классификация форм воспитательной работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя с учащимися.
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Виды и формы воспитательной работы.
Активные формы организации деятельности
Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию.
Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон,
Содействует социализации учеников, включает
Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.
Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.
Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.
Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
Взаимнообогащающий досуг школьников.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.
Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.
«Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе»
Роль классного руководителя в воспитательном процессе школы
«Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе»
предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов.
ü расширить представление о современных формах и методах воспитательной работы классного руководителя;
ü показать организацию классного часа для обучающихся начальных классов;
ü поделиться опытом своей работы в этом направлении.
Профессионализм педагога, классного руководителя (организатора) заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
“Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (развивающей, воспитывающей…), а для детей она является их естественной жизнью.
Основными формами и методами работы
классного руководителя являются :
проведение анализа результатов успеваемости;
организация собраний, классных часов;
проведение различных соревнований;
участие в обсуждении классных и общешкольных дел/мероприятий;
организация культурных, познавательных, развивающих мероприятий
Мы сегодня остановимся именно на классных часах. Но прежде чем перейти именно к классным часам, давайте с вами вспомним основные понятия, которые нам сегодня с вами понадобятся.
Метод обучения – это способ взаимосвязи преподавателя с обучающимися для достижения целей обучения, развития и воспитания.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Классификация активных методов обучения и воспитания
Мы сегодня с вами рассматриваем активные формы воспитательной работы:
Проблемный классный час — начинается с вопросов, с проблемы, которую необходимо решить. Обучающиеся выполняют поисковую и исследовательскую деятельность.
Классный час – визуализация — учит обучающегося преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
Классный час с заранее запланированными ошибками , к оторые должны обнаружить
Список ошибок обучающиеся узнают в конце
Подбираются распространенные ошибки, которые делают как обучающиеся, так и учителя
Обучающиеся во время урока должны обнаружить ошибки и занести на лист
В конце классного часа проводится
Классный час – дискуссия — целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной
проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе
Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока
Биографическая : ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
Интеракционная : обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Мозговой штурм (мозговая атака)- свободная форма дискуссии, позволяет быстро включить в работу всех обучающихся
Используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Это способ поощрения активности обучающихся и быстрого генерирования идей
Правила проведения мозгового штурма:
Запрещена критика выдвинутых идей
Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
Активное взаимодействие всех участников
Применение системы оценки, стимулирование
Классный час – пресс-конференция
Учитель объявляет тему классного часа
Просит обучающихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.
Обучающиеся формулируют вопросы в течение 5 минут
Далее учитель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы
В процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы.
В конце учитель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся
Тема моего классного часа » О дружбе и друзьях».
При построении этого классного часа я использовала такую форму, классный час- дискуссия (целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе ). В данном случае дискуссия тематическая (обсуждаемые вопросы связаны с темой урока) Для определения темы классного часа, обучающимися используется прием «радуга»(но в данном случае она без цветная). Я предлагаю побыть им волшебниками. Каждый ребенок в душе мечтает о волшебстве, причем сделать это волшебство самому.
( Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство)
Собирая воедино первые буквы слов получается тема? (о дружбе)
Самое серьезное и очень важное понятие которое встречается в нач.школе при формировании коллектива. Целеполагание позволяет учащимся определить, что эта тема скрывает, и что они должны определить для себя. Используемая в ходе классного часа форма «мозговой штурм» позволяет быстро включить в работу всех обучающихся, но при этом они помнят, что должны чётко соблюдать правила «мозгового штурма»:
ü Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
ü Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
ü В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
ü Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
ü Активное взаимодействие всех участников
ü Применение системы оценки, стимулирование
— Произнесите слово, которое у нас получилось? (дружба)
— Что вы представляете? Что вам вспоминается?
По ходу работы используется форма «разбор конкретной ситуации» (беседа о друге)
— Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
— Кто из взрослых может быть друзьями?
— Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.
— Для чего нужна дружба с ровесниками? у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
— Есть ли у вас друзья-животные?
— Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
— Что самое хорошее в дружбе с животным?
Вывод: преданность, верность животных. Забо та о них согревает сердце.
В течении всей беседы дети опираются на свой жизненный опыт.
На занятии используются методы группового решения творческих задач.
Этот метод даёт обучающимся больше возможностей для участия и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно или по желанию обучающихся
или учитель заранее делит на группы.
Были созданы группы из 6 человек, а далее каждая группа предлагает свой вариант решения и начинается дискуссия, в ходе которой группы должны доказать истинность своего варианта решения. В течении этой работы они должны выяснить какими качествами должен обладать настоящий друг и найти те качества, которые другу вообще не подходят.
Использую еще один метод группового решения творческих задач, который заключается в том, что помогает выбрать из предлагаемых вариантов лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта. Работа с элементами устного народного творчества. Разбирают каждую пословицу и выясняют подходит ли она к теме.
Также используя методы группового решения творческих задач, в ходе занятия дети вырабатывают свои правила дружбы.
На занятии используется метод работы с заранее запланированными ошибками. Обучающиеся должны обнаружить эти ошибки. В основе лежат проблемные (жизненные) ситуации, в которых подбираются распространенные ошибки при формировании понятия «друг», «дружба», «поведение друга».
В конце занятия проводится рефлексия, она может проходить в форме дискуссии, где ребята обмениваются своими мнениями, ощущениями, впечатлениями.
Критерии эффективности представленных методов и форм:
· Личностная значимость и заинтересованность обучающегося
А закончить своё выступление хотелось такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя – увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.
«Настоящий учитель, это не тот, кто знает больше всех, а тот, кто вдохновляет других на хорошие поступки!»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формы и методы воспитательной работы в школе
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания.
Воспитание—непрерывный процесс, пока живет человек, и. вечный, пока существует человечество.
Видовое разнообразие творческих объединений дополнительного образования детей велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и их профильная направленность. Связано это, прежде всего, с тем, что творческие объединения предназначены выполнять более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка.
Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени.
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация
Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Классификация методов воспитания
Методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы.
Методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании
Внушение повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ.
Поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование.
Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.
Виды воспитательной деятельности — все виды воспитательной (внеурочной) деятельности тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т. д.
Общественная деятельность предполагает участие детей в органах самоуправления, различных детских и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, работа органов самоуправления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать учащимся, однако педагог не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учащихся могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы не очень ясно само.
Понятие формы воспитательной работы — воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.
У формы одно ключевое назначение:
она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей.
Типы форм воспитательной работы
1. Формы воспитательной работы типа «представление»
В типе «представление» выделяются три группы форм:
— представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление);
— представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).
Краткая характеристика форм
1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:
— ведущий линейки (находится в центре внимания);
— выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.
2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются: устный журнал (газета), выступление агитбригады, демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители.
6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
8. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
10. Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.
2. Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние»
Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:
— развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
— совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
Краткая характеристика форм
1. Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
2. Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
3. Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».
4. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
5. Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение
правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
3.Формы воспитательной работы типа «путешествие»
В типе «путешествия» три группы форм:
Краткая характеристика форм
1. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно : эта форма может использоваться:
— для информирования учащихся;
— служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
— предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
— способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
— подготовку участников к восприятию игры-путешествия;
— движение команд по маршруту;
— участие команд в организуемой на площадках деятельности;
2. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.
Наиболее часто организуются учебные и краеведческие экскурсии.
Экскурсия может быть и шутливо-ироничной («Закоулочная экскурсия»).
Поход как форма воспитательной работы, обладает рядом педагогических потенциалов:
— использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива;
— совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе;
— при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников;
— формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства, охваченного движением группы.
Поход, как форма воспитательной работы, может быть «заочным» и иметь также большой педагогический потенциал.
5. Парад (карнавальное шествие)- красочное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т. п.
Современные воспитательные технологии
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу).
Обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.
Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.