кем были гунны в этническом отношении

Таинственные гунны

Монголоидные черты у чувашей развиты слабо. Их облик, более европеоидный,

Вторжение гуннов положило начало Великому переселению народов. В правление Аттилы (434—453) гуннское объединение с центром в Паннонии достигло максимальной экспансии, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна. После смерти Аттилы Гуннская держава распалась, и гунны были поглощены новыми группами прибывавших с востока кочевников.

Рассказывая о своей поездке по землям за Дунаем, Приск Панийский пишет: Вместо пшеницы теперь нам давали просо, а вместо вина — мёд; именно так и называли его в этих местах. А провожавшие нас получали также просо и напиток из ячменя, называемый по-варварски «камос».

Это необычайно интересное свидетельство, так как здесь зафиксировано, что в языке гуннов присутствовали слова славянского происхождения. Мёд в данном случае не вызывает сомнения относительно происхождения. Зато вокруг второго напитка — «камоса» — было немало дискуссий. Этот напиток некоторые посчитали кумысом, однако у Приска сказано, что этот «камос» изготавливался не из кобыльего молока, а из ячменя. Это дало повод учёным предположить, что «камос» — это искажённое слово «квас». Интересно, что, ставшее, по-видимому, обычным употребление указанных блюд и напитков, подразумевает наличие у гуннов земледелия. Это несколько не соответствует представлению о гуннах как о кочевниках.

Историк Иордан, в своём сочинении использовавший не дошедшие до наших времён известия Приска Панийского, приводит ещё одно слово, происхождение которого связано со славянами — «страва», называя так поминальный пир по умершему гунну: «После того, как его (умершего) оплакали с такими причитаниями, они справили на его могиле страву (так это у них называется), сопровождая её большим пиром». Любопытно, что слово «страва» и сегодня употребляется во многих славянских языках (например, белорусском, польском, украинском, чешском) в значении «пища, еда, блюдо». Таким образом, историками установлено протославянского влияние в V веке на быт гуннов. В то же время, зафиксированное обозначение важной части погребального обряда вождя гуннов славянским словом, означает, что протославянский элемент как минимум занимал важное место в культе гуннов. Сомнительно, что завоеватели переняли часть культа погребения своего вождя у завоеванного народа, тем более за такое сравнительно короткое время. Следует также напомнить, что в письменных источниках отсутствует какое-либо упоминание о славянах до 7 века н.э.

Тем не менее, большинство историков считает, что указанные факты свидетельствуют лишь о том, что часть славян была подчинена гуннами и входила в состав державы Аттилы. Мнение ряда учёных (в том числе, Юрия Венелина) о том, что гунны являлись одним из славянских племён, большинство современных историков отвергает как ошибочное.

О происхождении гуннов известно благодаря китайцам, которые называли «хунну» (или «сюнну») народом, кочевавшим в степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы. Последние сообщения о гуннах касаются не Аттилы и даже не его сыновей, а далёкого потомка Мундо, который служил при дворе императора Юстиниана.

Согласно гипотезе Жозефа де Гиня (Joseph de Guignes), гунны могут быть по происхождению тюрками или прототюрками. Эту версию поддержал О. Менхен-Хельфен (O. Maenchen-Helfen) в своих лингвистических исследованиях. Английский учёный Питер Хизер (Peter Heather) считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», которая вторглась в Европу. Турецкий исследователь Кемаль Джемаль подтверждает эту версию фактами сходства названий и имен в тюркских и гуннских языках, это также подтверждается схожестью гуннской и тюркской системы управления племенами. Эту версию поддерживает также венгерский исследователь Дьюла Немет (Gyula Nemeth). Уйгурский исследователь Тургун Алмаз находит связь между гуннами и современными уйгурами в Китае

В средневековых источниках «гуннами» именовался ряд кочевых объединений в других частях Евразии, в частности ираноязычные эфталиты («белые гунны»), кидариты («чёрные гунны»), хиониты в Средней Азии и Индии и сменявшие друг друга кочевые группы в Прикаспийском Дагестане («хоны», в современной литературе именуются «кавказскими гуннами»). Их родство с европейскими гуннами является не доказанным. В византийских и латинских источниках этноним «гунны» превратился в нарицательное обозначение кочевников и помимо собственно гуннов позднее применялся к другим народам, обитавшим в Причерноморье (савирам, аварам, венграм и др.).

Восточно-сакская версия, Большинство исследователей отождествляют эфталитов Прокопия и хионитов Аммиана. Некоторые из них считают эфталитов кочевниками, проникшими из Центральной Азии (Джунгарии) в Припамирье. Другие, ссылаясь на средневековых историков, таких как Менандр и Прокопий, отмечают, что эфталиты жили в городах, так же существует мнение, что в Согдиану эфталиты попали не с севера, а с юга.

По мнению некоторых исследователей, судя по надписям на монетах эфталитов, выполненным на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было «хион» («OIONO»).

Прочие Восточно-иранские версии, Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», выводит гуннов от массагетов, сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами». В то же время Прокопий отделяет эфталитов от других гуннов, с которыми эфталиты не имеют общих границ, а потому не смешиваются с ними, добавляя, что они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. «Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов» — Прокопий Кесарийский.

Согласно Л. Н. Гумилёву, эфталиты — горцы, выходцы из Припамирья. По этой версии, эфталиты считаются древнеиранским народом, предками современных пуштунов.

Существуют также мнения, что в этногенезе эфталитов приняли участие, как мигрировавшие племена тохаров, так и согдийское население.

Китайский путешественник Сунь Юн, наблюдавший эфталитов в Индии в 520 г., описывал их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты, что в равной степени говорит как в пользу хионитской, так тюркской версий происхождения эфталитов.

Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету. В этом государстве было несколько видов письменности: согдий¬ская, бактрийская брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шёлковый путь».

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками.

Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников, живущих в войлочных юртах и одевающихся в шёлковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковер.

Эфталиты практиковали полиандрию, причем «братья имели одну жену». Китайские историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с рогом, имеющим столько отростков, сколько у неё мужей. Крайне важно, что аналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии.

К местной (кушанской) греко-буддийской культуре они относились весьма враждебно.

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия. Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили остготское государство Германариха.

Гунны, возглавляемые царём Баламбером, подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пестрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах.

В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 433 году вождь гуннов Ругила стал грозить Восточной Римской империи разорвать мирные соглашения из-за беглецов, укрывшихся на территории империи. В ходе переговоров Ругилла скончался.

После смерти Ругиллы, правителями гуннов стали его племянники Аттила и Бледа, последний при невыясненных обстоятельствах в 445 году погиб на охоте и власть Атиллы стала единоличной. Приск писал, что «Аттила это человек, который рождён потрясти Мир». По сообщению Аммиана «Аттила сравнял с землёй всю Европу». По мнению Томпсона, «Аттила был „бичом Божьим“ только для римских священников и властей, заинтере¬сованных в сохранении народов под вла¬стью Рима».

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. К 450 году гуннам выплачивала дань как Восточная так и Западная Римская империя. При Аттиле сумма дани составила 2000 фунтов золота. В 451 году в битве Каталаунских полях в Галлии, продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция. В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными.

Гунны быстро растворились в среде других номадов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века. С начала VI века и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров. По другой точке зрения, это союз местного кавказского происхождения. Его столицей был город Варачан, но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар, хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье. В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство. О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.
Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов.

Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает их: «Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.

Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.

Но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон»,

Это очень предвзятое описание, римляне ненавидели гуннов и боялись, всяко их при этом, очерняя, Как нас с вами сегодня очерняют западные потомки европейцев,

В противоположность Аммиану, посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский так описывает гуннов:

Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали на другой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобы вступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский закон разрешает многожёнство.

Каждый из присутствующих по скифской учтивости вставал и подавал нам полный кубок, затем, обняв и поцеловав выпившего, принимал кубок обратно».

Хотя Аммиан отметил отсутствие у гуннов привычки есть варёную пищу, они на деле были вполне знакомы с кулинарным искусством, но весьма неприхотливы в длительных походах. В бытовых и культовых целях использовались бронзовые котлы, которые по форме восходили к хуннским прототипам в Центральной Азии

Приск сообщал, что во время поездки в составе посольства к Аттиле, на скифской стороне, послам теперь предлагали «вместо вина — мёд», а провожатым «напиток из ячменя, называемый по-варварски „камос“», По видимому – квас.

Приск отмечал, что скифский закон разрешает многожёнство. По-видимому, основу социальной организации составляла большая патриархальная семья. Социальный строй гуннов Европы охарактеризован Энгельсом как военная демократия. Аммиан писал: «Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются».

Главным божеством был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому, не было. У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли. Этнолог Л. П. Потапов, основываясь на сообщениях Приска, жившего некоторое время при дворе Аттилы, полагает, что у гуннов были шаманы («кам»). У современных шаманов обряд с бубном называется камланье, Это слово даже входило в некоторые титулы гуннской правящей верхушки: ata kam (букв. «шаман-отец») — носил верховный шаман, который среди прочего определял «какие месяцы и годы будут благоприятными для народа»; второй титул (у тестя Аттилы) — as kam («соучастник», «товарищ» или «сподвижник»).

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци. Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

Во II веке до н.э в ходе постоянных завоевательных походов территория гуннского союза значительно расширилась. В её состав вошло огромное территориальное пространство Евразии от Каспийского моря до Тихого океана. Возникла Первая Гуннская Держава.

Китайская угроза вынуждала гуннов покидать степи Центральной Азии. В 93 году первая волна гуннских переселенцев двинулась на запад и, увлекая за собой различные племена, осела в Приаралье и на берегах Сырдарьи. Однако стоит отметить, что большая часть гуннов в этот период осталась в монгольских степях и продолжала оказывать сопротивление китайской экспансии.

Вскоре, к IV веку выделится новая группа гуннов – европейские гунны.

Группы гуннов будущей европейской ветви обитали в Центральной Азии после распада империи Таншихбая в течение нескольких десятилетий, пока отсутствие земледельческих районов не вынудило их вновь продвинуться на запад в поиске новых земель. Основная часть будущих европейских гуннов покинула регион, остальные же гуннские группы остались в Азии.

В 395 году орды гуннов пройдя Кавказ, вторглись в восточные провинции Византии и подвергли разграблению Каппадокию и Сирию. В тот же период гунны обосновались в Паннонии, откуда совершали разорительные нашествия на римские и византийские провинции. Особенно страдали от нашествий гуннов Фракия, Иллирия и Македония.

К первым десятилетиям V века гунны окончательно закрепились в Центральной и Восточной Европе и обратили свой взор на Западную (Романскую) Европу

По мнению Эрика Дешодт «О подвигах Аттилы знают все, но сам этот человек — непроницаемая тайна: известно, что он совершил, но не кем он был, если не считать его внешнего облика, описанного с большой точностью достойными доверия очевидцами. У него были огромная голова, треугольное лицо, лишенное растительности, если не считать остроконечной козлиной бородки, пронзительный взгляд, он был больше в ширину, чем в высоту…

Те же свидетели уточняют, что эти не располагающие к себе черты не принадлежали невеже: он говорил по-гречески и по-латыни, а что касается его кровожадности, то большинство современных ему римских императоров значительно превосходили его в этом, хотя и не могли сравняться с ним в храбрости и уме.

Он был в большей степени дипломатом, чем воином, в личной жизни — самый лучший друг, деликатный с женщинами (по меркам V века), заботливый и даже нежный отец…

Наконец, известно, что в ту эпоху, когда божеств было пруд пруди и только иудеи и христиане верили в единого Бога, он остался верен анималистическим верованиям степняков, поддерживаемым шаманами, согласно которым прародителем гуннов был волк. Тысячу лет спустя Чингисхан выдвинет ту же версию своего происхождения, которой придерживаются и современные монголы.

Великий политик? Не то слово. Перед ним было невозможно устоять, его обаяние было неотразимо. Вот разве что пространство и время ему не поддались: первое было коварно, второе — неумолимо».

Следует отметить, что гунны приняли участие в этногенезе современных тюркских народов. Так, определённый процент гуннской крови имеют казахи, которые возможно образовались в результате взаимной ассимиляции гуннов, усуней и кангюйцев. Не следует исключать и гуннских корней кыпчаков, которые являются прародителями многих тюркских народов (татар, кумыков, карачаевцев, ногайцев и пр.). Также в результате многочисленных лингвистических исследований было установлено, что прямым потомком древнего гуннского языка является нынешний чувашский язык, что говорит само за себя.

Владимир Ефимов # ответил «Чуваши очень разные – в одной и той же деревне живут чуваши смуглые с чёрными глазами и чёрными волосами и чуваши белолицые с настолько нежной кожей, что летом нос от солнца постоянно сгорает и облезает, глаза голубые, волосы светлые, есть люди с белыми волосами. Во многих чувашских деревнях голубоглазых светловолосых людей намного больше, чем среди русских. Есть люди с маленькими и с очень большими глазами. Есть люди низкорослые и ростом под два метра».

По данным Википедии. Чувашский язык (чуваш. Ч;ваш ч;лхи, Ч;вашла) — национальный язык чувашей, государственный язык Чувашской Республики, язык чувашских общин, проживающих за пределами Чувашской Республики. В генеалогической классификации языков мира относится к булгарской группе тюркской языковой семьи (по мнению ряда исследователей, западнохуннской ветви) и является единственным живым языком этой группы.

Источник

Гунны — куда исчез народ, покоривший большую часть Европы?

О гуннах слышали многие, ведь их нашествие полностью изменило уклад жизни в Европе. Нередко их представляют свирепыми варварами, пришедшими из Азии, жестокими воинственными кочевниками, что с лёгкостью покоряли новые земли. Более того, они сумели окончательно разбить некогда могущественную Римскую империю.

Вот только сказать наверняка, какими были гунны, сегодня не может никто. В истории этого народа немало таинственных эпизодов, а вопросов прошлое гуннов задаёт гораздо больше, чем находится ответов. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что это были великие завоеватели своего времени. Как же появились гунны? И почему они исчезли?

Появление гуннов

О происхождении гуннов существует несколько версий, однако самым распространённым стало мнение о том, что их предками были хунну (сюнну), кочевые племена, занимавшие север Китая. Однако с китайскими народностями у хунну сложились непростые отношения.

Стремясь покорить новые земли, они постоянно атаковали границы Китая. Итогом стало поражение хунну, после чего народ разделился на несколько ветвей. Западная группа двинулась в направлении Монголии, России и европейских стран.

По пути, смешиваясь с местными этносами, хунну преобразовывались, а их культура приобретала заимствования. Так появились их потомки — гунны, что стали ещё более могущественными завоевателями, чем их прародители.

кем были гунны в этническом отношенииВоины-гунны. Цветная гравюра 1890 года

Первые упоминания о гуннах как народе встречаются в китайских источниках, датируемых II веком до нашей эры. В записях европейцев о гуннах говорится через четыре столетия, однако расцвет этого народа начинается в IV веке до нашей эры.

В этот период гунны успешно атакуют аланов, чьи земли располагались на Северном Кавказе, после чего переходят к наступлению на остготов, государство которых дрогнуло под натиском воинственных кочевников. Соседи покорённых племён, вестготы, узнав о нашествии гуннов, отступают к фракийским территориям.

кем были гунны в этническом отношенииЖорж-Антуан Рошгросс «Гунны» (фрагмент картины)

Гунны — народ воинов

Гунны славились как непобедимые воины, именно это подтолкнуло правителей Западной Римской империи вступить в союз с грозными племенами. Гунны успешно охраняли границы от германских племён, однако регулярно совершали набеги на окраины Восточной Римской империи.

Однако римляне не могли указывать гуннам. В V веке восточно-римским императором Феодосием II было решено выплачивать дань кочевникам — это помогало сдерживать их.

кем были гунны в этническом отношенииИмперия гуннов ок. 450 года / © Slovenski Volk / ru.wikipedia.org

Как же гуннам удавалось так легко, поистине молниеносно завоёвывать новые земли? Мне кажется, причина крылась как в таланте полководцев и воинственном нраве самого народа, так и в образе жизни этих людей. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин писал:

“Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду”.

Как и любой кочевой народ, гунны с трепетом относились к лошадям, которые были и соратниками в бою, и верными помощниками, и источниками пищи. При этом один только необычный внешний вид гуннов приводил в ужас греков и римлян.

Тот же Аммиан Марцеллин отмечает:

“Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей”.

Гунны под предводительством Аттилы

Я хочу отметить, что многие вожди гуннов подавали пример своим подданным. Они вели жёсткую политику, практически не шли на компромисс, требовали уступок со стороны даже самых сильных противников.

Так, к примеру, вождь Ругила, узнав о беглецах, которых укрывали в Восточной Римской империи, потребовал немедленно вернуть преступников, иначе войска гуннов выступят против императора. Но самым известным гуннским вождём стал племянник Ругилы, Аттила. Историк Приск Панийский в своих трудах отмечал:

“Аттила это человек, который рождён потрясти Мир”.

При этом вожде территории гуннов расширились до немыслимых пределов. Под его командованием войска взяли более полусотни крупных и укреплённых городов.Гуннам даже удалось вторгнуться в Италию и занять несколько регионов, однако римляне оказали серьёзное сопротивление, из-за чего армия Аттилы отступила.

кем были гунны в этническом отношенииФрагмент фрески Делакруа «Аттила»

Падение империи гуннов

После смерти Атиллы в 453 году среди кочевников начинаются распри и борьба за власть. Ослабление гуннов становится прекрасной возможностью восстановить свои права для покорённых народов.

Первыми этим воспользовались гепиды, что начинают наступление на гуннов. Уже через год после кончины своего известного предводителя кочевники потерпели сокрушительное поражение.

Под постоянным натиском племён, что некогда вынуждены были подчиняться им, гунны отступали к берегам Чёрного моря. Несколько раз они предпринимали попытки прорваться на Балканский полуостров, однако все они завершились неудачно.

кем были гунны в этническом отношенииАтилла / © Andrzej Bogusz / abogusz.artstation.com

Оказавшись поверженными в период Великого переселения народов, гунны обречены были влиться в новые племена, прибывающие с востока. Они растворились среди них крайне быстро. Несмотря на это, даже в Средние века некоторые историки использовали название “гунны” как определение для кочевников, прибывших в Европу из Азии.

Известно, что в VI-VIII веках в Дагестане существовало объединение, называемое в некоторых древних источниках “царством гуннов”, однако исследователи до сих пор не могут точно сказать, были ли это те самые гунны-завоеватели, оттеснённые к горам, или местные племена, ошибочно названные гуннами.

кем были гунны в этническом отношенииЖорж-Антуан Рошгросс «Гунны»

Гунны были не просто народом-завоевателем, но и людьми, что вершили историю своего времени. Вторжение кочевников на территорию европейских стран и часть России остановило германских воинов, что успешно распространяли свою власть.

Племена остготов и вестготов вынуждены были отступить перед новым народом и новой культурой, носителями которой являлись потомки хунну. Не будь гуннов, неизвестно, какими были бы мы сегодня, ведь история могла развиваться в совершенно ином направлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *