класс точности прибора учета электроэнергии для населения
Требования к средствам учета электроэнергии
Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.
Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой юридическими лицами:
1. В зависимости от значения максимальной мощности (указанной в акте разграничения) и уровня напряжения на месте установки измерительного комплекса класс точности прибора учёта должен быть:
· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше класса точности не менее 0,5S.
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию счетчики, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности не менее 0,5S, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.
(основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012)
2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
4. Прибор учёта должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке (основание п. 137 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
5. Собственник прибора учёта обязан:
· обеспечить эксплуатацию прибора учёта;
· обеспечить сохранность и целостность прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля;
· обеспечить снятие и хранение показаний прибора учёта;
· обеспечить своевременную замену прибора учёта;
(основание п. 145 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
6.Энергоснабжающая организация должна пломбировать:
клеммники трансформаторов тока;
крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;
токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;
испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;
решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;
приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.
Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.
Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
(Основание – п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей)
Требования к учету электрической энергии с применением измерительных трансформаторов:
Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 («Трансформаторы тока. Общие технические условия»).
1. Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами (основание п. 1.5.18 ПУЭ).
4. Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается (основание п. 1.5.18 ПУЭ).
5. Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений (основание п. 1.5.19 ПУЭ).
6. Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков (основание п. 1.5.19 ПУЭ).
7. Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 («Трансформаторы напряжения. Общие технические условия»).
Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами (физическими лицами):
1. Счётчики должны иметь класс точности не менее 2,0 (основание п. 138 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
4. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 80 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
5. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. (основание п. 81 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
6. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 81(10) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
7. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (основание п. 81(11) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
Класс точности электросчётчиков и его влияние на объём КР на СОИ
Многоквартирные дома должны быть оснащены индивидуальными и общедомовыми приборами учёта ресурсов. При этом требование к характеристикам ИПУ и ОДПУ различны. Рассказываем, как группа управляющих организаций пыталась в суде доказать, что дифференцированный подход к приборам учёта негативно влияет на объёмы КР на СОИ.
Требования к классу точности приборов учёта электроэнергии закреплены в ПП РФ № 442
Обязанность потребителей коммунальных ресурсов оснастить свои помещения индивидуальными приборами учёта прописана в нескольких нормативно-правовых актах РФ. Например, установить ИПУ собственники должны для исполнения требований к энергетической эффективности многоквартирного дома (ч. 9 ст. 11 № 261-ФЗ) и для определения объёма индивидуального потребления коммунальных ресурсов (п. 80 ПП РФ № 354).
В № 261-ФЗ и ПП РФ № 354 также закреплено, что многоквартирные дома при наличии технической возможности должны оснащаться общедомовыми приборами учёта коммунальных ресурсов (ч. 7 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 80 ПП РФ № 354). Это требование относится к учёту всех коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии.
Требования к тому, какими должны быть установленные в МКД счётчики электрической энергии, изложены в ПП РФ № 442. Так, согласно п. 138 ПП РФ № 442, в помещениях собственников должны быть установлены приборы учёта классом точности не ниже 2.0.
При этом до вступления в силу ПП РФ № 442 общедомовые счётчики, установленные в многоквартирных домах, также могли быть с классом точности 2.0 и выше. Но, в соответствии с требованиями п. 138 ПП РФ № 442, с 12 июня 2012 года ОДПУ электроэнергии должны иметь класс 1.0 и выше.
Класс точности ИПУ и ОДПУ различаются
Класс точности прибора учёта электроэнергии – это максимальная погрешность, которая может возникнуть при измерении потребления электрической энергии. Класс точности выражается в процентах: при 1.0 он составляет ± 1%, при 2.0 – ± 2%. То есть при 1.0 измерения будут более точными, чем при погрешности в 2.0.
Класс точности ПУ обязательно указывается в его паспорте, а также на передней панели счётчика: обычно эта цифра указана в кружке.
При этом, как указано в п. 142 ПП РФ № 442, если у потребителя до мая 2012 года был установлен ИПУ с классом точности ниже 2.0 (чаще всего, это 2.5), то им можно пользоваться до момента истечения срока его поверки. Затем его необходимо заменить, установив новый прибор учёта, соответствующий требованиям п. 138 ПП РФ № 442.
Такие же требования предъявляются к ОДПУ электроэнергии: если до момента вступления в силу ПП РФ № 442 в доме был введён в эксплуатацию общедомовый счётчик с классом точности ниже 1.0, то заменить его нужно только при выходе из строя или истечении срока поверки.
В новых домах все установленные приборы учёта должны соответствовать требованиям ПП РФ № 442: ИПУ иметь класс точности 2.0 и выше, ОДПУ – не менее 1.0.
УО посчитали различия в классах точности ИПУ и ОДПУ причиной роста объёмов КР на СОИ
С требованиями устанавливать в МКД приборы учёта с разными классами точности, то есть в погрешности измерений, не согласилась группа управляющих организаций. Они подали административный иск в Верховный суд РФ с требованием признать недействующим п. 138 ПП РФ № 442.
Управляющие организации указали, что данный пункт противоречит ч. 1 ст. 1 ГК РФ и ч. 1 ст. 1 ЖК РФ. Также он ставит участников отношений по приобретению и оплате фактически потреблённой электроэнергии в неравное положение. Поэтому нормы п. 138 ПП РФ № 442 нарушают принципы равенства участников гражданских правоотношений и равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Различный механизм работы ИПУ и ОДПУ приводит к увеличению разницы между показаниями общедомового счётчика и показаниями индивидуальных приборов учёта. Объём ресурсов, потреблённых домом с целью содержания общего имущества, значительно превышает норматив и расходы по его оплате ложатся на плечи УО.
Из-за разной погрешности приборов учёта, показания которых учитываются при расчёте платы за электроэнергию для граждан и для лиц, оплачивающих КР на СОИ, возникает ситуация, когда за одинаковый объём ресурса плательщикам выставляются к оплате различные суммы. Все погрешности приборов учёта трактуются в пользу жителей дома, что нарушает принципы справедливости, добросовестности и равенства.
Из-за этого, как указали в иске управляющие организации, они вынуждены оплачивать завышенные суммы за электроэнергию, потреблённую на содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах, что приводит к ухудшению их финансового положения и увеличению размера задолженности перед РСО.
Дифференциация ПУ по классам защищает потребителей от лишних расходов на электроэнергию
ВС РФ, проанализировав нормы оспариваемого п. 138 ПП РФ № 442, отметил, что требование использовать для учёта электрической энергии приборы учёта определённого класса точности соответствует действующему законодательству.
Так, согласно ч. 1 ст. 13 № 261-ФЗ, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта, а требования к их характеристикам определяются в соответствии с законодательством РФ.
К применению допускаются средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку, обеспечивающие соблюдение установленных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений (ч. 1 ст. 9 № 102-ФЗ).
При этом классы точности приборов учёта определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерения.
Использование счётчиков классов точности 0.5, 1.0 и 2.0 для измерения объёмов потребляемой электроэнергии соответствует требованиям ГОСТ 31819.11-2012 (IEC 62053-11:2003).
На входе в МКД прибор учёта фиксирует большой объём электроэнергии: совокупный объём индивидуального потребления и КР на СОИ. Чем выше объём потребления ресурса, тем выше значение погрешности.
Поэтому класс точности общедомового прибора учёта выше, чем требования к такой характеристике ИПУ. Подобная дифференциация направлена на защиту интересов граждан, проживающих в МКД: они не должны нести дополнительные расходы, вызванные большей погрешностью в учёте коммунальных ресурсов.
ВС РФ пришёл к выводу, что п. 138 ПП РФ № 442 не нарушает принципов равенства гражданского оборота и участников отношений, регулируемых жилищным законодательством. Иск управляющих организаций был отклонён.
На заметку
Верховный суд РФ в решении по делу № АКПИ 18-1304 указал, что разница в погрешности измерений между ИПУ и ОДПУ вызвана разным количеством электроэнергии, которое фиксируют эти приборы. Чем выше объём КР, тем больше погрешность, следовательно, тем выше должен быть класс точности у прибора учёта, чтобы он фиксировал реально потреблённый объём ресурса.
Для борьбы с этими факторами УО совместно с РСО должны разработать стратегию по их устранению и привлечь к работе Совет МКД, активных собственников и жителей дома.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
|