когда была принята декларация казахской сср о государственном суверенитете
О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики
Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 25 октябpя 1990 г. № 307-XII.
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.
Председатель Верховного Совета Казахской ССР | Е.Асанбаев |
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,
выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,
считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,
признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,
осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,
провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.
Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.
7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.
Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.
8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.
Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.
В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.
Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.
10. Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.
Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организации охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.
Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военнопромышленного комплекса.
12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.
Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.
13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.
Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.
14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.
Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.
15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.
17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.
Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики (Алма-Ата, 25 октября 1990 года)
ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,
выражая волю народа Казахстана,
стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,
считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,
признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,
осознавая ответственность за судьбу казахской нации,
исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,
провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
ПЕРВЫЙ ШАГ К НЕЗАВИСИМОСТИ: 30-ЛЕТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ О СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ ССР
25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета КазССР XII созыва был принят исторический документ – Декларация «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики». Она стала правовым началом движения Казахстана к подлинной независимости.
В связи с усиливающимися процессами дезинтеграции в СССР 24 апреля 1990 года на сессии Верховного Совета Казахской ССР с целью коренного изменения управления страной был принят Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию Казахской ССР». Введение института президентской власти стало первым серьезным шагом Казахстана как союзной республики в составе Советского Союза к реальному суверенитету. В этот же день Верховным Советом на безальтернативной основе на пост Президента Казахской ССР был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев, занимавший в тот момент должность Первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР.
Одним из первых действий Н.А. Назарбаева на посту Президента Казахской ССР стало создание Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР».
Разработка документа, ставшего предтечей оформления полной государственной независимости Казахстана, протекала в условиях царившего на пространстве советской империи экономического и политического хаоса. Как известно, руководство Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие Казахстаном Декларации о государственном суверенитете, поэтому, разработка этого судьбоносного для народа Казахстана политико-правового документа стала актом гражданского мужества.
16 октября 1990 года, за десять дней до оглашения Декларации, Президент Казахской ССР, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Н.А. Назарбаев принял участие в заседании Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва. В своем выступлении относительно проекта Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» он заявил: «… нельзя согласиться с теми, кто хочет убрать из Декларации не только вопрос о национальной государственности в республике, но и слова о казахском народе. Мы рискуем быть неправильно понятыми казахским народом, который в данном случае будет поставлен в неравное положение с другими нациями СССР. Возьмите любую из аналогичных деклараций союзных республик – везде присутствует положение о национальной государственности. Политически неверно изымать этот тезис из нашего документа только лишь на том основании, что численность казахского населения на территории республики не является преобладающей. Казахский народ, на протяжении всей своей истории доказавший приверженность идеям интернационализма, не заслужил подобного к себе отношения. Как, впрочем, и любой другой народ».
В тот же день на вечернем пленарном заседании II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Н.А. Назарбаев принял активное участие в постатейном рассмотрении доработанного проекта Декларации.
В процессе поименного голосования за документ проголосовал 261 депутат, против – 18, воздержались – 2, один депутат не проголосовал. По результатам голосования Верховный Совет принял в целом Декларацию «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики».
Принятая Декларация состояла из 17 пунктов.
В Декларации впервые провозглашался статус Казахской ССР как суверенного государства, которое добровольно объединяется с другими суверенными республиками в союз и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Впервые в отечественной истории в качестве цели развития страны объявлялось создание демократического правового государства, тем самым были заложены основы для формирования гражданского общества. Впервые в нормативном законодательном акте социалистического государства отсутствовал классовый подход к определению основы государства и были исключены понятия «рабочие», «крестьяне» и «интеллигенция».
В Декларации единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР объявлялся народ Казахстана. В свою очередь, народ Казахстана составляли граждане республики всех национальностей.
В Декларации было отражено стремление к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, заложены принципы экологической безопасности, запрещающие деятельность и функционирование объектов, являющихся источниками экологической опасности.
Декларация закрепила одну из важнейших задач Казахской ССР – охрану, защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане.
Территория Казахской ССР объявлялась неделимой и неприкосновенной и не могла быть использована без ее согласия.
Впервые в Декларации было закреплено верховенство государственной власти, ее самостоятельность и полнота внутри республики, а также во внешних сношениях, право приостанавливать на своей территории действие актов высших органов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики.
Был провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Казахской ССР являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом Казахской ССР, а высшая судебная власть принадлежала Верховному суду Казахской ССР.
В Декларации также впервые были определены ключевые государственно-правовые нормы конституционного значения:
– принцип верховенства Конституции и законов Казахской ССР на территории Казахской ССР (статья 8);
– принцип исключительной собственности Казахской ССР на все национальное богатство, имеющееся на ее территории, и составляющее основу суверенитета республики (статья 9);
– право Казахской ССР выступать самостоятельным субъектом международных отношений и самостоятельно определять внешнюю политику в своих интересах (статья 14).
В Декларации были закреплены все атрибуты государственного суверенитета Казахстана: собственные территория и гражданство, гражданское и национальное равноправие, верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти внутри республики, верховенство национальной Конституции и законов, многообразие форм собственности, собственный государственный бюджет и финансово-кредитная система, право на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, право самостоятельного субъекта международных отношений, а также наличие символов государственного суверенитета – герба, флага и гимна.
Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» стала первым в новейшей отечественной истории актом конституционного значения, который определил Казахстан как самостоятельное, суверенное государство. Она положила начало процессу формирования суверенной казахской государственности и послужила основой для создания национального законодательства.
16 декабря 1991 года на основе принципов Декларации был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Дата принятия Конституционного закона в Казахстане отмечается как «День Независимости».
Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года наряду с Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года заложила конституционно-правовой фундамент нового независимого государства и явилась основополагающим законодательным актом на пути оформления государственной независимости Казахстана.
Основные государственно-правовые и социально-политические идеи, заложенные в них, отразились в Конституциях Республики Казахстан 1993 и 1995 годов и в законодательных актах, реализующих статус Республики как суверенного государства.
Декларация о суверенитете. Часть 1
— К 1990 году распад СССР из области предположений уже перешел в область реальности. Прибалтийские республики уже вышли из состава Советского Союза. На съезде народных депутатов СССР этот вопрос тоже поднимался, предполагалось даже принять закон о выходе из состава СССР. Дело в том, что в Конституции ССР, начиная даже с Конституции СССР 1924 года, была такая запись, что союзные республики имеют право выхода из состава СССР. Но никаких законодательных актов, регулирующих этот выход, не было. Здесь уместно вспомнить саркастическое замечание Иосифа Сталина, который возглавлял комиссию по разработке Конституции 1924 года. Сталин считал эту запись неуместной: «Куда этим республикам выходить, когда кругом империалистическое окружение?». Но В.И. Ленин настоял на этой формулировке. Запись была сделана, но она имела больше политический смысл, чем юридический.
Поэтому с юридической точки зрения постановка вопроса о праве выхода из состава федерации была вполне закономерной. Но с выходом возникала проблема собственности на все то, что на этой территории находится и собственность на саму территорию.
С политической стороны СССР показал свою полную несостоятельность. Основная вина здесь лежит на коммунистической партии с ее тоталитарным режимом. СССР трудно назвать государством, так как над государством, над государственным аппаратом была еще одна надгосударственная сила – Коммунистическая партия. Именно партия решала, какую политику государство должно проводить. Таким образом в управлении обществом сложился симбиоз. С одной стороны, обществом должно управлять государство, оно для этого и возникло на исторической арене, чтобы регулировать общественные противоречия с государством. Но в Советском Союзе руководящей и направляющей силой стала коммунистическая партия. Этот дуализм был решен не в пользу государства, а в пользу партии. Партия решала что и как делать. Как раз к 90-м годам ХХ века коммунистическая партия доказало свою полную несостоятельность управлять обществом. Нужно иметь в виду, что к тому времени общественное сознание населения, СССР в целом, и каждой из республик в отдельности, поднялось на совершенно другой уровень, чего коммунистическая партия как раз и не заметила. Для всех народов было главным национальное самосознание, национальное достоинство. Это фактор тоже имел немаловажною роль. Система экономических связей, созданных административно-командной системой, уже полностью доказала свою несостоятельность, страна жила в условиях тотального материального дефицита. Советский Союз – страна с огромными природными ресурсами, и вдруг у нее не хватает средств для обеспечения собственного народа элементарными продуктами питания, бытовой химией, не говоря уже о бытовых электроприборах и технике. Поэтому началось активное движение к суверенизации.
— Процесс суверенизации союзных республик начался еще в 1988 году. В ноябре 1988 года Эстония первой заявила о своем суверенитете. Что послужило катализатором процесса борьбы советских республик за независимость, или, так называемый, «парад суверенитетов»?
— Прибалтийские республики вошли в состав Советского Союза перед Великой Отечественной войной, летом 1940 года. Потом началась война. Во время войны они находились в оккупации, то есть опять вне Советского Союза. Поэтому здесь нужно отметить, идеология коммунистической партии, которая очень прочно вошла в общественное сознание населения других советских республик, не впиталась в общественное сознание Латвийской, Литовской, Эстонской республик. Уклад жизни, который они вели до вхождения в состав СССР, был другой, они тогда жили в условиях так называемых рыночных отношений, которые мы сейчас считаем своим величайшим достижением. Поэтому там к концу восьмидесятых годов, я думаю, еще были живы представители старшего поколения, которые все это на себе ощутили, которые вели другой образ жизни. Они сохранили тот дух. В общественном сознании могут произойти скачки как эволюционные, так и революционные, как крутой перелом. Некоторые элементы общественного сознания по инерции тяжело подвергаются изменениям. В данном случае идеология компартии оказала не столь такой заметное влияние на них и поэтому они в душе сохранили приверженность тому образу жизни, который они вели. Я это на себе ощутил, когда проходил срочную службу в Латвийской ССР. Там как раз я и заметил, во-первых, уровень жизни другой и, во-вторых, бытовое поведение латышей резко отличалось от бытового поведения, допустим, населения других советских республик. При этом чувствовалось их отчужденное отношение к людям в советской военной форме. Конечно, в лицо никак не угрожали, но не шли даже на речевой контакт. Причины этого поведения не столько экономического, сколько политического характера. Также причины кроются в общественном сознании, в неприятии того образа жизни, который был в Советском Союзе. Конечно, идеи либерализма, которых в Советском Союзе не было. Либерализм предполагает свободу человека, а этой свободы в СССР не было. А у них было по-другому, поэтому они пошли на путь суверенитета. У них в этом плане руководство не оказалось отчужденным от населения.
— До октября 1990 года практически все республики СССР, кроме Казахстана и Кыргызстана, приняли Декларации о суверенитете. В этом движении Казахстан оказался в конце колонны. Почему Верховный Совет Казахской ССР поднял этот вопрос только в конце октября 1990 года?
Для руководства Казахстана, политических сил, творческой интеллигенции, деятелей науки встала другая явная проблема. Они осознавали, что, если Советский Союз развалится, то в Казахстане будет очень сложная ситуация, которая вытекала из особенностей экономики. В Казахстане преобладала добывающая промышленность, перерабатывающая промышленность была слабо представлена. Казахстан много давал в союзный бюджет в виде сырья. Весь цветной металл уходил в западные области Советского Союза, железная руда, уголь уходили в Россию. Пока были потребители, предприятия могли работать.
Экономисты предвидели, что если эти связи разорвутся, то предприятия будет сложно удержать на плаву. Если поддерживать угольную отрасль, то столько угля казахстанцам не нужно. Неслучайно из этих соображений Нурсултан Назарбаев до последнего отстаивал политику сохранении Союза. При этом каких-то серьезных политических сил, общественных организаций, которые не поддерживали бы этот курс, в Казахстане не было. Значит Президент сумел убедить всех, что Союз надо сохранить. Поэтому Декларация о государственном суверенитете была принята в таком виде.
Сама Декларация с первой же статьи устанавливает, что Казахская Советская Социалистическая Республика – есть суверенное государство в составе Союза Суверенных Республик. Исходя из этого выстраивалась вся дальнейшая идея документа.
Нужно иметь в виду, что к этому времени шла интенсивная работа по заключению Союзного договора. В декабре 1990 года проект Союзного договора даже был опубликован в СМИ для общественного обсуждения. Таким образом, шла работа по сохранению Советского Союза, много говорилось об обновленном Союзе, но исторический процесс неумолим.
Принятие Декларации о суверенитете – это была вынужденная мера, и как вынужденная мера декларация отразила всю половинчатость и нерешительность политики того времени, это надо признать. Хотя, как идеологический документ, Декларация оказала большое влияние на самосознание людей. Она провозглашала равноправие наций, равноправие людей независимо от их социального, религиозного положения, защиту прав человека. Были многообещающие декларации о своей казахстанской налоговой, финансовой системах, отмечалось, что Казахстан будет иметь долю в общесоюзной собственности, будут свои внутренние войска и т.д. Поэтому в этом плане, Декларации оказало свое политическое, идеологическое воздействие на сознание людей.