классификация форм инновационной педагогической деятельности

Виды педагогических инноваций. Формы продуктов инновационной деятельности педагога учреждения дополнительного образования

классификация форм инновационной педагогической деятельности

Виды педагогических инноваций. Формы продуктов инновационной деятельности педагога учреждения дополнительного образования

Понятие инновационной деятельности

Инновационная деятельность всегда предшествует инновации.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде:

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Виды педагогических инноваций:

Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие обучающихся с учетом его творческих способностей.

Инновационное занятие можно определить, как занятие, которое имеет новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом изменение в цели, содержании, методах, средствах или даже в самой форме организации занятий.

Инновационные технологии, методы и формы:

6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например, творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки обучающихся, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

ü составление сравнительно-сопоставительного анализа обучающего процесса;

ü методические разработки;

ü интернет выставки и экскурсии;

ü мультимедийные продукты;

ü художественные и творческие работы;

ü участие в конференциях, семинарах и проч.;

ü работа Web-сайтов педагогов.

Источником инновационных идей педагога может служить:

— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения обучающихся, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

— изменения в ценностях и установках обучающихся (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования, в том числе и через разработку и проведение занятий. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для обучающихся с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Дистанционное обучение внезапно стало реальностью нашей жизни. Многие люди оказались в уникальной ситуации самоизоляции и дистанцирования. Будем откровенны, мало кто был готов к возникшей ситуации в полной мере.

В свою очередь, педагогам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы у обучающихся появилась возможность продолжить получение образования. Огромное количество времени педагоги потратили на поиск и выбор оптимального ресурса, платформы, способов реализации дистанционного образования, в том числе и разработке занятий в дистанционном формате таким, чтобы проведение каждого онлайн-занятия максимально продуктивно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования»

классификация форм инновационной педагогической деятельности

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики

«Центр внешкольной работы «Синяя птица» горда Кировска»

Выступление на тему:

«Инновационные методы и формы деятельности педагога дополнительного образования»

Подготовила: зав. методическим отделом Суслова Н.А.

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.

Инновационная деятельность педагога зависит от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Содержание и формы инновационной деятельности педагога дополнительного образования:

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе:

• проектные технологии предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами);

• личностно-ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

• исследовательские и практические работы предполагают в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью;

• информационно-коммуникативные технологии: компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным выполнением изделий ДПИ и т.д. Также компьютер и Интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях;

• учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы);

• технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога;

• работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

• Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

К инновационным формам учебных занятий можно отнести:

• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала, проходит в форме занимательной, увлекательной игры.);

• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и так далее;

• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, диспуты, круглый стол, газета и так далее;

• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и другие.

4. Проведение мастер-классов для педагогов.

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

6. Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

— Интернет-выставки и экскурсии;

— художественные и творческие работы;

— участие в конференциях, семинара, матер-классах;

— работа Web-сайтов педагогов.

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновации в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

В конце своего выступления хочу более конкретно остановиться на следующих понятиях:

Метод обучения – способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике. Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т.п.). Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Педагогическая технология – это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.

Источник

Классификация инноваций в образовании

классификация форм инновационной педагогической деятельности

Классификация инноваций в образовании

Введение информационной среды и программного обеспечения. Принципиально новые средства обучения. Различные варианты сред для проблемного обучения, построение различных схем диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.

Отнесенность к той или иной части учебно-воспитательного процесса

1) В содержании образования.

2) В методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса.

3)Организации учебно-воспитательного процесса.

4) Управляющей системе школы.

В рамках последней группы автор предлагает рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) преобразований:

— на частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.);

— системные (охватывающие все образовательные учреждения)

В. Л. Аношкина и С. В. Резванов так толкуют предложенную О. Г. Хомерики типологию нововведений:

Частные нововведения осваивается программа по предмету, ранее не преподававшемуся, несколько предметов объединяются в один интегративный курс.

По характеру происхождения.

Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой потребности, их порождающей, либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип инноваций — это те, которые являются результатом осознанной и целенаправленной деятельности, построенной на альтернативных идеях и принципах.

Первый тип инноваций может быть назван эмпирическим: педагог идет к инновации от своего нетрадиционного опыта, организуемого зачастую стихийно.

По степени новизны его предметного содержания:

1) Радикальные нововведения, которые открывают принципиально новые средства удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы человеческой деятельности;

2) Модифицирующие нововведения, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.

3) Комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

Модифицирующие связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, методики, алгоритмы и т.д.

Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П. Щетинин, а впоследствии развили его последователи А.А. Остапенко, А.Н. Тубельский и др.

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности

2) Инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

3) Инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения.

5) Инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения.

6) Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «нового поколения».

7) В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа.

8) Инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы.

Воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента.

Новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.).

Простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей.

Изменение всех или большинства первоначальных свойств системы.

Появление «нового рода» образовательных систем.

По глубине производимых изменений выделяют следующие типы инноваций.

1) Модифицирующие инновации ведут к незначительным улучшениям конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла.

2) Улучшающие инновации обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах.

3) Прорывные инновации базируются на фундаментально новых технологиях и подходах.

Интегрирующие инновации используют комбинацию первых трех классов инноваций.

4) Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научных достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).

5) «Возвратные», суть которых состоит в том, что после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность и приходится возвращаться к его предшественнику.

По видам деятельности

1) Педагогические: обеспечивают педагогический процесс,

2) Управленческие: обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями.

— Познавательная деятельность расширяющая кругозор школьника;

— художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение.

— спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни;

— общественная деятельность, которая содействует социализации школьника;

— ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира;

— коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника.

По масштабу использования

1) Единичные (используемые в одном месте),

2) Диффузные (получающие широкое распространение).

Единичные. Реализация в ОУ авторской разработки.

Диффузные. Введение федеральных государственных образовательных стандартов.

В зависимости от функциональных возможностей

1) Нововведения-условия: обеспечивают эффективный образовательный процесс.

3) Организационно-управленческие нововведения.

1.Новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т.д.

2.Педагогические средства, технологические образовательные проекты и т.д.

3. Качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

По масштабности и социально-педагогической значимости

1.Введение ЕГЭ. ФГОС.

2.Например, фонды развития образования в муниципальных образованиях Новосибирской области.

3. Предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

По осмыслению перед внедрением инноваций

1. Внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение.

2. Как правило, неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями.

3. Строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: «Академия», 2008. – 256 с

Источник

Статья «Инновационные педагогические технологии»

классификация форм инновационной педагогической деятельности

Инновационные педагогические технологии

Оглавление

Введение

Фундаментальными документами, регламентирующими проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

‒ Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

‒ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сф еры образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Что представляет собой педагогическая инноватика? Когда Архимед утверждал, что если бы у него был рычаг, он смог бы перевернуть Землю, новшество было в том, что им была предложена идея пересмотра основы мира.

Тема нашей работы актуальна потому, что сложно представить себе современное образование без компьютерных технологий, всемирной паутины. Для того чтобы каждый человек мог чувствовать себя востребованными в современных условиях, необходимы инновации в образовательной системе.

Цель работы: изучить особенности инновационных педагогических технологий.

1. Раскрыть сущность понятия инновационные педагогические технологии.

2. Проанализировать проблемы инноватики в психолого-педагогической литературе.

3. Понять, как происходит управление инновационным процессом.

4. Рассмотреть классификацию и структуру нововведений в педагогике.

5. Охарактеризовать готовность педагога к инновационной педагогической деятельности.

1. Определение инновационных педагогических технологий в психолого-педагогической литературе

Педагогическая инноватика, является молодой наукой. В нашей стране о ней начали говорить только во второй половине прошлого века. В данный момент педагогическая инноватика находится в стадии эмпирического поиска и становления. Сначала она представляла собой движение педагогов-новаторов, но в данный момент к ней подключились и ученые. Они стали обращать особое внимание на нововведения в отечественную образовательную систему.

В переводе с греческого языка слово «инновация» означает – «обновления, новизна, смена». Появилось оно впервые в зарубежных исследованиях XIX в. в технике при введении некоторых элементов одной отрасли в другую и рассматривается в психолого-педагогической литературе неоднозначно.

Самым распространенным является определение американского ученого К. Роджерса, который утверждает, что «новизна – это идея, которая является для конкретного лица новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, определяем ее со времени прошедшего с момента его открытия или первого использования «.

Франц Брансуик определяет «инновацию как новую идею, действие или адаптированную идею, или те, для которых наступила реализация».

Российский ученый С.Я. Батышев считает, что инновация является комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства (новизны, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.

Современные отечественные ученые рассматривают инновацию в образовании как :

· «процесс создания, распространения и использования новых средств для тех педагогических проблем, которые до сих пор решались по-другому»;

· «результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений различных педагогических проблем «;

· «Актуальные, значимые и системные новообразования, которые возникают на основе различных инициатив и нововведений, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие»;

· «Продукты инновационной образовательной деятельности, характеризующиеся процессами создания, распространения и использования нового средства ( новизны, нововведения) в области педагогики и научных исследований».

Различия в толкованиях вызваны неодинаковым видением их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновацией можно считать лишь то новое, что имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие причисляют к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.

Учитывая сущностные признаки инновации, есть все основания рассматривать ее как процесс и как продукт (результат).

Инновация как процесс, означает частичное или масштабное изменение состояния системы и соответствующей деятельности человека. Инновация как результат предполагает процесс создания (воспроизведение) нового, имеющего конкретное название «новация».

В.Ф.Паламарчук новшество считает результатом творческого поиска лица или коллектива, открывает принципиально новое в науке и практике, инновацию – результатом порождения, формирования и воплощения новых идей. Само воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от собственно новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практику – инноватор.

Образовательная инновация является одной из ее компонентов, с одной стороны, а с другой, сама состоит из психолого-педагогической, социально-экономической и научно-производственной новизны. Психолого-педагогическая инновация, в свою очередь, состоит из дидактической, воспитательной и управленческой.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие, энергичные люди, которые морально и материально заинтересованы в проведении инновационных изменений, освоения и реализации нового.

Инновация существенно отличается от педагогического опыта, который характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков, полученных в процессе практической учебно-воспитательной работы; является частью совокупной культуры педагога, представляет собой основу, результат и самую практическую педагогическую деятельность, отражает имеющиеся знания, умения, навыки и индивидуальные черты личности.

Образовательная инновация характеризуется новизной в области психолого-педагогических, социально-экономических и научно-производственных исследований, направленных на качественное улучшение образовательного процесса и выраженных в усовершенствованных или новых образовательных системах (дидактических, воспитательных, управленческих).

Инноватика педагогической деятельности предполагает разработку системы знаний, которые помогут выполнять социальный заказ.

Ученые пытаются выявить основные принципы, закономерности, создать понятийный аппарат, выбрать средства, а также пределы использования инноваций в образовании.

Методологические основы педагогической инноватики – это система знаний и деятельностей, относящихся к структуре и базе учения о создании, изучения, использования педагогических нововведений. Методологический аппарат инноваций может стать результативным средством анализа, объяснения, а также проектирование модернизации отечественного образования. Несмотря на введение в детские сады, школы, средние и высшие учебные заведения федеральных стандартов второго поколения, нет системности и целостности в процессах освоения и использования заявленных нововведений.

2. Классификация и структура нововведений в педагогике

Одной из задач модернизации педагогической деятельности является реализация и развитие инновационных процессов в системе образования. На сегодня приоритетными являются совершенствование типов и структуры образовательных учебных заведений, обновление содержания обучения и воспитания, разработка и апробирование новых педагогических технологий, изменение форм и методов обучения и воспитания, модернизация форм и методов управления, что требует от педагога внедрения инновационной педагогической деятельности.

Продуктами инновационной педагогической деятельности являются нововведения которые положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений.

Разделение нововведений в соответствии с их причастностью к тому или иному образовательному процессу позволяет выделить следующие типы нововведений:

· в содержании образования;

· в организации учебно-воспитательного процесса;

· в системе управления школой.

Деление нововведений по масштабу преобразований позволяет выделить:

· частичные − локальные, единичные, не связанные между собой;

· модульные − комплекс частных, связанных между собой нововведений;

· системные нововведения, которые охватывают все учебное заведение.

Группировка нововведений по инновационным потенциалам позволяет выделить:

· модификационные нововведения – связанные с усовершенствованием, видоизменением, модернизацией средства (программы, методики, структуры, алгоритма, разработки и тому подобное), который имеет аналоги. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону возобновляемого средства;

· комбинаторные нововведения – предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании никогда не использовались;

· радикальные нововведения – это внедрение достижений психолого-педагогической науки, имеющих объективную новизну.
Инновационные преобразования в образовательном процессе могут классифицироваться как:

· технологические − инновационные модели обучения (преподавания и учения), направленного на достижение четко определенных стандартов овладение знаниями на основе модификации (новаторства) репродуктивной деятельности;

· новаторы − педагоги, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его внедряют и распространяют;

· педагоги, которые первыми осуществляют практическую (экспериментальную) проверку ценностей инноваций в каждой школе;

· умеренные, которые придерживаются правила „золотой середины” и не воспринимают нового до того времени, пока его не внедрят большинство коллег;

· педагоги, которые больше сомневаются, чем верят в новое, они больше ориентированы на старые технологии, чем на новые, а воспринимают новое лишь при общем положительном общественном мнении;

Основными источниками инновационных идей развития образовательного учреждения выступают:

– потребности страны, региона, района (города);

– директивные и нормативные документы органов власти и управления образования различных уровней;

– достижения и разработки психологии, педагогики, социологии, других наук о человеке;

– достижения передовой и массовой педагогической тематики;

– собственный профессиональный опыт руководителей и педагогов, интуиция, практическое педагогическое мышление;

– анализ результата и процесса функционирования учебного заведения;

– анализ психолого-педагогической литературы, периодических изданий.

Носителями педагогических инноваций выступают творческие личности, которые способны к:

– рефлексии, что характеризует способности педагога к самопознанию, самоопределению и осмыслению им своего духовного мира, собственных действий и состояний, роли и места в профессиональной деятельности;

– саморазвитие как творческое отношения индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного влияния на внешний и внутренний мир с целью его преобразования;

– самоактуализации как фактора непрерывного стремления человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей;

– профессионального самосовершенствования, которое осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самовоспитание – целеустремленная деятельность человека относительно систематического формирования и развития в себе позитивных и устранение негативных качеств личности, в соответствии с осознанных потребностями соответственно социальным требованиям в личностной стратегии;

Следовательно, важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество.

Поэтому инновационная педагогическая деятельность – это особый вид творческой деятельности, которая направлена на обновление системы образования.

Результатами инновационной педагогического творчества могут быть:

1. Педагогические открытия – самые масштабные новаторские педагогические решения, связанные с формированием, обоснованием новых педагогических идей и их внедрением в конкретной педагогической системе.

2. Педагогические изобретения – преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий образования.

3. Педагогические усовершенствования – модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств.

Инновационной деятельностью занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно выделить три группы:

1) педагоги-изобретатели, которые приходят к новому в результате собственных поисков;

2) педагоги-модернизаторы, которые совершенствуют и по-новому используют элементы созданных систем для положительного результата;

3) педагоги-мастера, которые быстро воспринимают и в совершенстве используют как традиционные, так и новые подходы и методы.

· социальные (несовместимость нового с ценностями, принятыми в обществе);

· организационные (противодействие руководящих органов воплощению нововведений);

· методические (недостаток методического обеспечения);

· материально-технические (уровень заработной платы, отсутствие необходимой техники).

· Внутренние барьеры – личностные, психологические. Они разные в разных организациях, на разных этапах нововведения.

Осуществление инновационного педагогического процесса включает в себя совокупность следующих последовательных действий.

1. Осознание необходимости изменений.

2. Оценка ситуации, что сложилась.

3. Формирование проблемы.

4. Выбор варианта решения проблемы.

5. Принятие решения о нововведениях.

6. Экспериментальная проверка нововведений.

7. Подготовка и переподготовка кадров.

8. Формирование положительного отношения коллектива к нововведениям.

9. Широкое внедрение нововведений.

10. Оценка результатов.

3. Управление инновационным процессом

Благодаря конструированию новых идей, можно управлять воспитательным процессом не только на уровне школы, но и в рамках региона, страны. Недостаточно просто создать какое-то новшество. Педагогическая инноватика, несмотря на свою проработанность и привлекательность, не может быть освоена без последовательной организации инновационных процессов. На этапе их внедрения у создателей появятся проблемы, поэтому важно заблаговременно подыскать способы их решения. Чтобы внедрять новые методики, формы, технологии, педагоги должны понимать алгоритм внедрения, освоения, применения этих нововведений.

С чем связывается сегодня педагогическая инноватика? Рычаг образования – инновационные процессы, которые принято рассматривать в трех аспектах:

От них зависит общая обстановка и условия, при которых осуществляется реализация нововведений. Существующие условия могут ускорить или замедлить этот процесс, который может быть не только стихийным, но и сознательно управляемым.

Важно отметить единство трех составляющих инновационного процесса: освоение, создание, использование нововведений. Педагогическая инноватика в образовании, в отличие от дидактики, в качестве объекта выделяет именно трехсоставный процесс.

Педагогическая инноватика представлена следующими компонентами:

Управление инновационным процессом возможно только при знании его структуры, главных законов его осуществления. В педагогике есть несколько подходов к выделению отдельных элементов инновационной деятельности. М. М. Поташник отмечал сложность строения нововведений, разнообразие их структур. Им была предложена целая иерархия структур: субъектная, деятельная, управленческая, содержательная, организационная.

Остановимся подробнее на некоторых их них.

Деятельностная структура включает следующие компоненты: мотив – цель – основные задачи – содержательный аспект – методы – результаты. Процесс начинается с мотивирования, выявления цели инновации, выделение узких задач, создания оглавления. Упомянутые компоненты реализуются в конкретных условиях: морально-психологических, временных, материальных, гигиенических, финансовых.

Субъектная структура – это инновационная деятельность всех субъектов развития: директора, заместителей, ученых, спонсоров, преподавателей, методистов, экспертов, консультантов.

В субъектной структуре учитывают не только ролевое и функциональное назначение участников, но и их отношение к предлагаемым инновациям. Управленческая структура связана с взаимодействием четырех вариантов управленческих действий: планированием, организацией, руководством, контролем.

4. Структура готовности педагога к инновационной педагогической деятельности

Педагог инновационной ориентации − это личность, способная брать на себя ответственность, вовремя учитывать ситуацию социальных изменений и является наиболее перспективным социальным типом педагога. Как педагог – исследователь, он направлен на научно-обоснованную организацию образовательного процесса с прогностическим направлением, имеет адекватные ценностные ориентации, гибкое профессиональное мышление, развитое профессиональное самосознание, готовность к восприятию новой информации, высокий уровень самоактуализации, владеет искусством рефлексии.

Готовность к инновационной педагогической деятельности – особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности.

Готовность к инновационной деятельности – это сложное интегративное образование, которое охватывает различные качества, свойства, знания, навыки личности.

Педагогу инновационного направления во время образовательного процесса необходимо уметь реализовывать:

– Эмпатия (стремление и умение чувствовать другого как себя, понимать внутренний мир людей, воспринимать их позиции);

– сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);

– диалогизм (умение слушать собеседника, интересоваться его мнением, развивать межличностный диалог на основе равенства, взаимного понимания и сотворчества);

– личностная позиция (творческое самовыражение, при котором педагог предстает перед воспитанниками не как лишенный индивидуальности функционер, а как личность, имеющая свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций).

Следовательно, в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориентированного образования проблемы.

Подготовленный к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества:

– осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современного общества;

– осмысленная, зрелая педагогическая позиция;

– умение по-новому формулировать образовательные цели по предмету, определенной методики, достигать и оптимально переосмысливать их;

– способность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к каждому, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;

– соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно-ориентированного образования, корректировки образовательного процесса по критериям инновационной деятельности;

– способность видеть индивидуальные способности человека;

– умение продуктивно, нестандартно организовать процесс;

– владение инновационными технологиями;

– способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения человека;

– умение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств;

– способность к личностному творческому развитию, рефлексивной деятельности, осознания значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий.

Готовность педагога к инновационной деятельности определяют по следующим показателям:

1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;

2) информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы ;

3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;

4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;

5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.

Эти показатели обнаруживают себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам инновационных технологий стало понятно, что современная система образования находится в стадии серьезной модернизации и совершенствования. Педагогам в настоящее время необходимо понимать, что без серьезного подхода к преобразованиям нельзя рассчитывать на эффективность инноваций.

На современном этапе развития системы образования инновационная образовательная деятельность характеризуется такими взаимообусловленными и взаимосвязанными признаками, как создание и апробация различных педагогических и управленческих новшеств, развитие творческого потенциала участников образовательного процесса.

Инновационная деятельность предусматривает привлечение педагогов и других работников системы образования к творческой деятельности, в результате которой создаются новые или усовершенствованные педагогические и управленческие продукты (программы, проекты), которые влияют на повышение уровня педагогического мастерства, результативности учебно-воспитательного процесса, управления.

Библиографический список

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *