Китч что это
Китч что это
Китч — антипод высокого искусства и хорошего вкуса
Китч (от немецкого kitsch — «безвкусица») — это термин в искусстве, используемый для обозначения ориентированных на широкого покупателя низкокачественных предметов массовой культуры. Китч — это противоположность высокого искусства, лишенная эстетической ценности и оригинальности. Это слово в большинстве случаев имеет негативный смысл и используется для обозначения вульгарных, пошлых или излишне сентиментальных образцов продукции массового производства.
Китч — это уникальный культурный феномен, который подкупает широкие массы своей доступностью и внешней эффектностью. Он паразитирует на популярных образах и вызывает у людей противоречивые чувства: от восхищения до полного неприятия.
Особенности китча
Несмотря на то, что слово «китч» вызывает у большинства людей негативные ассоциации, этот культурный феномен сегодня используется в различных сферах деятельности человека:
Для китча в живописи характерно полное отрицание авторитетов и ярко выраженное стремление к эпатажу. В этом он очень близок к современному авангардному искусству, но в отличие от последнего не несет глубокой эстетической и смысловой нагрузки.
В рекламной индустрии китч по праву считается одним из наиболее действенных способов воздействия на покупателя. Провокативные и вульгарные образы надолго запоминаются зрителю, в том числе, на уровне подсознания.
Китч многие годы пользуется огромной популярностью среди представителей шоу-бизнеса, потому что вызывает бурное обсуждение публикой:
В дизайне интерьера китч еще несколько десятилетий назад стал полноправным и модным стилем, для которого характерны следующие особенности:
Китч в наши дни глубоко проник в повседневную жизнь человеческого общества. Он окружает нас со всех сторон и является неотъемлемой частью глобальной мировой культуры.
История китча
История китча насчитывает более 150 лет. Впервые этот термин появился в 60-х годах XIX века в Германии для обозначения дешевых картин и эскизов мюнхенских художников. Такие работы хорошо покупали мелкие буржуа, чтобы украсить ими свои скромные жилища.
Уже через несколько десятилетий словом «китч» начали называть любые низкокачественные предметы декора, созданные по традиционным стереотипам и имеющие мало общего с настоящим искусством. Из Германии этот термин быстро распространился по всей Европе и стал общепринятым в западном обществе.
С начала ХХ века китч значительно расширил сферу своего влияния. В период революционных преобразований в искусстве и обществе ему без особых усилий удалось проникнуть в кинематограф, рекламный бизнес и театр.
Во второй половине ХХ века интерес к китчу только усилился, чему способствовало появление новых революционных стилей в изобразительном искусстве — поп-арта и концептуализма. Оба этих направления декларировали кардинально противоположные китчу принципы творчества.
Приверженцы концептуализма отрицали значение формы и признавали только важность художественной идеи при создании своих произведений. Сторонники стиля поп-арта, в свою очередь, пытались по-новому взглянуть на общество массового потребления и насмехались над его ценностями.
Но появление новых стилей в искусстве не привело к снижению уровня популярности китча среди широких слоев населения. Он по-прежнему оставался востребованным в мировой культуре, невзирая на изменения модных тенденций и вкусов.
В Советском Союзе китч также получил большое распространение во многих сферах быта. Ярким примером его применения в архитектуре можно по праву считать унылую застройку городов стандартными многоэтажками в период 1960-80 годов прошлого века. В интерьере квартир советских людей также зачастую господствовал китч, чему способствовал мизерный выбор товаров массового потребления. Ярко выраженными символами дурного вкуса в те времена были стандартные мебельные стенки, однотипные люстры и вульгарный декор в виде фарфорового набора «Рыбки» в каждой квартире.
Относиться к китчу можно по-разному, но нельзя не признать его огромное влияние на современную культуру и востребованность в самых разных сферах нашей жизни.
На портале Very Important Lot можно принять участие в аукционах искусства и приобрести уникальные шедевры антиквариата. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить оригинальные картины у современных художников.
Китч что это
Китч — это культурное явление и стиль, который можно кратко охарактеризовать выражением «яркая безвкусица». Это слово очень долго было синонимом дурновкусия, бездумного смешения стилей, основанных на общественных стереотипах, шаблонах и массовой культуре. Однако у него есть и позитивное значение: особый яркий стиль в оформлении одежды, предметов и интерьеров.
Краткая история китча
ИСКРА — неделя знакомства с дизайн-профессиями
Выберите дизайн-профессию, которая нужна в IT
Само слово родилось в эпоху промышленного роста в XIX веке в Германии. На немецких выставках-вернисажах стали в большом количестве появляться художественные предметы из США. Обладая низкой культурной и эстетической ценностью, эти товары массового производства стали причиной появления такого слова, как «китч». С немецкого его можно перевести как «сделанное тяп-ляп, впопыхах, халтура». Считается, что с 60-х годов XIX века оно вошло в обиход и стало означать пошлость и безвкусицу.
Яркий пример китча в интерьере. Источник
С этого времени идет противопоставление вульгарного китча искусству как гармоничному результату человеческого труда и творчества. Китч является порождением новой городской культуры и массового промышленного производства. Рост образованности городских и сельских жителей, переселение вчерашних крестьян в города вели к появлению новых форм потребления продуктов культуры. Раньше приходилось преодолевать сотни километров, чтобы увидеть уникальное произведение искусства. Технический и общественный прогресс упростил эту задачу и породил китч как символ отсутствия понятия о прекрасном и гармоничном в массовой культуре.
Под китчем стал пониматься в основном некий предмет, не имеющий никакого эстетического значения. Основной же его целью является привлечение внимания и показ социального статуса владельца.
Роскошный «китчевый» интерьер. Источник
Но со временем статус китча изменился. На яркости и «безвкусице» стали нарочно делать акцент. Термин стал приобретать нейтральное и даже позитивное значение. В дизайне китч превратился из предмета презрения и насмешек в один из способов создать что-то новое, яркое, необычное, находящееся на грани общепринятого эстетического вкуса и гармоничного восприятия.
Уже переосмысленный китч. Источник
Китч в интерьере
Сегодня китч используется главным образом в отделке и украшении интерьеров. Обычно это сочетание нескольких стилей, нарушение привычных стандартов эстетического восприятия. Распространение массовой культуры привело к возможности создания ранее не сочетаемых по стилю и эпохам предметов интерьера.
Интерьер в стиле китч с народными мотивами. Источник
Китч в отделке и обстановке
В «китчевой» отделке интерьера цвета могут быть самыми разными и пестрыми. Сочетание и обилие таких цветов, как желтый, ярко-красный, золотистый, розовый и синий, и других кричащих красок определенно привлекает внимание. Они могут встречаться в любой комнате и в любых комбинациях. Приветствуются и контрастные орнаменты, как современные, так и исторические или народные.
Порой владельцы таких интерьеров хотят максимально отойти от традиционных решений. Например, отказаться от белого потолка. В ход для его оформления идут рисунки, коллажи, картины, геометрические узоры, кислотные цвета и т.д.
Если в комнате есть ковер, то чем ярче и разнообразней его расцветка, тем лучше. Рисунок ковра может состоять из сочетания геометрических узоров, фотографий, портретов мультяшных героев, кинозвезд и т.д.
Фотозона в стиле китч. Источник
Китч в мебели
В оформлении мебели приветствуется сочетание различных эпох и стилей. Например, в комнате могут стоять мебель XIX века и пластиковые стулья или стол. Предметы интерьера советской эпохи (книжные шкафы, стенки и т.д.) могут соседствовать с чем-то совсем уж современным в стиле хай-тек — например, стальным столом, разумеется, облитым яркой краской. Для придания еще большей «жизнерадостности» хозяева могут убрать интерьер парчой, бархатом, активно использовать позолоту.
Умение делать что-то своими руками может значительно помочь в деле оформления интерьера, разнообразить его новыми идеями. Даже из ненужных и старых вещей можно сотворить что-то интересное и совместить его с «китчевым» интерьером. Например, старое кресло или стул можно перекрасить и поставить в комнате наряду с современной мебелью в стиле хай-тек.
Кухня в стиле китч. Источник
ИСКРА — бесплатная неделя знакомства с дизайн-профессиями
7 дней, которые разожгут в вас искру интереса к дизайну. Познакомьтесь с востребованными профессиями и выберите ту, которая подойдет именно вам.
Декор в стиле китч
Дизайнер при помощи текстиля может полностью изменить облик помещения. Для такого превращения понадобятся материалы ярких, сочных цветов, например, малиновое покрывало на диван, зеленые с узорами шторы и т.д. Помещение в стиле китч украшается копиями произведений искусства, изделиями из мрамора и фарфора совершенно разного времени и стиля, необычными композициями из искусственных цветов, статуэтками, зеркалами в рамах.
Щедро декорированная гостиная. Источник
Фантазия может позволить украсить стену вырезками из газет и журналов. Из старых дисков можно сделать подставки, а пластинки могут подойти и для фоторамок и полок. Если есть канделябры, то их можно разукрасить в разные пестрые и яркие цвета, старые стационарные телефоны — обшить плюшем. Словом, не нужно ни в чем себя ограничивать. Считается, что именно в мелочах интерьера в стиле китч может проявляться уникальность помещения.
Освещение в стиле китч
В интерьерах в стиле китч можно увидеть и неоновые вывески, и современные софиты, и классические люстры, и витражи с подсветкой, и даже свечи. Приветствуются светильники, бра, канделябры с подвесками. Главное, чтобы источники света не терялись на фоне остальных предметов интерьера. И были если не одним из центров притяжения взгляда гостей, то значительным и важным элементом общего декора помещения. Примером может быть немаленького размера торшер, металлический плафон которого раскрашен яркими цветами. Люстры из хрусталя могут соседствовать с настенными футуристическими светильниками.
Разнообразие источников света. Источник
В качестве элементов освещения могут подойти и обычные лампочки, свисающие с потолка. Главное, чтобы эти решения подходили хозяевам помещения и отражали их идеи и настроение.
Внешний вид зданий, или Китч в экстерьере
Внешний вид дома также можно представить в китчевом стиле. Главное здесь — фантазия и смелость автора и заказчика. Для создания нужного хозяину облика дома берут яркие, кислотные цвета, привлекающие внимание прохожих и гостей. Можно сочетать общий серый цвет дома и окрашенные ярко-розовой или оранжевой краской двери. Ставни, рамы можно покрасить в красный или светло-зеленый, сделав облик дома более веселым и жизнерадостным.
Пример яркого экстерьера. Источник
Китч в графическом дизайне
Стиль ярко проявил себя в брендинге, создании плакатов, открыток, обложек для музыкальных альбомов, оформлении упаковки и многих других сферах графического дизайна. Законодателем моды здесь выступали США, даже появился специальный термин для этого направления: американский китч. Для него характерны наличие ярких и контрастных цветов в оформлении, сочетание элементов из разных стилей с особой любовью к ретро. Дизайнерский проект в стиле китч может сочетать античные, народные, современные мотивы, фантастические образы, печатные и рукописные шрифты. Буквы часто изображаются толстыми, применяются курсив и обводка. Используются как пастельные, так и яркие цвета, чтобы привлекать внимание зрителей.
Презентация типографики в стиле китч от Stefánia Pápai и Media & Design Institute. Источник
Итак, подведем итог. Китч давно вышел из культурного подполья. Нацеленный на разнообразие, этот стиль стал одним из характерных явлений современного искусства и дизайна! Людей привлекают в нем свобода самовыражения, открытость для экспериментов и смелость в сочетаниях, казалось бы, несочетаемого.
Получайте подарки каждый день — они помогут открыть прямой путь в дизайн, а также познакомят с особенностями поиска работы, в том числе и за рубежом
каждый день в течение недели получаете подарки
приходите на вебинары, записываетесь на карьерные консультации
получаете максимальную скидку на курсы Contented
начинаете прямой путь в дизайн, осознанно выбрав направление
каждый день в течение недели получаете подарки
приходите на вебинары, записываетесь на карьерные консультации
получаете максимальную скидку на курсы Contented
начинаете прямой путь в дизайн, осознанно выбрав направление
Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры
Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.
В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж – ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.
От массовой безвкусицы к модному течению
Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.
Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.
Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название «китч»: рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».
Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов – вот главные козыри китча.
Особенности стиля
1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.
2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.
3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.
4. Кричащее смешение цветов.
5. Переизбыток декора.
5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.
6. Сентиментальность. От фальшивого пафоса – до банального умиления.
Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся
Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.
Инструмент коммерции
Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.
Китч – это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.
А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:
Китч что это
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 16 декабря 2011.
Китч (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
История
Хотя этимология слова достоверно не определена, многие полагают, что оно возникло на художественных базарах Мюнхена в 60-х и 70-х годах XIX века как обозначение дешёвых, быстро распродающихся картин и этюдов и родилось либо из искажённого англ. sketch («скетч», «этюд»), либо как сокращение нем. verkitschen — «опошлять». Китч взывал к грубым чувствам недавно обогатившейся мюнхенской буржуазии, представители которой, как большинство нуворишей, считали, что они могут достигнуть статуса служившей для них предметом зависти культурной элиты, подражая, пусть и неуклюже, наиболее заметным чертам их культурных обычаев.
Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.
Цитаты
Внешние ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Китч» в других словарях:
китч — дешевка, безвкусие, халтура, кич Словарь русских синонимов. китч см. безвкусие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
КИТЧ — (кич) (нем. Kitsch) дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2 й пол. 19 нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 1960 1980 е гг. предметы… … Большой Энциклопедический словарь
китч — кич (нем. Kitsch – дешёвка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 – нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960 х гг … Художественная энциклопедия
КИТЧ — КИТЧ, КИЧ [нем. Kitsch халтура, безвкусица] безвкусное, дешевое произведение (напр., картина, роман, фильм). Термин возник в начале XX в. в кругах мюнхенских художников. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. китч а, мн. нет, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
Китч — (кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных… … Энциклопедия культурологии
китч — китч, а и кич, а … Русское словесное ударение
китч — м.; = кич Произведения массовой культуры, рассчитанные на невзыскательный вкус, отличающиеся яркой, броской формой и примитивным содержанием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КИТЧ — англ. kitch; нем. Kitsch. Продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. К, как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
китч — китч, а, твор. п. ем … Русский орфографический словарь
китч — и кич (2 м), Тв. ки/тчем и ки/чем … Орфографический словарь русского языка
китч — и кич … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Значение слова «китч»
Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
1. искусств. направление искусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов; безвкусная массовая продукция, рассчитанная на невзыскательный вкус, отличающаяся яркой, броской формой и примитивным содержанием ◆ Помню, что, когда я смотрел этот китч ― сочетание самой дешевой эстрады и провинциальных хохм, сделанный как бы по сюжету Гоголя, перенесенному в наше время в маленький городок израильской провинции, ― я испытал чувство жгучего стыда за то, что служу в таком театре. Михаил Козаков, «Актерская книга», 1978–1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если брать только содержание в отрыве от формы и ― шире ― от контекста, то религиозная поэзия легко превращается в такой же китч, как софринские штампованные иконки и ряженые казаки на патриарших богослужениях. Борис Колымагин, «Слова о действительно важном (о кн. Сергея Стратановского «Тьма дневная»)», 2001 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова полистанный (прилагательное):
Значение слова китч
Толковый словарь русского языка ХХI века
Псевдоискусство, лишенное художественно-эстетической ценности; произведение, рассчитанное на внешний эффект, отличающееся обычно яркой, броской формой и примитивным содержанием.
Энциклопедия моды и одежды
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Культурология. Словарь-справочник
(кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, одной из наиболее агрессивных тенденций примитивизации в популярном искусстве.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Гурджиев — философский китч, сказал М. Мейлах. Может быть, так можно сказать про всю так называемую философскую поэзию?
Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)
◘ Карцева Е., Кич, или Торжество пошлости, М., 1977.
Энциклопедический словарь
Китч в интерьере: что это, черты, примеры дизайна
Много декора, разных фактур, отделки и отсутствие правил — так можно коротко описать интерьер в стиле китч. Как выдержать все каноны и создать такой интерьер в квартире — разбираемся вместе с экспертом.
Эксперт в статье:
Андрей Секерин, руководитель студии дизайна интерьеров SmartRoom
Что такое китч
Kitsch переводится с немецкого как «дешевка»/«халтурка». Термин активно стали использовать в 1860–1870-х годах в Германии, на художественных рынках Мюнхена. Так называли дешевые, популярные и пользующиеся хорошим спросом картины и эскизы. Слово также стало синонимом пошлости, безвкусицы, со временем им начали обозначать товары массового производства, которые копировали штучные художественные ценности.
Затем китч стал самостоятельным направлением в дизайне, в котором смешивались стили, цвета и фактуры, воспроизводились интерьеры богатых домов и дворцов и т. д. Он быстро набрал популярность среди смелой творческой интеллигенции, которая так выражала свое пренебрежение к роскоши, проявляла иронию и свободу от условностей.
Андрей Секерин :
— Сегодня стиль китч в чистом виде практически не используется в интерьерах жилья. Могут присутствовать два-три элемента как акцент или собирательный образ. Многообразие цвета и формы в стандартной квартире встречается нечасто. Китч хорошо подходит для выставочных интерьеров, ресторанов, общественных мест (большая площадь позволяет воплотить масштабные и продуманные решения в этом стиле).
Черты китча в интерьере
Китч сочетает несочетаемое: в одной комнате соседствуют холодные и теплые цвета, дорогие предметы искусства и магнитики из путешествий, NFT-картины, постеры и репродукции импрессионистов.
Дисгармония в цвете
Интерьеры в стиле китч — всегда яркие, броские, они построены на контрастных сочетаниях: неоновые цвета, оттенки золота, фиолетовый и желтый, розовый и лимонный, салатовый и малиновый. Но стоит иметь в виду: если так планируется оформить квартиру или дом, лучше разбавить кричащие тона нейтральными. Домашнюю мебель тоже лучше выбирать в более спокойных оттенках. Так она оттенит яркие аксессуары и не будет дополнительно перегружать восприятие.
Обилие вещей и сувениров
Декора в китчевом интерьере должно быть много. Сувениры, открытки, картины, фарфоровые фигурки, вазы — подойдет все. На стенах одной комнаты могут соседствовать декоративные тарелки и постеры в стиле поп-арт, семейные фото и репродукции классических картин, открытки в рамках и плакаты с мотивационными лозунгами. На полках можно расставить подсвечники, статуэтки, вазы. В такой интерьер хорошо вписывается и множество зеркал.
Текстиль и мебель
Мебель лучше выбирать из разных стилевых эпох: в одном помещении хай-тек будет отлично соседствовать с образцами классицизма. Старинная козетка может стоять рядом с современным зеркальным столом, советская «стенка» хорошо сочетается с минималистичным комодом под плоский телевизор, а антикварное кресло-качалка — с леопардовым диваном.
Отделка стен, потолка и пола
Натуральные материалы можно заменить дешевыми аналогами. С помощью линолеума и пластиковых панелей можно имитировать каменные плиты или деревянную обивку, дерматин заменит натуральную кожу, «позолотить» детали можно краской, а стекло сыграет роль хрусталя. Для отделки стен используются обои разных форматов. Фото или 3D, жидкие или бумажные, рельефные или с цветочным принтом — зависит от бюджета и фантазии. Потолок можно украсить лепниной или оклеить обоями. Подойдут также натяжные потолки с фотопечатью, жидкая штукатурка, имитирующая дорогие материалы, роспись в стиле граффити.
Не менее подходящие варианты для такого интерьера — многоуровневые потолки с подсветкой, потолок-зеркало, расписные потолки, украшенные в классическом стиле.
Освещение
Андрей Секерин:
— Стиль китч — сочетание несочетаемого, яркое и скандальное. Использовать эту несочетаемость можно не только между цветом и цветом, но и между цветом и формой: например, изображение Аполлона, которое мы привыкли видеть в белом гипсе, выкрасить в кислотный цвет. В текстиле это сочетание различных принтов — от древних орнаментов в нестандартных цветах до анималистичных принтов. Имитация всего, что можно имитировать — линолеум «под мрамор», «хрустальная» стеклянная люстра, «кожаный» диван, на самом деле покрытый дерматином.
Примеры интерьеров в стиле китч
Андрей Секерин:
— Этот стиль в интерьере подойдет для ярких, раскрепощенных людей, которые любят провокацию и ажиотаж. Китч будет хорошо смотреться в больших квартирах, от 120 кв. м, желательно со свободной планировкой. Если квартира меньше по квадратуре, нужно быть аккуратнее. Лучше остановиться на отдельных акцентах — например, внести что-то китчевое в осветительные приборы или декор.
Китч: продуманная безвкусица или сочетаем несочетаемое
Само слово «китч» в обыденной жизни можно услышать, когда речь идет об отсутствии стиля и полной безвкусице. Из-за этого некоторые удивляются, когда узнают о существовании стиля с таким названием.
Главное о стиле
Изначально китч – это бунтарский стиль, бросающий вызов правилам, нормам и стандартам. Лучшее его описание – сочетание несочетаемого. Правда, со временем – парадокс? – появившийся как протест против правил стиль оформился и «оброс» своими канонами.
История
В дословном переводе с немецкого китч (kitsch) – это «дешевка» или «халтурка». Слово вошло в обиход в 19 веке, когда начали нарастать темпы массового производства, и в продаже появились предметы «псевдоискусства».
Репродукции картин с покрытыми дешевой золотой краской рамами, гипсовые статуэтки и копилки «под антиквариат», расписная керамика – подделки предметов роскоши появлялись в квартирах у людей, жизнь которых была далеко не роскошной.
Собственно, китчем стали называть интерьеры, в которых было это странное сочетание обыденности и инородных в ней символов богатства. Слово использовали в негативном ключе: оно означало отсутствие у хозяев вкуса, мещанство.
Сегодня китч – самостоятельный стиль, причем довольно сложный в исполнении. Можно сказать, что он сочетает в себе черты стилей ретро, модернизма, функционализма и прованса, перемешавшихся каким-то причудливым образом.
Пример китча в интерьере
Чтобы оформить интерьер в стиле китч, нужна хорошая фантазия и смелость. При возможности привлекайте профессиональных дизайнеров, которые смогут визуализировать проект комнаты до начала ремонта и покупки мебели и декора: без этого легко допустить ошибку.
Это тем более важно, поскольку в квартирах в стиле китч используют уникальные предметы, и найти в интернете фото или картинки похожих интерьеров будет сложно.
Разновидности стиля китч
Также обратите внимание на три направления внутри стиля китч:
Упор делается на сочетание нейтральных предметов в стиле минимализма или ретро и превдороскоши. Например, обыкновенные пластиковые окна белого цвета украшаются пышными шторами с рюшами и позолотой. На стенах могут висеть репродукции в резных и будто бы позолоченных рамах, а рядом с ними – обыкновенные фотографии или плакаты. Мебель с резными элементами, пластиковая ковка, рюши и кисти – все это псевдороскошный китч.
Популярное и сейчас направление, излюбленный стиль творческих натур. Главный плюс – минимальные вложения. Мебель можно использовать, что называется, какую есть и какую не жалко: старую, из разных комплектов. Она вручную красится в яркие цвета. То же делают со стенами: на них можно изобразить граффити или сделать однотонными, но яркими. В сочетании все это выглядит эффектно и богемно.
В дизайнерском китче сочетания тщательно продумываются: в этом направлении используют современные отделочные материалы, новую мебель из разных комплектов (иногда – из разных эпох), дизайнерские аксессуары. Цвета выбирают яркие, контрастные. «Подделываются» обычно камень и бронза.
Правила оформления помещений в стиле китч
Квартира в стиле китч – признак смелости и хорошего вкуса хозяев. Главная обманка стиля – создание иллюзии небрежности и безвкусицы при том, что все элементы тщательно продумываются.
Цветовые решения
В большинстве стилей помещения оформляют в нейтральных тонах с гармоничным добавлением ярких акцентов. Китчевый интерьер – это по сути сплошной акцент. Выделяющимся должно быть все: стены, пол, мебель, декоративные элементы. Покрытия не обязательно должны быть однотонными: в китч вписываются пестрые узоры.
Ключевые тона в стиле китч в интерьере: индиго, ярко-красный, лаймовый, насыщенно-розовый, фуксия, солнечно-желтый, золотистый. При этом важны и нейтральные оттеняющие цвета: обычно это природные оттенки коричневого и бежевого, серый. Белый и черный цвета в китче тоже используют реже.
Учитывайте, что хотя стиль интерьера китч – это сочетание несочетаемого, некоторые цвета правда смотрятся друг с другом плохо. Например, элементы близких тонов (ярко-желтого и лаймового) могут оказаться слишком близко, что нарушит баланс.
Совет! Для правильного подбора оттенков используйте инструмент дизайнеров – круг Иттена. Что это, читайте здесь.
Смелый Китч-интерьер в зеленоватых тонах
Отделочные материалы
Большой плюс китча – возможность использовать как дорогие, так и совсем дешевые материалы вроде газет или старых обоев или панно.
Для дома в стиле китч подходят покрытия и материалы, имитирующие что-то более дорогое, даже роскошное:
Кинчевая гостиная в квартире
Правила подбора мебели
Выбор мебели для китчевого интерьера – дело творческое. Конечно, можно купить новые модели из разных коллекций и под разные стили, но часто эффектнее выглядит «оживленная» старая мебель.
Лучший вариант: купить новый диван или кровать, если это нужно. Этот элемент все-таки должен быть удобным и качественным, особенно если будет использоваться для сна. Остальные элементы – шкафы, тумбы, столы и стулья, табуретки – можно взять старые и покрасить или обработать нужным образом. Подойдет и более дорогая антикварная мебель. В результате мебель в комнате будет разной и будто бы несочетаемой – это в интерьере китч и нужно.
Освещение
В доме в стиле китч элементы освещения играют особую роль. Чтобы подчеркнуть буйство красок и расцветок, света в комнате должно быть много, а его источники – в разных местах.
Часто используют необычные сочетания. Например, канделябров и светодиодных ламп, люстр с хрустальными подвесками и гирлянд, хромированных флаконов и бумажных ламп.
В интерьер вписываются самые необычные люстры и светильники. Для стиля люмпенов очень подходят обыкновенные лампы, которые свешивают на длинных шнурах-проводах.
Пример игры со светом в кинчевом помещении
Подбор декора: аксессуары, текстиль и прочие элементы
С помощью декора элементы китчевого стиля можно придать даже помещению, отделка которого не особенно яркая и выделяющаяся. Обычную кровать можно украсить ярким покрывалом, например, кислотно-салатовым или ярко-розовым, стены – яркими панно, фотографиями и картинами, полки – экзотическими статуэтками. На пол можно положить броский ковер: кстати, ковры советских времен на полу и на стенах – отличные элементы китча.
Если вы оформляете комнату в псевдороскошном стиле, выбирайте шторы и покрывала с рюшами и блестящей вышивкой, пышные подушки с кистями. Из тканей используйте бархат и атлас. Более сложные элементы декора: колонны, арки с узорами или камины, сделанные из ДСП или гипса.
Выбирайте двери с медными ручками в форме голов животных и витиеватыми узорами и золочением (разумеется, обычной краской) или рассмотрите вариант с пышным занавесом-полотном в дверном проеме.
Для китча люмпенов отлично подходят элементы ретро. Используйте страницы из старых газет, которыми можно обить мебель, стены или элементы декора, например, старые вазы. Комнату можно украсить виниловыми пластинками, приклеив их к стенам или подвесив на потолке, старыми книгами и постерами. В целом, декор для кинча люмпенов вы легко найдете на любой барахолке. Главное – фантазия!
Дизайнерские элементы играют важную роль
Обращайте внимание на следующие необычные элементы, которые вписываются в стиль дизайна китч:
В китче декора много не бывает
Это интересно! Комнаты, в которых не было ремонта с советских времен, можно без усилий оформить в стиле китч. Достаточно покрасить в яркие цвета мебель и добавить декор: картины в рамах, панно или коллажи, зеркала.
Оформление помещений
Если вы решились оформить комнату в стиле китч, важно учесть, что это за помещение, и какие у него особенности. Рассмотрим варианты.
Гостиная в стиле китч
Главная комната дома или квартиры – это, конечно, место, где можно реализовать любые фантазии. Здесь нет особых ограничений и моментов, на которые стоит обратить внимание. Ориентируйтесь на ваш комфорт и вкусы близких.
Возможно, разве что, для гостиной лучше выбирать либо яркие цвета, либо более мягкие, пастельные. Все-таки это место, обстановка в котором должна быть тонизирующей или комфортной.
Гостиная в стиле китч
Кухня в стиле китч
При обустройстве кухни выбирайте материалы и предметы мебели, которые не будут пачкаться. Здесь отлично впишется плитка и гладкие поверхности, прямые линии – особенно, в зоне готовки. Избегайте диванов и стульев с тканевыми обивками.
Кухонная техника, скорее всего, будет выглядеть современно, поэтому другие элементы: шкафы, столы, стулья, кресла или диван – лучше подбирать из стилей ретро или прованс.
Обращайте внимание и на выбор посуды. Тарелки и кружки должны быть яркими и необычными, может быть, из глины или ярких цветов, с узорами. Не пренебрегайте этим: многие предметы для готовки вы будете покупать из-за их удобства, а не из-за внешнего вида.
Совет! Иногда в китч вписывается советская посуда. Может быть, если на ваших антресолях или на даче завалялись старые сервизы – самое время их использовать.
Учитывайте также, что кухню, особенно, если помещение больше, можно и нужно зонировать. Отличный способ сделать это – источники света из разных стилей, может быть, даже с лампами разных тонов.
Пример направления «намеренный китч», настоящая провокация
Спальня в стиле китч
Для спальни в первую очередь важен уют и комфорт, поэтому здесь лучше избегать ярких и кислотных цветов. Подбирайте вещи нейтральных оттенков или глубоких тонов. Рассматривайте «мягкие» предметы: ажурные лампы, ковры, тумбочки без острых углов, массивные, но будто бы укутывающие и обволакивающие покрывала. Интересно будет смотреться шатер над кроватью. Стены украсьте плакатами или панно, граффити, фотообоями.
Кровать или раскладной диван выбирайте качественный. Впишутся модели из стилей прованс или ретро, с кожаными элементами. В целом же, диван лучше покупайте удобный: его всегда можно украсить подушками и пледами.
Хотя китч в дизайне дома или квартиры часто сложен в оформлении, яркость и необычность этого стиля того стоят. Изучайте материалы, ищите фотографии стиля китч в дизайне – и у вас все получится!
Яркий пример китчевой спальни
Видео для тех, кто хочет узнать о китче подробнее и вдохновиться:
Китч – это стиль в интерьере и искусстве (kitsch)
Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча, которая отразилась в интерьерах.
История и определение китча или кича
Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.
Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.
Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с авангардом (это стиль искусства). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже викторианский стиль и готическое искуство своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.
Русское направление: истоки в СССР
Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.
Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении. Что хорошо себя зарекомендовало в дизайне русских хрущевок и сталинок.
Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.
Современная культура и искусство
Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как английский стиль в интерьере или голландский стиль, – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.
Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.
Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.
Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:
Архитектура
Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле ампир или рококо неожиданно дополняется элементами модернизма. Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.
Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.
Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.
Интерьер
Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.
Особенности стиля
Цветовая гамма
Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.
Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.
Материалы
Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.
Полы и стены
Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.
В отличии от советского Конструктивизма каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.
Окна и двери
Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.
Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.
Декор и аксессуары: живопись и картины
Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, поп-арт картины, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля. От живописи тут только реконструкции с характерными элементами поп-арта.
Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.
Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.
Объединение кухни и гостиной вместе: что с этого выйдет?
Как можно обложить печь плиткой вы узнаете из этой статьи.
Многогранность стиля китч
Выводы
Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.
Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести авангард, который славится своей абсурдностью форм, и хай-тек, совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.
Ту-мач: Что понимают и что стоило бы понимать под «китчем»
Где грань между эклектикой и безвкусицей, аляповатостью и дизайн-стебом? И стоит ли серьезно относиться к стилю китч
Вместо предисловия
Я никак не претендую на полноту охвата и не буду спорить с искусствоведческими определениями китча как направления в искусстве.
Совершенно не хотелось сопровождать свой материал «китчевыми» интерьерами — в качестве иллюстраций использовала только те фотографии, которые мне лично очень нравятся. Они характеризуют мой и только мой взгляд на то, что есть и не есть китч в интерьере.
И мой взгляд — да — выстрадан. Наболело! Однако он опирается не только на мои ощущения и наблюдения, но и на новые знания о природе всего живого, «сути всех вещей». О некоторых научных исследованиях я уже писала, и еще буду писать, наверное.
Прошлый и нынешний китч
Много лет назад читала «Гений места» Петра Вайля, и почему-то больше всего запомнился его взгляд на природу китча (в главе про Флоренцию эпохи Возрождения). Очень рекомендую познакомиться поближе с этой концепцией и с самой прекрасной книгой. Мнение Вайля особенно интересно мне тем, что он видит китч и высокое искусство Возрождения как разные течения единой, общей жизни того времени. Оба эти течения — живые, оба — от жизни, просто от разных сторон и проявлений ее.
Тот китч, о котором как о культурном явлении писал Вайль, остался в прошлом, мне кажется. А что в наше время? Сейчас китчевая культура (культура постмодернизма) пронизала все жизненное пространство.
В наше время «китч» проник во все стороны живой жизни и душит ее, душит все проявления живого. Вот так я бы это сформулировала. Современный китч — это совсем другое явление, и ему пора дать новое определение.
1. «Не-жизнь»
Природа современного китча (я буду — только про интерьеры), мне кажется, другая. Главный критерий того, китч или не китч перед нами — это есть ли жизнь, чувствуется ли живая энергетика в интерьере или предмете искусства! Природно ли это?
Например, ощущение влекущего комфорта возникает только тогда, когда интерьер наполнен энергией. Это — главное. Если интерьер наполнен хорошей энергией, сделан с любовью, в нем приятно жить, ваша жизнь становится интереснее, живее — то это никакой не китч. То же относится к предметам мебели.
И наоборот, все мертвое, лишенное живой энергии — это и есть, на мой взгляд, китч в современных интерьерах.
Либо уродуются, искажаются живые произведения искусства или прекрасные образцы мебельного ремесла: Джоконде рисуют усы, например. Красота, которая есть в большом искусстве — живая красота — умерщвляется таким «творчеством».
Этот процесс, на мой взгляд, никак нельзя назвать созданием нового, нельзя считать творением. Новое, творческое — это когда возникает что-то живое, вот как ребёнок или дерево, или хороший интерьер. В этом смысле мне близко такое определение (из Википедии): «… китч… лишен творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством».
3. Псевдо-творчество
Вот и еще критерии: нет настоящего творчества и нет подлинности! То, что сделано в сотрудничестве с Богом, подменяется тем, в чем нет ни Бога, ни вдохновения, ни энергии. Считаю, что и произведения искусства следует выбирать только те, которые вас питают, поддерживают, восхищают, вдохновляют. Не те, что «вау», но те, что «ах»!
Лично я выбираю картины такие, в которых чувствую живую энергию.
Можно встретить мнение, что репродукции в интерьере — это безвкусно. Я с этим не согласна. Почему увеличенные фрагменты картин в тканях или на стенах — это допустимо, а репродукции — это «фи-и»? На мой взгляд, репродукция любимой картины очень даже уместна, если на настоящее искусство нет денег. Это должна быть хорошего качества вещь, и это должно быть что-то очень любимое.
Тогда, глядя на нее, вы можете соединяться с энергией первоисточника. И это не какие-то мои измышления, но знания, подтвержденные многими научными исследованиями (почитайте, например, про «теорему Белла» и про работы Дэвида Бома). Да вы и сами можете это почувствовать.
4. Извращенные пропорции
Китч — это всегда дурные пропорции. Вернее так: если пропорции дурные, то это несомненный китч.
Задумайтесь: если все в природе, в человеческом теле подчиняется строгим пропорциям, то не следует ли стремиться воплотить эту природную, живую, настоящую красоту в интерьерах и в предметном дизайне? Чтобы было больше жизни вокруг нас и на Земле в целом. Это ли не прекрасная задача? И если этого нет, то не омертвляется ли интерьер, не отдаляется ли от природы?
Плохих пропорций часто встречается мебель. Эта дисгармония сразу чувствуется — и для меня это китч.
5. Плохие планировки
Форма, однозначно, обладает своей энергетикой. В Москву привезли работы Джорджо Моранди — и это счастье! Этот мудрый и эстетически изощренный художник в своих поздних натюрмортах работает с энергией и красотой форм. В зале с этими его работами просто жарко становится — такая сильная чистая энергия формы!
Плохая, мертвая форма— это настоящая беда! И речь не только о мебели и орнаменте. Главная беда интерьеров — плохие планировки: плохая планировка создает энергетически мертвое пространство. И в этом смысле почти все новостройки — это китч.
6. Равнодушие
Как-то раз читатели Houzz трактовали китч как «кухонные интерьеры от домохозяек без образования». Эта трактовка чем-то напоминает мнение Петра Вайля, если только в этом определении нет пренебрежения.
Однако сейчас ситуация «перевернулась». Если во времена Возрождения (о чем пишет П. Вайль) китч был явлением «домашним», «необразованным», то сейчас стал почти официальным и насаждается людьми образованными, но лишенными связи с полнотой жизни. И с тем засильем китча, что предлагается нам всем дипломированными архитекторами, чиновниками и строителями, обычному человеку — той самой «домохозяйке» — самой, очевидно, не справиться.
Возможно, миссия дизайнеров интерьеров как раз в том и состоит, чтобы оживлять эти мертвые китчевые пространства, наполнять их красотой, гармонией и энергией? К сожалению, даже хорошие публикации не всегда могут передать ощущение живой энергии в интерьере. Но это всегда чувствуется на месте.
7. Без вкуса или «со вкусом»
Китч стал синонимом отсутствия эстетического вкуса. Но ведь «о вкусах не спорят»… А вот что значит «безвкусный» буквально? Не радующий, не волнующий наши чувства, пустой, безжизненный, невкусный.
Уже писала много о разных проявлениях «вкусного» интерьера — в противоположность «безвкусному». Отражает ли ваш интерьер вашу внутреннюю красоту? Она всегда живая — внутренняя красота природы и человека! Вот и интерьер будет живой, вкусный, красивый.
Интерьер, отражающий сердечную радость от жизни — это то, что противоположно мертвому китчу.
Дает ли ваш интерьер пищу вашему эстетическому чувству? Любуетесь ли вы картинами на стене, мебелью, обоями, полом, стенами, шторами? Любуетесь? Это поднимает вам настроение, наполняет энергией? Тогда ваш интерьер живой, вкусный, красивый.
9. Пестрота и яркость — тоже
Очень индивидуально и восприятие цветовой гаммы. Живыми, наполненными энергией могут быть как монохромные, так и многокрасочные, яркие интерьеры. Я ищу красивые цветовые сочетания у природы и в большом искусстве. Например, в полотнах мастеров эпохи Возрождения, в русских иконах той же эпохи. Ищите красивые цветовые сочетания в живом, искрящемся проявлении энергии здоровой природы. Успехов вам и хороших интерьеров!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы считаете китчем в интерьерах? Какие критерии выделяете? Обязательно ли китч — синоним пестроты, яркости и плохого вкуса? Или вы видите в нем что-то иное? Делитесь своим мнением в комментариях под статьей!
Тренд: Китч
В этой статье разберемся, что же есть такое китч, откуда пошло это понятие, что плохого и что хорошего подразумевается под словом «китч». Ну и, конечно же, приведем примеры этого тренда в бизнесе.
Прежде чем говорить о киче (второй равноправный вариант написания – китч) как о тренде в современном бизнесе, давайте договоримся о том, что же, собственно, это такое. А сделать это будет непросто, с кавалерийского наскока не разберёшься. Представляется достаточным (по крайней мере, в рамках этой статьи) представить на ваш суд два, в какой-то степени – противоположных, мнения о том, что такое кич.Мнения эти разнятся не по сути, а по характеру эмоциональной оценки, на самом деле – дополняя друг друга.
Итак, Милан Кундера:
“Слово „китч“ появилось в Мюнхене в середине XIX века, и обозначает оно сладковато-тошнотворные отбросы великого романтического века. Доминирующим стилем XIX века был китч, от которого держатся особняком, как исключительные феномены, несколько великих романтических произведений. Те, кто познал вековую тиранию китча (тиранию оперных теноров), испытывают особое раздражение против розового флёра, окутывающего реальность, против бесстыдно выставленного напоказ трепещущего сердца, против „хлеба, на который пролили духи“ (Музиль); с давних пор китч стал вполне определенным понятием в Центральной Европе, где он представляет высшее эстетическое зло.
Ну а теперь, для сравнения, определение Руднева:
Почему же в произведении кича “нет подлинных художественных открытий”
Дело в том, что “подлинные художественные открытия” возможны лишь в том произведении искусства, в котором автором ставятся острые, “больные” вопросы – как этические, так и чисто эстетические, нередко остающиеся без ответа в рамках произведения. Ответ же даёт (или думает, что даёт или не даёт вовсе) со временем – общество, состоящее из читателей (зрителей) произведения, которое вызвало у них желание размышлять и, возможно, что-то менять, как-то действовать.
Кич же “не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные – клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия”.
Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Руднев указывает на лучший пример жанра, совпадающего с понятием кич (жанра, по-видимому, порождённого кичем). “Кич – это мелодрама”. Но не “просто мелодрама”. Чтобы заслужить наименование “постмодернистского китча” эта мелодрама “должна быть сделана:
Итак, мы видим, что по всей вероятности, кич существует давно (с 19 века) и является “мелким спутником” эпохи романтизма, скажем, карикатурным спутником стиля “романтизм”, эдаким Санчо Панса при Дон Кихоте.
Однако, в разные периоды истории он вновь входит в моду (как верно заметил Руднев) и тогда кич начинают переосмыслять в духе текущего времени, наделяя его, например, ценностями и эстетическими программами постмодернизма.
Заочный спор между Кундерой и Рудневым в вопросе о том, что же такое “кич”, очень напоминает программный фрагмент из “Моцарта и Сальери”, где торжественно-серьёзный Милан Кундера выступает в роли Сальери, а “несерьёзный” Руднев в роли легковесного Моцарта. Итак, если относиться к кичу (и ко всему вообще), стоя на крайних, арктических широтах серьёзности, то кич, разумеется, есть “высшее эстетическое зло”.
Если же смотреть на мир через призму постмодернизма или через монокль ироничного английского джентльмена (способного обогащать свою коллекцию столового серебра серебряным сливочником в форме коровы и не ронять при этом своё достоинство) то кич есть то, что пишет про него Руднев:
“Сделанное на высоком художественном уровне массовое искусство, соприкасаясь с которым зритель попроще принимает его за чистую монету, а зритель-интеллектуал наслаждается тем, как оно “сделано” ”
Итак, благодаря легендарному вудхаусовскому сливочнику, мы вплотную подошли к теме.
Кич в декоративно-прикладном искусстве
О, это отдельная тема для серьёзного разговора! Среди культурологов существует мнение, что кич возник в 19 веке и первоначально – именно в декоративно-прикладном искусстве, а только затем уже распространился на литературу, музыку и театр!
Если перефразировать Бальзака, то кич – есть “посредственный продукт законодательства Наполеона”, который (Наполеон) как известно, (если миновать невнятную эпоху Директории) практически пришёл на смену кровавому аскетичному десятилетию Революции и создал “новое дворянство”, в количестве и за временные сроки, превышавшие возможности тогдашних мануфактур, работавших когда-то –долго и лишь с узким кругом взыскательных заказчиков.
Кич сопровождал новые фамилии и их новые финансовые состояния, создавая мебель, сервизы и прочую обстановку в сжатые сроки и в огромных количествах, являясь, по сути, “промышленной имитацией уникальных изделий”. В ту эпоху многие писатели создавали портреты характеров своих героев через их быт.
Рассуждая таким образом о героях, в которых писатели хотели подчеркнуть присущую им пошлость, писатели использовали один приём: иронично и детально перечисляли обстановку дома, подчёркивая её “новизну”. “Новая обстановка” (заведомо сделанная новым – промышленным способом”) шла рука об руку с понятиями “выскочка”, и “новая знать”, со всеми вытекающими отсюда дальнейшими коннотациями.
Так, Лев Толстой в “Войне и мире”, описывая ненавистное ему семейство Бергов, бросает: “В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою”.
Главной же эстетической характеристикой таких изделий нового роскошного быта (компенсировавшей то, чего в ней не могло уже быть – следов передаваемости из поколения в поколение) стали внешний эффект, экстравагантность внешнего облика.
Специалисты выделяют несколько разновидностей декоративно-прикладного кича
Среди них наиболее важные и бросающиеся в глаза благодаря своей востребованности у потребительской аудитории:
Ретрокич — мода на классический исторический кич 19 века: статуэтки, коробочки, коврики, открытки, созданные в стилях – от “ампир” (ровесник и современник наполеоновской Европы) – до “модерн” – последний “великий стиль”, процветавший в Австро-Венгерской, Британской и Российской империях, перед Первой Мировой войной, которая безжалостно уничтожила облик “старой имперской Европы”со всеми её “коробочками”, “гамаками, кларнетами и жардиньерками”.
Ярмарочный кич – кошки-копилки, вещицы, отдаленно напоминающие изделия народных промыслов, (матрёшки) и другие поделки, идущие в современном прейскуранте под полупрезрительным названием “этническая сувенирка”. (Лапти, самовар и поддельный павлово-посадский платок).
Кич. Что же в этом плохого
Кроме важной функции “ставить перед человеком вопросы”, в пылу высокой полемики, (полемики, которая всегда ведётся в таких случаях с оттенком презрительного и холодного снобизма), забывается не менее важная и великая обязанность искусства – обязанность утешать, вселять надежду, “отрывать от края, перил моста”.
“Сходи в оперетку”. Так одной великой драматической актрисе театра и кино, нашей соотечественнице, сказал однажды её старый театральный педагог (носитель безупречной “высокой” культуры), заметив ей, переживавшей не лучшие времена в личной жизни, что “она, душечка, стала несколько зелена с лица”. “Брось всё и поезжай-ка ты на недельку в Гагры. Или, знаешь что. Сходи-ка ты в оперетку. Я и сам так делаю, когда на душе скребут кошки. После этого сразу хочется жить”.
Одной из великих заслуг культуры постмодернизма является то, что он попытался (не без успеха) сделать из нас – тех самых “английских джентльменов”, находящих прелесть в (уродливом со всех искусствоведческих точек зрения) сливочнике в форме коровы. Ибо любовь и бережное отношение к подчас бессмысленным, несуразным, уродливым и безвкусным предметам отличает человека с очень большим сердцем и, как выразился бы, вероятно, Честертон, истинного христианина. Вспомните, хотя бы, что именно странная любовь маленькой девочки к деревянной ярмарочной кукле-Щелкунчику послужила началом той прекрасной дружбе, без сюжета которой мы не мыслим сегодня нашу высокую культуру.
А теперь давайте посмотрим на то, как всё ещё актуальный (и на наш взгляд – вечный, несмотря на заверения Руднева) тренд – китч, реализует себя в современной индустрии товаров широкого и узкого спроса.
Тапочки от кутюр
Домашняя обувь «Разгуляев-Благонравова»… Эти дизайнерские тапочки отшиваются коллекциями, как платья у модных кутюрье. Каждая коллекция непроста: она является репликой, отсылкой к той или иной экспозиции в той или иной картинной галерее, например, самая первая коллекция дизайнерских тапочек была отсылкой к экспозиции картин Малевича в Русском Музее.
Стоп-стоп-стоп, скажет вдумчивый читатель. Где же здесь китч? Люди создают ограниченное количество коллекционных изделий своим ручным трудом! Что с того, что этими изделиями является домашняя обувь?
А вот что. Для того, чтобы понять, почему это творение питерских дизайнеров можно хотя и не стопроцентно безоговорочно, но причислить к китчу, нужно знать Аристотеля! В своей “Риторике” он пишет наблюдения о том, что есть хороший и что есть дурной стиль. (Рассуждения Аристотеля, хотя и созданы на примере рассмотрения стиля ораторской речи, однако распространяются на все области человеческого творчества, к которым применимо понятия стиля, вообще).
“Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету. Было бы неприлично,если бы говорящий о слишком ничтожных предметах, выражался бы возвышенным слогом. Стиль будет соблюдён, если он соответствует истинному положению вещей. Последнее бывает в том случае, когда о важных вещах не говорится слегка и о пустяках не говорится торжественно”.
Рассматривая этот пример, мы, конечно же, можем констатировать здесь классическое нарушение хорошего стиля в его классическом – аристотелевском понимании.
Диваны в виде ретромобилей и часы из всего
Второй и третий примеры из нашей реальной коллекции – диваны в виде винтажных автомобилей, а также часы из всего. Эти примеры ярко иллюстрируют то, что некоторые современные исследователи выделяют в особый подраздел – неокич.
“Неокич, включает в себя дизайн-кич и гаджет-кич, то есть, различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка-карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая. сигаретами. ”
В часах, сделанных “из всего”, часовые механизмы (инженерная начинка этого произведения декоративно-прикладного искусства) самые прозаичные – китайские, кварцевые. А вот корпус изготавливается действительно – из чего угодно: стрелки из шариковых авторучек, циферблат из сковороды или даже из шляпы.
Впрочем, в обществе, судить о некоторых творениях однозначно как о киче, бывает весьма опасно. Ведь то, что некоторые люди воспринимают как безоговорочно “безвкусную продукцию, рассчитанную на внешний эффект, при производстве которой основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика”, другие люди воспримут более чем благосклонно. Поэтому, завершая этот краткий обзор современного вопроса о китче, закончим бессмертной максимой: “О вкусах не спорят”.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Китч: не-искусство не-элиты
Фото: © Вадим Морозов
Наталья КОНРАДОВА
Отечественная наука о культур е стала уделять систематическое внимание массовой культур е сравнительно недавно. Если на Западе подобной тематике посвящались тома научной и публицистической литературы, то у нас терминология еще не устоялась и исследователи часто пользуются понятиями, заимствованными из обыденного языка или из смежных дисциплин.
Таким термином является, в частности, «китч». Наполненное отрицательным пафосом, оно пришло в научный оборот из публицистики. Причем если в публицистике китч с момента появления (с 1970-х годов) стал означать одновременно художественное направление (например, в «буржуазной» литературе) и предмет домашнего обихода, то в такой традиционно оценочной науке, как искусствоведение, он стал тождествен художественному суррогату, искусству низкого качества и не рассматривался как самоценное явление.
Суждения авторов-искусствоведов крайне оценочны («плохой вкус», «дешевка», «фальшь», «слащавость» и т.д.), хотя следует отметить интересную детализацию форм и методов китча (доступность, реалистичность, пародийность и т.д.). Разумеется, эта точка зрения имеет под собой основание, если рассматривать китч как искусство: роскошь и помпезность, к которым он часто тяготеет, выглядят сомнительно.
Однако то, что мы называем китчем, не является искусством и выполняет особые, отличные от художественных функции. Не эстетические ценности произведения, но адекватн ость его требованиям массового потребителя делает китч привлекательным и выгодным с коммерческой точки зрения, а существует он в рыночном пространстве и, как всякий продукт, функционирует в системе «спрос-предложение».
В настоящее время в социо культур ных исследованиях авторы все чаще обращаются к китчу, не давая ему определения. Поэтому одной из актуальных задач исследования массовой культур ы становится выявление того, что же такое китч и какую роль он играет в культур е.
Остается вопрос о формальном отличии китча от искусства, в частности его жанровая характеристика. Проблема принадлежности какого-либо жанра к «высокому» или «низкому» так и не была решена классической (ни даже модернистской) культур ой, а постмодернизмом вообще сведена на нет. В современной массовой культур е уже давно не бывает произведений «чистого жанра»: все они содержат несколько жанровых структур. Так, например, мелодрама всегда приправлена комедийной или детект ивной компонентой, вестерн растворен в боевике или гангстерском жанре и т.д. Поэтому определение китча должно исходить, вероятно, не из морфологических особенностей произведения, а из его функций.
Текстологическое исследование: современные интеллектуалы на защите культур ы
Конечной целью исследования было сравнение значений термина, бытующих в западной культур е и в русскоязыч
|
Кратко опишем методолог ию проведенного анализа. В результате исследования англо-, франко- и немецкоязычных словарных статей, посвященных китчу, были выявлены основные группы интерпретации.
Вероятно, при анализе феномена повторения и ориентации на образец можно провести параллель с природным устройством негенетического канала наследования (повторение как обучение). С той только разницей, что в культур е значим ая информация определяется не естественным отбором, как в природе, а «искусственными» культур ными образованиями, в которых гораздо чаще и сложнее происходят изменения (смена «верха» и «низа», горизонтальные реструктуризации и т.д.). Однако, не имея достаточных данных по этому поводу, оставим этот тезис гипотез ой.
Существует еще несколько определений, выявленных в ходе контент-анализа, выходящих за рамки проанализированных нами категорий, но являющихся значим ыми для данного исследования. Мы разбили их на несколько групп.
1. Обозначение актуального культур ного поля, в котором находится китч: читатель, зритель, критика, публика, литература, живопись, искусство, картина, музыка, фильм, роман, комикс, телесериал и т.д.
2. Имена собственные: Глазунов, Шилов, Церетели. Представление об их деятельности уже стало штампом в российских масс-медиа, и эти имена часто служат символом российского китча.
3. Частица «не». Она выделена особо, так как встречается гораздо чаще, чем в аналогичных публицистических текстах (76 раз в анализируемом тексте и от 21 до 64 раз в контрольных текстах). Факт популярности частицы явно указывает на общий негативный пафос текста.
Что же такое китч?
Примечательно, что китч вообще, как правило, существует в контекст е: без него репродукцию известной картины можно рассматривать как, например, достижение современной копировальной техники или как вариант дидактического материала для школьников и студентов. Макияж в такой ситуации распадается на бес смысл енные краски, а бумажная икона служит реальным сакральным предметом для истинно верующих, но не способных приобрести ценную вещь людей.
Авангард, официоз и популярная культур а
Российские интеллектуалы во многом сохраняют традиции элитарного сознания русской интеллигенции и относятся к массовой культур е в целом и китчу в частности как к недостойной культур ного человека области. При этом советская действительность наложила неизгладимый отпечаток на современные представления о китче, и его прочными коннотатами по сей день являются соцреализм и официоз. С. Файбисович, один из художников-авангардистов советского периода, анализируя собственную деятельность и культур ный контекст российского авангарда и андеграунда, считает, что в классическом варианте противостояние китча и высокого искусства отслеживалось только «в подвальчике андеграунда», а на поверхности функцию китча (для государства-потребителя) играл официоз [ 22 ]. Однако, обращаясь к советской популярной культур е, мы обнаруживаем тот самый классический китч, который и в западной культур е, и, вероятно, в других культур ах и исторических эпохах играл не столько политическую или идеологическую, сколько социальную, семантическую, компенсаторную и экономическую роль.
1. Не считая словаря-справочника по материалам прессы и литературы 1970-х годов [ 4 ], впервые термин появляется в Словаре иностранных слов 1996 года [ 5 ].
2. Автор выражает глубокую благодарность Ассоциации «История и компьютер» и лично профессору Л. Бородкину за предоставленную программу и информацию по работе с ней.
3. Темы китча и официоза мы коснемся ниже при анализе российских особенностей восприятия китча.
5. Не вдаваясь в спор с автором, приведем мнение У. Эко, считающего, что ценность инновации в художественной сфере была привнесена лишь модернизмом [ 6 ].
6. Интерпретируя термин, авторы в большинстве случаев стремятся к описанию феномена, нежели к объяснению.
8. Термин взят у Эко, анализировавшего постмодернизм как метаисторическую категорию [ 10 ].
9. См., например, многочисленные статьи в журнале «Искусство кино», посвященные творчеству современных режиссеров [ 16 ].,
10. В отличие от классической «вертикальной» с четко выраженными «верхом» и «низом».
11. Примечательно, что кинематограф появился именно как массовое развлекательное искусство, как китч для тех, кто не находит сил и желания, например, для литературы или театра. Оно служило для балаганного эффекта оживления сюжетов, а также популяризировало классические мотивы. Со временем кинематограф стал, безусловно, отдельным видом искусства и в нем снова выделяют «высокие» и «низкие» жанры.
13. Н. Хренов, исследователь российского дворянского досуга, считает, что все последующие формы бытования досуга сводятся к копированию дворянских занятий [ 19 ].
15. Вайль и Генис рассматривают это на примере Н. Хрущева. Не поняв и не приняв эстетики андеграунда, он доказал свою неразрывную связь с народом и его эстетикой.
№ | Значения термина «китч» по результатам анализа словарей/ Искусствоведческие редакции | Лексические соответствия значений по результатам исследования публицистики (иногда в отрицательном значении) | %1 | %2 |
---|---|---|---|---|
1 |