классификация нормативно правовых актов о правоохранительных органах

Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

Общая характеристика законодательства о правоохранительных органах и их деятельности

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ (РСФСР) и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативно-правовыми актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.

Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. По своему содержанию их можно разделить на несколько групп:

1. Общего характера:

3. Об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих:

6. Об организации юридической помощи:

Аналогичным образом классифицированными могут быть и другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах.

По своему же содержанию и юридическому значению (силе) правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию правоохранительных органов, подразделяются на:

Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом, и следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.

Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Действие законов о правоохранительных органах во времени. Опубликование правовых актов о правоохранительных органах

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в двух случаях, когда:

а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;
б) закон отменен.

Источник

Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. Классификация этих актов.

Познание основ организации и функций правоохранительных ор­ганов требует изучения значительного количе­ства законодательных и иных правовых актов. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:

Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):

У названных и других документов — свой юридический статус, свое значение. И данное об­стоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать клас­сификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Основания классификации правовых актов о правоохранительных органах:

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Группы правовых актов в зависимости от их содержания (предмета):

Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) ак­тов мог бы выглядеть следующим образом.

Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и пра­восудию.

Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ дея­тельности судов, поскольку в них содержатся также положения, име­ющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организаци­онное обеспечение нормального функционирования судов.

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и пол­номочий, статуса работников прокуратуры.

Акты об организации выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой раз­личают три компонента: осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой дея­тельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопаснос­ти и госнаркоконтроля), какие-то — две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники уч­реждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные при­ставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

Акты об организации юридической помощи

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению

В соответствии с действующими законодательными предписания­ми и сложившимися в российской юридической доктрине установка­ми правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.

Место конкретного акта в этой структуре определяется:

Иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:

Кон­ституция РФ имеет высшую юридическую силу. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности пра­воохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется Конституция с соблюдением особой про­цедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.

Для изучения законодательства и иных правовых актов не после­днее значение имеет знание источников их официаль­ного опубликования. Правильное применение любого нор­мативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица име­ли возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не иска­женным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы пре­одолеть это, государство берет на себя “хлопоты” по официальному опубликованию законов и иных правовых актов.

Источник

4. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Группы актов в зависимости от их содержания (предмета):

о судебной власти, правосудии и судах;

об организационном обеспечении деятельности судов и орга­нах, его осуществляющих;

о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

об организации выявления и расследования преступлений;

об организации юридической помощи.

Акты об организации юридической помощи

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, при­нятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.

Положение о Министерстве юстиции.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению

В соответствии с действующими законодательными предписания­ми и сложившимися в российской юридической доктрине установка­ми правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.

Место конкретного акта в этой структуре определяется:

ка­кой орган его принял;

в каком порядке это было сделано.

Иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:

законы (федеральные, в т.ч. конституционные и законы субъектов РФ);

указы и распоряжения Президен­та РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

постанов­ления Конституционного Суда РФ;

разъяснения, да­ваемые Верховным Судом РФ и Высшим Ар­битражным Судом РФ по вопросам судеб­ной практики;

акты министерств и ведомств.

Обобщенно всю совокупность нормативно-правовых актов часто именуют законодательством(Конституция, федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), законодательство субъектов РФ).

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением — судом;

у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

6. Под судебной системой Российской Федерации понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их ком­петенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и дей­ствующих на единых демократических принципах.

Российская судебная система устанавливается Конституци­ей РФ (ст. 118, 125—127), Законом о судебной системе и стро­ится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустрой­ства, в том числе установление системы судов, находятся в ве­дении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по свое­му усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотрен­ные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их тер­ритории федеральных судов. В соответствии с п. «г» ст. 71 Кон­ституции РФ установление системы федеральных органов су­дебной власти, порядка их организации и деятельности относит­ся к ведению Российской Федерации. В то же время, согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, кадровые вопросы судебных и правоохранительных органов относятся к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов РФ.

В судебную систему РФ входят федеральные суды, консти­туционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Федеральный суд — это орган государственной власти, кото­рый создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие феде­ральные суды).

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам согласно ч. 3 ст. 4 Закона о судебной системе относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной обла­сти и автономных округов, районные суды;

— военные и специализированные суды;

— федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ;

— Дисциплинарное судебное присутствие.

основное звено (районные суды);

среднее звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);

высшее звено (Верховный Суд РФ).

Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено (гарнизонные военные суды);

среднее звено (окружные (флотские) военные суды);

высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

С 4 июля 2003 г. подсистема арбит­ражных судов стала четырехзвенной:

основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);

первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);

второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));

высшее звено (Высший Арбитражный Суд РФ).

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

8. Правосудие одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранитель­ной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по зако­ну этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фик­сирует вполне определенно. Ст. 4 Закона о судоустройстве говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях граж­данских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие — это разбиратель­ство двух категорий дел: гражданских и уголовных.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодателем. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного сос­тава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом— судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Как уже отмечено (см. § 2 гл. III учебника), специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

9. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

– национальный язык судопроизводства.

10. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ ТОЛЬКО СУДОМ

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Самостоятельность судов, независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей

Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашаются во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6), Законе о военных судах (ст. 5), Законе о мировых судьях (ст. 1), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др. Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона. Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны долголетней практикой. Вплоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы. В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению. гарантий независимости судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 г., когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей. В ст. 9 этого Закона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается: • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; • установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи; •правом судьи на отставку; • неприкосновенностью судьи; • системой органов судейского сообщества; • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. «Судья, — говорится в ч. 2 названной статьи, — члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *