кем создается право и мораль
Право и мораль
Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.
Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.
Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.
Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правонарушений в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Моралью называют сочетание норм и принципов, которые осуществляют регулирование людского поведения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и проч.
Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.
Моральные нормы
Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственности).
Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п. Можно сказать, то общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражается в так называемых «золотых правилах нравственности»: «По отношению к другим людям поступай так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Не причиняй вреда другому человеку» и проч.
Моральными нормами называют выработанные социумом требования к индивиду как к участнику этого сообщества, действенность каковых напрямую зависит от степени их усвоения людьми, от формирования их внутренних представлений, убеждений касательно своего и чужого поведения во время общения с прочими индивидами. Оценка своего поведения, внутренний самоконтроль (можно сказать, совесть) – это основная составляющая норм морали.
Единство права и морали
Единство и взаимосвязь права и морали обуславливается тем, что они:
Различия права и морали
Различиями между правом и моралью можно назвать:
Мораль и право взаимодействуют друг с другом во время упорядочивания социальных отношений. Их требования совпадают во многих моментах: обычно то, что осуждается и поощряется правом, также осуждается и поощряется моралью, и наоборот). Большая часть правовых норм происходят из нравственных – то есть «не укради», «не убий» и проч.
Во время упорядочивания общественных отношений мораль и право друг друга поддерживают. Совсем не случайно Гераклит однажды заявил, что «законы обязаны своей силой нравам», так как требования морали, осуществляя воздействие на людское сознание, формируют положительный фон для реализации предписаний юридического характера.
Также право закрепляет и при этом защищает ценности морали. Оно способно, к примеру, обеспечивать компенсацию морального вреда. К примеру, в соответствии со статьей сто пятьдесят один ГК России, «если гражданину причинен моральный вред (физические либо же нравственные страдания) действиями, которые нарушают его собственные личные неимущественные права или же посягающими на принадлежащие гражданину прочие нематериальные блага, а также в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, то суд имеет право возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такового вреда».
Во время определения размеров компенсации морального вреда суд берет в расчет степень вины нарушителя, а также прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Суд обязан также брать в расчет степень физических, а также нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями индивида, которому и был причинен вред.
При этом допустимы и противоречия между правом и моралью, когда одинаковая ситуация может регулироваться различно со стороны одного и другого.
Когда право расходится с нравственностью в оценке каких-либо явлений, то это обычно не упрочивает его позиций в социуме, не увеличивает влияние на сознание граждан, а в точности наоборот.
К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования. При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах.
Из-за этого в статье пятьдесят один Конституции страны оговорено, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких родственников, круг которых определен ФЗ». Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.
Могут быть объективные (имеющиеся различия между моралью и правом) и субъективные (право меняется быстрее, нежели мораль, и нередко с ней не согласуется из-за некоторых идеологических и конъюнктурных моментов) причины противоречий.
Право и мораль.
Соотношение права, морали и обычая.
Главный принцип в соображениях гуманизма – «золотое правило морали», то есть «как ты с людьми, так и люди с тобой». Как видим, некоторое эгоистическое начало в этом все же присутствует – ты мне, я тебе – взаимовыгодное сотрудничество.
Право – это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.
Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах – так и появилось право.
Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.
Единство права и морали.
Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.
Различия права и морали.
Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.
В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы – это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом, или обычным правом.
При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?
Право и мораль: понятие, сходства, различия, соотношение
Содержание:
Что такое право и мораль?
Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.
Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.
Мораль (от лат. «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.
Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.
«Золотым правилом» морали можно считать высказывание: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.
Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.
Основной девиз права, в отличие от морали, — поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.
Общее между правом и моралью
Между моралью и правом много общего:
В последних двух пунктах указано именно «предполагается», потому что в идеале право, как и мораль, должно быть мерилом добра, справедливости, равенства, но к сожалению, практика государств показывает, что такое бывает далеко не всегда.
Отличия норм морали от норм права
При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:
В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.
Соотношение и взаимовлияние морали и права
Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.
В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.
Нужно помнить и то, что сущность понятий «мораль» и «право» имеет схожее содержание: «moralis» — нравственный, «jus» — право, «justitia» — правда, справедливость, т.е., право есть «искусство добра», право должно отражать равенство и справедливость.
Идеал существования человеческой цивилизации — это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.
В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:
1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.
Например, все естественные права человека – право на жизнь, на защиту чести и достоинства и т.д., изначально существовали в виде моральных норм, пока не стали защищаться и законом. Запреты, табу, связанные с данными правами, также приобрели правовую форму: «не убий» (уголовная ответственность за убийство человека — ст. 105 Уголовного кодекса РФ), «не укради» (уголовная ответственность за кражу — ст. 158 УК РФ) и т.д.
2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.
Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства — долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).
3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.
Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.
Возможна и более конфликтная ситуация. Например, с моральной точки зрения одни считают эвтаназию убийством человека, другие – спасением безнадежно больного пациента, и чуть ли не моральным долгом врача, который обязан избавить страдающего от мук. В большинстве стран мира эвтаназия прямо запрещена законом, однако в этих странах есть сторонники ее проведения. Между тем, есть страны, где эвтаназия уже официально разрешена (и их становится все больше), однако не все население этих стран принимает такие законы. В такой ситуации налицо конфликт: «право дозволяет, мораль осуждает», и наоборот, «право запрещает, мораль дозволяет».
Таким образом, мораль и право — это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
п. Право и мораль
Урок 18. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «п. Право и мораль»
Право выполняет различные социальные функции. Пожалуй, основной из них является регулятивная. Правовые нормы создаются для того, чтобы воздействовать на поведение людей, направлять его в определённые рамки. Но деятельность отдельных индивидов и социальных групп регулируют и иные правила.
Рассмотрим соотношение между двумя важнейшими элементами системы социальных норм: моралью и правом. Для этого ответим на четыре вопроса:
· Что общего между двумя этими социальными институтами?
· Как они взаимодействуют между собой?
· Чем мораль и право отличаются друг от друга?
· В чём противоречат друг другу?
Начнём с того, что основная цель и морали, и права – совершенствование общественных отношений, поддержание порядка. Их нормы способствуют согласованию интересов отдельных личностей, а также личности и общества. Вспомним золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Право, хоть и не декларирует напрямую этот основополагающий принцип, но тоже опирается на него. Разве только не оставляет на усмотрение отдельных лиц разрешение вопроса о том, какого отношения к себе они ожидают от других.
И моральные, и правовые нормы основаны на уважении к человеку, возвышении его достоинства. Они исходят из признания наличия у индивидов свободной воли, а значит и способности нести ответственность за свои действия.
И мораль, и право – универсальные регуляторы поведения людей. То есть действие их норм распространяется не на какую-либо одну сферу общественной жизни.
И, наконец, мораль и право действуют, так сказать, в «едином поле» общественных отношений. И то, и другое – совокупность социальных норм. Они регулируют типичные, повторяющиеся отношения и не ограничиваются одноразовым решением конкретных ситуаций.
Мораль и право тесно связаны между собой. Юридические решения, основанные только на «букве» закона, принятые в отрыве от господствующего в обществе нравственного сознания, не могут быть верными и справедливыми. Правовые нормы, разумеется, поддерживаются принудительной силой государства. Но невозможно приставить контролёра к каждому человеку. Правопорядок может быть обеспечен лишь в том случае, когда большинство людей соблюдает законы добровольно. А это возможно, только если нормы права соответствуют их нравственным представлениям.
Влияние морали на право проявляется не только в том, что некоторые нравственные нормы юридически оформляются государственной властью. Одним из важнейших принципов права является принцип справедливости. В уголовном праве он означает, что тяжесть наказания должна соответствовать степени общественной опасности преступления. При назначении наказания учитывается личность правонарушителя, выясняются мотивы его действий, обстоятельства совершения преступления (смягчающие и отягчающие степень вины).
Статья 6 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации делает прямую отсылку к нравственным нормам: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости».
Но нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность правовых норм, но и этическая безупречность правоохранителей: судей, следователей, прокуроров, работников полиции…
Право может провозглашать самые прогрессивные принципы, основываться на справедливости и уважении достоинства человека. Но если правоприменительная практика эти принципы игнорирует, то и уважения к закону в обществе не будет.
Однако право и мораль имеют существенные различия.
Источником и того, и другого в конечном счёте является общество. Но моральные нормы формируются спонтанно, стихийно, на основе складывающихся в общественном сознании представлений о добре и зле, справедливости, порядочности, благородстве. Правовые же нормы формулируются государством, отражают его волю. Процесс их создания организован. Право принятия норм принадлежит конкретным людям или органам власти, происходит по определённой процедуре.
Из сказанного следует, что мораль гораздо древнее права. Она появилась вместе с обществом. Право же возникло позже. На том этапе развития социума, когда управлять им стало затруднительно без специальной политической организации – государства.
Формой существования морали является общественное сознание. Разграничить нравственные нормы и нравственное сознание (отношение отдельных индивидов и общества в целом к этим нормам) очень сложно.
Поясним. Мы руководствуемся нормами морали тогда, когда признаём их таковыми, то есть соглашаемся с тем, что поступать определённым образом в определённой ситуации – добрый поступок.
В праве дело обстоит по-другому. Здесь граница между нормами и отношением к ним видна, так сказать, невооружённым взглядом. Правовые нормы закреплены в законах и иных писаных актах. Они составлены по определённой форме. Помните? Гипотеза – диспозиция – санкция…
Разумеется, и моральные нормы можно зафиксировать письменно, составить некий моральный кодекс. Но всё дело в том, что какой-либо дополнительной силы нравственные правила при этом не получат.
Люди всё равно будут выполнять или не выполнять их в зависимости от того, насколько они соответствуют их личным представлениям о добре и зле. Объективно мораль как социальный регулятор не нуждается в формализации.
Таким образом, кардинально различаются способы обеспечения реализации норм морали и права. Главный регулятор нравственного поведения человека – его совесть.
Вспомним, что совесть – это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, оценивать свои мысли и поступки с точки зрения их соответствия моральному идеалу, представлениям о должном поведении.
Существует и внешний контроль нравственного поведения – общественное мнение. Но оно не обладает чётко определёнными санкциями. А одобрение или осуждение со стороны общества конкретному человеку (особенно, если у него нет совести) может быть и безразлично.
Выполнение же правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, независимо от отношения конкретного лица к своему поступку.
Принятие правовых норм – общеобязательных правил поведения – исключительное право государства. Это означает, что внутри одной страны может существовать только одна правовая система. А вот моральных систем может быть несколько или много. Конечно, существует такая вещь, как доминирующее нравственное сознание.
Но свои собственные представления о долге и справедливости могут быть у разных социальных групп, профессиональных слоёв и отдельных индивидов. Они могут в чём-то не совпадать с господствующей моралью или быть противоположными по отношению к ней.
В данном случае можно провести параллель с соотношением понятий «истина» и «правда». Истина объективна, она одна на всех. А правда у каждого своя.
Предметы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают. То есть в общем плане – это социальные отношения. Но среди них есть те, которые регулируются только нормами морали или только нормами права. Например, нет законов, которые регулируют любовь, дружбу, отношения в быту. С другой стороны, целый ряд социальных отношений этически нейтрален.
Возьмём, к примеру, весьма обширную область технико-юридических норм. Вы же понимаете, что с нравственной точки зрения объяснить необходимость проезда или перехода через перекрёсток именно на зелёный свет светофора невозможно. Другое дело, что сама необходимость неукоснительного соблюдения правил дорожного движения вполне обосновывается моральными соображениями.
Мораль всепроницающа. Нравственную оценку мы можем дать не только любым поступкам, но и чувствам и мыслям. Правовые нормы оценивают лишь деяния. Намерения, идеи остаются за рамками правового регулирования. Нормы права конкретны, прописаны под чётко определённые ситуации. Нормы морали имеют обобщённый характер. Человек должен самостоятельно решать, что в данной конкретной ситуации является нравственным, а что – нет.
«Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться как аптекарскими или кулинарными рецептами», – писал Джон Дьюи, американский философ и педагог.
И последнее. Система моральных норм – относительно целостное образование. Но такой жёсткой и логически стройной структурой, как право, она не обладает. Мы уже говорили ранее, что нормы права разделяются по уровням, должны соответствовать друг другу.
Право и мораль не только взаимодействуют, но и могут противостоять друг другу. Нравственные и правовые требования не всегда согласуются. Объективной причиной этих противоречий являются те различия между моралью и правом, о которых мы только что говорили. У них разные методы регуляции поведения людей, разные критерии его оценки. В обществе одновременно сосуществуют различные нравственные системы.
Кроме того, процессы развития морали и права могут не совпадать по времени. Обычно мораль более подвижна, динамична, быстрее реагирует на происходящие изменения. Право более консервативно. Но возможна и противоположная ситуация. Законодатель изменяет нормы, приводит их в соответствие со сложившейся ситуацией, а общественное сознание ещё не успевает «переварить» произошедшие изменения.
В качестве примера можно привести сохраняющееся при переходе от командной к рыночной экономике негативное отношение значительной части общества, скажем, к «спекулянтам» – посредникам при совершении торговых сделок, получающим от них доход.
А вот относительно так называемых «гражданских браков» сложилась обратная ситуация. Вначале в общественном сознании они были приравнены к бракам, оформленным в органах отделов записи актов гражданского состояния. А затем законодатель стал делать шаги по изменению их юридического статуса.
Подведём итог. Перед вами схема, которая систематизирует то, о чём мы говорили во время урока. Вы можете дополнить её другими необходимыми элементами.