ключевая ставка по кредиту цб рф на сегодня
Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 75 б.п., до 7,50% годовых
Совет директоров Банка России 22 октября 2021 года принял решение повысить ключевую ставку на 75 б.п., до 7,50% годовых. Инфляция складывается значительно выше прогноза Банка России и по итогам 2021 года ожидается в интервале Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В этих условиях и с учетом вновь повысившихся инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции значимо смещен в сторону проинфляционных. Это может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. Решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценки рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.
Динамика инфляции. Инфляция складывается выше июльского прогноза Банка России. В сентябре месячные сезонно сглаженные темпы роста потребительских цен значимо выросли. Годовая инфляция увеличилась до 7,4% (после 6,7% в августе) и, по оценке на 18 октября, возросла до 7,8%. По итогам 2021 года годовая инфляция ожидается в интервале
В ускорении годовой инфляции со второй половины августа существенную роль играет рост цен на плодоовощную продукцию. Но и показатели, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, продолжают находиться значимо выше 4% в годовом выражении. Это является отражением того, что устойчивый рост внутреннего спроса опережает возможности расширения производства по широкому кругу отраслей. На этом фоне предприятиям легче переносить в цены возросшие издержки, в том числе связанные с ростом цен на мировых рынках.
Вместе с тем действие разовых проинфляционных факторов со стороны предложения транслируется в рост цен по более широкому кругу товаров и услуг из-за высоких и незаякоренных инфляционных ожиданий населения и бизнеса. В октябре инфляционные ожидания населения вновь повысились и достигли максимальных значений за последние пять лет. Последние данные также указывают на увеличение ценовых ожиданий предприятий. Их ожидания по-прежнему остаются вблизи многолетних максимумов. Ожидания профессиональных аналитиков на среднесрочную перспективу заякорены вблизи 4%.
Преобладающее влияние проинфляционных факторов может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение годовой инфляции к 4%. В базовом сценарии годовая инфляция снизится до в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.
Денежно-кредитные условия существенно не изменились с момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России. Повышение рыночных ставок вслед за увеличением ключевой ставки пока оказывает ограниченное влияние на динамику кредитования в условиях повышенных инфляционных ожиданий.
Доходности краткосрочных ОФЗ увеличились, отражая ожидания повышения Банком России ключевой ставки. Доходности средне- и долгосрочных ОФЗ также несколько выросли под влиянием тенденций на глобальных финансовых рынках. Продолжается увеличение кредитных и депозитных ставок вслед за повышением ключевой ставки в марте — сентябре. Наметился незначительный приток средств на срочные рублевые депозиты. Корпоративное кредитование продолжает расширяться темпами, близкими к максимумам последних лет. Сохраняется высокая активность на рынке ипотечного и необеспеченного потребительского кредитования. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика укрепит тенденцию к повышению привлекательности депозитов для населения, защитит покупательную способность сбережений и обеспечит сбалансированный рост кредитования.
Экономическая активность. Оперативные индикаторы в III квартале свидетельствуют о продолжающемся росте экономической активности при некотором замедлении его темпов. Это, по оценкам Банка России, в значительной мере связано с возвращением российской экономики на траекторию сбалансированного роста. Вместе с тем в ряде отраслей усилились ограничения со стороны предложения. Их сдерживающее влияние на деловую активность может вырасти в условиях ужесточения противоэпидемических мер.
Ускоренный рост кредитования, единовременные бюджетные выплаты, рост реальных заработных плат и низкая склонность домашних хозяйств к сбережению, обусловленная повышенными инфляционными ожиданиями, поддерживают рост потребительской активности, особенно на рынках непродовольственных товаров. Растущий внутренний и внешний спрос и высокие корпоративные прибыли оказывают поддержку инвестиционной активности. В то же время восстановление сферы услуг сдерживается сложной эпидемической обстановкой.
Сохраняется умеренное инфляционное давление со стороны рынка труда. Спрос на рабочую силу растет по широкому кругу отраслей. При этом во многих секторах наблюдается ее дефицит, в том числе из-за сохраняющихся ограничений на приток иностранной рабочей силы. Уровень безработицы находится вблизи исторических минимумов, а число вакансий — на исторических максимумах. Ситуация на рынке труда указывает на то, что в дальнейшем увеличение устойчивых темпов роста российской экономики будет прежде всего определяться темпами роста производительности труда.
С учетом складывающейся ситуации в российской и мировой экономике, включая характер ограничений со стороны предложения, Банк России прогнозирует рост ВВП в 2021 году на В годах российская экономика, по прогнозу Банка России, будет расти на ежегодно.
Инфляционные риски. Баланс рисков значимо смещен в сторону проинфляционных. Действие проинфляционных факторов может быть усилено повышенными инфляционными ожиданиями и сопутствующими вторичными эффектами.
Дополнительное повышательное давление на цены могут оказывать сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, дефицит трудовых ресурсов, а также структурные изменения на рынке труда в результате влияния пандемии. Усиление структурного дефицита трудовых ресурсов может привести к отставанию темпов роста производительности труда от роста заработной платы.
Сохраняются проинфляционные риски со стороны ценовой конъюнктуры мировых рынков. Дальнейшая динамика продовольственных цен будет во многом зависеть от объема, качества и сохранности урожая сельскохозяйственных культур 2021 года как внутри страны, так и за рубежом.
Краткосрочные проинфляционные риски также связаны с усилением волатильности на глобальных рынках, в том числе под влиянием различных геополитических событий, что может отражаться на курсовых и инфляционных ожиданиях. В случае дальнейшего усиления инфляционного давления в мировой экономике возможна более быстрая нормализация денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран. Это может стать дополнительным фактором роста волатильности на мировых финансовых рынках.
Дезинфляционные риски для базового сценария остаются умеренными. Открытие границ по мере снятия ограничительных мер может восстановить потребление зарубежных услуг, а также ослабить ограничения со стороны предложения, в том числе на рынке труда через приток иностранной рабочей силы.
На среднесрочную динамику инфляции значимо влияет бюджетная политика. В базовом сценарии Банк России исходит из заложенной в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики траектории нормализации бюджетной политики, предполагающей возвращение к параметрам бюджетного правила в 2022 году. Банк России также учитывает в прогнозе принятые Правительством Российской Федерации решения об инвестировании ликвидной части Фонда национального благосостояния.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. Решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценки рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
По итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 22 октября 2021 года Банк России опубликовал среднесрочный прогноз.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 17 декабря 2021 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени.
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
Ключевая ставка и ставка рефинансирования (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Ключевая ставка
и ставка рефинансирования
Ключевая ставка ЦБ РФ
Ключевая ставка введена Банком России 13 сентября 2013 г. в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики.
Инф. сообщение Банка России от 22.10.2021
Инф. сообщение Банка России от 10.09.2021
Инф. сообщение Банка России от 23.07.2021
Инф. сообщение Банка России от 11.06.2021
Инф. сообщение Банка России от 23.04.2021
Инф. сообщение Банка России от 19.03.2021
Информация Банка России от 24.07.2020
Информация Банка России от 19.06.2020
Информация Банка России от 24.04.2020
Информация Банка России от 7.02.2020
Информация Банка России от 13.12.2019
Информация Банка России от 25.10.2019
Информация Банка России от 6.09.2019
Информация Банка России от 26.07.2019
Информация Банка России от 14.06.2019
Информация Банка России от 14.12.2018
Информация Банка России от 14.09.2018
Информация Банка России от 23.03.2018
Информация Банка России от 09.02.2018
Информация Банка России от 15.12.2017
Информация Банка России от 27.10.2017
Информация Банка России от 15.09.2017
Информация Банка России от 16.06.2017
Информация Банка России от 28.04.2017
Информация Банка России от 24.03.2017
Информация Банка России от 16.09.2016
Информация Банка России от 10.06.2016
Информация Банка России от 31.07.2015
Информация Банка России от 15.06.2015
Информация Банка России от 30.04.2015
Информация Банка России от 13.03.2015
Информация Банка России от 30.01.2015
Информация Банка России от 16.12.2014
Информация Банка России от 11.12.2014
Информация Банка России от 31.10.2014
Информация Банка России от 25.07.2014
Информация Банка России от 25.04.2014
Информация Банка России от 03.03.2014
Информация Банка России от 13.09.2013
Ставка рефинансирования ЦБ РФ
Ставка рефинансирования введена с 1 января 1992 г. как единая ставка для предоставления кредитов коммерческим банкам.
Внимание
С 1 января 2016 г. значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-у
Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У
Указание Банка России от 29.04.2011 N 2618-У
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2583-У
Указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У
Указание Банка России от 29.04.2010 N 2439-У
Указание Банка России от 26.03.2010 N 2415-У
Указание Банка России от 19.02.2010 N 2399-У
Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У
Указание Банка России от 24.11.2009 N 2336-У
Указание Банка России от 29.10.2009 N 2313-У
Указание Банка России от 29.09.2009 N 2299-У
Указание Банка России от 14.09.2009 N 2287-У
Указание Банка России от 07.08.2009 N 2270-У
Указание Банка России от 10.07.2009 N 2259-У
Указание Банка России от 04.06.2009 N 2247-У
Указание Банка России от 13.05.2009 N 2230-У
Указание Банка России от 23.04.2009 N 2222-У
Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У
Указание Банка России от 11.11.2008 N 2123-У
Указание Банка России от 11.07.2008 N 2037-У
Указание Банка России от 09.06.2008 N 2022-У
Указание Банка России от 28.04.2008 N 1997-У
Указание Банка России от 01.02.2008 N 1975-У
Телеграмма Банка России от 18.06.2007 N 1839-У
Телеграмма Банка России от 26.01.2007 N 1788-У
Телеграмма Банка России от 20.10.2006 N 1734-У
Телеграмма Банка России от 23.06.2006 N 1696-У
Телеграмма Банка России от 23.12.2005 N 1643-У
Телеграмма Банка России от 11.06.2004 N 1443-У
Телеграмма Банка России от 14.01.2004 N 1372-У
Телеграмма Банка России от 20.06.2003 N 1296-У
Телеграмма Банка России от 14.02.2003 N 1250-У
Телеграмма Банка России от 06.08.2002 N 1185-У
Телеграмма Банка России от 08.04.2002 N 1133-У
Телеграмма Банка России от 03.11.2000 N 855-У
Телеграмма Банка России от 07.07.2000 N 818-У
Телеграмма Банка России от 20.03.2000 N 757-У
Телеграмма Банка России от 06.03.2000 N 753-У
Телеграмма Банка России от 21.01.2000 N 734-У
Телеграмма Банка России от 09.06.99 N 574-У
Телеграмма Банка России от 24.07.98 N 298-У
Телеграмма Банка России от 26.06.98 N 268-У
Телеграмма Банка России от 04.06.98 N 252-У
Телеграмма Банка России от 27.05.98 N 241-У
Телеграмма Банка России от 18.05.98 N 234-У
Телеграмма Банка России от 13.03.98 N 185-У
Телеграмма Банка России от 27.02.98 N 181-У
Телеграмма Банка России от 16.02.98 N 170-У
Телеграмма Банка России от 30.01.98 N 154-У
Телеграмма Банка России от 10.11.97 N 13-У
Телеграмма Банка России от 01.10.97 N 83-97
Телеграмма Банка России от 13.06.97 N 55-97
Телеграмма Банка России от 24.04.97 N 38-97
Телеграмма Банка России от 07.02.97 N 9-97
Телеграмма Банка России от 29.11.96 N 142-96
Телеграмма Банка России от 18.10.96 N 129-96
Телеграмма Банка России от 16.08.96 N 109-96
Телеграмма Банка России от 23.07.96 N 107-96
Телеграмма Банка России от 09.02.96 N 18-96
Телеграмма Банка России от 29.11.95 N 131-95
Телеграмма Банка России от 23.10.95 N 111-95
Телеграмма Банка России от 16.06.95 N 75-95
Телеграмма Банка России от 15.05.95 N 64-95
Телеграмма Банка России от 05.01.95 N 3-95
Телеграмма Банка России от 16.11.94 N 199-94
Телеграмма Банка России от 11.10.94 N 192-94
Телеграмма Банка России от 22.08.94 N 165-94
Телеграмма Банка России от 29.07.94 N 156-94
Телеграмма Банка России от 29.06.94 N 144-94
Телеграмма Банка России от 21.06.94 N 137-94
Телеграмма Банка России от 01.06.94 N 128-94
Телеграмма Банка России от 16.05.94 N 121-94
Телеграмма Банка России от 28.04.94 N 115-94
Телеграмма Банка России от 14.10.93 N 213-93
Телеграмма Банка России от 22.09.93 N 200-93
Телеграмма Банка России от 14.07.93 N 123-93
Телеграмма Банка России от 28.06.93 N 111-93
Телеграмма Банка России от 21.06.93 N 106-93
Телеграмма Банка России от 01.06.93 N 91-93
Телеграмма Банка России от 29.03.93 N 52-93
Телеграмма Банка России от 22.05.92 N 01-156
Телеграмма Банка России от 10.04.92 N 84-92
Телеграмма Банка России от 29.12.91 N 216-91
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Как принимаются решения по ключевой ставке
Ключевая ставка — основной инструмент денежно-кредитной политики Банка России. Банк России принимает решения об уровне ключевой ставки для достижения цели денежно-кредитной политики — сохранения годовой инфляции вблизи 4%.
Совет директоров Банка России определяет уровень ключевой ставки восемь раз в год: на четырех опорных заседаниях, которые проводятся один раз в квартал, и на четырех промежуточных, которые проводятся между опорными. По итогам каждого заседания Банк России публикует пресс-релиз о ключевой ставке, а Председатель Банка России выступает на пресс-конференции, комментирует принятое решение и отвечает на вопросы журналистов. На 6 рабочий день после опорного заседания Банк России также публикует Доклад о денежно-кредитной политике.
Каждому заседанию Совета директоров по ключевой ставке предшествует длительный процесс подготовки материалов к нему.
Решение по ключевой ставке базируется на макроэкономическом прогнозе, в том числе прогнозе инфляции. Поэтому процесс подготовки и обновления прогноза Банка России, а также связанных с ним аналитических материалов называется объединенным прогнозным раундом. Раунд объединяет аналитиков и экспертов из различных департаментов и территориальных учреждений Банка России, составляющих экспертную команду Банка России. Координирует работу экспертов в рамках прогнозного раунда Департамент денежно-кредитной политики. Широкий круг участников объединенного прогнозного раунда обеспечивает комплексный взгляд на ситуацию в российской и мировой экономике и на возможные варианты ее дальнейшего развития.
Подготовка и коммуникация решения по ключевой ставке
Далее описаны ключевые этапы подготовки к решению по ключевой ставке и представлены разъяснения принятого решения по итогам заседания Совета директоров.
Период: третья-четвертая недели до решения.
Основной участник: Департамент денежно-кредитной политики.
Другие участники: Руководство Банка России, Департамент исследований и прогнозирования.
Основной задачей объединенного прогнозного раунда является определение параметров базового прогноза Банка России и альтернативных сценариев, учитывающих возможные риски. Для этого Департамент денежно-кредитной политики проводит регулярный мониторинг и детальный анализ статистической и иной информации, ключевых событий в России и мире, которые могут повлиять на ситуацию в российской экономике и динамику инфляции. Эксперты Департамента оценивают, насколько происходящие процессы соответствуют тому, что прогнозировалось ранее, а также могут ли они стать причиной корректировки прогнозных сценариев Банка России.
В результате этого анализа Департамент денежно-кредитной политики уточняет предпосылки прогнозных сценариев — набор внешних и внутренних экономических факторов, которые напрямую не зависят от действий Банка России, но могут оказать значимое влияние на российскую экономику и динамику инфляции. Среди таких факторов в том числе — конъюнктура мировых сырьевых, товарных и финансовых рынков, экономическая политика в крупных зарубежных экономиках, возможные изменения в бюджетном, налоговом, социальном и иных направлениях экономической политики в России. Кроме того, определяются риски для базового сценария прогноза — то есть те события, реализация которых может привести к отклонению ситуации от базового сценария. На основе анализа рисков формируются предложения для альтернативных сценариев.
Департамент денежно-кредитной политики представляет предложения по уточнению предпосылок базового прогноза и факторов риска Председателю Банка России и кругу заместителей Председателя, отвечающих за основные направления деятельности Банка России. В данном обсуждении также участвует директор Департамента исследований и прогнозирования. На этой встрече участники обсуждения могут высказать запросы на анализ дополнительных сюжетов, которые представляют для них интерес с точки зрения принятия решений по ключевой ставке и отражения в публикациях Банка России.
Итогом этой предварительной встречи является согласованный Председателем и участниками встречи набор предпосылок и рисков, который Департамент денежно-кредитной политики берет в дальнейшую проработку. Эти данные ложатся в основу прогнозных расчетов, которые проводит Департамент.
Эксперты Департамента денежно-кредитной политики строят краткосрочные (на период до двух кварталов) и среднесрочные (на три года) прогнозы экономических показателей, применяя широкий спектр аналитического и модельного инструментария.
Ядром системы среднесрочного прогнозирования являются комплексные прогнозные модели, которые отражают основные взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров базового среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России, которые публикуются по итогам опорных заседаний. Эти параметры включают в себя динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Кроме того, модельный инструментарий позволяет рассчитывать сценарную траекторию изменения ключевой ставки. На основе моделей определяются также параметры возможных альтернативных прогнозных сценариев. Банк России уделяет значительное внимание развитию модельного аппарата и проведению экономических исследований. Подробнее об основных актуальных направлениях исследований — см. Годовые отчеты Банка России (с 2016 года). Банком России пока не опубликована единая система модельного инструментария, это планируется сделать в дальнейшем. Отдельные результаты экономических исследований публикуются в специальном разделе «Экономические исследования» на сайте Банка России, в журнале «Деньги и Кредит», а также в других изданиях («Вопросы экономики», «Прикладная эконометрика» и др.).
Модели являются инструментом для прогнозных расчетов. В целом прогноз формируется с учетом экспертного суждения, которое учитывает, как результаты модельных расчетов, так и более широкий круг факторов, который не всегда может быть в полной мере учтен с помощью инструментов моделирования.
Обсуждение и уточнение параметров прогноза
Период: две недели до решения — неделя до решения.
Основной участник: Департамент денежно-кредитной политики.
При содействии: Департамента исследований и прогнозирования, департаментов Банка России, территориальных учреждений Банка России, представителей министерств и ведомств.
Необходимым элементом объединенного прогнозного раунда является взаимодействие экспертов из различных департаментов Банка России, в результате которого формируется комплексная оценка текущей экономической ситуации и перспектив ее развития. В ходе рабочих совещаний, проводимых Департаментом денежно-кредитной политики, уточняются и согласовываются позиции по оценке ключевых экономических показателей, предпосылок и параметров прогнозных сценариев. Такие разносторонние обсуждения и встречи также важны для учета взаимного влияния денежно-кредитной политики и иных направлений политики Банка России.
Кроме того, могут проводиться рабочие встречи с представителями Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, на которых обсуждаются ключевые аспекты экономической ситуации, мер, принимаемых в области макроэкономической политики, и их влияние на прогнозы. Для обсуждения отдельных вопросов эксперты Банка России могут проводить встречи с представителями других российских министерств и ведомств. Во встречах также принимает участие Департамент исследований и прогнозирования.
При необходимости для обсуждения отдельных вопросов могут проводиться встречи с банками, бизнесом, в том числе отраслевыми объединениями и ассоциациями. Данные встречи организуют Департамент денежно-кредитной политики и Департамент исследований и прогнозирования. Во встречах также могут принимать участие представители руководства Банка России. Эксперты Департамента денежно-кредитной политики в оперативном режиме взаимодействуют с коллегами из экономических подразделений территориальных учреждений Банка России. Департамент денежно-кредитной политики направляет запросы о проработке отдельных задач экспертам территориальных учреждений. Эти запросы прежде всего касаются дополнительного анализа сюжетов и тенденций, которые не поддаются однозначной интерпретации на основе данных на федеральном уровне. Эксперты из территориальных учреждений проводят детальный анализ, учитывая весь спектр факторов, информация о которых доступна им на региональном уровне. Наряду с анализом статистических данных, они также могут взаимодействовать с местными органами власти и бизнесом. Такой формат позволяет как проводить более детальный анализ отдельных вопросов, так и выявлять потенциальные тенденции и риски, которые еще не нашли отражение в статистике. Кроме того, организуется телемост, в рамках которого директор Департамента денежно-кредитной политики обсуждает результаты регионального анализа с представителями территориальных учреждений Банка России. В ходе обсуждения выделяются ключевые выводы, которые необходимо включить в материалы на рассмотрение Советом директоров Банка России.
Банк России проводит мониторинг ожиданий участников рынка и на всем периоде до «недели тишины» (см. этап III) может выйти с теми или иным комментариями относительно предстоящего решения. Причины для такого выхода могут быть разными, в том числе возможны неверные интерпретации тех или иных заявлений Банка России, слишком большое расхождение в оценках экономической ситуации или предстоящего решения участниками рынка и Банком России. Целесообразность такого выхода с комментариями каждый раз оценивается и сильно зависит от ситуации. Поэтому подобные комментарии не должны восприниматься участниками рынка как постоянная практика или обязательное действие, непременно предшествующее Совету директоров по ключевой ставке.
Дополнительно на этом этапе учитывается последняя поступившая статистическая и иная информация, которая влияет на параметры прогнозных сценариев.
Неделя решения по ставке — «неделя тишины»
Период: неделя до решения.
Основные участники: Председатель Банка России, первые заместители и заместители Председателя Банка России по основным направлениям деятельности Банка России (далее по тексту — заместители Председателя), директор Департамента денежно-кредитной политики, директора других департаментов Банка России, руководители территориальных учреждений Банка России.
Семь суток перед принятием решения по ключевой ставке (с 13:30 по московскому времени в седьмой календарный день, предшествующий решению, до 13:30 в день решения) называются «неделей тишины». В этот период запрещаются любые высказывания или публикации представителей Банка России, которые могут повлиять на ожидания участников финансовых рынков о предстоящем решении Банка России. Финансовые рынки традиционно чувствительны к коммуникации центральных банков перед принятием решений по денежно-кредитной политике. Поэтому важно исключить риск неоднозначного толкования таких высказываний или публикаций и, как следствие, избежать роста неопределенности ожиданий участников рынков и избыточной волатильности на рынках. В «неделю тишины» представители Банка России также не проводят встречи с банками, экспертным сообществом, инвесторами по вопросам денежно-кредитной политики. Соблюдение «периода тишины» — распространенная практика среди центральных банков мира.
На неделе тишины проводится серия встреч с участием Председателя Банка России, на которые приглашаются заместители Председателя, курирующие основные направления деятельности Банка России, руководители территориальных учреждений Банка России, директора ряда департаментов Банка России.
На этих встречах директор Департамента денежно-кредитной политики представляет ключевые результаты анализа экономической ситуации и динамики инфляции, факторов, которые служат основанием для корректировки прогнозов, а также финальные результаты расчетов по прогнозным макроэкономическим сценариям. На основе проведенного анализа и прогноза он обозначает возможные варианты решения по ключевой ставке на ближайшем заседании, а также траекторию ключевой ставки на всем прогнозном горизонте. В ходе выступления директор Департамента денежно-кредитной политики передает слово руководителям территориальных учреждений для того, чтобы они более подробно прокомментировали ситуацию в тех или иных регионах или отдельные вопросы регионального анализа. Директор Департамента исследований и прогнозирования также дает оценку экономической ситуации и представляет расчеты прогноза.
Далее участники встречи задают вопросы выступающим, уточняют аргументацию. Кроме того, присутствующие заместители Председателя Банка России и директора департаментов при необходимости могут дать дополнительные комментарии по вопросам в рамках своей компетенции.
Затем обсуждаются возможные варианты решения на предстоящем заседании и варианты сигнала о будущих намерениях Банка России в области денежно-кредитной политики. Сигнал по денежно-кредитной политике является важной составляющей пакета решения, он содержится в пресс-релизе наряду с решением по ключевой ставке. Сигнал, как правило, содержит оценку Банком России возможности будущего изменения ключевой ставки при условии реализации базового сценария прогноза или оценку тех факторов, которые в дальнейшем могут повлиять на решение Банка России по ключевой ставке. При этом сигнал не является обязательством Банка России, его исполнение зависит от того, насколько ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом. Этот сигнал необходим для того, чтобы лучше ориентировать участников экономики в отношении дальнейших действий Банка России, что важно для формирования их ожиданий. В свою очередь, ожидания участников рынка являются объектом регулярного мониторинга Банка России.
Таким образом, в рамках обсуждения решения по ключевой ставке каждый из участников встречи дает аргументированное суждение по двум пунктам: (1) к какому варианту решения по ключевой ставке он склоняется; (2) каким сигналом сопроводить решение.
В рамках предварительных совещаний с учетом состоявшейся дискуссии также обсуждается проект пресс-релиза о решении по ключевой ставке, а в опорные раунды — проект Доклада о денежно-кредитной политике.
В результате серия предварительных встреч с участием Председателя Банка России дает возможность уделить должное внимание глубокому и комплексному обсуждению всех аспектов, которые необходимо учесть при принятии решений и отразить в основных публичных документах. В ходе этих обсуждений вырабатывается набор аргументов к предстоящему решению для финального рассмотрения на Совете директоров Банка России. При этом в рамках предварительных встреч могут возникать дополнительные вопросы, которые прорабатываются Департаментом денежно-кредитной политики к заседанию Совета директоров, принимающего окончательное решение по ключевой ставке.
Период: день решения.
Основные участники: Совет директоров Банка России.
Другие участники: Директор Департамента денежно-кредитной политики, директор Департамента по связям с общественностью, представители Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
На заседании Совет директоров Банка России заслушивает доклад директора Департамента денежно-кредитной политики по анализу текущей ситуации, основным параметрам прогнозных сценариев, пространству возможных решений по ключевой ставке и ее будущей траектории. В докладе приводится наиболее актуальная информация, доступная на утро дня заседания. Далее идет дискуссия по основным вопросам.
На заседании присутствуют представители Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации, которые могут давать комментарии по рассматриваемым темам, в том числе по вопросам экономической политики в рамках компетенции своих ведомств.
Члены Совета директоров высказывают свои мнения об оценке текущей ситуации, прогнозных сценариях, решении по ключевой ставке. Во время заседания Совет директоров стремится достичь консенсуса по наиболее значимым аспектам обсуждения и решению по ключевой ставке. Это важно в том числе потому, что Банк России придерживается политики «единого голоса», при которой до аудитории доводится единая и непротиворечивая позиция Банка России. Это важно для формирования у участников экономических отношений верного понимания действий Банка России, что влияет на их ожидания в отношении денежно-кредитной политики и динамики инфляции.
Члены Совета директоров Банка России принимают решение по ключевой ставке, а затем обсуждают текст проекта пресс-релиза и утверждают его окончательную редакцию. Приглашенные участники заседания, в том числе представители Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, в голосовании не участвуют.
В пресс-релизе раскрываются факторы, на анализе которых основано решение, а также дается взгляд на перспективу развития российской экономики и информационный сигнал о возможном изменении денежно-кредитной политики в будущем. Пресс-релиз имеет четкую структуру: преамбулу с решением, его краткое обоснование, постоянные разделы «Динамика инфляции», «Денежно-кредитные условия»,
«Экономическая активность» и «Инфляционные риски». Такая структура облегчает навигацию по документу и позволяет быстро найти главное. Как отмечалось выше, пресс-релиз также содержит сигнал о будущей денежно-кредитной политике Банка России. Обычно он располагается в конце преамбулы. При этом сигнал не является обязательством Банка России. Он исполняется в случае развития ситуации в соответствии с базовым прогнозом. Использование сигнала — распространенная практика центральных банков, таргетирующих инфляцию.
В 13:30 по московскому времени публикуется пресс-релиз о ключевой ставке. Как отмечено выше, этим событием заканчивается «неделя тишины».
Далее Председатель Банка России выступает с публичным заявлением о принятом решении (15:00 по московскому времени), которое транслируется в реальном времени на официальном сайте Банка России на русском и английском языках и доступно широкой публике. В ходе пресс-конференции Председатель Банка России может более подробно останавливаться на разъяснении отдельных факторов принятого решения, более детально комментировать прогноз Банка России, а также отвечает на вопросы представителей СМИ.
Период: две недели после решения.
Основные участники: руководство Банка России, Департамент денежно-кредитной политики, Департамент исследований и прогнозирования, Департамент по связям с общественностью, территориальные учреждения Банка России.
Объяснение принятого решения по ключевой ставке и ключевых аспектов проводимой денежно-кредитной политики происходит не только в день решения, но в течение всего периода до следующего решения по ключевой ставке. Банк России продолжает коммуникацию с гражданами, журналистами, представителями органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Наиболее активная фаза приходится на две недели, следующие за решением по ключевой ставке.
На 6 рабочий день после решения в опорные раунды Банк России публикует Доклад о денежно-кредитной политике, в котором рассматриваются ключевые аспекты развития текущей ситуации, подробно описываются прогнозные сценарии и представляются таблицы с основными параметрами прогноза. В Докладе находят отражение результаты обсуждения ключевых вопросов в ходе предварительных совещаний и заседания Совета директоров Банка России. Формат Доклада позволяет подробно осветить их.
После опорных заседаний представители руководства Банка России, а также Департамента денежно-кредитной политики и Департамента исследований и прогнозирования проводят встречи с представителями зарубежных финансовых институтов (банков, фондов), аналитиками, экспертным сообществом, в том числе с представителями вузов. Основная цель этих встреч — ответить на вопросы аудитории по денежно-кредитной политике и получить обратную связь от нее.
Руководство территориальных учреждений Банка России с участием Департамента денежно-кредитной политики проводит встречи с предприятиями реального сектора, банками, местными органами власти, вузами. Такие встречи обычно сопровождаются публикацией в региональных средствах массовой информации интервью с представителями Банка России, которые отвечают на вопросы, связанные с реализацией денежно-кредитной политики. Интервью даются как деловым изданиям, так и СМИ, ориентированным на более широкую аудиторию. Переход к более активному разъяснению вопросов денежно-кредитной политики на региональном уровне позволяет выработать более адресный подход к работе с различными аудиториями и воздействию на инфляционные ожидания.