кодекс грегориана в римском праве

Кодекс Грегориана

Кодекс Грегориана (лат. Codex Gregorianus) — самая ранняя кодификация императорских конституций, предпринятая в правление Диоклетиана неким Грегорием, или Грегорианом.

Конституции систематизированы в кодексе в хронологическом порядке и распределены на 14 книг. Этот Codex Gregorianus часто цитировался при позднейших римских императорах и, вероятно, вместе с последующими Codex Hermogenianus и Codex Theodosianus был положен в основу кодекса Юстиниана.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Кодекс Грегориана» в других словарях:

Кодекс грегориана — (лат. Codex Gregorianus) неофициальный сборник императорских конституций от Адриана до Диоклетиана (П Ш вв.), названный по имени составителя. Опубликован в 295 г. К.Г. состоял их 19 книг, которые делились на титулы с предметными рубриками, не… … Энциклопедия права

Кодекс Грегориана — см. Грегориан … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кодекс грегориана — (лат. Codex Gregorianus) неофициальный сборник императорских конституций от Адриана до Диоклетиана (П Ш вв.), названный по имени составителя. Опубликован в 295 г. К.Г. состоял их 19 книг, которые делились на титулы с предметными рубриками, не… … Большой юридический словарь

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ — (Codex Theodosianus) первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала IV в., составлен в 435 г. комиссией из 16 юристов, назначенной Императором Восточной Римской империи Феодосием II (опубликован 15 февраля 438 г.). Изданию К … Юридическая энциклопедия

Кодекс Гермогениана — (лат. Codex Hermogenianus) кодификация императорских конституций Диоклетиана и его преемников, предпринятая ок. 325 г. римским юристом по имени Гермогениан (или Гермоген). Сведений о его жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор … Википедия

Кодекс Феодосия — (Codex Theodosianus) первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточно римским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию К. Ф.… … Большая советская энциклопедия

КОДЕКС ФЕОДОСИЯ — (Codex Theodosianus) первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала IV в., составлен в 435 г комиссией из 16 юристов, назначенной Императором Восточной Римской империи Феодосием П (опубликован 15 февраля 438 г.). Изданию К.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Кодекс — в Древнем Риме: 1. Связка из нескольких деревянных дощечек, покрытых воском и скрепленных с одной стороны в виде книги. Дощечки заменялись сложенными листами папируса, пергамента или бумаги, согнутыми посредине. Соединяя по 4 6 листов,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Кодекс Юстиниана — CORPUS IURIS CIVILIS ROMANI. Institutiones et Digestae. Gothofredus, 1583 I Part. 1889, Barcelona «Corpus juris civilis» современное название свода римского гражданского права, составленного в 529 534 при византийском императоре Юстиниане.… … Википедия

Кодекс Феодосия — первый законодательный сборник конституций (см.) римских императоров (К. Грегориана и Гермогениана частные издания), изданный императором Феодосием II 15 февраля 438 г., вступивший в силу с 1 января 439 г., тогда же принятый и на Западе, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Содержание

История

кодекс грегориана в римском праве

Кодекс получил свое название от его автора, некоего Грегориуса (или Григориана), о котором ничего достоверно не известно, хотя предполагалось, что он действовал как магистр libellorum (составитель ответов на петиции) императорам Каринус и Диоклетиан в 280-х и начале 290-х гг. [2] Работа не сохранилась в первозданном виде, и многое о ее первоначальной форме остается неясным, хотя из сохранившихся ссылок и отрывков ясно, что это была работа из нескольких книг, разделенных на тематические заголовки (Tituli), который содержал смесь рескрипты частным петиционерам, письмам официальным лицам и публичным указам, организованным в хронологическом порядке. [3] По оценкам ученых, количество книг колеблется от 14 до 16, [4] при этом большинство высказалось за 15. [5] Там, где сохранились свидетельства способа оригинальной публикации, в подавляющем большинстве случаев это делается для публикации, предполагая, что Грегориус работал с материалами, находящимися в открытом доступе. [6]

Прием

В четвертом и пятом веках для тех, кто хотел цитировать имперские конституции, Кодекс Грегориана стал стандартным справочным изданием, часто цитируемым рядом с Codex Hermogenianus. Самые ранние явные цитаты сделаны анонимным автором Mosaicarum et Romanarum Legum Collatio, или Лекс Дей как это иногда называют, вероятно, в 390-х гг. [7] В начале пятого века Августин Гиппопотам цитирует Григорианский кодекс при обсуждении супружеских неверных отношений. [8] Наиболее известно то, что Григорианский и Гермогенианский кодексы цитируются как образец для организации имперских конституций с тех пор, как Константин I в директиве, упорядочивающей их сбор в том, что должно было стать Кодекс Феодосия, адресованная Константинопольскому сенату 26 марта 429 г., составленная Феодосий IIс квестор Антиох Хузон. [9]

В посттеодосийскую эпоху оба Кодекса цитируются как источники имперских конституций анонимным автором середины V века. Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti (вероятно, базируется в Галлии); [10] цитируются на полях перекрестных ссылок пользователем Фрагмента Ватикана; [11] и в заметках из курса лекций восточной юридической школы о Ad Sabinum. [12]

В эпоху Юстиниана предшественник (профессор права) Фалелей процитировал Григорианский кодекс в своем комментарии к Кодекс Юстиниана. [13] На западе незадолго до 506 г. оба кодекса были дополнены пояснительными примечаниями (интерпретации), которые сопровождают их сокращенные версии в Бревиарий Аларика, [14] и цитировались как источники в Lex Romana Burgundionum приписывается Гундобад, король бургундов (473–516). [15]

Затмение

Тексты взяты из Кодекс Грегориана достигли статуса авторитетных источников права одновременно с преднамеренным затмением оригинальной работы двумя кодификационными инициативами шестого века. Во-первых, сокращенная версия включена в Бревиарий Аларика, обнародованная в 506 году, явно вытеснила исходный полный текст во всей вестготской Галлии и Испании. Тогда в составе императора Юстинианвеликой кодификационной программы, он стал основным компонентом Кодекс Юстиниана, который вступил в силу в своем первом издании на Балканах и в восточных провинциях Рима в 529 году нашей эры. [16] Впоследствии он был распространен на Латинскую Северную Африку после ее завоевания у вандалов в 530 году, а затем в Италию в 554 году. Таким образом, к середине шестого века первоначальный текст Григорианского Кодекса был отправлен на свалку истории на протяжении большей части Средиземноморский мир. Только в Меровингах и франкской Галлии копии полной версии все еще использовались между шестым и девятым веками, о чем свидетельствуют приложения к рукописям Бревиарий. [17]

Наследие

кодекс грегориана в римском праве

Это из-за его эксплуатации для Кодекс Юстиниана что влияние работы Грегориуса ощущается и сегодня. Таким образом, он составлял часть Corpus Juris Civilis возрожденной традиции римского права средневековья и раннего Нового времени. Это, в свою очередь, послужило образцом и вдохновением для гражданский закон коды, которые доминировали в европейских системах с Код Наполеона 1804 г.

Редакции

Попытки полной реконструкции всех сохранившихся текстов, которые, вероятно, происходят из CGотчасти из-за сложности отличить с абсолютной уверенностью конституции Грегориуса от конституций Гермогена в Кодекс Юстиниана в середине 290-х годов, где они, похоже, пересекаются. [18] Тони Оноре (1994) предоставляет полный текст всех частных рескриптов соответствующего периода, но в единой хронологической последовательности, а не в соответствии с их возможным расположением в CG. Самая полная редакция CG остается тем же у Хенеля (1837: 1–56), хотя он включил только тексты, явно приписываемые CG древними авторитетами и поэтому не цитировали CJ материала, на том основании, что он был только косвенно приписан. Крюгер (1890) редактировал вестготское сокращение CG, с сопровождающими интерпретации (стр. 224–33), а также реконструировал структуру CG, опять же исключая CJ материал (стр. 236–42), вставляя полный текст только там, где он иным образом не появлялся в Collectio iuris Romani Anteiustiniani. Ротонди (1922: 154–58), Шерилло (1934) и Сперандио (2005: 389–95) предоставляют только краткий список названий, хотя последний предлагает полезное соответствие с редакцией Ленеля. Эдиктум вечный. [19] Карампула (2008) объединяет реконструкции Крюгера (1890 г.) и Ротонди (1922 г.), но предоставляет текст (включая вестготский шрифт). интерпретации) в современной греческой версии.

Повторное открытие

26 января 2010 г. Саймон Коркоран и Бенет Салуэй в Университетском колледже Лондона объявили, что они обнаружили семнадцать фрагментов того, что, по их мнению, было исходной версией кода. [20] [21] [22]

Источник

Кодификация римского права

Первые попытки кодификации римского права

Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций.

В конце III в. н. э. (295 г.) был создан Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus), объединивший все императорские конституции начиная от Адриана и до конца III в. н. э. Кодекс состоял из 19 книг, книги делились на титулы с предметными рубриками. Оригинальной системы составители Кодекса не выработали, и в 13 книгах Кодекс следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и последующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

Дополнением к первому собранию после 295 г. стал Кодекс

Гермогениана (Codex Hermogenianus), названный так по имени составителя. Он трижды пересматривался составителем, большинство конституций были подвергнуты редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Он дополнял предыдущий кодекс конституциями до Императора Константина (IV в.)

Первым официальным собранием конституций был Кодекс Феодосия (Codex Theodоsianus). Восточно-римский Император Феодосий II (402–450 гг.) имел большие планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений юристов-классиков (jus). Но обширность программы замедлила работу, и в результате были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят Валентинианом III, соправителем Феодосия II. Несмотря на то, что Кодекс был составлен на востоке, в западной части он имел большее влияние и продолжал применяться там, даже когда был отменен на востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных по предметным титулам.

После разделения в конце IV в. н. э. Римской Империи на восточную и западную западная часть оказалась завоеванной германскими племенами. Там образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское, на территории которых продолжало действовать римское право; причем короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов (leges), из сочинений наиболее известных юристов (jus) — Гая, Павла, Папиниана. Таковыми являются сборники для Вестготского королевства — Lex Romana Wisigothorum, для Остготского королевства — Edictum Theodorici, для Бургундского — Lex Romana Burgundionum.

В этот же период появляются и частные сборники. Среди тех, что дошли до нас, можно выделить сборник Fragmenta Vaticana, названный так, поскольку был обнаружен в библиотеке Ватикана. Этот сборник относится к концу IV или началу V в. н. э. и содержит отрывки из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана в соответствии с императорскими конституциями.

Сборник Collatio legum Romanarum et Mosaicarum относится к началу V в. н. э. и включает сопоставление текстов сочинений Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с законодательством еврейского пророка Моисея.

Кодификация Юстиниана

Император Юстиниан (527–565 гг.) поставил задачу привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, очистить от устаревшего накопившийся огромный правовой материал, притом не только императорские законы (leges), как в более ранних кодификациях, но и сочинения классиков (jus) (рис. 22). Для выполнения работы 13 февраля 528 г. Юстиниан учредил особую комиссию из 10 человек, в которую вошли выдающиеся юристы того времени: Трибониан — начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов, Теофил — профессор Константинопольской школы права и др. Работа началась с императорских законов. Комиссии было поручено составить новый сборник, причем ей были даны широкие полномочия: сокращать и изменять, где нужно, старые конституции по форме и содержанию, выбрасывать устаревшие и сочинять новые конституции, размещая их в соответствующие титулы. Расположение конституций в пределах каждого титула должно было сохранять хронологический порядок.

кодекс грегориана в римском праве

В начале конституции должно быть указано имя издавшего ее императора, а в конце — цель издания и имя консула. Через год кодекс был готов и в апреле 529 г. должен был вступить в действие. С этого же времени теряли силу все прежние конституции. Этот сборник получил свое наименование по имени императора — Codex Gustinianus. Но до нас эта редакция кодекса не дошла.

Дигесты, их система и содержание. Систематизация сочинений юристов была поручена комиссии под руководством Трибониана. Трибониан подобрал себе в сотрудники чиновников, адвокатов из высшего суда и профессоров права из Константинопольской и Беритской (Бейрутской) школ: Теофила, Дорофея, Анатолия и др. Инструкция предписывала комиссии извлечь из сочинений юристов, наделенных jus respondendi, все, что имело практическое значение, а все ненужное и устаревшее опустить, параллельно устранив противоречия.

Комиссия была разделена на три секции, каждая из которых обрабатывала сочинения определенного характера. В первой секции изучались труды по цивильному праву, во второй — по преторскому, в третьей — сочинения Папиниана казуистического характера. Затем выдержки сводились воедино по определенной системе. Комиссией было обработано 2 тысячи книг 39-ти авторов, содержащих 3 миллиона строк, из которых отобрали 150 тысяч строк. Вся эта огромная работа была выполнена необычайно быстро — всего за 3 года, и 16 декабря 533 года

Сенату был представлен сборник “Digecta seu Pandectae”. Модестин30 декабря 533 года Дигесты стали законом.

Дигесты (Digestia — упорядоченное) — вторая часть Свода цивильного права. Одну треть всего объема Дигест составляли труды Ульпиниана, одну шестую — Павла. Сборник был разделен на 50 книг. Книги состояли из титулов, а титулы — из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы.

Первая из 50 книг Дигест кратко освещает все вопросы истории права, источники права, описывает государственные (административные) учреждения и их задачи. Здесь говорится о субъектах права, т. е. о лицах, участвующих в обороте, их правоспособности и дееспособности. Вторая, третья и четвертая книги содержат нормы, относящиеся главным образом к суду и судебному процессу, в том числе к искам. В книгах с 5-й по 11-ю помещены нормы, регулирующие наследственные и имущественные отношения; книги с 12-й по 19-ю посвящены договорам купли-продажи, 20-я книга — залоговому праву. В книгах с 23-й по 25-ю изложены нормы, регулирующие вопросы брака и имущественные отношения между супругами. Книги 26-я и 27-я посвящены опеке и попечительству, а с 28-й по 38-ю — завещаниям, праву требования по завещанию и наследованию по закону; 40-я книга регулировала вопросы рабства и освобождения от рабского состояния, книги 45-я и 46-я — вербальные контракты. Книги 47-я и 48-я, которые сам Юстиниан назвал “страшными”, и 49-я посвящены уголовному праву и процессу.

В 50-й книге большое внимание было уделено характеристике терминов и общих понятий.

При составлении Дигест комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений, делали вставки — “интерполяции”, устаревшие термины и институты заменялись современными.

Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил делать к ним поправки и комментарии. Во всех сомнительных случаях право толкования закона принадлежало только императору, к которому и должен был обращаться судья за разъяснениями.

Институции. Когда работы по составлению Дигест были уже завершены, но сам сборник еще не вступил в силу, Юстиниан назначил новую комиссию. В нее вошли профессора права Теофил и Дорофей под председательством Трибониана. Перед комиссией была поставлена задача составить учебник права наподобие Институций Гая. Уже 21 ноября 533 года

Институции Юстиниана (Institutiones Gustiniani) были опубликованы. Они получили силу закона, как и Дигесты.

В основу учебника были положены Институции Гая, выдержки из Институций Флорентина, Ульпиана и некоторых других сочинений, а также ряд выдержек и извлечений из ряда позднейших институций.

Институции (Institutiones) — первая структурная часть

Свода. Институции являлись, с одной стороны, официальным источником права, с другой стороны — элементарным учебником. В сборнике излагались основные положения о лицах, вещах, юридических действиях и исках. Он состоял из 4 книг, которые делились на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц, брачно-семейному праву; вторая — вещам и вещному праву; третья — наследованию, обязательствам и договорам; четвертая — деликтам и искам.

Кодекс. Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием “50 решений”, были использованы в целях пересмотра уже изданного кодекса. И в 534 г. появляется новая редакция Кодекса Юстиниана (Codex repititae praelectionis), которая дошла до нас целиком. Кодекс состоит из 12 книг, тексты делятся на титулы с соответствующими названиями. В пределах каждого титула помещены те части конституций начиная с императора Адриана до года составления новой редакции, которые непосредственно содержали предписания.

Кодекс — собрание императорских конституций являлся третьей частью Свода. Книги 1, 9–12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного); книги 2–8 включали вопросы частного права.

Новеллы. В таком виде была осуществлена идея Юстиниана о кодификации всего римского права. Но и после кодификации правотворческая деятельность Юстиниана не прекращалась. До конца правления (565 г. н. э.) было принято еще множество конституций, реформировавших целые отрасли права. Эти конституции известны под названием Новеллы (Noveliae constitutiones).

В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы подучили в своей совокупности наименование Corpus Iuris Civilis, т. е. Свод гражданского права.

Составленные в ходе кодификации Юстиниана сборники еще пять веков служили базой научной и практической работы в Византийской Империи.

Помимо работ по кодификации Император Юстиниан в особой конституции определил и порядок преподавания в юридических школах. Материалом для преподавания могли служить только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны усвоить

Институции и первую часть Дигест (7 книг), во второй, третий и четвертый — разные части Дигест в точно определенном порядке, в пятый год — собственно Кодекс Юстиниана. Преподавание права было дозволено только в двух школах — в Константинополе и Берите (Бейруте). Существовавшие юридические школы в Александрии и других местах были закрыты.

Источник

Систематизация римского права

Первые кодификации римского права

Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций.

В конце III в. н. 3. (295 г) был выпущен кодекс Грегориана (Codex Gregorianus), объединивший все императорские конституции, начиная от Адриана до конца III в. н. э. Кодекс состоял из 19 книг, книги делились на титулы с предметными рубриками. Оригинальной системы составители кодекса не выработали, и в 13 книгах кодекс следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и последующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил кодекс Юстиниана.

Дополнением к первому собранию после 295 г. стал кодекс Гермогениана (Codex Hermogenianus), названный так по имени составителя. Он трижды пересматривался составителем, большинство конституций были подвергнуты редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Он дополнял предыдущий кодекс конституциями до императора Константина (IV в.)

Первым официальным собранием конституций был кодекс Феодосия (Codex Theodosianus). Восточно-римский император Феодосии II (402-450 гг) имел большие планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений юристов-классиков (ius). Но обширность программы замедлила работу, и в результате были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят Валснтинианом III. соправителем Феодосия И. Несмотря на то. что кодекс был составлен на Востоке, в западной части он имел более значительное влияние и продолжал применяться там, даже когда был отменен на Востоке кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных по предметным титулам.

После разделения в V в. н. э. Римской империи на восточную и западную, западная часть оказалась завоеванной германскими племенами. Там образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское, на территории которых продолжало действовать римское право; причем короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов (leges), из сочинений наиболее известных юристов (ius) — Гая, Павла, Папиниана. Таковыми являются сборники для Вестготского королевства — Lex Romana Wisigothorum, для Остготского королевства — Edictum Theodorici, для Бургундского — Lex Romana Burgimdionum.

В этот же период появляются и частные сборники. Среди тех, что дошли до нас, можно выделить сборник Fragmenta Vaticana, названный так поскольку был обнаружен в библиотеке Ватикана. Этот сборник относится к концу IV или началу V в. н. э. и содержит отрывки из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана в соответствии с императорскими конституциями. Сборник Collatio legum Romanarum et Mosaieanim относится к началу V в. н. э. и включает сопоставление текстов сочинений Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с законодательством Моисея.

Кодификация Юстиниана

Неизмеримо большее значение по сравнению с кодификацией Феодосия И имела кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в. н. э. при императоре Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Не последнюю роль сыграло и тщеславное желание Юстиниана приобрести славу великого законодателя.

Кодекс Юстиниана. В соответствии с этим Юстиниан поставил задачу привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, очистить от устаревшего накопившийся огромный материал, притом не только императорские законы (leges), как в более ранних кодификациях, но и сочинения классиков (ius). Для выполнения работы 13 февраля 528 г. Юстиниан учредил особую комиссию из 1U человек, в которую вошли выдающиеся юристы того времени: Трибониан — начальник императорской канцелярии и завсдующи11 редактированием закона и Феофил — профессор Константинопольской школы права. Работа началась с императорских законов. Комиссии было поручено составить новый сборник, причем ей были даны широкие полномочия: сокращать и изменять, где нужно, старые конституции по форме и содержанию, выбрасывать устаревшие и сочинять новые конституции, размещая их в соответствующие титулы. Расположение конституций в пределах каждого титула должно было сохранять хронологический порядок. В начале конституции должно быть указано имя издавшего ее императора, а в конце — цель издания и имя консула. Через год кодекс был готов и в апреле 529 г должен был вступить в действие. С этого же времени теряли силу все прежние конституции. Этот сборник получил свое наименование по имени императора — Codex lustinianus. Но до нас эта редакция кодекса не дошла.

Дигесты. Систематизация сочинений юристов была поручена комиссии под руководством Трибониана. Трибониан подобрал себе в сотрудники чиновника, адвокатов из высшего суда и профессоров права из Константинопольской и Беритской школ: Феофила, Дорофея, Анатолия. Инструкция предписывала комиссии извлечь из сочинений юристов, наделенных ius respondendi, все, что имело практическое значение, а все ненужное и устаревшее опустить, параллельно устранив противоречия.

Комиссия была разделена на три секции, каждая из которых обрабатывала сочинения определенного характера. В первой секции изучались труды по цивильному праву, во второй — по преторскому, в третьей — сочинения Папиниана казуистического характера. Затем выдержки сводились воедино по определенной системе. Комиссией было обработано 2 тысячи книг 39-ти авторов, содержащих 3 миллиона строк, из которых отобрали 150 тысяч строк. Вся эта огромная работа была выполнена необычайно быстро — всего за 3 года, и 16 декабря 533 года сенату был представлен сборник «Digecta sen Pandectae.» 30 декабря 533 года Дигесты вступили в законную силу.

Первая из 50-ти книг Дигест кратко освещает все вопросы истории права, источники права, описывает государственные (административные) учреждения и их задачи. Здесь говорится о субъектах права, т.е. о лицах, участвующих в обороте, их правоспособности и дееспособности. Вторая, третья и четвертая книги содержат нормы, относящиеся главным образом к суду и судебному процессу, в том числе к искам. В книгах с 5-й по 11-ю помещены нормы, регулирующие наследственные и имущественные отношения; книги с 12-й по 19-ю посвящены договорам купли-продажи, 20-я книга — залоговому праву. В книгах с 23-й по 25-ю изложены нормы, регулирующие вопросы брака и имущественные отношения между супругами. Книги 26-я и 27-я посвящены опеке и попечительству, а с 28-й по 38-ю — завещаниям, праву требования по завещанию и наследованию по закону; 40-я книга регулировала вопросы рабства и освобождения от рабского состояния, книги 45-я и 46-я — вербальные контракты. Лишь две книги (47-я и 48-я), которые сам Юстиниан назвал «страшными», и отчасти 49-я посвящены уголовному праву и процессу. В 50-й книге большое значение было уделено характеристике терминов и общих понятий.

При составлении Дигест комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений, делали вставки — «интерполяции», устаревшие термины и институты заменялись современными.

Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил делать к ним поправки и комментарии. Во всех сомнительных случаях право толкования закона принадлежало только императору, к которому и должен обращаться судья за разъяснениями.

Институции. Когда работы по составлению Дигест были уже завершены, но сам сборник еще не вступил в силу, Юстиниан назначил новую комиссию. В неё вошли профессора права Феофил и Дорофей под председательством Трибониана. Перед комиссией была поставлена задача составить учебник права, наподобие прежних Институций. Уже 21 ноября 533 года Институции Юстиниана (Institutiones Iustiniani) были опубликованы. Они получили силу закона, как и Дигесты.

В основу учебника были положены Институции Гая, выдержки из Институций Флорентина, Ульпиана и некоторых других сочинений, а также ряд выдержек и извлечений из ряда позднейших конституций.

Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра уже изданного кодекса. И в 534 г: появляется новая редакция кодекса Юстиниана (Codex repititae praeleclionis), которая дошла до нас в полном виде. Кодекс состоит из 12 книг, тексты делятся на титулы с соответствующими названиями. В пределах каждого титула помещены те части конституции, начиная с императора Адриана до года составления новой редакции, которые непосредственно содержали предписания.

В таком виде была осуществлена идея Юстиниана о кодификации всего римского права.

Новеллы. Однако завершение кодификации не прекратило правотворческой деятельности Юстиниана. До конца правления (565 г. н. э.) было принято еще множество конституций, реформировавших целые отрасли права. Эти конституции известны под названием Новеллы (Novcllae constitutiones).

В средние века Институции, Дигесты. Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности наименование Corpus mris civilis, т. е. Свод гражданского права.

Составленные в ходе кодификации Юстиниана сборники еще пять веков служили базой научной и практической работы в Восточной империи.

Помимо работ по кодификации император Юстиниан в особой конституции определил и порядок преподавания в юридических школах. Материалом для преподавания могли служить только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны усвоить Институции и первую часть Дигест (7 книг), во второй, третий и четвертый — разные части Дигест в точно определенном порядке, в пятый год — собственно кодекс Юстиниана. Преподавание права было дозволено только в двух школах — в Константинополе и Берите. Существовавшие юридические школы в Александрии и других местах были закрыты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *