китаянка в военной форме
Женщины в Вооружённых силах Китая (2016)
В КНР военное дело с давних пор считалось чисто мужским занятием. На протяжении столетий женщинам отводилась лишь роль хранительницы домашнего очага и ни о какой военной карьере они не могли думать. Однако начиная с 1927 года, когда создавались первые партизанские отряды коммунистической «Красной армии», ставшей впоследствии Народно-освободительной армией Китая (НОАК), женщин начали принимать на военную службу, которая давала им возможность вступить в компартию, а наличие партийного билета открывало перспективы для дальнейшего карьерного роста.
Целесообразность принятия женщин на военную службу в Китае обусловливается также такими присущими «слабому» полу качествами, как исполнительность, ответственность, дисциплинированность, усидчивость и усердие при изучении военных дисциплин.
Образ женщины-военнослужащей часто используется партийными художниками в пропагандистских целях
Кроме того, на решение посвятить себя армии оказывают влияние социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы; недостаточное материальное обеспечение; наличие социальных и экономических льгот у военнослужащих, в том числе возможность получения более раннего и повышенного пенсионного обеспечения; возможность профессиональной самореализации и служебной карьеры и др.
На сегодняшний день служба в вооруженных силах считается привилегией среди молодежи как для юношей, так и девушек.
Военнослужащие несут службу как в войсках тыла, связи или медицинской службе, так и в сухопутных войсках, ВВС, ВМС, НВМ (народная вооруженная милиция), народном ополчении и войсках специального назначения. При этом «слабый» пол привлекается в качестве не только переводчиков, медицинского персонала, но и операторов РЛС, боевых информационно-управляющих систем и т. д.
По данным информационного агентства Синьхуа, женщины составляют до 7,5% общей численности военнослужащих НОАК. На сегодняшний день Китай относится к странам с наиболее высокой численностью женщин-военнослужащих.
Так, впервые женщины-пилоты появились в транспортной авиации в 1952 году. 8 марта того же года группа в таком составе совершила первый демонстрационный полет над площадью Тяньаньмэнь в Пекине. В дальнейшем летчицы участвовали в исследовательских испытательных полетах, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и воздушных парадах.
С 2000-х годов ВВС КНР начали готовить женщин-пилотов и для армейской авиации. Так, в 2009 году была сформирована первая группа из женщин-пилотов истребителей-бомбардировщиков «Цзяньхун-7». Девушки окончили летный институт ВВС НОАК с присвоением звания лейтенанта военно-воздушных сил.
В 1991 году женщины-военнослужащие впервые приступили к несению службы в ВМС на одном из кораблей Южного флота, а в 2002-м приняли участие в кругосветном походе. На сегодняшний день «слабый» пол включен в состав подразделений морской пехоты, экипажей как боевых, так и вспомогательных кораблей, где каюты для него отличаются повышенным уровнем комфортности.
По данным китайских СМИ, женщины служат также в рядах войск специального назначения с 1995 года. Руководство КНР приняло такое решение в 1979 году, опираясь на опыт ведения войны во Вьетнаме, где китайские подразделения, укомплектованные таким составом, проявили мужество, героизм и усердие при выполнении поставленных задач.
Отбор в новое женское подразделение проводился в 12 китайских провинциях. Кандидаты должны были иметь высшее образование, хорошую физическую подготовку, им также нужно было пройти собеседование. Несмотря на довольно короткий период существования, эти подразделения обладают очень высоким уровнем подготовки и могут эффективно решать любые поставленные задачи.
В 2009 году отдельный женский батальон народного ополчения «Железные розы» в составе около 350 человек принял участие в военном параде в ознаменование 60-летия образования КНР. Впервые расчет женского ополчения участвовал в параде по случаю образования КНР в 1958 году.
Таким образом, военно-политическое руководство КНР, уделяя внимание развитию НОАК, серьезное значение придает ее комплектованию женщинами-военнослужащими. Это способствует повышению обороноспособности страны и росту профессионализма национальных вооруженных сил, а также укреплению морального духа их личного состава в интересах поддержания стабильности внутренней обстановки и противостояния внешним и внутренним угрозам.
Зарубежное военное обозрение. 2016, №8, С. 38-40
Девушки в армии Китая: сексуальная живопись Ху Минь
Художница Ху Минь родилась в 1955-м году в семье офицера китайской Народно-освободительной армии. Сама она тоже пошла по стопам отца и дослужилась до майора, но ее главной страстью всегда оставалась живопись.
Ху Минь
Больше работ Ху Минь можно посмотреть на официальном сайте художницы.
Женщины-военные из разных стран мира
1. Курсанты сербской армии стоят в строю во время выпускной церемонии в Белграде 15 сентября 2007 года. REUTERS / Marko Djurica
2. Израильские военные силы во время тренировки на военной базе на юге Израиля 12 февраля 2007 года. REUTERS/Eliana Aponte
4. Специальная военная подготовка полицейских с мужчинами во время тренировки в Иньчуань, северо-западе Китая в Нинся-Хуэйский, 28 мая 2007 года. REUTERS/China Daily
5. Женщины сотрудники Филиппинской национальной полиции показывают свое мастерство во время демонстрационных выступлений в штаб-квартире полиции в Тагуиг, к югу от Манилы 30 октября 2007 года. REUTERS / Romeo Ranoco
8. Палестинские женщины военные во время военного шоу в Саладин, неподалеку от Дамаска 15 июля 2010. REUTERS/ Khaled al-Hariri
9. Северокорейские женщины солдаты на берегах реки Ялу близ северокорейского города Синыйджу, 27 июля 2010. REUTERS / Jacky Chen
10. Во время церемонии вручения дипломов в Дальневосточном юридическом институте МИД России в городе Владивостоке, 28 июля 2010 года. Семь женщин-офицеров из 50 офицеров закончили обучения, пройдя пятилетний курс. REUTERS/Yuri Maltsev
11. Женщины-солдаты помогают друг другу накрасить губы перед военным парадом в Пекине, 29 июля 2010. REUTERS / Jason Lee
12. Женщины солдаты, одетые в традиционную одежду во время военного парада в Мехико, 16 сентября 2010. Десятки тысяч мексиканцев стекались на улицу, чтобы отпраздновать 200-летие борьбы Мексики за независимость от Испании. REUTERS/Eliana Aponte
13. Иранские женщины курсанты полиции стоят во время выпускной церемонии в полицейской академии Ирана в Тегеране 12 марта 2005. REUTERS / Raheb Homavandi
14. Женщины солдаты китайской Народно-освободительной армии Китая (НОАК) сухопутных войск идут строем на площади Тяньаньмэнь во время массовый парад по случаю 60-летия со дня основания Китайской Народной Республики Китай в Пекине 1 октября 2009. REUTERS/David Lewis
15. Женщины солдаты из Демократической Республики Конго в столице Киншасе, 18 февраля 2006 года. REUTERS / David Lewis
17. Солдат из почетного караула оглядывается назад, официальная церемония встречи премьер-министра Сент-Люсии Стивенсон Кинг в Гаване, 7 января 2010. REUTERS / Enrique De La Osa
18. Курсант полиции Багдада. REUTERS/Erik de Castro
19. Израильская армия, женщина-солдат кричит во время недельного курса выживания для женщин в пехоте в неизвестном месте в Израиле 23 мая 2005. REUTERS / IDF
21. Жители Багдада проходят мимо женщины американского солдата на патрулирование в торговых рядах, 26 мая 2008. REUTERS/Mohammed Ameen
22. Правительственный солдат несет младенца на спине, на востоке Конго, 26 января 2009 года. REUTERS/Alissa Everett
23. Женский кадетский корпус марширует в военном училище в Боготе 4 марта 2009. REUTERS/John Vizcaino
24. Женский кадетский корпус в военном училище в Боготе 4 марта 2009. REUTERS/John Vizcaino
25. Женщины полицейские курсанты посещают тренировки в Багдаде 22 марта 2009. REUTERS/May Naji
27. Венесуэльские гражданские резервисты участвуют в мероприятии в честь 7-летия возвращении к власти президента Уго Чавеса, после короткого переворота в Каракасе, 13 апреля 2009. REUTERS/Jorge Silva
28. Сомалийская девушка.
30. В штаб-квартире полиции в Сан-Педро, недалеко Монтеррей 6 ноября 2009.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
Какой след в мировой истории оставили великие китаянки: Мастер боевых искусств, отважный генерал и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Ли Сянлань
Иногда лучше признать своё иностранное происхождение, когда тебя обвиняют в предательстве по отношению к собственной стране, если рассматривать историю Ли Сянлань. Родившаяся в 1920 году в тогдашней Маньчжурии (позднее ставшей японским марионеточным государством на ограниченный период времени) «китайская» актриса Ли Сянлань на самом деле была дочерью японских родителей, живущих в Маньчжурии.
На самом деле она была женщиной по имени Ямагати Есико и работала в Китае в качестве актрисы в различных фильмах, некоторые из которых были на самом деле японской пропагандой. В 1945 году она была обвинена в государственной измене и приговорена к смертной казни за действия, в том числе изображающие китайских женщин, вступающих в романтические отношения с оккупационными японскими войсками, которые считаются предательскими против Китая. Но когда её семейная регистратура была украдена, её пощадили и просто вернули в Японию, репатриировав.
2. Нг Муй
Боевые искусства могут показаться некоторым людям любимым видом спорта для мужчин. И несмотря на то, что мужчины составляют большое число мастеров боевых искусств, следует помнить о том, что они также могут быть достоянием женщин. Китай не является исключением из этого правила. Один из самых искусных мастеров боевых искусств в китайской истории, Нг Муй, является женщиной-основателем формы боевого искусства в Китае.
3. Хуан Хуаньсяо
Во время Второй мировой войны в провинции Юньнань на юго-западе Китая базировались американские авиационные силы, известные как «Летающие тигры», знаменитая добровольческая группа, прославившаяся своей храбростью в воздушных боях, под руководством женщины-медсестры по имени Хуан. Выпускница Высшей школы медсестёр при больнице королевы Марии в Гонконге, Хуан поступила на службу в китайский союз Объединённых медсестёр в 1942 году. После окончания Второй мировой войны многочисленные американские ветераны вернулись в Китай, чтобы навестить её в Куньмине, провинция Юньнань, где она поселилась. Дожив до девяносто пяти лет, Хуан Хуаньсио отказалась от семейной жизни в пользу профессионального образования.
После того, как Гонконг попал под японскую оккупацию, она решила совершить рискованный побег в Макао. После своего успешного бегства из оккупированного Гонконга, решительная Хуан Хуаньсяо проехала шестьсот миль до Чунцина, чтобы стать медсестрой в американской группе «Летающие тигры», сражающейся против японской оккупации. В дальнейшем, в знак признания её заслуг, к ней приезжали не только американские лётчики, но и взрослые дети исторических китайских авиаторов.
4. Цыси (Цы Си)
Вдовствующая императрица Цыси, известная как одна из самых могущественных женщин в Китае, прославилась своими заговорами, включавшими переход от наложницы к правителю. Тем не менее, она также известна своими стараниями сделать Китай сильным и противостоять влиянию заморских сил во время Второй Опиумной войны. Как и знаменитая женщина-император У Цзэтянь, Вдовствующая Императрица Цыси считалась упёртым лидером, на пути которого никто не хотел бы стоять. Часто изображаемая с суровым взглядом, она получила власть от своего положения наложницы после рождения единственного ребёнка (сына) от Сянфэна, незадолго до его смерти. Затем она управляла через молодого императора Тунчжи, дабы сохранить свою власть над Китаем династии Цин.
Когда император Тунчжи умер молодым, амбициозная вдовствующая Цыси усыновила своего трёхлетнего племянника Цайтяня, чтобы он мог принять титул императора Гуансюя. По мере развития борьбы, Вдовствующая Императрица Цыси стала сторонницей теперь уже хорошо известного боксёрского восстания, жестокого конфликта, в котором многие иностранцы были уничтожены во время сильных националистических настроений и опасений по поводу колонизации со стороны западных держав. Гнев, вызванный последствиями двух опиумных войн для Китая, подлил масла в огонь, который стал лицом восстания. После того, как Пекин был окружён западными войсками, некогда могущественная женщина была вынуждена сдаться, приняв менее выгодные условия. Несколько лет спустя император Гуансюй умер как раз перед смертью Вдовствующей Императрицы Цыси. В качестве причины смерти подозревалось отравление, что было подтверждено официальными сообщениями в 2008 году.
5. Цинь Лянъюй
Династия Мин исторического Китая может быть хорошо известна, но менее известен тот факт, что Цинь Лянъюй, замечательная военная женщина, которая станет генералом, начала свою карьеру в качестве жены военного командира Ма Цяньчэна в муниципалитете Чунцин. Время, близкое к концу династии Мин, внесло много изменений и сил в разразившемся конфликте. Когда восстания вспыхнули против правительства в то время, Цинь Лянъюй, родившаяся в 1574 году, была в самом разгаре хаоса, вызванного её браком с верным военным командиром во время восстаний.
После восстания военачальника Цзуньи Цинь Лянъюй вскоре возглавила боевые отряды вместе со своим мужем в составе так называемого «отряда белых палок», названного так в честь их копий, сделанных из белого дерева. Пока Ма Цяньшэн вел в бой три тысячи бойцов, сама Цинь Лянъюй вела группу из трёхсот бойцов, чтобы поддержать бой своего мужа. Затем последовало несколько побед, но позже, когда её муж был заключён в тюрьму по ложному обвинению и умер там, она стала самопровозглашённым генералом, ответственным за военные силы, защищающие провинцию Сычуань от повстанческих группировок, и вскоре ей было присвоено это звание официально. Цинь Лянъюй была единственной женщиной-генералом, официально занесённой в китайские династические исторические хроники, признанной за свою верность и храбрость.
Читайте также о том, как 10 великих материй сумели оставить неизгладимый след в истории.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гнилая империя Японские солдаты изнасиловали тысячи девочек. Теперь Токио пытается откупиться
«Женщины для утешения» — за этой нейтральной формулировкой стоят жизни тысяч женщин, которых насиловали, унижали, сажали на наркотики и жестоко убивали японские солдаты в годы оккупации Восточной и Юго-Восточной Азии. И если многие преступления тех лет раскрыты, а злодеев наказывают до сих пор, то вопрос вианбу — так в Корее называют этих несчастных — до сих пор отравляет отношения между Токио, Сеулом и Пхеньяном. «Лента.ру» разбиралась, почему не заживает одна из самых страшных и малоизвестных ран большой войны.
«Солдаты приходили с утра, после боев. В мою комнату могло набиться до 20 человек сразу. Они толпами окружали маленьких девочек — по сути школьниц. Гениталии этих девочек были еще недостаточно развиты, поэтому у них были разрывы и заражения. Не было никаких лекарств, кроме меркурохрома и тех, которые давали от венерических болезней. Они болели, их раны воспалялись, но никакого лечения не было. Поэтому потом мне пришлось удалить придатки», — так описывает зверства японцев Канеда Кимико, дочь христианского священника, японка по матери. Ей не повезло стать одной из «женщин для утешения».
Автора приведенных выше воспоминаний — Кимико Канеду — не спас тот факт, что она была наполовину японкой, потому что она была дочерью корейца и жила в Корее. Японская армия отправила ее в военный бордель в Китае, когда ей было 16 лет. Описанные выше ужасы были широко распространены, однако общество обратило на них внимание только в начале 90-х годов прошлого века — спустя почти 50 лет после войны. До сих пор не существует единого мнения в отношении женщин-вианбу: Япония придерживается версии, что женщины занимались проституцией добровольно; по японским данным, через военные бордели прошло всего около 20 тысяч женщин.
Сексуальное рабство волей императора
Решение о создании «станций утешения» — то есть по сути солдатских борделей — было официально принято Японией для того, чтобы солдаты не насиловали местных женщин и не заражались венерическими болезнями. Командование объясняло инициативу необходимостью сексуальной разрядки для солдат и фактически управляло этим институтом узаконенного сексуального рабства до самой капитуляции.
Как сообщает портал южнокорейского радио KBS, в бордели привозили и несовершеннолетних девочек младше 15 лет, и замужних женщин 25-30 лет. Кто-то попадал туда по трудовому распределению, кого-то похищали или выкупали владельцы «станций» или агенты по найму, на третьих распространялась принудительная мобилизация, проводимая армией и полицией. Попавшие в руки японской армии девушки отправлялись военным транспортом за границу.
Фото: Public Domain / Wikimedia
И если в начале, возможно, женщины и знали, на что идут, то ближе к 1945 году при пополнении борделей стал набирать обороты произвол. Кореянок забирали из дома на глазах у родителей или же просто хватали на улицах. Девушек заманивали на «станции» под видом работы: их семьи искренне верили, что после окончания работы они смогут вернуться домой и выйти замуж. Особенно японцы ценили девочек в возрасте от 12 лет — это гарантировало девственность и отсутствие венерических болезней.
Согласно данным ООН, распространение «станций утешения» достигло своего пика к концу войны, когда позиции Японии в Тихоокеанском регионе были особенно сильны. Но ухудшение положения Японии в регионе не принесло облегчения заложницам борделей. Их убивали десятками, чтобы они не мешали отступать, использовали в качестве смертниц в борьбе с американскими солдатами или же просто оставляли умирать от болезней и голода в тысячах километров от родных мест. Всего за время войны на Тихом океане жертвами узаконенного милитаристами сексуального рабства стали более 200 тысяч женщин из одной только Кореи.
Живая ярость
После войны жизнь тех, кто прошел через созданный японцами ад, была сломана. В корейской культуре, как и в большинстве восточных культур, женщина считается виновной в потере чести вне зависимости от обстоятельств. Этот факт биографии делал практически невозможным для бывших вианбу замужество, создание собственной семьи и рождение детей. Из-за жгучего чувства стыда не все женщины могли вернуться домой.
Многие из тех, кто встроился в общество, физически не могли иметь детей после жестокого обращения, тяжелых травм, полученных в рабстве, действия сильнейших абортивных препаратов, которые их заставляли принимать. Тысячи женщин переживали эту травму в одиночестве на протяжении десятилетий.
С каждым годом выживших бывших вианбу становится все меньше. По данным Newsweek, на 1 ноября 2017 года в Южной Корее осталось 34 свидетельницы японской жестокости. Японское правительство так и не принесло им официальных извинений.
Каждый раз, когда общественность обсуждает этот неудобный вопрос, Япония выражает недовольство. В сентябре, например, в американском Сан-Франциско власти установили памятник, изображающий трех взявшихся за руки и стоящих спиной к спине девочек из Кореи, Китая и Филиппин (в этих странах больше всего женщин подверглись такой форме насилия). В отдалении стоит пожилая женщина, которой скульптор придал сходство с кореянкой Ким Хак Сун — первой из выживших жертв, которая в 1991 году открыто рассказала о пережитых ужасах. Именно после ее признания на эту проблему наконец обратили должное внимание.
Памятник «женщинам для утешения» в Сан-Франциско
Фото: Eric Risberg / AP
Япония отреагировала на факт установки памятника довольно резко: мэр Осаки, города-побратима Сан-Франциско, заявил, что провозглашенное в 1957 году сотрудничество городов будет прекращено. Такая реакция Японии объяснима: скульптура стала слишком ярким напоминанием об ошибках прошлого и зверствах японской армии, которые стали известны всему миру. А для японского менталитета факт публичного позора имеет большее значение, чем глубина причиненного кому-либо вреда и страданий. Япония очень хотела бы забыть об этих эпизодах своей истории, но именно этого — забвения без должных извинений — не хотят выжившие вианбу и их сторонники не только в Корее, но и в других странах.
Порешали на двоих
В 2015 году после длительных переговоров корейское правительство объявило о достижении соглашения с Японией в вопросе «женщин для утех». Это стало важной вехой геополитической стратегии дипломатического сближения двух стран. В рамках этого соглашения премьер-министр Японии Синдзо Абэ принес «сердечные извинения и выразил раскаяние», но только по поводу «участия японских военных властей» в принуждении южнокорейских женщин к сексуальному рабству. Он предложил выжившим компенсацию в размере одного миллиарда йен (более восьми миллионов долларов США).
Важным для Японии стал пункт о том, что благодаря этому соглашению «вопрос вианбу» закрывался «окончательно и бесповоротно». Но оказалось, что у оставшихся в живых женщин и их защитников данные действия и формулировки вызвали негодование. Это извинение не соответствует критериям, установленным международными нормами в области прав человека: публичные извинения должны быть признанием фактов и принятием ответственности за совершенные военные преступления, чего Япония так и не сделала. К тому же не было сказано ни слова сожаления о судьбах жертв сексуального рабства из других стран.
После официального признания Ким Хак Сун, которое вдохновило на откровенность и других выживших, начиная с 1992 года каждую среду выжившие вианбу и их сторонники собираются рядом с японским посольством в Сеуле. Это общественное движение известно как «Протест Среды» и занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная гражданская акция в истории. Активисты пропустили его лишь однажды — в 1995 году, во время землетрясения в Кобе. Протестующие требуют от японского правительства должного формального извинения, признания вины и компенсации за искалеченные и отнятые жизни 200 тысяч женщин.
Каждую среду они выходят к памятнику — бронзовой статуе у японского посольства в Сеуле. «Статуя мира» изображает молодую корейскую девушку и была установлена напротив посольства Японии в Сеуле в 2011 году, в честь десятилетней годовщины первого признания жертвы «станций утешения». Девушка, сидящая на стуле, держит сжатые кулаки на коленях и осуждающе смотрит прямо на посольство Японии.
Фото: Kim Hong-Ji / Reuters
Она символизирует загубленную невинность и жизни десятков тысяч корейских женщин. Причем каждая деталь имеет значение: птичка на плече символизирует мир и освобождение, а также неразрывную связь тех, кто уже давно на небесах, с теми, кто еще жив и помнит о пережитых ужасах. Короткие волосы означают разрыв с семьей и родным домом, босые приподнятые над землей пятки — нестабильное положение выживших женщин после войны, когда они боялись вернуться домой и открыто рассказать о своей судьбе. Пустой стул рядом со статуей девушки позволяет любому человеку сесть на него и почувствовать себя на ее месте, а также представить на ее месте родных и близких. К статуе относятся с особой нежностью: ее одевают в настоящую одежду в зимние холода, приносят ей цветы и подарки.
Япония не раз требовала убрать статую от посольства, а в рамках соглашения об урегулировании вопроса с «домами утешения» в 2015 году ее демонтаж даже вошел в список условий для предоставления компенсации. Корейское правительство обещало рассмотреть вопрос демонтажа, но статуя до сих пор на месте. Более того, летом этого года ее копия появилась в городе Пусане — ее установили гражданские активисты рядом с консульством Японии.
В ответ на это Япония отозвала своего посла в Сеуле и генерального консула в Пусане и приостановила обсуждение двустороннего соглашения о валютном свопе с Южной Кореей. Можно сказать, что текущий дипломатический кризис — не просто возобновленный исторический разрыв между двумя странами, связанными травматическим прошлым. Он наглядно показывает текущее противостояние между соблюдением прав человека и государственной политикой.
Родина травмы
В Южной Корее тоже существуют разные взгляды на проблему, однако попытки оправдать Японию не находят должного одобрения в народе. Так случилось с профессором Пак Ю Ха, которая написала книгу «Женщины для утешения Империи», в которой попыталась посмотреть на этот эпизод истории с особой точки зрения. Она писала, что во время войны Корея была колонией Японии, и основными поставщиками женщин и девочек в японские бордели были местные корейцы, потому что продажа дочерей для проституции в бедных семьях — вовсе не новое явление в корейской или японской культуре.
В своей книге она приводила воспоминания бывших вианбу о том, что условия их жизни были вполне сносными, а обращение со стороны японских солдат — гуманным; подчеркивала, что сам институт вианбу был неоднородным, условия содержания и обращение с женщинами различалось от региона к региону.
Три вианбу у японского посольства в Сеуле
Фото: Paul Barker / Reuters
Прокуратура Сеула предъявила Пак обвинения в «преступлении против репутации» вианбу. Никто не отрицает злодеяний японцев, но, возможно, вопросу «женщин для утешения» действительно не хватает более объективного и глубокого анализа, однако сегодня из-за политической конъюнктуры сделать это довольно сложно.
В ноябре прошлого года южнокорейское правительство, тем не менее, однозначно выразило свою позицию по данному вопросу: на встречу с Дональдом Трампом в ходе его первого визита в Южную Корею в качестве президента США была приглашена Ли Юн Со — 88-летняя бывшая вианбу, гражданский активист и противник признания соглашения 2015 года.
В наши дни живущих носителей памяти о страшных событиях остается все меньше, а пугающие мемориалы становятся обычными символами сотен тысяч жизней, разрушенных войной. Многие считают, что Япония ждет, пока не останется ни одного живого свидетеля страшных событий, и тогда, наконец, о них можно будет забыть. Но немногие живые вианбу и те, кто знает об их страшной участи, сделают все, чтобы осталась память об этом злодеянии — в назидание потомкам.
Дополнение: 16 апреля 2018 года в редакцию «Ленты.ру» поступило письмо от заведующего информационным отделом Посольства Японии в России Тосио Ямамото. Редакция считает необходимым привести точку зрения японской стороны.
1. Правительство Японии считает, что проблема «ианфу» нанесла глубокую рану чести и достоинству многих женщин. Правительство неоднократно и четко приносило искренние извинения и раскаяние по этому поводу, в том числе в форме заявлений секретаря кабинета министров и писем премьер-министра. В заявлении Премьер-министра Синдзо Абэ, опубликованном 14 августа 2015 года по случаю 70-летия окончания войны, также говорится, что «нельзя забывать и о тех женщинах, чести и достоинству которых была нанесена глубокая рана в тени боевых действий». В этом же заявлении выражена следующая решимость: «Мы всегда будем помнить о прошлом, а именно о том, что в XX веке в военное время были оскорблены достоинство и честь многих женщин. Помня об этом, мы будем вести за собой весь мир, чтобы в XXI веке права женщин уже никогда не попирались».
2. Проблема ианфу с 1990-х годов стала серьезной дипломатической проблемой между Японией и Республикой Корея, но Япония со всей серьезностью занялась этой проблемой. В декабре 2015 года правительства Японии и Республики Корея, исходя из позиции, что проблема ианфу оказывает влияние на развитие двусторонних отношений, в результате больших дипломатических усилий пришли к договоренности, подтвердив «окончательное и бесповоротное» урегулирование данной проблемы. Министры иностранных дел двух стран сделали соответствующие заявления в ходе совместной пресс-конференции. В рамках данной договоренности стороны подтвердили в том числе следующее: 1) японская сторона считает, что проблема ианфу нанесла глубокую рану чести и достоинству многих женщин, к чему причастна японская армия того времени, и с этой точки зрения Правительство Японии остро чувствует свою ответственность; 2) Премьер-министр Синдзо Абэ в качестве главы кабинета министров Японии вновь приносит извинения и выражает раскаяние в адрес всех ианфу; 3) Правительство Республики Корея создает фонд с целью поддержки бывших ианфу, а Правительство Японии выделяет для него финансовые средства, с помощью которых правительства двух стран совместными усилиями осуществляют программу в целях восстановления чести и достоинства всех бывших ианфу, исцеления их душевных ран.
3. Японская сторона добросовестно выполнила все свои обязательства в рамках этой договоренности. Данная договоренность была положительно оценена: более 70 процентов бывших ианфу, остававшихся в живых на момент ее заключения, выразили свое согласие с программой фонда и получили помощь в виде медицинских и патронажных услуг. Японо-южнокорейская договоренность является двусторонним обязательством, которое в соответствии с универсальными и международными принципами должно выполняться со всей ответственностью даже в случае смены власти.
С уважением,
Тосио Ямамото
Заведующий информационным отделом
Посольства Японии в России