классификация основных форм деятельности человека бжд
Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций.
Лекция № 16. Классификация основных форм деятельности.
Понятия «труд» и «работа» не однозначны. Термин «работа» означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. При любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может считаться трудовой деятельностью.
Трудовую деятельность принято делить на физическую и умственную. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.
Научно-техническое развитие вызывает преобразование характера трудовой деятельности. В середине ХХ в. из всей энергии, которая производилась на Земле, 96% приходилось на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе мира составляет всего 1%.
Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных. Установлено, что мера загрузки человека умственной работой при ручной уборке и мытье полов равна 9%, работе на токарном станке – 52%, при управлении автомашиной в городе – около 60%, а при вдумчивом чтении – 100%.
Для человека важен и совершенно необходим физический труд. Существуют болезненные состояния у людей умственного труда, которые в известной степени связаны с недостатком физической нагрузки: сутулость, болезни суставов, позвоночника, ожирение.
Выделяют четыре основные группы профессий: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда. Все эти формы труда представлены в современном производстве, но доля первых двух снижается, а последних – возрастает. Тяжесть умственного труда во время обучения увеличивается в силу того, что происходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью дополнительное время сохранять определенную позу в течение определенного времени.
При строго ритмичной деятельности процессы возбуждения сосредоточиваются на все меньшем и меньшем пространстве коры головного мозга. Между участками коры, которые «ответственны» за ритм физического труда, и теми, что управляют заданной умственной работой, как бы происходит размежевание. Оба участка функционируют, не мешая, а дополняя друг друга. В этом состоит важное условие творчества, продуктивное сочетание умственной и физической деятельности. Правильное чередование раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга, элементы разнообразия в трудовом процессе – все это очень важно для высокой работоспособности, для эмоционально-морального и физического благополучия человека.
Московский государственный университет печати
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебник
Выполняя любые виды деятельности, человек постоянно находится в контакте со средой обитания, которая может оказывать на него различные, в том числе и неблагоприятные воздействия. Характер взаимодействия со средой обитания и определяет уровень безопасности того или иного вида деятельности.
Под деятельностью будем понимать совокупность действий и поступков человека, направленных на достижение определенных целей. Деятельность человека носит самый разнообразный характер.
Всю человеческую деятельность по характеру выполняемых функций можно разделить на три основные группы:
Различают несколько типов операторской деятельности в зависимости от соотношения долей умственной и физической нагрузок.
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс и работает в режиме немедленного обслуживания. Он совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это операторы технологических процессов, автоматических линий и пр.
Умственный труд предполагает выполнение работ, связанных с приемом и переработкой информации. Это управление, творчество, преподавание, научная деятельность, учеба и т.д. Умственный труд является наиболее сложной формой деятельности, протекающей с повышенным эмоциональным напряжением.
На современном этапе развития общества наблюдается резкое повышение влияния технического прогресса на природную среду. Это влияние исключительно многообразно и сложно. Вследствие увеличения техногенного воздействия, результаты человеческой деятельности затрагивают всю биосферу планеты, изменяя и формируя окружающую среду.
Для любого из нас условия жизни определяются совокупностью материальных и духовных факторов, которые проявляются в виде конкретных условий труда и отдыха, питания, социального обеспечения, благоустройства места проживания и т.д.
Влияние среды обусловлено воздействием на человека вредных производственных факторов, приводящих к травмам и развитию состояния динамической рассогласованности, и, как следствие, к увеличению ошибок и сбоев.
Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению работоспособности, то его считают вредным (ГОСТ 12.0.002-80 ). В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на четыре группы (ГОСТ 12.0.003-74 ): физические, химические, биологические и психофизиологические.
К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:
К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся различные вредные вещества. По характеру воздействия на организм человека они подразделяются на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические нагрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Основные требования к факторам рабочей среды следующие: факторы рабочей среды при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье при профессиональной деятельности его в течение длительного времени; факторы рабочей среды не должны вызывать снижения работоспособности оператора при их воздействии в течение дня.
В процессе труда на человека воздействуют различные параметры производственной среды (температура, влажность и подвижность воздуха, шум, вибрация, вредные вещества, различные излучения и т.п.). Все это в совокупности характеризует определенные условия, в которых протекает трудовая деятельность. От условий труда в большой степени зависят здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду и результаты труда. При плохих условиях резко снижается производительность труда и создаются предпосылки для возникновения травм и профессиональных заболеваний.
Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Производственная (рабочая) среда представляет собой совокупность физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора, Это запыленность и загазованность воздуха; вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; производственные яды; повышенная или пониженная температура воздуха; повышенная влажность и скорость воздуха; неправильная организация освещения; физические и нервно-психические перегрузки; монотонность труда; умственное перенапряжение; неправильная организация рабочих мест; неправильный режим труда и отдыха; эмоциональные перегрузки.
Все эти факторы объединены в три группы: социально-экономические, технические и организационные, естественно-природные.
Первая группа считается определяющей. Сюда относятся нормативно-правовые и социально-психологические факторы (законы о труде, нормы, стандарты, отношение работника к труду, психологический климат в коллективе), общественно-политические и экономические факторы.
Вторая группа факторов оказывает непосредственное воздействие на формирование условий труда и помимо средств, предметов, орудий труда, режима труда и отдыха включает:
Третья группа факторов характеризует воздействие на работников климатических, геологических и биологических особенностей местности, где протекает работа. Весь этот сложный комплекс факторов, воздействующих на формирование условий труда, объединен многочисленными взаимными связями. По степени воздействия факторов рабочей среды на человека можно выделить четыре уровня состояния рабочей среды.
Под тяжестью труда понимают степень совокупного воздействия всех элементов, составляющих условия труда, на работоспособность человека, его здоровье, жизнедеятельность и способность к восстановлению физиологических параметров. Тяжесть труда определяется в основном физическими нагрузками. По степени тяжести выполняемые работы в соответствии с энергозатратами организма, подразделяются на следующие категории
Напряженность труда характеризует степень сложности выполняемой работы, она определяется характером и значением информационной нагрузки.
Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда, последние подразделяются на четыре класса .
Оптимальные нормативы производственных условий установлены только для микроклиматических параметров и элементов трудового процесса. Для прочих факторов за оптимальные принимаются условия, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. Эти уровни гораздо жестче, чем аналогичные, установленные для основных рабочих мест.
Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.
В зависимости от специфики принимаемых сигналов различают следующие анализаторы.
Внешние: зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой.
Внутренние: анализатор давления, кинестезический, вестибулярный и специальные, расположенные во внутренних органах и полостях тела.
Анализаторы характеризуются следующими основными параметрами.
Абсолютная чувствительность (абсолютный порог ощущения) характеризуется минимальным значением воздействующего раздражителя, при котором возникает ощущение. В зависимости от вида раздражителя абсолютный порог может измеряться в единицах энергии, давления, концентрации вещества и т.д. Минимальную адекватно ощущаемую интенсивность сигнала принято называть порогом чувствительности.
Психофизиологическими исследованиями установлено, что при увеличении интенсивности воздействия раздражителя, величина ощущений изменяется медленнее, чем растет уровень воздействия. Связаны эти процессы между собой логарифмической зависимостью. Например, для того, чтобы звук показался в два раза громче, звуковое давление необходимо увеличить в 3,2 раза.
Предельно-допустимая интенсивность сигнала (обычно близка к болевому порогу), измеряется в тех же единицах, что и абсолютная чувствительность.
Спектральная чувствительность (абсолютный порог ощущений по частоте, длине волны) определяется для анализаторов, чувствительных к изменению частотных характеристик сигнала (зрительного, слухового, вибрационного).
• тактильный (прикосновение)
• обонятельный (запах)
• температурный (тепло-холод)
• вестибулярный аппарат (вращение)
© Центр дистанционного образования МГУП
10. Классификация основных форм деятельности человека.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Это труд, отдых, повседневная деятельность и способ существования человека. (Совокупность всех видов человеческой активности).
Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет и ряд отрицательных последствий – социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью большого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Часто приводит к гипокинезии, т.е. значительному снижению двигательной активности, повышению эмоционального напряжения, ухудшению функций внимания, формированию сердечно-сосудистой патологии.
Физиологическая классификация основных форм деятельности:
формы труда, требующие значительной мышечной активности;
механизированные формы труда;
формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;
конвейерные формы труда;
формы труда, связанные с дистанционным управлением;
умственные формы труда.
Формы интеллектуального труда:
Классификация основных форм деятельности человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие деятельности человека
Человек является существом активным, деятельным. Деятельность человека регулируется сознанием и порождается потребностями, которые направлены не только на познание, но и на преобразование, как самого себя, так и внешнего мира. Содержание деятельности не определяется только потребностью, её породившей. Толчок к деятельности дает потребность, выступающая в качестве мотива. Общественные цели, требования и опыт определяют формы и содержание деятельности.
Специалисты выделяют 3 основных вида деятельности – учение, труд, игру:
В ходе деятельности человек становится деятельным субъектом, а объектом его деятельности выступают осваиваемые им явления. Вне деятельности человек не может существовать, потому что она является непременным условием его жизни. Благодаря деятельности человек сохранил свое место в истории. Это значит, что деятельность и человек между собой неразрывно связаны.
Таким образом, нет деятельности без человека и человека без деятельности.
В отличие от животных, которые умеют приспосабливаться к условиям, человек эти условия может изменить. Например, человек не только собирает полезные растения для пищи, но и выращивает их в ходе сельскохозяйственного производства.
Деятельность – это творческая созидательная активность, в процессе которой человек выходит за границы возможного и создает новое, неизвестное природе.
Готовые работы на аналогичную тему
Человеческая деятельность осуществляется в производственной, бытовой, природной среде обитания и активно с ней взаимодействует. Любая человеческая деятельность предполагает наличие результата, определяющего её полезность, и требует от человека повышенной активности восприятия – внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости, высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений.
Человека в процессе его трудовой деятельности изучает эргономика, цель которой заключается в оптимизации этой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.
Классификация основных форм деятельности
В нашей стране принята физиологическая классификация трудовой деятельности.
Физическая трудовая деятельность, в соответствии с этой классификацией, выделяет такие формы труда:
Частично автоматизированные формы производства. Производство будет относиться к полуавтоматическому, человек не принимает участия в непосредственной обработке предмета труда, потому что эту функцию выполняют механизмы. Непосредственная задача человека заключается в обслуживании автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Работы относятся к монотонным, с высоким темпом, ритмом и нервной напряженностью. Особенность этой трудовой формы связана с постоянной готовностью работника к действию и быстротой реакции по устранению возникших неполадок. Работник постоянно находится в состоянии «оперативного ожидания», что приводит к различной степени утомляемости.
Существует конвейерная форма труда или групповая. Суть её состоит в разделении общего процесса на отдельные и конкретные операции, строгую последовательность их выполнения, автоматическую подачу деталей к каждому рабочему месту. Конвейерная форма труда имеет заданный ритм и темп, поэтому требует от участников процесса синхронной работы. Меньшее время, затраченное на операцию, делает работу более монотонной и простой по содержанию. Конвейерный труд имеет отрицательное последствие – монотонию, проявляющуюся в преждевременной усталости и нервном истощении.
Управление производственными процессами и механизмами, как форма труда, включает в систему человека в качестве необходимого оперативного звена. Участие человека увеличивается при уменьшении автоматизированности процесса управления. Основные формы управления производственным процессом с физиологической точки зрения с одной стороны требуют частых и активных действий со стороны человека, а с другой – редких.
В умственной трудовой деятельности существуют профессии, связанные с материальным производством – конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, так и нематериальным производством – ученые, врачи, учителя, артисты, художники и др. Формы умственного труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
К формам умственного труда относятся:
Сложной формой трудовой деятельности является творческий труд. Он требует большого объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения. Творческим трудом занимаются педагоги, программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, композиторы.
Особенностью труда работников всей сферы услуг является постоянный контакт с людьми. Этот труд характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия решения.
Учебный труд (труд учащихся и труд студентов) связан с напряжением основных психических функций – памяти, внимания, восприятия, а также наличием стрессовых ситуаций – экзаменов и зачетов.
Повышение эффективности трудовой деятельности человека
Предметы труда и орудия труда, работоспособность человека, организация рабочего места и гигиена производственной среды, оказывают значительное влияние на эффективность трудовой деятельности.
Работоспособность организма человека во время его трудовой деятельности изменяется во времени, поэтому выделяют 3 основные фазы состояний человека:
Для третьей фазы характерно снижение работоспособности. Происходит снижение функциональных возможностей основных органов человека, возникает чувство усталости.
Любая работа будет продуктивной и не такой утомительной, если выполняется в определенной последовательности и имеет упорядоченный характер. С усвоением ритма движений возникает состояние высокой и устойчивой работоспособности. Опытный и тренированный человек легко выполняет работу, затраты физической и умственной энергии снижаются. Соблюдая определенный ритм и темп работы человек, не только сбережет свое здоровье, но и будет работоспособным в течение длительного времени.
Ритм зависит от характера человека и его целеустремленности, поэтому подбирать ритмичность в работе надо правильно с точки зрения физиологических возможностей организма. Неравномерность нагрузок в течение дня, недели, месяца с отсутствием очередности при выполнении технологических операций, снижают работоспособность, приводят к неорганизованности, появлению ошибок, быстрой утомляемости. Следствием является нарушение согласованной работы физиологических функций организма и переутомление.
Реферат: Классификация основных форм деятельности человека
Название: Классификация основных форм деятельности человека Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат Добавлен 11:19:30 27 января 2009 Похожие работы Просмотров: 8464 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.2 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||
Легкий | Средней тяжести | Тяжелый |
Затрачиваемая энергия Мужчины 375 кДж | Затрачиваемая энергия 625 1040 кДж Женщины > 624 кДж | |
Рабочая поза свободная | Неудобная поза до 25% времени смены | Неудобная поза > 25% рабочего времени |
3 км за смену | 14 км за смену |
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.
Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, с поддержанием тела или его частей в пространстве (фиксация рабочей позы).
При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легким считается умственный труд, при котором отсутствует необходимость принятия решений. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным вредным условиям 1 степени относится труд, который связан с решением задач по известным алгоритмам. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени.
Условия труда могут быть также:
К физическим условиям труда относятся: температура; давление; загрязнённость воздуха; влажность; сухость; освещённость; шум и вибрация; скорость движения воздуха.
В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать: переутомление; переохлаждение; перегрев; загрязнённость и сквозняк.
Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:
— давление 760 мм рт. ст.;
Особенности трудовой деятельности женщин и подростков[5]
При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.
Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.
Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.
Любой труд представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая, координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма.
Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс за счёт уменьшения диастолы. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечной и брюшной полости.
Интенсивная умственная работа, как и физическая так и умственная, может привести как к утомлению и к переутомлению.
Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).
Важным показателем состояния организма является работоспособность, которая зависит от возраста, состояния здоровья, моральных и материальных стимулов. Работоспособность-величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени.
В течение рабочего дня она меняется, имея три периода.
Изменение работоспособности человека в течение рабочего дня
3 – период снижения работоспособности в результате утомления.
Для снижения утомления в процессе труда и повышения работоспособности используют следующие эффективные методы: рациональная организация рабочего места и времени; рациональный режим труда и отдыха; производственная гимнастика; комнаты психофизиологической разгрузки.
Для поддержания высокого уровня работоспособности при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий. Постепенное вхождение в работу после сна или летнего отдыха обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
Соблюдение привычной последовательности и систематичности в работе обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа. Правильное чередование умственного труда и отдыха, чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность. Высокая работоспособность сохраняется и при систематических упражнениях в умственном труде. Хорошим отдыхом не только для глаз, но и для головного мозга, является закрытие глаз на несколько минут, глубокое ритмичное дыхание, умеренная мышечная нагрузка в паузах, длительный, спокойный сон.
Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.
Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие, настроение, и т.д.
Следовательно, каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.
Но этого недостаточно знать для полномерного ведения трудовой деятельности, так как на человека оказывает огромное воздействие и условия, в которых он трудится. Они влияют также и на результаты производства – производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.
Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда.
Необходимо устанавливать оптимальный режим труда и отдыха, а для этого нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – М.: “Дашков и К0”, 2002.
3. Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. – М.: МИЭМП, 2003.
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2005.
[2] Бакаева Т. Н. Указ.соч. С.28-34.
[3] Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. – М.: МИЭМП, 2003. С.122.
[4] Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов. – М. : “Дашков и К0”, 2002. С.67-69.
[5] Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов – М. : Высшая школа, 2005.
- классификация основных трудовых прав работников
- классификация основных форм трудовой деятельности