кисас в мусульманском праве

Преступления категории Кисас

Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.

По способу исполнения наказания категории кисас школы различаются в своих рекомендациях. Шафииты требуют, чтобы виновному было причинено такое же ранение, таким же способом, тем же орудием каким он нанес повреждения потерпевшему. Ханифиты же полагают, что увечье должно наноситься только острым орудием, чтобы наказание было сопряжено с меньшим мучением и исполнялось бы быстро[9].

Право требования применения кисаса или взыскание диета (виры) принадлежит потерпевшему или его ближайшему родственнику, но под безусловным надзором кадия, а за несовершеннолетнего или умалишенного этим правом в полной мере пользуется его опекун. Если один из родственников согласится на уплату диета, то это соглашение обязательно и для прочих родственников. Правда, если у убитого не оставалось наследников и право на наказание преступника переходило к правителю, то последний не мог простить убийцу, но был вправе заменить смертную казнь выкупом за кровь, который поступает в государственную казну.

Виновный кроме выплаты диета, должен подвергнуться еще кеффарету (двухмесячный пост).

Диет при умышленном убийстве подлежит немедленной уплате, если родственники не дадут виновному известного срока, а при неумышленном убийстве виновный подвергается кеффарету и уплате виры в течение трехлетнего срока.

Основные толки мусульманского права кроме шафиитского, исключали этот вид ответственности для несовершеннолетних и умалишенных, которые за убийство могли быть наказаны только уплатой виры.

Так же, не подвергаются кровавой мести:

1. Женщины во время беременности, в этих случаях исполнение приговора откладывается до разрешения.

2. Родственники убитого в восходящей линии, они подвергаются уплате диета и кеффарету, на том основании, что лицо, давшее жизнь вправе и отнять ее[10].

Если субъективная сторона преступления соответствовала указанным требованиям и наследники убитого настаивали на смертной казни, то убийца не мог избежать этой меры наказания, причем, практически, смертный приговор приводился в исполнение путем отрубания головы. В соответствии с выводами большинства толков, когда в убийстве участвовало несколько соисполнителей, все они подвергались казни.

При любом виде убийства преступник лишался права наследования имущества убитого.

Рассмотрим вопрос об ответственности за убийство. Шариат запрещает убийство. В Коране особо выделены запреты на убийство мусульман (сура 4, аят 92), детей (сура 17, аят 31), гостей и пленников (сура 9, аят 6), а также тех, кто не злоумышлял против вас (сура 9, аят 4). Исключение делается лишь для смертной казни как высшей меры наказания за тягчайшие преступления, а также для убийства в случае необходимой обороны.

Если убийца неизвестен, то выкуп за кровь уплачивали жители деревни, аула, квартала, дома, где обнаружен труп, а также владелец земли. Если же труп убитого обнаружен в его собственном доме, то выкуп за кровь не уплачивался.

Выплата возмещения за убийство, увечье или ранение присуждается прежде всего в пользу потерпевшего, а затем право на его получение имеют его наследники в соответствии с причитающейся каждому из них долей наследства.

Воздаяние равным (кисас) в виде членовредительных наказаний по талиону возможно только за нанесение тех ранений, которые повлекли утрату частей тела или органов, или утрату органами или частями тела их функций, что может быть определено, естественно, лишь после полного выздоровления потерпевшего. Только в этом случае может быть определена тяжесть вреда здоровью. В случае же полного выздоровления, при котором не остается следов причиненного ранения, наказание в виде воздаяния равным (кисас) исключается, что, в свою очередь, не исключает назидательного наказания (тазир).

За нанесение ранения установлена ответственность кисас в виде членовредительских наказаний по талиону, которые могли заменяться (и на практике почти всегда заменялись) выкупом за кровь в соответствии с важностью поврежденного органа. Это касается умышленного нанесения ранения. Неосторожное же всегда наказывается только уплатой выкупа.

Но, тем не менее, в теории мусульманского уголовного права возможность членовредительных наказаний присутствует. Но принцип талиона даже в теории не был последовательным, ибо такие увечья как повреждения зубов, языка, костей, половых органов, глаз не полагалось компенсировать таким же увечьем виновному в силу сложности их повторения в точности. За них всегда полагался выкуп за кровь. Не требовался талион при ранениях, нанесенных мужем жене, но требовался за ранения нанесенные мусульманином не мусульманину.

В случае нанесения ранения, повлекшего утрату функций органа или части тела без его ампутации, требуется уплата выкупа в размере половины суммы, требуемой за его утрату.

Коран придает огромное значение праву возмездия, называя его “источником жизни”. Причины этого очевидны. Во-первых, это право принадлежит индивиду, а не обществу или же государству, что приводит к глубокому и далеко идущему изменению во всей юридической системе. Государство не вправе по своему усмотрению вмешиваться в конфликт, затрагивающий лишь интересы его участников. Вместо того чтобы сразу же начинать необратимый процесс государственного преследования и наказания, Ислам проявляет здесь гибкость, предоставляя возможность разрешения спора на уровне индивидов, без вмешательства бюрократической машины. Юстиция должна быть “слепой”, однако человек может принять во внимание все обстоятельства и свои личные симпатии и отказаться от права возмездия, надеясь, что Аллах в будущей жизни простит его точно так же, как он прощает своего обидчика. Лишь немногие понимают, что фактически принцип кисас в некоторых случаях позволяет сохранить преступнику даже жизнь. Конечно же, одним из основополагающих моментов является, то, что люди ни при каких обстоятельствах не должны подменять существующие законы собственным волеизъявлением.

Источник

Кисас

Содержание

Источники

Преступления

Замена

Применение

Известные случаи

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Кисас» в других словарях:

Кисас — в мусульманском праве наказание по принципу талиона за убийство и нанесение телесных повреждений … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Западной Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Айюб — (араб. أيوب‎‎) пророк (наби) в исламе, один из «терпеливцев» праведников. Соответствует библейскому Иову. В Коране присутствует два эпизода, упоминающие страдания Айюба: краткий в суре «Пророки» (21:83 84) и более пространный в суре… … Википедия

Аюб — Коранические персонажи Аюб (араб. أيوب‎‎) Толкование имени: удручённый, гонимый … Википедия

МУСУЛЬМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений, распространённых среди приверженцев ислама монотеистической религии, возникшей в 7 в. в Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (ок. 570 632). Хронологически М. М. последняя из т. н.… … Энциклопедия мифологии

Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия

Шариат — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Хадж — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Исламские писания

Коран

О вы, которые уверовали! закон равенства предписан вам в случаях убийства: свободный для свободного, раб для раба, женщина для женщины. Но если брат убитого сделает какое-либо прощение, то удовлетворите любое разумное требование и воздайте ему щедрую благодарность, это уступка и милость вашего Господа. После этого, кто превысит лимит, подлежит серьезному наказанию.

Хадис

В хадисах подробно обсуждается кисас. Например, Сахих Бухари утверждает:

Рассказывает Анас: Дочь Ан-Надра ударила девушку и сломала ей резец. Они (родственники этой девушки) пришли к Пророку, и он отдал приказ кисас (равенство в наказании).

Многие досовременные исламские ученые полагали, что только дийа (кровавые деньги), а не кисас, были доступны, когда жертвой был немусульманский зимми, и немусульманским рабам, принадлежавшим мусульманину, на основе хадисов.

Передал Абу Джухайфа: Я спросил Али: «Есть ли у вас что-нибудь Божественное, кроме того, что написано в Коране?» Или, как однажды сказал Уяина: «Помимо того, что есть у людей?» ‘Али сказал: «Клянусь Тем, Кто заставил зерно расколоться (прорасти) и создал душу, у нас нет ничего, кроме того, что написано в Коране, и способности (дара) понимания Книги Аллаха, которую Он может наделить человека, и того, что есть». написано на этом листе бумаги «. Я спросил: «Что написано на этой бумаге?» Он ответил: «Законодательные предписания дийи (кровавых денег) и (выкупа) за освобождение пленников, а также приговор, согласно которому ни один мусульманин не должен быть убит в Кисасе за кафира (неверующего) ».

Традиционная юриспруденция

Традиционная исламская юриспруденция ( фикх ) рассматривает убийство как гражданский спор, однако государство может наказать преступника в соответствии с доктриной тазир, чтобы предотвратить преступление. Во всех случаях убийства, непреднамеренного убийства, телесных повреждений и материального ущерба в соответствии с традиционным исламским правом прокурором является не государство, а только жертва или наследник жертвы (или собственник в случае, когда жертва является рабом). Кисас могут требовать только жертва или наследники жертвы, однако из-за высоких стандартов доказывания наказания по кисас в прошлом применялись редко, а уголовные дела в основном рассматривались административными судами с использованием тазир (дискреционное наказание).

Правоведы, не являющиеся ханафитами, исторически постановили, что кисас не применяется против мусульманина, если он убивает немусульманина (включая зимми) или раба по любой причине, хотя он по-прежнему подлежит наказанию по усмотрению. Доктрины фикха как шафиита, так и малики утверждали, отмечает Фридман, что кисас применяется только тогда, когда существует «элемент равенства между преступником и жертвой»; Кисас недоступен для неверной жертвы, если преступник является мусульманином, потому что «не существует равенства между мусульманином и неверным, и мусульмане превозносятся над неверными».

Мусульманские юристы оправдывали дискриминационное применение кисас между мусульманами и немусульманами, ссылаясь на следующий хадис.

Многочисленные ханафитские, шафиитские и маликские юристы заявили, что мусульманин и немусульманин не равны и не имеют одинакового статуса согласно шариату, и поэтому судебный процесс и применимые наказания должны отличаться.

Текущая практика

Qiāṣ в настоящее время предусмотрен правовыми системами нескольких стран, которые применяют исламское право (Саудовская Аравия) или приняли законы о кисасе в рамках современных правовых реформ. Хотя исламское право в том виде, в каком оно практикуется в настоящее время, отличается от традиционного исламского права из-за исламистского влияния.

Пакистан

Нигерия

С 1960-х годов в нескольких северных штатах Нигерии были приняты уголовные законы, основанные на шариате, в том числе положения о кисасе. Эти кодексы применялись шариатскими судами Нигерии к мусульманам. Многие были приговорены к возмездию по принципу кисас, а также к другим наказаниям, таким как худуд и тазир. Хотя телесных наказаний не применялось.

Саудовская Аравия

Убийство и непредумышленное убийство являются частными преступлениями в Саудовской Аравии, и жертва или наследники жертвы должны привлечь к ответственности, принять денежную компенсацию или помиловать. Хотя судьи также имеют право налагать дискреционное наказание. Возрастное ограничение не соблюдается эффективно, и суд может оценить физические характеристики ребенка-ответчика, чтобы решить, следует ли его судить как взрослого. В большинстве случаев взрослым считается человек, который удовлетворяет хотя бы одной из следующих четырех характеристик: (1) старше 15 лет, (2) видит поллюции ( аль-ихтилам ), (3) любой появление волос на лобке или (4) начало менструации. Принцип Qisas, когда он применяется в Саудовской Аравии, означает равное возмездие и ущерб для ответчика.

По сообщениям саудовских СМИ, в 2013 году суд Саудовской Аравии приговорил обвиняемого к перерезанию спинного мозга, чтобы парализовать его, если только он не выплатит потерпевшему компенсацию в размере одного миллиона саудовских риалов (около 270 000 долларов США) в форме дийи. Преступник якобы ударил своего друга ножом в спину, в результате чего он был парализован ниже пояса в 2003 году или около того, хотя кисас за другие преступления, помимо убийства, встречается редко.

Кисас и преступления против чести

Согласно большинству разновидностей исламского закона, кисас не применяется, если родитель-мусульманин или дедушка или бабушка убивают своего ребенка или внука, или если жертвой убийства является супруг, от которого у одного остались выжившие дети. Однако виновный может быть подвергнут дийе (финансовой компенсации), которая выплачивается оставшимся в живых наследникам жертв или наказывается через тазир, что является фиксированным наказанием, назначаемым судьей или правителем.

Глаз за глаз

Источник

«Преступление и наказание» по шариату

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права

Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источ­нику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18). Среди мусульманских правоведов существуют различные интер­пре­тации поня­тия «шариат». Согласно одной из них, шариат включает правовую проб­лема­тику, то есть конкретные правила поведения, регули­рующие отно­шения между людьми, — ; положения догматики — вопросы ислам­ской этики — ; нормы, регламентирующие порядок исполнения рели­гиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отно­шения с Алла­хом, — . Таким образом, шариат — всеобъемлю­щий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно. ­

Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практи­кую­­щий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молит­вы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «вве­сти шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произ­нося­щего эти слова. Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относя­щи­мися к раз­делу му‘амалат. Для того чтобы применить некоторые из них, не тре­буется изменений в законо­датель­стве, а для неко­торых (как, напри­мер, уравнива­ние прав всех жен в полигам­ном браке с точки зре­ния гражданского законода­тель­ства) уже необходимы поправки в Семей­ный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и по­лучил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступ­ление Раскольников совершил не в сто­лице Российской империи, а в регионе с шариат­ской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действую­щие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на ша­риате законода­тельства распространя­лись на немусульман. Это обстоятель­ство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убий­ство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович выну­дил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольни­кова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на прин­ципе талиона Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб». : кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульман­ских стран в эту группу входят все правона­рушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного пре­ступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокой­ствия в обществе.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государ­ству). Правда, в отличие от родст­вен­ников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздая­ние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их вла­дельцам или (в случае смерти послед­них) их наследникам. Если же родствен­ники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увели­чить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнару­жен­ные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростов­щичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степе­ней наказаний, и самое легкое из нака­заний равнозначно наказанию за совер­ше­ние прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщиче­ства сравнивается с пре­ступле­нием, которое относится к категории хадд — прелюбодея­нию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находя­щихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятель­ством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихо­имство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульман­ском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но тео­ре­тически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с долж­ников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не толь­ко тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступ­ление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Источник

КИСАС

Смотреть что такое «КИСАС» в других словарях:

Кисас — (араб. قصاص‎‎ воздаяние равным) в исламском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию кисас. По общепринятому определению кисас это наказание, равное по тяжести совершенному противоправному… … Википедия

Кисас — в мусульманском праве наказание по принципу талиона за убийство и нанесение телесных повреждений … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Западной Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Айюб — (араб. أيوب‎‎) пророк (наби) в исламе, один из «терпеливцев» праведников. Соответствует библейскому Иову. В Коране присутствует два эпизода, упоминающие страдания Айюба: краткий в суре «Пророки» (21:83 84) и более пространный в суре… … Википедия

Аюб — Коранические персонажи Аюб (араб. أيوب‎‎) Толкование имени: удручённый, гонимый … Википедия

МУСУЛЬМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений, распространённых среди приверженцев ислама монотеистической религии, возникшей в 7 в. в Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (ок. 570 632). Хронологически М. М. последняя из т. н.… … Энциклопедия мифологии

Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия

Шариат — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Хадж — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *