классификация форм работы с семьей в доу

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

классификация форм работы с семьей в доу Давлятова Светлана
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Как известно, семья является первым важнейшим институтом социализации ребёнка. Поэтому важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонниками наблюдателями.

В условиях реализации ФГОС дошкольное образование перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Во ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Совместная работа ДОУ и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику работы: Единство в работе Д/С и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и поняты не только педагогам, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приёмами воспитания детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление партнёрских отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Формы общения педагога с родителями

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Все формы работы с родителями подразделяются на:

— коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;

— традиционные и нетрадиционные.

Коллективные формы. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников,

к ним, прежде всего, относятся беседы, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Наглядно-информационные формы. Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами воспитания в ДОУ.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных трудах и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.Осуществляется оно в двух направлениях:

— внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на: информационно-аналитические, познавательные и досуговые.

Познавательные формы взаимодействие с родителями. Доминирующую роль среди форм общения педагог- родитель по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений.

Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию.

Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьёй является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта индивидуальных потребностей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик или конверт для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы о том, которые не желали говорить вслух.

Педагогический консилиум. Эта форма помогает глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, её материальное положение и статус ребёнка в семье.Итогом консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи, определение мер помощи родителям в воспитании ребёнка.

-«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

-Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

-«Дни открытых дверей». Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов.

-Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ.

В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знания друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком.

Консультация «Современные формы работы с родителями в ДУ» По моему мнению, актуальными к нашему семинару станут слова В. А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.

Циклограмма работы педагога-психолога в дошкольном учреждении Циклограмма работы педагога-психолога понедельник 13.00-14.00 Оформление документации. Психологическое просвещение. 14.00-15.00 Подготовка.

Мастер-класс для педагогов на тему «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Методическая разработка «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Методическая разработка на тему: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Выполнила.

Презентация «Современные формы работы с родителями в ДУ» 2слайд «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье В. А. Сухомлинский 3слайд Статья.

Современные формы работы с родителями Современные формы работы с родителями в ДОУ. Аспекты взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ- «вечные» проблемы дошкольной педагогики.

Современные формы работы с родителями «Современные формы работы с родителями» подготовила воспитатель Морозова Н. С. Введение Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку.

Современные технологии в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения» Подготовила: Железова Е. А., музыкальный руководитель.

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.

Источник

«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей

классификация форм работы с семьей в доу татьяна козак
«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей

Слайд1

Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями

слайд 2

“сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Слайд 3

Основные направления взаимодействия ДОУ с сем ьей

Направление Формы

• Дни открытых дверей

• Сотрудничество со СМИ

• Работа почтового ящика

• Наглядная педагогическая пропаганда

• Работа “Родительского клуба”

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

• Участие родителей в проектно- познавательной деятельности детей

• Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях

Слайд 4

Также формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как: родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации.

Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.

Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.

Слайд 5

Интерактивные формы взаимодействия с сем ьей

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»— действовать.

Слайд 6

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивная форма взаимодействия предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия.

Слайд 7

Интерактивные формы взаимодействия:

например:«Клуб заботливых родителей»

Слайд 8

2. Дискуссия (диспут)является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

Слайд 9

3.Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Слайд 10

6.Семинары-практикумы для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды;.Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7. Вечера вопросов и ответов. (гостиная)-приятная беседа на интересующие родителей вопросы в непринужденной обстановке за чашечкой чая.

Это сайт детского сада, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в детском саду, каких успехов достиг педагогический коллектив.

2. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.

5. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. Издательство «Учитель» 2014г.

Источник

Классификация форм работы с родителями в ДОУ

классификация форм работы с семьей в доу

Классификация форм работы с родителями в ДОУ

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Индивидуальная работа с родителями по итогам психолого-педагогической диагностики.

Консультации специалистов через групповые информационные уголки.

Тематические групповые родительские собрания.

— «Сенсорика в домашних условиях» (1-я мл. группы)

— «Познает мир или портит вещи?» (2-я мл. группы)

— «Проблемы речевого развития современных детей» (ср. группы)

— «Возможны ли исследования и эксперименты дома?» (ст. и подг. группы).

Заседания «Группы взаимодействия по сопровождению детей в период адаптации и первый год пребывания их в детском саду».

Тематические групповые родительские собрания по развитию детской любознательности.

Общий родительский сбор «Как обеспечить требования ФГОС в части организации сотрудничества между детским садом и семьей».

По территориальному признаку оказания помощи в воспитании детей

В пределах образовательного учреждения

За пределами образовательного учреждения

— «университет педагогических знаний»

— «школы для родителей»

— читательские конференции по книгам о воспитании

дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

— библиотечки для родителей при учреждениях

В пределах образовательного учреждения:

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Индивидуальная работа с родителями по итогам психолого-педагогической диагностики.

Консультации специалистов через групповые информационные уголки.

Тематические групповые родительские собрания.

— «Сенсорика в домашних условиях» (1-я мл. группы)

— «Познает мир или портит вещи?» (2-я мл. группы)

— «Проблемы речевого развития современных детей» (ср. группы)

— «Возможны ли исследования и эксперименты дома?» (ст. и подг. группы).

Заседания «Группы взаимодействия по сопровождению детей в период адаптации и первый год пребывания их в детском саду».

Тематические групповые родительские собрания по развитию детской любознательности.

Общий родительский сбор «Как обеспечить требования ФГОС в части организации сотрудничества между детским садом и семьей».

За пределами образовательного учреждения:

Родительская школа (по отдельному плану 2 раза в месяц).

Электронные странички «Специалисты советуют» (групповые интернет-страницы).

Проблемный разговор «Позиция родителей в моей группе. Что получается, что нет, почему?».

По степени инновационности

— уголки для родителей

— школы для родителей

— университет педагогических знаний

— лекторий родительские вечера

— выступления воспитанников детских садов

— «круглый стол» с родителями

— педагогический совет с участием родителей

— открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Индивидуальная работа с родителями по итогам психолого-педагогической диагностики.

Консультации специалистов через групповые информационные уголки.

Тематические групповые родительские собрания.

— «Сенсорика в домашних условиях» (1-я мл. группы)

— «Познает мир или портит вещи?» (2-я мл. группы)

— «Проблемы речевого развития современных детей» (ср. группы)

— «Возможны ли исследования и эксперименты дома?» (ст. и подг. группы).

Заседания «Группы взаимодействия по сопровождению детей в период адаптации и первый год пребывания их в детском саду».

Тематические групповые родительские собрания по развитию детской любознательности.

Общий родительский сбор «Как обеспечить требования ФГОС в части организации сотрудничества между детским садом и семьей».

Родительская школа (по отдельному плану 2 раза в месяц).

Открытые занятия для родителей воспитанников «Нужна ли помощь моему ребенку»

П едагогический совет с участием родителей «Современный взгляд на содействие и сотрудничество детского сада и семьи». Проблемный разговор «Позиция родителей в моей группе. Что получается, что нет, почему?».

Детско-взрослый творческий проект «Осенний подиум».

По способу передачи информации

— уголки для родителей

— родительские собрания и др.

Практические и коррекционные

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Индивидуальная работа с родителями по итогам психолого-педагогической диагностики.

Консультации специалистов через групповые информационные уголки.

Тематические групповые родительские собрания.

— «Сенсорика в домашних условиях» (1-я мл. группы)

— «Познает мир или портит вещи?» (2-я мл. группы)

— «Проблемы речевого развития современных детей» (ср. группы)

— «Возможны ли исследования и эксперименты дома?» (ст. и подг. группы).

Заседания «Группы взаимодействия по сопровождению детей в период адаптации и первый год пребывания их в детском саду».

Тематические групповые родительские собрания по развитию детской любознательности.

Общий родительский сбор «Как обеспечить требования ФГОС в части организации сотрудничества между детским садом и семьей».

Практические и коррекционные:

Детско-взрослый творческий проект «Осенний подиум».

Проблемный разговор «Позиция родителей в моей группе. Что получается, что нет, почему?»

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания.

В связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Источник

Современные формы работы с родителями

классификация форм работы с семьей в доу Надежда Морозова
Современные формы работы с родителями

«Современные формы работы с родителями»

подготовила воспитатель Морозова Н. С.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей,являются следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Все формы с родителями подразделяются на

• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.Осуществляется оно в двух направлениях:

• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование Цель использования Формы проведения общения

Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности • Проведение социологических срезов, опросов

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психоло- гическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди телей практических навыков воспитания детей • Семинары-практикумы

• Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

• Устные педагогические журналы

• Игры с педагогическим содержанием

• Педагогическая библиотека для родителей

• Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые Установление эмоцио нального контакта между педагогами, родителями, детьми • Совместные досуги, праздники

• Выставки работ родителей и детей

• Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-информационные: информационно-ознакоми- тельные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей • Информационные проспекты для родителей

• Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

• Дни (недели) открытых дверей

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

II. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е. П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Групповые собрания родителей

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

• Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

• Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т. д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

• Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

• Подготовка конкурсов, выставок.

• Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

• Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).

• Подготовка плакатов по теме собрания и т. д.

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.)

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

III. Досуговые формы взаимодействия с родителями

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений традиционных совместных праздников и досугов т. д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать.

IV. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• благодарность добровольным помощникам и т. д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки–передвижки. Формируютсяпо тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.

V. Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

VI. Письменные формы взаимодействия с родителями

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в ДОУ.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В практике же зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

Это происходит по нескольким причинам:

• не желание что-то менять;

• устойчивые штампы в работе;

• большая затрата времени на подготовку и т. д.

• не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;

• при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

• довольно часто особенно молодые педагоги используют лишь коллективные формы работы с семьей;

• недостаточное знание специфики семейного воспитания;

• неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

• неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;

• у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Изложенный выше практический материал необходим, чтобы две системы (ДОУ и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Консультация «Современные формы работы с родителями в ДУ» По моему мнению, актуальными к нашему семинару станут слова В. А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.

Опыт работы «Современные формы работы с семьей» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Методическая разработка «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Методическая разработка на тему: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Выполнила.

классификация форм работы с семьей в доуОпыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.

Презентация «Современные формы работы с родителями в ДУ» 2слайд «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье В. А. Сухомлинский 3слайд Статья.

Современные формы работы с родителями Современные формы работы с родителями в ДОУ. Аспекты взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ- «вечные» проблемы дошкольной педагогики.

Современные интерактивные формы работы с родителями воспитанников В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного.

классификация форм работы с семьей в доуСовременные методы и приёмы работы с родителями Содержание работы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *