классификация форм политического участия

Виды и формы политического участия

Вы будете перенаправлены на Автор24

В каждом социально организованном и структурированном обществе существует определенная реальная вовлеченность граждан в политику. Общность различных методов практической деятельности людей в области использования государственной власти принято считать политическим участием.

классификация форм политического участия

Рисунок 1. Политическое участие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Политическое участие – спланированные действия, которые предпринимаются отдельными гражданами для привлечения внимания к существующим проблемам со стороны государственной или общественной структуры.

Само определение «политическое участие» часто используется для обозначения различных форм неофициальной политической деятельности, когда представители политического общества, напрямую не связанные с функционированием правительственного аппарата, пытаются воздействовать на его работу.

Виды политического участия

На сегодняшний день различают такие виды политического участия:

По масштабу указанный вид политической деятельности может проявляться на региональном, местном, национальном и мировом уровнях. В целом политическое участие представляет собой целенаправленные действия, выполняемые гражданами, которые имеют цель повлиять на существующую господствующую политику на любом уровне (государственном, региональном или местном).

Политическое участие зачастую организовывается спонтанно и хаотично, значительно реже – на постоянных условиях, которые основываются на законных методах. Политологи выделяют два ключевых типа данной деятельности: автономное в виде сознательного участия граждан, осведомленных в сфере политической жизни, и мобилизованное, т. е. вынужденное действие, когда участие в политике напрямую зависит от нелегальных стимулов, таких как подкуп и страх.

Готовые работы на аналогичную тему

Центральная роль в политическом участии предоставляется выборам в органы государственной власти.

Свободное голосование считается одним из наиболее эффективных и рентабельных способов разрешения политических конфликтов, надежным инструментом легитимации правительственного режима, а также методом грамотной политической социализации.

Формы политического участия

Формы и методы политического участия могут быть многогранными по направлению, значению и своей результативности:

Функциональные свойства и принципы политической концепции можно выразить посредством конкретных форм, способов, видов, участия граждан в политике. Эти критерии являются хорошим результатом воздействия и формирования правильных политических интересов, расстановки приоритетов и определение всех особенностей политического режима, государственных структур, общественного сознания, культуры и традиций.

Для более авторитарных политических режимов характерно определенное стремление притеснить участие определенных сообществ и групп в политике. Для тоталитарной системы – предоставить мобилизационное и контролируемое вовлечение граждан в политику. Для демократических режимов основной задачей считается создание важных условий для свободного и широкого участия людей в политике.

Политическая культура

Политическая культура – это определенная часть духовной культуры общества, характеризующаяся общепринятой концепцией убеждений, взглядов, традиций и нравственных норм, которая регулирует поведение людей в институтах гражданского общества.

Указанная система состоит из политических идеалов, установок и ценностей, а также включает в себя все действующие нормы политической жизни. Если проводить анализ правительственной культуры на индивидуальном уровне, тогда она будет считаться культурой участия, поэтому в таком контексте можно определить роль политической культуры: формирование совокупностей образцов поведения и взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культуры в современном обществе выступают идентификация, ориентация граждан в правительственной системе, реализация нужд человека в понимании своей групповой принадлежности и адаптация общества посредством приобщения к навыкам грамотного политического поведения.

С точки зрения указанной деятельности в политике как основной формы взаимосвязи политического сознания и поведения общества, культура участия состоит из четырех компонентов:

Грамотный анализ культуры лидерства выдвигается на первый план, если понимать концепцию политической деятельности как один из методов анализа существующей правительственной системы. Тогда объектом исследования автоматически становятся качество всех составляющих политическую концепции институтов управления и власти, трактовка и оценка моделей правильного функционирования властных взаимоотношений. Это понятие комплексно отражает ключевые признаки концепции совокупности норм и ценностей, которые в общем определяют пределы и характер воздействия определенного лидера на граждан, а также демонстрирует уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

Источник

Политический процесс. Политическое участие

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 политика

Политический процесс – это…

… деятельность социальных групп, организаций или отдельных лиц, направленная на достижение политических целей.

Политический процесс проходит в четыре основные стадии:

Политические процессы подразделяются на несколько типов:

По объекту политического воздействия выделяют:

Политические процессы влияют на ход исторического развития, и характер этого влияния может быть разным. В зависимости от типа влияния выделяют:

— происходит быстрое, качественное изменение власти (пример – революция 1917 года, когда власть царя заменилась властью временного правительства, а затем — коммунистов);

— при смене власти могут быть использованы и мирные, и насильственные средства; — предпочтения электората уступают место стихийным, массовым политическим движениям; — ответственность политических лидеров многократно возрастает;

— появляется конфликт между старой и новой элитами.

Политическое участие – это…

… участие членов общества/государства в политическом процессе, способность граждан влиять на принятие политических решений в государстве, выборность представителей институтов власти.

Существуют разные формы участия граждан в политической деятельности страны:

Способы политического участия:

классификация форм политического участия

Таблица. Формы политического участия

Для того, чтобы политическое участие индивида не было хаотичным, ему важно определить свою позицию в социально-политическом пространстве и грамотно оценивать собственные качества и возможности как субъекта политического процесса.

Не все граждане страны принимают активное участие в ее политической деятельности. Существует и форма деятельности, противоположная политическому участию:

Абсентеизм – форма аполитичности, при которой граждане страны уклоняются от совершения любых политических действий (участия в выборах и референдумах), пассивная форма политического протеста.

Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).

Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:

1) Понятие политического участия.

2) Формы политического участия:

3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

4) Важность политического участия граждан.

5) Политический абсентеизм.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).

Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.

Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.

Давайте составим варианты предложений.

Один из возможных вариантов ответа выглядит так:

Политическая партия — организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

На первый вопрос ответ дать совсем несложно – он дан в самом начале текста: социально-экономические изменения … сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Получается: становление институтов гражданского общества относится к трансформации гражданского самосознания, что следует из определения гражданского общества: системы общественных институтов, отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от государства, занимаются созданием условий для реализации потребностей людей. То есть люди сами создают эти общественные организации и институты, что само по себе возможно только при изменении гражданского самосознания.

Автор отмечает, что параллельно с этим процессом происходит демократизация политических отношений. Главное – не написать в ответе «социально-экономические изменения», ведь это является как бы обобщением происходящих процессов трансформации гражданского самосознания и демократизации политических отношений.

Переходим ко второму вопросу. Профсоюзы писать нельзя, так как они уже указаны в тексте. Вспомним структуру гражданского общества, разделив его институты по потребностям, удовлетворяемым ими.

Потребности в участии в управлении жизни обществаПотребности в продолжении рода, общении, духовные и физические потребностиЖизненно важные потребности в еде, жилье, одежде – получение средств для их удовлетворения
Политические партии, лоббистские организации (комитеты, советы), экологические организации, ассоциации избирателей, органы самоуправления, ассоциации потребителейСемья, церковь, творческие союзы, научные и культурные учреждения, спортивные секцииПрофсоюзы, производственные организации

В качестве примеров можно привести любые из них.

Один из вариантов ответа выглядит таким образом:

Процесс – демократизация общественных отношений.

Институты гражданского общества:

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

Определение гражданского общества автор дает сразу в третьем предложении, там же указывая, чьи действия оно корректирует. Можно переписать данные им характеристики дословно. Ответ выглядит так:

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам; в зависимости от количества полученных голосов между партиями распределяются места в парламенте, при этом для получения мест вообще необходимо набрать определенный минимальный процент голосов – пройти так называемый избирательный барьер. Первое утверждение верно, второе тоже – оба они иллюстрируют пропорциональную систему и характерны только для нее. А вот третье неверно – голосование в несколько туров проходит и по мажоритарной системе. Четвертое также неверно – голосование проходит только по партийным спискам. Пятое тоже неправильно – это черта мажоритарной системы. Последнее верно.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Полная экономическая свобода – позиция либеральной партии, а не консервативной: первое положение не подходит. Зато второе верно: поддержка традиционных общественных ценностей – отличительная черта консервативной идеологии. Третье также подходит, семья – одна из незыблемых ценностей в идеологии консерваторов. Четвертое утверждение не имеет отношения к позициям консервативной партии, так же как и пятое, которое относится скорее к социал-демократической идеологии.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1402s Установите соответствие между типами политической культуры и присущими им признаками: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.

РИЗНАКИТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А) Высокая политическая активность граждан Б) Пассивное выполнение требований власти В) Очень низкий объем знаний о политической ситуации Г) Отсутствие интереса к политической жизни общества Д) Ответственное и компетентное отношение к выборам
АБВГД

Для подданнической политической культуры характерно слабое участие людей в функционировании политической системы: как правило, они только подчиняются требованиям власти, мало что знают о политической ситуации и не интересуются ей – эти признаки указаны под буквами Б, В, Г. Активистская политическая культура характеризуется прямо противоположной ситуацией: активным участием граждан в политической жизни, большим объемом знаний о ней, проявлением интереса.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Наличие прав и свобод, гражданское общество – черты демократического государства. То, что правительство ответственно перед главой государства, говорит о том, что У – президентская республика; если бы правительство было ответственно перед парламентом, она была бы парламентской. То, что субъекты обладают относительной самостоятельностью, свидетельствует о том, что У – федеративное государство.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO0101s Запишите слово, пропущенное в таблице (строчными буквами, например: одиночная).

Тип избирательной системыХарактеристика
Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией; для представления в парламенте партия должна преодолеть минимальный процентный барьер.
МажоритарнаяДля избрания в парламент партия должна набрать большинство голосов избирателей.
СмешаннаяКомбинирование двух предыдущих типов.

Как видим, задание связано с избирательными системами, которые обуславливают порядок определения результатов голосования. 2 из них– мажоритарная и смешанная — уже указаны в таблице. Мы помним, что всего выделяется 3 типа избирательных систем: уже названные мажоритарная и смешанная, а также — пропорциональная. Таким образом, если вы знаете, какие существуют типы избирательных систем, или же если вы помните, в чем заключается особенность пропорциональной системы, выполнить задание вам будет совсем нетрудно.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Политическое поведение

9.3. Политическое участие и его разновидности

9.3.1. Формы политического участия

В самом общем плане политическое участие определяется как индивидуальные или групповые действия с целью влияния на власть любого уровня. Современные концепции политического участия рассматривают его как сложное, многомерное явление, включающее самый широкий набор приемов, связанных с оказанием политического влияния, и изучают зависимость его форм и степеней активности от факторов психологического, социального, экономического, культурно-исторического и иного характера.

В своде мировой политологической литературы по политическому поведению последних десятилетий проблемы политической активности и участия, их форм и факторов, географических различий и т.д. занимают центральное место.

В своих исходных положениях и, более того, концептуальных выводах все вышеуказанные модели пересекаются и дополняют друг друга. На этих обстоятельствах основаны различные попытки построения интегративных моделей политического участия, которые учитывают взаимодействие факторов, являющихся базовыми для вышеназванных концепций.

Специалисты, изучающие политическое поведение, полагают, что объективные показатели участия необходимо дополнить психологическими данными, среди которых они особо выделяют восприятие индивидом своего участия, чувство вовлеченности в политику и мотивацию партици-паторной деятельности. При наложении этих субъективных аспектов участия на разные типы активности в политике получаются интересные классификации, дающие более объемное представление о политическом поведении. Исследования с использованием таких показателей обнаружили, что неактивные граждане, которые фактически отстраняются почти от любых политических действий, психологически не испытывают чувства вовлеченности или ощущение личного контроля над событиями. Напротив, активисты, участвующие во всех формах деятельности, имеют определенные навыки и психологически включены в происходящие процессы.

Распределение типов политического поведения в США и Великобритании (в % к числу опрошенных)

Виды активностиВеликобританияСША
Неактивные19,624,7
Только голосующие62,623,6
Групповые активисты8,122,5
Партийные активисты6,716,9
Активисты вообще3,012,4

Активная психологическая вовлеченность имеет разный смысл в каждой из политических культур. В западных культурах членство в партиях воспринимается индивидом без обязательного погружения в дела партии. Освоение этой роли происходит довольно просто. Человек может быть активистом, посещать партсобрания и различные манифестации, внимательно наблюдать за сообщениями СМИ или читать специальную литературу. Психологически, по своим интересам, ориентациям, по насыщенности жизни политическими контактами он мало отличается от более пассивной части населения. Его интерес к политике и знания о ней, а также социальный статус лишь незначительно выше, чем у других групп населения. Такая ситуация с партийным поведением связана с тем, что в своих активистах партии нуждаются преимущественно при регулярных избирательных кампаниях, когда идет мобилизация сторонников для поддержки партийного кандидата на выборах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *