классифицируйте модели системы бухгалтерского учета

Энциклопедия решений. Система бухгалтерского учета в РФ

Система бухгалтерского учета в РФ

Согласно ст. 4 Закона N 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

— федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;

— отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;

— рекомендации в области бухгалтерского учета;

— стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

С точки зрения уровней регулирования система бухгалтерского учета в РФ состоит из:

— федеральный уровень (законодательство и стандарты);

— отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);

— уровень экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Закону N 402-ФЗ. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (ч. 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Подробная информация о каждом уровне представлена в таблице.

Минфином России (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 402-ФЗ), п. 5.2.21.1 положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329)

Обязательны к применению всеми экономическими субъектами (ч. 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Круг вопросов, перечисленных в ч.ч. 3, 4 ст. 21 Закона N 402-ФЗ

Минфином России и ЦБ России (в пределах полномочий) (п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона N 402-ФЗ, п. 14 ст. 4 Закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ)

Обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли (ч. 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (ч. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона N 402-ФЗ)

Применяются экономическими субъектами на добровольной основе (ч. 8 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Стандарты экономического субъекта

Экономическим субъектом самостоятельно (ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами (части 13, 14 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

Предназначены для упорядочения организации и ведения субъектом бухгалтерского учета (ч. 11 ст. 21 Закона N 402-ФЗ)

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов экономические субъекты должны руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Примечание

Вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций госсектора, кредитных учреждений, небанковских финансовых учреждений) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, рассмотрены в Информации Минфина России от 11.07.2014 N ПЗ-12/2014.

Источник

Классификация моделей (систем) бухгалтерского учета

классифицируйте модели системы бухгалтерского учета классифицируйте модели системы бухгалтерского учета классифицируйте модели системы бухгалтерского учета классифицируйте модели системы бухгалтерского учета

классифицируйте модели системы бухгалтерского учета

классифицируйте модели системы бухгалтерского учета

ВВЕДЕНИЕ

Курс “Учет в зарубежных странах” является специальной дисциплиной, раскрывающей теоретические основы и практические вопросы организации бухгалтерского учета на зарубежных предприятиях.

Предметом курса являются хозяйственные средства, источники их образования и процессы, которые происходят в производственной деятельности предприятий.

Цель дисциплины – научить студентов правильно применять на практике полученные знания по курсу “Учет в зарубежных странах”. Для достижения поставленной цели необходимо изучить широкий круг вопросов организации финансового и управленческого учета в зарубежных странах.

Курс лекций представляет собой систематизированный обзор теории и практики учета в зарубежных странах. Особое внимание уделяется общепринятым международным принципам и моделям учета. Рассматриваются основные цели и требования к составлению финансовой отчетности на зарубежных предприятиях.

Дисциплина “Учет в зарубежных странах” предусматривает наличие комплекса знаний по дисциплинам: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, управленческий учет, экономический анализ.

ТЕМА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

И СИСТЕМЫ УЧЕТА

Роль и значение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет осуществляется хозяйствующими субъектами всего мира. Главная функция бухгалтерского учета – аккумуляция финансовой информации. При этом бухгалтерский учет позволяет стандартизировать отражение операций компании, независимо от ее типа, а также от того, кто является пользователем информации.

Бухгалтерская информация используется большим количеством пользователей: существующими и потенциальными инвесторами, работающими, кредиторами, клиентами, правительственными учреждениями, общественностью и др.

Целями и задачами финансовой отчетности является предоставление информации, которая:

— была бы полезной для принятия решений об инвестициях и предоставлении кредитов;

— помогала бы пользователям оценивать будущее движение денежных средств;

— отражала бы изменения в экономических ресурсах предприятия.

Принципы бухгалтерского учета в различных странах мира различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (экономических, политических, социальных, географических).

В некоторых странах, например, в США, информация, аккумулируемая в рамках бухгалтерского учета, направлена, прежде всего на удовлетворение информационных потребностей инвесторов и кредиторов. В других странах, роль бухгалтерского учета и приоритеты могут быть иными. В большинстве стран Южной Америки первое место отводится информационным потребностям государственных органов, осуществляющих надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства.

В некоторых странах система бухгалтерского учета формируется исходя из приоритета макроэкономических целей: достижение заданных темпов роста национальной экономики, снижение инфляции и т.д.

Факторы, влияющие на содержание учетной практики в различных странах мира:

— степень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;

— тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей учетной информации;

— число физических и юридических лиц, занимающихся инвестированием;

— участие инвесторов в управлении бизнесом;

— степень участия в международном бизнесе.

Правовое регулирование бухгалтерского учета за рубежом

В мировой практике сложилось два направления правового регулирования бухгалтерского учета, различающихся по типу законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни.

К первому направлению относятся страны, которые имеют разветвленный кодекс законов, касающихся бухгалтерского учета. Ко второму направлению – страны, использующие законодательство общеправовой ориентации.

В первом случае законы носят жестко определяющий характер, физические и юридические лица должны строго следовать букве закона. В большинстве стран, используется этот подход, учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Главной задачей бухгалтерского учета при этом подходе является исчисление государственных налогов и контроль за правильностью их начисления и взимания. К числу таких стран относятся: Аргентина, Германия, Франция.

классифицируйте модели системы бухгалтерского учета

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений типа “вы не должны”. Законы этого типа указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. В этих странах учетные стандарты не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями бухгалтеров. Стандарты при этом являются более гибкими и подвержены влиянию различных новшеств. К этой группе стран относится: Великобритания, США и др.

Классификация моделей (систем) бухгалтерского учета

Многие исследователи утверждают, что в мире не существует и двух стран с идентичными системами учета. Однако в странах с похожими социально-экономическими условиями системы учета имеют много общего.

В связи с этим выделяются следующие модели бухгалтерского учета: британо-американская, континентальная, южноамериканская, исламская и интернациональная.

Британо-американская модель. Основные ее принципы разработаны в Великобритании, США и Голландии, для нее не характерна жесткая регламентация учета. Основная особенность модели – ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов.

К странам с британо-американской моделью относятся: Австралия, Багамы, Великобритания, Венесуэла, Гонконг, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Кипр, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка и др.

Континентальная модель. Эта модель характерна для стран Европы. Здесь бизнес имеет тесные связи с банками, государством, которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний. В этой системе бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается консервативностью. Учетная политика направлена прежде всего на удовлетворение требований правительства, особенно в отношении налогообложения. Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является первоочередной задачей учета.

Континентальную модель используют: Австралия, Алжир, Ангола, Бельгия, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель. Основным отличием этой модели является перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции. Учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учета унифицированы. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, подробно отражается в учете и финансовой отчетности.

Южноамериканскую модель используют: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Исламская модель. Эта модель развивается под влиянием богословских идей и имеет свои особенности. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради самих дивидендов. При оценке активов и обязательств компании предпочтение отдается рыночным ценам.

Интернациональная модель. Необходимость ее развития связана с потребностью в международной согласованности учета, прежде всего в интересах МНК и иностранных участников международных валютных рынков.

Источник

Тема 15. Международные стандарты финансового учета и отчетности

Цель и задачи темы

Цель – раскрыть концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета.

Задачи:

Оглавление

15.1. Национальные бухгалтерские системы

Развитие бухгалтерского учета в каждой конкретной стране зависит от исторических традиций и определяется средой, в которой он функционирует. Поэтому все бухгалтерские системы имеют национальные корни. Тем не менее они могут быть очень похожими и иметь одинако­вую методологическую основу — план счетов, двойную запись на сче­тах бухгалтерского учета и балансовое обобщение информации. Для понимания основополагающих аспектов развития системы бухгалтерского учета в каждой конкретной стране выделяют факторы, которые влияют на создание и функционирование таких систем. К ним принято относить следующие факторы:

Важнейшим фактором, определяющим существенные различия в системе построения бухгалтерского учета различных государств, является содержание их правовых систем. В соответствии с этим все страны, в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни, подразделяют на 2 большие группы:

В первом случае законодательство носит жестко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний. Физические и юридические лица должны строго следовать ему. В большинстве таких стран стандарты бухгалтерского учета разрабатываются в развитие государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются.

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права. Законодательство такого типа определяет пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действий. Стандарты бухгалтерского учета также строятся в рамках этих пределов.

Особенности в системе построения бухгалтерского учета также возникают под воздействием существующей финансовой системы страны, которая формировалась под влиянием доминирующих форм собственности. Этот фактор позволяет выделить страны, где преобладает корпоративная собственность, для которой характерны разнообразный состав инвесторов и кредиторов, а собственники, как правило, отделены от оперативного управления компаниями. Именно это обстоятельство предопределило создание мощных фондовых рынков, где большинство компаний находят дополнительные источники финансовых ресурсов. В этих условиях финансовая система страны направлена на обслуживание фондовых рынков, а бухгалтерский учет становится важнейшим источником данных о благосостоянии компаний.

Финансовая политика в других странах определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Необходимая информация для принятия решений формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. В этом случае бухгалтерский учет и отчетность нацелены, прежде всего, на защиту интересов кредиторов – банков.

Финансовая политика третьих стран зависит от органов государственного управления, где они играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики. В этих странах органы государственного управления не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на потребности государственных органов.

Следующим фактором существования национальных различий бух­галтерских систем является налоговая система страны. Этот фактор подразделяет бухгалтерские системы на системы, функция которых полностью подчинена формированию показателей налогообложения на счетах бухгалтерского учета, и системы, где такая связь является вторичной. Примером первой может служить система бухгалтерского уче­та, финансовый результат которой служит объектом налогообложения прибыли. Примером второй – когда прибыль компаний, исчисляемая согласно правилам бухгалтерского учета, резко отличается от величины налогооблагаемой прибыли отчетного периода.

Экономическая ситуация в стране как фактор, влияющий на бухгалтерские системы, в первую очередь характеризуется инфляционными процессами. Наиболее яркий пример этого – стабильно высокий уровень инфляции – может привести к созданию инфляционной бухгалтерской системы, требующей дополнительной корректировки данных.

Одно государство или группа стран может оказывать влияние на систему бухгалтерского учета и отчетности другой страны. Так, например, многие страны по целому ряду причин находятся под влиянием британо-американской системы бухгалтерского учета и отчетности. Изменения основополагающих принципов в системах бухгалтерского учета зависимых стран позволяет добиться желаемых изменений политической и экономической обстановки в таких странах.

Данные бухгалтерского учета и отчетности используются заинтересованными пользователями для принятия управленческих решений, поэтому изменение нормативов бухгалтерского учета и отчетности может повлиять на принимаемые решения, т. е. вызывать экономические последствия. В связи с этим разные заинтересованные лица оказывают давление на законодательные органы страны с целью принятия ими наиболее благоприятных для таких лиц стандартов учета.

Применение совокупности указанных факторов или их части позволяет выделить З крупные группы бухгалтерских систем: британо-американскую, континентальную и южно-американскую. Содержание методологии этих систем бухгалтерского учета раскрывается в соответствующей литературе.

Британо-американская система учета применяется в Англии, Австралии, Венесуэле, Замбии, Ирландии, Израиле, Индии, Индонезии, Канаде, на Кипре, в Колумбии, Кении, Мексике, Нидерландах, Нигерии, Пакистане, Панаме, США, Сингапуре, Уганде и ЮАР. В этих странах правила организации учета устанавливают не законодательные органы, а независимые профессиональные организации бухгалтеров. При этом британо-американская учетная модель отличается целенаправленностью учетной информации на интересы инвесторов и кредиторов.

В странах, использующих эту модель учета, могут применяться различные варианты оценки запасов, финансовых вложений и определения финансовых результатов. Поэтому, чтобы финансовая отчетность предприятий в этих странах была сопоставима, требуются общие и соблюдаемые всеми правила ее составления. В связи с этим выбор бухгалтерских приемов, а также требования раскрытия финансовой отчетности ограничиваются общепризнанными.

Континентальная модель бухгалтерского учета применяется в Ав­стрии, Анголе, Алжире, Бельгии, Гвинее, Греции, Германии, Дании, Египте, Италии, Испании, Камеруне, Конго, Люксембурге, Мали, Ма­рокко, Норвегии, Португалии, Сенегале, Франции, Швеции, Швейца­рии, Японии.

Континентальная модель бухгалтерского учета ориентирована на государственные интересы налогообложения и макроэкономическое планирование общественных ресурсов. Бухгалтерские стандарты утверждаются законодательно и обязательны для применения. Единообразие учетной информации достигается применением единого плана счетов и утвержденной методологии финансовой отчетности.

Южно-американская модель бухгалтерского учета применяется в Аргентине, Бразилии, Боливии, Гвиане, Парагвае, Перу, Уругвае, Чили, Эквадоре. Она ориентирована на налоговые государственные интересы. Поэтому бухгалтерский учет в странах, применяющих эту модель, законодательно унифицирован. Особенностью применения бухгалтерских стандартов в этой модели бухгалтерского учета является обязательное раскрытие его методологии в условиях инфляции.

Национальное нормативное регулирование бухгалтерского учета зависит от роли государства. Возможны З варианта развития регулирующих органов.

Первый – когда функции регулирования возложены на государственные органы. В этом случае головным методологическим центром становится Министерство финансов, а отраслевые министерства и федеральные службы осуществляют методическое обеспечение подведомственных им организаций.

Второй – когда функции разработки правил учета, рекомендаций по их применению возложены на общественное объединение профессиональных бухгалтеров, которые заинтересованы в совершенствовании бухгалтерского учета.

Третий – когда предоставление функций регулирования и организации бухгалтерского учета возложено на государственный орган, который действует на основе рекомендаций, разработанных объединением профессиональных бухгалтеров.

Глобализация экономических процессов, информационных технологий и мирового рынка инвестиций порождает необходимость разработки общих принципов ведения учета и составления отчетности. Это обстоятельство способствовало созданию национальных и международных профессиональных организаций, задачей которых является координация и выработка общих принципов бухгалтерского учета.

15.2. Международные и национальные профессиональные организации

Необходимость отстаивания интересов бухгалтерской профессии и повышения ее социальной роли, а также соблюдения этических норм в своей среде являются побудительным мотивом для создания профессиональных национальных организаций. В свою очередь расширение международной торговли и обмена между различными странами коммерческой информацией побуждает к созданию профессиональных международных организаций.

При этом многие профессиональные международные и национальные организации бухгалтеров признают существование проблемы неоднородности учетных данных и предпринимают попытки их согласования. В последние 30 лет значительное развитие получило международное сотрудничество в области совершенствования принципов бухгалтерского учета, которое выразилось в разработке соответствующих стандартов.

В настоящее время общепринятые международным бухгалтерским сообществом принципы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности изложены в системе документов под единым названием «Международные стандарты бухгалтерского учета» (International Accounting standards – lАS). Разработчиком указанных стандартов стал Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting standards CommitteeIASC), который был создан в 1973 г. со штаб-квартирой в Великобритании. Этот комитет объединяет 143 профессиональные организации Австралии, Италии, Канады, Франции, ФРГ, США, Японии и других промышленно развитых стран мира. При этом IASC объединяет представителей только неправительственных профессиональных организаций.

Работой IASC руководит Совет. В разработке международных стандартов принимают участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта Совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Заседания Совета проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым вопросам.

К настоящему времени IASC издал более 40 международных стандартов бухгалтерского учета. Стандартом IAS считается текст документа, определяющий правила подготовки финансовой отчетности и опубликованный комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета на английском языке. Стандарты IAS носят рекомендательный характер, поэтому организации сами решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей отчетности. Тем не менее? поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.

Классификация МСФО

Название группы

Номер МСФО

Краткое описание МСФО

Раскрытие учетной политики и влияние на нее различных факторов

МСФО 1. Представление финансовой отчетности

Стандарт требует наличия данных по предыдущим периодам; применения принципа начислений для учета доходов и расходов. Раскрытие учетной политики представляется в составе финансовой отчетности

МСФО 14. Сегментная отчетность

Стандарт указывает, что финансовая отчетность предоставляется по сегментам

МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов

В соответствии со стандартом курсовые разницы, возникающие в результате расчета по денежным статьям, следует признавать как доходы или расходы того периода, в котором они возникли. Все курсовые разницы признаются как прибыль (убыток) за период

МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

Стандарт указывает, что большая часть населения размещает сбережения в немонетарных активах или в стабильной иностранной валюте. Процентные ставки и цены привязаны к индексу цен. Отчетность предприятий, функционирующих в гиперинфляционной среде должна быть откорректирована на влияние инфляции.

МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждениях

В стандарте подчеркнуто, что при подготовке финансовой отчетности необходимо раскрытие учетной политики, раскрытие сумм по основным видам доходов и расходов. В финансовой отчетности банка приводится анализ активов и пассивов, информация по кредитам и авансам, обязательствам и т. д.

МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность

Стандарт определяет, что промежуточная отчетность – это отчетность на более короткий период, чем отчетный год (квартал, полгода). Промежуточная финансовая отчетность должна быть сосредоточена на новых видах деятельности, событиях и условиях и не повторять сказанное ранее в отчетности за год

МСФО 36. Обесценение активов

В соответствии со стандартом организация должна признавать убыток от обесценения актива всегда, когда балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму. Организация самостоятельно на основе принципа существенности устанавливает необходимость определения возмещаемой величины активов для сравнения с их балансовой стоимостью. Стандарт не применяется для учета обесценения активов, отраженных по справедливой стоимости

МСФО 41. Сельское хозяйство

Стандарт определяет подход к учету и предоставлению информации в отношении сельскохозяйственной деятельности. Не применяется для учета земли сельскохозяйственного назначения (МСФО 16) и нематериальных активов сельскохозяйственного назначения (МСФО 38). Стандарт охватывает объекты, касающиеся сельскохозяйственной деятельности: биологические активы, сельхозпродукция в момент ее сбора, госсубсидии

Стандарты бухгалтерского баланса

Стандарт указывает, что запасы ТМЦ оцениваются по минимальной оценке (рыночной или себестоимости). При определении стоимости материальных ресурсов, списываемых на производственные нужды, применяются методы ЛИФО, ФИФО и средневзвешенной стоимости. В себестоимость ТМЦ включаются накладные расходы по их приобретению. В условиях гиперинфляции допустимо проведение переоценок ТМЦ

МСФО 16. Основные средства

Стандарт определяет историческую оценку. При безвозмездном получении объекты учитываются по приемлемой оценке. Переоценка, как правило, не проводится. Затраты на ремонт и модернизацию могут быть включены в стоимость объекта

Стандарт указывает, что существует два типа арендных отношений: финансовая и операционная аренда. Финансовая аренда – аренда, которая передает практически все риски и вопросы, вытекающие из владения данным активом. Операционная аренда представляет собой все аренды, отличные от финансовых

МСФО 19. Вознаграждение работникам

Стандарт применяется ко всем вознаграждениям работников, включая компенсации, предоставляемые на основе формальных соглашений неформальной практики. Он определяет принципы признания и оценки, а также требования по раскрытию в отношении вознаграждения работникам

МСФО 20. Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

Стандарт используется для учета правительственных субсидий и правительственной помощи

МСФО 26. Учет и отчетность по пенсионным планам

ПВ соответствии со стандартом пенсионные планы – это соглашения, по которым компания предоставляет пенсии своим сотрудникам по окончании или после завершения службы (в виде годового дохода или в виде единовременной выплаты)

МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

Стандарт применим к учету долей участия в совместных компаниях и отчетности об активах, обязательствах, доходах и убытках вне зависимости от структуры и формы такого предприятия. Основная задача стандарта состоит в предоставлении пользователям информации относительно доли участия владельцев в доходах предприятия и об основных чистых активах совместной компании

МСФО 33. Прибыль на акцию

Стандарт формулирует принципы расчета прибыли на одну акцию и отражения в финансовой отчетности. Стандарт акцентирует внимание на знаменателе в формуле расчета прибыли на одну акцию (количество обыкновенных выпущенных акций). Стандарт применяется компаниями, чьи обыкновенные акции имеют обращение на открытом (биржевом или внебиржевом) рынке ценных бумаг

МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы

Стандарт устанавливает условия для признания резервов, условных обязательств и условных активов. Эти условия должны помочь компании в достижении последовательного и сопоставимого порядка учета для резервов, таких как затраты на вывод из эксплуатации, другие затраты, связанные с защитой окружающей среды, затраты на реструктуризацию

МСФО 38. Нематериальные активы

Стандарт применяется ко всем нематериальным активам, которые не рассматриваются в каком-либо другом МСФО (компьютерное программное обеспечение, лицензия, франшизы и нематериальные активы в процессе разработки)

МСФО 40. Инвестиционная собственность

Стандарт касается инвестиционной собственности, являющейся собственностью, которой владеют (собственник или арендатор по финансовой аренде) с целью получения дохода в виде арендной платы, или повышения стоимости (удорожания) капитала, или того и другого

Стандарты отчета о прибылях и убытках

МСФО 8. Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

Стандарт трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки предоставления финансовой отчетности. Отменено различие между фундаментальными и существенными ошибками

МСФО 10. События после очередной даты

Непредвиденный убыток стандарт относит к убыткам будущих периодов, когда становится очевидным, что будущее событие подтвердит мнение о возможности убытка. Дивиденды учитываются в соответствии с дивидендной политикой предприятия, а не только при их объявлении

МСФО 11. Договоры подряда

Данный стандарт определяет порядок учета выручки и затрат по договорам подряда, акцентируя внимание: 1) на надлежащем соответствии выручки по договору и связанным с ним стоимостям; 2) на распределении выручки и затрат по учетным периодам, в которые были проделаны работы

МСФО 12. Налоги на прибыль

Стандарт предусматривает попериодное распределение налогов

В соответствии со стандартом доход от деятельности признается в момент оказания услуги, отгрузки товара. Доход от участия в капитале признается в момент объявления права на получение. Безвозмездное получение активов трактуется как внереализационный доход

МСФО 23. Затраты по займам

Стандарт применяется для учета затрат по займам, включая проценты и другие расходы компании, связанные с займом средств

Стандарты отчета о движении денежных средств

МСФО 7. Отчет о движении денежных средств

стандарт указывает, что необходим отчет о денежных оборотах

МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

Стандарт устанавливает требования по предоставлению информации о балансовых финансовых инструментах, определяет ту информацию, которую следует раскрывать как о балансовых (признанных), так и о забалансовых (непризнанных) финансовых инструментах

МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка

Стандарт устанавливает принципы признания, оценки и раскрытия информации о финансовых инструментах в финансовой отчетности; существенно расширяет использование справедливой стоимости в учете в отношении финансовых инструментов, особенно в части оценки активов предприятия

Стандарты сводной отчетности

МСФО 22. Объединение бизнеса

В соответствии со стандартом учет объединения компаний осуществляется двумя методами: методом покупки, при котором определяются покупатель, стоимость покупки и осуществляется распределение установленной стоимости на идентифицируемые активы и обязательства; методом объединения интересов, который применяется в тех ситуациях, когда покупатель не может быть определен. Выбор метода не зависит от юридической формы сделки.

МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах

Стандарт применяется в отношении связанных сторон и операций, осуществленных между отчитывающейся компанией и связанными с ней сторонами, так как отношения со связанной стороной могут оказывать значительное влияние на финансовое положение и операционные результаты отчитывающейся компании. Критерии признания зависимости: контрольный пакет акций, наличие специальных соглашений об установлении контроля

МСФО 27. Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность

Стандарт определяет методы, используемые для консолидации: метод приобретения (полная консолидация), метод долевого участия, пропорциональная консолидация

МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные компании

В стандарте излагаются альтернативные методы учета, применяемые в отношении ассоциированных компаний. Основной задачей стандарта является предоставление пользователям информации в отношении долей инвесторов в прибылях, основных активах и обязательствах, имеющихся у объектов инвестирования. Стандарт применяется ко всем инвестициям в ассоциированные компании, т. е. такие компании, в которых инвестор имеет значительное влияние, причем такая компания не является ни дочерней компанией, ни совместным предприятием инвестора

Соответствие ПБУ Международным стандартам финансовой отчетности

Название

Аналог в российских Положениях по бухгалтерскому учету

Представление финансовой отчетности

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Сводная финансовая отчетность (заменен на МСФО 27 и МСФО 28)

Амортизация (заменен на МСФО 16)

Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности (заменен на МСФО 1)

Отражение в учете изменения цен (заменен на МСФО 15)

Отчет о движении денежных средств

Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Затраты на исследования и разработки (заменен на МСФО 38)

События после очередной даты

ПБУ 7/98 «События после очередной даты»

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств (заменен на МСФО 1)

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»

Информация, отражающая влияние изменения цен

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *