, поскольку они позволяют узнать определенные явления, которые определяют поведение, убеждения и жизненный опыт людей, которые к ним относятся. По этой причине их исследование является важной частью социальных наук.

Примером социальной категории могут быть «подростки». Люди, принадлежащие к этой группе, имеют ряд общих черт и живут похожим опытом, но они не чувствуют себя отождествленными друг с другом из-за принадлежности к этой категории, и они не взаимодействуют друг с другом только по этой причине.

Теория социальных категорий

Социология и психология исследуют такие концепции, как социальная идентичность, социальные категории и группы с 19 века. Однако первые формальные эксперименты и теории по этой конкретной теме появились только в середине 20 века.

Одним из исследований, которые больше всего помогли сформировать современные теории о социальных категориях, было исследование государственного парка Робберс-Кейв. В нем группа социологов во главе с Музафером Шерифом взяла 200 12-летних детей, которые провели несколько дней в этом месте, в своего рода летнем лагере, который помог бы им больше узнать о групповых отношениях.

В начале эксперимента исследователи совершенно случайным образом разделили участвующих детей на две группы. В то время молодые люди принадлежали к одной социальной категории, поскольку у них было множество общих черт, убеждений, опыта и взглядов на жизнь, даже если они раньше не знали друг друга.

Фактически, в этом эксперименте все дети происходили из семей, принадлежащих к верхнему среднему классу, все они были протестантами и белыми.Однако все эти социальные категории не обеспечивали им групповой идентичности и не давали им особой мотивации для взаимодействия друг с другом.

После первых дней лагеря исследователи заметили, что принадлежность к той или иной группе действительно способствует созданию более прочных связей между детьми. Фактически, внутри каждой из двух групп начали проявляться динамика лидерства / подчинения, подгруппы, общая идентичность и аналогичные цели.

Что исследователи узнали о социальных категориях

Эксперимент «Пещера разбойников» был направлен не на изучение социальных категорий или их природы, а на лучшее понимание групповых конфликтов и их формирования. Однако косвенно это исследование позволило его сторонникам понять роль, которую категории играют в жизни людей и как они функционируют.

Как отметили эти исследователи, социальные категории не играют очевидной роли в жизни людей. В большинстве случаев принадлежность к определенной этнической группе или социальному классу не дает людям сильного чувства идентичности и не побуждает их искать отношения с другими людьми, которые разделяют эту черту.

Однако косвенно социальные категории могут иметь большое влияние на жизнь людей. Согласно большинству социологических теорий, факт принадлежности к определенной этнической группе или социальному слою может полностью изменить жизненный опыт человека, его видение мира, его возможности и его образ мышления.

С другой стороны, исследователи эксперимента «Пещера разбойников» осознали, что социальные категории во многих случаях являются предшественниками других форм более близких отношений, таких как групповая идентичность. Однако это не всегда так.

Виды и примеры социальных категорий

Любая черта, присущая достаточно большой группе людей, может стать социальной категорией. По этой причине мы можем найти их большое количество, что заставляет экспертов классифицировать их по ряду категорий. Здесь мы увидим некоторые из самых важных.

— Возраст

— Пол или пол

Быть мужчиной или женщиной влечет за собой ряд поведенческих ожиданий (обычно называемых гендерными ролями) и способов видения мира, которые могут полностью изменить жизненный опыт.

— этническая принадлежность

Одна из социальных категорий, которая больше всего интересует социологов, связана с этнической принадлежностью. По мнению большинства исследователей, азиатский человек будет иметь совсем другой опыт, чем человек белой национальности, просто потому, что он родился с другим цветом кожи.

Важно не путать этничность с культурой, так как во втором случае мы будем говорить об элементе, который может создать сильную идентичность и чувство близости с другими людьми, принадлежащими к той же группе.

— Профессия

Профессия была бы еще одним классическим примером социальной категории, хотя, как правило, ей не придают такого значения, как предыдущим. Род занятий человека во многом определяет его способ познания мира, то, на что он тратит свое свободное время, и его интересы.

Ссылки

Алфавитное письмо: характеристики и примеры

Источник

Категории социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Категория факта

В социологии, как и в любой другой науке, основной единицей научного знания признается категория факта. Любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда она имеет предметом своего изучения категории фактов, не изучаемых другими науками. Эта категория фактов, которая является предметом изучения лишь социологии, называется социальными фактами.

Социальный факт – это объективный результат, форма взаимодействия людей, социальных групп, классов и других социальных общностей и объединений.

Социальный факт может выражаться, как в возможности его всесторонней научной интерпретации, так и в анализе и обобщении информации об общественных явлениях и закономерностях.

Социальные факторы

Однако признание понятия социального факта в качестве основной единицы научного знания это недостаточное условие для полноты социологического знания.

Для построения объективной картины реальности необходимо также учитывать влияние на социальную жизнь общества природно-исторических, социально – экономических, культурологических и других социальных факторов.

Они являются движущей силой совершающихся общественных процессов и необходимым условием существования социальных фактов. Именно поэтому социология наряду с фактами занимается исследованием факторов, их разнообразия и особенностей влияния на развитие общественных явлений.

Категория социального действия

Еще одной базовой категорией социологии является категория социального действия, которая включает в себя глубокое и полное понимание предмета социологии как науки. Впервые это понятие ввел Вебер, он выделил четкие критерии его социальности. Он считал, что поведение человека лишь тогда становится предметом изучения науки, когда тот осознает смысл и цель своих поступков и действий, осознанно и свободно выбирает для себя цель деятельности, ориентируясь при этом на поведение окружающих его людей, на их возможные ожидания и действия. Это не единственное социальное действие по Веберу. Не менее важным он считал ценностно-рациональное действие, которое базируется на осознанной ориентации и твердой вере в принятые в обществе идеалы и убеждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжил изучение и обоснование категории социального действия американский ученый – социолог Парсонс. Он дал обоснование тому, что социальное действие – это основная, базовая единица социологического анализа.

Социальное взаимодействие

Более глубокое понимание характеру социального действия, как категории социологии, придал американский социолог и культуролог П. Сорокин, который определил в качестве единицы анализа категорию не просто социального действия, а социального взаимодействия.

По мнению ученого вся общественная жизнь, социальные процессы являются результатом различных комбинаций социального взаимодействия. Согласно его теории структура социального взаимодействия состоит из трех элементов:

Каждая наука в процессе своего существования и развития оперирует определенными категориями, и социология не является исключением. Категория это наиболее важные, существенные, отражающие основные цели и содержание науки представления и понятия, отражающие сущность и цель существования науки как таковой.

Источник

Вопрос 2: Основные категории и законы социологии

Вопрос 1. Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Огюст Конт (1798-1857) считается родоначальником социологии. В 30-е годы XIX века начал издавать 7 томный курс по позитивной философии. В ней он выделяет экономические, исторические, педагогические науки об обществе, но главной считает социологию, которая:

— изучает общество в системе (от семьи до государства);

— считает, что изучение функций предприятий, власти, судов и находит такие способы их работы, которые обеспечивают с одной стороны порядок, с другой прогресс;

— должна изучать формы, способы организации не только производств, но и торговли, сбыта на предприятии, т.е. он выделяет организации, организационные методы в особую науку.

Вопрос 2: Основные категории и законы социологии

Категории это универсальные формы человеческого мышления. Центральное место в системе категорий занимает понятие социальное, которое определяется в предлагаемом подходе изучения социальной сферы как деятельность по воспроизводству жизни общества и общественной жизни человека.

Основными категориями социологии являются:

общество как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т.п.) людей, совокупность личностей, то есть как социальная структура;

общество как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов и явлений (социальная стратификация, социализация, социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т.п.);

Основные законы существования общества заключаются:

в единстве и борьбе индивидуального и общественного, личности и общества;

в единстве и борьбе личности, социальной общности и окружающей их среды.

Основные законы функционирования общества:

Закон определяющей роли производственных отношений в развитии общественных систем: для того, чтобы что-то потреблять, что-то распределять или обменивать, надо что-то произвести или воспроизвести;

Основные законы развития общества:

Закон общественной организации труда (взаимосвязи общественного разделения и кооперации труда): с углублением общественного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общества. Общество движется в направлении обобществления средств производства;

Основные законы, определяющие состояния общества и общественных отношений:

Закон соответствия уровня развития производительных сил уровню производственных отношений;

Закон соответствия организации гражданского общества уровню развития производительных сил и производственных отношений;

Закон соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области.

Теоретическое, фундаментальное социологическое знание

Фундаментальное направление формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем личности; Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях:

Вопрос 4: Функции социологии и ее роль в обществе.

Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

· Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

· Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

· Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

· Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

· Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

Вопрос 5: Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; 3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей; 4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований; 5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук.

Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.). Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер. Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.
Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социо-гуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

Вопрос 6: Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.

А. Сен-Симон наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

Хотя К. Маркс и М. Вебер не считали социологию наукой отдельной от социальной философии, то они сформулировали ее основополагающие положения.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.

Что касается Г. Зиммеля (1858—1918), то он также предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. В. Парето (1848—1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *