кл час по правам человека

Классный час «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

кл час по правам человека

Цель : работа над понятием «права человека», «права ребенка». Знакомство обучающихся с Декларацией.

Задачи: развитие чувства человеческого достоинства; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Форма работы с коллективом обучающихся: диалог, обсуждение, игровое занятие, рефлексия.

Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека»:

Учитель начинает беседу: «Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет». (Принимаются варианты ответов).

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.

Учитель знакомит детей с Декларацией, особое внимание уделяет первому принципу, акцентируя внимание на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений».):

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

ООН основана в 1945 году, штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Ее задачи определены уставом ООН: “Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные меры по предотвращению угрозы миру…”

ООН заботиться и правах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. И декларации о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 Сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории СССР.

В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1):

“ ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста”

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)

С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)

Ребенок имеет право на образование (ст.28)

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Педагогический смысл игры: игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

Игра «Кто Я? Какой Я?»:

Учитель раздает детям «Щиты знакомства»:

Заполняя графы «щитов», дети могут нарисовать ответ или написать его. Затем ученики все берут свои «щиты» и знакомят с ними своих одноклассников.

Педагогический смысл игры : игра позволяет детям узнать что-то новое друг о друге и понять, что у всех есть что-то схожее, что всех их что-то объединяет, у всех могут быть общие цели, желания и чувства.

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни?

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльбери Финн?

(во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст.15)

3.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?

(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает?

(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)

5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство

(Ст11 Конвеции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь…»)

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Зная свои права никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности.

Самая главная обязанность: “Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку”.

Список использованных ресурсов для подготовки к единому уроку:

К разработке классного часа прилагается раздаточный материал «Щит знакомства» (к игре «Кто Я? Какой Я?»)

Источник

Конспект классного часа «Имею право на свои права.»

кл час по правам человека

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

Классный час: «Имею право на свои права»

«20 ноября – Всемирный день прав ребенка»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Абрамова О.В.

Цель : обобщение знания детей об их гражданских правах.

Образовательные: закреплять знания о правах ребенка;

Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать правовое мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход классного часа

Быть честным человеком для каждого – значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом. (Н. Огарев)

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

— Сегодня мы и будем говорить о ваших правах. Но сначала мы поиграем в игру «Имена».

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву.

— Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

— А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

— Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Там еще записаны имена наших родителей. Имя, какое бы ни было — был бы хорош тот, кто его носит» (ст. 7, право на имя)

— А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися).

— Правильно, а еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? ( Беседа с учащимися).

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями.

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права».

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

— Как называют людей, живущих в нашей стране?- россияне

— В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей.

— Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран (Россия в их числе). РК присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей.

— Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

— Какие же права есть у всех детей мира?

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам

«Конвенции о правах ребенка» (презентация)

— Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста.

— Право на имя при рождении.

— Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход.

— Право на медицинскую помощь.

— Право на образование.

— Право на отдых и досуг.

— Право иметь имущество.

— Право свободно выражать свои взгляды.

— Право на свободное перемещение.

— Право на свободу и воспитание родителями.

— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища

— Дети имеют право говорить на своем родном языке.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Игра: Закончите предложение:

1. Ребенок – лицо… (не достигшее 18 лет)

2. Законные представители ребенка … (родители или опекуны)

3. Все дети имеют… (равные права)

4. Каждый ребенок имеет право… (на жизнь, личную свободу)

5. Каждый ребенок имеет право… (на индивидуальность, на охрану здоровья)

6. Каждый ребенок обязан… (соблюдать законодательство РК)

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Игра-викторина «Права и обязанности ребенка»

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: « Семья сильна, когда крыша одна ». А как вы представляете себе семью? Составим словесный портрет. Нарисуем свою семью на бумаге.

— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Слушайся добрых людей, на путь наведут».

— Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

— В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

Игра: «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»

(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь ( «Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступление в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

— C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

— Главный закон нашей страны называется «Конституция РФ». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Заботиться о родителях.

— С каким важным документом вы познакомились?

— Какой организацией он был принят?

— Когда отмечается «Всемирный День прав ребенка»

— Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

— Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.

Права на игры и желанья,

Права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком

И отличаться ото всех.

Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.

Ты должен быть самим собой

И уважать права других!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Классный час «Права человека»

Презентация к уроку

Цель формирование у учащихся понимания универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации.

Методическое обеспечение урока:

План классного часа

№ п/пЭтап урокаСодержаниеВремя
1ОрганизационныйПодготовка аппаратуры к уроку, настраивание на работу1 минута
2Введение и сообщение темы занятияРаскрытие основных понятий, демонстрация презентации, объяснение учителя10 минут
3Игра-разминка.Развитие коммуникативных навыков12 минут
4Беседа “Права человека”Демонстрация презентации, объяснение учителя10 минут
5Тестовая работа по иллюстрациями к сказкамГрупповая работа учащихся7 минут
6Подведение итоговРефлексия5 минут

Ход классного часа

1. Организационный этап занятия

2. Введение и сообщение темы занятия.

— Посмотрите на слайд. О чём мы сегодня будем говорить? (О правах человека.)

— Что такое право? (Выслушиваю ответы детей.)

— Где мы можем узнать наиболее точное значение этого слова? (В словаре. Один из учеников находит в словаре Ожегова статью о слове и зачитывает её: “Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять”)

— В каком документе записаны права граждан Российской Федерации? (В Конституции.)

— Сколько лет исполнилось в этом году нашей Конституции? (20 лет)

— Как вы думаете, только ли в нашей стране люди имеют права? (ответы детей)

— Что ещё вы прочитали на слайде? (ответы детей)

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

ООН осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов через Генеральную Ассамблею. Это совещательный орган из представителей 193 стран, которые высказывают свою точку зрения по разным международным вопросам и принимают решения. Эти решения обязаны выполнять все руководители стран мира и граждане этих стран.

10 декабря 2013 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей декларации прав человека,

— В каком году она была принята? (10 декабря 1948 года).

— Что такое декларация? Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Состоит декларация из 30 статей.

Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея провозглашает через некоторое время настоящую Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества. Это произошло 20 ноября 1959 года. Слайд № 4.

— Сколько лет прошло, кто может сосчитать? (54 года)

— Кроме текста, что ещё на слайде вы заметили? (эмблема) Расскажите, что на ней изображено.

3. Игра-разминка. “Узнаем друг друга лучше”.

Сейчас мы проведём игру-разминку, чтобы получше узнать друг о друге, т.к. мы тоже все разные.

Учащиеся заполняют таблицу:

Кто я?
Что люблю?
Чем горжусь?
Моя мечта.

Игра позволит что-то новое узнать друг о друге, понять друг друга, увидеть, чем мы похожи и что нас объединяет. Озвучивается несколькими учащимися по желанию.

4. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от всех остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.

Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят, религии, политических и иных убеждений.

Вот некоторые статьи из Декларации: Слайд №5.

— Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Приключения Буратино. Чиполлино. Царевна-лягушка. Гуси-лебеди.)

— Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Волк и семеро козлят. Три поросёнка.)

— Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.

— Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.

— Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Ленивица и Рукодельница.)

— Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.

— В какой сказке герой не захотел воспользоваться этим правом?

Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних, детей.

— В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.

5. Тестовая работа по иллюстрациями к сказкам.

— К какой сказке относится эта иллюстрация? (“Гадкий утёнок”)

— Все ли герои сказки “Гадкий утёнок” относятся друг к другу по-братски?

— Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

— Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

— Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выберите правильный ответ. (ответы заполняют на листах в таблице, решение принимают двое сидящих за партой)

а) Он был самый умный.

б) Он был совсем не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.

— Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?

— Узнай героев этой сказки? Слайд № 7. (“Лиса и заяц”)

— Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

б) право на неприкосновенность жилища;

в) право на справедливый суд;

— Кто нарушает это право?

— Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

— Нарушение каких прав изобразил художник? Слайд № 8.

— Назовите номер рисунка около нужной буквы:

а) право на владение личным имуществом;

б) право на свободу;

в) право на неприкосновенность жилища;

— Рассмотрите следующую иллюстрацию. Кто написал эту сказку? Как она называется? (А.С.Пушкин “Сказка о попе и работнике Балде”) Слайд № 9.

— Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника? Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? Какое право было нарушено? Запишите на последней строчке таблицы. Приложение №2.

6. Подведение итогов.

— Какие документы защищают ваши права?

— Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

— О каких правах мы сегодня говорили? Слайд № 10.

— Если вам было комфортно на занятии, нарисуйте в таблице улыбающийся смайлик; если вам было не очень комфортно, нарисуйте смайлик без улыбки; если было не комфортно, смайлик будет печальным.

3. Т.Н.Максимова “Классные часы”, Москва “ВАКО”, 2008 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *