клинок в форме пера
Немного о финке.
В данном случае совсем кратко уделим внимание такому ножу как Финка. Но не всем, а тем, которые стали популярны в криминальной среде. И позднее на основе которых и были сделаны варианты боевых ножей, использовавшихся в военный и более поздний период.
Да, в те годы финкой ещё и головной убор называли. В 20-х очень популярный среди уголовного элемента. А в 1931 году финка стала обязательным головным убором для начсостава КА при ношении бекешы.
Одним из основных поставщиков ножей финского образца в Российскую империю было Великое Герцогство Финляндское, некогда ее являвшееся частью. Главным производителем и поставщиком можно назвать фабрику Физкарз, основанную в 1649 году и успешно существующую по сей день. Кроме них в заполнении ножевого рынка приняли участие Хакман, Ярвенпаа и прочие. Популярность финских ножей была столь велика, что и местные артели начали делать ножи подобные финским. Некоторые из которых даже были отмечены грамотами!
И к концу XIX века все другие модели ножей в Северо-Западном и Центральном регионах были полностью вытеснены финскими образцами.
Однако со временем, стали вноситься коррективы, что привело к появлению моделей, отличающихся от традиционных финских ножей. Отмечая пожелания потребителей, финские производители ножей стали так же вносить изменения. И в официальных каталогах появились ножи, называвшиеся «русскими».
Еще одной особенностью «русской финки» можно назвать наличие «сучка», характерного выступа на рукояти. Такие ножи делались исключительно для российского рынка финскими фабриками Фискарс и Хакман. На территории самой Финляндии такой вариант был не особо распространен. Разумеется, производством таких моделей занимались и местные артели. Наиболее аутентичным типом финки можно назвать вариант с характерной выемкой на рукояти при ее общей овальности, в Финляндии такого типа рукояти нет.
Еще одной важной особенностью у всех «сучков» является тупьё на лезвие перед рукоятью. Таким образом «сучку» с его 100 мм. рукоятью хватает места чтоб рука не скользнула на лезвие. Да и вообще все популярные, довоенные клинки что НР, что сапёр, что сучок имеют тупьё. Клинки Фискарских сучков и русских фабричных, артельно-кустарных сучков имели общие принципы, спуски с середины, щучки, тупьё различие было лишь в форме щучки, тупья, у местных тупьё было больше около 20 мм. т.к. рукояти были короче, чем у финских. Рукояти финских сучков и местных, артельных сучков сильно отличались. На финских рукоять была больше 100мм, и сучок выполнял функцию упора ладони, артельные рукояти сучков были около 100 мм и сучок своеобразной формы. Сучок в финском варианте, это обычный грибок, но лишённый боковых расширений т.е. фас или тыл рукояти выглядят как обычная » бочечка «.
Финский сучок невелик и выступает только с нижней части рукояти, в отличии от российских артельных. По сути он в основном формируется выборкой в бочкообразной рукояти, лишь немного выступая за ей силуэт.
Тем не менее, в артелях, в конце 30-х начале 40-х годов стали появляться модели с ограничителями, ставшие популярными и в армейской среде. Кустарное производство по своим оборотам можно было сравнить с официальным производством для нужд армии. В период Второй Мировой Войны, финки разнообразных типов получили самое широкое распространение. Тогда же, появился и новый элемент дизайна – разноцветные наборные рукояти, успешно пошедший в народ. Такая рукоять из разноцветной пластмассы могла много рассказывала знающему человеку о владельце ножа.
Как уже отмечалось, кроме уголовной, ножи финского типа стали пользоваться популярностью в армейской среде. Некоторые связывают такую популярность с действиями финских разведывательно-диверсионных отрядов в период зимней войны 1939 года.
К 1941 году приемы работы ножом и защиты от него отмечены уже в «Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии» и на плакаты КУНС ФИЗО. В ходе Второй Мировой Войны финка исправно служила во многих родах войск, и в десанте и погранвойсках и в партизанских отрядах и разумеется в разведывательных подразделениях. Отмечалось немало подвигов, совершенных с помощью финки в военный период. Так, Федор Степанович Ильев, в период героической обороны Одессы, в ходе рейдов в тыл противника с помощью ножа уничтожил более 30 человек, как солдат, так и офицеров. В более поздний период, 10 ноября 1944 г. при ликвидации бандформирований в районе Смольницы начальник 2-й резервной заставы лейтенант Набиев с помощью финки вышел победителем из рукопашной схватки с внезапно напавшими на него бандитами. И это только отдельные эпизоды широко известные нам, а каждый сможет добавить от себя и менее известные, в которых финка сыграла свою роль.
Кроме того, финки использовались и для награждения особо отличившихся солдат и офицеров или в качестве подарков.
В послевоенный период, с повышением спроса на столовые приборы и кухонную утварь, а также на охотничьи, туристические и универсальные ножи – легализованные производители не справлялись. И в связи с этим к производству ножей были подключены и производственные ресурсы мест лишения свободы в соответствии с положением УК и под надзором НКВД. Объемы производства ножей иногда достигали 60 и более процентов.
И по сей день, финка остается одним из самых популярных ножей.
По материалам содержащимся в Сети.
Так же спасибо Кальмару за предоставленные материалы!
Клинок в форме пера
Итак, сначала приведём основные параметры ножа, а далее перейдём непосредственно к описанию.
Общая длина: 220 мм
Осевой узел: mrbs от Sidis-а
Тип замка: лайнер-лок
Нож получился средних размеров, по основным габаритам практически повторяет Флиппер 95, что на наш взгляд делает Перо ножом универсальным, как с точки зрения эргономики, так и рабочих задач для складного ножа.
Посмотрим на него внимательнее.
Клипса на Пере, как и бэкспейсер, изготовлена из титана, при этом крепление к плашке выполнено максимально близко к краю рукояти, что обеспечивает глубокую посадку на карман. Крепится к рукояти она скрытым винтом изнутри, а под посадочное место клипсы в плашке есть некоторое углубление, что делает её крепление ещё более надёжным.
Рядом с местом крепления клипсы расположено сквозное отверстие под темляк.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что клипса скрывает под собой три винта, которыми осуществляется крепление титанового лайнера внутри рукояти. В самом лайнере имеется стальной сухарик, что повышает износостойкость замка и делает его обслуживаемым.
Осевой винт утоплен в плашки, имеет оригинальную гранёную форму, а со стороны клипсы винт имеет фирменный шлиц, свойственным и другим ножам дизайна Дмитрия Синькевича.
Другие винты, на которых собирается рукоять, также имеют фирменный шлиц. Именно под такие винты наша Мастерская недавно выпустила оригинальную ручку с двухсторонней битой двух размеров, подходящей для разборки в том числе и данного ножа.
Клинок имеет выраженную форму «щучки», со слегка вздёрнутым к верху кончиком, а также нешироким, но длинным сведжем по обуху в 2/3 длины клинка.
Из других особенностей клинка можно назвать достаточно длинные симметричные долы, добавляющие клинку стремительности, при этом дол выходит прямо на сведж. Подобное решение можно увидеть и на другом ноже нашего совместного проекта Джинс, правда, там дол был изогнут и один.
Спуски у клинка прямые, а под долами ближе к основанию лазерной гравировкой на спусках нанесены логотипы нашей Мастерской и автора дизайна ножа, Дмитрия Синькевича.
Длина клинка традиционно оптимально соответствует длине рукояти, при этом в бэкспейсере выполнена выборка, что дало возможность прибавить клинку пару дополнительных миллиметров.
По обуху ножа для более уверенного хвата и контроля ножа при работе нанесен длинный ряд насечек.
В сложенном состоянии клинок практически полностью скрывается в рукояти. Из важных особенностей данного ножа стоит отметить совсем невысокий плавник, который также минимально выходит за габариты рукояти.
На плавнике имеются насечки, препятствующие соскальзыванию пальца при нажатии на плавник, усилие при страгивании среднее, а флип у ножа уверенный. Удачное решение с невысоким плавником, опробованное на Сигме, хорошо вписалось и в Перо на наш взгляд, т.к. невысокий плавник даёт большую свободу при резе.
Клинок изготовлен из стали Vanax 37, показывающей хорошие режущие качества, устойчивость к коррозии, практичность в плане заточки и правки режущей кромки.
Режущая кромка клинка начинается не от самого начала спусков, сделано это для более удобной правки и заточки кромки.
В осевом узле мы применили проверенную систему многорядных подшипников на стальной подложке авторства Дмитрия Синькевича (mrbs), это гарантирует наибольшую долговечность работы узла, а также обеспечивает отличную плавность хода клинка.
Резюмируя, можно сказать, что Перо получится лёгким, надёжным и универсальным ножом с отличной эргономикой.
Запись на участие в проекте пройдёт традиционно на нашем сайте! Информация об условиях участия в проекте появится в ближайшее время. Желаем всем удачи!
«Перо» — лимитированный флиппер МБШ по дизайну Синкевича
Флиппер МБШ Перо — это коллаборация мастерской Широгоровых с одним из самых известных ножевых дизайнеров Дмитрием Синкевичем. Ярославская компания выпустила лимитированную серию из 200 ножей. Сотня «перьев» остаётся на российском рынке, другая сотня уходит на американский. В свободной продаже на первичном рынке этих изделий не было. Право покупки всех ножей было разыграно лотереей. Перо вызывало большой интерес коллекционеров.
Клинок изготовлен из легированной стали Vanax 37 шведской фирмы Uddeholm. Материал обладает превосходными режущими качествами и отличается устойчивостью к коррозии. Клинок имеет форму «щучки» с немного вздернутым вверх кончиком. Два дола придают лезвию стремительность. Для лучшего контроля ножа при работе на обух клинка нанесены насечки.
Плашки рукояти ножа выполнены из карбона, что существенно снизило вес ножа. Они соединены между собой длинным титановым бэкспейсером, благодаря которому увеличена жесткость и прочность конструкции. Эргономичная рукоять удобна для ладоней разных размеров.
В осевом узле — система трёхрядных подшипников на закаленной стальной шайбе. Такое решение обеспечивает плавность хода и высокую скорость флипа клинка. Головка осевого винта имеет своеобразную граненую форму. Такой же винт Вы сможете увидеть на кастомных ножах Дмитрия Синкевича.
Замок Liner-lock со стальным сухарем, увеличивающим износоустойчивость механизма. Клипса выполнена из титана и расположена практически у края рукояти, что гарантирует глубокую посадку ножа в кармане. Рядом с креплением клипсы имеется удобное сквозное отверстие для темляка.
Мастерская братьев Широгоровых (МБШ) на протяжении более 10 лет создает высококачественные ножи. Это одна из немногих компаний в России, которая смогла выйти на мировой рынок ножестроения, где на равных конкурирует с брендами из США, Европы и Японии. Фолдеры ярославских мастеров уже успели стать классикой. Минималистичный узнаваемый дизайн, безупречная эргономичность, высокое внимание к деталям и совершенная финишная отделка — фирменный стиль мастерской.
Успейте приобрести лимитированный флиппер, сделав онлайн-заказ на нашем сайте или же связавшись с менеджером магазина.
Нож Перо из мозаичного дамаска, настольная композиция Перо в чернильнице из граба
Нож «Перо» с авторским клинком из мозаичного дамаска с никелем. Рукоять изделия полностью вырезана из монолитного куска древесины граба мореного.
Подставка ножа выполнена в форме чернильницы. Вся композиция «Перо в чернильнице» выполнена из мореного граба со стилизованной резьбой.
Данная ножевая композиция может украсить ваш офис или место в гостиной. Также вы можете подарить эту композицию дорогому вам человеку или руководителю.
Срок изготовления
Средняя оценка покупателей: (1)
Гарантия на ножи в нашем интернет магазине ОКСКИЕ НОЖИ составляет 1 год при условии правильной эксплуатации и обслуживании.
Все ножи в нашем интернет-магазине являются сертифицированными изделиями, что подтверждено сертификатом соответствия на изделия.
Обслуживание и уход за ножами
Пожалуйста, полностью указывайте свой адрес доставки, индекс города, Ф.И.О. получателя, контактный телефон. Перед отправлением заказа, наш оператор обязательно с Вами свяжется для уточнения деталей заказа и доставки. Без этого заказы не высылаются.
Доставка по России
Доставка по России осуществляется Почтой России, транспортными компаниями либо курьерскими службами.
Доставка по России Почтой России
Доставка заказов Почтой России может быть осуществлена в любой регион России вне зависимости от его удаленности, по предоплате или наложенным платежом на Ваш выбор.
Бесплатная доставка заказов Почтой России при заказе свыше 5000 рублей по предоплате.
Стоимость почтовых расходов по пересылке заказа наложенным платежом составляет 300 руб. + 5-8% от суммы заказа, рассчитывается автоматически при оформлении заказа. В некоторые отдалённые регионы стоимость отправки будет чуть выше. Оплата происходит в почтовом отделении при получении посылки. Также, при оплате, к общей стоимости заказа почта дополнительно удержит свою комиссию за перевод денег.
Оплатить доставку можно заранее, уточнить информацию можно по телефону 8-800-707-28-57 или отправив запрос на электронную почту maria83k83@gmail.com.
Доставка по России EMS Почта России
Доставка по России транспортными компаниями и службами экспресс-доставки
Стоимость доставки заказа в любой город России можно уточнить на сайте этих компаний или позвонить менеджеру.
В случае, если Вы выбираете доставку транспортной компанией или экспресс-службой, то Вам необходимо предварительно сообщить о своем выборе доставки нашему менеджеру по телефону 8-800-707-28-57 или отправив запрос на электронную почту maria83k83@gmail.com.
Доставка заказа с помощью транспортной компании или экспресс-службой осуществляется только по предоплате за товар. Счет на оплату будет выслан Вам на электронную почту и будет включать цену изделия и стоимость доставки.
Оплатить заказ на нашем сайте можно:
Меч-перо
Безопасность превыше всего
Что означает его странное название? Как появлению меча-пера помогли немецкие бюргеры? И сколько примерно федершвертов продаётся за год в современном мире?
Меч — уникальный продукт эволюции человеческого общества, инструмент, созданный как орудие уничтожения себе подобных. Древнейшие из известных мечей относятся к эпохе энеолита. Уже в бронзовом веке они распространились по всей Ойкумене вместе со связанными с ними мифологией и традицией: от добычи руды до ритуала погребения вместе с хозяином.
Упражнения со столбом, из манускрипта нач. XIV в.
Упражнения со столбом согласно Вегецию, нач. XVII век из трактата Иоганна Якоби фон Вальхаузена «Римское военное искусство», 1616 г., Франкфурт-на-Майне
В XV веке в городах Священной Римской империи, а также в Италии и Бургундии, резко выросла популярность фехтования. Это совпало с необыкновенным подъёмом немецкой металлургии. Порой дело доходило до настоящих курьёзов.
Именно в такой среде появился первый настоящий тренировочный меч, который полностью повторял свойства меча боевого, но оставался при этом сравнительно безопасным.
В среде свободных горожан привычка носить меч с собой отныне считается привилегией свободного человека. Растёт и число судебных поединков, что отражено во многих локальных законодательных актах Священной Римской Империи. Поэтому не случайно, что в немецких землях возникает запрос на обучение фехтованию.
Свидетельства источников
Специальный меч для фехтования в историографии часто так и называют — Fechtfeder («боевое перо») или Federschwert («меч-перо»). Хотя оба эти названия являются скорее историографическим конструктом, чем точными историческими терминами.
Оружиеведы XIX века предположительно выводили такое название из ключевого свойства этого меча — его особой гибкости и упругости. Хотя, вероятнее всего, он получил свое имя в честь гильдии «фехтовальщиков пера» (Freifechter von der Feder zum Greifenfels). Она была основана в 1570 году в Праге и в 1607 году получила от Рудольфа II право преподавать фехтование и в других городах империи. По большей части членами гильдии были студенты Пражского университета.
Обе гильдии сосуществовали в пределах Священной Римской Империи и порой соперничали за право преподавать и аттестовать мастеров фехтования. Вероятно, понятие «меч-перо» является своего рода шуткой, придуманной именно этим вторым фехтовальным братством. В отличие от «фехтовальщиков пера» основную его часть составляли ремесленники. Вполне естественно, что они редко могли удержаться от насмешек над студентами, которые, по их мнению, уверенно орудовали разве что пером и чернильницей.
Противоречия и открытая враждебность между школами зафиксированы в дошедших до нас хулительных стихах, полных взаимных оскорблений, издёвок, высмеивания пороков и ироничных выпадов в сторону конкурентов. Именно из таких аллегорических шуток за фехтовальным мечом могло закрепиться название фехтфедера, то есть, «боевого пера».
Напоминание членам гильдии Федерфехтеров об экзамене, 1608 г.
С исторической точки зрения в его отношении правильнее использовать термин fechtschwert, обозначающий попросту меч для фехтования, или же paratschwert (от лат. parare — «готовиться»), буквально «меч для подготовки». Эти слова такжевстречаются в источниках начиная с конца XV века, зачастую в описаниях спортивных или тренировочных поединков.
Итак, разобравшись с названием, перейдём к сути
Германские фехтовальные трактаты второй половины XV века демонстрируют меч, очень похожий на изображённый в Гданьском кодексе, но не укладывающийся в традиционную типологию Оакшотта. Его клинок обладает ощутимо большим основанием — рикассо (или по-немецки, fehlschärfe), а пята клинка, не имеет признаков ребер, дола или острия.
В изобразительных источниках конца XV и начала XVI веков видна еще одна особенность этого фехтшверта — прямой клинок, сначала равномерно сужающийся, а во второй половине XVI века — расширяющийся к концу. На страницах Золотурнского фехтбуха [xiv] можно увидеть сужающиеся клинки федерного типа. Похожий меч встречается в манускрипте Паулюса Каля и в более поздних трактатах середины XVI века, например, в трудах Пауля Гектора Майра [xv] и Иоахима Мейера.
Справедливо будет сказать, что со временем фехтшверт стал неотъемлемой частью визуального кода, связанного с фехтовальными гильдиями вообще. Он встречается в изображениях процессий, гильдий и отдельных мастеров фехтования.
Герб фехтовальной гильдии
Появившись в середине XV века, длинный тренировочный меч дожил до века XVIII, оставался символом фехтовальных гильдий и появлялся на портретах «королей» фехтовальных залов. [xvi]
«Король» фехтовального зала с федершвертом
Нашел он свое отражение и в культуре юмора – на карикатурных изображениях членов фехтовальных гильдий нередко появлялся гибкий, если не сказать «увядший», меч.
Посвящение в члены фехтовальной гильдии, карикатура, мастер Elias Baeck, 1720 г.
Устройство меча
Стоит сказать несколько слов о техническом устройстве длинного меча. Принципиальным отличием такого рода тренировочных мечей от боевых является отсутствие лезвий. Это делает меч безопаснее для обучения фехтованию и придаёт ему характерный узкий силуэт.
Например, римские гладиусы имели стальные вставки лишь на острие. Остальной меч был изготовлен из железа с минимальным содержанием углерода, т.е. был заметно менее твёрд. А в эпоху Великого переселения народов, сердечник меча стали делать из перекрученных прутов разных сортов железа и стали.
Сама идея лишить тренировочный меч лезвия встречается ещё в начале XV века в трактате Фиоре делли Либери «Flos Duellatorum». В нем он предлагает своему патрону, маркизу д’Эсте, разработанную им для боя в доспехах модель меча и описывает его так:
Важно отметить, что сам меч, даже будучи лишённым лезвий, был закалён, а следовательно, оставался достаточно жёстким и подходил для боя в доспехах. Ведь важную часть доспешного поединка составляли техники боя с удержанием меча за клинок. Нужно учитывать и то, что основным техническим действием боя в доспехах был укол. Удары наносились перекрестием или навершием меча, а наличие такого крайне дорого элемента, как лезвие по всей длине клинка, просто переставало иметь практический смысл. Развив эту идею дальше и окончательно убрав лезвия и острие, но сохранив сердечник меча и закалив его, мы получаем дешёвый, тупой, но прочный «заменитель». Он то и стал прародителем многих поколений спортивных клинков.
Но как же быть с массой? Ведь лезвия, хотя и были невелики по объему, играли роль и в распределении массы, и в поведении клинка.
Для компенсации потери массы увеличивали его основание (так называемое рикассо). Это помогало правильно сбалансировать клинок. Вероятно, именно необходимость восполнить недостаток массы, привела к небольшому увеличению длины фехтфедера относительно боевых мечей. В среднем сохранившиеся фехтшверты на 10 см длиннее большинства длинный мечей своего времени, но при этом не отличаются от них по весу.
Материальная культура
Большая удача, что несколько образцов фехтфедеров сохранились, ведь по сути, это были тренировочные расходники, которые уже в XVII веке никого не интересовали в связи с постепенным угасанием фехтовальной культуры.
Размеры дошедших до нас мечей находятся в пределах 125-135 см. В этом они совпадают со многими длинными мечами второй половины XV века, также как и по массе, находящейся в пределах 1,3-1,8 кг. Несколько дошедших образцов выходят за эти рамки и по весу, и по длине. Вполне вероятно, что они имитировали не столько длинный меч, сколько двуручный. Трактаты, посвященные двуручному мечу, известны с начала XVI века, но не имели столь широкого распространения, как сочинения об обычном длинном мече, более универсальном и более традиционном для фехтовальных залов.
Выступление фехтовальной гильдии
Меч-перо был не только инструментом обучения фехтовальщика, но и специальным турнирным снарядом.
Существует и альтернативное прочтение правил:
«Только первая пара бойцов выбирается жребием. Проигравший бой выходит с поля, он может продолжить в другом поединке с другим бойцом, если он не ранен. Выигравший остаётся и должен сразиться со следующим желающим претендентом. Турнир завершается, когда тот, кто стоит на ристалище, не имеет более претендентов, с которыми должен сразиться, т.е. все оставшиеся участники ему уже проиграли либо вышли из турнира».
Таким образом, мы видим, что меч для фехтования, сохраняя пропорции, вес и динамику боевого длинного меча, был достаточно безопасен для тренировки и турнирных поединков. И все же даже отсутствие лезвий и гибкое острие не исключали мелких травм, порезов и рассечений. Однако, подобные ранения воспринимались как знак проявленного мужества и редко представляли реальную угрозу здоровью.
Такое почтение к порезам и ранам сохранится на многие столетия. Характерен пример мензурных дуэлей в германских студенческих братствах XIX и начала XX веков, в ходе которых главной задачей было не столько победить противника, сколько показать, что ты не боишься выйти на поединок и подвергнуть себя опасности. Шрамы на лицах многих высокопоставленных политиков Германии в конце XIX-XX веках – следы именно этой старой студенческой традиции.
Современная жизнь меча-пера
Совершенство конструкции фехтшверта определило его долгий век. Неудивительно, что устройство этого меча легло в основу позднейших спортивных фехтовальных снарядов: гибких рапир, сабель, кинжалов и штыков. Сегодня они являются неотъемлемой частью признанных спортивных дисциплин.
[i] Ксенофонт. Охота / Пер.: Г.А. Янчевецкого. Митава, 1880. URL: http://www.simposium.ru/ru/node/888/ (дата обращения: 18.10.2020.)
[ii] Публий Флавий Вегеций Рента (IV век—около 450 г. н.э.), автор трактата «О военном искусстве», описал в подробностях отбор и подготовку римского легионера.
[iii] Wakelin D. The Occasion, Author, and Readers of Knyghthode and Bataile // Medium Aevum. Vol. 73. 2004.
[iv] Clephan R. C. The Tournament: Its Periods and Phases. Methuen, 1919. P. 9; Denholm-Young N. The Tournament in the Thirteenth-Century // Studies in Medieval History Presented to Frederick Maurice Powicke. University of Wales, 1969. Pp. 260—261.
[v] Clephan R. Coltman. The tournament; its periods and phases. London: Methuen & co., ltd., 1919. P. 15.
[vi] Denholm-Young N. The Tournament in the Thirteenth-Century // Studies in Medieval History Presented to Frederick Maurice Powicke. University of Wales, 1969. Pр. 260—261.
[vii] Hewitt J. Ancient Armor and Weapons in Europe. Oxford—London, 1855—1860. P. 366.
[viii] Copy of a Roll of Purchases made for the Tournament of Windsor Park, in the sixth year of King Edward the first, preserved in the Record Office at the Tower. Communicated by Samuel Hysons, Esq F.R.S. P.P. in a Letter to Nicholas. Carlisle, Esq // Archaeologia, or, Miscellaneous tracts relating to antiquity / Society of Antiquaries of London. Vol. 17. London: The Society, 1814. Pp. 298—301
[ix] Дуарте I Красноречивый, король Португалии в 1433—1438 годах.
[x] Chandler J.H. A brief examination of warfare by medieval urban militiasin Central and Northern Europe // Acta Periodica Duellatorum 1. 2013, P. 112.
[xi] Freifechter von der Feder in Prag Erinnern an Privileg und den Tag ihrer Fechtschule. URL: http://historische-fechtkunst.eu/1608-hauptschul-der-freifechter-von-der-feder-in-prag/ (дата обращения: 18.10.2020.)
[xii] Codex Danzig (Cod.44.A.8). Bibliotheca dell’Academica Nazionale dei Lincei e Corsiniana.
[xiii] Oakeshott E. The Sword in the AGE of Chivalry. The Boydell Press, Woodbridge, 1997.
[xiv] Codex S.554. Zentralbibliothek Solothurn in Solothurn, Switzerland.
[xv] Opus Amplissimum de Arte Athletica (MSS Dresd.C.93/C.94). Sächsische Landesbibliothek in Dresden
[xvi] Королями фехтовальных залов называли признанных мастеров меча cреди членов гильдий, победителей фехтовальных турниров.
[xvii] Williams A. The sword and the crucible: a history of the metallurgy of European swords up to the 16th century. Brill, 2012., Pp. 56—66.
[xviii] Gies F., Gies J. Cathedral, Forge, and Waterwheel: Technology and Invention in the Middle Ages. Harper Perennial, N.-Y. 1998.
[xix] Kucypera, P., Jiří, H. Hypereutectoid steel in early medieval sword production in Europe // Fasciculi Archaeologiae Historicae, 27. Łódź, 2014., Pp. 31—39.
[xx] Williams A. The sword and the crucible: a history of the metallurgy of European swords up to the 16th century. P. 211.
[xxi] Getty MS XV 13, fol. 35r.
[xxii] 1MR13 182, см. Hatt, J. Une ville au XVème siècle: Strasbourg. 1929.