клавиатура баяна с нотами правая и левая
Клавиатура баяна с нотами правая и левая
Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот
В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).
Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.
Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.
Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.
Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.
Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.
Клавиатура баяна с нотами правая и левая
Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
Клавиатура баяна
Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.
Левая клавиатура баяна
Методика обучения игре по слуху на баяне
Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений
Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью
Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель
Содержание 200 страниц
От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений
Идея обучения игре на баяне по слуху
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для аккордов 6м, 3с, 2м
1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
Советы начинающим
На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7
Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с.
Ноты, сборники, литература для баяна
1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ БАЯНА
Современному баяну предшествовала гармоника. Впервые это название появляется в XVIII веке. В начале XIX века так называли инструмент, напоминающий современную губную гармонику. Звук на этих гармониках извлекался при помощи язычков, которые приводились в колебание струей воздуха. Губные гармоники в России появились в 30— 40-х годах XIX века. Их первыми мастерами были тульские оружейники.
В 50-х годах прошлого века тульский оружейник Сизов сконструировал ручную однорядную гармонику. По ее типу стали делать инструменты и другие оружейники Тулы. Такая гармоника называлась «тульской однорядной с русским строем» (построена на диатоническом звукоряде). Вскоре инструмент распространился почти по всей России. Названия местечка, села или города, где изготовлялись эти гармоники, переносились и на самый инструмент. Так появились «вятские», «саратовские», «касимовские?) и другие гармоники. Большая роль в усовершенствовании и распространении гармоник принадлежала русскому мастеру Белобородову. В 1861 — 1862 годах им была сконструирована гармоника с полным хроматическим звукорядом. На таких гармониках играли в первом ансамбле гармонистов под руководством Белобородова.
Все употреблявшиеся когда-то в России старинные гармоники можно разделить на два основных типа:
1. Гармоники, в которых каждая клавиша дает при ведении меха в обоих направлениях один и тот же звук. К этому типу относятся однорядные гармоники: «ливенские», «вятские» (татарские), «смоленские», «елецкие», «сибирские»; двухрядные: «хромки» (вологодские), «елецкие» диатонические и хроматические.
2. Гармоники, у которых каждая клавиша в зависимости от направления движения меха дает два разных звука. К этому типу относятся однорядные: «тульские», «саратовские», «черепашки»; двухрядные: «бологойские»,«касимовские» и хроматические Белобородова.
Большинство этих типов гармоник в настоящее время вышло из употребления.
Звукоряды старинных гармоник имели строение (лад), характерное для русских народных песен, возникших в данной области (миксолидийский, дорийский и другие).
В 1908 году исполнитель на гармонике Орланский-Титаренко заказал Стерлигову хроматическую трехрядную гармонику, которая и была названа баяном в честь легендарного певца. Это название сохранилось и до сих пор.
В настоящее время существуют две системы баянов — готовые и выборные.
Готовым называется баян
(в этой конструкции баяна, готового с переключением на выборный, 5-й ряд клавиш дает уменьшенное трезвучие. Ряд готовых доминант-септаккордов отсутствует (6-го ряда нет). Доминантсептаккорды могут быть получены одновременным нажатием двух клавиш 3-го и 5-го рядов, дающих соответственно мажорное и уменьшенное трезвучие, образующие доминантсептаккорд)
у которого каждая клавиша 3-го, 4-го, 5-го, а иногда и 6-го ряда левой клавиатуры дает готовый аккорд трезвучия мажора, минора, доминантсептаккорда с пропущенной квинтой и уменьшенного трезвучия.
Выборным называется баян, у которого готовых аккордов нет, а клавиатура левой руки построена по принципу клавиатуры правой руки и заключает в себе нижний регистр (басы). Для получения того или иного аккорда нужно нажать несколько клавиш — набрать, или выбрать, аккорд, что и определило название баяна. Выборный баян впервые был сконструирован мастером Стерлиговым.
Кроме двух основных видов баянов, существуют и так называемые комбинированные баяны.
Комбинированный баян совмещает в себе готовый и выборный, с переключением одного на другой. В нем две системы левой клавиатуры: одна — выборная — построена по принципу хроматической правой клавиатуры, другая — готовая — построена по обычно распространенной системе готовых аккордов.
такой конструкции не имеют широкого распространения. Поэтому настоящая Школа предназначена для обучения игре на баяне с готовыми аккордами.
2. УСТРОЙСТВО БАЯНА
Баян состоит из двух частей, соединенных между собой мехом.
Правая часть корпуса имеет так называемый гриф — тонкую дощечку, которая прикреплена к корпусу баяна ребром, то есть перпендикулярно. Гриф служит основанием для расположенных на нем клавиш. В зависимости от конструкции баяна, правая часть корпуса имеет от 52 до 64 клавиш, которые составляют правую клавиатуру баяна.
На левой части корпуса баяна находится от 100 до 120 клавиш. Эти клавиши составляют левую клавиатуру баяна.
Мех состоит из складчатой четырехгранной камеры, сделанной из картона и покрытой плотной материей. Число складок (борин) — от 12 до 16. Мех служит камерой для воздуха и обеспечивает подвижность правой и левой частей корпуса баяна. Движение воздуха, происходящее при сжимании и разжимании меха, приводит в колебание металлические язычку (голоса).
Баян имеет два ремня. К правой части корпуса прикреплен длинный ремень; с левой стороны ремень короткий, он идет вдоль левой части корпуса. Ремни служат для держания инструмента (рис. 1).
3. УХОД ЗА БАЯНОМ
К инструменту нужно относиться бережно Содержать баян в чистоте; образовавшуюся на клавиатуре и корпусе пыль стирать мягкой тряпочкой. Баян, по возможности, надо оберегать от сотрясений, ударов, от резких температурных изменений; не держать баян в сыром помещении — от этого инструмент портится: дерево разбухает, в силу чего клапаны западают, «голоса» ржавеют и расстраиваются. Не следует держать баян вблизи отопления, так как от этого инструмент рассыхается. Рекомендуется держать баян в футляре.
Баян не следует подвергать частой разборке, снимать правую или левую часть корпуса и т. п., так как это может расстроить соединения точно пригнанных друг к другу частей инструмента. Не следует поднимать баян за ремни, ставить инструмент на крышку левой части корпуса. Баян рекомендуется ставить во всех случаях (даже и в футляре) в том же положении, в каком находится он во время игры.
4. ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
Правая клавиатура состоит из трех продольных рядов клавиш. Нумерация рядов начинается от корпуса баяна, то есть первым считается ряд, ближайший к корпусу и т. д. Эти ряды находятся не в одной плоскости, а расположены ступенями: второй ряд несколько ниже первого, а третий — ниже второго.
Клавиши второго ряда немного сдвинуты вниз по отношению к первому ряду, клавиши третьего — от отношению к второму, и таким образом получаются поперечные ряды, несколько скошенные книзу от первого ряда к третьему.
В каждом ряду правой клавиатуры баяна имеются белые и черные клавиши. В первом и во втором рядах черные и белые клавиши расположены попарно, то есть две белые, затем две черные и опять две белые и т. д.,
В третьем же ряду чередуются три белые клавиши и одна черная.
На белых клавишах расположены основные звуки до-мажорной гаммы. Черные клавиши дают альтерированные звуки, повышенные (# — диез) или пониженные (V—бемоль). Все клавиши правой клавиатуры издают различные по высоте звуки.
Каждой клавише соответствует только один звук, который на клавиатуре больше не повторяется. Низкие звуки расположены вверху клавиатуры, высокие— внизу. Если нажимать клавиши последовательно по поперечным косым рядам, не пропуская ни одного ряда и клавиш в нем и опускаясь таким образом вниз по клавиатуре, то получается равномерно повышающаяся по полутонам последовательность звуков (хроматическая).
Каждая тринадцатая клавиша, отсчитанная в указанном порядке от любой клавиши, дает звук, сходный по звучанию со звуком первой клавиши, но отличающийся по высоте (октава). Такие звуки называются одноименными, так как они имеют одни и те же названия. Если же отсчитывать в продольном ряду, то это будет пятая клавиша, которая дает сходный одноименный звук.
В первом ряду клавиатуры, в первой паре белых клавиш, нижняя дает звук до малой октавы. Звук до, находящийся во второй паре (считая сверху клавиатуры), дает начало первой октаве. Звук до в следующей паре белых клавиш является начальным звуком второй октавы, следующий звук до — третьей октавы и т. д.
Диапазон правой клавиатуры простирается (в зависимости от конструкции баяна) от до малой октавы до четвертой.
Клавиши 1-го, 2-го и 3-го рядов расположены вдоль клавиатуры таким образом, что каждая соседняя клавиша дает звук, равный по высоте малой терции.
Так, в первом ряду от ноты до вниз по клавиатуре ближайшая соседняя черная клавиша дает звук ми-бемоль (он же ре-диез), следующая черная клавиша —- соль-бемоль (он же фа-диез), следующая первая белая клавиша дает звук ля, соседняя с ней—опять звук до и т. д. во всех октавах.
Во втором ряду первая белая клавиша дает звук ми, соседняя с ней белая — звук соль, следующая первая черная—звук си-бемоль, вторая черная—звук ре-бемоль (или до-диез) и т. д.
В третьем ряду первая белая клавиша дает звук си, вторая белая — звук ре, третья белая — звук фа, следующая черная — ля-бемоль (соль-диез) и затем первая белая — опять звук си и т. д.
Благодаря такому расположению клавиш создается возможность определить три основные позиции для игры правой рукой.
В первой позиции играются произведения в мажорных и минорных тональностях, начинающихся с клавиш первого ряда (до, ми-бемоль, соль-бемоль, ля мажор и ля, до, ми-бемоль, фа-диез минор).
Во второй позиции исполняются произведения в мажорных и минорных тональностях, начинающихся с клавиш второго ряда. То же самое можно сказать и о третьей позиции, связанной с третьим рядом правой клавиатуры.
5. ЛЕВАЯ КЛАВИАТУРА БАЯНА
Левая клавиатура состоит из пяти (а иногда из шести) продольных рядов. Эти ряды считаются по направлению от меха к краю, то есть первым называют ряд, ближайший к меху.
Клавиши продольных рядов левой клавиатуры расположены не точно против клавиш первого ряда, а каждый ряд несколько сдвинут кверху, по отношению к предыдущему. Таким образом создаются несколько скошенные кверху поперечные ряды.
Клавиши 1-го и 2-го продольных рядов при нажатии дают басовые звуки. Каждая клавиша 3-го, 4-го и 5-го рядов (а в некоторых инструментах и 6-го ряда) дает звучание готовых аккордов.
Главным » рядом левой клавиатуры является второй продольный ряд басов, который носит название основного.
Клавиши основного ряда расположены не в порядке ступеней гаммы, а так, что каждая соседняя клавиша, считая снизу вверх вдоль клавиатуры, дает звук квинтой выше предыдущего.
Примерно в середине этого ряда имеются семь басовых клавиш, из них первая снизу белая дает самый низкий звук баяна — ноту фа контроктавы; соседняя белая клавиша дает звук до большой октавы и т.д.
Третий продольный ряд дает мажорные трезвучия (или их обращения), построенные от основных басов тех звуков, которые извлекаются соседними клавишами второго продольного ряда. Четвертый ряд дает аккорды минорных трезвучий (или их обращений), а пятый ряд дает доминантсептаккорды (или их обращения).
В баянах некоторых конструкций имеется еще шестой продольный ряд, который дает звуки аккордов уменьшенных трезвучий.
Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть
Соседняя с нотой фа вниз черная клавиша дает звук си-бемоль, вторая вниз черная клавиша—звук ми-бемоль и т. д. Таким образом, звуки, извлекаемые на белых клавишах 2-го ряда, в целом составляют звукоряд до-мажорной гаммы, но расположены не в обычном порядке. Пять черных клавиш этого ряда по отношению к белым клавишам дают звуки хроматически измененные (т. е. бемольные и диезные).
Семь белых и пять черных клавиш дают все 12 хроматических звуков в пределах одной октавы. Кроме семи белых и пяти черных, в том же ряду имеются еще белые и черные клавиши, представляющие собой повторение указанных выше; они предназначены для удобства (для избежания скачков).
Первый ряд левой клавиатуры называется вспомогательным. Клавиши первого ряда расположены между собой точно так же, как и во втором ряду и являются повторением 2-го (основного ряда), но первый ряд по отношению ко второму по высоте сдвинут на большую терцию вверх (по написанию нот).
Таким образом, против звука фа 2-го продольного ряда (первой снизу белой клавиши) находится звук ля.
Вспомогательный ряд, дающий звуки терции к основному ряду басов (2-й ряд), представляет большое удобство и значительно облегчает игру на басах.
Клавиши вспомогательного ряда в нотах условно обозначаются буквой В, которая ставится под или над нотой.
Басы каждой клавиши основного и вспомогательного рядов записываются одной нотой, хотя при нажиме соответствующей клавиши звучит не один звук, а три одноименных звука сразу в трех октавах:
Третий продольный ряд дает мажорные трезвучия (или их обращения), построенные от основных басов тех звуков, которые извлекаются соседними клавишами второго продольного ряда. Четвертый ряд дает аккорды минорных трезвучий (или их обращений), а пятый ряд дает доминантсептаккорды (или их обращения).
В баянах некоторых конструкций имеется еще шестой продольный ряд, который дает звуки аккордов уменьшенных трезвучий.
Басы второго ряда являются основными звуками по отношению к звукам аккордов остальных рядов, то есть аккорды зависят от названия того баса, против которого они стоят в поперечном (косом) ряду. Иначе говоря, каждый основной бас по поперечному косому ряду имеет три готовых, относящихся к нему аккорда.
При нажатии лишь одной клавиши 3-го, 4-го, 5-го и, 6-го продольных рядов звучит сразу целый аккорд, но в нотах все же выписываются все звуки, входящие в аккорд. Звучание этих аккордов не выходит за пределы малой и первой октав.
Для облегчения нахождения аккордов на баяне в нотах применяются условные обозначения:
1) мажорные аккорды (большие трезвучия) обозначаются буквой Б;
2) минорные аккорды (малые трезвучия) обозначаются буквой М;
3) доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7;
4) уменьшенные трезвучия обозначаются буквой У.
Если после баса стоит аккорд, имеющий одно из этих условных обозначений, то этот аккорд берется в соответствии с обозначением в том же поперечном (косом) ряду, в котором находится бас.
Для более легкого нахождения на клавиатуре нужной клавиши внизу аккорда пишется маленькая нотка в скобках, которая указывает, от какого основного баса следует брать аккорд:
В примере 2 бас си берется во вспомогательном ряду, а следующий мажорный аккорд от ноты соль находится в одном поперечном ряду с нотой си.
Если аккорд стоит над басовой нотой, то бас и аккорд исполняются одновременно, то есть две клавиши, басовая и аккордная, нажимаются вместе.
В этих случаях под аккордом может быть также подписана маленькая нотка в скобках, указывающая, от какого баса следует исполнять аккорд:
Если бас записан нотами больших длительностей, а аккорд имеет меньшую протяженность, запись в нотах имеет следующий вид:
5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами
Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.
Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.
В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.
Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.
Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.
Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.
Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».
Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.
Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»
В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.