коап рб право бай

Изменения в КоАП: нормы смягчены, а что с ранее наложенными взысканиями?

31 января 2018 г. вступил в силу Закон от 08.01.2018 N 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон), вносящий изменения в КоАП и ПИКоАП, что влечет существенные изменения условий применения административной ответственности по отношению к ИП и юридическим лицам, начиная от появления в КоАП дополнительных обязательных условий для привлечения к административной ответственности и заканчивая изменением санкций многих составов административных правонарушений.

Приведем примеры того, как судебное постановление может быть изменено или отменено в связи с вступлением Закона в силу.

Обязательные условия для изменения / отмены постановления о наложении взыскания

Таким образом, обязательными условиями для изменения/отмены постановления о наложении административного взыскания являются (альтернативно):

— устранение противоправности деяния;

— улучшение положения лица иным образом.

Кроме того, для того чтобы отменить/изменить постановление о наложении взыскания, такое взыскание на момент рассмотрения судом вопроса об отмене/изменении постановления не должно быть исполнено.

Отмена постановления суда в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц

— причиненного имущественного вреда охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше 40 базовых величин ;

— стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин ;

— сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает 40 базовых величин — когда санкцией статьи предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода ;

На первый взгляд может сложиться мнение, что в ситуациях, когда нельзя однозначно назвать сумму причиненного имущественного ущерба охраняемым КоАП правам и интересам (например, в случае привлечения к административной ответственности юридического лица за проведение рекламной игры без ее регистрации в МАРТ), это может служить основанием для отмены судебного постановления по делу об административном правонарушении в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц.

В то же время нельзя однозначно ответить утвердительно без учета практики расчета соответствующего вреда по делам об административных правонарушениях, где нарушение заключается в несоблюдении ИП и юридическими лицами определенного законодательством порядка или сроков выполнения обязанности.

Изменение наложенного административного взыскания при изменении санкции статьи Особенной части КоАП

В случаях, когда Законом была изменена санкция статьи Особенной части КоАП, есть основания для изменения неисполненного постановления суда о наложении административного взыскания.

Пример

В отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении за реализацию товара в нарушение установленного законодательством порядка без наличия документов, подтверждающих приобретение товара .

Суд подтвердил выводы органа, ведшего административный процесс, наложил на юридическое лицо административное взыскание в виде штрафа и применил альтернативную конфискацию товаров.

Редакция КоАП до 31 января 2018 годаДействующая редакция КоАП
Санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП
Наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискацииНаложение штрафа до 30 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо — до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров

В случае, рассмотренном в примере, привлеченное к административной ответственности лицо может обратиться с требованием о пересмотре судебного постановления суда первой инстанции, так как Законом изменена санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которая исключает возможность применения конфискации.

В то же время постановление суда первой инстанции не будет пересмотрено, если на момент рассмотрения вопроса вышестоящей судебной инстанцией соответствующее постановление будет исполнено, то есть если конфискованный товар будет реализован.

Порядок отмены / изменения постановления суда о наложении взыскания

В ситуации когда постановление суда первой инстанции не обжаловалось до его вступления в силу, лицо, в отношении которого вынесено постановление суда первой инстанции, вправе обратиться с жалобой к прокурору для вынесения последним протеста.

Таким образом, в случае когда постановление суда первой инстанции до вступления его в силу не обжаловалось, целесообразным является обращение в адрес прокурора для вынесения последним протеста на вступившее в законную силу постановление суда и приостановления исполнения постановления суда.

Вступившие в законную силу 31 января 2018 года изменения в КоАП и ПИКоАП, дополнившие обязательные условия для привлечения ИП и юридических лиц к административной ответственности, а также смягчившие ответственность за многие административные правонарушения, являются основанием для отмены или изменения постановлений о наложении административных взысканий, вступивших в силу незадолго до вступления в силу Закона.

При этом отменены или изменены могут быть только неисполненные постановления, поэтому, для того чтобы добиться их отмены или изменения, рекомендуем обратиться с соответствующей жалобой как можно раньше, а также указывать в такой жалобе просьбу о приостановлении исполнения постановления до разрешения жалобы (протеста прокурора).

Источник

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

К оАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.

С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.

Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.

Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.

Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:

Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).

В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:

С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.

КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.

Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:

Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:

В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:

Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.

Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.

Источник

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (выдержки)

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

Статья 10.2. Оскорбление

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

Статья 11.1. Мелкое хищение

Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена , медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 11.2. Причинение имущественного ущерба

Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества

Статья 11.4. Присвоение найденного имущества

Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов

Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

Источник

КоАП-2021: изменения в сфере прав и свобод человека и гражданина

С 01.03.2021 действующий КоАП утратит силу. Вместо него будет новый Кодекс. Рассмотрим основные изменения, затронувшие главу об административных правонарушениях, посягающих на права и свободы человека и гражданина.

Справочно
В действующем КоАП такие правонарушения именуются правонарушениями против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина и содержатся в главе 9. В новом Кодексе им посвящена глава 10.

Дела, возбужденные до 01.03.2021

Дела об административных правонарушениях прекратят, если по новому Кодексу :

— они не признаются правонарушениями;

Вынесенное, но неисполненное (в том числе частично) постановление о наложении административного взыскания :

1) пересмотрят, если новый Кодекс улучшает положение правонарушителя по сравнению с действующим КоАП ;

2) исполнять не будут, если деяние по новому Кодексу не является административным правонарушением.

Изменение санкций за отдельные правонарушения

Подробнее об общественных работах как виде административного взыскания в новом Кодексе см. комментарий “Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года”.

Изменение размеров штрафов

Штраф увеличится за:

Уменьшение размеров штрафов

Административные правонарушенияКакой размер штрафа будетКакой размер штрафа сейчас
Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, незаконное распространение или иное незаконное использование объектов интеллектуальной собственностиот 10 до 30 БВот 30 до 50 БВ
Отказ в предоставлении гражданину информацииот 5 до 30 БВот 10 до 30 БВ
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, об административных процедурахдо 4 БВ

Изменения в составах правонарушений

По новому Кодексу не накажут за:

— принуждение к участию в проведении собрания, митинга, демонстрации, уличного шествия, пикетирования ;

— присвоение авторства либо принуждение к соавторству ;

Перемещение правонарушения в главу 10 нового Кодекса

Исключение составов правонарушений

Из нового Кодекса исключат следующие правонарушения:

Новый состав оскорбления и санкции

Источник

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.

С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.

Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.

Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.

Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:

Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).

В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:

С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.

КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.

Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:

Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:

В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:

Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.

Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *