кипр и россия отношения
Двусторонние отношения
Российско-кипрские отношения
7 апреля 1992 г. Республика Кипр признала Россию в качестве продолжателя и правопреемника СССР, дипломатические отношения с которым поддерживала с 18 августа 1960 г.
Российско-кипрские отношения носят традиционно дружественный характер, чему в значительной мере способствуют совпадение или близость позиций по основным международным проблемам, приверженность России скорейшему достижению справедливого и всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы.
Всестороннее развитие российско-кипрских связей стимулировали контакты между главами государств.
Первый в истории двусторонних отношений официальный визит главы российского государства на Кипр состоялся 7 октября 2010 г.
24-27 февраля 2015 г. состоялся официальный визит Президента Республики Кипр Н.Анастасиадиса в Россию. Президент Н.Анастасиадис принял участие в мероприятиях 9 мая 2015 г. в Москве, посвященных 70-летию Великой Победы. 16 июля 2016 г. в Улан-Баторе «на полях» Форума Азия-Европа состоялась встреча Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева с Н.Анастасиадисом. 22-24 октября 2017 г. прошел рабочий визит Президента Кипра Н.Анастасиадиса в Россию.
Традиционными являются контакты Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Президентом Кипра Н.Анастасиадисом «на полях» общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН.
На высоком уровне находятся контакты между МИДами двух стран. 7 апреля 2018 г. в Москве прошли переговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Кипр Н.Христодулидисом. 11 июля 2018 г. в ходе телефонного разговора министры обсудили нынешнее состояние российско-кипрского сотрудничества, а также кипрское урегулирование.
Регулярно проходят межмидовские консультации на уровне заместителей министров иностранных дел, последние – 14 сентября 2017 г. в Москве.
Развиваются межпарламентские связи. Председатель Палаты представителей Республики Кипр Д.Силлурис принял участие в работе 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза (Санкт-Петербург, 16-18 октября 2017 г.). В апреле 2017 г. делегация Совета Федерации приняла участие в кипрском этапе Третьего панъевропейского фестивального марафона «От Атлантики до Тихого океана». Поддерживаются межпартийные обмены.
В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует более 60 межправительственных соглашений и договоров, протоколов и межведомственных меморандумов, которые были подписаны за весь период существования независимого кипрского государства (с 1960 г.).
Одной из ключевых сфер двустороннего сотрудничества является финансово-экономическая. Кипр продолжает оставаться одним из ведущих каналов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, занимая одно из первых мест среди основных стран-инвесторов.
С 1998 г. действует Российско-Кипрская Межправительственная комиссия (МПК) по экономическому сотрудничеству. Сопредседатели МПК: с российской стороны – заместитель Министра экономического развития А.В.Груздев (с августа 2017 г.), с кипрской – Министр финансов Х.Георгиадис (с апреля 2013 г.). X сессия комиссии состоялась в Никосии 2-3 октября 2017 г. 1 марта 2018 г. в Никосии прошло второе заседание Рабочей группы по экономическому сотрудничеству.
В Никосии действует Российский центр науки и культуры. Россия приняла активное участие в проекте «Европейская культурная столица Пафос-2017».
По количеству туристов россияне традиционно занимают второе место после британцев.
Развивается взаимодействие в правовой сфере по линии министерств юстиции, генеральных прокуратур и верховных судов двух стран.
Осуществляются контакты между Русской и Кипрской православными церквами. 21 января 2011 г. Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II принят тогдашним президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым (в рамках визита на церемонию вручения ему премии им. Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2010 г.). 8-11 июня 2012 г. состоялся официальный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Кипр по приглашению Хризостома II. Предстоятель Кипрской православной церкви принял участие в мероприятиях в Москве, посвященных 1025-летию Крещения Руси (июль 2013 г.) и 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (28 ноября-6 декабря 2017 г.).
Межгосударственные отношения России и Кипра
Дипломатические отношения между СССР и Республикой Кипр были установлены 18 августа 1960 года. 7 апреля 1992 года Кипр признал Россию в качестве продолжателя СССР.
Российско-кипрские отношения носят традиционно дружественный характер, чему в значительной мере способствует совпадение или близость позиций по основным международным проблемам, последовательная линия России в пользу достижения всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрской проблемы.
Всестороннее развитие российско-кипрских связей стимулируют контакты между главами государств. Их развитию способствовали рабочие визиты в Москву 27-30 октября 1991 года и 15 октября 1992 года президента Кипра Георгиоса Василиу.
7 сентября 2000 года в рамках Саммита тысячелетия в Нью-Йорке (США) состоялась двусторонняя встреча президента России Владимира Путина и президента Кипра Глафкоса Клиридиса.
30-31 мая 2003 года президент Республики Кипр Тассос Пападопулос посетил Санкт-Петербург для участия в саммите Россия-ЕС и в торжествах по случаю 300-летия города. 21-23 января 2006 года прошел официальный визит Пападопулоса в Россию.
18-21 ноября 2008 года состоялся официальный визит президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса в Российскую Федерацию. По итогам переговоров глав двух государств в Кремле Россия и Кипр подписали ряд совместных документов, среди которых Совместная декларация о дальнейшем укреплении отношений дружбы и всестороннего взаимодействия между РФ и Республикой Кипр, межправительственное соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки.
В рамках визита Христофиасу была присуждена степень почетного доктора МГИМО (У) МИД России.
Анастасиадис встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
Никос Анастасиадис принял также участие в мероприятиях 9 мая 2015 года в Москве, посвященных 70-летию Великой Победы.
На высоком уровне находятся контакты между МИДами двух стран.
31 октября 2016 года министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидис посетил с рабочим визитом Москву. Главы внешнеполитических ведомств обсудили вопросы двусторонние вопросы, а также взаимоотношение ЕС и России.
18-20 мая 2017 года состоялся рабочий визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Республику Кипр. Сергей Лавров был принят президентом Кипра Никосом Анастасиадисом, а также провел переговоры с министром иностранных дел Иоаннисом Касулидисом.
19 сентября 2017 года в Нью-Йорке «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом. В ходе беседы были рассмотрены возможности дальнейшего развития российско-кипрских отношений в различных областях, подчеркнута взаимная заинтересованность в продолжении политического диалога, конструктивном сотрудничестве на многосторонних площадках, в том числе в ООН.
Регулярно проводятся консультации между внешнеполитическими ведомствами Российской Федерации и Республики Кипр.
Развиваются межпарламентские связи. В декабре 2016 года председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев встретился с председателем Палаты представителей Республики Кипр Димитрисом Силлурисом. Состоялась также встреча российского сенатора с председателем Постоянного комитета Палаты Представителей по иностранным и европейским делам Гиоргиосом Лиликасом.
В результате антироссийских санкций ЕС и ответных мер России последовало снижение объемов торгово-экономического сотрудничества наших стран.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2016 году внешнеторговый оборот России и Кипра составил 334,5 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 282,8 миллиона долларов и импорт — 51,6 миллиона долларов.
По итогам января-июля 2017 года внешнеторговый оборот России и Кипра составил 216,4 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 211,7 миллиона долларов и импорт — 4,7 миллиона долларов.
В структуру экспорта России в Кипр входят такие группы товаров как минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности; древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Российский импорт представлен такими товарами как машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Одной из ключевых сфер двустороннего сотрудничества является финансово-экономическая. Кипр остается одним из основных каналов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, занимая ведущее место среди стран-инвесторов. По данным Банка России, на 1 января 2016 года сумма накопленных прямых кипрских инвестиций в российской экономике составила 94,5 миллиарда долларов, сумма российских инвестиций в экономику Кипра — 92,2 миллиарда долларов.
С 1998 года действует Российско-Кипрская Межправительственная комиссия (МПК) по экономическому сотрудничеству, очередная встреча которой прошла в апреле 2016 года в Москве.
В целях развития прямых контактов между предпринимателями двух стран в 2011 году был создан Деловой Совет по сотрудничеству с Кипром.
Устойчиво развивается российско-кипрское гуманитарное сотрудничество. В октябре 2016 года было подписано Межправительственное соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. В Никосии действует Российский центр науки и культуры. В городе Лимасоле ежегодно проводится российско-кипрский фестиваль, в 2017 году он прошел в 12-й раз.
Кипр является популярным направлением для российских туристов. По данным Росстата, в 2016 году страну посетило более 800 тысяч россиян.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Межгосударственные отношения России и Кипра
Дипломатические отношения между СССР и Республикой Кипр были установлены 18 августа 1960 года. 7 апреля 1992 года Кипр признал Россию в качестве продолжателя СССР.
Российско-кипрские отношения носят традиционно дружественный характер, чему в значительной мере способствует совпадение или близость позиций по основным международным проблемам, последовательная линия России в пользу достижения всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрской проблемы.
Всестороннее развитие российско-кипрских связей стимулируют контакты между главами государств. Их развитию способствовали рабочие визиты в Москву 27-31 октября 1991 года и 15 октября 1992 года президента Кипра Георгиоса Василиу.
7 сентября 2000 года в рамках Саммита тысячелетия в Нью-Йорке (США) состоялась двусторонняя встреча президента России Владимира Путина и президента Кипра Глафкоса Клиридиса.
30-31 мая 2003 года президент Республики Кипр Тассос Пападопулос посетил Санкт-Петербург для участия в саммите Россия-ЕС и в торжествах по случаю 300-летия города. 8-10 мая 2005 года Тассос Пападопулос участвовал в праздновании 60-летия Победы в Москве.
20-24 января 2006 года прошел рабочий визит Пападопулоса в Россию.
18-21 ноября 2008 года состоялся официальный визит Президента Республики Кипр Димитриса Христофиаса в Российскую Федерацию, в ходе которого состоялись переговоры с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, а также беседы с главами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
По итогам переговоров глав двух государств в Кремле Россия и Кипр подписали ряд совместных документов, среди которых Совместная декларация о дальнейшем укреплении отношений дружбы и всестороннего взаимодействия между РФ и Республикой Кипр, межправительственное соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки.
В рамках визита Христофиасу была присуждена степень почетного доктора МГИМО (У) МИД России.
7 октября 2010 года состоялся первый в истории российско-кипрских отношений официальный визит главы российского государства на Кипр.
Важным событием в истории двухсторонних отношений России и Кипра стал первый в истории визит министра иностранных дел России Игоря Иванова 11 октября 2000 года, вслед за которым последовал официальный визит в Москву министра иностранных дел Кипра Иоаниса Касулидиса.
В последующие годы контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран находились на высоком уровне.
21 июня 2013 года «на полях» Петербургского международного экономического форума министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встретился с министром иностранных дел Кипра Иоанисом Касулидисом.
24 сентября 2013 года в Нью-Йорке «на полях» 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом.
28 марта 2014 года в Москве состоялась встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с министром иностранных дел Кипра Иоанисом Касулидисом.
Одной из ключевых сфер двустороннего сотрудничества является торгово-экономическая. С 1998 года действует Российско-Кипрская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.
По итогам 2014 года объем внешнеторгового оборота России и Кипра составил 653,3 миллионов долларов (в 2013 году — 1,965 миллиарда долларов), в том числе российский экспорт — 609,7 миллионов долларов (в 2013 году — 1,923 миллиарда долларов), импорт — 43,6 миллионов долларов (в 2013 году — 42,7 миллионов долларов).
Кипр является одним из лидеров среди стран ЕС по поступившим в Россию прямым инвестициям. По данным на 2013 год объем накопленных прямых инвестиций в российскую экономику составил 44,8 миллиарда долларов. Объем российских инвестиций в экономику Кипра по итогам 2013 года составил 19,7 миллиарда долларов.
Осуществляется сотрудничество в сфере туризма. В 2013 году число российских туристов на Кипре достигло 608 тысяч. С января по октябрь 2014 года на Кипре отдохнула 621 тысяча туристов из России, что составляет около 27% от общей численности посетивших остров иностранных гостей (2,3 миллиона человек).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Гордиев узел: противостояние вокруг Кипра резко обострилось
С каждым днем всё больше обостряется ситуация вокруг Кипра. В середине июля Евросоюз одобрил пакет санкций в отношении Турции из-за бурения шельфа у острова. Анкара огрызается, заявляя, что несмотря ни на что продолжит разведывательные работы. Помимо Греции и Турции в этот конфликт вовлечены и другие международные игроки: Израиль, Египет, Ливан, США и страны Евросоюза. Все они стремятся заполучить право на разработку нефти и газа около спорного острова. Вашингтон, активно поддерживая Афины и выступая против Анкары в этом вопросе, пытается не только добиться усиления в регионе, но и подорвать влияние Москвы. Россия, традиционно балансирующая между Грецией и Кипром с одной стороны и Турцией — с другой, тоже оказалась втянута в конфликт. Какую роль может сыграть Москва в кипрском урегулировании — в материале «Известий».
ЕС обеспокоен
«Провокации Турции для всех нас неприемлемы, в этом вопросе мы — на стороне Кипра», — прокомментировал госминистр МИД Германии по делам Европы Михаэль Рот решение Евросоюза ввести санкции против Турции из-за геологоразведочных работ в исключительной экономической зоне острова.
С начала мая Анкара направила в сторону Кипра две буровые установки «Фатих» и «Явуз». В результате ЕС решил сократить финансовую помощь Турции как кандидату на вступление в Европейский союз, а также приостановить контакты на высшем уровне и пересмотреть сотрудничество Европейского инвестиционного банка с этой страной.
Буровое судно «Явуз» в порту в провинции Коджаэли, Турция
Если западные страны считают остров единым, а работы турецких судов в его водах нелегальными, то в Анкаре признают независимость Турецкой Республики Северного Кипра и ее право добывать природные ресурсы на шельфе.
Турецкие власти уже дали понять, что сдаваться не собираются: бурение на шельфе продолжат до 3 сентября, и работы будут проходить под защитой вооруженных сил страны.
В Москве осудили ограничительные меры ЕС против Турции, посчитав, что такие шаги только усугубят многолетний неурегулированный конфликт в регионе. Российские власти при этом отметили, что это «вовсе не означает, что российская сторона поддерживает действия Анкары».
Разделенный надвое
Вмешательство международных игроков еще больше обостряет и без того напряженную ситуацию вокруг Кипра. Отношения Турции и Греции всегда были далеки от идеальных. С того момента, как османы в 1453 году завоевали Константинополь и вплоть до провозглашения своей независимости в 1830 году Греция находилась под тяжелой рукой султанов. После этого неоднократно и с переменным успехом воевала с Турцией.
На самом Кипре турецкая и греческая общины живут бок о бок уже более 450 лет, практически не смешиваясь. Всё это время стороны умудрялись сосуществовать нормально. Не изменилась ситуация и после того, как в 1915 году остров стал колонией Великобритании. Проблемы начались значительно позже.
В 1960-м Кипр обрел независимость, а гарантами соблюдения прав проживающих там турецкой и греческой общин стали Лондон, Афины и Анкара. К тому моменту турки (их было около 18% жителей острова) получили треть кресел в местных органах власти. Всё казалось довольно безоблачным, но тут грянул кризис. Греки-киприоты, потребовав энозиса — воссоединения острова с Грецией, вытеснили турок со всех правительственных постов. Начались яростные столкновения между общинами. В итоге турки-киприоты образовали собственный орган самоуправления — Временную турецкую администрацию, отказавшись признавать законы, принятые греческой стороной.
Студенты Ассоциации немецких студенческих сообществ на демонстрации 19 июля 1974 года в Бонне против оккупации севера острова Кипр турецкими вооруженными силами
В 1974 году ситуация окончательно накалилась: греческие националисты пришли к власти в результате переворота. Заявив, что она защищает положения договора 1960 года, Турция ввела на остров войска. Мятеж удалось подавить — хунта пала, а к власти вернулся президент-архиепископ Макариос, при котором сторонам удавалось нормально уживаться. Однако было уже поздно: к тому моменту турецкие войска заняли 37% всей территории острова, образовав Кипро-Турецкое Федеративное Государство.
Изначально планировалось, что оно просуществует не больше года — по результатам мирного соглашения предполагалось появление федеративной республики, в которой бы соблюдались права двух общин. Однако греческая сторона так и не смогла договориться с турецкой. В результате на севере провозгласили Турецкую Республику Северного Кипра. Международное сообщество эту идею не поддержало. Северный Кипр признает всего одно государство — Турция.
Остров разделяет так называемая зеленая линия, на которой находится контингент вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), его мандат продлевают из года в год. В целом обстановка на острове довольно стабильна: сейчас можно спокойно пересекать «зеленую линию» (пусть и на ограниченное время), на греческой части острова спокойно живут турецкие общины.
Архиепископ Макарий и предстоятель Кипрской православной церкви и первый президент Республики Кипр
На протяжении всей 45-летней истории конфликта предпринимались попытки примирить противоборствующие стороны. Реальный шанс стать федеративным государством представился в 2004 году. Занимавший тогда пост генсека ООН Кофи Аннан предложил план, согласно которому предполагалось создание Объединенной Кипрской Республики, которая бы состояла из двух автономных частей. Во главе правительства должны были стоять четыре грека и два турка. Несмотря на то, что турецкую часть острова предполагалось урезать на четверть, а греческих беженцев вернуть в места проживания, большинство турок-киприотов поддержали этот план на референдуме. Проживавшее на севере острова население рассматривало объединение как реальный шанс вырваться из четвертьвековой политической и экономической изоляции.
Совсем иные настроения царили по другую сторону «зеленой линии». Греки-киприоты план отвергли, посчитав его слишком протурецким. Подразумевалось, что на острове сохранятся ВС Турции, военные получат ряд полномочий, помимо этого, грекам-киприотам запрещалось скупать недвижимость в более отсталом турецком секторе.
В ЕС решили поощрить турок, сняв с общины экономическое эмбарго, выделив несколько сотен миллионов евро финансовой помощи и разрешив им беспошлинно экспортировать в Европу фрукты и овощи. Однако греков-киприотов за их строптивость наградили куда более щедро: в 2004 году южная часть острова вступила в Европейский союз.
«Будто что-то сломалось»
После провала референдума отношения между двумя общинами стали довольно прохладными. Формально переговоры по объединению Кипра приостановлены. Однако неформальные контакты между турками- и греками-киприотами продолжаются. Активисты стараются наладить связи между общинами, проводят совместные культурные мероприятия.
При этом каждая из сторон опасается, что идя на компромиссы, не создаст возможность какого-либо движения вперед, а лишь усилит переговорные позиции соперника. Например, общины могли бы начать сотрудничать, урегулировав вопрос о статусе различных университетов и колледжей Северного Кипра. Греки считают их незаконными. Однако северные вузы готовы сотрудничать с университетами южной части острова. Это как раз могло бы открыть новые возможности для сближения сторон, в отношениях которых накопилось множество спорных и болезненных вопросов: это и присутствие турецких ВС на территории острова, и выплата компенсаций грекам-киприотам за имущество, утраченное на территории Северного Кипра, и территориальный вопрос.
В настоящее время турки-киприоты удерживают за собой 37% всей площади острова, однако в формате федеративного образования их бы устроили и 29,2%. Греки-киприоты, в свою очередь, настаивают, что эта доля не должна превышать 28,2%.
Происходящее на Кипре очень точно описала спецпосланник ООН Джейн Лют после посещения острова: «Ощущение такое, будто что-то сломалось». Эта фраза стала крылатой. Серьезная попытка урегулировать затянувшийся конфликт была предпринята на швейцарском курорте Кран-Монтана в 2017 году, однако и она провалилась.
Cпецпосланник ООН Джейн Лют
А ведь тогда казалось, что стороны стоят на пороге исторического события, и кипрская проблема будет решена на основе принципа единого федеративного государства. Стороны впервые обменялись картами по территориальному разграничению, обсудили вопросы гарантий и безопасности острова. Но на этот раз взбрыкнула Анкара, отказавшись выводить с Кипра 40 тыс. своих солдат и офицеров. С тех пор никаких существенных подвижек в переговорах не происходило.
Греки-киприоты с большим недоверием относятся к Анкаре на фоне роста авторитарных амбиций Эрдогана. Турки-киприоты, в свою очередь, разочарованы тем, как обошелся с ними Евросоюз за готовность к объединению.
Все заинтересованные стороны
Масла в огонь подливают и споры о разработке крупных запасов энергоресурсов, обнаруженных около острова. В настоящее время на шельфе Восточного Средиземноморья известны четыре газовых месторождения: кипрская «Афродита» (с запасами 127 млрд кубометров газа), египетский «Зохр» — 850 млрд кубометров, а также израильские «Левиафан» и «Тамар» (620 и 200 млрд кубометров газа).
О своих интересах в регионе заявляют также Италия, Франция, США и Ливан. Фактически Анкара противостоит им в одиночку. Образовались три треугольника: Кипр – Греция – Израиль, Кипр – Греция – Ливан и Кипр – Греция – Египет. Они заключили договоры о проведении морской границы, поделив таким образом большую часть шельфа вокруг острова. Впрочем, Турция, на сегодняшний момент заключившая соглашение только с Северным Кипром, эти соглашения не признает.
От Великобритании, считающейся одним из гарантов соблюдения прав жителей острова, помощи в этом вопросе ждать не приходится. Лондон преследует свои внешнеполитические цели: сохранение на Кипре двух военных баз — Акротири и Декелии, имеющих статус заморских территорий Соединенного Королевства и занимающих около трех процентов от всей площади острова. Они обладают для Британии важным геостратегическим значением: помогают контролировать Суэцкий канал и в целом Ближневосточный регион.
Военная база Акротири на Кипре, самолет «Торнадо GR4» Королевских ВВС
Не приходится Турции рассчитывать и на помощь Брюсселя. Евросоюз, стремясь диверсифицировать поставки энергоресурсов из России, активно поддерживает Республику Кипр. Брюссель одобрил проект Восточно-Средиземноморского газопровода, согласованный между Израилем, Кипром и Грецией. Помимо этого, с согласия ЕС Никосия и Каир подписали договор о строительстве магистрали по дну Средиземного моря, соединяющей Кипр и Египет.
В Анкаре с опаской относятся к прокладке альтернативных газопроводов в восточном Средиземноморье. Для Турции важно сохранить статус главного европейского газового хаба.
Кроме того, участие Кипра (без турецкой общины) в таких крупных проектах показывает, что мировое сообщество полностью поддерживает действия местных властей, а это делает процесс урегулирования кипрской проблемы еще более тяжелым.
Турецкие власти заявляют, что Республика Кипр не имеет права добывать полезные ископаемые в одностороннем порядке, а выгоды от добычи углеводородов должны быть разделены с Северным Кипром. Местные эксперты уверены, что Анкара слишком поздно начала предпринимать шаги в этом направлении. Для защиты своих прав стране необходимо объявить свои исключительные экономические зоны, а также подписать договор о морской границе с Ливией, которая тоже может претендовать на разработку шельфов. Учитывая, что в этой североафриканской стране нет стабильного правительства, сделать это будет непросто.
Российско-американское противостояние на острове
Однако Кипру выдвигалось условие — закрыть порты для кораблей ВМФ России. Эксперты уверены, что Вашингтон стремится не только усилить свои позиции в регионе, но и подорвать традиционно сильное влияние России.
В Никосии на такую сделку не пошли, заявив, что хотя Кипр и нацелен на улучшение отношений с США, «продолжит и дальше предоставлять свои порты и инфраструктуру для российских и других судов». Впрочем, Москве особо обольщаться не стоит: кипрские власти подчеркнули, что хотя и ценят экономические, торговые и политические отношения с Россией, их «главный пункт назначения — Европа».
Большой противолодочный корабль «Североморск» и дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» ВМФ России
Что касается кипрского конфликта, то Москва всегда старалась держаться от него в стороне, заявляя, что «заинтересована в скорейшем решении кипрской проблемы, несмотря на то, что эта задача остается крайне сложной» и призывая, чтобы «решение проблемы было справедливым, целесообразным и функциональным, а также приемлемым для обеих кипрских общин». Такая позиция, по-видимому, не особо устраивала ни греческую, ни турецкую части острова.
Власти Кипра неоднократно заявляли, что Россия могла бы внести свою лепту в возобновлении переговоров между турецкой и греческой сторонами по кипрскому урегулированию. Так, накануне саммита G20 в Буэнос-Айресе осенью 2018 года министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис выразил надежду, что «Москва сможет убедить Анкару реанимировать переговоры». Однако такую точку зрения разделяют далеко не все.
Многие киприоты уверены, что Россия «никогда не пыталась поддержать Кипр». Об этом в своих мемуарах писал бывший президент острова Глафкос Клиридис. По его словам, Москва не сделала этого в 1974 году, не сделает и сейчас. Помимо этого экс-глава государства упрекает Россию в том, что она не оказала никакой финансовой помощи в 2012 году, когда остров особенно остро в этом нуждался.
Турки, в свою очередь, не сомневаются, что Россия, как и западные страны, поддерживает в этом конфликте греческую сторону. «В Анкаре не считают Москву честным брокером в том, что касается урегулирования кипрского кризиса. Во многом это происходит из-за тесных исторических, православных связей, а также офшоров некоторых российских бизнесменов на острове», — рассказал «Известиям» турецкий политолог Серкан Демирташ.
Эксперт, в частности, напомнил позицию Москвы в преддверии референдума по плану Аннана в 2004 году. Генсек тогда предпринял последнюю попытку убедить греков-киприотов проголосовать за объединение. Для этого в Совбез ООН внесли проект резолюции, призывающей обе общины проголосовать за объединение острова. 14 членов Совбеза поддержали резолюцию, однако неожиданно Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН воспользовалась своим правом вето, тем самым похоронив документ. Свой демарш Москва тогда объяснила нежеланием оказывать давление на заинтересованные стороны в преддверии плебисцита. Однако многие в тот момент заподозрили Россию в сговоре с греками.
«В том что касается вопросов восточного Средиземноморья, то появление возможного конкурента — нового поставщика энергоресурсов на европейский рынок — не может не волновать Москву. Вызывает беспокойство России и то, что в последнее время крепнут связи между Кипром и США. Вашингтон давит на Никосию, требуя ослабить взаимодействие с Москвой, особенно в отношении оффшорных банков», — пояснил политолог. В ноябре прошлого года некоторые крупные российские компании уже покинули Кипр, другие всерьез подумывают об этом. На фоне этого на острове стремительно растет число американских банков, готовых к сотрудничеству.