кинезиологические пособия своими руками для дошкольников
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Ольга Кирилина
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Методический сборник кинезиологических упражнений
для дошкольников на тему:
«Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Воспитатель МБДОУ №9
В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации. Педагоги (воспитатели и учителя) находятся в постоянном поиске все новых и новых продуктивных методов, методик и технологий для подготовки детей к школе. Перед дошкольными образовательными учреждениями всегда стояла задача всеобщего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.
Одним в числе из продуктивных методов является кинезиология – наука оразвитии умственных способностей через разнообразные двигательные упражнения. Эта наука действует уже двести с лишним лет и давно используется во всем нашем мире. Именно они позволяют создать новые связи и гораздо улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за развитие психологических процессов, интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от того, как сформированы полушарии головного мозга, как они взаимодействуют. Кинезиологические упражнение – этокомплекс движений которые позволяют усилить межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ Аристотель.
Применение кинезиологических упражненийпомогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Целью кинезиологических упражнений является:
· Развитие межполушарного взаимодействия;
· Развитие межполушарных связей;
· Синхронизация работы полушарий;
· Развитие мелкой средней крупной моторики;
· Развитие умственных способностей;
· Развитие памяти, внимания;
· Развитие логического мышления;
· Упражнения повышают стрессоустойчивость организма;
· Упражнения всебе возможность радостного творческого учения;
· Позитивного личностного роста;
· Перспективного формирования учебных навыков и умений.
-Развитие межполушарной специализации.
-Синхронизация работы полушарий.
-Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
-Снятие эмоциональной напряженности.
-Создание положительного эмоционального настроя.
Методологическая основа кинезиологических упражнений:
Кинезиология относится к здоровье сберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологичес ких тренировок в организме происходят положительные идинамичные структурные изменения. При этом, чем более интенсивнее нагрузка, тем более значительнее эти изменения. Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности работы необходимо соблюдать определенные условия.
o упражнения необходимо проводить каждый день.
o занятия проводить желательно утром;
o занятия проводятся ежедневно и без пропусков;
o занятия проводятся в благоприятной доброй обстановке;
o от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
o упражнения проводятся стоя или сидя;
o продолжительность занятий зависит от возраста
o на каждое упражнение отводитсятся по 1 – 2 минуте;
o упражнения проводить в различном порядке и в различном сочетании;
Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма.
Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.
Массаж благотворно воздействует на биологические активные точки.
Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, от напряжения.
Кинезиологические упражнения, Приведенные ниже, очень просты удобны и практичны в применении. Зная, на что именно они направлены, можно кардинально использовать их для подготовки к тому или другому виду деятельности.
Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей
деятельности, в качестве финамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.
Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.
Также детям, которые нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении, рекомендуются упражнения, растягивающие мышцы тела. Они способствуют более гибкому поведению и налаживаниюкоммуникации.
Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе, например при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.
1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).
2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу.Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».
3.Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.
4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).
5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.
6. Поменяйте руку и повторите то же самое.
Стресс может вызвать напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. Упражнение направлено на их растяжение и расслабление зажимов.Способствует усилению целого ряда навыков: легче протекает коммуникация (упражнение связанно с вербальными навыками и сильно облегчает коммуникацию детей с дефектом речи, способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения, формирует навыки достижения результата, способность завершать начатое, улучшает социальное поведение. Упражнение выполняется стоя.
1. Стойте прямо, одну ногу выставите вперед и согните колено, другое отведите назад и расположите на носочке. Вес тела перенесите на переднюю ногу.
2. Глубоко вдохните. С выдохом сгибайте колено ноги, выставленной вперед, а отведенную назад ногу опускайте с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
3. Возвратитесь в исходное положение, затем повторите.
4. Поменяйте ноги и сделайте то же самое. Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился на ногу впереди.
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
5. “Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
II. Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
III. Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
1. “Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
IV. Телесные упражнения
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Также телесные упражнения нужны, чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
Мы растем, растем, растем
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
V.Упражнения для развития мелкой моторики
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2.«Ладошка»
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
5. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
6. «Зеркальное рисование»
Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
VI. Массаж и самомассаж
Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.
Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.
3.«Ладошки»
Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.
Движения, как при растирании замерзших рук. Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте то же для правой руки
VII. Упражнения на релаксацию
Для успокоения можно делать упражнения на релаксацию.
Их полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут
успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня.
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. “Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Игровые упражнения по ФЭМП для дошкольников Кто быстрее Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом. Воспитывать внимание, желание победить,.
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников[/b] Ведущей работой по развитию речи детей 3-4 лет является обучение правильному.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка! Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников» Наверное, практически все родители наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это.
Консультация «Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Консультация для родителей «Кинезиологические.
Памятка для родителей «Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком» Словарь и словообразование. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки,.
Словесные игры и упражнения «на кухне» для старших дошкольников «Словесные игры и упражнения «на кухне» для старших дошкольников» Словесные игры и упражнения, которые я предлагаю вашему вниманию удобны.
Игры и упражнения с массажными мячиками для дошкольников Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток.
Методическое пособие Кинезиология на все случаи жизни.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Кинезиология на все
Добрынина Татьяна Павловна
Содержание
Приложение №1. Характеристика основных типов организации мозга.
Приложение №2. Виды кинезиологических упражнений.
Приложение №3. Комплекс упражнений: «Растяжки».
Приложение №4. Комплекс упражнений: «Дыхательные движение».
Приложение №5. Комплекс упражнений: «Гимнастика для глаз!»
Приложение №6. Комплекс упражнений: «Моторика».
Приложение №7. Упражнения для развития психических процессов.
Приложение № 8. Развитие межполушарных взаимодействий.
Приложение №9. Демонстрационные карточки «Фигурное лото»
Приложение №10. Рекомендации для выполнение кинезиологических упражнений.
Приложение №11. Практические рекомендации для педагогов и родителей.
Пояснительная записка
Работая с детьми особой заботы, находишься в постоянном поиске упражнений и методик которые бы способствовали психическому и интеллектуальному развитию ребенка. Выбранное мною направление для написания методического пособия не явилось случайным, это результат анализа практической деятельности в области психического и интеллектуального развития личности ребенка дошкольного возраста.
Актуальность
Учреждение дополнительного образования призвано создать условия для интеллектуального, творческого, психического и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен психически к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Большое значение при этом будет иметь психическое развитие и развитие интеллектуальных способностей в формирование соответствующих умений у детей. Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения. Что такое кинезиология? Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Наблюдая за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности. Вот это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Она способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровье сберегающей технологии. А одной из главных задач дополнительного образования является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.
Наблюдая за детьми в разнообразных видах деятельности, педагоги-психологи Центра «Орион» пришли к выводу, что дети с проблемами в познавательном и психическом развитии, требуют развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами, такими как кинезиология.
Для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные ступеньки» разработано методическое пособие «К инезиология на все случаи жизни!». Методическое пособие разработано для детей 5-7 лет. Методическое пособие может быть использовано педагогами-психологами, работающими в центрах дополнительного образования, педагогами-дополнительного и родителями.
Психическое и интеллектуальное развитие личности ребенка дошкольного возраста определяется:
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения,
базовыми интеллектуальными умениями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, декодирование информации,
психическому становления личности.
Новизна методического пособия: состоит в использовании оригинальных увлекательных комплексов кинезиологических упражнений, методик способствующих психическому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Цель пособия: систематизировать материал по кинезиологии для интеллектуального развития и психического становления личности дошкольного возраста в творческом объединении «Школа психологических знаний»
Задачи пособия :
познакомить детей с комплексами кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие памяти, внимания, речи;
развивать двигательные возможностей ребенка за счет освоения новых движений;
Методическое пособие содержит:
Характеристика основных типов организации мозга. Приложение №1
Виды кинезиологических упражнений. Приложение №2
Комплекс упражнений: «Растяжки». Приложение №3
Комплекс упражнений: «Дыхательные движение». Приложение №4
Комплекс упражнений: «Гимнастика для глаз!» Приложение №5
Комплекс упражнений: «Моторика». Приложение №6
Упражнения для развития психических процессов. Приложение №7
Развитие межполушарных взаимодействий. Приложение № 8
Демонстрационные карточки «Фигурное лото». Приложение №9
Рекомендации при выполнении кинезиологических упражнений. Приложение №10
Практические рекомендации для педагогов и родителей
Список литературы
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений.– СПб. «Детство-пресс», 2004.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.«ВАКО» Москва 2005.
Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И. физиолого- педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка. РГПУ НИИ, Ростов-на-Дону, 1994.
Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции речи у учащихся начальных классов. Дефектология. 2005г, №3
Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке. Начальная школа: плюс-минус, 2000.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 2010.
Характеристика основных типов организации мозга:
Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.
Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.
Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности. Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье. Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга) необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Разви тие межполушарного взаимодействия является основой раз вития интеллекта. Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло гических упражнений.
Какие функции остались незамеченными?
Левое полушарие мозга берет власть над следующими областями работы организма:
опорно-двигательная функция правой части тела и, соответственно, координация;
запоминание математических символов, дат Дней рождения и имена людей;
сопоставление логических фактов и доводов, что удалось проанализировать извне;
буквальное восприятие. В левом полушарии нет места чувствам или эмоциям;
ощущение временного пространства и себя;
осознание понятия «Я» и способность различать его среди толпы индивидуумов;
интровертизм в характере человечества — также заслуга левой части мозга.
Как понять, какое из полушарий у вас развито лучше?
Предлагаю воспользоваться следующими методиками определения, которые позволяют узнать доминирующую часть мозга как у ребенка, так и у взрослого:
сплетите пальцы обеих рук между собой. Если вы наблюдаете сверху большой палец левой руки, значит доминирует левая часть мозга и наоборот;
начните хлопать в ладоши. Обратите внимание на руку, которая является контролирующей при хлопке. Зачастую, она находится сверху и подчиняется указаниям противоположного полушария;
при более развитом левом полушарии и в случае скрещивания рук на уровне солнечного сплетения, то правая рука всегда находится сверху.
Приложение №2
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одно направленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Упражнения для развития мелкой моторики – развитие мелкой моторики ребенка, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий с помощью кинезиологических физминуток.
Приложение № 3
Комплекс упражнений : « Р астяжки »
Включает в себя серию упражнений по произвольному эмоциональному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Цель : снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции.
Упражнение: « Снеговик »
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Упражнение: « Дерево »
Упражнение: « Тряпичная кукла и солдат »
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Упражнение: « Сорви яблоки »
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Упражнение: «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение: «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение: «Сосулька» («Мороженое»)
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение: «Воздушный шар»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Упражнение : « Помпа »
Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.
Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
Поменяйте положение ног и повторите упражнение.
Комплекс упражнений: «Дыхательные движение»
Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
Упражнение: « Потягушки»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги «ползет» по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
Упражнение: «Бревнышко»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.
Упражнение: «Лодочка» (лежа на спине лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая «лодочку». Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.
Упражнение: «Лодочка» (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.
Упражнение: «Поспешим к Айболиту»
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.
а) «Раненый зайчик»
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.
б) «Раненый медвежонок»
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места. Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть, задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
Исходное положение для упражнений — сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.
Упражнение: «Согревание глаз ладонями»
Закрыть глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазни цы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка, т.е. центра глаз ницы. Представить себе, что тепло ладоней сконцентри ровалось именно в центре ладоней. В течение 30—60 с «на правлять» это тепло в глаза.
Упражнение: « Круговые движения глаз»
Закрыть глаза и производить ими круговые движения: налево ( б) — вверх ( в ) — направо ( г ) — вниз ( д ) , затем — в обратном направлении. Повторить по 5—10 раз в каждом направлении. Движения делать в медлен ном темпе. После этого слегка погладить подушечками пальцев веки, открыть глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.
Упражнение: « Движение по горизонтали»
Вытянуть правую руку прямо перед собой, разогнуть ее в кисти, взгляд фиксировать на ногте среднего пальца. Сопро вождая ноготь взглядом (не поворачивая головы!), перевести руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещать руку по горизонтали в направлении левого плеча ( е ) .
Повторить упражнение, используя левую руку, т. е. сначала поставить ее перед собой, затем переместить влево и вправо. Повторить пять раз, меняя руку. Темп — медленный.
Упражнение: « Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляю щихся пальцах кисти»
Сначала посмотреть вверх — вниз ( а ) , затем влево — вправо ( в, б ) и, наконец, — по горизонтальной «восьмерке» слева направо ( в ) и справа налево ( г ). Повторить 5—10 раз по каждой фигуре. Рисую эти фигуры на листе бумаги ( д ) и во время работы прикрепляю его в небольшом отдалении от рабочего места так, чтобы он попадался на глаза всегда, когда мы делаем перерыв в работе. Это облегчает проведение «глазной гимна стики», поскольку легче «пробегать» глазами по нарисо ванному и видимому контуру, нежели по воображаемому. Кроме того, отвлекаясь, мы невольно обра тим внимание на лист с фигурами, и чаще будем делать гимнастику, что положительно скажется на наших глазах. Во время отдыха можно послушать тихую музыку.
Комплекс упражнений: «Моторика»
Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами.
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко. Затем всё в обратном порядке.
Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы.
Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок.
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
Упражнение способствует формированию у детей координации движений, формированию логики движений и образованию новых условно-рефлекторных связей.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами.
Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев.
Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом.
Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.
Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5 раз подряд выполнить без ошибок с закрытыми глазами.
При выполнении упражнения с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.
Упражнение «Колечко — раз, цепочка — два»
Упражнение способствует формированию у детей пальчиковой координации движений, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих развитие психических процессов ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь, пальцы врозь.
На счет «один» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «два» — вяжут цепочку с указательными пальцами;
на счет «три» — образуют колечко с указательными пальцами;
на счет «четыре» — принимают и.п.;
на счет «пять–восемь» — повторяют описанные движения со средними пальцами. На следующие восемь счетов выполняют упражнения с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с мизинцев.
Упражнение осваивается после того, как освоены упражнения «Колечко» и «Цепочка». Все упражнение выполняется на 32 счета — вначале медленно и со зрительным контролем. Затем быстро, под счет. И наконец — самостоятельно, в индивидуальном темпе: 2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием действий и названием пальцев.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе за 32 счета не допущено ни одной ошибки.
Упражнение способствует развитию силы мышц и связок кисти, подвижности суставов кисти, формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу, расстояние между ними 10–15 см.
Сближая кисти ладонями к себе, пальцы переплетают так, чтобы первые и вторые (дистальные и средние) фаланги продвинулись внутрь и были плотно прижаты к ладоням. Большие пальцы соединить: они образуют «ручку» корзинки.
С силой стараться соединить основания ладоней, а пальцы внутри («в корзинке») оказывают сопротивление, локти разведены в стороны и остаются неподвижными.
Задержаться в этом положении три счета, акцентируя внимание на силовом усилии, и обратным движением вернуть пальцы в и.п. Расслабить кисти и быстро-быстро шевелить расслабленными пальцами.
Повторить упражнение от 3 до 7 раз, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая количество повторений. Темп медленный, затем средний.
Вначале упражнение выполняется с открытыми глазами. Нужно следить, чтобы дети не опускали голову. Затем нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Сосредоточить внимание детей на силовом усилии работы пальцев. После нескольких повторений опустить руки вниз и потрясти расслабленными руками.
Упражнение «Сбор ягод»
Упражнение способствует развитию воображения ребенка, а при выполнении с закрытыми глазами — координации движений, положительному эмоциональному настрою.
Содержание и техника исполнения
И.п. — расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца «снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки.
Вначале упражнение выполняется медленно, затем быстро, под счет и с закрытыми глазами. «Снимая ягодку», следует плотно обхватить конечную фалангу и массирующим движением скользнуть по пальцу.
Можно соединить в одно два упражнения — «корзинку» и «сбор ягод».
Упражнение способствует развитию координации движений, психофизической релаксации, повышению работоспособности.
Содержание и техника исполнения
И.п. — локти на столе, предплечья кверху, кисти ладонями внутрь.
На счет «раз» — кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь;
на счет «два» — руки скрестить запястьями, правая перед левой;
на счет «три» — правую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «четыре» — правую кисть повернуть ладонью от себя;
на счет «пять» — смена положения рук, левая перед правой;
на счет «шесть» — левую кисть повернуть ладонью к себе;
на счет «семь» — левую кисть повернуть ладонью от себя. Затем все повторить, но начинать с положения «левая кисть перед правой». Повторить все упражнение от 3 до 5 раз.
Вначале упражнение выполняется медленно под руководством педагога с проговариванием каждого действия, а затем самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с проговариванием действий. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, добиваться осмысленности, эмоциональной регуляции.
Предложить детям представить, как от каждого пальчика идут лучики и согревают все вокруг. Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его под счет три раза подряд без ошибок.
Упражнение способствует формированию чувства мышечного ощущения напряжения и расслабления мышц кисти, развитию силы и эластичности работающих мелких мышц и связок кисти, улучшению кровообращения, совершенствованию чувства ритма и темпа.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу.
Скользя по столу, кончики пальцев обеих рук собрать в горстку, поворачивая кисти пальцами к себе, а затем, поворачивая кисти, предплечья и ладони кверху, ладонь раскрыть: «цветок раскрывается навстречу солнцу», кисть полураскрыта, пальцы прямые и напряжены. Просчитать от трех до семи счетов (добавляя по одному счету на каждом занятии), удерживая руку в этом положении и расслабляя пальцы, обратным движением вернуться в и.п. Отдых три счета и повторить упражнение.
«
Раз-два» — цветок раскрыть навстречу солнцу двумя руками;
«три-четыре» — обратным движением.
То же повторить с закрытыми глазами.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу;
«два-три» — удерживать положение раскрытого цветка;
«четыре» — принять и.п.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу правой рукой;
«два» — цветок раскрыть навстречу солнцу левой рукой;
«три-четыре» — удерживать положение раскрытого цветка;
«пять» — расслабляя правую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«шесть» — расслабляя левую кисть, обратным движением вернуться в и.п.;
«семь-восемь»— отдых.
Вначале внимание концентрируется на технике упражнения, а затем на мышечном ощущении силы сжатия пальцев и расслаблении кисти. Нужно учить детей чувствовать напряжение и расслабление работающих мышц. Следить, чтобы дети смотрели на кисти, не опуская головы. Вдыхать и выдыхать воздух только через нос.
Упражнение «Ворота»
Упражнение способствует развитию точности и пространственной ориентации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, сжать кисти в кулак, положив их на стол, повернув пальцами к себе на расстоянии 2–3 см. Если упражнение выполняется стоя, то руки держат перед грудью, кулаки развернуты пальцами к себе.
Выпрямляя кисть, большие пальцы отставить в согнутом положении, а остальные четыре пальца выпрямленной кисти соединить так, чтобы кончики средних пальцев касались друг друга. Удерживать это положение три счета с закрытыми глазами, постепенно сдвигая кисти, сжать пальцы в кулак. Расстояние между кулаками 1,5–2 см. Упражнение повторить 4 раза, чередуя выполнение с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно расстояние между кулаками увеличивается до 20–25 см. То же с закрытыми глазами.
Следует добиваться осмысленности и точности действий ребенка. Вначале упражнение выполняется в индивидуальном темпе, постепенно увеличивая расстояние между кистями до 25–30 см и останавливая кисти на точно заданном расстоянии. Затем упражнение выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 5 раз подряд без ошибок.
Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.
Содержание и техника исполнения
И.п. — локти на столе, предплечья направлены кверху, ладонями внутрь.
Полусогнутые пальцы слегка развести, затем соединить руки скрестно у запястья, левая рука перед правой, прижать кисти тыльной стороной друг к другу.
Шевелить пальцами три счета: «Ветер дует, листья качаются» — и обратным движением вернуться в и.п.
Повторить то же самое, но при этом правую руку держать перед левой. Повторить упражнение от 3 до 5 раз в одном занятии.
При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя позу правильной осанки и естественный ритм дыхания через нос.
Упражнение «Корни дерева»
Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки перед собой, предплечья кверху.
Плотно прижать друг к другу локти и кисти, а затем, поворачивая кисти по направлению к себе, плотно соединить тыльные стороны кистей, средние пальцы обеих рук соединены по всей длине, большие пальцы отставлены, остальные пальцы слегка разведены и полусогнуты. Стараясь приблизить локти друг к другу, пружинящими движениями опускать кисти вниз: «Корни растут вниз».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Отдохнуть на два-три счета и повторить упражнение.
После двух-трех повторений упражнения поднять руки вверх, кисти расслабить и потрясти ими, опустить руки вниз. Вначале упражнение выполняется медленно, а затем выполнять в среднем темпе, легко. Следить за точным положением пальцев.
Упражнение способствует формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.
Содержание и техника исполнения
И.п. — кисти расслаблены на столе, ладонями книзу.
Пальцы развести; напрягая кисти, слегка согнуть и напрячь пальцы: «коготки скребут».
Затем кисти следует расслабить, потрясти расслабленными кистями и повторить упражнение еще два-три раза.
Время фиксации напряженных пальцев и количество повторений постепенно увеличивается (на каждом занятии добавляется одно повторение).
Возможен вариант, когда пальцы правой руки «скребут» ладонь левой, и наоборот. В этом случае упражнение выполняется на обеих руках одинаковое количество раз.
Пальцы должны быть полусогнуты и сильно напряжены. Расслабление кисти после каждого исполнения обязательно.
Упражнение способствует развитию силы и эластичности мышц и связок кисти руки, повышению общей работоспособности, развитию психофизической релаксации.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, руки свободно лежат на столе, кисти сжаты в кулаки.
На «раз» — сцепить мизинцы крючком;
на «два-три» — с силой тянуть руки в стороны;
на «четыре» — расслабить руки и принять и.п.
Упражнение повторить 2–3 раза сначала с открытыми, потом — с закрытыми глазами.
При выполнении упражнения с закрытыми глазами акцентировать внимание детей на силовом напряжении всей кисти и пальцев в отдельности. Дети должны знать, что чередование силовых и расслабляющих упражнений способствует улучшению кровообращения в работающих мышцах.
Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя или стоя, руки согнуты, предплечья вперед.
Левая рука сжата в кулак ладонью к себе. Сверху на кулак опускается правая ладошка так, чтобы большой палец правой руки прижимался по всей длине к большому пальцу левой руки снаружи.
Положение рук медленно поменять.
То же проделать с закрытыми глазами.
Повторить те же движения под счет:
на счет «раз» — левая рука сжимается в кулак, правая кладется сверху на кулак открытой ладонью;
на счет «два» — принять и.п.;
на счет «три-четыре» — повторить те же движения со сменой положения рук.
Построить те же движения с закрытыми глазами.
Затем при выполнении упражнения на каждый счет быстро меняется положение рук, сначала в индивидуальном темпе, а затем — в темпе, заданном педагогом.
Смена положения рук выполняется так: сжимая верхнюю кисть в кулак, перемещать ее движением к себе и вниз, а сжатую в кулак кисть выпрямить и опустить на другой кулак. Затем движение повторяется, но кисть двигается в обратном направлении. Положение рук и направление движения нужно менять, чередуя быстрое и медленное выполнение.
Упражнение считается освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами 10 раз подряд, соблюдая следующие требования: а) пальцы плотно прижимать друг к другу, как в кулаке, так и в выпрямленной кисти; б) строго соблюдается указанное направление движений кисти.
Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.
Содержание и техника исполнения
И
.п. — сидя или стоя, предплечья кверху, ладони внутрь.
К основанию пальцев левой руки приставить средние фаланги правой руки так, чтобы проксимальные фаланги были горизонтальны относительно пальцев правой руки (получается «ровное сиденье стула»), большой палец правой руки плотно прижать к ладони.
Разгибая правую кисть, вернуться в и.п.
Повторить те же движения, но приставляя левую кисть к правой. Акцентировать конечные положения в каждом движении.
То же проделать с закрытыми глазами, затем — под счет.
И.п. — то же.
На счет «раз» — изобразить сиденье стула с помощью правой руки;
на «два» — принять и.п.;
на «три» — изобразить «сиденье стула» левой рукой;
на «четыре» — принять и.п.
Затем на каждый счет происходит смена положений рук.
Сначала упражнение выполнять в индивидуальном темпе, акцентируя внимание детей на точности положения пальцев. Затем дети выполняют движения под счет педагога: это позволяет менять скорость выполнения движений, сохраняя технику исполнения.
Нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд.
Упражнение «Лодочка с парусом»
Упражнение способствует формированию мышечного чувства напряжения и расслабления работающих мышц, улучшению их кровообращения, повышению общей работоспособности.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, предплечья на столе, в положении вперед-внутрь, ладонями книзу, без напряжения.
На «раз-два» — обе ладони поставить на ребро, пальцы направлены вперед, подушечки пальцев соприкасаются друг с другом, мизинцы и основания ладоней плотно прижаты друг к другу, полусогнутые большие пальцы прижаты к указательным (как «ковшик»);
на «три-четыре» — с силой напрягая большие пальцы, отставить и соединить их — «поднять паруса»;
на «пять-шесть» — напряженные большие пальцы присоединить к указательным и в конце движения расслабить;
на «семь-восемь» — обратным движением вернуться в и.п.
Упражнение повторить 4–6 раз. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Вначале упражнение выполняется самостоятельно в индивидуальном темпе, затем — под счет. Нужно объяснять детям, что после напряжения кровь быстрее и в большем количестве притекает к мышцам кисти и приносит кислород и другие питательные вещества. В результате пальчики смогут долго и хорошо работать.
Упражнение «Птицы в гнезде»
Упражнение способствует снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.
Содержание и техника исполнения
И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу.
Полусогнутые пальцы рук накладываются друг на друга, ладони соприкасаются по краю до основания, большие пальцы прижаты, кисти образуют «гнездо».
После слов: «Птицы в гнездо прилетели!» — большие пальцы согнуть и прижать к ладоням: «птицы спрятаны в гнезде».
После слов: «Птицы улетели!» — большие пальцы обеих рук выпрямить и прижать к указательным пальцам.
Все действия проговариваются вместе с педагогом, затем самостоятельно (с подсказкой), потом еще раз вместе с педагогом, и наконец — полностью самостоятельно.
Двигательное действие простое, поэтому главное внимание нужно сосредоточить на совмещении движений с их точным. Кроме того, нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнение «Птенцы в гнезде»
Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, развитию воображения.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Поворачивая правую кисть ладонью к себе, все пять пальцев собрать в горстку (это «птенцы»), а левой рукой обхватить пальцы так, чтобы были видны только кончики пальцев («окошко в гнезде»).
Задержаться в этом положении два счета и шевелить пальцами, собранными в горстку: «птенцы открывают рот».
Затем обратным движением вернуться в и.п.
Повторить упражнение, поменяв положение рук.
Затем упражнение выполняется под счет.
На «раз» — птенцы в гнезде;
на «два-три» — птенцы открывают рот;
на «четыре» — принять и.п.
А теперь поменяем роли для рук.
Проделываются те же движения, но со сменой положения рук на каждый счет.
Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Второй вариант следует проводить в разном ритме и темпе, начиная от медленного и кончая быстрым, а также с паузами.
Упражнение «Теремок закрыт»
Упражнение способствует увеличению подвижности суставов кисти, развитию координации движений.
Содержание и техника исполнения
И.п. — сидя, локти на столе, предплечья поставлены вертикально, ладони друг к другу.
Соединить основания ладоней и кончики указательного, среднего, безымянного и мизинца. Большие пальцы плотно прижать друг к другу и согнуть внутрь.
Задержаться в этом положении 3 счета и, расслабляя кисти, вернуться в и.п. То же повторить с закрытыми глазами.
Затем проделать те же движения под счет:
на «раз» — «теремок закрыт»;
на «два-три» — удерживать положение рук, плотно прижимая кисти друг к другу;
на «четыре» — расслабить кисти, принять. Выполнять упражнение в среднем темпе с закрытыми глазами под счет от 5 до 10 раз.
Подушечки пальцев касаются друг друга и плотно прижаты друг к другу, но без лишнего напряжения. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.
Упражнение «Теремок открыт»
Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности, положительному эмоциональному настрою.
Содержание и техника исполнения
И.п. — локти на столе, чуть уже плеч, предплечья кверху, пальцы натянуты без лишнего напряжения.
Кисти полусогнуты. Прямые сомкнутые пальцы обеих рук соединить так, чтобы кисти соприкасались подушечками (мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.), а большие пальцы прижать к указательным; основания ладоней слегка разведены. Развести кисти, сохраняя сомкнутое положение пальцев, на расстояние 10–15 см и вновь соединить. Повторить это движение еще 2–3 раза, а затем расслабить кисти, потрясти руками и вернуться в и.п. Повторять упражнение от 3 до 5 раз.
Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений пальцев и правильной осанке. После освоения упражнений «теремок открыт» и «теремок закрыт» под счет можно выполнить новое упражнение, соединяя два положения. Например:
И.п. — то же;
на «раз» — «теремок» закрыты;
на «два» — «теремок» открыть (выпрямить большие пальцы и слегка раздвинуть основания кисти);
на «три» — теремок закрыть;
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — все повторить, но начинать с «открытого теремка».
Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.
Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу.
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
Упражнение: «Зеркальное рисование»
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
Упражнение: «Веселые карандаши»
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.
Упражнения для развития психических процессов:
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, — 1 мин.
Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, — 20 раз.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.
Развитие внимания :
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.
Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
Р азвит ие памяти :
Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основании каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.).
Приложение № 8
Развитие межполушарных взаимодействий
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается, сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов, а в дальнейшем становление личности в целом.
Упражнение: «Перекрестные шаги»
Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
Упражнение: «Перекрестные прыжки»
Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
Упражнение: «Перекрестный шаг сидя»
Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и «едем»: локти рук касаются противоположных колен.
Упражнение: «Справа и слева »
Подберите картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Попросите ребенка ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т. д. То же упражнение можно сделать с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
Упражнение: «Внутри и снаружи »