классификация и учет чрезвычайных ситуаций
Классификация и учет чрезвычайных ситуаций
3.1. Укрупненная классификация чрезвычайных ситуаций
При анализе и прогнозировании экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и оценке влияния фактора ЧС на показатели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации рекомендуется использовать следующую укрупненную классификацию чрезвычайных ситуаций.
1.1. Транспортные аварии и катастрофы:
аварии поездов, аварии речных и морских судов, авиакатастрофы, аварии транспорта на автодорогах, на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях, аварии на магистральных трубопроводах.
пожары в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, на транспорте, в шахтах, подземных и горных выработках, в зданиях и сооружениях, на химически и радиационно опасных объектах.
взрывы в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, на транспорте, в шахтах, подземных и горных выработках, в зданиях и сооружениях, на химически и радиационно опасных объектах; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ и боеприпасов.
1.4. Аварии с выбросом опасных веществ:
аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (АХОВ);
аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ);
аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).
1.5. Обрушение зданий, сооружений:
обрушение элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
1.6. Аварии на электроэнергетических системах:
аварии на электростанциях, системах, сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей.
1.7. Аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях.
1.8. Гидродинамические аварии:
прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек и др.
1.9. Прочие техногенные ЧС.
2.1. Геофизические опасные явления:
землетрясения, извержения вулканов.
2.2. Геологические опасные явления:
оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, просадки и др.
2.3. Метеорологические опасные явления:
бури, ураганы, смерчи, шквалы, град, сильные дождь, снегопад, гололед, мороз, метель, жара, туман и др.
2.4. Гидрологические опасные явления.
2.5. Природные пожары.
2.6. Прочие природные ЧС.
3.0. Биолого-социальные ЧС.
3.1. Инфекционные заболевания людей и животных.
3.2. Поражение растений болезнями и вредителями.
Приложение 2. Классификация чрезвычайных ситуаций
Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации делятся по следующим основным характеристикам:
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принято следующее деление ЧС по масштабу:
Таблица 2. Масштабы ЧС
При разливах нефти и нефтепродуктов:
Разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта.
Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
При разливах нефти и нефтепродуктов:
Разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящей за пределы территории объекта.
Зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей.
Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.
При разливе нефти и нефтепродуктов:
Разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования.
Зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.
При разливе нефти и нефтепродуктов:
Разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации.
Количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
При разливах нефти и нефтепродуктов:
Разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающих с территории сопредельных государств (трансграничного значения).
Классификация природных и техногенных ЧС по месту возникновения и характеру воздействия их источника
Классификатор имеет трехуровневую структуру. Первые два уровня имеют следующий вид:
1. Природные чрезвычайные ситуации
1.1. Опасные геологические явления и процессы
1.2. Опасные гидрологические явления и процессы
1.3. Опасные метеорологические явления и процессы
1.4. Природные пожары
2. Техногенные чрезвычайные ситуации
2.1. Промышленные аварии
2.2. Пожары и взрывы
2.3. Транспортная авария
2.4. Несанкционированное размещение отходов производства и потребления в окружающей природной среде
3. Прочие чрезвычайные ситуации.
Полный вид классификатора приведен в следующей таблице:
Таблица 3. Классификация природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и характеру воздействия источника ЧС
Классификация и учет чрезвычайных ситуаций
Обзор документа
Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. № 429 “Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера”
1. Установить критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (приложение к приказу).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
1 Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 13, ст. 1545; 2017, № 39, ст. 5704.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2021 г.
Приложение
к приказу МЧС России
от 05.07.2021 N 429
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1 Пункт 9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.08.2008, регистрационный N 12118) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 N 18н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2012, регистрационный N 23414).
2 Абзац третий пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.02.2015, регистрационный N 36209), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2016 N 217 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.08.2016, регистрационный N 43349), от 01.06.2018 N 218 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.06.2018, регистрационный N 51426).
3 Пункт 19 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2020 N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.05.2020, регистрационный N 58458).
4 Пункт 1.2.1.1. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2918).
5 Пункт 20 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2020 N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.05.2020, регистрационный N 58458).
6 Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2013, № 9, ст. 874).
7 Приложение N 2 к Порядку установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2011 N 795 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.03.2012, регистрационный N 23433), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.07.2016 N 376 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.08.2016, регистрационный N 43055).
8 Статья 44 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2018, N 32, ст. 5135).
9 СанПиН 2.6.1.2523-09 (вместе с «НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы»), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14.08.2009, регистрационный N 14534).
10 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами» (вместе с «НП-079-18. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.06.2018 N 278 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.09.2018, регистрационный N 52051).
11 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций» (вместе с «НП-005-16. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.02.2016 N 68 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.03.2016, регистрационный N 41573), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.10.2016 N 415 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.11.2016, регистрационный N 44240).
12 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках» (вместе с «НП-106-19. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации в случаях радиационно опасных ситуаций на исследовательских ядерных установках»), утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2019 N 351 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.11.2019, регистрационный N 56651).
13 Абзац второй статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2012, N 53, ст. 7616).
14 Абзац пятнадцатый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 10, ст. 1408).
15 Абзац четырнадцатый статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 10, ст. 1408).
Обзор документа
МЧС определило критерии отнесения событий к техногенным и природным чрезвычайным ситуациям.
Прописаны критерии в отношении различных аварий и опасных природных явлений. Например, авария на объекте водо-, газо- или электроснабжения относится к ЧС, если нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки и более. Сильный ливень (количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее) считается ЧС, если, к примеру, имеются погибшие или пострадавшие, либо разрушены здания.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
С изменениями и дополнениями от:
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.
К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.
К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.
По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.
К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиационных веществ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.
К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.
К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.
По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.
По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).
Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.
Основные причины возникновения ЧС:
внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
Характер развития ЧС.
Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.
Источники чрезвычайных ситуаций
Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.
По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.
Природные источники чрезвычайных ситуаций
Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.
Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.
Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.
Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.
Антропогенные источники чрезвычайных ситуаций
Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.
К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.
Смешанные источники чрезвычайных ситуаций
Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.