кндр форма правления и государственное устройство
КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КНДР)
Площадь 122,8 тыс. км2. Население 23,9 млн.человек (2009 год).
Ведущей политической партией является Трудовая партия Кореи. В рамках Единого демократического отеческого фронта с ней блокируются Демократическая партия и Партия Чхондогё-Чхонудан (Партия молодых друзей религии небесного пути).
Наиболее крупные равнины сформировались вдоль побережий: Пхеньянская на западном побережье Корейского п-ова и Хамхынская у Восточно-Корейского залива.
Ежегодно возобновляемые водные ресурсы оцениваются в 77 км3. На каждого жителя страны приходится 3,4 тыс. м3 воды в год. На хозяйственные нужды расходуется 22% имеющихся водных ресурсов. Основным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 73% используемой воды, промышленные предприятия потребляют 16%, на нужды коммунально-бытового водоснабжения идёт 11%.
Почвы, растительный и животный мир. В составе флоры около 3 тыс. видов высших растений, в т. ч. 10% эндемичных видов. В прошлом большая часть территории была покрыта лесами, которые были почти полностью сведены в XX веке. Современная лесистость составляет 68% за счёт масштабных лесопосадок; коренные леса сохранились в основном в горных районах. На густонаселённых и интенсивно освоенных равнинах господствует культурная растительность. Вырубки лесов привели к активизации эрозии почв и усилению наводнений. Осуществляются программы по восстановлению лесов.
В нижнем поясе Северо-Корейских гор (до высоты 500-800 м) распространены широколиственные, преим. дубовые леса на бурозёмах. Выше господствуют хвойно-широколиственные леса с примесью ели, сосны, корейского кедра, с богатым подлеском; имеются крупные массивы хвойных лесов (еловых, пихтовых и лиственничных) на горных иллювиально-железистых подзолах. На плоскогорье Кэма произрастают ценные кедрово-пихтовые леса из сосны кедровой корейской и пихты цельнолистной. Верхняя граница леса проходит на высоте около 2000 м. Склоны наиболее высоких хребтов занимают криволесья из берёзы каменной, заросли кедрового стланика, сообщества с участием рододендрона, сменяющиеся выше 2500 м мохово-лишайниковыми тундрами и альпийскими лугами. Широколиственные леса Восточно-Корейских гор отличаются бoльшим видовым разнообразием: здесь произрастают неск. видов дубов, лип, клёнов, ясеней и др. породы. Выше 1500-2000 м преобладают елово-пихтовые леса.
Создано св. 30 охраняемых природных территорий разного ранга, занимающих 2,6% площади страны. Территории двух заповедников отнесены к биосферным резерватам ЮНЕСКО (гора Пэктусан и гора Кувольсан). Достаточно благоприятные условия для сохранения местообитаний диких животных имеются в 4-километровой полосе демилитаризованные зоны вдоль 38° с. ш. Между КНДР и Россией заключено двустороннее соглашение об охране мигрирующих птиц.
КНДР в 1948-1994 годы. Корейской Народная-Демократическая Республика образовалась 9 сентября 1948 года [см. в ст. Корея (государство до 1948 года)]. Пост пред. Кабинета министров занял Ким Ир Сен. Конституция (вступила в силу в день провозглашения КНДР) закрепила сложившуюся на севере Корейского п-ова в 1945-1948 годы систему государственного управления, а также результаты проведённых в эти годы социально-экономич. преобразований.
В сентябре 1961 года состоялся 4-й съезд ТПК, на котором были одобрены основные направления 7-летнего плана социально-экономического развития КНДР. Однако к 1967 году план не был выполнен, в т. ч. из-за перераспределения значительных средств на военное строительство (ассигнования на воен. цели увеличились с установлением в Республике Корея военного режима в 1961 году); ТПК приняла решение продлить семилетку до 1970 года. В начале 1970-х годов темпы экономиче развития страны продолжали падать.
КНДР совместно с Китаем осудила советскую политику мирного сосуществования с Западом. С середины 1960-х годов она занимала независимую позицию в конфликте между СССР и КНР, что позволило ей получать экономич. помощь от обеих стран. 4 июля1972 года представители КНДР и Республики Корея подписали Совместное заявление, определившее условия возможного объединения страны (без вмешательства внешних сил, мирным путём и на основе национальной консолидации).
В 1972 году принята новая Конституция КНДР, которой был введён пост президента страны, располагавшего широкими полномочиями (первым президентом стал Ким Ир Сен). Вместо ликвидированных Президиума ВНС, а также Кабинета министров были созданы Центральные народные комитет (ЦНК) и Административный совет во главе с премьер-министром. В 1974 году ЦНК принял закон об отмене всех налогов. В 1970-х годах официональной идеологией КНДР провозглашена доктрина чучхе.
В 1970-х годах в КНДР активизировались ядерные исследования. В 1974 году она вступила в МАГАТЭ и обратилась к КНР за помощью в реализации ядерных программ.
В первой половине 1980-х годов руководство КНДР приняло программу развития экономики (т. н. десять экономических высот), предусматривавшую увеличение в 3-4 раза производства основных видов промышленной продукции. Однако два 7-летних плана (1978-1984, 1987-1993 годы) не были выполнены. В условиях экономического кризиса, а также резкого обострения отношений с США КНДР попыталась добиться расширения связей с СССР, КНР и странами Вост. Европы, а также с Республикой Корея. В 1984 году Ким Ир Сен предпринял поездки в СССР, ГДР, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и Югославию, в ходе которых подписал соглашения о развитии сотрудничества. В 1985 году КНДР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 году была принята в ООН.
В 1991 году состоялись переговоры премьер-министров КНДР и Республики Корея, завершившиеся одобрением двух межправительственных документов: Декларации о безъядерном статусе Корейского п-ова и Соглашения о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве.
КНДР после 1994 года. В июле 1994 года после смерти Ким Ир Сена руководителем страны стал его сын Ким Чен Ир. В 1995 году он объявил о проведении политики сонгун, в рамках которой первостепенное значение придавалось укреплению обороноспособности КНДР в интересах защиты существующего обществ. строя. В 1997 году Ким Чен Ир занял пост генерального секретаря ЦК ТПК. В 1998 году были внесены поправки в Конституцию, упразднялись должность президента КНДР, ЦНК, Адм. совет, расширялись полномочия Государственного комитета обороны, получившего статус высшего военного органа государственной власти, восстанавливались Президиум ВНС и Кабинет министров. Ким Ир Сен был объявлен «вечным президентом» КНДР.
В 1990-х годах темпы экономич. развития КНДР продолжали снижаться. В 1987-1998 годы ВВП сократился с 22 до 9 млрд. долл. В 1995-1997 годы в стране разразился голод, вызванный резким сокращением после стихийных бедствий урожая зерновых, главным образом риса. Следствием экономич. кризиса стала быстрая деиндустриализация страны. Несмотря на бедственное положение населения, правительство КНДР продолжало широко финансировать военное строительство. 31 июля 1998 года оно провело испытания трёхступенчатой баллистические ракеты (пролетела над территорией Японии и упала в Тихом ок.).
В июне 2000 года состоялась встреча лидеров КНДР и Республики Корея Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна. Она завершилась подписанием 15 июня 2000 году Совместной декларации Севера и Юга, которая зафиксировала обоюдную готовность добиваться мирного объединения Кореи на основе предложения КНДР о создании конфедерации и южно-корейского проекта об образовании Корейского сообщества.
В 2002 и 2004 годы в Пхеньяне прошли переговоры премьер-министр Японии Коидзуми Дзюнъитиро с Ким Чен Иром. Япония принесла официальные извинения за колониальную политику в Корее, выразила готовность оказать экономическое и финансовое содействие КНДР. Северо-корейское руководство, со своей стороны, признало причастность к похищению японских граждан в 1970-1980-х годах. Впоследствии, однако, диалог между КНДР и Японией был прерван.
В 2002 году в рамках т. н. государственных мероприятий руководство КНДР провело ряд преобразований в сфере экономики. В стране были выпущены облигации госзаймов, введён рыночный курс воны, пром. предприятиям и сельско-хозяйственным кооперативам предоставлено право самостоятельно распоряжаться продукцией, произведённой сверх плана.
Правительство КНДР 13 декабря 2002 года объявило о возобновлении ядерной программы и намерении вернуться к строительству ядерного реактора. 10 января 2003 года оно заявило о выходе КНДР из ДНЯО, 12 мая 2003 года денонсировало Декларацию о «денуклеаризации» Корейского п-ова. С целью политич. урегулирования ядерного кризиса представители КНР, КНДР, США, Республики Корея, РФ и Японии инициировали проведение шестисторонних переговоров (первый раунд состоялся в августе 2003 года). 19 сентября 2005 года было принято Совместное заявление, зафиксировавшее намерение участников переговоров добиваться «денуклеаризации» Корейского п-ова без применения силы. Попытки США оказать давление на КНДР (замораживание сев.-кор. счетов в банке «Delta Asia» и др.) вызвали ответную реакцию Пхеньяна. 9 октября 2006 года КНДР объявила об испытании ядерного устройства. Решением Совета Безопасности ООН 14 октября 2006 года в отношении КНДР были введены международные санкции.
В октябре 2007 года в Пхеньяне состоялся 2-й межкорейский саммит, в ходе которого была достигнута договорённость о замене соглашения 1953 года, завершившего Корейскую войну, мирным договором, согласованы планы по расширению экономического и гуманитарного сотрудничества двух корейских государств. В 2008 году после прихода к власти в Республике Корея новой администрации во главе с Ли Мён Баком, которая развитие отношений с КНДР поставила в зависимость от её ядерного разоружения, контакты между двумя странами на офиц. уровне прекратились.
5 апреля 2009 года КНДР осуществила запуск баллистической ракеты со спутником на борту. 14 апреля 2009 года Совет Безопасности ООН осудил это действие как нарушающее пункт 5 резолюции ООН № 1718, требующей от КНДР приостановить все виды деятельности, связанные с её программой по баллистическим ракетам. В ответ руководство КНДР вышло из шестисторонних переговоров и возобновило развитие ядерной энергетики и сил ядерного сдерживания.
Правовой базой отношений Российской Федерации с КНДР являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2000 года, а также Пхеньянская и Московская декларации, подписанные соответственно в июле 2000 и августе 2001 годов. Декларации определяют основные принципы двусторонних отношений, включая вопросы внешней политики, обороны, безопасности, экономического сотрудничества и торговли. РФ оказывает КНДР гуманитарную и экономическую помощь. Действует Межправительственная комиссия по экономическим и научно-техническим вопросам. Товарооборот между РФ и КНДР составляет около 100 млн. долл. США (2007 год).
В экономике КНДР проводится курс «опоры на собственные силы» (приоритетным считается развитие тяжёлой промышленности). С 2002 года наблюдался прирост ВВП (1,2% в 2002 году; 2,9% в 2005 году). При этом сохраняется острая нехватка электроэнергии, сырья и разл. материалов, пром. оборудования и продовольствия; б. ч. производственной мощностей изношена.
С середины 2000-х годов создаются многочисленные совместные предприятия (особенно с компаниями Китая и Республики Корея) в банковском секторе, судоходстве, производстве фармацевтической продукции, потребительских товаров.
Леса занимают окоо 4,3 млн. га, из них недоступны для лесозаготовок ок. 3,7 млн. га. Во второй половине 1990-х годов осуществлялись массовые вырубки (в т. ч. для отопления домов); в начале 2000-х годов предпринимаются меры по лесовосстановлению, расширению лесопосадок.
Лов рыбы ведётся в Японском и Жёлтом морях (морской улов 268,7 тыс. т в 2007 году, в основном минтай, иваси, сайда, сардина, сельдь, тунец, макрель; 1,6 млн. т в 1984 году). Добыча морепродуктов (креветки, кальмары, осьминоги, устрицы, крабы, трепанги, морские водоросли и др.; 3,6 млн. т в 1986 году) осуществляется в основном в Жёлтом море. Рыболовецкий флот насчитывает ок. 40 тыс. небольших и средних судов. Развито прудовое хозяйство: разводят в основном карпа, канадскую форель (близ городов Пхеньян, Куджан, Нампхо и др.).
Туризм не получил широкого развития; въезд иностранцев в КНДР ограничен. В 2002 году КНДР посетило около 400 тыс. человек (в основном из Республики Корея, Китая, России, Японии), доходы от туризма составили ок. 150 млн. долл. Специальные отели для иностранных туристов имеются в наиболее посещаемых городах: Пхеньяне (13 отелей), Вонсане, Нампхо, Кэсоне, Хамхыне, торгово-экономической зоне «Расон» (6 отелей), а также в горах Мёхян. В 1998 году по инициативе южно-корейской компании «Hyundai Asan» начал действовать межкорейский проект развития туризма в районе гор Кымгансан. В 2005-2008 годы создана новая туристская зона в районе вулкана Пэктусан (сооружается горнолыжный центр, открыт междунар. аэропорт Самджиён, куда выполняется прямой рейс из Сеула). Внутренний туризм представлен в основном «красным туризмом» (посещение мест революционной славы, связанных с деятельностью Ким Ир Сена и Ким Чен Ира) и лечебно-оздоровительным.
Развитие автомобильного транспорта (около 12% грузоперевозок) сдерживается в т. ч. дефицитом топлива (в крупных городах широко распространён велосипедный транспорт, в т. ч. трёхколёсные грузовые велосипеды). По национальным данным, общая протяжённость автомобильных дорог (включая грунтовые) 75,5 тыс. км (по др. источникам, ок. 25,5 тыс. км, в т. ч. 1,7 тыс. км с усовершенствованным асфальтовым и бетонным покрытием; середина 2000-х годов). В 1970-2000-е годы построены скоростные автомагистрали (автострады; длина 653 км) к гл. объектам туризма (в т. ч. транскорейская автодорога в горах Кымгансан, 2003 год). В 2009 году вступил в силу запрет на эксплуатацию автомобилей японского производства (в 2007 году около 95% автопарка КНДР составляли японские автомобили).
Имеется 77 аэропортов, в 36 из них взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием (в Сунане и Самджиёне длиной св. 3 км). Главный международный аэропорт Сунан (обслуживает Пхеньян; регулярные рейсы выполняются нац. авиакомпанией «Air Koryo»). Внутренние воздушные линии действуют нерегулярно. Метрополитен в Пхеньяне.
Верховным главнокомандующим КНА (фактически всеми ВС) является пред. Государственного комитета обороны (ГКО), координирующий и объединяющий все политические, экономические и военные меры в интересах обеспечения безопасности. Непосредственное руководство ВС осуществляет министр Народного ВС (обороны) через ГШ КНА (который также выполняет роль штаба СВ), штабы ВВС и ПВО и ВМФ.
Олимпийский комитет создан в 1953 году, признан МОК в 1957 году. В 1964 году спортсмены КНДР впервые приняли участие в Олимпийских зимних играх в Инсбруке, там же конькобежка Пил Хва Хан стала первой спортсменкой в истории страны (и первой женщиной в Азии), удостоенной олимпийской награды (серебряная медаль на дистанции 3000 м).
На Олимпиадах 1964 года (Токио) и 1968 года (Мехико) спортсмены КНДР не выступали, протестуя против решения МОК о наименовании олимпийской команды «Северная Корея»; в Олимпиадах 1984 года (Лос-Анджелес) и 1988 года (Сеул) также не принимали участия.
К 1973 году в Пхеньяне построен многофункциональный Дворец спорта вместимостью св. 20 тыс. мест, где проводятся нац. и междунар. состязания. В начале 1980-х годов там же построены крупные стадионы: «Rungrado May Day Stadium» (150 тыс. мест) и «Kim Il-Sung Stadium» (70 тыс. мест).
Средства массовой информации
Образование. Учреждения наукии культуры
Архитектура и изобразительное искусство
Декоративно-прикладное искусство, в котором сохранившиеся с древности приёмы сочетаются с новым уровнем технического исполнения, представлено керамикой и фарфором, резьбой по кости и дереву, плетением из волокон бамбука и травы, а также изготовлением лаковых изделий.
В 1980-х годах появились костюмные картины с элементами боевых искусств («Хон Гиль Дон», реж. Ким Гиль Ын, 1986 год), фильмы о спорте. Создавались совместные соверо-корейские ленты («Секунда на подвиг» Э. М. Уразбаева и Ом Гиль Сона, 1986 год, «Берег спасения», режиссёры Арья Жан Бато Ц. Дашиев и Рю Хо Сон, 1991 год). Были предприняты попытки модернизации сев.-кор. кинематографа. Значит. вклад в этот процесс внёс Син Сан Ок (режиссёр юж.-кор. кино, похищенный агентами спецслужб в 1978 году, насильственно удерживался в КНДР до 1986 года). Он создал костюмные фильмы («О моя любовь» по «Сказанию о Чхунхян», 1985 год), драмы («Соль», 1985 год, пр. Мкф в Москве) и первый в КНДР фильм в жанре сказочной фантастики («Пульгасари», 1985 год, спецэффекты осуществлены японскими специалистами). Крупнейшим проектом 1990-х годов стала 56-серийная эпопея «Нация и судьба».
Северная корея Корейская Народно-Демократическая Республика
Корейская Народно-Демократическая Республика
Дата создания независимого государства: 9 сентября 1948 г.
Площадь: 121,2 тыс. кв. км
Административно-территориальное деление: 9 провинций, 3 города центрального подчинения, приравненные к провинциям (Пхеньян, Кэсон, Нампхо)
Столица: Пхеньян
Официальный язык: корейский
Денежная единица: северокорейская вона
Население: 22,5 млн (2004)
Плотность населения на кв. км: 185,6 чел.
Доля городского населения: ок. 55 %
Этнический состав населения: корейцы
Религия: буддизм и конфуцианство; значительная часть населения придерживается атеизма
Основа экономики: промышленность
Занятость населения: в промышленности – ок. 46 %; в сельском хозяйстве – ок. 32 %; в сфере услуг – ок. 22 %
ВВП: 30,8 млрд USD (2004)
ВВП на душу населения: 1300 USD
Форма государственного устройства: унитаризм
Форма правления: коммунистическая диктатура
Законодательный орган: однопалатный парламент
Глава государства: президент Глава правительства: премьер-министр
Партийные структуры: однопартийность
Основы государственного устройства
Первая Конституция Северной Кореи была принята в сентябре 1948 г. В своей основе она очень близка к сталинской Конституции 1936 г. 27 декабря 1972 г. Верховное народное собрание КНДР пятого созыва утвердило новую Конституцию, действующую до сих пор. Основной закон КНДР состоит из преамбулы, семи разделов и ста семидесяти одной статьи. В преамбуле указывается, что «Корейская Народно-Демократическая Республика есть суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». Основой идеологии корейского государства являются идеи чучхе, позволяющие опираться на собственные силы и «с ошеломительной скоростью» продвигаться вперед. Поправки в Конституцию вносятся Верховным народным собранием (ВНС). Охрану Конституции осуществляют также Верховное народное собрание и Народная прокуратура.
Согласно Конституции 1972 г., главой государства является президент, избираемый депутатами Верховного народного собрания на четыре года. Президент возглавляет высший руководящий орган государственной власти – Центральный народный комитет (ЦНК), а тот, в свою очередь, формирует распорядительный и исполнительный орган – Административный совет. Однако в 1996 г. Ким Ир Сен, признанный вождь корейского народа на протяжении десятилетий, умер, поэтому на первой сессии Верховного народного собрания КНДР десятого созыва, состоявшейся 5 сентября 1998 г., было предложено внести изменения в Конституцию. За Ким Ир Сеном закреплялся титул «вечного президента» КНДР (к уже имеющимся титулам Великого вождя корейского народа, Солнца нации, Маршала могучей Республики, Железного всепобеждающего полководца и Залога освобождения человечества).
Высшим военным руководящим органом государственной власти КНДР Конституция объявляет Комитет обороны КНДР. Его председатель – Ким Чен Ир, сын Ким Ир Сена, Любимый руководитель, Великий продолжатель бессмертного чучхейского дела, Слава корейской природы, Непобедимый вечный вождь, – осуществляет командование всеми политическими, военными и экономическими силами КНДР и, соответственно, является фактическим главой государства.
Высший законодательный орган КНДР – однопалатное Верховное народное собрание, избираемое населением на пять лет. В состав ВНС входят шестьсот семьдесят восемь депутатов. В депутаты могут выдвигаться только кандидаты от Единого демократического отечественного фронта КНДР, ключевую роль в котором играет Трудовая партия Кореи. Очередные сессии ВНС созываются Постоянным советом (ПК ВНС), осуществляющим властные полномочия в перерывах между сессиями, или по требованию не менее трети всех депутатов один-два раза в год. Внеочередные сессии созываются ПК ВНС по его усмотрению. Сессии считаются правомочными при наличии не менее двух третей всех депутатов. Законы и постановления ВНС принимаются простым большинством участников сессий.
Верховное народное собрание образует Комиссию законодательных предположений, Бюджетную комиссию, Комиссию по иностранным делам, Комиссию по вопросам политики объединения страны и другие необходимые комиссии.
Согласно ст. 124 Конституции КНДР, «административным исполнительным органом высшего органа государственной власти» является Административный совет, который осуществляет свою деятельность под руководством президента КНДР и Центрального народного комитета. В состав Административного совета входят, кроме премьера, которого избирает ВНС, семнадцать министров департаментов, четырнадцать председателей государственных комиссий и девять вице-премьеров. Административный совет несет ответственность перед Верховным народным собранием, президентом КНДР и Центральным народным комитетом.
В провинциях и городах центрального подчинения функционируют местные Народные собрания, избираемые на основе прямого всеобщего голосования граждан. В качестве постоянного исполнительного органа депутаты собраний выбирают местный Народный комитет. Административными исполнительными органами местных органов власти являются провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные) и уездные административно-экономические комитеты.
Судебная система
Функционирование судебной системы КНДР определяет восьмой раздел Конституции «Суд и прокуратура».
Правосудие осуществляется Центральным судом, провинциальными судами и судами городов центрального подчинения, народными и специальными судами.
Центральный суд является высшим судебным органом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью всех судебных органов страны. Центральный суд работает под руководством ЦНК.
Председателя Центрального суда полномочно избирать и отзывать Верховное народное собрание. Судей и народных заседателей Центрального суда избирает и отзывает Постоянный совет ВНС. Судьи и народные заседатели нижестоящих судов избираются представительными органами власти соответствующего уровня. Судьи специальных судов назначаются Центральным судом, а народные заседатели избираются на соответствующих собраниях военнослужащих или гражданских коллективов.
На суды возложены следующие обязанности: охранять путем судебной деятельности власть и социалистический строй в Корейской Народно-Демократической Республике, государственную и общественно-кооперативную собственность, конституционные права граждан и их жизнь и имущество; добиваться от всех учреждений, предприятий, организаций и граждан строгого соблюдения законов государства и активного участия в борьбе против классовых врагов и правонарушителей; исполнять приговоры и решения по имущественным делам, совершать нотариальные действия.
Рассмотрение дел в судах осуществляется с участием одного судьи и двух народных заседателей. В особых случаях дела рассматриваются с участием трех судей.
Прокурорские функции закреплены за Центральной прокуратурой, которой подчинены провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные и специальные прокуратуры. Генерального прокурора избирает и освобождает от должности ВНС. Прокуроров на местах назначает и освобождает от должности Центральная прокуратура.
Ведущие политические партии
Одиннадцатая статья Конституции КНДР указывает, что государство «осуществляет всю свою деятельность под руководством Трудовой партии Кореи».
Правящая Трудовая партия Кореи (ТПК) вышла из созданной в апреле 1925 г. Коммунистической партии Кореи (КПК). Официальной датой учреждения ТПК считается 10 октября 1945 г., когда на учредительном съезде ответственных партийных работников и активистов пяти провинций Северной Кореи было образовано Организационное бюро, возглавившее работу по созданию новой партии. В августе 1946 г. в состав КПК вошли Новая народная партия, действовавшая на севере страны, а также Народная и Новая народная партии, действовавшие на юге. Но основе этого слияния произошло организационное оформление Трудовой партии Северной Кореи и Трудовой партии Южной Кореи. В июне 1949 г. эти партии объединились и образовали единую Трудовую партию Кореи. Председателем ЦК ТПК был избран Ким Ир Сен, который в 1945–1946 гг. выполнял обязанности секретаря, а в 1946–1949 гг. был заместителем председателя Оргбюро. Ким Ир Сен оставался главой партии (и государства) до конца своих дней. В 1996 г. власть перешла к его сыну Ким Чен Иру, который официально был избран на пост генерального секретаря в октябре 1997 г. По инициативе ТПК в августе 1948 г. в обеих частях страны состоялись всеобщие выборы в Верховное народное собрание, первая сессия которого 9 сентября 1948 г. приняла Конституцию, провозгласила создание КНДР и сформировала правительство во главе с Ким Ир Сеном. В основе деятельности ТПК лежит принцип демократического централизма. Высшим руководящим органом партии является съезд, а в промежутках между съездами – ЦК, избираемый съездом. Из своего состава ЦК избирает Политический комитет, Секретариат и генерального секретаря ЦК ТПК.
В июле 1949 г. был создан Единый демократический отечественный фронт Кореи (ЕДОФ), руководящей и направляющей силой которого является ТПК. Две наиболее значимые партии в составе ЕДОФ – Социал-демократическая партия Кореи (СДПК), основанная 3 ноября 1945 г. (до 1981 г. – Демократическая партия Кореи) и партия Чхондогё-Чхонудан (Партия молодых друзей религии небесного пути), основанная 8 февраля 1946 г. Обе партии безоговорочно признают руководящую роль ТПК, поддерживают ее политику и активно сотрудничают с ней в достижении мирного объединения страны.
Президент (вечный)
Председатель Государственного комитета обороны
Председатель Постоянного комитета ВНС
Премьер-министр
С 2007 г. – Ким Ен Ир
Данный текст является ознакомительным фрагментом.