кбк безвозмездное поступление основных средств проводки в бюджетном учете
КОСГУ и проводки при безвозмездных передачах: правила, исключения, нюансы
Без преувеличения можно сказать, что с операциями по безвозмездной передаче или получению активов и обязательств сталкивался каждый бухгалтер бюджетной сферы. Ведь к числу таких операций, в частности, относятся:
Нередки и сложности с отражением таких операций в учете.
Мы поможем вам разобраться в нюансах применения КОСГУ, бухгалтерских проводок и кодов для 1-17 разрядов номеров счетов.
При отражении операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств применяются разные счета учета и КОСГУ — в зависимости от:
Общее правило применения КОСГУ при безвозмездных передачах НФА:
Передача/ получение нефинансовых активов
Учреждения в рамках одного публично-правового образования/ один уровень бюджета
Учреждения в разных публично-правовых образованиях / бюджеты разных уровней
Другие контрагенты/ НЕ сектор госуправления
Однако из любого правила всегда есть исключения, и на них стоит обратить особое внимание:
1. Отличный от вышеизложенного порядок применения КОСГУ используется при отражении межбюджетных трансфертов:
3. Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты».
Кроме того, есть ряд нюансов, связанных с формированием 1-17 разрядов номеров счетов.:
1. В частности, для ПБС специальная норма Порядка N 132н указывает при безвозмездных поступлениях НФА использовать код вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». В то же время при межбюджетных безвозмездных передачах применяются статьи и подстатьи доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов. «. Поэтому применение КБК следует согласовать с финорганом.
2. Безвозмездное получение НФА — это неденежные поступления, для них с 2019 года введена новая статья КОСГУ 190. Но аналитическая группа подвида доходов предусматривает код только для денежных безвозмездных поступлений — статья 150. Так можно ли ее применять с подстатьями кода КОСГУ 190? Сопоставительная таблица АнКВД и КОСГУ такой увязки не содержит, что вполне объясняется целью ее составления — она нужна для корректного применения КБК при исполнении бюджета по доходам. До уточнения Инструкций по ведению учета возможно указание в 15-17 разрядах номера счета нулей. По сути, такой подход соответствует позиции Минфина в отношении подстатьи КОСГУ 189, применявшейся для отражения подобных операций в 2018 году.
В помощь вам мы подготовили подробные аналитические таблицы по применяемым корреспонденциям, включая КОСГУ, и формированию 1-17 разрядов номеров счетов при безвозмездных передачах:
Новые КБК для безвозмездных передач, МБТ, прошлогодних штрафов
Anetlanda/ Depositphotos.com |
Финансовым ведомством внесен ряд поправок в Порядок № 85н, регламентирующий формирование и применение кодов бюджетной классификации:
Наконец определены КБК для отражения безвозмездно полученного имущества: теперь казенные учреждения, органы власти, местного самоуправления при безвозмездном поступлении нефинансовых активов в 1-17 разрядах счета 1 401 10 19Х должны указывать коды прочих безвозмездным неденежным поступлениям в бюджеты в формате 2 07 ХХХХХ ХХ ХХХХ 180.
Перечень доходных КБК дополнен кодами для поступлений в бюджеты платы за сервитут, межбюджетных трансфертов и возврата их остатков.
Добавлены также новые коды подвидов по видам доходов бюджетов по источнику доходов бюджета, утверждаемые финорганами субъектов РФ. Например, доходы от денежных взысканий, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению:
Напомним, что недавно Минфин опубликовал Сопоставительную таблицу доходных КБК для учета поступления в бюджет средств в счет погашения дебиторской задолженности по денежным взысканиям / штрафам, образовавшейся до 1 января 2020 года.
Внесены изменения и в раздел классификации расходов бюджета. Так, в частности, указывается, что по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» будут отражаться расходы на капремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к таким дворовым территориям в населенных пунктах, предоставление субсидий бюджетам на указанные цели, осуществляемые не только за счет средств дорожного фонда, но и за счет средств местных бюджетов сельских поселений.
Описание подраздела 1004 «Охрана семьи и детства» дополнено абзацем, предусматривающим отражение социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Безвозмездное поступление основных средств
В деятельности автономных учреждений случаи безвозмездного получения основных средств имеют место быть. В связи с этим возникают вопросы: как документально оформить такую операцию, как оценить основные средства, как отразить операции в бюджетном учете, а также нужно ли учитывать их стоимость при определении налоговой базы по налогу на прибыль? В данной статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Возникновение и оформление имущественных отношений регулируются Гражданским кодексом. Однако в нем не содержится такого понятия, как безвозмездное поступление имущества. Гражданский кодекс связывает безвозмездное поступление имущества с такими формами имущественных отношений, как дарение и пожертвование.
Порядок безвозмездной передачи и оформления вещи в собственность другой стороне (одаряемому) представлен в гл. 32«Дарение»ГК РФ. Такая передача может быть оформлена договором дарения или пожертвования.
Из статьи 572 ГК РФ следует, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.
Составление договора дарения в письменной форме требуется в следующих случаях (п. 2 ст. 574 ГК РФ):
– если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;
– если договор содержит обещание дарения в будущем.
В иных случаях оформления договора дарения в письменной форме не требуется. Условиями такого договора не предусматривается использование вещи по определенному назначению.
В свою очередь, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Договор пожертвования должен быть оформлен в письменной форме, поскольку в нем должно содержаться условие жертвователя на использование пожертвованного имущества в определенных целях. Иначе пожертвование имущества будет считаться обычным дарением.
Таким образом, главным отличием договора дарения от договора пожертвования будет наличие в договоре указания жертвователя на использование этого имущества в определенных целях.
Поскольку дарение и пожертвование являются формами безвозмездной передачи, то в оформляемых договорах не содержится условия об оплате передаваемого имущества.
Постановка на учет безвозмездно полученного основного средства
Чтобы принять к учету основное средство, поступившее в учреждение безвозмездно, нужно определить его стоимость.
Определение стоимости основного средства. Согласно п. 25 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету безвозмездно поступившее основное средство принимается по первоначальной стоимости. Она формируется из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и стоимости услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением его в состояние, пригодное для использования.
Рыночной стоимостью основных средств является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету, она должна быть документально подтверждена или определена экспертным путем. Подтвердить рыночную цену можно информацией:
– о рыночных ценах, опубликованной в СМИ;
– о ценах на аналогичную продукцию, полученной в письменной форме от предприятий-изготовителей;
– о ценах по заключениям экспертов (оценщиков).
Определение рыночной стоимости осуществляется созданной в учреждении на постоянной основе комиссией по поступлению и выбытию активов.
Принятие основного средства к бухгалтерскому учету. К бухгалтерскому учету объекты основных средств принимаются по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении. Основанием постановки их на учет является акт о приеме-передаче объекта основных средств.
Учреждение, принимающее основное средство в качестве пожертвования, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию этого основного средства (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Автономному учреждению в рамках договора о пожертвовании от физического лица передан компьютер (иное движимое имущество). На основании оформленного акта приема-передачи компьютер принят к бухгалтерскому учету. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов стоимость компьютера определена в сумме 20 000 руб.
В бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующей проводкой:
Автономному учреждению в рамках договора пожертвования передано оборудование (иное движимое имущество). Комиссией по поступлению и выбытию активов определена его рыночная стоимость – 60 000 руб. Учреждение воспользовалось услугами транспортной организации по доставке оборудования. Стоимость услуг – 5 000 руб. На основании составленного акта приема-передачи оборудование принято к бухгалтерскому учету по сформированной первоначальной стоимости.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:
Прежде всего комиссией по поступлению и выбытию активов следует определить срок полезного использования исходя из:
а) Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1;
б) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:
– ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
– гарантийного срока использования объекта.
При поступлении в учреждение объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, определять дату окончания срока полезного использования нужно в указанном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации данного объекта. То есть максимальный срок, предусмотренный для соответствующей амортизационной группы, следует уменьшить на количество лет (месяцев), в течение которых этот объект уже эксплуатировался предыдущими владельцами (п. 44 Инструкции № 157н).
Пунктом 92 Инструкции № 157н определен порядок начисления амортизации. При отнесении объектов основных средств, поступивших безвозмездно, к тому или иному виду амортизацию следует начислять следующим образом:
а) на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ:
– стоимостью до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
б) на объекты движимого имущества, за исключением библиотечного фонда:
– стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
в) на объекты библиотечного фонда:
– стоимостью до 40 000 руб. включительно – в размере 100%-й балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
– стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.
На объекты движимого имущества, за исключением библиотечного фонда, стоимостью до 3 000 руб. включительно амортизация не начисляется.
Расчет годовой суммы амортизации производится линейным способом исходя из балансовой стоимости основного средства и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н). В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
В бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации отражается записью:
В этом случае полученный объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету по балансовой стоимости с одновременным отражением суммы ранее начисленной амортизации (п. 27 Инструкции № 183н ). Информацию о стоимости и начисленной амортизации передающая сторона указывает в извещении (ф. 0504805) и акте о приеме-передаче объекта основных средств.
Срок полезного использования полученного основного средства учреждение определяет с учетом срока его фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции № 157н). Дальнейшее начисление амортизации получающая сторона производит в общеустановленном порядке.
В Письме Минфина РФот 18.09.2012 № 020607/3798 приведена корреспонденция счетов, которой следует отразить поступление в учреждение основного средства от учредителя и расчеты с ним.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:
(900 000 120 000) руб.
Налогообложение
Таким образом, при передаче автономному учреждению основных средств начисления НДС не производятся.
Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Из этого перечня выделим те доходы, которые относятся к теме данной статьи. Так, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы:
– в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1);
– в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1);
– в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями (пп. 22 п. 1);
– в виде пожертвований (признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским законодательством) от организаций и физических лиц, использованные получателями по назначению (пп. 1 п. 2). Пожертвования, оформленные договором и использованные согласно их назначению, установленному жертвователем, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Если пожертвованное имущество используется не по назначению, его рыночная стоимость учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). В составе внереализационных доходов учитывается также имущество, полученное по договору дарения (безвозмездно) (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Поэтому учреждения должны четко разграничивать имущество, поступившее в рамках договора дарения и пожертвования (об этом было указано выше), в целях недопущения занижения налоговой базы.
Нужно обратить внимание на такой факт: при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать амортизацию по основным средствам, полученным безвозмездно, следует только, если их стоимость включена во внереализационный доход и если основные средства отвечают требованиям, которые относят их к амортизируемому имуществу согласно п. 1 ст. 256 НК РФ. Для того, чтобы объекты основных средств признать амортизируемым имуществом, они должны отвечать следующим требованиям:
– принадлежать учреждению на праве собственности;
– их использование направлено на извлечение дохода;
– срок их полезного использования должен превышать 12 месяцев;
– первоначальная стоимость имущества должна быть больше 40 000 руб.
000 2 07 00000 00 0000 000 Прочие безвозмездные поступления
2 07 00000 00 0000 000
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
2 07 01000 01 0000 000
Прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет
(в ред. Приказа Минфина России от 06.03.2019 N 36н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2 07 01010 01 0000 140
2 07 01011 01 0000 140
Проценты, уплачиваемые в случае нарушения сроков перечисления сумм ввозных таможенных пошлин
2 07 01012 01 0000 140
Проценты, уплачиваемые в случае нарушения сроков перечисления сумм вывозных таможенных пошлин
2 07 01013 01 0000 140
Проценты, уплачиваемые в случае нарушения сроков перечисления сумм специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин
2 07 01020 01 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет
2 07 01030 01 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения
2 07 01040 01 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств федерального бюджета
2 07 02000 02 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации
2 07 02010 02 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
2 07 02020 02 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации
2 07 02030 02 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации
2 07 03000 03 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
2 07 03010 03 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
2 07 03020 03 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
2 07 04000 04 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов
2 07 04010 04 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов
2 07 04020 04 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских округов
2 07 04030 04 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты закрытых административно-территориальных образований от организаций и (или) объектов на социально-экономическое развитие соответствующей территории
2 07 04040 04 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты закрытых административно-территориальных образований от организаций и (или) объектов для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения
2 07 04050 04 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов
2 07 05000 05 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов
2 07 05010 05 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных районов
2 07 05020 05 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов муниципальных районов
2 07 05030 05 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов
2 07 05000 10 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты сельских поселений
2 07 05010 10 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения сельских поселений
2 07 05020 10 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов сельских поселений
2 07 05030 10 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты сельских поселений
2 07 05000 11 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов с внутригородским делением
2 07 05010 11 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов с внутригородским делением
2 07 05020 11 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских округов с внутригородским делением
2 07 05050 11 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов с внутригородским делением
2 07 05000 12 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты внутригородских районов
2 07 05010 12 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения внутригородских районов
2 07 05020 12 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов внутригородских районов
2 07 05050 12 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты внутригородских районов
2 07 05000 13 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских поселений
2 07 05010 13 0000 150
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения городских поселений
2 07 05020 13 0000 150
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов городских поселений
2 07 05030 13 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских поселений
2 07 06000 06 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
(введено Приказом Минфина России от 25.11.2019 N 197н)
2 07 07000 07 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации
(введено Приказом Минфина России от 25.11.2019 N 197н)
2 07 08000 08 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
(введено Приказом Минфина России от 25.11.2019 N 197н)
2 07 09000 09 0000 150
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования
(введено Приказом Минфина России от 25.11.2019 N 197н)
- кбк авансовых платежей по налогу на прибыль в 2021 году
- кбк больничный лист за счет работодателя 2021