кодификационной деятельностью имеют право заниматься только
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
В соответствии со ст.ст. 44, 45 и 47 Уголовного кодекса РФ в качестве наказания за совершенное преступление суд может запретить осужденному заниматься определенной деятельностью.
Данный вид наказания может быть назначен как в качестве основного, так и дополнительного. Суть наказания состоит в запрете в течение определенного периода времени заниматься профессиональной либо иной другой деятельностью.
Вид запрещенной деятельности (педагогической, врачебной, связанной с управлением транспортными средствами и т.п.) обязательно конкретизируется судом в приговоре.
Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания.
В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (к примеру, за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних).
Лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенной деятельностью.
В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
При назначении лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Контроль за исполнением данного наказания в соответствии со ст. 33 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями.
В целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение 10 рабочих дней с момента получения копии приговора суда устанавливает место работы осужденного, а в отношении неработающего осужденного отслеживает его возможное трудоустройство, направляет в адрес организации, где работает осужденный и в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности (ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС и т.п.), копию приговора суда и извещение.
Указанные органы не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции запретить осужденному заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора, представлять по требованию инспекции документы, связанные с исполнением наказания. В случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. При увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок, а также какой деятельностью лишен права заниматься.
Осужденные к лишению права заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства.
При установлении факта нарушения осужденным требований приговора суда инспекция уточняет время, в течение которого он занимался запрещенной деятельностью (к примеру, управлял автомобилем), запрашивает соответствующие документы, подтверждающие данный факт, и выносит постановление о незачете этого периода в срок наказания.
Виды предпринимательской деятельности
В силу ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя, как следует из п. 3 ст. 23 ГК РФ, приравнивается к статусу коммерческой организации. Вследствие этого индивидуальный предприниматель вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Отдельными видами деятельности предприниматель, как и юридическое лицо, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Законодательство РФ не содержит единого перечня видов деятельности, заниматься которыми индивидуальный предприниматель не вправе.
Однако некоторые виды деятельности могут осуществляться только юридическими лицами в связи с прямым указанием на это в специальном законе (например, банковская деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщика и т.д.).
Так, например, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.
Следует также иметь в виду, что для осуществления отдельных видов деятельности требуется лицензия (перечень лицензируемых видов деятельности приведен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Приказом начальника управления
Судебного департамента
в Липецкой области
от 03.03.2005г. №___14____
Настоящая Инструкция определяет порядок отбора правовых актов, постановки на учет и поддержания их в контрольном состоянии.
Обязанность по ведению систематизации законодательства возложена на помощника мирового судьи. В его обязанности входит:
— учет федеральных нормативных правовых актов;
— поддержание нормативной базы и кодексов Российской Федерации в контрольном состоянии;
— учет нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации;
— поддержание нормативной базы и кодексов соответствующего субъекта Российской Федерации в контрольном состоянии;
— проведение консультационно-справочной работы, в том числе с использованием компьютерной техники;
— обеспечение учета и хранения нормативных материалов и юридической литературы.
— ведение нарядов нормативных актов, установленных Инструкцией по судебному делопроизводству мирового судьи.
Основные термины, применяемые в настоящей Инструкции:
Ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.
Изменения также отмечаются в промежуточных актах (которыми ранее уже вносились какие-либо изменения, дополнения в основной акт), если текущие изменения в основной акт затрагивают нормы промежуточного акта.
1. В судебных участках контрольными ведутся:
— кодексы Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;
— официальные издания законодательных актов Липецкой области;
— сборники постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации;
— приказы и инструкции Судебного департамента при Верховном Суде РФ по вопросам организационного обеспечения;
— приказы и распоряжения управления Судебного департамента в Липецкой
2. Наряду с нормативными актами, указанными в п. 1 настоящей Инструкции, в судебном участке ведутся контрольные экземпляры печатных изданий некоторых законов (например, «О статусе судей в Российской Федерации», «Об основах федеральной жилищной политики» и др.).
Конкретный перечень этих печатных изданий нормативных актов, поддерживаемых в контрольном состоянии, и источник, в котором должны производится контрольные отметки, устанавливается мировым судьей.
3. Тексты актов в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в контрольное состояние не приводятся. На полях издания (напротив заголовка) рекомендуется ставить отметки об утрате силы акта и о внесенных изменениях с указанием реквизитов акта и данных о его опубликовании, но без содержания самих изменений. В отдельных случаях на первой странице обложки можно делать «сигнальные» надписи о содержащихся в номере важных актах.
4. Отметки о виде изменяющего акта и принявшем этот акт органе вносятся в соответствии со следующими условными обозначениями:
— постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации пост. Презид. ВС РФ;
— постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пост. ВАС РФ;
— утрата силы нормативным актом или его структурными единицами в части
(частичная утрата силы)- ч.у.с.;
5.2. Если утрачивает силу структурная единица акта (статья, пункт, подпункт, абзац), то непрерывной линией перечеркивается только соответствующий текст и запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.
5.3. При частичной утрате силы актом в целом текст не перечеркивается, а в верхней части первого листа бумажного носителя делается запись «ч.у.с. пост. Прав-ва РФ от 12.12.98 №1064». При частичной утрате силы структурной единицей акта соответствующая запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.
5.4. Отметки «продл. действ.», «распр.», «приост. действ.», «возобн. действ.» и т.п. ставятся в верхней части первого листа, если изменения касались акта в целом, или на полях, если изменения касались структурных единиц акта.
При этом изменение текстов статей, пунктов, абзацев производится путем вклеек нового текста взамен предыдущего. Внесение дополнений в акт (новые статьи, пункты, абзацы) также производится путем вклеек в соответствующую часть текста.
5.6. При замене в акте отдельных слов, словосочетаний и цифр прямой горизонтальной линией зачеркиваются прежние слова, словосочетания, цифры и над зачеркнутыми вписываются новые. На полях, напротив внесенных изменений делается запись «замен. сл.- фз от 18.11.98 №171-ФЗ». Прежние слова, словосочетания или цифры зачеркиваются таким образом, чтобы их можно было прочитать, воспроизвести.
5.8. Отметка «смт» вносится в акты, когда:
— в акте содержится упоминание о ранее принятом акте;
— в акте содержится указание о предоставлении прав или возложении обязанностей: «в порядке», «применительно к порядку», «в порядке и на условиях» и т.п.;
— в акте содержатся ссылки на ранее приняты е базовые акты, в развитие которых принят настоящий: «во исполнение», «в целях реализации», «в соответствии с» и т.п.
5.9. Отметки в контрольные экземпляры нормативных актов следует вносить разборчиво. При отсутствии свободного места на полях в бумажном носителе в соответствующее место вклеивается полоска бумаги.
5.10. В верхней части первой страницы контрольного экземпляра нормативного акта делается отметка о номере, дате, официальном источнике опубликования акта.
На вклейке с текстами изменений и дополнений должны содержаться сведения о номере и дате закона, на основании, которого вносятся изменения.
5.11. При внесении отметок об официальных источниках опубликования необходимо пользоваться следующими сокращениями:
— Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства
— Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
Пример: Опублик. СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 1022 или РГ, 19.11.98, №05.
При указании сведений об официальных изданиях отдельных федеральных органов исполнительной власти следует использовать сокращенные наименования этих органов.
6. При получении нового издания кодекса контрольный экземпляр прежнего издания заменяется новым. Изменения и дополнения вносятся в контрольный экземпляр нового издания после даты, по состоянию на которую издан кодекс (сборник). Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок.
Учет, хранение нормативных актов и юридической литературы.
7. Поступающие в судебный участок нормативные акты, официальные и другие издания, юридические журналы и литература подлежат строгому учету, хранению и периодической инвентаризации.
7.1. Официальные и другие издания, юридические журналы регистрируются в книге учета служебных изданий. На каждом экземпляре на первой и семнадцатой странице ставится входящий штамп суда с указанием даты поступления и номера по книге учета служебных изданий.
7.2. Юридическая литература подлежит учету в инвентарной книге. Каждому экземпляру книги в журнале соответствует свой инвентарный номер, который является ее индивидуальным опознавательным знаком. На каждом экземпляре книги на первой и семнадцатой странице ставится штамп и инвентарный номер.
7.4. Выдача юридической литературы в пользование производится по журналу, в котором должны указываться дата выдачи, подпись лица, получившего книгу и дата возвращения.
7.5. Пользование контрольными экземплярами нормативных актов производится, как правило, в кабинете, в котором они хранятся.
7.6. Передача нормативного материала и юридической литературы от одного работника другому производится по акту.
Отдел обеспечения деятельности мировых судей.
© Управление административных органов Липецкой области.
Официальный сайт.
Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ
Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ), было бы совершенно некорректно.
Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Рассмотрю лишь частную проблему, связанную с назначением запрета занимать определенные должности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.
Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019
Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года
Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14
Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. «в», 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:
— по ст. 204 ч. 4 п. «в» УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года
Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)
Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.
Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».
Однако есть и другие случаи, когда суд правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.
Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019
По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.
Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности
По итогу хочется все же решить вопрос: зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания? Можно конечно традиционно сказать о том, что это его ошибка и он неправильно сформулировал санкции. Однако полагаю это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью, то вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. Тем самым, с целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе. Таков, на мой взгляд, юридический смысл анализируемого наказания в главе 23 УК РФ.
Курсовая работа «Пределы действия нормативно – правовых актов»
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
гражданского и государственного ____________________Лебедев А.Ф
по дисциплине: «Общая теория права»
на тему: «Пределы действия нормативно – правовых актов»
Студент группы №70201 _______П.С.Латышев
Руководитель доц. Кафедры Гр. и гос. права _______А.Ф.Лебедев
Глава I. Общая характеристика классификация и систематизация нормативно-правовых
1.1 Понятие, характеристика и классификация НПА 4
1.2 Законы и подзаконные НПА 6
1.3 Систематизация НПА 8
Глава II. Пределы действий нормативно-правовых актов
2.1. Пределы действий НПА в пространстве 15
2.2 Действие нормативно – правовых актов во времени 17
2.3. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений 20
2.4. Пределы действий НПА по кругу лиц 21
Список литературы 24
Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений
Данная работа основной целью определяет рассмотрение общей характеристики нормативно – правовых актов и раскрытие пределов действия НПА в пространстве, по времени, по кругу лиц и по кругу общественных отношений.
1.Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов
1.1 Понятие, характеристика и классификация НПА
Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.
НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.
Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
— Нормативные акты государственных органов;
— НПА общественных объединений;
— Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
— НПА, принятые на референдуме.
В зависимости от срока действия различают:
— Акты неопределённо длительного действия;
В зависимости от юридической силы НПА делят на:
1.2 Законы и подзаконные НПА
Законы Беларуси — нормативные правовые акты, принимаемые или законодательными органами и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.
Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция — правовая основа законодательства. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в, не должны противоречить Конституции.
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов принадлежит актам Парламента.
Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции и законам. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции, законам, актам Президента. Акты Правительства имеют большую силу по отношению к актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. [3, стр 348-352]
1.3 Систематизация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. [6, стр 245]
Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. [6, стр 246]
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.
— кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий.
— в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.
-кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.
— кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.
— нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.
2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),
3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.
Значительное число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.
II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:
1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.
Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.
Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).
Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, 5толовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.
Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
2. Пределы действий нормативно-правовых актов
2.1 Пределы действий НПА в пространстве
В этом отношении руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой издан данный акт.
Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.
Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.
В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий — например, Крайнего Севера России).
Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.
Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.
Из этого общего правила есть исключения:
1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).
Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип — право следует за лицом».
С территориальными границами действие НПА тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство Беларуси распространяется также на граждан, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории Беларуси, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. [3, стр 369-370]
2.2 Действие нормативно – правовых актов во времени
Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.
Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется. Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
Определения времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных газетах ((Советская Белоруссия(, (Звязда(, (Народная газета(, (Рэспублiка( и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7
Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104
Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты
Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров
Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.
Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.
Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно – правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств. Во – первых, акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во – вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии прямой его отмены.
Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих, нормативно
– правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой акт признается утратившим силу.
С действием нормативно – правовых актов во времени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия нормативно – правовых актов во времени и относится к числу исключений.
Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время.
Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104
Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона (О нормативных правовых актах Республики Беларусь(, что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).
Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно
– правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.
В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно [4, стр 450-454]
2.3.Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений
Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю.
Определение предмета правового регулирования – сложения научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.
2.4 Пределы действий НПА по кругу лиц
С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их действие по кругу лиц.
Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в соответствующем нормативно – правовом акте.
По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц
Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности, связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры пресечения – содержание под стражей.
Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..
Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством
Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской службы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных должностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных государственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и обязанностей. Во – вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом экстерриториальности
(внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и административных проступков на территории страны пребывания разрешается дипломатическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например по искам, относящимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, по искам о наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или наследника и др..
Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..
Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов. [5, стр 332-335]
Итак, для правильного применения НПА необходимо ответить на три основных вопроса:
Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
Тема «Пределы действия нормативно правовых актов» действительно оказалась интересной и многогранной. Тема является актуальной для наших дней, потому что каждый день выходят десятки, сотни НПА, в многие вносятся изменения. Я считаю, что тема мною раскрыта, но существует еще много различных мелочей и мелких фактов, которые существенно влияют на пределы действия. Поэтому эта тема еще найдет в дальнейшем своих исследователей.