классификация конституций по форме закрепления

Классификация конституций

классификация конституций по форме закрепления классификация конституций по форме закрепления классификация конституций по форме закрепления классификация конституций по форме закрепления

классификация конституций по форме закрепления

классификация конституций по форме закрепления

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По способу изменения, внесения поправок и дополненийгибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).

Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).

Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

Функции конституции

Функции Конституции:

Например Конституции КНР, Кубы, Вьетнама закрепляют социалистический путь развития данных стран.

Пример. Первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.

Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

а) становится основой правопорядка в обществе;

б) непосредственно порождает права и обязанности;

в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-пр

Конституционное развитие Республики Беларусь.

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

классификация конституций по форме закрепления

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Концепция государственности – составная часть национальной государственной идеологии.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства. Отсюда можно сказать, что в том или ином государствообразующем обществе может сложиться как ничтожное, так и высокое мнение о необходимости и ценности государства и государственных структур. Все это зависит от деятельности государства, его институтов, а также от того, на какие ценности государство опирается в процессе организации отправления своих функций. Поэтому в историческом плане были высказаны мнения относительно ненужности государства, вредности его деятельности, но и во многих странах складывалось и складывается вполне достойное отношение к деятельности государства, а поэтому в этих странах думают о совершенствовании государственных структур. В рамках государственности живут в основном культурные люди. Культурный человек не мыслим без государства. Поэтому культурные, цивилизованные люди должны всегда думать о совершенствовании государства и его институтов, о приближении деятельности государства к своим интересам.

Источник

Классификация конституций

В основе деятельности государства лежит нормативно-правовой документ, под названием Конституция. Существует определенная классификация конституций, предполагающая их принадлежность к определенным группам в зависимости от их свойств, форм, содержания, времени принятия, способа изменения.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Материальный и формальный смысл конституции

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона. С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности.

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Писаная и неписаная конституция

Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.

Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.

Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.

Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.

Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.

В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.

Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме

Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.

Дарованные конституции подразделяются на:

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

Конституции программные и констатирующие

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Источник

Классификация конституций

По форме закрепления конституционных норм конституции можно разделить на писанные, неписанные и смешанные. Писанными конституциями являются основные законы, имеющие конкретную юридическую форму. Они, в свою очередь, делятся на кодифицированные и не кодифицированные. Кодифицированными конституциями являются единые нормативно-правовые акты, имеющие четкую структуру. К кодифицированным писанным конституциям относятся основные законы ФРГ, Италии, Российской Федерации. Не кодифицированные конституции состоят из нескольких нормативных актов. Например, Конституция Израиля, состоящая из свода отдельных законов. Начиная с 1958 года в Израиле было принято четырнадцать таких актов, одиннадцать из которых действуют и в настоящее время. Среди них закон о Кнессете (1958), о правительстве (2001), об армии (1976), о столице Израиля Иерусалиме (1980), о свободе и достоинстве человека (1992) и др.[99]

Смешанной конституцией является совокупность нормативно-правовых актов и конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные отношения в государстве. Смешанные конституции существуют в Великобритании, Новой Зеландии.

Под неписанной конституцией принято понимать определенный набор конституционных обычаев, регулирующих наиболее важные общественные отношения в государстве и обществе. Авторами теории неписанной конституции являются британские государствоведы, которые ввели этот термин, чтобы оправдать отсутствие у них единой кодифицированной конституции[100]. Они и в настоящее время считают свою конституцию неписанной[101].

В российской правовой науке к неписанным конституциям относят только совокупность неписанных конституционных источников. Также к неписанным конституциям некоторые правоведы относят Конституцию Израиля. Но данный вопрос является спорным, так как в Израиле конституционные обычаи не признаны источниками конституционного права. Как было сказано Конституция Израиля относится к не кодифицированным писанным.

По сроку действия конституции делятся на постоянные и временные. Обычной политической практикой является принятие постоянных конституций, срок действия которых не ограничен. Более того, исходя из конституционных норм основные законы могут приниматься навечно. Например, Политическая Конституция Мексики 1917 г. провозглашает, что она является вечной и не теряет своей силы, даже если не соблюдалась вследствие восстания. Временные конституции ограничивают свой срок действия определенным периодом или наступлением некоторого события в государственной жизни страны[102].

По способу внесения поправок конституции делятся на гибкие и жёсткие. К жестким относятся писанные конституции, в которых предусматривается усложнённая процедура внесения в них поправок. Поправки принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента. Также может быть предусмотрена ратификация поправок в субъектах федерации. Так, ст. V Конституции США предусматривает ратификацию поправок к Конституции тремя четвертыми штатов. Поправки к гибким конституциям принимаются как обычные законы. Обычно такие конституции бывают смешанными или неписанными. Например, Конституция Великобритании.

В зависимости от времени появления конституции можно разделить на старые, новые, новейшие и сверхновейшие[103]. К старым относятся конституции, принятые в конце ХVIII-начале ХХ вв. Конституция США 1787 г. положила начало официальному признанию доктрины конституционализма (неофициально она начала разрабатываться в сочинениях мыслителей ХVII-ХVIII в.в.) и реальному осуществлению этой доктрины. Вскоре после принятия Конституции США в 1791 г. были приняты конституции Франции и Польши, но ни та, ни другая не действовали. Тем не менее уже в первой половине ХIХ в. конституционное правотворчество охватило почти всю Европу[104]. Но при этом рамки конституционного процесса в рассматриваемый период были довольно ограниченными, и переход к конституционной государственности был осуществлен преимущественно в странах Европы и Америки. Только к концу периода появляются первые конституции в Латинской Америке (например, Конституция Венесуэлы 1811 г.), в странах Азии (Япония – 1889 г., Китай – 1912 г., Иран – 1906 г.).

В основе моделей этих основных законов лежит либеральная концепция конституции как законодательного акта, призванного максимально ограничить вмешательство государства в жизнь гражданского общества и отдельного индивида[105]. Эти конституции являлись юридическим оформлением перехода стран, в которых они были приняты, к индустриально-рыночному обществу. В старых конституциях были закреплены система организации органов государственной власти на основе разделения властей, личные и экономические права и свободы человека.

Совершенствуется правовая техника написания конституций. Усиливается процесс унификации, заимствования зарубежного теоретического материала и практического опыта. Старые конституции были достаточно краткими, в них устанавливались лишь системы органов государственной власти и территориально-политического устройства государства. Объём новых конституций увеличился, так как за счет регламентации финансовых отношений, правового статуса личности расширился предмет правового регулирования конституционного права. Наиболее выдающимся образцом конституционного творчества стала Веймарская конституция, разработанная профессором Гуго Пройсом и принятая в Германии в 1919 г.[106]

После второй мировой войны появляются новейшие конституции. Время их появления можно разделить на два периода. К первому периоду относятся Конституция Франции 1946 г., Конституция Японии 1947 г., Основной закон ФРГ 1949 г., конституции стран, выбравших социалистический путь развития. К их особенностям относится закрепление антивоенного характера (запрет на участие в войнах, вооруженных конфликтах), социалистической или рыночной экономики, широкого объём социальных прав (право на труд, право рабочих на управление производством).

К новейшим конституциям второго периода относятся основные законы стран, освободившихся от колониальной зависимости. Конституции этих государств разрабатывались при прямом участии органов власти бывших метрополий. Активное участие в подготовке проектов приняли представители различных международных организаций. Многие конституции освободившихся стран оказались недолговечными в силу политической нестабильности в освободившихся странах. Уже к середине 1960-х гг. они были отменены или существенно изменены, в частности, ликвидированы институты, являвшиеся результатом компромисса с метрополией, произошел отказ от реципированных конституционных моделей бывших метрополий или осуществлено их кардинальное изменение.

Одним из критериев классификации конституций является соответствие, содержащихся в них положений реалиям политической и национально-экономической практики. Исходя из этого критерия конституции можно разделить на реальные (нефиктивные) и фиктивные. Например, в нацистской Германии формально действовала достаточно демократическая Веймарская Конституция, но в реальной жизни её положения не действовали. Конституция Франции 1958 г., отразившая авторитарные тенденции, носит реальный характер, за исключением отдельных её положений. Необходимо иметь в виду, что стопроцентно фиктивных или стопроцентно реальных конституций, как правило, не бывает. Обычно в целом фиктивная конституция может содержать отдельные реальные положения, а реальный основной закон – отдельные фиктивные положения[108].

С конца 1980-х гг. до 1998 г. было принято более ста новых конституций, которые отразили, по мнению В.Е. Чиркина, не только изменение ситуации в мире, но и конституционные приоритеты, ориентацию на социальные ценности. Эти конституции отражают также возрастающее значение общечеловеческих ценностей, разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учёте собственного опыта. Особенно отчётливо это проявилось на примере конституций постсоциалистических государств[109].

Источник

2.4. Классификация конституций

Во всем мире в настоящее время насчитывается более 200 действующих конституций (с учетом исторического опыта конституционализма их существенно больше).

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т. е. установить закономерно существующие между ними общие признаки, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Классификация конституций, как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только тем, что в них учтены национальные и исторические особенности данного государства, но и разнообразием способов их разработки и принятия.

1. Действующие сегодня конституции можно разделить на конституции «старого» и «нового» поколений. К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII–XIX в. В эту группу включены и некоторые конституции, принятые в XX в. до Второй мировой войны. Конституции старого поколения разрабатывались и принимались в условиях, которые коренным образом отличаются от нынешних. Так, Конституция США, имеющая солидный возраст (ей более 200 лет), разрабатывалась в условиях, когда отдельные бывшие британские колонии, добившиеся независимости, объединялись в единое государство. К этому времени не было еще опыта разработки и принятия таких актов, как конституция. Поэтому первоначально статью о правах человека и гражданина вообще «забыли». Правда, впоследствии о ней вспомнили и внесли в Конституцию под названием «Билль о правах».

Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны. Это конституции многих стран Европы, Азии, Африки и Америки. К ним относятся конституции стран, получивших независимость в результате распада колониальных империй, а также Советского Союза, Югославии, Чехословакии и др. Конституции этих стран принимались в условиях, когда международная обстановка способствовала демократизации общественной жизни. Из совокупности принятых конституций сложилась определенная модель конституции, в которой имеются общие положения, разделы о правах и свободах человека и гражданина, об институтах государственной власти, о территориальном устройстве, местном самоуправлении.

Причем во всех конституциях глава о правах и свободах человека и гражданина расположена, как правило, на первом месте.

2. Действующие конституции в науке конституционного права делятся на писаные и неписаные. Эта классификация появилась в науке в XIX в., когда большая часть стран не имела основных законов. К концу XX в. преобладающая масса конституций – писаные акты. Исключение составляют конституции Великобритании и Новой Зеландии. Так, в Великобритании конституции в традиционном понимании (как единого законодательного акта) вообще не существует. В стране действует конституция, составленная из норм статутного права, наиболее важные из которых содержатся, например, в таких актах, как «Хабеас корпус акт» 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о местном самоуправлении 1972 г., Акт о гражданстве 1981 г., Акт о народном представительстве 1983 г.

Классификация конституций на писаные и неписаные сегодня в значительной мере утратила смысл. Хотелось бы подчеркнуть, что в названных странах в последние десятилетия хотя и приняты парламентские акты, которые можно с полным основанием включить в число писаных источников конституционного права, но формально это не конституции.

3. Конституции можно классифицировать по времени их действия. Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, другие принимаются на определенное время. Таким образом, есть конституции постоянные и временные. Большинство конституций мира – постоянные, что, впрочем, не означает их неизменности или вечности. В истории ряда стран мира было принято около 20 и более постоянных конституций (например, во Франции – 16). Такое множество конституций объясняется не столько существенными изменениями в жизни страны, сколько политической борьбой, приводившей к чередованию политических режимов и форм правления.

История конституционного развития знает немало конституционных актов, которые принимались на определенный промежуток времени, на переходный период. Такие конституции называются временными.

4. По форме правления конституции бывают монархическими (например, Конституция Королевства Нидерланды 1984 г.) и республиканскими (например, Конституция Португальской Республики 1976 г.).

5. По политическому режиму конституции делятся на демократические и тоталитарные.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные – ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские (запрет на деятельность политических партий и т. п.). Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной, а единственную партию – в качестве руководящей и направляющей силы общества. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы прикрываются демократическими конституциями, которые таким образом теряют реальный характер.

6. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные (например, Конституция Российской Федерации 1993 г.) и унитарные (например, Конституция Греции 1975 г.). В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, провинций, республик и т. п.). Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации в контексте принципов, установленных федеральным законодательством.

7. По порядку изменения конституции бывают гибкие и жесткие. Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Если изменения вносятся более усложненным способом, то это жесткие конституции.

Приведенный перечень оснований классификации конституций не является исчерпывающим. В зависимости от решаемых исследователем задач выделяются и другие виды конституций.

Классификация конституций позволяет рассмотреть данный правовой феномен с разных позиций, чтобы выявить общее и особенное для конституций различных государств и многогранно охарактеризовать такой важный источник конституционного права, как конституция.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *