классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

История. Методы, средства, приемы обучения.

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

Классификация методов обучения возможна по разным основаниям, и зависит от:

1) парадигмальных подходов к описанию и конструированию образовательного процесса

2) системы целеполагания.

Некоторые примеры классификаций методов обучения .

1. По специфике составных частей исторического материала с точки зрения марксистско-ленинской методологии исторического познания (В.Г. Карцов):

а) методы создания исторических представлений и единичных понятий;

б) методы формирования общих понятий;

в) методы раскрытия диалектики исторического развития во времени и пространстве (т.е. об исторических закономерностях);

г) методы установления связи истории с современностью и применения исторических знаний на практике.

2. По особенностям учебного исторического материала (А.И. Стражев):

а) методы изучения условий материальной жизни общества;

б) методы формирования понятий о классах, классовой борьбе и государства;

в) методы изучения истории войн, культуры и т.д. (т.е. отдельных специфических типов исторического материала);

г) хронологические и картографические методы.

3. В соответствии с источниками приобретения знаний (с вариантами – Н.В. Андреевская, А.А. Вагин, П.С. Лейбенгруб и др.):

а) методы устного изложения;

б) методы наглядности;

в) методы работы с печатными и устными текстами;

г) практические методы (экскурсии, экспедиции и т.п.).

4. По специфике целей и содержания обучения, особенностям способов его усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер):

д) проблемного изложения.

5. По способам преподавания и учения (П.В. Гора):

а) метод наглядного обучения;

б) методы словесного обучения (делятся на метод устного обучения и метод работы с печатными текстами);

в) практический метод.

В методике обучения истории последних двух десятилетий являются классификации П.В. Горы и И.Я. Лернера.

На мой взгляд различные классификации методов обучения могут рассматриваться как дополняющие друг друга. В реальной педагогической работе представление об этих классификациях помогает сознанному выбору методических средств и приемов, адекватных с точки зрения сочетания факторов обучения (цели, содержание, познавательные возможности учащихся и т.п.) в конкретной образовательной ситуации.

Кроме классификаций П.В. Горы и И.Я. Лернера, продуктивны и некоторые другие, хотя и малоупотребимые в работах по методике преподавания истории:

— по субъект-объектным отношениям в процессе обучения (монологические, диалогические и полилогические методы);

— по способу организации учебных взаимодействий (фронтальные, групповые, индивидуальные методы);

— по дидактической цели (методы изучения фактического материала, формирования теоретических понятий, развития учебных умений, контроля и оценки), и др.

2. Понятие методических приемов, методических средств, форм организации обучения

Методические приемы . Методический прием – типологизированный, регулярно повторяющийся в практике обучения конкретный способ решения частных учебных задач.

Форма организации обучения являются:

— урок, учебная экскурсия, ученический проект («большие» формы);

— рассказ учителя, групповая работа, ответы на вопросы к тексту учебника («малые» формы, определяющие вариативность «больших» форм).

Конкретные наборы методических приемов, средств и форм складываются в большей степени под влиянием традиции, личного опыта учителя и учащихся.

3. Монологические и «псевдодиалогические» приемы изучения нового материала в традиционной методике обучения истории

— сюжетный рассказ – прием, воссоздающий образ динамично развивающегося единичного исторического события;

— образное повествование – воссоздание в образной форме развития типичного исторического явления;

— конспективное повествование – краткое освещение «неглавных» фактов;

3. Характеристика – группа приемов, связанных с рассмотрением существенных черт объекта изучения (исторического явления или конкретного персонажа). К этой группе относят:

— образную характеристику прием воссоздания образов реальных исторических деятелей или «типичных представителей» на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения и т.п. Прием образной характеристики относят к числу приемов «изучения фактического материала»;

аналитическую характеристику – по сути, прием очень близок к аналитическому описанию; основное отличие в том, что аналитическая характеристика применяется для изучения не фактического, а теоретического материала;

— сравнительную характеристику – выявление черт сходства и различия событий, явлений, процессов на основе анализа их признаков;

— обобщающую характеристику – краткое перечисление существенных признаков, причинно-следственных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и т.п. При индуктивном применении используется, когда закончены, например, образная характеристика или аналитическое описание, и требуется сделать итоговый вывод. При дедуктивном применении обобщающая характеристика предваряет изложение новых исторических фактов, понятий и т.п.

4. Объяснение вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности.

Рассказ учителя в современной практике, несомненно, является и самой распространенной, но чрезмерно увлекаться рассказом не надо.

При изучении нового материала, его закреплении, повторении, обобщении и т.п. часто применяется «псеводиалогическая» методические формы беседы (иногда она рассматривется не как форма, а как группа методических приемов). Как правило, беседа представляет собой вопросы учителя, требующие кратких ответов любого ученика с места.

Основными разновидностями беседы являются:

— повторительная, требующая от учеников простой репродукции изученного ранее (на этом же или прошлых уроках) материла;

— аналитическая, применяемая при изучении нового (в основном теоретического) материала, требует от учащихся самостоятельно вывить сущность и значение определенных понятий, явлений;

При планировании беседы важно решить следующие задачи:

— разработать основные вопросы («канва» беседы);

— определить, какие элементы содержания учителю придется изложить самому, а какие разумно ожидать услышать от учеников;

— постараться предугадать возможные сложности и повороты в ходе беседы, чтобы подготовить «наводящие» и уточняющие вопросы и т.п.

4. Работа с учебником в традиционной методике (краткие тезисы)

1. Учебник (если его качество позволяет) может использоваться не только для повторения, изученного на уроке, но и для организации различных видов самостоятельной работы учащихся почти на всех этапах обучения.

2. Для организации работы целесообразно использовать не только основной текст, но и другие компоненты учебника – отрывки из документов, иллюстрации, определения терминов и т.п.

3. При подборе приемов и форм учебной работы с учебником, объема и сложности учебных заданий необходимо учитывать познавательные особенности учащихся (в первую очередь возрастные).

4. Возможные формы использования учебника на уроке:

— чтение учебника вслух (5-7 кл.) или про себя (7-9 кл.);

— объяснительное и комментированное чтение;

— пересказ содержания параграфа, раздела;

— беседа по тексту учебника;

— подтверждение выводов словами учебника;

— вывод по тексту учебника;

— составление таблиц, схем, планов, конспектов различных типов;

— ответы на вопросы к тексту, документам, иллюстрациям;

— беседа по документу или иллюстрациям;

— сравнение различных текстов учебника;

— самостоятельное изучение темы по тексту учебника и др.

5. Схемы, таблицы, планы в традиционной методике обучения истории.

Чаще всего схемы, таблицы и планы различных типов используются учителем в целях наглядности или систематизации изучаемого материала. Но нужно отметить, что подобные средства могут использоваться учениками и в их самостоятельной работе (собственно, таблицы довольно часто и используются).

а) «сущностные», отражающие в графической форме составные части (или взаимосвязь элементов) событий, явлений, процессов, понятий. Примером может служить, скажем, схема органов государственной власти того или иного периода, схема «Разделение властей» и т.п.;

б) «логические», отображающие причинно-следственные связи, пути возникновения тех или иных явлений, формирование понятий и т.п.;

в) графики и диаграммы, выражающие статистические данные.

2. Таблицы чаще всего применяются следующих типов:

б) синхронистические (отражающие, например, относящиеся к одному и тому же периоду факты из истории разных стран;

Источник

Методика работы с историческим материалом в начальной школе

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

Методика работы с историческим материалом в начальной школе

Особое место в стандарте начального образования сегодня отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника.

Большие возможности для формирования познавательной компетентности представляет изучение исторического прошлого. Ученик, помимо того, что познает факты, различные события, деятельность людей, учится оценивать их с точки зрения своих социальных потребностей и интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в процессе изучения исторического прошлого.

В начальной школе ученикам сложно воспринимать историческую информацию, так как отдельного курса истории на этом этапе обучения нет, а исторический материал интегрирован в учебный курс «Окружающий мир» (учебный материал по истории России, в довольно сжатом виде, предусмотрен в 4 классе). Ученикам трудно запомнить исторические даты, они путают исторических деятелей, не могут назвать причин того или иного события.

На этом этапе обучения главное — это пробудить интерес к истории у учеников, воспитать в них уважение к историческому прошлому страны, создать условия для осознания ими причин наиболее важных событий, повлиявших на ее историческое развитие. Для этого необходимо сформировать у учеников представления об этих событиях, подобрать такие приемы обучения, которые способствовали пониманию учениками не только их причин, но и специфики исторической эпохи, в которой они происходили.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности в начальной школе, обеспечивающих формирование познавательных УУД, направленных на освоение младшими школьниками методов познания окружающего мира, что будет способствовать успешности их познавательной деятельности на последующих этапах обучения.

Учителя современной начальной школы имеют возможность обобщить опыт прошлых поколений и активно использовать широкий круг методических пособий и рекомендаций в преподавании истории, проявлять свое творчество. Ученик становится активным субъектом учебного процесса, стоит в центре познавательной активности. В настоящее время учителя не ограничены в выборе форм, методов, приемов и средств обучения, что позволяет им излагать исторический материал для учеников начальной школы более красочно и ярко, и тем самым обусловить его хорошее понимание и усвоение

История в начальной школе — это область знания, при изучении которого активно развиваются учебно-познавательные мотивы. Мотивация обуславливается не только тем, что история для учеников начальной школы является новым предметом (включенным в курс Окружающий мир), но заключатся, прежде всего, в методике преподавания этого предмета, то, как учитель излагает материал. Важную роль здесь играют методы и средства, привлекаемые на уроки истории. Поэтому учитывая возрастные особенности младших школьников, учебный материал по истории должен излагаться красочно и ярко с применением различных средств наглядности.

Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.

Систематическое изучение истории начинается с 5 класса, но оно не будет таким успешным, если у ребенка не будут сформированы основные навыки и умения работы с картой или хронологией, творческой деятельности и воображения, которые в свою очередь невозможны без соответствующих знаний. На формирование таких знаний, умений и навыков и направлен предварительный курс истории (включенный в курс Окружающий мир).

Учителю начальных классов важно понимать, что у учеников начальной школы еще нет исторических знаний о прошлом, поэтому задачей изучения исторического материала в начальной школе является наделение ученика этими знаниями и обучение основным методам исторического познания, специфической познавательной деятельности, подготовка ребенка к систематическому изучению истории в средней школе.

Предметную основу курса должны составлять такие знания по истории, которые ребенок может связать со своим личным жизненным опытом, для лучшего понимания истории. При этом следует учитывать, что этот опыт еще совсем мал. При формировании исторических знаний следует опираться на то, что ученикам близко и знакомо: историю своей семьи, историю родного края.

Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое «Я» и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:

1. «Я и моя семья», «Я и вещи, которые меня окружают»;

2. «Место, где я живу», «Город, страна, символы»;

3. «История моей страны».

При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.

Иными словами, данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

Источник

Лекция 17. Средства обучения истории

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала классификация с учетом особенностей учебного исторического материала классификация с учетом особенностей учебного исторического материала классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

Внутри средств обучения выделяется группа учебных пособий, подготовленных ме­тодистами в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся (учебники, книги для чтения, ис­торические карты, учебные рисунки и т.п.).

Более детально разрабатывали методику использования наглядных средств обучения следующие методисты: А.И. Стражев, П.В. Гора, Д.Н. Никифоров, Н.И. Аппарович, Д.И. Полторак и др. Они предлагали разные основания для классификации: степень обобщения исторических фактов (А.А. Вагин, Н.В. Сперанская), особенности содержания учебного ис­торического материала (А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров), характер формируемого историче­ского образа (П.В. Гора). Все подходы привели к выделению трех групп, в которые включа­лись все наглядные средства обучения истории: 1) подлинные вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные; 3) условно-графические наглядные пособия.

Авторы, которые составляют рабочие тетради к «чужим» учебникам советуют ис­пользовать ученикам собственные знания. Лишь полностью их исчерпав, школьники должны обращаться к учебнику. Содержание учебных пособий этой группы дает возможность не только проверить и закрепить знания, полученные из учебника, но и пополнить их. Многие авторы рассматривают рабочие тетради как эффективный инструмент развития познаватель­ных умений, критического мышления, творческих способностей школьников.

Преимущества рабочей тетради перед другими печатными пособиями очевидны в заданиях к репродукциям художественных произведений, когда авторы предлагают систему вопросов, отвечая на которые ученик постепенно проникает в глубинный смысл историче­ской картины, учится видеть, чувствовать и рассуждать над сюжетом произведения. Неоце­нима помощь рабочих тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков. Они дают возможность научить школьников преобразовывать статистические данные в столбиковые и фигурные диаграммы, графики и на их основе прослеживать дина­мику развития исторических явлений и процессов. Чтобы работа с тетрадями давала макси­мальную отдачу, они должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему.

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

Источник

Статья «Особенности преподавания исторического материала в среднем звене»

классификация с учетом особенностей учебного исторического материала

Аннотация

Введение новых стандартов образования становится причиной, заставляющей учителя и общество в целом, пересматривать ключевые вопросы относительно обучения и воспитания. На данный момент образования позиционируется в качестве услуги, которая ориентирована на реализацию социального общественного заказа, основная цель которого состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся гражданскую ответственность, духовность и культуру, а также самостоятельность, инициативность и способность успешной социализации в условиях общества. Преподавание истории в новых условиях должно базироваться на использовании различных методов, которые должны быть правильно и грамотно использованы. Кроме того, важно и применение новых методик и информационных технологий, о чем и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: методы преподавания, методы обучения, образование, история.

Школа должна подготавливать подростков к жизни, а также труду, оказывая содействие для раскрытия и развития его личности, сил, для того, чтобы к периоду самостоятельной жизни, они уже владели всем тем, что потребуется им для осуществления практической деятельности. Современный учитель призван играть важную роль в развитии умственной деятельности учеников, а также в процессе усвоения ими разных навыков и знаний, выходящих за рамки программного материала [5, c.31].

Методика обучения любому предмету в школе будет создаваться позднее, чем начнется его изучение. Вопросы о методах начинают привлекать к себе внимание тогда, когда иметься необходимость для того, чтобы провести анализ приемов преподавания с целью их осмысления и совершенствования. Именно так обстояло дело с обучением всемирной истории: оно началось раньше, чем разработали методику. Примерно аналогично обстоит дело и с методикой преподавания истории России [7].

Автором первой русской методики Гуревич Я.Г. в его книге «Опыт методики истории» было написано: «Степень выработки методики для каждого из учебных предметов будет находиться в прямой зависимости от уровня его научной разработки».

Российские ученые и педагоги полагали, что реформирование средней школы в формировании новой образовательной структуры, которая построена на базе линейного принципа в хронологической последовательности, является эффективной. Во второй половине 1990-х гг. была начата работа, связанная с обновлением исторического образования, которая способствовала возникновению новых тенденций. Начиная с отбора содержания российской истории в целом, а также в технологии установки целей и задач, она характеризовалась за счет усиления демократизации и гуманизации российского общества, а также за счет резкого расширения круга доступных источников, устранением наличия закрытых схем, что привело к существенным качественным сдвигам [2, c.67].

Технология обучения, несущая в себе личностные авторские качества органично связана с содержанием исторического образования. Порой одна и та же технология может быть различно применена. Причем это может быть более творчески и добросовестно. Несмотря на получение разных результатов, они окажутся близки к определенному значению, что характерно для конкретной технологии. Текущая ситуация принципиально поменялась и обеспечила простор для инновационного поиска. Речь идет об организационных преобразованиях и интеграции учебных предметов, целевом отборе содержания исторического образования, об экспериментальной подготовке и проверке новых технологий обучения, а также о новых диагностических сдвигах, которые обеспечивают возможность получения объективной информации касательно разных сторон педагогического процесса и его результативности [1, c.34].

За счет постепенного перехода от педагогической помощи к оказанию педагогической поддержки, а позднее и к педагогическому продвижению, будет предполагаться изменение акцента с методов и приемов работы учителей к способам учебной деятельности самого ученика. В качестве методик и приемов, которые симулируют развитие познавательного потенциала учеников, выступают [9]:

Ученики в школе, на любом из уроков будут заниматься изучением общественно-исторического человеческого опыта, познавать окружающий мир. За последние годы был существенно усилен интерес к теории оптимизации процессов образования за счет широкого использования современных обучающих технологий, наряду со значительными финансовыми затратами, что нужны для того, чтобы получить образования высокого качества. Достижение оптимальности построения обучения является возможным только на базе такого управления им, которое организовано с учетом закономерностей в обучении, на базе использования современных методик и форм преподавания [8].

Отсюда вывод, что методика преподавания, как наука крайне важна и значима. Методика с древнегреческого – «способ познания», «путь исследования».

Метод представлен в качестве способа достичь конкретной цели или решить какую-то конкретную задачу.

Объяснительно-иллюстративные – методы, где знания предлагаются в готовом виде. Учитель организует продуктивное восприятие этих знаний. Учащиеся осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти через наглядное восприятие информации; рационализация учебного процесса [4, c.38].

Репродуктивные – (достигаются путем упражнений, лабораторных работ) методы, которые отличает сознательное усвоение понимания, запоминания, воспроизведение знаний учащихся, многократное повторение знаний

Проблемные – методы, при которых развивается самостоятельность и активность мышления.

Исследовательские – методы, при которых учитель приближает учащихся к самостоятельному поиску способов решения проблем, творческое применение знаний и самостоятельное оперирование в нестандартных условиях.

Частично-поисковые – методы, при которых учитель ставит проблему перед учащимися и сам показывает путь ее решения, вскрывая противоречия.

Введение в процесс образования метода проектов заставляет посмотреть на предназначение информационно-коммуникационных технологи в образовательном процессе под другим углом [7].

На данный момент речь идет не о самоценном объекте изучения, а о средстве, которое позволит учителю формировать основных компетентности учеников и организовать самостоятельное освоение учениками информации.

В качестве одного из актуальных направлений по внедрению информационных технологий в процесс образования выступают мультимедийные презентационные технологии.

В узком смысле слова, презентации представлены в качестве электронных документов своего рода, отличающихся за счет комплексного мультимедийного содержания и особых возможностей управления воспроизведением. За счет работы с программой подготовки презентаций «Power Point» существует возможность формирования информационных и коммуникативных компетентностей у учеников. Меняется также характер взаимоотношений между учителем и учащимися, которые становятся полноправными организаторами урока [3, c.18].

В рамках основной школы необязательна установка возрастных ограничений для того, чтобы реализовать данную технологию, итогом чего становится успешное внедрение данной технологии на уроках, как в пятых, так и в одиннадцатых классах. За счет мультимедийных презентация появляется возможность интенсификации образовательного процесса, увеличивая скорость восприятия, понимания и глубины усвоения больших массивов знаний.

На уроке обществознания ученики часто выступают с заранее подготовленными сообщениями, творческими заданиями и докладами. С использованием компьютерных технологий, данный процесс будет делаться интересным и более творческим. Для этого, необходимо помочь ученикам в освоении навыков составления презентации по тематике выступления.

Определим основные этапы работы учеников по созданию мультимедийной презентации [9]:

Такая работа крайне интересна для учеников, ведь у них появляется возможность стать творцами собственного образовательного продукта, который смогут использовать и их одноклассники, а также остальные ученики и учителя школы.

Навыки и способности, которые ученики получают в процессе создания презентации – это ресурсы, овладение которыми нужно для того, чтобы сформировать информационную и коммуникативную компетентности.

На данном этапе развития актуальны различные методические аспекты использования информационных технологий на уроках гуманитарного профиля, включая также вопрос о применении информационных технологий на уроках обществознания [9].

Современные условия таковы, что в качестве основной задачи образования выступает не просто получение со стороны учеников какого-либо объема знаний, а также формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. На практике было доказано, что у учеников, которые активно работают с компьютером, будет формировать максимально высокий уровень самообразовательных навыков и умений ориентироваться в бурном информационном потоке, наряду с умением выделения основного, обобщения и формулирования выводов.

В результате чего очень важной выступает роль учителя в процессе раскрытия возможностей новых компьютерных технологий. В качестве одного из подобных инструментов выступает программа «Power Point», в которой учителя и ученики могут составить презентации, позволяющие обеспечить информационную поддержку в процессе подготовки и проведении уроков обществознания. Программа обеспечивает возможность использования на уроках рисунков, диаграмм и видеофрагментов.

Таким образом, преподавание истории базируется на ряде применения комбинаций методов и применении информационных технологий, которые в условиях современности способствуют улучшения изучения учебного материала [8].

Список использованной литературы :

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *