классификация восприятия по форме существования материи
Виды восприятия по форме существования материи
Виды восприятия
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия
Восприятие пространствавключает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
Основные особенности восприятия пространства человеком
Разновидность восприятия пространства | За счет каких механизмов осуществляется |
Восприятие расстояния до предметов | В основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета. Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Еще один механизм — воздушная перспектива. Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе |
Восприятие формы, объемности и величины предметов | Сложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии |
Восприятие объемности пространства | В темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня |
Восприятие движения— это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Характеристика восприятия движения | Критерии оценки |
Форма движения | Прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д. |
Характер движения | Сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д. |
Направление движения | Направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д. |
Скорость движения | Быстрая или медленная и т. д. |
Ускорение движения | Равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д |
Амплитуда движения | Полная, неполная, широкая. ограниченная и т. д. |
Продолжительность движения | Краткое, длительное и т. д. |
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека.
Восприятие времени— наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой».
Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.
В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.
Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.
По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.
Классификация восприятия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Восприятие классифицируется на разные виды по нескольким основаниям.
Классификация восприятия по видам анализаторов
По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:
Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.
Классификация восприятия по формам материи
По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:
Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.
Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.
Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.
Готовые работы на аналогичную тему
Восприятие величины и формы предмета реализуется при помощи зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. При этом основная роль принадлежит зрительному анализатору. Для восприятия расстояния огромное значение имеет движение глаз, их конвергенция. При переводе глаз на менее удаленный предмет с более отдаленного предмета, возникает их конвергенция – предмет тем больше, чем он ближе. Наблюдается конвергенция глаз в условиях бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие расстояния только одним глазом обладает недостаточной точностью.
Только взаимодействие кинестетического и зрительного анализаторов способно обеспечить адекватное восприятие формы, размера объектов и их удаленности. Воспринимая предметы разных размеров и форм, мы обводим их движением глаз. Между этими движениями глаз и отражением объекта на сетчатке глаза устанавливается связь, что дает возможность лучше воспринимать форму и размеры предметов. Восприятие формы и величины зависит от опыта человека. Соответственно, чем лучше человек знаком с определенной формой, тем быстрее и легче он выделяет ее среди иных форм.
Для восприятия объемности предметов важную роль играет бинокулярное зрение. При видении двумя глазами одновременно, соответствующее раздражение от левого и правого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора, создавая впечатление объемности предмета.
В восприятии расстояния принимают участие слуховые и обонятельные ощущения.
Восприятие времени.
Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Посредством восприятия времени отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире.
Физиологической основой восприятия времени служат условные рефлексы на время, производимые человеком постоянно.
Большое значение в восприятии времени имеют кинестетические анализаторы. Они выполняют особую роль в восприятии ритма. Под ритмом следует понимать ряд раздражителей последовательно сменяющих друг и имеющих периодический характер. Ритмичное дыхание, ритм в работе сердца и ритмичный характер текущей жизни оказывают непосредственное влияние на выработку временных рефлексов. При восприятии времени у человека есть склонность преувеличивать короткие промежутки времени и преуменьшать длинные. На восприятие продолжительности времени влияет содержание деятельности человека. Степень субъективизма при оценке времени также зависит от возраста человека: дети воспринимают время как медленный процесс, а взрослые наоборот. Преодолевается субъективизм в восприятии времени опытом и практической деятельностью.
Восприятие движения.
Восприятие движения представляет собой отражение изменения положения, занимаемое объектами в пространстве.
Оно позволяет ориентироваться в относительных изменениях взаимного расположения предметов в окружающей действительности. Знание о перемещении объектов человек получает, воспринимая непосредственно движение. Восприятие движения также возможно на базе умозаключений.
Классификация восприятия по активности
По активности восприятие делят на два вида:
Непреднамеренное восприятие вызывается у человека особенностями окружающих объектов: яркостью, необычностью, расположением. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее определенная цель и волевое усилие.
Преднамеренное восприятие имеет цель, поставленную человеком. Для осуществления преднамеренного восприятия прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение и произвольно выбираются объекты восприятия.
Познавательные психические процессы
3.3. Восприятие
В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.
Восприятие (от лат. perceptio, percipio; англ. perception ) – это:
Перцептивная система (англ. perceptual system ) – система, состоящая из одного или более анализаторов (сенсорных систем), обеспечивающих акт восприятия.
Рассмотрим различные классификации видов восприятия:
1) По модальности (видам анализаторов).
Перцептивный образ формируется на основе ощущений разных модальностей (с участием нескольких анализаторов). По ведущему в данном акте восприятия анализатору различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.
2) По характеру активности (степени волевого контроля) выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное ( произвольное ) восприятие.
3) По степени организованности различают организованное и неорганизованное восприятие.
4) По характеру и продолжительности выделяют следующие виды восприятия:
5) По формам существования материи различают:
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, восприятие может относиться к синтетическому / аналитическому, объяснительному / описательному, объективному / субъективному типам.
3.4. Представление
Представление (англ. representation, mental representation)– это
Представления следует отличать от персеверирующих образов и первичных образов памяти. Персеверирующие образы – непроизвольные образы, всплывающие в сознании после длительного восприятия объекта, оказавшего сильное эмоциональное воздействие.
Первичные образы памяти – образы, непосредственно следующие за восприятием объекта, которые удерживаются в памяти в течение короткого промежутка времени.
По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения. Представления отличаются меньшей яркостью, мысленные образы бледнее и фрагментарнее, часть сторон или черт объекта отсутствует.
Рассмотрим подходы к классификации представлений.
1. По видам ведущего анализатора.
По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления.
2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления.
Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания.
Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.
Схематизированные представления объектов – представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д.
В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными.
3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения.
4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления:
Основные характеристики представлений:
Функции представлений в психической регуляции поведения:
Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.
Классификация восприятия по форме существования материи
Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.
Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.
Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.
В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.
Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.
Восприятие времени—отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.
Познавательные психические процессы
3.3. Восприятие
В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.
Восприятие (от лат. perceptio, percipio; англ. perception ) – это:
Перцептивная система (англ. perceptual system ) – система, состоящая из одного или более анализаторов (сенсорных систем), обеспечивающих акт восприятия.
Рассмотрим различные классификации видов восприятия:
1) По модальности (видам анализаторов).
Перцептивный образ формируется на основе ощущений разных модальностей (с участием нескольких анализаторов). По ведущему в данном акте восприятия анализатору различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.
2) По характеру активности (степени волевого контроля) выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное ( произвольное ) восприятие.
3) По степени организованности различают организованное и неорганизованное восприятие.
4) По характеру и продолжительности выделяют следующие виды восприятия:
5) По формам существования материи различают:
В зависимости от индивидуальных особенностей человека, восприятие может относиться к синтетическому / аналитическому, объяснительному / описательному, объективному / субъективному типам.
3.4. Представление
Представление (англ. representation, mental representation)– это
Представления следует отличать от персеверирующих образов и первичных образов памяти. Персеверирующие образы – непроизвольные образы, всплывающие в сознании после длительного восприятия объекта, оказавшего сильное эмоциональное воздействие.
Первичные образы памяти – образы, непосредственно следующие за восприятием объекта, которые удерживаются в памяти в течение короткого промежутка времени.
По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения. Представления отличаются меньшей яркостью, мысленные образы бледнее и фрагментарнее, часть сторон или черт объекта отсутствует.
Рассмотрим подходы к классификации представлений.
1. По видам ведущего анализатора.
По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления.
2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления.
Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания.
Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.
Схематизированные представления объектов – представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д.
В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными.
3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения.
4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления:
Основные характеристики представлений:
Функции представлений в психической регуляции поведения:
Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.