кияс в мусульманском праве предусматривает

Кияс в мусульманском праве предусматривает

Кия́с (араб. قياس — измерение) — суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кыяс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.

Такой метод вынесения решений принят в среде авторитетов мусульманского права, поскольку находят место ситуации, по разрешению которых нет указаний в таких источниках права, как Коран и Сунна, и по которым не достигнут иджма.

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Кияс» в других словарях:

КИЯС — один из источников мусульманского права (шариата), представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю… … Юридический словарь

КИЯС — Сопоставление, сравнение; пример, образец. Диалектальный вариант: Кияз. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

Кияс — Принцип принятия решений по прецедентам в шариате. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

кияс — один из источников мусульманского права (шариата), представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю… … Большой юридический словарь

Меджидов, Кияс Меджидович — Меджидов Кияс Меджидович Межидрин Къияс Межидан хва Дата рождения: 22 марта 1910(1910 03 22) Место рождения: Ахты Дагестанская область, Российская империя Дата смерти … Википедия

Меджидов, Кияс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меджидов. Меджидов, Кияс Дата рождения: 22 марта 1911(1911 03 22) Место рождения: Ахты, Дагестанская область, Российская империя Дата смерти … Википедия

Кийяс, кияс — в мусульманском праве принцип решения дела в суде по аналогии права, т. е. применение нормы Корана, Сунны или иджмы к случаю, прямо не предусмотренному данными источниками … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Источники исламского права — Источники исламского права основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы). К основным источникам исламского права можно отнести: Коран Сунна Иджма Кыяс Истихсан Адат Иджтихад Байа Источники… … Википедия

Кыйас — Часть раздела Шариат Источники Коран Сунна Иджма (догмат) Кияс (аналогия) Адат (обычай) Мазхаб (правовая школа) Бида (нововведение) Таклид (подражание) Иджтихад (интерпретация) … Википедия

Источник

Источники исламского права: суждение по аналогии (кияс)

Одним из источников исламского права считается кияс (суждение по аналогии).

Основные первоисточники фикха – Благородный Коран и Пречистая сунна сформировались около 14 столетий назад. За это время в мире появилось множество новых предметов и явлений. Для того чтобы установить дозволенность или запретность подобных новшеств и применяется суждение по аналогии.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести спиртные напитки. В суре «Трапеза» сказано:

«Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (5:90)

В VII столетии арабы в основном употребляли вино в качестве охмеляющего напитка, и в Книге Аллаха речь идёт именно о нём. Однако со временем стали появляться новые виды алкоголя (виски, коньяк, пиво, водка). Вино было запрещено мусульманам как опьяняющий напиток. Виски или пиво имеют схожие свойства. В данной ситуации и был применён кияс, в соответствии с которым прочие алкогольные продукты были признаны харамом по аналогии с вином.

Структура кияса

Суждение по аналогии включает в себя 4 элемента:

Рассмотрим на конкретном примере с алкоголем: асль – вино, фар – водка, хукм – запретность, илля – опьяняющие свойства.

Кроме того, фактически верующими был предпринят кияс при выборе преемника Пророка (с.г.в.). Выбор пал именно на Абу Бакра (р.а.), так как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) просил быть его имамом в молитве во всех тех случаях, когда он сам не мог этого делать. В данном случае и возникла аналогия между предводительством в молитве и главенством в умме.

Суждение по аналогии обязательно должно проводиться с шариатским постановлением, опирающимся на аяты Корана или достоверные хадисы. Нельзя осуществить кияс, опираясь на слабый хадис или мнение отдельного имама или муллы.

Роль кияса в исламском праве

В иерархии источников права кияс в большинстве мазхабов занимает пятое место, уступая по значимости Корану, сунне, иджме и мнению сахаба. В ханбалитском мазхабе выше кияса также находятся и слабые хадисы. Исходя из этого, суждение по аналогии не должно противоречить вышестоящим источникам фикха. В противном случае кияс не имеет силы.

Некоторые течения в исламе выступают против практики кияса, считая ее не нужным нововведением. Такой позиции придерживаются мутазилиты и шииты-джафариты. Тем не менее, большинство учёных признают кияс источником исламского права и прибегают к суждениям по аналогии при решении вопросов религиозного характера.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Алим, но вместе с тем есть угроза появления бидгата, так как аналогию можно поставить на чем угодно. И если мы запрещаем именно пиво или водку по аналогии из-за опьяняющих веществ, то значит, мы должны запретить количество водки или пива, которое опьяняет, а значит, 50 грамм можно? В этом и есть недостаток кияса.

Кияс сам по себе метод конечно, вызывающий много споров и вопросов. Но в целом, как я считаю, метод полезный. Иначе говоря, без аналогий сегодня никак, так как появляется много нового.

Источник

Кияс: основы и примеры

кияс в мусульманском праве предусматривает

Посредством кияса может быть найдено только решение, которое уже было установлено Кораном и Сунной, но было скрытным.

Кияс – это выявление, определение положения одного из двух вещей, четко установленного догмой (аятом или хадисом), посредством иджтихада в другом, вследствие присутствия между ними общих причин.

То есть это применение установленного Книгой и Сунной религиозного решения относительно «основной» вещи относительно «второстепенной» вещи, основываясь на общих причинах, существующих между ними. Таким образом, это означает выявление в новых ситуациях уже имеющегося общего решения, благодаря наличию общей причины, и раскрытие скрытого решения. Следовательно, посредством кияса не выносится новое решение. Посредством кияса может быть найдено только то решение, которое уже было установлено Кораном и Сунной, но было скрытым. Другими словами, посредством кияса находится, выявляется решение, которое уже существовало ранее. С данной точки зрения, кияс является раскрывающим доказательством. В то время как Коран и Сунна являются устанавливающими доказательствами.

Примеры, связанные с киясом:

1. Вино запрещено Священным Кораном. Но в более поздние времена появились такие опьяняющие напитки, как аракы, водка, шампанское, виски. Они не упоминаются в Коране под такими названиями. Так же, как после некоторых размышлений становится понятно, что вино запрещено по причине его опьяняющих свойств, это также указывается и в различных хадисах. Зная о том, что новые виды спиртных напитков также опьяняют человека, положение о вине посредством кияса распространяется и на другие алкогольные напитки, поскольку они обладают общей особенностью опьянять.

В данном случае вино называется «основным». Потому что религиозное постановление относительно вина установлено аятом Священного Корана. А то, что его употребление запретно является религиозным постановлением, утвержденным каким-либо шариатским доводом. А то, что оно обладает опьяняющим свойством, является причиной вынесения данного религиозного постановления.

Теперь мы выявим это решение относительно чего-нибудь нового, о котором нет точного утверждения (шариатского довода):

Например, относительно пива, виски и водки… Они называются «второстепенными». Потому что пиво, виски и водка употребляются так же, как вино, и опьяняют человека. В таком случае, между вином, которое именуется «основным», и этими новыми видами спиртных напитков, которые именуются «второстепенными», имеется общая причина. Это обладание опьяняющими свойствами в малом или большом количестве.

В данном примере посредством проведения аналогии между новыми видами спиртных напитков и вином, относительно которого имеется религиозное доказательство и решение, мы узнали религиозное постановление и относительно данных спиртных напитков. Но, как видно из этого примера, кияс используется не в вопросах веры и поклонения, которые утверждены религиозными догмами, а в незначительных вопросах, в вопросах фикха, которые называются «второстепенными». Потому что религиозные, основные решения, утвержденные догмами, не нуждаются в иджтихаде, и это является запрещенным.

Основы (основные части) кияса:

Как видно из вышеприведенного примера, кияс имеет четыре основы:

Первая: Основное, противоположность второстепенного. Как употребление вина.

Вторая: Второстепенное. Как употребление араки.

Третья: Шариатское постановление. Как запретность вина, утвержденная религиозной догмой.

Четвертая: Причина. Это причина религиозного решения относительно основного, общая особенность между основным и второстепенным. Как опьяняющее свойство…

Самая важная обязанность мужтахида – нахождение и установление данной причины.

Другие примеры кияса:

-В одном хадисе говорится: «продавайте пшеницу за пшеницу, если будете продавать за что-то большее, то это будет считаться риба (ростовщичеством)». Из этого мы приходим к заключению: мы можем обменять один мешок пшеницы на один мешок пшеницы. Если мы обменяем один мешок пшеницы на два мешка пшеницы, это будет считаться риба (ростовщичеством) и запретным деянием. Действительно ли это решение о запретности относительно риса? Нам не известно такого конкретного решения относительно риса. Можем только проводить аналогию между рисом и пшеницей. Вес пшеницы измеряется в килограммах, и она продается, вес риса также измеряется в килограммах, и он продается. В таком случае, излишек риса также будет считаться ростовщичеством.

-Торговля в пятницу во время произношения азана запрещена аятом. А каково решение относительно заключения в пятницу во время произношения азана договора аренды? Нам неизвестно какое-либо постановление об этом. Но мы проводим аналогию между актом аренды и торговлей. Торговля запрещена во время пятничного намаза. Потому что человек отвлечется, и это будет удерживать его от совершения поклонения. Акт аренды также отвлекает человека и удерживает его от совершения поклонения. В таком случае, во время пятничного намаза заключать договор аренды также запрещено.

-Если наследник убьет того, кто оставляет ему свое наследство, то он лишится наследства. Это положение утверждено хадисом: «убийца не имеет права на наследство». Причиной лишения наследства является желание сразу овладеть наследством. Если человек убьет того, кто ему завещал, лишится ли он завещания? Решение данного вопроса не обозначено догмами. Проводим аналогию между наследством и завещанием: наследник лишится наследства, если убьет того, кто оставил ему наследство. Потому что убийца поставил себе целью сразу овладеть наследством, совершив убийство. Человек, убивший завещателя, поставил себе целью сразу овладеть тем, что было ему завещано. В таком случае, он также лишится того, что ему завещали.

Как видно, кияс является не шариатским доводом, доказывающим религиозные решения напрямую и самостоятельно, а является доказательством, выявляющим какое-либо положение, утвержденное Книгой и Сунной, относительно нового (события или случая) посредством общей причины, определяющим какое-либо скрытное решение.

Источник

Кияс: основы и примеры

кияс в мусульманском праве предусматривает

Кияс — это применение установленного Книгой и Сунной религиозного решения относительно «основной» вещи относительно «второстепенной» вещи, основываясь на общих причинах, существующих между ними. Это означает выявление в новых ситуациях уже имеющегося общего решения, благодаря наличию общей причины, и раскрытие скрытого решения. Следовательно, посредством кияса не выносится новое решение. Посредством кияса может быть найдено только то решение, которое уже было установлено Кораном и Сунной, но было скрытым. Посредством кияса находится, выявляется решение, которое уже существовало ранее. Кияс является раскрывающим доказательством, в то время как Коран и Сунна являются устанавливающими доказательствами.

Примеры, связанные с киясом

Вино запрещено Священным Кораном. Но в более поздние времена появились такие опьяняющие напитки, как арак, водка, шампанское, виски. Они не упоминаются в Коране под такими названиями. Так же, как после некоторых размышлений становится понятно, что вино запрещено по причине его опьяняющих свойств, это также указывается и в различных хадисах. Зная о том, что новые виды спиртных напитков также опьяняют человека, положение о вине посредством кияса распространяется и на другие алкогольные напитки, поскольку они обладают общей особенностью опьянять. В данном случае вино называется «основным». Потому что религиозное постановление относительно вина установлено аятом Священного Корана. А то, что его употребление запретно, является религиозным постановлением, утвержденным каким-либо шариатским доводом. А то, что оно обладает опьяняющим свойством, является причиной вынесения данного религиозного постановления. Теперь мы выявим это решение относительно чего-нибудь нового, о котором нет точного утверждения (шариатского довода): Например, относительно пива, виски и водки… Они называются «второстепенными». Потому что пиво, виски и водка употребляются так же, как вино, и опьяняют человека. В таком случае, между вином, которое именуется «основным», и этими новыми видами спиртных напитков, которые именуются «второстепенными», имеется общая причина. Это обладание опьяняющими свойствами в малом или большом количестве. В данном примере решение относительно вина утверждено религиозной догмой. Это решение о запретности вина. Опьянение, являющееся причиной данного решения, — общее между вином и другими новыми видами спиртных напитков. Таким образом, религиозное постановление относительно вина, утвержденное аятом Священного Корана, является утвержденным и относительно этих новых видов спиртных напитков. В данном примере посредством проведения аналогии между новыми видами спиртных напитков и вином, относительно которого имеется религиозное доказательство и решение, мы узнали религиозное постановление и относительно данных спиртных напитков. Но, как видно из этого примера, кияс используется не в вопросах веры и поклонения, которые утверждены религиозными догмами, а в незначительных вопросах, в вопросах фикха, которые называются «второстепенными». Потому что религиозные, основные решения, утвержденные догмами, не нуждаются в иджтихаде, и это является запрещенным.

Основы (основные части) кияса

1) Основное, противоположность второстепенного. Как употребление вина.

2) Вторая: Второстепенное. Как употребление араки.

3) Шариатское постановление. Как запретность вина, утвержденная религиозной догмой.

4) Четвертая: Причина. Это причина религиозного решения относительно основного, общая особенность между основным и второстепенным. Как опьяняющее свойство… Самая важная обязанность мужтахида — нахождение и установление данной причины.

Другие примеры кияса

В одном хадисе говорится: «продавайте пшеницу за пшеницу, если будете продавать за что-то большее, то это будет считаться риба (ростовщичеством)». Из этого мы приходим к заключению: мы можем обменять один мешок пшеницы на один мешок пшеницы. Если мы обменяем один мешок пшеницы на два мешка пшеницы, это будет считаться риба (ростовщичеством) и запретным деянием. Действительно ли это решение о запретности относительно риса? Нам не известно такого конкретного решения относительно риса. Можем только проводить аналогию между рисом и пшеницей. Вес пшеницы измеряется в килограммах, и она продается, вес риса также измеряется в килограммах, и он продается. В таком случае, излишек риса также будет считаться ростовщичеством.

Торговля в пятницу во время произношения азана запрещена аятом. А каково решение относительно заключения в пятницу во время произношения азана договора аренды? Нам неизвестно какое-либо постановление об этом. Но мы проводим аналогию между актом аренды и торговлей. Торговля запрещена во время пятничного намаза. Потому что человек отвлечется, и это будет удерживать его от совершения поклонения. Акт аренды также отвлекает человека и удерживает его от совершения поклонения. В таком случае, во время пятничного намаза заключать договор аренды также запрещено.

Если наследник убьет того, кто оставляет ему свое наследство, то он лишится наследства. Это положение утверждено хадисом: «убийца не имеет права на наследство». Причиной лишения наследства является желание сразу овладеть наследством. Если человек убьет того, кто ему завещал, лишится ли он завещания? Решение данного вопроса не обозначено догмами. Проводим аналогию между наследством и завещанием: наследник лишится наследства, если убьет того, кто оставил ему наследство. Потому что убийца поставил себе целью сразу овладеть наследством, совершив убийство. Человек, убивший завещателя, поставил себе целью сразу овладеть тем, что было ему завещано. В таком случае, он также лишится того, что ему завещали. Итак, кияс является не шариатским доводом, доказывающим религиозные решения напрямую и самостоятельно, а является доказательством, выявляющим какое-либо положение, утвержденное Книгой и Сунной, относительно нового (события или случая) посредством общей причины, определяющим какое-либо скрытное решение.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Суннитские интерпретации

Действительность как источник права

Противодействие киясу происходило с разных сторон. Профессор Валид б. Исламский университет Ибрахима аль-`Уджаджи Имама Мухаммада ибн Сауда объясняет, что противодействие киясу исходит с разных точек зрения:

. заявил, что салафизм «лучше понимать как метод размышления или подход к авторитетным источникам, чем как отдельную школу мысли», которая включает возвышение Корана и достоверных хадисов за счет мнений, приписываемых эпонимы четырех суннитских школ и отказ (или резкое сокращение) кийаса

Имам Бухари

Имам Бухари придерживался отрицательной позиции по отношению к киясу, поскольку придерживался взглядов, совпадающих с взглядами захиритов своего времени. Скотт Лукас заявляет, что отказ Бухари от кийаса был помещен в контекст того, что Бухари считал недопустимыми техниками иджтихада, которые включали религиозные нововведения (бид’а), рай и тамтил.

Бухари также известен своей критикой тех, кто говорит, что Пророк использовал кийас, и он посвятил этой теме часть своего Сахиха. Бухари заявляет:

Если Пророка спрашивали о чем-то, о чем он не получил откровения, он либо отвечал: «Я не знаю», либо не отвечал, пока не получил откровение. он не [ответил] посредством рая или кийаса, из-за аята [Корана]: «… в соответствии с тем, что Бог показал тебе» (4: 105).

Ахмад ибн Ханбал

Приводились слова Ахмада ибн Ханбала: «В Сунне нет кияса, и примеры этого не должны быть примирены».

Подтверждение его действительности

Применение как источник права

Шиитские интерпретации

И повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику; и не впадайте в споры, чтобы не упасть духом и не отступить ваша сила; и будьте терпеливы и настойчивы: Аллах с теми, кто терпеливо настойчив:

Двунадесятник шиитов

Имам (ас) сказал: «Мой отец передал от моего пра-пра-пра-прадеда, святого Пророка (са), который сказал:« Те, кто действует на основе аналогии, столкнутся с их уничтожением и поведут других к их уничтожению. Те, кто издают фетвы, не зная об отмене и отмене, ясном тексте и том, что требует интерпретации, они столкнутся с разрушением и приведут других к своему разрушению ».

Исмаилитский шиит

Среди наиболее известных исмаилитских мыслителей Бу Исхак Кухистани считал понятие субъективного мнения (qiyās) полностью противоречащим исламскому понятию таухид (единство), поскольку оно в конечном итоге привело к бесчисленному количеству различных выводов, на которые опирались те, кто использовал дедуктивную аналогию. немного больше, чем их несовершенный индивидуальный интеллект. Согласно Бу Исхаку, в каждую эпоху должен быть высший интеллект, как и Мухаммед в свое время. Без этого для обычного человека было бы невозможно достичь знания о Божестве, используя простые предположения. Он рассуждал, что высшим разумом мог быть никто иной, как имам своего времени.

В этот день Я усовершенствовал для вас вашу религию, оказал вам милость и выбрал ислам в качестве вашей религии.

Интерпретации мутазилитов

Не все мутазилы следовали суннитской юриспруденции. Ан-Наззам, в частности, полностью отрицал обоснованность аналогичной причины, предпочитая вместо этого полагаться на чистый разум.

Кияс и инквизиция ( Михна )

Ваэль Халлак утверждает, что Михна не только о том, был ли создан Коран. Вопросы рая, кияса и рационализма были представлены в инквизиции, и Халлак утверждает: «Таким образом, Михна довела до кульминации борьбу между двумя противоположными движениями: традиционалистами, чье дело Ибн Ханбал защищал; и рационалисты во главе с халифами и мутазилитами, среди которых было много ханафитов »

Кристофер Мельхерт также утверждает, что Михна продемонстрировала связь между ханафитами Багдада, которые были связаны с интенсивным использованием кийас, и мутазилитами.

Историческая дискуссия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *