когда была принята декларация независимости узбекской сср
Провозглашение государственной независимости Республики Узбекистан
31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 6-я сессия Верховного Совета Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.
В связи с процессами дезинтеграции в СССР 24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР с целью коренного изменения управления республикой был введен институт президентства, президентом избран Ислам Каримов.
В связи с этим 20 июня 1990 года была принята Декларация о суверенитете Узбекской ССР.
Узбекистан объявлялся суверенным государством в составе нового Союза с другими республиками.
Впоследствии был принят ряд актов, конкретизирующих положения декларации и внесены соответствующие изменения в Конституцию республики.
После подавления путча ГКЧП 31 августа 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан была провозглашена государственная независимость и изменено название страны, которая стала называться Республика Узбекистан. Устанавливалось, что Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Согласно документу, Узбекистан выступает за единое экономическое пространство в Союзе, заключение политического и экономического соглашений между суверенными и независимыми государствами на абсолютно равноправных, взаимовыгодных условиях. Являясь полноправным членом международного сообщества, республика Узбекистан выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права. На территории Республики Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов республики. Постановлением установлено 1 сентября в качестве праздника — Дня независимости Республики Узбекистан.
В тот же день, 31 августа 1991 года, был принят Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», в котором в виде норм права изложены идеи, заключенные в Декларации о суверенитете Узбекистана и в Постановлении о его государственной независимости. Было также принято постановление «О государственном флаге Республики Узбекистан. Об эскизе герба и музыкальной редакции гимна Республики».
30 сентября 1991 года закону «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» был придан статус конституционного.
Главный национальный праздник Республики Узбекистан — День Независимости отмечается ежегодно 1 сентября церемониально и красочно. Торжества проходят в национальном парке имени Алишера Навои в Ташкенте, в других парках столицы. Страна празднует День независимости концертами, театральными представлениями и показательными выступлениями спортсменов.
Когда была принята декларация независимости узбекской сср
18 июня 1990 года открылась II сессия двенадцатого созыва Верховного Совета республики. По предложению депутатов в повестку дня сессии был включен вопрос о принятии Декларации о суверенитете Узбекистана. Ее текст, разработанный постоянными комиссиями Верховного Совета, депутатами и специалистами-правоведами, горячо обсуждался на сессии и был принят 20 июня. Декларация о суверенитете, принятие которой полностью соответствовало воле и чаяниям нашего народа, состоит из 12 статей, где определены следующие важнейшие положения:
Государственный суверенитет Узбекской ССР — это единовластие демократического государства Узбекской ССР на своей территории, во всех ее составных частях и во внешних сношениях.
Государственная граница территории Узбекской ССР неприкосновенна и не может быть изменена без вынесения этого вопроса на всенародное обсуждение.
Постановления, принимаемые Верховным Советом СССР, согласно Конституции Узбекской ССР, имеют силу на территории Узбекистана только после их утверждения Верховным Советом Узбекской ССР.
В полномочия государственной власти Узбекской ССР входят все вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики республики.
Узбекская ССР признает и уважает основные принципы международного права и т. д.
Принятие Декларации о суверенитете имело особое значение для достижения подлинной независимости. Отныне вопросы политической, экономической и духовной жизни страны стали решаться самостоятельно. Стремление Узбекистана к независимости четко отразилось в его позиции по отношению к разработке нового Союзного договора, основанной на учете интересов республики.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Провозглашение государственной независимости Узбекистана. Справка
ТАШКЕНТ, 31 авг — Sputnik. Двадцать пять лет назад провозглашена независимость Узбекистана.
Ниже приводится справочная информация.
31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 6-я сессия Верховного Совета Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.
В связи с процессами дезинтеграции в СССР 24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР с целью коренного изменения управления республикой был введен институт президентства, президентом избран Ислам Каримов.
В связи с этим 20 июня 1990 года была принята Декларация о суверенитете Узбекской ССР.
Узбекистан объявлялся суверенным государством в составе нового Союза с другими республиками.
Впоследствии был принят ряд актов, конкретизирующих положения декларации и внесены соответствующие изменения в Конституцию республики.
После подавления путча ГКЧП 31 августа 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан была провозглашена государственная независимость и изменено название страны, которая стала называться Республика Узбекистан. Устанавливалось, что Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Согласно документу, Узбекистан выступает за единое экономическое пространство в Союзе, заключение политического и экономического соглашений между суверенными и независимыми государствами на абсолютно равноправных, взаимовыгодных условиях. Являясь полноправным членом международного сообщества, республика Узбекистан выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права. На территории Республики Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов республики. Постановлением установлено 1 сентября в качестве праздника – Дня независимости Республики Узбекистан.
В тот же день, 31 августа 1991 года, был принят Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», в котором в виде норм права изложены идеи, заключенные в Декларации о суверенитете Узбекистана и в Постановлении о его государственной независимости. Было также принято постановление «О государственном флаге Республики Узбекистан. Об эскизе герба и музыкальной редакции гимна Республики».
30 сентября 1991 года закону «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» был придан статус конституционного.
Главный национальный праздник Республики Узбекистан — День Независимости отмечается ежегодно 1 сентября церемониально и красочно. Торжества проходят в национальном парке имени Алишера Навои в Ташкенте, в других парках столицы. Страна празднует День независимости концертами, театральными представлениями и показательными выступлениями спортсменов.
«Назад пути нет»: как Узбекистан из колониальной республики превратился в крупную независимую державу?
На заре 90-ых в Советском Союзе начался так называемый «парад суверенитетов». На фоне политического и экономического кризиса, охватившего страну, входившие в ее состав республики одна за другой стали объявлять о своей независимости. Первой от СССР отделилась Литва, вслед за ней суверенитет обрели Грузия, Молдова, Украина, Беларусь, Казахстан и другие республики. 31 августа 1991 года настала очередь Узбекистана: в этот день 30 лет назад национальный лидер Ислам Каримов провозгласил независимость страны. Ровно через месяц Узбекская ССР официально перестала существовать и была переименована в Республику Узбекистан.
Зимой 1991 года, после того как Советский Союз распался, в Узбекистане прошел всенародный референдум, где жителей спрашивали, как они относятся к независимости. 98,3% участников проголосовали за суверенитет.
День Независимости в Узбекистане отмечают 1 сентября. Вот уже много лет этот праздник является одним из самых важных в стране, в этот день всегда проходят пышные торжества, концерты, праздничные шествия и другие мероприятия. Сегодня за этой датой стоит 30-летняя история страны, которая пережила многое – и трудные времена, и периоды роста и процветания. Как Узбекистан отстаивал свое право на независимость и что происходило в стране после отделения от СССР – читайте далее.
Узбекистан под властью Советов: массовый ликбез и депортации
Сенцов Александр/ТАСС
Когда в декабре 1992 года Верховный Совет Узбекистана принимал Конституцию республики, президент Ислам Каримов произнес такие слова: «Мы решили быть независимыми. Впереди много трудностей, испытаний, беспощадной борьбы. Но назад пути нет. Мы никогда не отступим от избранного нами пути. Мы должны победить. А для этого надо сплотиться всем – от мала до велика – гражданам свободной Республики Узбекистан». Его слова оказались пророческими: страну ожидало множество потрясений. Но историческое прошлое узбекского народа помогло ему выстоять перед грядущими трудностями.
К тому времени, когда Российская империя рухнула и на ее месте возникло социалистическое государство под названием СССР, бóльшая часть узбеков проживала на территории Туркестана. Там же бок о бок с ними жили таджики, русские, казахи, киргизы, евреи, туркмены, арабы и многие другие народы. Как отмечал в своих заметках военный географ и путешественник Михаил Венюков, «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов».
С приходом советской власти административно-территориальное устройство страны стало стремительно меняться. В 1924 году начался процесс национального размежевания, в результате которого были образованы различного рода автономии: союзные республики, автономные ССР, автономные области и округа.
Как правило, такое деление сопровождалось принудительной депортацией людей с территорий, на которых они проживали годами. Кроме того, формировалась своеобразная иерархия народов: одни утрачивали былые привилегии, другие, напротив, приобретали. Некоторые народы подверглись разделению, а какие-то, наоборот, сливались друг с другом, хотя для этого не было достаточных оснований. К примеру, адыгов поделили на адыгейцев, кабардинцев и черкесов, а сартов (часть оседлого населения Средней Азии) отнесли к узбекам.
27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР со столицей в городе Самарканд (с 1930 года – столицей стал Ташкент). Республика была разделена на семь областей: Самаркандскую, Ташкентскую, Ферганскую, Зарафшанскую, Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Хорезмскую. На правах автономии в ее состав также вошла Таджикская АССР.
Практически все крестьяне, проживавшие в Узбекской ССР, подверглись раскулачиванию. За один только 1931 год из республики были выселены более 3,5 тысячи семей. На жесткие репрессии население ответило бунтами. Так, с января по март 1930 года в республике было зафиксировано 105 вооруженных восстаний. Все они, впрочем, были подавлены.
Но были у советского правления и хорошие стороны. За то время, что Узбекистан находился в составе СССР, он заметно повысил свои экономические показатели. Регион, который еще недавно считался чуть ли не отсталым, продемонстрировал колоссальный рост промышленности, сельского хозяйства, началась активная разработка полезных ископаемых, повсюду строились тепловые и гидроэлектростанции, обеспечивавшие энергией бо́льшую часть страны, были открыты нефтяные и газовые месторождения. Также в Узбекистане полным ходом шло развитие машиностроения, в том числе совершенно новых для республики отраслей – авиационной, химической, электротехнической, радиоэлектронной и других. И, конечно, Узбекская ССР стала лидером в производстве хлопка, обеспечив им весь Союз.
Кроме того, при советской власти заметно вырос уровень грамотности. В 1929 году узбекская письменность была переведена на латынь, а в 1940-м – на кириллицу. В республике была развернута кампания по ликвидации неграмотности, открыто множество школ, училищ и университетов. Образовательная реформа принесла свои плоды: если в 1897 году, при царской власти, уровень грамотности узбекского населения составлял всего 4%, то к 1977 году образование имели 99% жителей республики.
От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
И все же это был не самый светлый период в жизни Узбекистана. Сталинские репрессии, охватившие страну в конце 20-х и продолжавшиеся вплоть до смерти вождя, коснулись каждого региона. По оценкам историков, в наиболее тяжелые годы так называемой «ежовщины» в Узбекистане было репрессировано более 130 тысяч человек, большинство из них расстреляны.
Подверглись нападкам и представители узбекской интеллигенции. В 1948-1949 годах более 20 крупных деятелей науки, писателей, поэтов и музыкантов были арестованы по обвинению в национализме и отправлены в колонию. Еще больше ситуация обострилась в апреле 1950 года, когда на должность первого секретаря ЦК КП Узбекистана был назначен Амин Ниязов. При нем огромное количество ученых были обвинены в национализме, а также массово запрещены спектакли по произведениям национальных авторов.
После смерти Сталина Ниязов довольно быстро утратил власть, и его место занял Нуритдин Мухитдинов. Он придерживался совсем другого курса. Так, именно Мухитдинов убедил ЦК разрешить уроженцам Кавказа, которых в 40-х годах насильно переселили в Узбекскую ССР, вернуться домой. Благодаря ему сотни балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев смогли вновь увидеть родные края. Для оказания помощи переселенцам Мухитдинов учредил специальные комиссии. Также в годы его правления были реабилитированы около 40 тысяч невинно осужденных – жертв сталинского террора. Многие из них, к сожалению, посмертно.
Еще одним светлым периодом, который многие узбекистанцы вспоминают с теплой ностальгией, несомненно, было правление Шарафа Рашидова. Он руководил республикой с 1959 по 1983 год и очень много сделал для ее развития. При нем невероятных успехов достигла авиационная промышленность. Это можно проследить хотя бы на примере Ташкентского механического завода (ныне Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова), который при Рашидове вошел в пятерку крупнейших авиационных предприятий мира. С его конвейера сходило более 60 самолетов в год. Отличные показатели демонстрировал и Ташкентский тракторный завод, выпускавший свыше 21 тысячи тракторов, и «Ташсельмаш», производивший более 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов ежегодно.
Именно Рашидов инициировал строительство ведущих тепловых и гидроэлектростанций в Узбекистане, а также серьезно взялся за добычу золота. В период его руководства страной было освоено месторождение Мурунтау – одно из крупнейших в мире. Добыча золота там началась в 1969 году, и уже тогда в год добывалось до 100 тонн драгоценного металла. Для разработки этого месторождения был вырыт самый большой на планете золотодобывающий карьер – его длина составила 3,5 километра, а глубина – 600 метров.
Вдобавок к технологическому и экономическому прогрессу в стране заметно вырос уровень культуры. Особенно преобразился Ташкент: при Рашидове столицу фактически отстроили заново. В городе появились новые парки, театры, музеи, памятники и прочие культурные объекты. А в 1977 году здесь открылось первое во всей Центральной Азии метро.
«Хлопковое дело», ферганский кризис и развал СССР
Соловьев Андрей/ТАСС
Но все это благополучие, кропотливо создававшееся годами, едва не рухнуло в одночасье. В 1983 году пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Юрий Андропов. По его приказу Генпрокуратура начала проводить расследование по так называемому «хлопковому делу». Так называлась целая серия уголовных дел об экономических злоупотреблениях на территории Узбекской СССР.
В результате расследования было выявлено большое количество случаев коррупции среди узбекистанских чиновников. Было возбуждено 800 уголовных дел, более 4 тысяч человек получили тюремные сроки. Материалы каждого дела предавались широкой огласке – таким образом руководство СССР демонстрировало населению активную борьбу с коррупцией.
На деле же «хлопковое дело» было ничем иным, как масштабной и тщательно продуманной акцией Центра, направленной на ослабление местных партийных аппаратов. Доказательством этого служит уже то, что места осужденных узбекских управленцев довольно быстро заняли чиновники, открыто поддерживавшие политику Кремля. Результатом этих назначений стало искоренение многих важных для узбекского народа традиций. Так, жителям запретили отмечать Навруз и совершать поминальные молитвы, были разрушены многие мечети и мусульманские святилища.
Масла в огонь подлил конфликт в Ферганской долине в 1989 году, когда в результате столкновений между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек. В тот период в Узбекистане наблюдался большой отток населения. Кроме того, в годы перестройки страну захлестнула безработица, и в Узбекской ССР она достигла невероятных масштабов: по официальным данным, в 1990 году нетрудоустроенными были 596 тысяч человек.
Но все изменилось, когда руководить республикой стал Ислам Каримов. Новый лидер был более близок к народу и заботился о национальных интересах. Каримов провел важные экономические и культурные реформы, а также, что немаловажно, вернул людям возможность свободно исповедовать свою религию. Также он многое сделал для сохранения национального языка: по указу Каримова узбекский язык был объявлен государственным, а русский – языком межнационального общения.
Через несколько дней после подавления путча ГКЧП, 31 августа 1991 года Узбекская ССР вслед за другими советскими республиками объявила о своей независимости – так появилось суверенное государство под названием Республика Узбекистан. 21 декабря того же года страна вошла в состав Содружества Независимых Государств. А уже через пять дней, 26 декабря 1991 года, Верховный Совет СССР объявил о самороспуске и принял декларацию об упразднении СССР.
29 декабря был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство узбекистанцев поддержали провозглашение независимости. В тот же день в Узбекистане состоялись первые всенародные выборы президента. Ислам Каримов получил 86% голосов и подтвердил свое звание национального лидера. В годы его правления у Узбекистана появился собственный флаг, герб и Конституция, а вместо советской системы была создана новая административная система с институтом хокимов (так в Узбекистане называют главу местного исполнительного органа власти).
В эпоху независимости: взлеты и достижения
Shutterstock/FOTODOM
Ислам Каримов управлял страной вплоть до 2016 года. Он лично принимал участие в урегулировании конфликта с исламскими радикалами, которые с первых дней независимости Узбекистана вели террористическую деятельность в районе Ферганской долины. Также президент оказал заметное влияние на прекращение гражданской войны в Таджикистане. Бывший посол Китая в Узбекистане так говорил о Каримове: «Я восхищался деятельностью первого Президента Узбекистана, который сплотил народ страны, внес огромный вклад в дело сохранения мира и стабильности в Центральной Азии. Ислам Каримов обладал тонким политическим чутьем, являлся опытным и дальновидным государственным деятелем».
При Каримове в Узбекистане выросло число высших учебных заведений. К примеру, был основан Бухарский государственный медицинский институт – один из крупнейших медицинских вузов страны. А в сентябре 1992 года в системе Министерства иностранных дел Республики Узбекистан был образован Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), ставший настоящей кузницей кадров узбекской дипломатии.
14 декабря 2016 года покойного Ислама Каримова на посту президента сменил Шавкат Мирзиеев. С самых первых дней правления он начал активно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Он создал в стране межведомственную комиссию по противодействию коррупции и принял соответствующие законы.
Президент уделял большое внимание образованию: при нем была возвращена 11-летняя система школьного обучения, работникам вузов и НИИ повысили зарплаты, было создано Министерство дошкольного образования. Произошли заметные изменения и в экономике: была отменена монополия на экспорт фруктов и овощей, приняты меры по сокращению разрыва между городом и деревней, предпринимателям упростили условия для ведения бизнеса.
Благодаря многочисленным экономическим, культурным и социальным реформам уровень жизни в Узбекистане значительно вырос. На сегодняшний день по числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Однако, в отличие от последних, здесь фиксируется более высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения. Таким образом, бо́льшую часть населения составляют дети и молодежь. Ожидаемая продолжительность жизни составляет около 72,9 лет. Отток населения, особенно активный в первые годы независимости, сейчас сократился: в 2019 году республику покинули всего 13,2 тысячи человек.
Узбекистан занимает четвертое место в мире по золотым запасам, а по уровню добычи – седьмое: каждый год здесь добывают порядка 92 тонн драгоценного металла. Также недра республики богаты медью, ураном и другими полезными ископаемыми. Геологические запасы нефти составляют 5 миллиардов тонн, природного газа – 5 триллиона кубометров.
Основой сельского хозяйства республики, как и в советские годы, является производство хлопка. Однако с обретением независимости аграрный сектор Узбекистана прошел переформатирование, и, помимо хлопчатника, стали активно разрабатываться другие культуры. Так, посевные площади пшеницы выросли с 433,2 тысяч гектар до 1404,1 тысяч гектар, а средняя урожайность увеличилась почти в четыре раза.
Узбекистан является важным экономическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным второй половины 2019 года, общий внешнеторговый оборот страны составил около 30 миллиардов долларов, из них экспорт – около 12,5 миллиардов, импорт – более 16 миллиардов. Крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, Южная Корея и Германия.
Таким образом, за годы своей 30-летней независимости Узбекистан превратился в мощную индустриально-аграрную республику, которая идет в ногу со временем, при этом бережно сохраняя вековые традиции своей богатой уникальной культуры.
Б.Мусаев: Kак создавалась и принималась Декларация Независимости
Из современной истории Узбекистана
20 июня 1990 г. на сессии Верховного Совета Узбекской ССР поставлен на обсуждение и принят единогласно проект Декларации Независимости Узбекистана.
По мере того как все более отдаляется от нас тот июньский день, становится очевидным: вслед за ним начинается политическая история современного Узбекистана, реалиям которого даются различные оценки, но равно все эти оценки (за немногими исключениями) далеки от научных интерпретаций и максимально приближены к позициям т.н. идеологии национальной независимости.
Настоящая заметка не ставит целью разоблачение и критику этих оценок, особенно, данных власть предержащими и их служителями, апологетами, а лишь воспроизводит со слов автора Декларации Атаназара Арифова, Генерального секретаря ДП «Эрк», историю ее рождения как идеи c последующим созданием всего текста в контексте происходивших событий.
Вместе с тем, здесь и сейчас, считаю к месту сделать следующее предварительное замечание.
Объяснение произошедшим «переменам» в Узбекистане за истекшие годы (1990-2009) должно искать не только в деятельности «стимуляторов» реформ, но и в сознании общества. Именно его природа и нынешнее состояние в целом определило и определяет, наблюдаемое наше общественное бытие со всеми присущими ему драмами и неприглядностями, включая избиение, изгнание светской оппозиции и тем самым, лишения этого самого общества возможности иметь своих публичных политиков и соответственно политическое пространство. Собственно, данные обстоятельства вкупе с фактом отсутствия духовной элиты общества позволили режиму после экспроприации понятий «народ», «общество», «менталитет» цинично пользоваться ими как прикрытием, заявляя, например, что идея национальной независимости якобы «…отражает стремления и убеждения нашего народа, опирается на избранный им путь развития, учитывает его менталитет, образ жизни и коренные интересы… должна служить народу, помогать каждому осознавать себя в реалиях быстро меняющегося мира…» (И. Каримов). С этим можно было бы согласиться, если бы за ним стояла правда жизни. Но глаза, уши и просто совесть, отодвигающая доводы благоразумия, убеждают и заставляют говорить вслух, что все это пустые выхолощенные слова. Принимая во внимание реальность, как она есть, думаешь: что это за такая независимость и что дала она простонародью в материально – духовном плане, если видишь каков его образ и уровень жизни? Далее спрашиваешь себя: осознавали ли прежде и осознают ли в нынешние дни наши соотечественники подлинный смысл независимости, если «да», то в чем это проявлялось и выражается сегодня; кто к ней стремился, боролся за нее, что конкретно сделал, чтобы пробудить у людей волю к свободе и независимости? Увы, чем более погружаешься в мысли подобной направленности, то на душе, по меньшей мере, становится не уютно, потому что понимаешь: немало у нас со знаком минус традиций, проявлений религиозности архаично – фундаменталисткого толка, архетипов («коллективное бессознательное»), стереотипов поведения и других составляющих «матрицы», в рамках которой формируется ментальность. В совокупности весь этот набор составляющих «матрицы» отнюдь не способствует пробуждению желания у наших людей жить в условиях открытого типа общества, не обозначает у них малейших признаков проявления экзистенциальных порывов к свободе, устремлений к нормальной человеческой жизни, в которой бы каждому человеку была предоставлена полная свобода для самовыражения и развития, а наоборот… Эта картина усугубляется тем, что деятельность носителей власти, кстати, представляемая ими самими в качестве де реформаторской, по сути, носит имитационный характер, так как преследует, повторю вновь, одну цель — удержать власть и укрепить ее всяческими средствами, среди коих главным выступает страх. Иными словами, руководство Узбекистана на протяжении последних двух десятилетий не демонтировала тоталитарный тип власти, а сохранила его как типично – классическое общество страха. В этом смысле, вышеуказанное нами состояние сознания общества, когда люди «субъективно» ощущают себя свободными «внутри» сложившегося порядка вещей, будь то связано с соблюдением правил игры, навязанной режимом власти или архаичных правил и нравов общества, а «объективно» же тотально подчинены, жестко (жестоко) регламентированы ими в различных сферах своей жизни, «работает» на власть и «порядок», позволяющий «верхам» сохранять свои позиции.
Итак, история «Мустакиллик Декларацияси» в кратком изложении А. Арифова (А.А.) и записанная с его слов Б. Мусаевым.
«Идея Декларации родилась у меня 30 апреля 1990 г, в день первого Учредительного съезда партии «Эрк», на котором меня избрали членом ЦК и секретарем партии. В тот же день, после окончания названного съезда, я встретился с Мухаммадом Салихом (М.С.) в его кабинете секретаря Союза писателей Узбекистана, где поделился с ним идеей написания Декларации Независимости (до этого времени А. А. не принимал участия в Движении «Бирлик», не состоял членом партии «Эрк», но с М.С. познакомился в 1988 г. – примеч. автора).
Будучи секретарем партии «Эрк», я продолжал работать преподавателем Ташкентского Политехнического института и одновременно занимался подготовкой Программы, Устава партии и Декларации.
Первоначально его содержание было представлено объемом в 1 стр., состоящее из краткого введения, положения и правил в виде пунктов. Сдал я названный текст проекта Декларации Независимости председателю партии «Эрк» М.С. 15 июня 1990 г. Он (М.С.) распространил 16 – 17 июня, размноженный текст проекта (на русском и узбекском языках) среди своих коллег – депутатов, съехавшихся уже на предстоящую сессию Верховного Совета республики. Накануне сессии (18 июня) М.С. пригласил меня к себе домой, где мы вместе с Мухаммадом Бекжаном (он за копъютером) провели определенную работу, связанную с улучшением содержания текста названного проекта. В тот же день 18 июня 1990 г. в Союзе писателей Узбекистана, где М.С. собрал 15 депутатов, происходило обсуждение подготовленного нами первого варианта проекта Декларации. Это позволило оперативно подготовить расширенный вариант этого документа под названием 2-й проект партии «Эрк» Декларация Независимости. К вечеру 18 июня 2-й проект был распространен среди остальных депутатов, проживающих в гостиницах Ташкента.. В день открытия сессии 19 июня 1990 г от имени депутатов выступил М.С. с предложением включить в повестку дня сессии вопрос о независимости Узбекистана. Однако сессия, на которой, между прочим, принимал участие И. Каримов, утвердила свою повестку дня без включения в нее этого, скажем так, актуального вопроса.
М.С. стал собирать подписи депутатов в поддержку включения в повестку дня вопроса о независимости Узбекистана. В итоге было собрано более 60 голосов депутатов в поддержку (из них 12 депутатов – эрковцев). М.С. довел до сведения президента И. Каримова данный факт, сказав при этом, что в случае отказа включения названного вопроса в повестку дня сессии, его сторонники соберут многотысячный митинг (речь шла о 200 тыс. чел – примеч. автора) на площади перед Верховным Советом. И…на следующий день (20 июня) президент отсутствовал на сессии, оказывается, он оказался в Фергане, откуда им и было дано указание включить в повестку дня сессии вопрос о независимости. В результате, поставленного на обсуждение июньской 1990 г. сессии Верховного Совета Узбекской ССР, 2-й проект Декларации был принят и утвержден без изменений единогласно.
Примечательно, как мне впоследствии рассказывал М.С., что в тот момент, когда в зале сессии творилось невообразимое, депутаты рукоплескали, раздавались овации, с флагом Узбекистана на сцену вышел депутат – эрковец Насрулла Саид, 2 – й секретарь Компартии Узбекистана А.С. Ефимов докладывал по телефону М.С. Горбачеву о том, что происходит на сессии….После утверждения Декларации и разговора с президентом СССР А. С. Ефимов внес собственноручно, по – видимому, не без подсказки Кремля, отдельные поправки в Декларацию. Но они уже не могли изменить Дух Декларации.
Надо сказать, что Узбекистан был первым среди союзных республик, выступившим с Декларацией Независимости. Это, конечно, было нечто большее, чем просто общественно – политическая акция …С тех пор фиксировались неоднократные попытки принизить роль «Эрка» и, в частности, меня как автора, в создании Декларации Независимости. Небезинтересно в данной связи упомянуть Маматова Джахангира, который в своем сайте «Туронзамин» пишет, что, будучи секретарем на сессии Верховного Совета Узбекской ССР июньского созыва 1990г, он якобы написал новый текст Декларации. Хочу заметить: нет, и не было никакого другого, пресловутого 3-го текста. Есть и были 2 текста Декларации. Они оба родились в недрах партии «Эрк». Утвержденный текст, практически не отличается от 2 – го проекта и июньская сессия Верховного Совета Узбекской ССР не обсуждала никакого другого текста».
Вместо P. S. День Независимости. Оглянитесь кругом себя. Бьют в литавры, переливчато поют сурнаи….Хотя будто старо все это и привычно, но странно все же, видеть не утраченную до сих пор нашими людьми и столь желанную, милую их сердцу склонность вставать навытяжку и «петь хором». «Трудно жить реальностями…Легче жить фикциями, словами и покровами вещей. Огромная масса людей принимает на веру слова..».
Так говорил один философ. Я же, к примеру, не могу, как это большинство, реагировать «правильно» на лживые и пустые слова, слова — фикции, за которыми не реальность, а, по меньшей мере, фанфарные пошлости, по большому же счету – откровенный обман и презрение к нам всем – к тебе, ко мне …
Вот, как, к примерy… Однако послушаем
Хотел бы повторить еще раз. За истекший сравнительно короткий период независимого развития Узбекистана мы прошли непростой, спрессованный по времени и наполненный серьезными испытаниями, сложнейший, но славный этап своей многовековой истории.
Самое важное, самое главное — наш народ сумел доказать всему миру свою стойкость и терпение, свою мудрость и широту души, свое огромное трудолюбие и созидательные возможности, свою способность, опираясь, в первую очередь, на собственные силы и потенциал, целеустремленно идти к поставленной цели…» (И.Каримов).
Шумно, который год не перестают трубить карнаи …
«Зона, зона…. Шагают бараны в ряд. Бьют барабаны. Шкуру на них дают сами бараны!» (Б. Брехт).
Бахадыр Мусаев
Ташкент
20 августа 2009