кинолекторий это форма работы
Кинолекторий для учащихся среднего и старшего школьного возраста «С книжных страниц на большой экран»
Лариса Полюшкова
Кинолекторий для учащихся среднего и старшего школьного возраста «С книжных страниц на большой экран»
МКОУ «Издешковская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Литературный кинолекторий
«С книжных страниц
на большой экран»
Учитель русского языка и литературы:
Полюшкова Лариса Геннадьевна
2016-2017 учебный год
— воспитание духовно-нравственных качеств школьников и потребности в правильной организации культурного досуга.
— через воплощённые в кино образы помочь школьникам лучше узнать русскую литературу и приблизиться к её пониманию;
— способствовать развитию интеллекта, знанию литературы, совершенствованию русского разговорного языка;
— развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
— прививать любовь к российскому киноискусству;
— расширить кругозор учащихся.
Класс оформлен как кинозал. Ряды, места. Чтецы сидят на первых рядах, в руках у них произведения литературы, которые были экранизированы.
Оформлена книжная выставка «С книжных страниц на большой экран». Выставка состоит из разделов, содержание которых поможет расширить представления учащихся о значении кинематографа, о взаимовлиянии и взаимодействии кинематографа и литературы.
Литературный кинолекторий
«С КНИЖНЫХ СТРАНИЦ – НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН»
Звучит песня в исполнении Николая Караченцова «Кино, кино, кино»
Класс оформлен как кинозал. Ряды, места. Чтецы сидят на первых рядах.
Звучит песня «Фильм, фильм, фильм»
(Музыка Александра Зацепина, слова Федора Хитрука)
1. Мы что, сейчас будем смотреть фильм?
2. Нет. Ты что, не знаешь, что 2016 год посвящается году российского кино, и эта песня о кино на сегодняшний день является очень популярной.
3. Мы все приверженцы экрана,
Манит нас всех его окно,
А потому всегда желанно
Мне эта дата – Год кино.
4. Нам всем кутерьма не даёт передышки,
Но вечером вспыхнет волшебный экран,
Прогонит дела, надоевшие слишком,
Шагнуть в мир кино наступила пора.
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на торжественном мероприятии – кинолектории «С книжных страниц – на большой экран», посвящённом году кино в России.
Учитель. В современном мире, люди живут в быстром темпе и не всегда находится время для чтения. С проблемой нечитающего социума столкнулись все страны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных методов продвижения чтения. Среди них наиболее действенным является экранизация художественных произведений.
Ребята, а что вы знаете о кино?
5.«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь».
6. Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок. Братья относились к своему детищу довольно легкомысленно.
7. Огюст, думал, что они с братом сконструировали всего лишь забавную игрушку, которая будет в моде не дольше полугода. Но…
8. Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души.
9. В искусстве много видов, жанров, стилей
И все они прекрасны, право, но…
О чем бы там и что ни говорили –
Прекрасней всех, конечно же, кино!
Когда потушен свет, и на экране
Всплывает первых кадров череда –
Мы постигаем нашей жизни грани,
В кино влюбляясь раз и навсегда
10.Спасибо всем: артистам, каскадерам,
Спасибо сценаристам и певцам,
Художникам спасибо, режиссерам
И всем, кто эти кадры дарит нам!
В искусстве много видов, жанров, стилей
И все они прекрасны, право, но…
Мой стих за тех, кто ради нас вложили
Сердца и души в вечное кино!
11. Известно, что в России первый киносеанс состоялся 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». А уже 2 октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма отечественного производства «Понизовая вольница». Картина режиссёра Владимира Ромашкова открыла эру российского кино.
12. С тех пор кинопроизводствопретерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного …
Ролик к Году КИНО «Есть такой мир – кино»
13. Проведение в Российской Федерации Года кино вслед за Годом литературы не случайно. Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
15. Экранизация литературных произведений сегодня является очень популярной, так как именно уже созданные шедевры нередко становятся прекрасным сюжетом для кинофильма.
16. Несмотря на то, что сегодня довольно часто можно увидеть экранизации античных мифов, народных преданий, комиксов, компьютерных игр, литературные произведения все еще представляют для режиссеров наибольший интерес. Чаще всего делают постановки классических литературных произведений известных авторов
17. Например, всем известное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», (режиссёр: Владимир Бортко, или не менее знаменитая экранизация «Двенадцать стульев» режиссёра Марка Захарова по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
18. Также Уильям Шекспир «Гамлет» (режиссёр: Григорий Козинцев, Лев Николаевич Толстой «Война и мир» (режиссер: Сергей Бондарчук, Николай Васильевич Гоголь «Вий» (режиссер: Константин Ершов, Георгий Кропачев, которые уже давно обрели широкую популярность у читателей.
19. С одной стороны, известность автора и текста дает возможность привлечь к фильму как можно большее внимание зрителей – даже если кино не представляет никакой художественной ценности, его придут посмотреть как минимум почитатели творчества автора, по мотивам рассказа или романа которого была снята кинолента.
20. Экранизация – это не простой пересказ литературного подлинника, а новое произведение искусства, которое не обязательно должно совпадать во всех подробностях со своим первоисточником. Экранизации, дающие новую жизнь бессмертным произведениям классиков литературы и лучшим книгам современных писателей, являются полноправными членами многочисленной и все увеличивающейся семьи художественных кинофильмов.
21. Когда читаешь книгу – не только детскую, а вообще любую – воображение буквально с первых страниц, иногда даже не основываясь ни на каких описаниях, рисует образы героев книги. Фильм, снятый по книге, иногда преподносит сюжет и образы героев очень удачно, а иногда разочаровывает.
22. Конечно, знакомиться с шедеврами русской литературы лучше в оригинале, тем не менее, экранизации дают возможность приобщиться к великому и вечному большему числу людей, а также создают практически новые произведения, рожденные на стыке двух видов искусства.
23. Книга или фильм? Фильм или книга? Кажется, этот вопрос можно поставить в ряд со знаменитым «Курица или яйцо». Книголюбы предпочитают сначала прочесть книгу, а уже затем смотреть ее экранизацию. Киноманы предпочитают не тратить время на чтение. Однако нельзя отрицать того факта, что читать куда интереснее, особенно если у вас богатое воображение. И очень часто экранизация книги, увы, не вызывает должного восторга у читателей. Но бывает и наоборот – когда фильм по книге превосходит ожидания даже самих авторов.
24. Какие же произведения чаще экранизировались?
Учитель. Несомненно, всегда интересно перечитывать любимые книги, но, согласитесь, не менее приятно смотреть их достойные экранизации на большом экране. И сегодня мы представляем вам великолепные примеры переноса художественных произведений из волшебного мира книги в потрясающий мир кино.
Библиотекарь. Кто не знает о трагедии, случившейся с юными влюбленными в знаменитом произведении Шекспира «Ромео и Джульетта»? Именно о них говорят и помнят до сих пор. Именно на их примере снимают фильмы, которые популярны по сей день.
Экранизировать «Ромео и Джульетту» начали еще в начале прошлого века и за все эти годы многие режиссеры пытались воссоздать бессмертное произведение.
Наиболее удачной экранизацией шекспировской пьесы до сих пор считается фильм Франко Дзеффирелли. Именно он завоевал два Оскара и любовь зрителей навсегда. В чем секрет этой экранизации до сих пор остается секретом, но, видимо, вся суть в актерах, таких же юных, как настоящие Ромео и Джульетта.
Демонстрация видеоролика.
Библиотекарь. 95 лет назад Александром Грином было написано одно из величайших произведений на все времена повесть «Алые паруса». Автор назвал свое произведение «феерией», и оно стало его визитной карточкой.
Киноверсию романтической феерии поставил главный сказочник отечественного экрана Александр Птушко.
Демонстрация видеоролика.
Библиотекарь. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — из-за большого количества нечисти на его страницах —пользуется у кинематографистов дурной славой: в списке произведений, с которыми нельзя связываться, он опережает даже «Макбета» и «Пиковую даму». И все-таки находятся смельчаки, которые не боятся связываться с мистическим романом.
Вообще-то, еще в советские времена за право экранизировать «Мастера и Маргариту» буквально сражались лучшие кинорежиссеры, среди которых были Владимир Наумов, Ролан Быков и Эльдар Рязанов, но в силу самых разных причин никому из них это не удалось. На сегодняшний день самая полная и подробная экранизация мистического романа – фильм Владимира Бортко.
Демонстрация видеоролика.
25. 20-й век ушёл в прошлое. Всё чаще стали звучать голоса, утверждающие, что искусство кино уходит вместе со своим веком.
26. И что же, выходит, что будущее принадлежит только яркому зрелищному кино, напоминающему видеоигры?
27.Уверенно можно ответить: НЕТ!
28. Экраны домашних телевизоров становятся крупнее, преображаясь в домашние кинотеатры. И в скором времени зритель будет не пассивным получателем впечатлений, а творческим соавтором фильма, но это – в будущем.
29. А пока режиссёры чаще заглядывают не в будущее, а в прошлое. Оказывается, кино далеко не исчерпало своих возможностей. И мы ещё увидим много прекрасных кинофильмов и услышим много интересной, красивой музыки!
30. Смотрите разное кино!
Кино серьёзное, смешное.
Бывает грустное оно,
Но мир другой всегда откроет.
31. Сменился мир, искусства поменяли колорит,
Менялись люди, деньги и режимы,
Во время перемен живем, но, что ни говори,
Кино осталось неопровержимо!
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча.Как говорит восточная пословица: «Если твои планы рассчитаны на год – сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века – воспитывай людей». Надеемся, что 2016 год Кино заложит основы будущего на века, а не будет сеять просо. Ждём, что в будущем выйдут фильмы, которые можно будет отнести к явлению русской культуры. А наша задача – познакомиться с ними и, конечно же, не забыть о прекрасном творении человечества – книге.
Беседа «Наше здоровье в наших руках» для среднего школьного возраста Наше здоровье в наших руках. (Для среднего школьного возраста) Как испокон века на Руси обращались люди друг к другу при встрече? Здравствуйте,.
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.
Конспект занятия «Книги бывают разные для детей младшего и среднего школьного возраста» Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.
Квест-игра «День знаний» для среднего школьного возраста Цель: • поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; • создать настрой на учебную деятельность. Быстро лето пролетело,.
Мастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возраста Мастер-класс:»Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями. Предлагаю попробовать создать забавного цыпленка из одноразовой ложки. Такой.
Праздник для старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Защитники святой Руси» Защитники святой Руси. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Старшая и подготовительная к школе группы. Под «Песню юного защитника.
Сценарий проведения мероприятия с детьми среднего и старшего школьного возраста по профилактике вредных привычек Сценарий проведения мероприятия с детьми среднего и старшего школьного возраста по профилактике вредных привычек. Инсценировка сказки «Теремок».
Содержательные аспекты кинолектория как метода духовно-нравственного воспитания младших школьников
Содержательные аспекты кинолектория как метода духовно-нравственного воспитания младших школьников
Великое искусство кино состоит не в движении мускулов лица или тела, а в движении мысли и души.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.
Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.
В воспитании и образовании обучающихся особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому важным является научить школьников критически воспринимать информацию. Известно, что роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Актуальность данной методики обосновывается общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в школе. Данный метод работы может быть эффективной методикой воспитательной работы с учащимися, может развивать культуру учащихся.
Актуальность самой идеи организации кинолектоиия может быть продиктована несколькими причинами:
общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в школе, где искусство кино практически вообще не представлено,
проблемами дефицита и поиска эффективных методик воспитательной работы с учащимися,
качественными характеристиками зрительской культуры учащихся, ориентированной на усредненную коммерческую кинопродукцию и характеризующуюся, в целом, некритичным к ней отношением.
Быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа создают благоприятную среду для практического воплощения этой идеи.
В методическом плане кинолекторий – это попытка творческого использования идеи и опыта отечественного кинообразования и (школьного) киноклубного движения, имеющих богатые исторические традиции.
Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших школьников через участие в занятиях кинолектория и включение в совместную деятельность.
Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
Способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
Главные механизмы фильмовоспитания – отождествление себя с главным героем фильма, сопереживание ему, эмоциональный выплеск, анализ собственной жизни на примере жизни героя, отработка проблематики и поиск решения задач на метафорическом уровне, формирование позитивного мышления.
В процессе просмотра фильма ребёнок сопереживает и как будто проживает вместе с героями жизненные ситуации, события.. Более того, он сравнивает себя с теми или иными героями, учится критично оценивать их поступки и действия, а также анализирует их и разрабатывает свои версии. Тем самым ребёнок не только выявляет конфликт или просто ситуацию, в которую попал герой, но и старается разрешить их, прорабатывая разные варианты решения проблемы.
Просмотр кинофильма – это живой, целительный, воспитательный процесс осмысления участниками группы своей жизни, через жизнь героев фильма.
Известно, что младшие школьники активно накапливают знания, впечатления, умения. Внимание и память детей открыты к самым различным воздействиям окружающей действительности. Причем известно, что дети младшего школьного возраста при усвоении знаний и умений проявляют повышенную эмоциональность. Это диктует необходимость выбора материала, предполагающего эмоциональное воздействие. Успех всестороннего воздействия зависит от того, насколько в процессе воспитания будет затронута сфера чувств. Очевидно, что таким материалом может стать кино /Алексеева В. Г., Аничкин С. Д., Апраксина 0.А., Беляева З. И., Лихачев Б. Т., Разин A. Б., Скатерщиков, /
В жизни младшего школьника доминирует роль сверстников. Если ранее ребенок ориентировался в основном на взрослых – родителей, воспитателей в детском саду, то примерно к третьему классу возрастает ориентация на мнение сверстников. Что позволяет на этапе обсуждения фильма принять не только свою позицию, но и позицию одноклассников.
Организация занятий предполагает полноценный кинопоказ, для которого необходимы условия, в идеале – максимально приближенные к стандартам классической демонстрации фильма в кинотеатре. Возможности современных мультимедиа позволяют это сделать. Из практического опыта известно, что соответствующие условия можно создать в школьной библиотеке, в мультимедийном классе, в кабинете информатики, в актовом зале, в помещении школьного музея. Необходимо также создавать в школе собственную коллекцию фильмов на DVD, ядром которой могут быть лучшие произведения мирового художественного кинематографа от классики до арт-хауса, известные экранизации литературных произведений, а также документальные ленты. Желательно сопроводить эту коллекцию текстовыми материалами информационного и аналитического характера по теории и истории киноискусства, включая обзоры творчества кинорежиссеров и кинокритику.
Методические рекомендации по организации кинолектория
Приступая к разработке методики, мы опирались на идеи, высказанные в работах Д.В. Григорьева и П.В. Степанова:
при организации деятельности педагог выступает как инициатор и организатор работы школьников с воспитывающей информацией, предлагающий обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию;
прежде чем предъявлять школьникам такую информацию, ее нужно найти – и это можно сделать в самых разных областях познания;
предлагаемая педагогом воспитывающая информация должна содержать конкретные социальные (нравственные) ситуации;
педагогу необходимо организовать «встречу» ребенка с социальной (нравственной) ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют непосредственное переживание, различные формы практики и формы эстетического постижения.
Универсальным средством построения ситуации, отвечающей требованиям смысловой наполненности, понимательности, проблемности, ценностности, Д.В. Григорьев и П.В. Степанов называют текст. Мы решили использовать в качестве такого средства и взять за основу проекта организации внеурочной деятельности, ориентированного на нравственное воспитание обучающихся, кинофильм. Так возникла идея создания кинолектория как формы организации внеурочной деятельности обучающихся, направленной на нравственное воспитание.
Форма занятий может быть определена как свободное творчество под руководством преподавателя объединения. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Перед просмотром фильма в короткой вступительной беседе учитель или заранее подготовленный старшеклассник связывает изученный ранее материал с художественной структурой картины, ставит перед зрителями проблемы, которые они должны решить во время демонстрации ленты.
Общая структура занятий.
1. Введение в тему.
3. Индивидуальная оценка.
4. Групповое обсуждение.
5. Связь с современностью.
6. Рефлексия.
Формы занятий : традиционное занятие, комбинированное занятие, тренинг, игра, мастерская, дискуссия, диспут, суд, творческая встреча.
С целью анализа фильма зрителям предлагают целый перечень вопросов, которые можно представить таким образом:
В чем заключается смысл фильма?
К каким действиям он призывает?
Кто главный герой и почему он поступает так?
Какие эмоции у вас вызывает поведение героев картины?
Кто более всего вам симпатичен? Почему?
Главные события, их основной смысл
Как ты поступил бы на месте героя?
Какие советы ты можешь дать герою? Себе? Одноклассникам?
Если бы герой поступил по-другому, как изменились бы события?
Кинолекторий в классе проводится классным руководителем. Заблаговременно до сведения обучающихся доводятся общие нормы и правила поведения на кинолектории.
Замечательно, если удаётся привлечь «внешних экспертов» – представителей того социума, который связан с обсуждаемыми проблемами, родителей.
Все обучающиеся тоже выступают в роли экспертов. Для голосования используются сигнальные карточки,
Непременной составляющей кинолектория является организация рефлексии. Роль ведущего здесь включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее отражения (письменного, художественно-образного, символического) в «Зрительском дневнике».
Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и сверстниками, школьник уносит с собой «попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни» (П.В. Степанов).
Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124.
Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146
Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. докт. пед. наук. М., 1989. 362 с
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246
Список детских фильмов
Структура восприятия фильма (по В.Р. Шмидт). Таблица 1.
Герой на моем месте
Восприятие и внимание (поведение героев, взаимоотношения, вербальные и невербальные сигналы, выражение отношения через поведение, переживания героев)
Как я понимаю чувства героя, по каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? Разделяю ли я чувства героя или нет?
Что я чувствую по поводу. (название того или иного эпизода)?
Кто мне нравится, а кто нет? С кем сравнивать себя не очень хочется?
Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), они чем-то похожи на меня или нет?
Мои эмоции в отношении фильма, в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства?
Понимание поведения, рефлексия (осознание движущих сил героев)
Как герой понимает ситуацию в фильме, и как я понимаю ситуацию?
Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма, и присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей?
Почему именно с этими героями я сравниваю себя?
Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы? Что мне никогда не приобрести? Могу ли я принять такое ограничение?
Исполнение задуманного (способ действия, окружение героев и роль окружения в достижении целей)
Какие приемы героев фильма меня привлекают?
Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне?
Как герой меняет способы действия, и могу ли я измениться как он?
Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма?