кем можно работать после учета и аудита
«Бухгалтер: обучение востребованной профессии»
«Бухгалтер: обучение востребованной профессии»
Онлайн-интервью с заведующим кафедрой «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета при Правительстве РФ, председателем Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», д.э.н. Виктором Григорьевичем Гетьманом
Как сегодня обучают будущих бухгалтеров? Каким должен быть современный бухгалтер? Какими знаниями и навыками необходимо владеть, чтобы состояться в этой профессии? На эти и другие вопросы сайта edu.consultant.ru ответил заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», д.э.н. Виктор Григорьевич Гетьман.
КонсультантПлюс: Сейчас часто говорят о переизбытке специалистов экономического профиля. Есть даже мнение, что профессия бухгалтера в будущем не будет востребована и исчезнет. Что вы скажете на это? Какие перспективы у студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»?
Виктор Григорьевич Гетьман: При переходе нашей страны с плановой на рыночную модель экономики произошли серьезные изменения в выборе молодежью профессии. Резко упал конкурс в вузах на технические специальности. Многие выпускники школ стали отдавать предпочтение экономическим специальностям. В результате в последние годы Правительство РФ было вынуждено принять ряд мер, направленных на повышение заинтересованности выпускников школ на поступление в вузы на технические специальности. Эти меры в сложившихся условиях можно понять. Однако говорить о переизбытке экономистов в стране, на наш взгляд, пока что рановато, поскольку еще немало граждан даже среди предпринимателей не имеют экономического образования.
Что же касается профессии бухгалтера, то она существует много сотен лет и будет востребована в будущем, так как без нее общество обходиться по определению не может. Утверждение отдельных лиц, что она в перспективе якобы исчезнет, следует воспринимать не более чем шутку. В настоящее время профессия бухгалтера является одной из наиболее многочисленных в нашей стране. По разным оценкам, бухгалтеров 5-6 млн. человек. Среди безработных, зарегистрированных в центрах занятости, бухгалтеров, как правило, нет. Поэтому перспективы у студентов, обучающихся по данной специальности, весьма положительные в части трудоустройства. Да и заработная плата у них нередко находится на должном уровне.
КонсультантПлюс: Расскажите немного о профессии бухгалтера. Многие считают, что она скучная, рутинная, что это бесконечные цифры, однообразные операции. Но так ли это? Какая на самом деле эта профессия? Что она дает человеку? Какие карьерные возможности может открыть?
Студентам надо помнить, что хорошо подготовленный в вузе бухгалтер может на практике без особых дополнительных усилий выполнять на должном профессиональном уровне и работу любого другого экономиста. Более того, история знает немало примеров, когда руководители крупных компаний, а в отдельных случаях и целых государств (например, во Франции и др.) имели высшее профессиональное образование в области бухгалтерского учета.
КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть современный бухгалтер? Что он должен знать, уметь, к чему стремиться?
КонсультантПлюс: Разъясните, пожалуйста, на своей кафедре вы занимаетесь подготовкой исключительно бухгалтеров или же экономистов широкого профиля? В чем заключается специфика обучения специалистов на вашей кафедре?
В 2013 г. Финуниверситет получил право осуществлять подготовку студентов по собственным учебным планам. В результате мы имеем возможность избежать недостатков, присущих универсальным ФГОС ВПО (федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования), по которым мы учили ранее.
К особенностям обучения студентов в Финуниверситете относится и то, что здесь, помимо подготовки специалистов, бакалавров, довольно широко развита подготовка магистров. Причем обучение последних ведется по собственным программам. Таких программ только по нашей кафедре 4.
КонсультантПлюс: Можно ли стать бухгалтером, закончив бухгалтерские курсы?
В.Г. Гетьман: Лица, окончившие полноценные (а не любые, кстати сказать) бухгалтерские курсы, получают только начальное профессиональное образование. Оно дает им возможность работать бухгалтерами обычно лишь на малых предприятиях. Однако, проработав непродолжительное время, большинство из них стремится поступить в вуз, поскольку ощущает потребность в повышении своего профессионального мастерства и недостаток ранее полученных специальных знаний на указанных курсах.
КонсультантПлюс: Так ли необходимо студентам, желающим работать в бухгалтерии, тратить несколько лет на получение высшего образования?
Более того, профессиональные бухгалтеры в соответствии с международными и отечественными требованиями обязаны регулярно повышать свою квалификацию, т.е., если образно выразиться, должны учиться всю жизнь.
КонсультантПлюс: Каким вам видится нынешний студент, обучающийся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»? Есть ли отличия современных студентов от студентов прошлых лет и в чем они выражаются?
В.Г. Гетьман: Основная масса поступающих сейчас в вуз абитуриентов имеют более высокий уровень знаний в области IT-технологий, чем их предшественники, но в то же время многие из них заметно уступают по общему уровню подготовки. В результате вузам нередко приходится проводить с ними дополнительные занятия по математике, иностранному языку и другим предметам.
В нынешней студенческой среде стал меньше проявляться дух коллективизма, приверженности конкретной идеологии. Вместе с тем заметно увеличилось в их действиях проявление коммерческих признаков и начал.
КонсультантПлюс: Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Есть ли данные о том, какое количество ваших бывших студентов работают по специальности и в каких сферах? Насколько ваши выпускники сегодня востребованы на рынке труда?
В.Г. Гетьман: В Финуниверситете имеется специальная структура, которая занимается отслеживанием судьбы выпускников. Последние, как правило, работают по специальности в крупных и средних компаниях в различных отраслях. Подавляющая часть студентов старших курсов (более 80%) еще в период обучения в вузе параллельно начинают работать по специальности. Проблем с трудоустройством выпускников не испытываем. Качество их профессиональной подготовки в Финуниверситете позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных наших выпускников не было раньше, нет и сейчас.
КонсультантПлюс: Какое у вас отношение к современным информационным технологиям? Как вы думаете, что ждет экономическое образование в будущем, не поглотит ли его IT-технологии?
В.Г. Гетьман: Отношение самое положительное. Если говорить, к примеру, о современном бухгалтере, то он должен владеть знаниями в области бухгалтерских информационных систем и иметь навыки применения на практике, как минимум, двух пакетов прикладных программ, а также уметь пользоваться современными системами управления, базирующимися на компьютерных технологиях.
На наш взгляд, нет каких-либо оснований полагать, что IT-технологии в будущем поглотят экономическое образование. Преподаватель всегда был и останется важнейшим звеном в системе образования. Об этом свидетельствует и нынешняя практика дистанционного обучения студентов, при котором, как известно, широко используются IT-технологии.
КонсультантПлюс: Насколько важно будущим специалистам изучать специализированные компьютерные программы?
В.Г. Гетьман: Это крайне необходимо, поскольку незнание их резко сокращает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
КонсультантПлюс: Должен ли ваш выпускник знать и уметь пользоваться, к примеру, справочными правовыми системами и почему?
В.Г. Гетьман: Не только должен, а обязан их знать и уметь ими пользоваться, поскольку они являются очень мощным информационным инструментом для пользователей (в т.ч. и бухгалтеров) при выборе вариантов решения практических задач или вынесении профессиональных суждений. Сейчас трудно найти организацию/предприятие/учреждение, в которых бы отсутствовали КонсультантПлюс или другие справочно правовые системы.
Этот кладезь информации также активно используют студенты, аспиранты, научные работники. Незаменимым и весьма удобным в пользовании источником он служит и для преподавателей, занятых подготовкой студентов, и прежде всего экономистов.
КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, желающим построить карьеру бухгалтера?
В.Г. Гетьман: Постарайтесь максимально эффективно использовать время учебы в вузе для получения профессиональных знаний и навыков, которые потребуются в вашей будущей работе.
КонсультантПлюс: На изучение каких дисциплин студентам сейчас следует делать особый упор?
В.Г. Гетьман: Этот вопрос в последнее время приобрел особую остроту. Дело в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения по направлению «Экономика» (уровень бакалавр), к сожалению, не указан обязательный к изучению перечень профессиональных учебных дисциплин. В ряде вузов это сказалось негативным образом.
Между тем в мире происходят обратные процессы. В частности, международная стандартизация образования профессиональных бухгалтеров. МФБ разработала целую систему образовательных стандартов для данных специалистов. В одном из них, а именно в IES-2 «Содержание программ профессионального бухгалтерского образования», довольно четко указан перечень учебных дисциплин, знанием которых должны обладать эти специалисты.
Студентам, безусловно, будет полезно проанализировать содержание учебного плана подготовки бухгалтеров, используемого в их вузе.
Что же касается учебных дисциплин, на которые студентам следует сейчас делать особый упор, то к ним мы относим: принципы бухгалтерского учета (теория бухгалтерского учета), финансовый учет и отчетность, управленческий учет и контроль, налогообложение, международные стандарты учета и финансовой отчетности, право, аудит, финансы и финансовый менеджмент, иностранный язык (желательно английский), IT-технологии, менеджмент и принятие стратегических решений, международный бизнес и проблемы глобализации, бизнес-анализ.
КонсультантПлюс: Какую литературу следует читать студентам?
В.Г. Гетьман: Прежде всего, учебники и учебные пособия, имеющие гриф (т.е. рекомендованные в установленном порядке для студентов) по изучаемым дисциплинам; профессиональные журналы (отечественные и желательно зарубежные); монографии по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.
КонсультантПлюс: На каких видных деятелей экономической науки и практики студентам следует ориентироваться?
В.Г. Гетьман: В становление и развитие экономической науки вообще и бухгалтерского учета в частности заметный вклад внесли многие ученые и практики. Поэтому выделять отдельных из них не буду, а посоветую студентам прочесть учебники/учебные пособия «История экономических учений» и «История развития бухгалтерского учета» и самостоятельно выбрать для себя кумиров.
Образование для бухгалтера: куда пойти учиться и так ли нужен ВУЗ, как об этом говорят
Бухгалтер работает непосредственно с капиталом компании, а поэтому требования работодателей к нему довольно высокие. Все хотят видеть в этой должности специалиста с высшим образованием, многолетним стажем, безупречным знанием законодательства и навыками налоговой оптимизации.
Но действительно ли это так важно? Можно ли построить успешную карьеру бухгалтера без диплома ВУЗа и 40 лет в должности рядового специалиста? Давайте разберемся.
Что требует закон
Базовый документ, регулирующий бухучет в РФ — это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В ст. 7 данного НПА сказано, что главный бухгалтер должен иметь:
Однако эти требования предъявляются к руководителям бухгалтерии не всех предприятий, а только некоторых форм собственности. К ним относятся:ПАО, страховые организации, НПФ, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании ПИФ, госучреждения и организации бюджетной сферы.
Примечательно, что закон не требует наличия у главбуха наличия профильного высшего образования: экономического, бухгалтерско-аудиторского, финансового.
В нем подробно расписаны требования к квалификации бухгалтера и главбуха: т.е. набор навыков, знаний и профессиональных умений, которыми должен обладать специалист, чтобы работать в данных должностях.
В профстандарте применяются 4 квалификационных уровня (до 2019 г. описывались только два).
Дополнительные требования по Профстандарту:
Профстандарт — документ рекомендательного характера. Обязательным для применения он становится только после того, как введен на предприятии, т.е. приняты соответствующие ЛНА, приведены в соответствие должностные инструкции, издан приказ руководителя.
Может ли ООО отказать в приеме на работу главному бухгалтеру, не имеющему высшего образования?
Нет, если в Обществе на момент трудоустройства не принят профстандарт, утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н.
Может ли работодатель уволить главбуха, не имеющего высшего образования, после принятия профстандарта?
Нет, если сотрудник уже работал на предприятии на момент внедрения профстандарта, работодатель должен направить его на курсы профпереподготовки или повышения квалификации.
Какое образование получить
Перейдем к главному вопросу — куда пойти учиться.
Все зависит от цели, которую перед собой ставит будущий специалист: получить должность рядового бухгалтера в компании, построить карьеру главбуха, предоставлять услуги на фрилансе или стать владельцем собственного бухгалтерского бизнеса.
Выучиться на бухгалтера можно и очно, и дистанционно, такая специализация есть в высших и средне-специальных учебных заведениях. Поступить на программу профессиональной переподготовки можно только, если специалист уже имеет или находится в процессе получения среднего профессионального и (или) высшего образования (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Если у вас имеется диплом какого-либо ВУЗа, но вы решили сменить сферу деятельности, лучше всего выбрать курсы.
Цель 1: самостоятельное ведение бухгалтерии небольшой фирмы.
Достаточно краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Выбирайте программу, которая познакомит с обработкой материальных ценностей, научит рассчитывать сумму налогов и заработной платы.
Цель 2: построение карьеры бухгалтера «с нуля».
Начать карьеру можно, имея среднее профессиональное образование, либо пройдя профессиональную переподготовку по бухгалтерскому учету.
Цель 3: создание собственного бухгалтерского бизнеса.
В данном случае, помимо профильного образования, потребуются специальные знания и навыки управленца, соответствие профессиональным стандартам качества.
Какая разница между учебой в ВУЗе и на курсах
Обучение в университете предполагает дневную форму обучения, очно-заочную и дистанционную. Бакалавриат в любом случае займет 4 года, а магистратура — 5-6 лет. Главным бухгалтером акционерного общества или госучреждения не стать без высшего образования и серьезного опыта работы. Но не забывайте, что для руководителей ООО и ИП таких требований закон не предъявляет.
Курсы длятся гораздо меньше: несколько месяцев от поступления до получения сертификата на руки. Как правило, полученных знаний хватает для того, чтобы вести учет в небольшой фирме, брать заказчиков на аутсорсинг и бухгалтерский аудит. Другое дело — насколько профессиональная будет подача материала у организаторов таких курсов.
Есть ли шанс у дистанционного образования
До сих пор многие опасаются, что онлайн-образование не воспринимается работодателями всерьез. Однако, как показывает статистика, уровень дистанционного обучения в последние годы неуклонно растет. По данным, опубликованным РБК, доля онлайн-образования в западноевропейских странах, Японии и США составляет порядка 30%. В России по прогнозам в 2021 году она достигнет — 19-20%.
В чем преимущества дистанционки:
Подведем итоги
Возможностей получить профессию бухгалтера сегодня более, чем достаточно: начиная от онлайн-курсов в интернете и заканчивая профильным образованием в ВУЗах. Какой путь выбрать — каждый должен решить самостоятельно, ориентируясь на свои цели и ожидаемые перспективы. Жесткие требования закон предъявляет только к главным бухгалтерам предприятий определенных форм собственности (ПАО, НПФ, страховщики и т.д.).
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.