коап рб право бай
Изменения в КоАП: нормы смягчены, а что с ранее наложенными взысканиями?
31 января 2018 г. вступил в силу Закон от 08.01.2018 N 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон), вносящий изменения в КоАП и ПИКоАП, что влечет существенные изменения условий применения административной ответственности по отношению к ИП и юридическим лицам, начиная от появления в КоАП дополнительных обязательных условий для привлечения к административной ответственности и заканчивая изменением санкций многих составов административных правонарушений.
Приведем примеры того, как судебное постановление может быть изменено или отменено в связи с вступлением Закона в силу.
Обязательные условия для изменения / отмены постановления о наложении взыскания
Таким образом, обязательными условиями для изменения/отмены постановления о наложении административного взыскания являются (альтернативно):
— устранение противоправности деяния;
— улучшение положения лица иным образом.
Кроме того, для того чтобы отменить/изменить постановление о наложении взыскания, такое взыскание на момент рассмотрения судом вопроса об отмене/изменении постановления не должно быть исполнено.
Отмена постановления суда в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц
— причиненного имущественного вреда охраняемым КоАП правам и интересам в размере свыше 40 базовых величин ;
— стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин ;
— сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает 40 базовых величин — когда санкцией статьи предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода ;
На первый взгляд может сложиться мнение, что в ситуациях, когда нельзя однозначно назвать сумму причиненного имущественного ущерба охраняемым КоАП правам и интересам (например, в случае привлечения к административной ответственности юридического лица за проведение рекламной игры без ее регистрации в МАРТ), это может служить основанием для отмены судебного постановления по делу об административном правонарушении в связи с изменением условий наступления ответственности ИП и юридических лиц.
В то же время нельзя однозначно ответить утвердительно без учета практики расчета соответствующего вреда по делам об административных правонарушениях, где нарушение заключается в несоблюдении ИП и юридическими лицами определенного законодательством порядка или сроков выполнения обязанности.
Изменение наложенного административного взыскания при изменении санкции статьи Особенной части КоАП
В случаях, когда Законом была изменена санкция статьи Особенной части КоАП, есть основания для изменения неисполненного постановления суда о наложении административного взыскания.
Пример
В отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении за реализацию товара в нарушение установленного законодательством порядка без наличия документов, подтверждающих приобретение товара .
Суд подтвердил выводы органа, ведшего административный процесс, наложил на юридическое лицо административное взыскание в виде штрафа и применил альтернативную конфискацию товаров.
Редакция КоАП до 31 января 2018 года | Действующая редакция КоАП |
Санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП | |
Наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации | Наложение штрафа до 30 базовых величин, а на ИП или юридическое лицо — до 50% от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров |
В случае, рассмотренном в примере, привлеченное к административной ответственности лицо может обратиться с требованием о пересмотре судебного постановления суда первой инстанции, так как Законом изменена санкция ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которая исключает возможность применения конфискации.
В то же время постановление суда первой инстанции не будет пересмотрено, если на момент рассмотрения вопроса вышестоящей судебной инстанцией соответствующее постановление будет исполнено, то есть если конфискованный товар будет реализован.
Порядок отмены / изменения постановления суда о наложении взыскания
В ситуации когда постановление суда первой инстанции не обжаловалось до его вступления в силу, лицо, в отношении которого вынесено постановление суда первой инстанции, вправе обратиться с жалобой к прокурору для вынесения последним протеста.
Таким образом, в случае когда постановление суда первой инстанции до вступления его в силу не обжаловалось, целесообразным является обращение в адрес прокурора для вынесения последним протеста на вступившее в законную силу постановление суда и приостановления исполнения постановления суда.
Вступившие в законную силу 31 января 2018 года изменения в КоАП и ПИКоАП, дополнившие обязательные условия для привлечения ИП и юридических лиц к административной ответственности, а также смягчившие ответственность за многие административные правонарушения, являются основанием для отмены или изменения постановлений о наложении административных взысканий, вступивших в силу незадолго до вступления в силу Закона.
При этом отменены или изменены могут быть только неисполненные постановления, поэтому, для того чтобы добиться их отмены или изменения, рекомендуем обратиться с соответствующей жалобой как можно раньше, а также указывать в такой жалобе просьбу о приостановлении исполнения постановления до разрешения жалобы (протеста прокурора).
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
К оАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.
В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.
С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.
Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.
Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.
Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:
Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).
В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:
С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.
КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.
Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:
Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:
В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:
Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.
Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (выдержки)
Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
Статья 10.2. Оскорбление
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
Статья 11.1. Мелкое хищение
Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена , медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 11.2. Причинение имущественного ущерба
Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
Статья 11.4. Присвоение найденного имущества
Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов
Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
Статья 19.1. Мелкое хулиганство
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
КоАП-2021: изменения в сфере прав и свобод человека и гражданина
С 01.03.2021 действующий КоАП утратит силу. Вместо него будет новый Кодекс. Рассмотрим основные изменения, затронувшие главу об административных правонарушениях, посягающих на права и свободы человека и гражданина.
Справочно
В действующем КоАП такие правонарушения именуются правонарушениями против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина и содержатся в главе 9. В новом Кодексе им посвящена глава 10.
Дела, возбужденные до 01.03.2021
Дела об административных правонарушениях прекратят, если по новому Кодексу :
— они не признаются правонарушениями;
Вынесенное, но неисполненное (в том числе частично) постановление о наложении административного взыскания :
1) пересмотрят, если новый Кодекс улучшает положение правонарушителя по сравнению с действующим КоАП ;
2) исполнять не будут, если деяние по новому Кодексу не является административным правонарушением.
Изменение санкций за отдельные правонарушения
Подробнее об общественных работах как виде административного взыскания в новом Кодексе см. комментарий “Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года”.
Изменение размеров штрафов
Штраф увеличится за:
Уменьшение размеров штрафов
Административные правонарушения | Какой размер штрафа будет | Какой размер штрафа сейчас |
Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, незаконное распространение или иное незаконное использование объектов интеллектуальной собственности | от 10 до 30 БВ | от 30 до 50 БВ |
Отказ в предоставлении гражданину информации | от 5 до 30 БВ | от 10 до 30 БВ |
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, об административных процедурах | до 4 БВ Изменения в составах правонарушений По новому Кодексу не накажут за: — принуждение к участию в проведении собрания, митинга, демонстрации, уличного шествия, пикетирования ; — присвоение авторства либо принуждение к соавторству ; Перемещение правонарушения в главу 10 нового Кодекса Исключение составов правонарушений Из нового Кодекса исключат следующие правонарушения: Новый состав оскорбления и санкции С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки. С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения. Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия. Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности. Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения: Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности). В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права: С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы. КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение. Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности: Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая: В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет: Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621. Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.
|