классификация государств по формам государственного устройства

Классификация государств по формам государственного устройства

Формы государственного территориального устройства

классификация государств по формам государственного устройства

Понятие формы государств

Формы государственного устройства

М. Монтень

Унитарное государство

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

классификация государств по формам государственного устройства

Конфедерация

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Источник

Форма территориального устройства государства

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Формы государственного устройства. Классификация государств по форме государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

С точки зрения собственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Федеративное государство: признаки и виды.

К признакам федеративного государства относятся:

1. Наличие двойного гражданства (хотя такая ситуация наблюдается не во всех федерациях).

3. Двойная система законодательства: федеративная и субъектов Федерации.

4. Двойная система налогов и сборов.

5.Наличие у субъектов федерации определенной политической самостоятельности, исключительных полномочий и предметов ведения, в которые не вмешивается федеральная власть.

В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односторонний выход субъекта из состава федерации. Парламенты федеративных государств, как правило, двухпалатные, причем верхняя палата состоит из представителей субъектов.

В науке имеются различные классификации федеративных государств:

Договорные возникают в результате объединения прежде независимых государств (США, Швейцария). Конституционные создаются сверху, путем издания официального акта верховной власти, чаще всего конституции (ФРГ).

Крупнейшей по числу субъектов федерацией является Российская Федерация, включающая 89 субъектов. В Российскую Федерацию входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

От федеративных государств следует отличать конфедерации, т.е. объединения государств для достижения определенной цели.

В отличие от федерации, являющейся государством, конфедерация не государство, а союз государств. Примерами конфедераций можно считать США и Швейцарию в первые десятилетия существования. Наименование «конфедерация» до сих пор сохранилось в названиях некоторых стран (Канада, Швейцария), однако это лишь дань исторической традиции, фактически данные страны являются федерациями.

Унитарное Г-во: признаки и видыУнитарное Г хар-ся след-ми признаками:

1. Административно-территориальные единицы не имеют политич-й самост-ти; 2. Единое гражд-во; 3. Единая структура госаппарата; 4. Единая система законод-ва; 5. Единая система налогов и сборов.

Парламенты унитарных Г-в, как правило, однопалатные. Унитарный хар-р г-ва не исключает наличия автономных образ-й. Некоторые Г-ва, например, Италия, Испания, целиком состоят из автономных образований. В зави-сти от наличия автономий различают простые и сложныеУГ.ПростыеУГ состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия). Сложные УГ имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

В некот-х УГ в силу их небольшой терр-и админ-но-терр-ное деление отсут-т вообще (Бахрейн, Мальта).

По степени централизации УГ делятся на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.

В децентрализованныхУГ во всех звеньях администр-но-терр-ного деления имеются т-ко избираемые органы и нет назначаемыхсверху чиновников общей компетенции (Великобр, Япония).

В относит-но децентрализ-ных Г-вах самоуправляются не все, а часть терр-ных единиц.

В централизованныхУГ сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управл-я (страны с военными режимами Заир).

28. Политический режим: понятие и виды.

Государственный режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти.

Понятие «ПР» вкл-т в себя след-е признаки:

1. степень участия народа в мех-мах формир-я полит-кой власти, а также сами способы такого формир-я;2. соотнош-е прав и свобод чел-ка и гражд-на с правами Г-ва;3. гарантир-ность прав и свобод личности;4. хар-ка реальных мех-мов осущ-ния власти в общ-ве;5. степень реал-ции политвласти непосредственно народом;6. положение СМИ, степень гласности с общ-ве и прозрачности госаппарата;7. место и роль негос-ных стр-р в политсистеме общ-ва;8. соотнош-е м/у законодат-ной и исполн-ной ветвями власти;9. хар-р правового регулир-я (стимулирующий, ограничивающий) в отнош-и граждан и должн-х лиц;10. тип политич-го поведения;11. хар-р политич-го лидерства;12.учет интересов меньш-ва при принятии политрешений;13. доминир-е определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осущ-нии политвласти;14. степень верхов-ва закона во всех сферах общ-ной жизни;15. принципы взаимоотнош-я общ-ва и власти;16.полит-е и юрид-е положение и роль в общ-е силовых стр-р гос-ва (армия, полиция, органы госбезоп-ти);17. мера политич-го плюрализма, в том числе многопартийности;18. сущ-вание реальных мех-мов привлечения к полит-кой и юрид-й ответст-ти должн-х лиц, включая самых высших.

Демократический режим и его признаки.

К важнейшим признакам демократического гocударственного режима относятся следующие:

1. Подотчетность и подконтрольность органов власти народу.

2. Правление большинства с учетом интересов

меньшинства. 3. Свобода слова и критики, наличие легальной оппозиции.

4. В государственной деятельности доминирует убеждение, а не принуждение.

5. Идеологический плюрализм, т.е. никакая идеология, в т.ч. религиозная, не м.б. признана в кач-ве обязат-ной или гос-ной.

6. Политический плюрализм. Он означает, что любой дееспособный гражданин может быть организатором или участником любой политической партии, деятельность кoтopoй не противоречит Конституции, либо может являтьсябеспартийным. Политический плюрализм предполагает наличие в государстве многопаpтийной системы.

7. Выборность и сменяемость органов государственной власти, гласность их деятельности.

8. Провозглашение, реализация, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

9. Провозглашение и функционирование принципа разделения властей.

Вопрос о видах недемократических является дискуссионным в отечественной науке. Ряд авторов называют их антидемократическими, однако с этим вряд ли можно согласиться, поскольку не всякий режим, где отсутствуют развитые демократические институты по своей направленности будет антидемократическим. Неверным представляется также сведение недемократических режимов к тоталитарным и авторитарным, так как тоталитарный режим появляется лишь в ХХ в. Некоторые авторы предлагают выделять также так называемые переходные режимы с демократической или авторитарной направленностью.

Различные недемократические режимы обладают целым рядом общих признаков. К ним можно отнести доминирование в методах осуществления гocударственной власти принуждения, а не убеждения, нарушение со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, отсутствие свободы слова,. преследование инакомыслия.

К недемократическим режимам следует отнести деспотический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвычайный, либеральный.

Деспотический режим был в первую очередь характерен для стран Древнего Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Отсюда вытекает вера в непогрешимость лидера, беспрекословное подчинение ему.

Тиранический режим отличается от деспотического нелегитимным характером власти. Словом «тиран» в Древней Греции называли узурпаторов власти. При тираническом режиме существует широкая оппозиция власти узурпатора, которая жестоко подавляется.

Тоталитарный режим возникает в XX в, как реакция некоторых государств на необходимость быстрого экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идеологии (например, фашистской), наличие харизматического лидера, развитая карательная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительно, го труда, сращивание государственных и партийных органов. В литературе данный вид политического режима иногда подразделяется на жесткий и мягкий. Если при мягком тоталитаризме частная собственность в целом сохраняется, то при жестком — уничтожается, обобществляется.

Военный режим нередко встречается в странах Латинской Америки, в конституциях которых часто провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. Некоторые западные политологи считают военный режим наиболее эффективным для некоторых стран, где слабы демократические традиции. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов (военной хунте). Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются некоторые политические права и свободы (свобода печати, шествий и митингов и др.). Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после стабилизации ситуации обычно назначают новые выборы.

Чрезвычайный режим (чрезвычайное положение) устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Как правило, чрезвычайный режим вводится главой государства с согласия или с обязательным уведомлением парламента. I При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, при-! чем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима (например, при эпидемии ограничивается свобода передвижения, при массовых беспорядках — свобода шествий и митингов и т.д.).

Либеральный режим считается переходным от недемократических к демократическим. При данном режиме демократические права и свободы провозглашаются, но реально не осуществляются в силу слабости демократических традиций, культурной и экономической отсталости населения.

Источник

Форма государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Содержание

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права [2] [3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

классификация государств по формам государственного устройства

классификация государств по формам государственного устройства

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Регионалистское государство

Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

Виды федераций

классификация государств по формам государственного устройства

классификация государств по формам государственного устройства

По способу образования субъектов федерации выделяют:

По способу образования самой федерации выделяют:

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *