когда был подписан варшавский договор
Создана Организация Варшавского договора
Организация Варшавского договора – это военно-политический союз европейских социалистических государств
14 мая 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Этот документ оформил создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД), что стало ответной мерой на создание НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря.
Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства-участники обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применения силы, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать немедленную помощь всеми необходимыми средствами.
Также члены ОВД обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друга. Но надо сказать, что членство в ОВД было не всегда добровольным, и попытки некоторых стран выйти из него довольно жестко пресекались.
Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Договора, был создан Политический консультативный комитет (ПКК) – высший орган ОВД. В его совещаниях, как правило, принимали участие главы правительств стран-участниц.
Для обеспечения взаимодействия вооруженных сил государств ОВД было создано Объединённое командование вооруженными силами, в ведение которого выделялись соответствующие национальные контингенты, а возглавлял – Главнокомандующий (штаб находился в Москве). Такими Главнокомандующими в разные годы были – Маршалы Советского Союза И.Конев, А.Гречко, И.Якубовский, В.Куликов, генерал армии П.Лушев.
Организация Варшавского договора внесла определенный вклад в закрепление политических итогов Второй мировой войны и послевоенного развития. В деятельности ОВД присутствовали и военная, и политическая стороны. Тесное политическое сотрудничество помогало странам-участницам решать многие национальные и международные вопросы. Также на территории всех стран-участниц проводились совместные командно-штабные и войсковые учения.
Между разведками стран ОВД велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки – СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы.
Организация Варшавского договора просуществовала до 1 июля 1991 года. Албания прекратила участие в деятельности ОВД еще в 1962 году, а в 1968 году формально вышла из нее – после ввода войск ОВД в Чехословакию. В 1990 году были упразднены военные органы Организации. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол о полном прекращении действия Варшавского договора.
ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР (1955-1991)
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. / Ориг. : Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи; ВАРША́ВСКИЙ ДОГОВО́Р (русский)
Международное соглашение, в соответствии с решениями которого был создан военный блок европейских социалистических государств в главе с СССР.
После создания НАТО (4 апреля 1949 года) между СССР и рядом социалистических стран были заключены договоры о военном сотрудничестве. Первый договор о дружбе был подписан еще в годы Второй мировой войны: 12 декабре 1943 года с чехословацким правительством в изгнании. В 1943-1949 годах между странами Восточной Европы было подписало 23 двусторонних договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
11-14 мая 1955 года в Варшаве прошло Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. В последний день его работы (14 мая 1955 года) главы правительств Союза Советских Социалистических Республика (СССР), Социалистической Республики Румынии (СРР), Народной Республики Болгарии (НРБ), Польской Народной Республики (ПНР), Германской Демократической Республики (ГДР), Чехословацкой Социалистической Республики (ЧСССР), Венгерской Народной Республики (ВНР) и Народной Социалистической Республики Албания (НСРА) подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Представлявший Китайскую Народную Республику (КНР) министр обороны и заместитель премьера Госсовета Пэн Дэхуай участвовал в конференции в качестве наблюдателя.
Положения Варшавского договора
Текст договора состоял из преамбулы и 11 статей. Участники констатировали, что «положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств». В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся Стороны обязались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность» (Статья 1). При этом, они решили «консультироваться между собой по всем важным международным вопросам…, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности» (Статья 3). Важнейшей была 4-я статья договора, гласившая, что «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств ‒ участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство ‒ участник Договора… окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь… всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». Наконец, страны – участница обязались «не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора» (Статья 7).
Договор заключался сроком на 20 лет и, после передачи всех ратификационных грамот (в СССР договор был ратифицирован Президиумом Верзовного Совета СССР 25 мая 1955 года) на хранение правительству ПНР (1 июня 1955 года), вступил в силу 5 июня 1955 года. При этом ГДР первоначально присоединилась к Варшавскому договору лишь в политическом отношении, в военную часть договора она вступила только 28 января 1956 года, через 10 дней после подписания закона о создании Национальной народной армии. В 1975 году договор был автоматически пролонгирован на 10 лет, т.к. от стран-участников не поступило заявлений о его денонсации. При приближении срока окончания договора, 26 апреля 1985 года его участники продлили его действие еще на 20 лет (т.е. до 14 мая 2005 года).
Организация Варшавского Договора (ОВД)
Для выработки общей военной стратегии, координации действий и осуществления руководства Вооруженными силами стран Варшавского договора по условиям договора (статьи 5 и 6) создавались Политический консультативный комитет (ПКК) и Объединенное командование Вооруженными силами (ОКВС). В его состав выходили руководители компартий, главы государств, руководители правительств и министры иностранных дел. ПКК являлся высшим коллективным органом ОВД и собирался для рассмотрения принципиальных вопросов, связанных с реализацией положений Варшавского договора, а также по обсуждению мер по укреплению и совершенствованию ОВД. Органами ПКК являлись: Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат, учрежденные в 1976 году. Генеральный секретарь ПКК одновременно являлся руководителем Объединенного секретариата, который являлся исполнительным органом ПКК и состоял из постоянных комиссий по различным вопросам.
Заседания ПКК проводились поочередной в столицах стран – участниц. Первое совещание ПКК прошло 27-28 января 1956 года в Праге; в качестве наблюдателей в ней приняли участие представители Монгольской Народной Республики. Кроме заседаний ПКК регулярно также проводились также конференции министров иностранных дел государств – участников Варшавского договора; первая такая конференция состоялась в Варшаве 27-28 апреля 1959 года (в ней в качестве наблюдателя приняли участие представители КНР).
Кроме обсуждения вопросов также принимались декларации по важнейшим вопросам, связанным с обеспечением мира и безопасности в Европе.
Объединенное командование Вооруженными силами создавалось для обеспечения взаимодействия вооруженных сил и укрепления обороноспособности стран ‒ участниц Варшавского договора. Во главе ОКВС стоял главнокомандующий (всегда – представитель Вооруженных сил СССР) и при нем штаб, который также возглавлял представитель СССР, хотя в его состав входили также генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий стран ‒ участниц Варшавского Договора. ОКВС размещалось в Москве. После Пражских событий 1968 года руководство СССР приняло решение расширить права своих партнеров. В 1869 году был создан Комитет министров обороны ‒ координационный центр по военным вопросам, куда также входили главнокомандующий и начальник штаба ОВД. Комитет образовывал Военный совет ОКВС из заместителей министров обороны, который проводил регулярные совещания по вопросам повышения боеспособности вооруженных сил, а также Технический комитет.
Главнокомандующие Объединенными вооруженными силами (ОВС): Маршал Советского Союза И.С. Конев (14.05.1955-23.07.1960); Маршал Советского Союза А.А. Гречко (24.07.1960-12.04.1967); Маршал Советского Союза И.И. Якубовский (12.04.1967-30.11.1976); Маршал Советского Союза В.Г. Куликов (01.12.1976-14.02.1989); генерал армии П.Г. Лушев (15.02.1989-31.03.1991)
Начальники штаба Объединенных вооруженных сил (ОВС): генерал армии А.И. Антонов (14.05.1955-16.06.1962); генерал армии П.И. Батов (17.06.1962-1965); генерал армии М.И. Казаков (1965-1968); генерал армии С.М. Штеменко (08.1968-04.1976); генерал армии А.И. Грибков (1976-1989); генерал армии В.Н. Лобов (02.1989-1990)
На момент своего расцвета (1985 год) численность ОВС составляла 7 562 987 военнослужащих, через 5 лет (к 1990 году) она снизилась до 6 960 700 человек. Танковый парк армий ОВД по ряду оценок составлял 53 тысячи советских танков и около 12-15 тысяч танков других стран.
Важнейшей составляющей деятельности ОВС являлось проведения совместные командно-штабных и войсковых учений и маневров, на которых отрабатывалось взаимодействие Вооруженных сил стран – участниц. В основном они проводились на территории восточно-европейских стран. Самыми масштабными стали маневры «Братство по оружию братских стран социалистического содружества», проходившие 12-18 октября 1970 года, а также маневры «Братство по оружию» в августе-сентябре 1980 года, в которых приняли участие около 40 тысяч человек. Другими крупными маневрами были: советско-болгарские учения (июль 1958 года), «Квартет» (1963 год), «Октябрьский штурм» (1965 год), «Влтава» (сентябрь 1966 года), «Родопы-67» (август 1967 года), «Одра ‒ Нисса» (сентябрь 1969 года), «Днепр» (сентябрь 1967 года), «Север» (1968 год), «Вал-77» (лето 1977 года), «Запад-77» (май‒июнь 1977 года), «Щит-79» (май 1979 года), «Союз-81» (март 1981 года), «Запад-81» (сентябрь 1981 года), «Дружба-82» (январь 1982 года), «Щит-82» (сентябрь 1982 года), «Дружба-83» (март 1983 года), «Щит-83» (лето 1983 года), «Дружба-84» (февраль-март 1984 года), «Лето-84» (май-июнь 1984 года), «Щит-84» (сентябрь 1984 года), «Дружба-85» (сентябрь 1985 года).
Роспуск ОВД
Во время Венгерских событий 1956 года глава правительства ВНР Имре Надь 1 ноября 1956 года объявил нейтралитете Венгрии и ее выходе из Варшавского договора, однако 4 ноября в Венгрию были введены советские войска и восстание было быстро подавлено, а заявления Надя последствий не имело.
3 сентября 1968 года во время Чехословацкого кризиса из состава ОВД вышла Албания (фактически Албания уже не принимала участия в каких-либо мероприятиях по линии Варшавского договора с 1 февраля 1962 года, после разрыва отношений с СССР).
24 сентября 1990 года после объединения Восточной и Западной Германии в Берлине министр вооружения и обороны ГДР Райнер Эппельман и главнокомандующий ОВД генерал армии П.Г. Лушев подписали протокол о выходе Национальной народной армии из военной организации Варшавского договора. К этому моменту кризис социалистической системы был уже настолько глубоким, что всем было ясно – дни ОВД сочтены. События приняли необратимый характер. Уже 25 феврале 1991 года государства ‒ участники ОВД приняли решение о ликвидации ее военных структур с 31 марта того же года. 1 июля 1991 года представители стран – участник Варшавского договора на совещании в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора «принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончания конфронтации и раскола континента» (от имени СССР его подписал вице-президент Г.И. Янаев).
Варшавский договор 1955 года. Историческая справка
Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
Представители восьми европейских государств, собравшиеся на совещание 11 мая 1955 г. в Варшаве (в качестве наблюдателя на нем присутствовал представитель от Китая), мотивировали заключение Варшавского договора необходимостью ответных мер на создание Организации Североатлантического договора (НАТО), включение в этот блок Западной Германии и политику ее ремилитаризации. Совместные меры по обеспечению безопасности и обороны, основанные на двусторонних договорах 1943-1949 гг. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, были признаны недостаточными.
Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран участниц Договора и поддержание мира в Европе.
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В преамбуле были сформулированы цели заключения Варшавского договора, и указывалось, что участники договора будут уважать независимость и целостность союзных государств, не вмешиваться в их внутренние дела.
Для реализации целей и задач Варшавского договора в нем было предусмотрено создание соответствующих политических и военных органов, в т.ч. Политического консультативного комитета и Объединённого командования вооруженными силами государств – участников.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 203 01875 – 8)
Варшавский договор вступил в силу 5 июня 1955 г., после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками Договора.
Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие 10 лет для тех государств, которые не денонсируют Договор за год до истечения этого срока.
Албания с 1962 г. в работе органов Варшавского Договора не участвовала, а в 1968 г. объявила о его денонсации.
26 апреля 1985 г. государства – участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет.
ГДР перестала быть членом Варшавского договора в 1990 г. в связи с ее объединением с ФРГ.
В связи с социально-политическими преобразованиями в СССР и других государствах Восточной Европы на рубеже 1980-90-х гг. в феврале 1991 г. странами-участницами было принято решение об упразднении военных структур Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Организация Варшавского договора – титан, ушедший в прошлое
2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…
Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.
Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.
Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.
И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.
За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.
Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.
Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников — о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.
Технически блок НАТО был создан 4 апреля 1949 года, с весьма жесткими формулировками, особенно в статье пятой, согласно которой страны-участницы должны были оказывать друг другу военную помощь незамедлительно и так, как если бы нападению подверглись они сами. Практически же вначале он представлял собой скорее декларацию, и даже привычное название обрел лишь в сентябре 1951 года. Союз начинался как своего рода фикция, глобальная декларация о намерениях. Однако через два года после основания Тhе North Atlantic Treaty Organisation в ее распоряжении уже имелась развитая администрация, объединенное командование и контингенты различных родов войск, проводились работы по стандартизации вооружения, организации учений и т.д. Политико-правовой фантом очень быстро обрастал плотью.
Естественно, СССР и его союзники не могли проигнорировать изменение баланса сил и возникновения новой угрозы. Тем более, что несмотря на абстрактность определения будущего врага, основатели НАТО не делали секрета – против кого направлен новый военный союз. Видимо последней каплей стали события октября-декабря 1954, когда на сессиях совета НАТО было принято и юридически оформлено разрешение на ремилитаризацию ФРГ. Призрак вооруженной Германии снова вставал посреди Европы.
Ответ последовал 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Руководители СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Албании подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», сроком на 30 лет (в 1985 году договор был продлен еще на 20 лет). Договор вступил в силу 4 июня 1955 года, и рождение нового военно-политического блока состоялось. Формулировка Варшавского Договора относительно взаимной защиты была не столь жесткой, как в основополагающих документах Североатлантического Альянса, однако суть от этого не менялась. Теперь вооруженные силы НАТО были уравновешены адекватной мощью Организации Варшавского Договора с восточной стороны железного занавеса. Во всяком случае – формально уравновешены, потому что исход гипотетического столкновения двух титанов так и остается неразрешимой загадкой.
Опорным стержнем ОВД безусловно являлся СССР. Языком командования был русский язык. Вся основная документация ОВД также велась на русском. Из пяти Главнокомандующих Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора четверо были маршалами Советского Союза (и один генерал армии); из шести начальников штаба Объединённых вооружённых сил все – генералы армии СССР.
Формально в структуру организации входили также органы, не связанные напрямую с планированием и ведением военных действий. Например, Политический консультативный комитет, объединявший партийных руководителей и министров с целью выработки общей стратегии и отношения к мировым событиям/угрозам. Однако также, как и западный противник, Организация Варшавского договора была в первую и главную очередь орудием войны. Возможной войны.
Объединённые Вооружённые Силы комплектовались и снабжались из состава ВС отдельных стран-участниц ОВД. Этот процесс был упорядочен и согласовывался двусторонними договорами между правительством СССР и правительствами остальных стран-участников. Здесь, как и в советской экономике, действовали «пятилетки» — договоры обновлялись обычно раз в пять лет, сообразно с планами (опять же пятилетними) развития ВС отдельных стран. Поскольку предполагалось, что возможные военные действия не начнутся «сразу вдруг», в мирное время Объединённые Вооружённые Силы содержали только наиболее подготовленные воинские части. Например, в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе. В случае же начала войны (согласно протоколам от 1955 года) Польше надлежало «выставить» Польский Фронт из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии, который ориентировался на прикрытие правого фланга главной ударной группировки Советской Армии, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов НАТО.
От вооруженных сил СССР в мирное время выделялись четыре Группы войск, располагавшиеся на территории ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши. В середине 80-х годов общая численность этих группировок составляла более полумиллиона служащих Советской Армии.
Что касается доктрины и в целом практических планов ОВС ОВД на случай глобального конфликта, то здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с одной большой неизвестностью… Эти данные в массе своей продолжают оставаться засекреченными. В целом можно сказать, что первоначально вооруженные силы ОВД ориентировались на стратегическую оборону. Учитывая понесенный в ходе предыдущей войны ущерб, а также отставание в ядерном потенциале, иного ждать не приходилось. Кроме того, первые 4–5 лет Варшавский Договор, как и НАТО в начале существования, представлял собой скорее политическую декларацию, а военные структуры создавались уже по ходу дела.
Однако в 60-х и далее, по мере наращивания возможностей и ядерных арсеналов, акценты начинают меняться. Сначала (на примере Чехословакии) задачи по жестким наступательным действиям «обкатываются» на учениях. Уже в 1960-м ЧНА «ведет» стратегическое наступление на Запад с задачей к четвертому дню достигнуть рубежа Штутгарт — Дахау. А в следующем году на учениях уже отрабатывается выход к Франции, на линию Дижон – Лион. И в 1964-м оперативное планирование ЧНА приводится в соответствие с отрабатываемыми на учениях задачами.
Учитывая немногочисленные сведения, находящиеся в открытом (или относительно открытом) доступе, например, рассекреченные польские материалы, а также приведенный выше чехословацкий опыт, можно заключить, что ВС ОВД совершенно не комплексовали относительно масштаба и размаха возможных военных действий. Цели предполагалось достигать масштабными фронтовыми операциями, стратегическим наступлением на территорию противника. Применение ЯО постулировалось только как ответная мера или упреждающий прием в случае явственной угрозы вражеского нападения (впоследствии был декларирован отказ от упреждающего применения, ЯО объявлялось только средством ответного удара).
Но в целом тема практических военных планов ОВД еще ждет своего исследователя…
История Варшавского договора выдалась не очень длинной и (наверное, к счастью) скудной на яркие события. По иронии судьбы структура, которая должна была сразиться с мировым империализмом, известна главным образом «полицейской» операцией по усмирению мятежа внутри социалистической коалиции. Впрочем, события в Чехословакии 1968 года – это тема для совершенно отельной и очень любопытной беседы…
По мере того, как снижался накал противоборства двух непримиримых титанов, советское руководство видело все меньше смысла в содержании громоздкой милитаризованной структуры. Объединенные вооруженные силы все более казались пережитком уходящих времен и бесполезной нагрузкой на армию и экономику. А после падения Берлинской стены и быстрого – на грани бегства — вывода советских войск из Германии, существование организации окончательно утратило всякий смысл.
1 июля 1991 года был подписан Протокол о прекращении действия Договора. История ОВД закончилась вместе с историей СССР.
Однако Россия продолжила свое существование. И мир остался прежним – в нем все также хватает вызовов, противников, и возможных союзников. Увидим ли мы РФ во главе или по крайней мере в составе нового военно-политического объединения, сравнимого по масштабу с ОВД? Возможно… Будущее покажет.