кем осуществляется контроль за соблюдением мрот

Кем осуществляется контроль за соблюдением мрот

Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года

Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года

(В редакции федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.06.2011 № 106-ФЗ, от 03.12.2012 № 232-ФЗ, от 02.12.2013 № 336-ФЗ, от 01.12.2014 № 408-ФЗ, от 14.12.2015 № 376-ФЗ, от 02.06.2016 № 164-ФЗ, от 19.12.2016 № 460-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 07.03.2018 № 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 463-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Источник

ТК РФ Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Источник

Минимальная зарплата в 2021 году: размер и правила расчёта

кем осуществляется контроль за соблюдением мрот

Зарплата работника за полный месяц не должна быть ниже минимального размера, установленного по стране, региону или отрасли. За нарушение этого требования работодателю грозят штрафы — от 10 000 рублей для ИП и от 30 000 рублей для организаций. Расскажем, какой минималки нужно придерживаться и как рассчитать сумму зарплаты.

Статья подготовлена по материалам вебинара Юлии Бусыгиной «Зарплата: изменения, особенности расчёта с 2021 года».

Какой должна быть минимальная зарплата

Месячная заработная плата работника, который полностью отработал норму рабочего времени и исполнил свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).

С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 12 792 рубля. Его размер определяется по медианной зарплате, а не по прожиточному минимуму, как было раньше.

При назначении зарплаты сотрудников нужно учитывать и региональный МРОТ. Субъекты РФ могут установить свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже федерального. Если работник трудится в таком регионе, его зарплата должна быть больше или равна региональному МРОТ. Эти ограничения должны соблюдать только работодатели, которые присоединились к региональным соглашениям. Вас присоединят автоматически, если в течение 30 дней после публикации соглашения вы не направите письменный мотивированный отказ. Если вы смогли отказаться или в вашем регионе таких соглашений нет, платите зарплату не ниже федерального МРОТ.

Увеличить зарплату нужно тем сотрудникам, которые с 1 января за полностью отработанный месяц и до удержания НДФЛ получают меньше МРОТ. Индексацию можно провести путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору и уже с начала года начислять и выплачивать работникам не ниже минимального размера оплаты труда.

Мы не рассматриваем в этой статье отраслевой МРОТ. Узнать о нём можно в отраслевых соглашениях, которые размещены на официальном сайте Минтруда.

Когда начисленная зарплата может быть ниже МРОТ

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.

Пример. В ООО «Соколик» работает Вика, которая совмещает работу с учёбой в университете. Для её должности установлен месячный оклад равный МРОТ при полной рабочей неделе (40 часов). Она отрабатывает 20 часов в неделю, поэтому её труд оплачивают пропорционально отработанному времени. ООО «Соколик» начисляет Вике зарплату в сумме 6 396 рублей (12 792 рубля × (20 часов / 40 часов × 100 %)).

Получать меньше МРОТ могут также совместители и те, кто отсутствовал на работе из-за отпусков, болезней и т.п. В этих случаях зарплату сравнивают с МРОТ, рассчитанным исходя из отработанного рабочего времени.

Какие выплаты включаются в расчёт МРОТ

Если вы посмотрите редакцию ТК РФ от 2002 года, то увидите, что раньше в ст. 133 было чётко сказано, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Они идут сверх МРОТ. В свежем ТК РФ таких указаний нет. В нём сказано только то, что месячная зарплата работника, который полностью отработал норму рабочего времени, не может быть ниже минималки.

Когда появилась такая редакция, стали возникать вопросы. «Ведь здесь месячная зарплата имеется в виду, а, в соответствии со ст. 129 ТК, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты». Получается, что в зарплату вроде бы входит и компенсационная, и стимулирующая части. Некоторые думают, что тогда можно сделать оклад, например 10 тысяч рублей, и компенсационными и стимулирующими выплатами довести его до МРОТ. С одной стороны, да, можно бы и толковать так. Но все эти моменты урегулировал Конституционный суд. Напомним, что его решения обязательны для исполнения всеми работодателями.

Разобраться, как правильно считать зарплату, средний заработок и удерживать НДФЛ, можно в Контур.Школе. По окончании курса вы получите документ об обучении.

Итак, какие выплаты должны идти сверх МРОТ:

Обратите внимание! Региональные и отраслевые соглашения могут вводить особые условия про доплаты и надбавки. Например, в Москве в минималку не входит доплата за работу во вредных условиях.

В 2020 году вышло постановление ВС РФ, где суд указывает на то, что стимулирующие выплаты (такие как премии) тоже должны идти сверх минимального размера оплаты труда (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

Получается, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, районные коэффициенты, надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Они идут сверху.

Обязательно проконтролируйте, чтобы не получилось так, что у вас в трудовых договорах с работниками указан, допустим, оклад 10 тысяч, а всё остальное вы доводите до МРОТ компенсационными и стимулирующими выплатами. Такой порядок на сегодняшний день неверный.

Читайте также

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *