кбр отношение к русским
Новое в блогах
В Кабардино-Балкарской Республике более 25% населения (свыше 225 тысяч человек) в этническом отношении составляют русские, 70% из них — горожане. Из 126 населенных пунктов республики русские проживают в 112 муниципальных образованиях. Самая большая концентрация русских характерна для городов: Прохладный – 48 845 (80,61%), Майский – 20 997 (74,59%), Нальчик – 88 457 (29,64%).В пределах КБР большинство русских живет в восточных районах республики, в 2-х районах из 10 численность русских превышает половину жителей, а именно: Прохладненский — 59,2% и Майский — 79.4%.
«Серьезную угрозу представляют четко обозначившиеся процессы миграции турок-месхетинцев в русскоязычные районы Кабардино-Балкарской Республики (Майский, Прохладненский). Происходит процесс выдавливания русскоязычного населения из традиционных сфер деятельности, и как результат — обнищание и исход этой части населения». Такую тревожную информацию сообщает Северо-Кавказское новостное агентство.
Конечно, никто не питает особых иллюзий относительно межнационального согласия в республиках Северного Кавказа, особенно на протяжении последних двух десятилетий. И Кабардино-Балкария, конечно, далеко не очаг стабильности, хотя ситуация там на несколько порядков спокойнее, чем в той же Ингушетии или Дагестане.
Опять же, не секрет, что в начале 90-х годов существовало серьезное противостояние между балкарскими и кабардинскими националистами, причем и те, и другие весьма негативно относились к русским. Да, страсти с тех пор поутихли, но «осадочек», как говорится, остался, равно как и взаимная настороженность между «титульными» народами республики. К тому же в последнее десятилетие там сложилось достаточно устойчивое ваххабитское подполье, периодически напоминающее о себе терактами, как совсем недавно, на первомайские праздники.
Впрочем, бандитское подполье в республике гораздо слабее, чем в Ингушетии, Чечне и Дагестане, да и слой его потенциальных сторонников гораздо тоньше. Трагические события в Нальчике в сентябре 2005 года отрезвили очень многие горячие молодые головы, и охотников рисковать ими ради сомнительных идей заметно поубавилось.
Тем не менее, как и в большинстве кавказских республик, именно бытовой национализм, а не открытый бандитизм способствует постепенному оттоку русского населения. Хотя в последние лет десять уже и лидеры национальных движений, и официальные власти, и даже муфтии призывают не трогать русских, сложностей в межнациональных отношениях сохраняется предостаточно. Причем, как показывает практика, если даже с националистами «титульных» национальностей» еще хоть как-то и о чем-то можно договариваться, иные миграционные потоки приносят новые общности людей и, соответственно, новые проблемы межнационального характера.
Как отмечает автор материала Георгий Волков, «миграционные процессы, происходящие на сегодняшний день в КБР, можно обозначить как массовые, ввиду того, что сопровождаются складыванием новых этнических анклавов, противостоянием идентификационных установок, столкновением культурных ценностей, зачастую принимающим острые формы. Это способствует возникновению очагов социальной напряженности, локальных конфликтов на этнической почве, росту ксенофобии. Следует отметить, что в каждом субрегионе миграционные процессы отличаются своими специфическими особенностями. Что касается миграционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике, то здесь мигранты создают дополнительные проблемы в местах компактного проживания. Неконтролируемая миграция в республике чревата серьезным осложнением ситуации не только в социально-экономической сфере (удорожание жилья, продуктов питания и товаров повседневного спроса, рост конкуренции на рынке труда), но и в сфере межнациональных отношений. Коренные народы и старожильческое население воспринимают мигрантов как угрозу своему благополучию, а в отдельных случаях и жизни».
Разумеется, в первую очередь под такими незваными мигрантами на Северном Кавказе всеми воспринимаются вайнахские народы — ингуши и чеченцы. В начале первой чеченской войны Кабардино-Балкария приютила несколько десятков тысяч таких беженцев. Но «несчастные беженцы» скоро повели себя так, словно им все вокруг чего-то должны. Обжившись, они, наверное, по сложившейся уже привычке стали захватывать чужую собственность — от скота и автомобилей до магазинов и мастерских. В 1996–1999 гг. дело стало доходить и до захвата заложников из богатых семей, с вывозом их в Чечню для получения выкупа.
В общем, своим наглым поведением вайнахские «гости» изрядно разозлили даже представителей титульных народов – кабардинцев и балкарцев. Русских-то «несчастные беженцы» вообще за людей не считали. В результате по отношению к вайнахским «беженцам» сложился «общенациональный консенсус», и при первом же удобном случае их стали из республики выдворять. Что оказалось не так и просто, потому что грозненские власти регулярно грозили вооруженной поддержкой своим соплеменникам. И не только во времена «свободной Ичкерии», но уже и при кадыровском режиме.
Сейчас, по милицейским данным, в республике еще остается около 8 тысяч чеченцев и ингушей – из них около трех тысяч считаются студентами. Они и по сей день становятся инициаторами драк, быстро принимающих характер межнациональных. Но все же по сравнению с 90-ми чеченская диаспора ведет себя гораздо скромнее.
Зато в республику увеличился наплыв турок–месхетинцев, которых — в силу их полной невозможности уживаться с соседями — стали выпирать и из Краснодарского, и из Ставропольского краев. В родную Месхетию – южную Грузию грузинские власти, что Гамсахурдиа, что Шеварднадзе, что Саакашвили, также категорически отказываются их пускать.
На территории КБР количество турок-месхетинцев выросло за последнее десятилетие втрое – до порядка 12 тысяч. Это, на первый взгляд, не так и много. Но надо учесть, что преимущественно они предпочли селиться в двух равнинных восточных районах КБР, традиционно считавшихся русскоязычными — Майском (79,4% русского населения) и Прохладненском (около 60% русского населения). С кабардинцами и балкарцами они связываться, конечно, боятся, а вот с разрозненными русскими, к тому же в большинстве своем городскими жителями, они не стесняются.
Как сообщает Георгий Волков, «наиболее сложные взаимоотношения турок-месхетинцев наблюдаются преимущественно со славянским населением Прохладненского и Майского районов. В целом у основной части населения вызывает недовольство рост турецкого населения, в котором видят угрозу и потенциальную опасность. Очень часты конфликты на бытовой почве между молодежью турков-месхетинцев и жителями ряда населенных пунктов Прохладненского и Майского районов.
Рост числа незаконных мигрантов из числа турок-месхетинцев ухудшает криминогенную ситуацию в ряде местностей, с их стороны отмечаются неправомерные действия (производство и сбыт легких наркотиков, изнасилования), случаи криминальных разборок между молодежью различных национальностей.
С учетом более высоких темпов естественного прироста (по меркам России и КБР) и значительной исторической миграционной мобильности доля турок-месхетинцев, а также чеченцев и ингушей в общей структуре населения будет иметь тенденцию к увеличению. В связи с этим можно констатировать возникновение определенных зон напряженности в населенных пунктах значительного компактного проживания турок-месхетинцев, чеченцев и ингушей. Именно обозначенные моменты можно считать основополагающим фактором субъективного характера вынужденного оттока русскоязычного населения».
В складывающихся условиях, резюмирует Георгий Волков, «в самом общем виде можно предложить элементарную проверку службами миграционного контроля правомерности проживания турок-месхетинцев на данной территории, органами прокуратуры проверку правомерности полученных ими документов на проживание. Эти процедуры помогут на незначительный промежуток времени стабилизировать ситуацию, что позволит проработать и внедрить программы оптимизации ситуации в целом».
А вообще-то, русским, да еще в большинстве своем считающим себя в тех краях казаками, не мешало бы подумать и о возможной самообороне. В конце концов, пока их даже в этих районах в несколько раз больше, чем буйных и скандальных мигрантов. А иначе может оказаться слишком поздно.
Кбр отношение к русским
Пишу Вам в надежде получить помощь и поддержку. Хочу вкратце изложить наше понимание «русского вопроса». Я разделяю дореволюционное понимание слова «русский», согласно которому русский народ является триединым, состоит их трех ветвей: великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов. Казаки, которые до 1917 года были замкнутым военным сословием, в настоящее время являются этнической группой в составе русского народа, но никак не отдельным народом, как считают некоторые недобросовестные деятели Тертого казачества. Исторической религией русского народа является Православие, которое внесло решающий вклад в формирование русской нации, русской государственности.
Город Прохладный (бывшая станица Прохладная), в котором я проживаю, является вторым по величине и значению городом в КБР. Поселение это было основано примерно в 1765 году беглыми запорожскими казаками и малороссийскими крестьянами, затем получило статус казачьей станицы. Эта станица всегда являлась важным стратегическим центром Российской империи на Кавказе. До 1934 года станица принадлежала Ставропольскому краю (Пятигорский округ), затем по решению Сталина Прохладненский район вошел в состав Кабардино-Балкарии. По сей день Прохладный является самым крупным русским городом в КБР. В нашем городе находится штаб Терско-Малкинского казачьего округа.
А тем временем вовсю действует демографический фактор. Дискриминированный русский народ вымирает, а получившие невиданные преимущества другие народы и народности бурно растут численно, усугубляя ситуацию в целом. К тому же русские в силу особенностей их национальной психологии более чем терпимо относятся к появлению на их исторических землях иноплеменников. На всей территории России крайне редки и несущественны трения между представителями различных национальностей, а вот на территориях национальных автономий «титульные нации» активно выживают русских, создавая для них нестерпимые условия неравенства и атмосферу бытовой изоляции.
Складывающаяся обстановка содержит в себе угрозу для национальной стабильности в стране. До сих пор гарантом порядка была не мудрость властных структур, а прославленное в веках долготерпение русского народа, но оно, похоже, начинает иссякать. Разуверившись во власти, русские вынуждены создавать инструменты самозащиты, спасения своей культуры, искать формы самоорганизации, ибо понимают, что речь идет о выживаемости народа, совсем до недавнего времени бывшего очагом, самостоятельной великой мировой цивилизацией.
То, что Вы делаете, Игорь Анатольевич, и есть материальное отражение этого процесса, набирающего силу, хотя и медленно по всей стране. «Русский Дом» всемерно поддерживает Вашу благородную деятельность. Рассчитывать на помощь «влиятельных патриотов» в Москве особенно не следует, их пока просто нет, они политически не родились. А те, которые появятся, будут, безусловно, с Вами.
Кбр отношение к русским
Катастрофическое положение русского населения в Кабардино-Балкарии старательно замалчивается: отток русских идет полным ходом, и дальше будет только хуже.
Обстрел офиса холдинга «Ислам в Евразии», произошедший в начале февраля в Нальчике, прессу заинтересовал мало. В тот раз тоже никто не пострадал. В содеянном подозревают подозревают «Черных ястребов»… Сложно даже представить, сколько подобных случаев идут мимо новостных потоков. Иногда в замалчивании разного рода ЧП нет чьего-то умысла, иногда же кто-то просто не хочет портить статистику.
Так, долгое время в средства массовой информации не попадала информация, касающаяся положения русского населения в Кабардино-Балкарии. Многочисленные случаи притеснения русских представителями титульных этносов старательно замалчивались властями, и внешне все выглядело так, словно проблемы вообще нет. Однако это было далеко от реального положения дел.
Стражей порядка всего лишь отстранили от работы, а что же касается наказания виновных в избиении, то уголовное дело было возбуждено только одно. О его результатах редакции портала «Евразия» пока ничего не известно, но есть все основания полагать, что его спустили на тормозах.
Такого рода инциденты не являются единичными. По словам жителей той же Александровской, нападения на станичников происходят чуть ли не еженедельно. Милиция при этом бездействует, власти делают вид, что все порядке. Русские тем временем практически потеряли надежду на то, что ситуация изменится и продолжают покидать КБР. В других российских регионах их не очень-то и ждут, но мало кто решает вернуться.
Вместе с тем, отток русского населения из Кабардино-Балкарии, да и из других республик СКФО, о котором наконец-то начали говорить с «самых высоких трибун», влечет за собой проблемы, которые, по мнению экспертов, могут привести, если федеральная власть будет и дальше заниматься данным вопросом лишь формально, не более, не менее, как к отторжению северокавказских республик. Как уже показал распад СССР, бескровно такие процессы не проходят. В любом случае, это будет началом распада России…
Тем временем, притеснение русского населения в КБР продолжается. Очередное ЧП, похожее на прошлогодний инцидент в селе Янтарное, произошло совсем недавно.
События развивались следующим образом: 5 февраля 2011 года двое молодых парней-кабардинцев из селения Кишпек Баксанского района приехали в станицу Екатериноградскую Прохладненского района в поисках приключений. Находясь в нетрезвом состоянии, они стали приставать к русским девушкам, за что их немного поколотили местные пацаны. Вернувшись в свой Кишпек, обиженные со своими друзьями-соплеменниками стали разрабатывать план мести, который вылился в крупный межэтнический конфликт.
12 февраля в станицу Екатериноградскую прибыла группа мстителей в количестве 70-80 человек, вооруженных бейсбольными битами и другими предметами. Они собрались неподалеку от здания клуба, где проходила дискотека. Несколько кабардинцев зашли в клуб и стали вызывать всех русских, находившихся на дискотеке, на разборки. Когда молодежь стала выходить из клуба, из засады на них набросилась огромная толпа кишпековцев и стала зверски избивать.
Данное событие не получило огласки благодаря усилиям местной администрации, сделавшей все возможное, чтобы «замять» конфликт и «не вынести сор из избы». По мнению станичной администрации, в случившемся «виноваты родители, не уделявшие внимания воспитанию детей». Странный вывод, учитывая, что большинство «агрессоров», прибывших из Кишпека, давно достигли совершеннолетия.
И скорее всего, в итоге последствия окажутся гораздо серьезнее, нежели могут себе представить местные коррупционеры, старательно покрывающие своих буйных соплеменников.
Русских выживают из Кабардино-Балкарии
Миграция турок-месхетинцев становится угрозой для русскоязычных районов республики
Конечно, никто не питает особых иллюзий относительно межнационального согласия в республиках Северного Кавказа, особенно на протяжении последних двух десятилетий. И Кабардино-Балкария, конечно, далеко не очаг стабильности, хотя ситуация там на несколько порядков спокойнее, чем в той же Ингушетии или Дагестане.
Опять же, не секрет, что в начале 90-х годов существовало серьезное противостояние между балкарскими и кабардинскими националистами, причем и те, и другие весьма негативно относились к русским. Да, страсти с тех пор поутихли, но «осадочек», как говорится, остался, равно как и взаимная настороженность между «титульными» народами республики. К тому же в последнее десятилетие там сложилось достаточно устойчивое ваххабитское подполье, периодически напоминающее о себе терактами, как совсем недавно, на первомайские праздники.
Впрочем, бандитское подполье в республике гораздо слабее, чем в Ингушетии, Чечне и Дагестане, да и слой его потенциальных сторонников гораздо тоньше. Трагические события в Нальчике в сентябре 2005 года отрезвили очень многие горячие молодые головы, и охотников рисковать ими ради сомнительных идей заметно поубавилось.
Тем не менее, как и в большинстве кавказских республик, именно бытовой национализм, а не открытый бандитизм способствует постепенному оттоку русского населения. Хотя в последние лет десять уже и лидеры национальных движений, и официальные власти, и даже муфтии призывают не трогать русских, сложностей в межнациональных отношениях сохраняется предостаточно. Причем, как показывает практика, если даже с националистами «титульных» национальностей» еще хоть как-то и о чем-то можно договариваться, иные миграционные потоки приносят новые общности людей и, соответственно, новые проблемы межнационального характера.
Как отмечает автор материала Георгий Волков, «миграционные процессы, происходящие на сегодняшний день в КБР, можно обозначить как массовые, ввиду того, что сопровождаются складыванием новых этнических анклавов, противостоянием идентификационных установок, столкновением культурных ценностей, зачастую принимающим острые формы. Это способствует возникновению очагов социальной напряженности, локальных конфликтов на этнической почве, росту ксенофобии. Следует отметить, что в каждом субрегионе миграционные процессы отличаются своими специфическими особенностями. Что касается миграционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике, то здесь мигранты создают дополнительные проблемы в местах компактного проживания. Неконтролируемая миграция в республике чревата серьезным осложнением ситуации не только в социально-экономической сфере (удорожание жилья, продуктов питания и товаров повседневного спроса, рост конкуренции на рынке труда), но и в сфере межнациональных отношений. Коренные народы и старожильческое население воспринимают мигрантов как угрозу своему благополучию, а в отдельных случаях и жизни».
В общем, своим наглым поведением вайнахские «гости» изрядно разозлили даже представителей титульных народов – кабардинцев и балкарцев. Русских-то «несчастные беженцы» вообще за людей не считали. В результате по отношению к вайнахским «беженцам» сложился «общенациональный консенсус», и при первом же удобном случае их стали из республики выдворять. Что оказалось не так и просто, потому что грозненские власти регулярно грозили вооруженной поддержкой своим соплеменникам. И не только во времена «свободной Ичкерии», но уже и при кадыровском режиме.
Сейчас, по милицейским данным, в республике еще остается около 8 тысяч чеченцев и ингушей – из них около трех тысяч считаются студентами. Они и по сей день становятся инициаторами драк, быстро принимающих характер межнациональных. Но все же по сравнению с 90-ми чеченская диаспора ведет себя гораздо скромнее.
Как сообщает Георгий Волков, «наиболее сложные взаимоотношения турок-месхетинцев наблюдаются преимущественно со славянским населением Прохладненского и Майского районов. В целом у основной части населения вызывает недовольство рост турецкого населения, в котором видят угрозу и потенциальную опасность. Очень часты конфликты на бытовой почве между молодежью турков-месхетинцев и жителями ряда населенных пунктов Прохладненского и Майского районов.
Рост числа незаконных мигрантов из числа турок-месхетинцев ухудшает криминогенную ситуацию в ряде местностей, с их стороны отмечаются неправомерные действия (производство и сбыт легких наркотиков, изнасилования), случаи криминальных разборок между молодежью различных национальностей.
С учетом более высоких темпов естественного прироста (по меркам России и КБР) и значительной исторической миграционной мобильности доля турок-месхетинцев, а также чеченцев и ингушей в общей структуре населения будет иметь тенденцию к увеличению. В связи с этим можно констатировать возникновение определенных зон напряженности в населенных пунктах значительного компактного проживания турок-месхетинцев, чеченцев и ингушей. Именно обозначенные моменты можно считать основополагающим фактором субъективного характера вынужденного оттока русскоязычного населения».
В складывающихся условиях, резюмирует Георгий Волков, «в самом общем виде можно предложить элементарную проверку службами миграционного контроля правомерности проживания турок-месхетинцев на данной территории, органами прокуратуры проверку правомерности полученных ими документов на проживание. Эти процедуры помогут на незначительный промежуток времени стабилизировать ситуацию, что позволит проработать и внедрить программы оптимизации ситуации в целом».
А вообще-то, русским, да еще в большинстве своем считающим себя в тех краях казаками, не мешало бы подумать и о возможной самообороне. В конце концов, пока их даже в этих районах в несколько раз больше, чем буйных и скандальных мигрантов. А иначе может оказаться слишком поздно.
Кабардинцы не любят балкарцев? Звоночек из проблемного региона
Кабардино-Балкарскую республику на минувшей неделе захлестнул острый межнациональный конфликт, о котором традиционно умолчали наши центральные СМИ. Всё началось с, казалось бы, простого и хорошего начинания: вспомнить годовщину Канжальской битвы 1708 года, чьё 310-летие отмечается в этом году.
Из того, что предварительно известно, следует, что кабардинская общественная организация «Шууей Хасэ» запланировала провести 17 сентября 2018 г. поход с участием 200 всадников на конях специальной кабардинской породы. Заключительной целью маршрута была заявлена гора Канжаль (Конжол), на которой и произошла вышепоименованная битва.
Местная полиция, как сообщает «Русское Агентство Новостей», узнав о готовящемся походе, не согласовала данное мероприятие и попыталась убедить его инициаторов отказаться от его проведения. Несмотря на то, что полностью дезавуировать данный поход местным правоохранительным органам и органам власти не удалось, число его участников сократилось до 30 человек (полностью это мероприятие запрещено не было ввиду отсутствия юридических оснований). Возглавил это действо Ибрагим Яганов – уважаемая в кабардинском сообществе личность, участник Грузино-абхазской войны и известный коннозаводчик.
Теперь немного скажем о самой Канжальской битве и о том, почему это сражение является проблемной темой в Кабардино-Балкарии.
В начале XVIII столетия, впрочем, как и всегда, на Северном Кавказе было неспокойно: часть черкесских племенных объединений отказалась платить «начисленную по-новому» дань турецкому султану и его доверенному лицу – крымскому хану (напомним, что почти вся территория Кавказа в то время находилась под турецким протекторатом). Султан приказал своему вассалу, хану Крымской орды, решить вопрос с непокорными, и большая армия, состоявшая из крымских татар и иных тюркских народностей, двинулась на территории, населённые непокорными черкесами и их соседями.
Решающее сражение произошло у подножия г. Канжаль (Конжол), в котором армия завоевателей была неожиданно разгромлена численно меньшим войском местных народов, преимущественно черкесского происхождения.
Разгром крымских татар и их союзников в Кабарде получил большой международный резонанс. Так, молдавский правитель Михаил Роговица сообщил в письме российскому канцлеру: «Хан крымский какой срам, урон и напасть воспринял от черкесов… что уж, пострадала его рать так, чего никогда не видел Крым…» Османский историк Фындыклы Халифе отметил, что «никогда не слыхано было такого их (крымцев) избиения».
Соответственно, эта победа стала символом национального триумфа для черкесов и иных адыгоязычных народов. Тюркские же народности Кавказа, в том числе балкарцы, крайне отрицательно относятся к этой теме и вообще предпочитают настаивать на исторической недостоверности известий об этом сражении.
Межнациональное противостояние началось в республике утром 18 сентября 2018 года, когда небольшая группа черкесской молодёжи с флагами, выкрикивая лозунги, решила пройти через вышеуказанное поселение. Местные жители из числа балкарцев преградили им путь. Завязалась массовая драка, в которой несколько человек с каждой стороны получили травмы. В итоге уже балкарцы стали «объявлять мобилизацию» и заявлять о жестокости черкесов.
Кабардинцы против балкарцев
Местной полиции оперативно погасить конфликт не удалось, и в аул Кенделен была введена Росгвардия, которая силой, щитами и дубинками, а также (вероятно) выстрелами в воздух, разделила обе стороны (правда, стороны конфликта в ответ на это стали применять камни и палки уже против правоохранителей).
Как кабардинцы, так и балкарцы объявили «сбор актива», и к селу стали стягиваться десятки, если не сотни машин. По утверждениям свидетелей, народу собралось больше, чем даже на недавний митинг против пенсионной реформы в Нальчике.
Наступившая ночь не погасила страсти. Аул словно вернулся на 300 лет назад – на въездах в селение стояли военные караулы, местные жители вокруг него жгли костры, а прибывшие представители обоих этнических сообществ, словно две армии, разбили друг напротив друга два лагеря.
В аул Кенделен были введены дополнительные силовые подразделения, посетить его смогли только постоянно проживающие в нём лица с местной пропиской, а на близлежащий всесезонный курорт Приэльбрусье пропускают только автобусы с туристами из других регионов.
В итоге в село прибыли представителе властей Кабардино-Балкарии. Начались переговоры всех сторон. Однако параллельно пришло известие о попытке прорыва групп балкарской молодёжи уже в кабардинское село Заюково, предотвращённой силами ОМОНа.
Очень многие граждане, проживающие в республике, считают, что именно из-за волнений в ауле Кенделен начались беспорядки в ряде соседних поселений и даже в Нальчике. Так, 19 сентября на главной городской площади столицы республики собрались на несанкционированную манифестацию (которую, в отличие от областей Центральной России, почему-то никто не разгонял, хотя сил полиции на месте было предостаточно) десятки людей с флагами и транспарантами. Однако собравшиеся вели себя не столь агрессивно, как те, кто сошёлся в противостоянии в Кенделене (возможно из-за большого числа полицейских), хотя и выкрикивали лозунги.
Митинг в Нальчике
Вообще, вышеописанные события свидетельствуют о достаточно серьёзной недоработке как правоохранительных органов, так и органов государственной власти, как минимум даже на самом первом, базовом уровне, т.к. вместо действительно качественной работы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия «наверх» направлялись показушные отчёты, якобы свидетельствовавшие об отсутствии проблем.
И до сих пор местные чиновники, видимо, от особо выдающейся силы духа, никак не комментируют ситуацию, видимо, ожидая решения Москвы; больше того, на официальных сайтах республики нет никакой информации о межнациональном конфликте и его соответствующей оценке.
Конечно, заявлять о начале распада России, как иногда кричат некоторые особо ретивые деятели, мягко говоря, совсем не стоит. Но этот очередной «звоночек» из одного из самых проблемных регионов РФ крайне нехороший, и как бы так не получилось, что, направив все силы и всё внимание на Дагестан с его 32 народностями, руководство нашей страны просмотрело Кабардино-Балкарию с её всего лишь тремя титульными народностями. А как мы помним, любой внутренний межконфессиональный и межнациональный конфликт в нашей стране будет с высокой степенью вероятности использован её внешними врагами (от вашингтонских «ястребов» до лидеров мирового джихадизма).
По имеющейся информации, особый доступ сохранялся ещё в конце недели в сёлах Кенделен и Заюковор, а подразделения Росгвардии и иных силовых ведомств продолжают нести службу в усиленном режиме в населённых пунктах Кабардино-Балкарии. По некоторым, пока не подтверждённым официально данным, силами охраны общественного порядка было задержано от 30 до 70 человек, и на данной стадии можно говорить об угасании конфронтации.
Таким образом, благодаря всё же пусть не сразу, но вскоре последовавшим и вполне правильным действиям силовых ведомств в Кабардино-Балкарии перерастания локального межнационального конфликта в кровавое межэтническое противостояние удалось избежать.