клубные формы работы и любительская деятельность

Отчет о работе отдела культуры и социального развития администрации Мариинско-Посадского района

4. Клубные формы работы и любительская деятельность.

Основным показателем мастерства творческих коллективов учреждений культурно-досугового Мариинско-Посадского района является участие в конкурсах, фестивалях и праздничных мероприятиях различных уровней.

Коллективы самодеятельного народного творчества доказывали свое мастерство участием в мероприятиях районного и республиканского значения: тематические концерты, фольклорные праздники «Масленица», «Проводы березки», районный праздник «Акатуй», общегородской праздник «Нептун», Республиканском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни времен Великой Отчесвтенной войны «Из дому вышел- поклонился…» участвовали коллективы Сотниковского СДК, Сюндюковского СДК НФА «Кунер» и НФА «Шульгеме» Эльбарусовского ЦСДК, Республиканском фестивале – конкурсе детского певческого творчества «Звонкоголосое детство» участвовала Аня Пеганова, в III Республиканском фестивале- конкурсе хореографических коллективов «Задорный каблучок! победил народный ансамбля танца «Звездный» Шоршелского Дома творчества, Республиканском фестивале- смотре певческого творчества ветеранов «Нельзя забыть весенний этот день» принимал участие хор ветеранов РДК, VI Всероссийский фестиваль-конкурс фольклорных коллективов «Хрустальный ключ» 24-25 июля в г. Богородск Нижегородской области, в Республиканском фестивале театров и драматических коллектив «Эхо Победы» народный театра «Мариинский», Новинский ГДК, Первочурашевский ЦСДК, Всероссийском фестивале народного творчества «Родники России» и во Всероссийском фестивале народного творчества «Звучи, российская глубинка!», г. Алатырь принимал участие народный хор русской песни и Новинский народный хор ГДК, НФА «Кунер» Сюндюковского СДК принимал участие в межрайонном фестивале дружбы «Истоки» в Шумерлинском районе, кружок по вокалу «Веселые нотки» Большешигаевского ЦСДК принимал участие в III Республиканском телевизионном конкурсе исполнителей детской чувашской песни «Мехел» и II Республиканском конкурсе «Асмат кепере».

Проблема организации досуга детей, молодежи, взрослого населения в современном обществе озабочены многие службы, ведомства, организации и учреждения.

Совершенствование и расширение культурно-досуговой деятельности клубных учреждений зависит от четкого методического обеспечения, которое призвано поднять ее на новый качественный уровень.

Анализ клубных форм работы и любительской деятельности учреждений культуры Мариинско-Посадского района показывает, что, с учетом базовых процессов, происходящих в клубной системе, определены приоритеты, разработаны и реализованы культурные программы, планы, проекты, создаться новые формы.

Определены следующие направления в воспитании подрастающего поколения остаются:

пропаганда здорового образа жизни.

Основными задачами в работе является:

— развитие творческих способностей;

— организация полноценного досуга;

— воспитание подрастающего поколения на лучших традициях прошлого и настоящего,

— чувства ответственности за свои поступки.

Данная работа осуществляется специалистами учреждений культуры Мариинско-Посадского района совместно с РОО, Мариинско-Посадским РОВД.

2009 году за 12 месяцев было проведено 2646 мероприятия для детей до 14 лет, на платной основе 132, которые посетило 7932 человек. Действовало 145 клубных формирований, участвовало 1938 человека.

Анализ культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Мариинско- Посадского района по работе с детьми и подростками на 2008 год показывает, что работа, главным образом, сроиться на основе традиционных форм:

массовые праздники, гуляния;

игровые и конкурсные программы;

шоу, викторины, конкурсы рисунков на асфальте.

Многие мероприятия приурочены к календарным и народным праздникам:

1 Сентября – «День Знаний»;

«Праздник Осени», «Праздник Урожая»;

23 февраля и 8 Марта;

1 июня – День Защиты детей.

Районный Дом культуры проводил мероприятия, связанные с духовно-нравственным воспитанием, интеллектуальным и физическим развитием детей в рамках «Года молодежи» (Указ Президента России В.В.Путина), «Года земледельца» (Указ Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова), на самых интересных и значимых хочу остановиться:

Ярким событием творческой жизни города был фестиваль эстрадного творчества «Звездный фейерверк» в рамках «Года молодежи» по России.

Фестиваль проходил по следующим номинациям: вокал, хореография, вокальные ансамбли, вокально-инструментальные ансамбли. Свое творчество представили гимназия №1, Эльбарусовская СОШ и кружки учреждений культуры района, а именно: Большешигаевский ЦСДК, ВТС «Незабудки» при РДК, молодежная студия «ВЫ+МЫ» при РДК.

11 декабря в районном Доме культуры проходил I Мариинско-Посадского межрегиональный открытый фестиваль молодежного творчества «РИТМ» совместно с Мариинско-Посадского филиалом ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет».

На конкурсный просмотр творческих направлений I Мариинско-Посадского межрегионального открытого фестиваля молодежного творчества «РИТМ» всего было заявлено 124 участника. К работе фестиваля были привлечены также и 30 волонтеров-студентов, что сегодня очень актуально. Работы были представлены на всех 6 площадках.

с мая по ноябрь 2009 года проводился районный конкурс агиткультбригад «Калейдоскоп талантов»

Цели и задачи конкурса:

— организация и функционирование при каждом сельском поселении района постоянно действующей местной агитбригады, осуществляющей культурное обслуживание сельчан на высоком профессиональном и исполнительном уровне, актуальности и злободневности тематике, пропаганде духовных ценностей, нравственных категорий, здорового образа жизни, культа семьи и народных традиций

— организация и осуществление культурных акций различных видов и форм (массовые праздники, творческие встречи, вечера-портреты, конкурсы-игры, театрализованные представления, концерты и т.д.), соответствующих целям конкурса;

— усиление эстетической и воспитательной роли акций, проведенных в рамках конкурса;

— совершенствование организации культурного обслуживания и досуговой деятельности отдаленных населенных пунктов Мариинско-Посадского района;

— поддержка и развитие достижений традиционного и современного любительского творчества внеклубных художественных форм;

— достижение новизны содержания и информационной насыщенности выступлений агитбригад;

— воплощение актуальной тематики, в том числе и в особенности – местной;

— привлечение в проводимые мероприятия всех категорий населения, людей самых разных возрастов.

На конкурс были представлены сценарии агитбригад следующих учреждений культуры:

Первочурашевского ЦСДК «Славим руки золотые хлебороба»;

Жюри в составе: Егорова М.В. – заведующего ПКУ №1, председателя жюри, Треповой И.П. – заведующей ПКУ №1, Андреева Л.В. –художественного руководителя РДК, просмотрели все сценарии и предоставленные мультимедийные презентации.

23 октября 2009 года жюри на семинарском занятии подвели итоги работы и победителем объявили Сюндюковский сельский Дом культуры (директор А.В. Николаева) и внесли предложение в ноябре на семинарском занятии провести мастер-класс по этому направлению и просмотреть мероприятие победителей.

Одной из популярных форм работы культурно-досуговых учреждений являются конкурсы красоты, например:

«Леди очарование», Октябрьский ЦСДК;

«Как много девушек хороших» Шоршелский ДТ;

«Мисс Дюймовочка», Больше Шигаевский ЦСДК;

«Мисс Хозяюшка», Нерядовский ЦСДК;

«Мисс Новинская», Новинский ГДК;

«Мини – мисс –2009», Перво – Чурашевский ЦСДК;

«Что за чудо Мини – мисс», Сюндюковский СДК;

«Мисс Очарования», Сюндюковский СДК;

«Как много девушек красивых. », Сюндюковский СДК.

Также популярны танцевальные тематические программы, дискотеки. Танцуют дети всех возрастов. Для начальной школы во многих учреждениях культуры проводятся «детские дискотеки».

Хочется отметить, что во многих учреждении культуры Мариинско-Посадского района есть клубы для подростков, клубные формирования, где для детей созданы условия для общения со сверстниками, реализации творческих способностей.

В целях воспитания детей и молодежи в героико-патриотическом воспитание в практику учреждений культуры района вошли такие мероприятия:

Тематическая программа «Молодые генералы»», посвященная Дню Защитников Отечества, включившая в себя чествование ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Вооруженных сил и офицеров запаса, участников боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.

Цикл мероприятий «Моя Весна! Моя Победа!», посвященный Дню Победы, включивший в себя торжественный митинг у Мемориала памяти, традиционную «Солдатскую кашу», концерт участников художественной самодеятельности на площади культуры, конкурс «Играй, гармонь!».

Концертная программа в честь Дня принятия декларации о государственном суверенитете России, в которой прозвучали народные песни.

«Вечер памяти», посвященный сотрудникам ОВД, погибшим в Чечне при исполнении служебного долга.

Вечера торжественных вручений паспортов: «Я – гражданин России», Дни призывника – «На службу солдатскую», «Не послужишь – не узнаешь» проводились с целью военно–патриотическое воспитание тесно увязать с начальной военной подготовкой.

На базе Шоршелского Дома народного творчества работает клуб: «Подросток новых взглядов», направленный на воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу Отечества, нравственности, духовной устремленности и патриотического отношения к корням, к своей родословной. Отсюда и девиз: «Да будет благословенная родословная земли Российской!». В клубах проводятся дискуссии, деловые игры, круглые столы и театрализованные представления.

Большая работа ведется по воспитанию подрастающего поколения по направлению гражданскому, патриотическому и духовно – нравственному воспитанию молодежи, исходя из этого, продолжена работа по разработанным программам «Древо Перуна»,

Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Был составлен конкретный план работы по профилактике СПИДа, наркомании всеми учреждениями культуры района.

Работники учреждений культуры проводят большую разъяснительную работу среди детей, подростков и молодежи. В отличие от предыдущей лет, работа становится, более адресной, индивидуальной. Для того чтобы лучше знать тех детей, которые стоят на учете, в каждом клубном учреждении ведется картотека «Трудный подросток нашего села или деревни». В учреждениях культуры постоянно работает информационный стенд «Семь советов для тебя», на котором иметься различная информация по здоровому образу жизни для детей, подростков, молодежи и жителей села.

В ноябре семинар был проведен теме: «Молодежь за здоровый образ жизни».

Методическим кабинетом были сделаны разработки бесед по темам:

«Звезда над крышей», «Прекрасное слово – жизнь»,

конкурсно – познавательное мероприятие «Не оборви свою песню».

Разработаны буклеты «Кривые зеркала».

Для правильного проведения дискотек в учреждениях культуры района, была составлена методическая разработка «Танейджер-лидер» при ее составление использовался опыт работы проведения дискотек, конкурсно – познавательных программ, тематических дискотек, в Диско клубе «Милениум» г. Мариинского Посада.

В Районном Доме культуры работает Диско клуб «Милениум», как в РДК, так и на базе Новинского городского Дома культуры, где идет разъяснительная работа для подростков и молодежи и профилактики против курения, наркомании и СПИДа. Работники Диско клуба «Милиниум» стараются воспитать подрастающее поколение на лучших традициях прошлого и настоящего, любви и уважения, чувства ответственности за свои поступки.

Работники Районного Дома культуры постоянно выезжают на тематические дискотеки учреждений культуры района с целью просмотра и оказания помощи в проведение дискотек.

В начале года методический кабинет дал задание учреждениям культуры проводить ежемесячно конкурсно – познавательную программу или тематическую дискотеку со сценарием, где должно быть отражено воспитание подростков и молодежи по соблюдению норм поведения на культурно- массовых мероприятиях.

Работники клубных учреждений проводят много мероприятий по этой проблеме и вот самые интересны и значимые мероприятия:

Шоршелский ЦСДК совместно с филиалами проводили познавательное шоу «Сказка ложь, да в ней намек. ”

Октябрьском ЦСДК стало традицией выступать на родительских собраниях школы с беседами « Другой мир », «Я выбираю жизнь», «Какие мы родители» и другие беседы.

Карабашский ЦСДК проводит совместно с Покровким СДК «Наркостоп» с спортивно- познавательными элементами, где в основном принимают участие дети из неблагополучных семей.

Сятракасинский СДК провели совместно с Аксариснким ЦСДК шоу «С веком наравне». Это Молодежная литературно-эстетическая игра была показано в деревнях, где нет учреждений культуры.

Методический кабинет РДК совместно с РОО и работниками учреждений культуры в октябре и ноябре 2009 года в рамках акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодежь против наркотиков» проводили социологическое исследование: «Подросток – и будущее» анкетирование проводилось среди подростков и молодежи с целью изучения информированности подростков и молодежи о наркотиках и СПИДе.

22 октября на базе Районного дома культуры прошёл ежегодный форум «Будущее в твоих руках». В работе форума приняли активное участие учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения «Приволжская общеобразовательная школа». Ребятам очень понравилось то, что одними из организаторов форума были такие же ученики, как и они. Переполненные новыми впечатлениями, ребята решили занимать активную жизненную позицию и участвовать в мероприятиях. Они с нетерпением ждут следующего форума.

Лучшей профилактикой является комплексная работа, включающая экологическое, спортивное и культурно-массовое направления, благоприятно влияет на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.

работа с взрослым населением.

В учреждениях культуры накоплен огромный опыт, в каждой территории есть свои талантливые авторы и исполнители. Хочется отметить, что этот раздел деятельности приносит основные средства для развития учреждения культуры. Как правило, это социальные заказы, на выполнение которых работает весь коллектив учреждения.

Досуговая деятельность учреждений культуры весьма широка в связи с потребностями людей в общении. При планировании мероприятий мы ориентируемся на расширенную реализацию одной из основных функций учреждения культуры – общения людей. Так как у населения на селе на отдых и развлечение остается мало времени, поэтому при реализации досуговой, развлекательной функции они не оставляют в стороне и воспитательную, познавательную функции, которые в первую очередь направлены на повышение эффективности, рациональности домашних дел.

Из проведенного анализа по досуговой деятельности учреждений культуры отчетливо просматривается, что неизменным спросом и успехом пользовались конкурсно – игровые программы, театрализованные представления, вечера отдыха, шоу и вот самые интересные и значимые: «Она звалась Татьяной», «Валентин и Валентина», «Славься богатырская сила», «Милые мамы», «День смеха», «Мисс Очарованье», «Осенние приколы». Постоянно проводят концертные программы, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню Народного единства, Дню Конституции России.

В РДК на протяжении многих лет пользуется большим интересом Музыкальный салон, в котором в этом году проходили музыкально поэтические вечера совместно с ЦБС. В смутное время политических перемен, разрушения нравственных уставов усиливается желание людей объединиться, общаться, чествовать лучших. Мечтать о будущем. Клуб для многих стал ли едва не единственным местом общения. Ведь главным героем мероприятия в клубе является обыкновенный человек; и это главное, что отличает клуб от многих других учреждений и организаций, которые сегодня предлагают населению организованный досуг.

работа с ветеранами.

Специалисты учреждений культуры работают в тесном контакте с советами ветеранов района. Ветеранскими организациям свойственны инициатива и активная жизненная позиция, а пожилые люди- это самая доброжелательная и многочисленная аудитория Домов культуры и клубов. Традиционные месячники ко Дню пожилого человека, Празднование Дней Воинской славы, 9 Мая, встречи со школьниками, вечера отдыха, концерты проводятся во всех учреждениях культуры.

В организации работы с ветеранами специалисты учреждений культуры руководствуется Федеральными и Республиканскими программами и документами, принятыми местными самоуправления.

Творческий поход, активизация деятельности по поиску интересных форм работы с данной аудиторией, привлечение к участию в мероприятиях молодежи – характерны для деятельности учреждений культуры.

В 2010 году будет проходить много мероприятий в учреждениях культуры по празднованию знаменательных и памятных дат российской воинской истории, Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Остается назвать победителей и дипломантов фестиваля по номинациям, направлениям и жанрам. В номинации «Творческие коллективы» признаны лучшими: хор ветеранов при ПКУ ( рук. М. Егоров), чувашский народный хор (рук. Г. Раков), ансамбль русского народного хора РДК (рук. Е. Соколов).

В номинации « Самодеятельные певцы» отличились: Лидия Федорова, Юрий Лаврухин, мужской ансамбль русского народного хора, Валентина Галактионова, Галина Краснова, Екатерина Павлова, Галина Гусарова, Виктор Юницкий. Как всегда вызвало восхищение и умиление выступление четы Голыгиных ( Заслуженный работник культуры ЧР В. Голыгин, его супруга Н. Голыгина и их прелестная внучка Настя Голыгина). Виртуозно исполнил (поочередно, сразу на двух инструментах – гармони и балалайке) музыкальные композиции Вячеслав Егоров из Б. Яндуганово. Проникновенно «рассказала» легенду «О Мариинском Посаде» Наталья Емельянова.

Номинацию «Поэты» открыла местная поэтесса Раиса Хлебникова стихотворением «Город на Волге». Продолжили чтение стихов В. Голыгин, З. Артамонова и др.

В рамках фестиваля в выставочном зале РДК была представлена выставка поделок народных умельцев района.

работа с социально-незащищенными слоями населения.

Социально незащищенная категория населения всегда находиться в сфере деятельности работников учреждений культуры. Учреждения культуры всеми доступными средствами создают условия для реализации творческих потребностей и собственного потенциала незащищенных слоев населения. Совместно с отделом социальной защиты населения, обществами инвалидов проводятся мероприятия для данной категории населения.

В основном формы проведения мероприятий были стандартные, отличаются названиями: спортивные, тематические, детские программы, вечера отдыха к календарным датам, конкурсы, народные праздники, выставки по ДПИ, конкурсы рисунков для детей-инвалидов и детей из многодетных и малообеспеченных семей, акции милосердия.

Основные формы работы для всех учреждений культуры традиционны:

-Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья» «Спортлото-2009»;
— Конкурс среди семей на «Лучшее подворье»;

-Праздники, посвященные семейным, личным юбилейным датам;

-Мероприятия, связанные с календарными праздниками;

Дни семейного отдыха, конкурсные, игровые программы:

Конкурс «Крепкая семья, крепкая держава»;

Игровая программа «Семья- вдохновение»;

«Шоу – самая лучшая» Бичуринский ЦСДК;

«Семейная гостиная», Шоршелский ДНТ;

конкурсная программа «Ельниковская хата потехами богата», Ельниковский СК.

Театрализованный семейный праздник «Деревня, деревня, четыре двора», ГДК

Основные мероприятия проходят в декаду Семьи, День Матери.

20 сентября 2009 года в Мариинско-Посадском районном Доме культуры состоялся районный смотр- конкурс «Семья Года» при поддержки местного отделения партии «Единая Россия». Участие приняли семьи из поселений Мариинско-Посадского района. Районный смотр-конкурс «Семья Года» включал в себя следующие номинации:

— визитная карточка семьи (рассказ семь отражающий духовный мир семьи);

Источник

Вопрос №25. Клубные формирования и любительские объединения. Технология организации деятельности клубных объединений.

клубные формы работы и любительская деятельность клубные формы работы и любительская деятельность клубные формы работы и любительская деятельность клубные формы работы и любительская деятельность

клубные формы работы и любительская деятельность

клубные формы работы и любительская деятельность

Клубное формирование – «добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха».

Клубные формирования могут быть разных видов:кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, курсы прикладных знаний, творческие лаборатории, любительские объединения и клубы по интересам.

Клубные формирования в рамках своей деятельности:

· организуют систематические занятия в формах и видах, характерных для данных клубных формирований (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.д.);

· проводят творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытие уроки, творческие лаборатории, мастер классы и т.п.);

· осуществляют организационно-методическую работу;

· участвуют в общих программах и акциях культурно-массового характера;

· принимают участие в городских, региональных, общероссийских фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.;

· используют другие формы творческой работы и организации досуга населения.

Клубные гостиные, литературно-музыкальные и художественные салоны как групповая форма СКД.

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

клубные формы работы и любительская деятельность

Гостиная –также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

ВОПРОС 27. Культурно-досуговые программы. Их структура, содержание, технология разработки.

Культурно-досуговые программы. Понятие.

Это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель. это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель.

Структура

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным. Визитной карточкой программы является ее, название оно должно быть коротким и привлекательным.

Структура Культурно-досуговой программы:

Содержание

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

• приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

• овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

• развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

• постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

• воспитанием гуманности, толерантности;

• формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

• освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

• приобщением детей к художественной культуре;

• воспитанием у них культуры общения;

• формированием культуры организации досуга;

• обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми.М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми.М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *