клуб досуговая форма работы

Клуб как коллективная форма организации досуга

Тема 5. Клуб как коллективная форма организации досуга.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность.

2. Состав помещений клуба и их назначение.

3. Жизненные циклы клубной деятельности

4. Классификация клубов.

6. Организационная структура клубов.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность

Клубы относят к предприятиям индустрии гостеприимства и их рассматривают как направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения (мотивации людей, бизнеса и возможной карьеры).

Рекомендуемые файлы

Клуб – объединение людей по интересам в определенном месте.

Цель создания клубов – развитие социальной активности, просвещения, творчества и проведения досуга – отдых и развлечение.

Клуб управляется творческими специалистами и администрацией.

Требования к персоналу:

— обладать педагогическими знаниями;

— необходимо знать некоторые виды искусства.

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повы­шения культурного уровня. Посетители клуба вместе отды­хают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание.

В клубе устанавливаются и развиваются межличностные кон­такты, различные по целям, по степени регламентации, глуби­не, устойчивости, продолжительности и другим признакам. При общении людей проявляется их социальная активность. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Пер­сонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой ор­ганизации досуговой деятельности, используя способы, при­емы организации взаимодействия людей. Применяются раз­нообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства). Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации об­щения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие твор­чества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посе­тителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы* носят характер культурно-просветительных, отдыха, общения, мо­лодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, тех­нического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организа­цией бытового обслуживания населения.

2. Состав помещений клуба и их значение как центра досуга

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский ком­плекс, демонстрационный и клубный комплексы, админист­ративно-хозяйственные и технические помещения (рис. 9)

К помещениям зрительского комплекса относятся вести­бюль, фойе, санитарные узлы. Демонстрационный комплекс образуют зрительный зал (залы) со сценой (или эстрадой), по­мещения для обслуживания концерта или кинопоказа. Клубный комплекс помещений образуют помещения для лекционно-информационной работы, для работы кружков и студий, для отдыха, развлечений, общения.

Зрительный зал клуба предназначен для многоцелевого ис­пользования. Он должен быстро и относительно легко транс­формироваться. Пол помещения должен быть плоским в одном уров­не. Мебель следует предусмотреть мобильной или стационарной, но легко демонтируемой. Целесообразно иметь естественное освещение зала.

Внутреннее пространство клуба должно быть комфортным, уютным, располагать к общению. Индивидуализированный ин­терьер призван создавать особую клубную атмосферу.

Функциональные связи помещений клуба показаны на рис. 9.

клуб досуговая форма работы

Рис. 9 Состав помещений клуба

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Так, достаточно удачным выглядит согласование работы зала с фойе, вестибюлем, гостиной, танцзалом. Та же схема, но без связи с танцзалом признается неудачной. Ограничивать связи танцзала лишь с фойе и вестибюлем нецелесообразно. Существен­ны связи танцзала также с кафе, залом, гостиной.

Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и поме­щений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности (развлекательной, игровой, просвети­тельской и пр.) создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональ­ное использование. Например, в клубных помещениях можно проводить репетиции вокальных кружков. Предусматривается также объединение смежных помещений одного назначения и использование их для иного вида деятельности (например, объединение двух клубных помещений для театрального зре­лища).

3. Жизненный цикл клубной деятельности

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы. Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов дея­тельности, от площади помещений, от степени гибкости и мно­гофункциональности их использования. Чем меньше населен­ный пункт, тем выше степень комплексности клуба.

Клуб в черте города следует рассматривать как элемент фор­мирования общественного центра города. Интеграция видов деятельности в нем и ее кооперация с предприятием обслужи­вания населения повышает качество досуговой деятельности и расширяет возможности социальных контактов.

Клубная деятельность характеризуется рядом признаков, может рассматриваться в различных аспектах, следовательно возможно формировать множество групп показателей жизнен­ного цикла клубного движения. Например, при устаревании идеи образования клуба снижается посещаемость проводимых мероприятий, теснота контактов. Клуб в качестве деятельности прекращает существование. Организаторов клубного дви­жения должен волновать не только вопрос исчерпаемости идей, движущих образованием клубного движения. Важна смена устаревающего движения на новое. Циклический характер раз­вития клубного движения поддерживается явлением обратной связи: функционирование клуба порождает новые знания и возможности их применения для смены устаревающей идеи. В целом, организация рациональной смены деятельности в мас­штабах существующего клубного помещения ведет к росту эф­фективности клубного дела.

Недооценка жизненного цикла клубного движения в СССР приводила к противопоставлению формально регламентиро­ванной деятельности клубов и неформального движения. Каж­дая стадия клубного движения требует особых принципов ор­ганизации, методов управления. Не для всех стадий развития клубного движения нужно предусматривать специальное по­мещение.

Клубная деятельность нуждается в прогнозировании. Для прогнозирования важна достоверность — и с этой позиции прогноз должен разрабатываться по имеющимся данным о фак­тическом состоянии клубного движения. При этом следует аб­страгироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. С другой стороны, при многообра­зии перспектив развития клубного движения следует опираться на те из них, которые, видимо, сбудутся. Будущее клубного движения считается закономерным результатом предшеству­ющего развития, однако оценивается в связи с такими харак­теристиками, как «неопределенность», «поиск», «риск». Целесообразно выделять социально-психологическую, познаватель­ную, организационную, развлекательную, рекреационную фун­кции клубной деятельности и прогнозировать их развитие.

4. Классификация клубов

Различия между клубами характеризуют два элемента: типы участников и цели объединения.

Традиционная классификация клубов подразделяет на ландшафтные и городские, принимая за основу такого деления их месторасположение. С этим делением связаны и размеры собственности, находящиеся в ведении клубов.

Городские клубы не являются владельцами и работают на арендованной площади. Они склонны к коммерческим операциям преимущественно в сфере ресторанного обслуживания, что ограничивает возможности занятий спортом для их членов.

Ландшафтные клубы (иногда их называют сельскими) расположены в пригородной зоне, где земли много, и она не так дорога. Поэтому эти клубы имеют возможность предложить широкий перечень спортивных мероприятий, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.

Здесь также есть хорошие рестораны и небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.

Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает другие клубы, такие как яхт – клубы, теннисные, военные и различные гуманитарные объединения людей.

Ниже будет приведена классификация в более развернутом виде.

Загородные клубы размещены в пригородной зоне или сельской местности, они

как правило, хорошо оборудованы для заня­тий спортом. Обычно это гольф, но некоторые специализируют­ся на теннисе и плавании. Кроме того, многие клубы создают для своих членов возможности заняться и чем-то еще, кроме гольфа: верховой ездой, карточной игрой, аэробикой и т.д.

Городские клубы обычно отличаются большой деловитостью, могут быть самыми разнообразными по размерам помещения, по направленности, по предлагаемым видам услуг. Некоторые, особенно те, что существуют уже много дет, имеют собственное помещение, другим приходится арендовать. Клуб не может существовать, если он не может подстроиться под вкусы своих членов. Как уже говорилось, городские клубы делятся на следующие категории:

Профессиональные клубы, как явствует уже из самого объединяют людей одной профессии.

Спортивные клубы дают горожанам возможность поплавать, поиграть в теннис и т.д. В некоторых городских спортивных клубах из-за дефицита помещения беговые дорожки и спортивные площадки находятся прямо на крыше закрытого теннисного корта. Обычно в клубах есть комнаты отдыха, бар и ресторан, где спортсмены могут расслабиться и пообщаться друг с другом. В некоторых спортивных клубах есть даже комнаты, где можно вздремнуть.

Обеденные клубы расположены, как правило, в больших офисных зданиях. Часто членство в них предлагается работни­кам других контор, которые арендуют помещение в том же здании. Обычно эти клубы открыты в обеденные часы, а иногда и вечерние.

Университетские клубы учреждаются, как правило, бывшими выпускниками. Обычно они расположены в престижных рай­онах города и предлагают своим членам самые разнообразные развлечения, но главное внимание уделяется хорошей кухне и выпивке.

В военные клубы принимаются представители как сержантского, так и офицерского состава. Как и клубы других типов, имеют все необходимое для того, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься, а также выпить и закусить. Хотя офицерские клубы располагаются на территории базы, в последние годы они все чаще и чаще приглашают штатских людей для руководства и обслуживания клуба.

Среди товарищеских клубов есть весьма специфические объединения, например «Ветераны иноземных войн» и «Лоси», по­могающие бывшим товарищам по оружию и организующие поддерживающие благотворительные акции в их поддержку. Хотя клубы не имеют столь многообразного оборудования для различных видов отдыха, но приличные бары и банкетные залы, как правило, все же имеются.

Также существуют и рекреационные клубы, основной задачей которых является содействие удовлетворению потребностей своих членов в восстановлении физических, психологических и интеллектуальных сил, предоставляя услуги для отдыха и возможность заниматься физкультурой, спортом и т.д.

Мотивы, по которым люди объединяются в клубы, также могут быть классифицированы как рекреационные и социальные, однако. Их классифицировать еще труднее, чем сами клубы.

Это связано с тем, что в каждом клубе существует своё понимание целей и задач, что делает их непохожими друг на друга. Даже если клуб может определить свои главные цели как социальные, члены такого клуба могут иметь и другие цели.

Если ландшафтный клуб считает себя рекреационным, что подтверждается наличием поля для игры в гольф, то отдельные его члены могут вообще не играть в гольф. Им может просто нравится идея быть членами столь респектабельного и элитного по своему составу общества. Различия в мотивации участия в клубе оказывают своё влияние на характер членства.

Участники клубов могут иметь различные права в клубе, что определяется уровнем их членства. Членство в клубах разделяется на:

1. Коллективное членство покупается фирмами для своих руководителей или исполнительных директоров и их семей. Владельцем билета, дающего право на членство в клубе, является корпорация в лице своего руководителя. Компании покупают такое участие в клубах как привилегию для своих руководителей, а также с целью представления фирмы в многочисленных социальных организациях.

2. Полное членство даёт право его членам и их семьям неограниченно пользоваться услугами клуба. В некоторых клубах число полных членов ограничено, и предоставление клиенту статуса полного членства требует согласия остальных участников или разрешительного комитета.

4. Общественное членство обычно предоставляет довольно широкие права, в том числе и право пользования услугами ресторана. Этот тип членства используется в тех клубах, которые не имеют иных рекреационных возможностей, кроме поля для игры в гольф (бассейна, залай т.д.), а также в клубах, где существует потребность в такого рода членстве. Преимущество здесь заключается в том, что оплачивается лишь тот вид деятельности, в котором заинтересован член клуба.

Владельцы клубов

Клубы могут быть классифицированы по характеру владения ими. Клубы, которые создаются людьми, желающими объединиться на основе общих интересов, как правило, принадлежат своим учредителям и называются коллективными клубами.

При приёме новых членов вступающие приобретают часть уставного капитала и право участвовать в управлении. Если члены покидают клуб, они продают свой пай клубу по цене с учётом популярности клуба.

Сейчас клубное дело приобрело коммерческий характер.

Клубы, которые создаются организациями и управляются ими в коммерческих целях, называются частными. Члены клуба платят вступительный взнос также, но их участие в управлении клубом ограничено. Они не могут продать или передать своё членство при выходе из него.

В США управляет клубами Американская клубная Корпорация (CLUB CORPORATION OF AMERICA).

6.Организационная структура клубов

Коллективные и частные клубы управляются на основании устава, а также правил, определяющих порядок его членства и виды разрешённых форм деятельности, а также характер поведения членов. В уставе определяется название, цели н структура клуба.

Высшим органом управления клуба является Совет Директоров. Полномочия Совета в разных органах различны. Они зависят от характера владения. На Совет Директоров возлагается обязанность разработки направлений деятельности клуба в целом.

Управление текущими делами клубов осуществляют профессиональные управляющие, которые отчитываются перед Советом Директоров.

Организационная структура клуба определяется, исходя из его функций. В основе лежит принцип разделения труда. Такой принцип структуры называется функциональным распределением.

Ландшафтные клубы имеют традиционную организационную структуру.

Источник

Клуб как форма досуговой деятельности детей и подростков

клуб досуговая форма работы

Овчаренко Ирина Александровна

Клуб как форма досуговой деятельности детей и подростков

Педагоги постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, участвуют в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях и курсах повышения квалификации. Материалы по обобщению педагогического опыта, публикации методических разработок, конспектов занятий, сценариев мероприятий, презентаций и мастер-классов педагоги размещают на многочисленных образовательных интернет-площадках, активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, некоторые имеют персональные сайты.

Для привлечения детей и подростков в клуб педагогами организуется проведение Дней открытых дверей и рекламных акций с раздачей буклетов, визитных карточек. Несколько лет подряд в начале сентября спортивные объединения «Юный шахматист» и «Дзюдо» из клубов «Современник» и «Ровесник» принимают участие во Всероссийском проекте–ярмарке «Приведи ребенка в спорт» в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт!», которая проводится на центральной площади города Белорецка. На ярмарке п едагоги представляют выставку достижений воспитанников и производят запись детей и подростков в объединения. Информация о деятельности клубов размещается на Белорецком спутниковом телевидении, в местных периодических изданиях, в социальной сети «Вконтакте», на официальном сайте МБУ ДО ЦВР и в общеобразовательных учреждениях. Педагоги выступают на родительских собраниях и классных часах в школах с информацией о клубе и действующих в них детских объединениях.

Основные формы работы с детьми в клубе – объединения по интересам (детские творческие объединения), коллективные творческие дела, конкурсы, игровые программы, праздники, викторины, выставки, спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, профилактическая работа, встречи с интересными людьми, клубные часы, беседы, трудовой десант, игры КВН, индивидуальные и групповые занятия с социальным педагогом, проектная и исследовательская деятельность и т.д. Для проведения игровых и массовых мероприятий, организации свободного досуга воспитанников клубы оснащены персональными компьютерами и ноутбуками, телевизорами, проекторами, магнитофонами, настольными играми. Для проведения спортивных занятий и мероприятий в клубах имеются теннисные столы, спортивный инвентарь, а в клубе «Современник» имеется оборудованный тренажёрами зал тяжёлой атлетики. Рядом с клубами «Ровесник» и «Современник» расположены хоккейные коробки, на которых в зимнее время проводятся соревнования по хоккею, шорт-треку, организуется свободное катание воспитанников на коньках.

Образовательный процесс в клубах строится на основе традиционных форм организации детских творческих объединений по разным направлениям и видам деятельности: музыкально-эстетическому, изобразительному и декоративно-прикладному, культурологическому, физкультурно-оздоровительному. Обучение всех категорий воспитанников в кружковых объединениях по дополнительным общеобразовательным программам происходит на бесплатной основе.

В каждом ребёнке заложено стремление узнавать и созидать, радоваться своим успехам. Занятия декоративно-прикладным творчеством – один из наиболее востребованных и доступных видов деятельности детей, развивающий творческие способности, фантазию, пространственное воображение, конструкторские навыки, способствующий формированию художественно-эстетического вкуса воспитанников. Воспитанники осваивают самые разные техники и материалы: бисероплетение, вышивку, вязание крючком, дизайн и декоративные композиции, канзаши, фоамиран, лепку из глины, плетение, декорирование, работу с природными материалами и др. В клубах дети под руководством педагогов с полной отдачей трудятся над своими произведениями. Работы воспитанников объединений «Волшебная бусинка» (руководитель О.Н.Байбодина), «Дизайн-студия» (руководитель Васильева А.С.), «Коллекция идей» (руководитель Н.И.Гридневская), «Волшебный крючок» (руководитель Р.А.Валишина), «Школа благородных девиц» (руководитель С.Е.Самигуллина), «Радужка» (руководитель Губанова О.А.) отличают высокое исполнительское мастерство, оригинальность, разнообразие используемых материалов и техник исполнения, выразительность и яркость образов. Ребята из студии детского рисунка «Трям! Здравствуйте» под руководством молодого педагога Губановой О.А. (клубы «Современник» и «Радуга») занимаются живописью, графикой и лепкой из пластилина.

Традиционной формой подведения итогов работы в детских объединениях изобразительной и декоративно-прикладной направленности стало участие обучающихся в ежегодной выставке детского творчества Центра внешкольной работы, проводимой ежегодно в конце учебного года.

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира, поэтому иностранный язык стал очень востребован в обществе. Учитывая социальный заказ, во всех клубах ЦВР были созданы объединения по изучению английского языка. Программы дополнительного образования в объединениях « BLOCKs » (руководитель А.С. Трошкова), «Puzzle English» (руководитель Я.В. Юсупова), «Весёлый английский» (руководитель Т.В. Абдуллина) направлены на воспитание интереса к овладению английским языком как средством общения, на формирование гармоничной личности, развитие познавательных и языковых способностей. Дополнительные занятия по иностранному языку помогают заполнить недостающие пробелы в изучении английского языка, а также приобрести новые умении и навыки. Использование компьютерных технологий на занятиях делает английский язык более доступным и ещё более интересным.

Досуг – необходимая часть жизни любого человека, особенно ребенка, который находится в активном процессе развития. Одним из основных видов содержательного наполнения свободного времени детей в клубах является культурно-досуговая деятельность, создание условий для развития способностей и самореализации подростков в творческой деятельности. Организационно-массовая работа реализуется в соответствии с планом календарно-массовой работы. Памятные даты и значимые события в истории нашей страны и республики, календарные праздники находят отражение в тематике и содержании проводимых мероприятий. Каждый день в клубе наполнен событиями, в которых ребята участвуют с большой заинтересованностью и отдачей. Все это дает возможность каждому ребенку ощутить ценность своей личности, быть открытым, активным и успешным. Участвуя в различных мероприятиях, подростки приобретают необходимый опыт и положительные эмоции, развивают навыки общения и творческой активности, расширяют кругозор.

Концерты, фестивали и другие творческие мероприятия – это радость общения, радость творчества и сотворчества. Опыт коллективного дела благоприятно действует на формирование и развитие социально-активной личности, выявление и развитие одарённых исполнителей. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в праздниках, вечерах, конкурсах, концертах, коллективных творческих делах, капустниках, проводимых в клубах: «Масленица», «Потанцуем!», «Святое дело – Родине служить», «Букет для наших мам», «Рождественские посиделки», «Капустник», «Хеллоуин», «Новогодний калейдоскоп», «Весёлый космодром», «А ну-ка, девочки!» и многих других. Педагоги подростковых клубов совместно с воспитанниками проводят игры и развлечения на городском празднике Масленица и праздновании Дня города.

Прочно вошло в практику проведение межклубных мероприятий различной направленности – гражданско-патриотической, социально-профилактической, спортивно-оздоровительной. Ежегодно каждый клуб проводит по два мероприятия с приглашением воспитанников из других клубов.

Работа подростковых клубов проходит в тесном сотрудничестве с отделом культурно-досуговой деятельности Центра внешкольной работы. Ежегодно проводится совместный творческий конкурс среди подростковых клубов «Минута славы», фестиваль детского творчества, посвящённый Международному Дню матери, конкурсы «Мисс Клубничка» и «Мистер Совершенство», «Звёздные голоса ретро» и др.

Значимым событием в жизни клубов является участие детей и подростков в ежегодном муниципальном конкурсе чтецов и конкурсе-фестивале эстрадных миниатюр, способствующих развитию одаренности учащихся в совместной творческой деятельности и коммуникативных навыков, расширению знаний о писателях, поэтах и их творчестве.

Особое внимание в клубах уделяется детскому самоуправлению. Это совместная деятельность воспитанников (младших и старших), их равноправное отношение и управление своим поведением и собственной деятельностью. С целью формирования у подростков активной жизненной позиции, навыков самоуправления, командного взаимодействия в клубах действуют различные органы детского самоуправления: детская инициативная группа в подростковом клубе «Радуга», активы клуба в «Ровеснике», «Орлёнке» и «Современнике». Участвуя в планировании, организации и проведении праздников, конкурсов, капустников и других мероприятий, выполняя различные поручения, подростки учатся принимать решения, осознавать их последствия, а также сообразно возрасту анализировать свою творческую деятельность, деятельность членов коллектива и собственные поступки.

Ежегодно воспитанники подростковых клубов вместе с социальными педагогами участвуют в муниципальном конкурсе мультимедийный проектов «Чёрная тайна» антинаркотической направленности, конкурсе плакатов «Мы против СПИДа» и «Мы за здоровый образ жизни», в которых занимают лидирующие места. Педагоги клуба «Радуга» в 2017 году провели конкурсную программу «Потанцуем!» в рамках эстафеты городских творческих дел, посвящённой Всемирному дню здоровья в рамках проведения «Недели здоровья», а также приняли участие в зональном семинаре «Основные направления деятельности социального педагога в современных образовательных условиях», организованном Управлением образования муниципального района Белорецкий район и ГМО социальных педагогов.

С целью выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда для воспитанников клубов ежегодно организовываются экскурсии в Центр занятости населения, встречи с психологом, мероприятия и занятия по профориетации – «В поисках своего призвания», «Я и мир профессий» и др.

Педагоги подростковых клубов осуществляют межведомственное сотрудничество со специалистами городских учреждений по вопросам проведения совместных профилактических мероприятий. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, местного филиала Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями (СПИД-центра), городского кабинета планирования семьи, ГБУ РБ аварийно-спасательный отряд проводят беседы для несовершеннолетних воспитанников клубов, в том числе состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

В клубе «Орлёнок» педагогом дополнительного образования Еленой Римовной Баязитовой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «ПДДейка», направленная на формирование и развитие у воспитанников знания, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети разного возраста получают полезные знания по основам дорожной безопасности. На мероприятиях по правилам дорожного движения ребята в игровой форме вспоминают и закрепляют знания о правилах дорожного движения, принимают участие в конкурсе рисунков «Знатоки дорожных знаков».

Ежегодно команды воспитанников подростковых клубов участвуют в районно-городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения «Мы живём по правилам» и конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», проводимых отделом культурно-досуговой деятельности Центра внешкольной работы и инспекторами ОГИБДД МВД России по Белорецкому району.

Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей эти мероприятия учат детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Проводимая в клубах практическая работа приносит ощутимые результаты и приводит к снижению дорожно-транспортного травматизма среди детей.

В целях реализации задачи по приобщению учащихся к историческому и культурному наследию Республики Башкортостан воспитанники всех клубов участвуют в ежегодной интеллектуальной викторине «Мой край – моё Отечество», посвящённой Дню Республики Башкортостан, где демонстрируют уровень знаний по истории, культуре и литературе родного края. Ежегодно дети совместно с педагогами посещают городской краеведческий музей, Музей полиции, Музей ДОСААФ. С удовольствием воспитанники совершают экскурсии, в том числе виртуальные, по улицам Белорецка, которые проводят работники Центра детско-юношеского туризма г.Белорецка. Ребята знакомятся с историческими событиями и известными людьми, с достопримечательностями, памятниками, зданиями, ставшими достоянием истории и культуры.

Одним из основных направлений работы с детьми и подростками в клубе является спортивно-оздоровительная работа, развитие различных видов спорта (дзюдо, шахматы, хоккей, настольный теннис, мини-футбол). В каждом клубе дети и подростки посещают физкультурно-спортивные кружки и секции – «Дзюдо», «В здоровом теле – здоровый дух», «Спортивная жизнь», объединения общефизической подготовки. Программы этих объединений направлены на оздоровление подрастающего поколения, привитие детям любви к занятиям физкультурой и спортом, а также на улучшение индивидуальных спортивных показателей.

За время существования детского объединения «Юный шахматист» на базе подростковых клубов «Ровесник» и «Современник» десятки детей и подростков от 5 до 17 лет активно заинтересовались шахматами. В наше время шахматы – это не только интеллектуальное увлечение, но и занятие по душе, развивающее мышление, спортивный азарт, усидчивость и силу воли. На занятиях под руководством своего наставника, педагога высшей квалификационной категории Коваленко Сергея Григорьевича, дети учатся логике и чувству прекрасного. Воспитанники принимают участие в городских турнирах, где более десяти лет занимают призовые места. За последние годы команда и воспитанники побеждали и занимали призовые места в Первенстве Зауралья, на Зональных соревнованиях по шахматам в зачет Спартакиады учащихся Республики Башкортостан зоны «Восток» в г.Уфе, г.Акъяре, г.Баймаке. Ребята показывают прекрасную игру и добиваются высоких результатов в зональном рейтинговом шахматном турнире на призы генерального директора ОАО «Учалинский ГОК». Воспитанник С.Г.Коваленко Рустам Абдуллин по результатам участия в первенстве Республики Башкортостан входит в международный список ФИДЕ. Ежегодно в клубах проводится традиционный детский осенний шахматный марафон, семейный шахматный турнир и соревнования по шахматам в рамках спартакиады подростковых клубов.

Руководитель секции «Дзюдо» С.Н.Засов воспитывает в подростках не только физическую силу, но и ум, благородство, учит быть мужественными, настойчивыми, скромными и уважительными к другим людям. Силовую подготовку ребята проводят на тренажёрах в клубном зале тяжёлой атлетики клуба «Современник». Воспитанники Сергея Николаевича успешно выступают на муниципальном, зональном, региональном уровне, ежегодно участвуют в соревнованиях и первенствах по дзюдо в г.Учалы, г.Туймазы, ЗАТО Межгорье, г.Магнитогорске и завоёвывают призовые места.

С целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности в подростковых клубах проводится ежегодная спартакиада по различным видам спорта – многоборью, шорт-треку, шахматам, настольному теннису, мини-футболу.

В клубах ежемесячно организовываются различные спортивные мероприятия – Дни здоровья, весёлые старты, «Большие гонки», «Быстрее, выше, сильнее», осенняя эстафета, турнир по футболу, турнир по настольному теннису, шашечные турниры. В зимнее время педагоги проводят для детей игры и забавы на улице, которые развивают выносливость, укрепляют иммунитет и дают возможность выплеснуть эмоции, укрепляют чувство локтя.

Для большинства воспитанников клуб – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Но не только воспитанники принимают активное участие в жизни клуба. В клубах существует практика включения семьи в образовательный и воспитательный процесс, выстроенная на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности всех участников образовательного процесса. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность происходит по нескольким направлениям. С целью изучения семей, выяснения образовательных потребностей педагоги посещают родительские собрания в школах микрорайона, приглашают родителей на Дни открытых дверей. Социальные педагоги проводят диагностику социальных факторов семейного воспитания, индивидуальные беседы с родителями, консультируют их по вопросам воспитания детей. В детских творческих объединениях проводятся родительские встречи (собрания), отчётные концерты. Уже стало традицией проведение межклубного спортивного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья!», направленного на сплочение семьи и воспитание чувства коллективизма среди детей и родителей. Родители детей и подростков помогают в подготовке, проведении и организации различных мероприятий, участвуют совместно с детьми в конкурсах, посещают выставки детского творчества и массовые мероприятия, проводимые в клубах, наблюдая за творческими достижениями своих детей.

Имеются в подростковых клубах и проблемы – это нехватка помещений и нового инвентаря, костюмов, аппаратуры. Хочется верить, что со временем проблемы решатся, и у ребят будет больше возможностей для интеллектуального, творческого и спортивного развития.

Ф.И.О. Овчаренко Ирина Александровна,

Место работы: МБУ ДО Центр внешкольной работы г.Белорецк Муниципального района Белорецкий район,

Должность: методист высшей квалификационной категории, заведующая отделом,

Адрес: 453500, Республика Башкортостан, г.Белорецк, ул.5 Июля, д.1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *