когда была принята декларация прав народов россии
ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ НАРО́ДОВ РОССИ́И
Том 8. Москва, 2007, стр. 448
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ НАРО́ ДОВ РОСС И́И, один из первых имевших конституционное значение актов советской власти. Принята СНК 2(15).11.1917. Провозгласила основные принципы сов. нац. политики: «равенство и суверенность народов России»; «право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»; отмена «национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений» (декларирована ранее Врем. правительством); «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп», населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены конституциями РСФСР и СССР. В соответствии с декларацией сов. правительство признало независимость Финляндии [18(31).12.1917] и образование на территории быв. Рос. империи независимых от РСФСР сов. республик (позднее вошли в состав СССР), а также создало нац.-гос. образования в рамках РСФСР: Трудовую коммуну немцев Поволжья (19.10.1918), Автономную Башкирскую Советскую Республику (20.3.1919), Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику (27.5.1920), Карельскую трудовую коммуну (8.6.1920), Чувашскую АО (24.6.1920) и др. В 1920-х гг. в РСФСР и др. республиках СССР на территориях, компактно населённых отличающимися от осн. населения народами, стали создаваться нац. округа, районы (ок. 250 в 1934), волости, сельские советы (последних ок. 5,3 тыс. в 1934); б. ч. этих образований ликвидирована в 1937–39.
КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи
Всеобщая декларация прав человека (полный текст)
Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
Декларация прав народов России
Составители декларации осудили национальную политику царского правительства как политику национального гнёта, следствием которой были «резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой». В качестве основополагающей для нового государства предлагалась политика добровольного союза равноправных народов России.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
По мере того как Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникала необходимость упорядочения национально-государственного устройства. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства. Их лозунг — «Долой границы!», выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого «самоопределения трудящихся» (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств.
Как раз к месту пришелся «чудесный грузин». Закрепление за И.В. Сталиным роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его «разработки» были весьма схожими с мыслями самого Ленина. В труде «Марксизм и национальный вопрос» Сталин дал определение нации: «Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризуется рядом признаков а именно, общностью языка, экономического и психического склада, проявляющееся в области культуры, причем, отсутствие одного из признаков, свидетельствует. Что общность не является нацией», про которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.
Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), Сталин, в сущности, мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых государственных объединений в составе России с учетом их национальной специфики, хотя их образование он рассматривал как решение чисто временных задач, препятствующее росту националистических настроений.
Сам Ленин считал, что национальный вопрос с развитием социализма отомрет сам собой: «На позднем этапе капитализма происходит слияние наций вследствие движения капитала. Это слияние окончательно завершается при переходе общества к социализму».
Программа РСДРП по национальному вопросу отличается поверхностью и бездумным заимствованием из программ австрийских социалистов. Это: 1) право на самоопределение, 2) широкая областная автономия, 3) равенство больших и малых народов, 4) формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку. По сути дела, это популистская программа, т.к., например, «право на самоопределение» никак не расшифровывается. Ленин говорил о нем, что оно может существовать, но не обязательно должно использоваться. «Равенство больших и малых народностей» невозможно. Эти тезисы были введены, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. Большевик Рязанов сказал: «Спасение партии большевиков заключается в направлении угнетенных наций на волков империализма». Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. В работе «Культурно-национальная автономия» он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно нет».
В четвертой Думе большевики безуспешно пытались реализовать два проекта по национальному вопросу: «Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или национальностью» и проект о «равноправии наций и защите прав нац. меньшинств».
Но после прихода к власти, политика большевиков в основном носила декларативный характер. В «Декларации прав народов России» и в «Обращении к трудящимся мусульманам Востока» все те же общие слова без конкретного содержания: «добровольный и честный союз народов России» и т.д.
А. Н. Боханов; М. М. Горинов; В. П. Дмитриенко. История России: ХХ век.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов. Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
Равенство и суверенность народов России.
Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей
Председатель Совета Народных Комиссаров
Декреты Советской власти. Т. 1. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/peoples.htm
Широкая популяризация идеи национального самоопределения привела к усилению центробежных тенденций в России. 4 марта 1917 г. в Киеве была создана Центральная Рада, в которую вошли М. Грушевский, С. Петлюра и В. Винниченко, потребовавшая от Временного правительства самой широкой автономии Украины и четкого определения ее границ. Со своей стороны Временное правительство старалось оттянуть полное решение этих вопросов до созыва Учредительного собрания. Такая позиция Петрограда лишь радикализировала требования Киева, который летом 1917 г. занялся созданием своей национальной армии. Нарастание хаоса и обострение политической борьбы в России привели к тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 г. Временное правительство было свергнуто. К власти пришли большевики и левые эсеры, создавшие новое правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК). Принятая 2(15) ноября 1917 г. Декларация прав народов России, признававшая их право «на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства», видимо, подтолкнула Центральную Раду заявить 7 (20) ноября о создании Украинской народной республики (УНР) в рамках общероссийской федерации. Тем временем СНК 8 (21) ноября обратился к воюющим странам с предложением о заключении мира без аннексий и контрибуций. 15 декабря было заключено перемирие между Россией и странами Четверного союза. 4 (17) декабря СНК признал УНР, указав в то же время на недопустимость дезорганизации фронта, разоружения русских войск и поддержки частей А.М. Каледина и потребовав прекратить в 48 часов подобные действия. В противном случае СНК считал бы Центральную Раду в состоянии «войны с Советской властью в России и на Украине».
Собравшийся в Харькове I Всеукраинский съезд советов 12 (25) декабря провозгласил создание Украинской советской республики в составе общероссийской федерации. Начавшиеся 9 (22) декабря переговоры о мире в Брест-Литовске показали, что общие декларации об отказе от аннексий и контрибуций никого не интересуют. Делегация Четверного союза настаивала на передаче 150 тыс. кв. км российских западных земель. Столь откровенно аннексионистская программа вынуждала советское правительство тянуть время.
По требованию делегации Четверного союза 13 (2б) декабря 1917 г. представители УНР были допущены на переговоры в Брест-Литовске. 20 декабря 1917 г. (2 января 1918 г.) СНК предложил Центральной Раде начать переговоры об урегулировании отношений, которые так и не состоялись, поскольку Германия решила сыграть на противоречиях Петрограда и Киева. 11 (24) января 1918 г. УНР объявила о своей независимости, которая была тут же признана Германией. В итоге 9 февраля 1918 г. был подписан мирный договор УНР со странами Четверного союза, согласно которому Киев получал Холмщину, а Австро-Венгрия брала на себя обязательство подготовить к 31 июля 1918 р. проект выделения из состава Галиции ее восточной части, населенной украинцами, и присоединить ее в качестве коронной земли к Буковине. Со своей стороны УНР должна была в первой половине 1918 г. поставить в Германию и Австро-Венгрию 60 млн. пудов хлеба, 2 750 тыс. пудов мяса, 400 млн. штук яиц и другие сельскохозяйственные товары и промышленное сырье. Тем временем в Польше ширилось движение протеста против территориальных условий договора с УНР. В итоге 4 марта 1918 г. Центральная Рада заявила Регентскому совету о возможности пересмотра границ в будущем.
Заключив договор с УНР, Германия 10 февраля выдвинула ультиматум о подписании советской делегацией предложенного ей мирного договора. В ответ глава делегации Л. Д. Троцкий заявил, что Россия мира не подпишет, а армию демобилизует. Советская делегация покинула Брест-Литовск. 18 февраля германские войска возобновили наступление и заняли Прибалтику. В итоге советскому правительству пришлось 3 марта 1918 г. подписать в Брест-Литовске мирный договор, предложенный ей странами Четверного союза. Согласно договору РСФСР признавала независимость Финляндии и УНР и должна была вывести свои войска с их территории, а также из Эстляндии и Лифляндии. Западная граница Советской России устанавливалась по линии Рига — Двинск — Друя — Дрисвяты — Михалишки — Дзевилишки — Докудова — р. Неман — р. Зельвянка — Пружаны — Видомль. Тем самым РСФСР отказывалась от прав на Польшу, что было благоприятно воспринято в Варшаве. Регентский совет при посредничестве Германии предложил Москве установить дипломатические отношения, но советское руководство 16 июня 1918 г. отказалось, поскольку не признавало Регентский совет представителем воли польского народа, рассматривая его лишь как административный орган, созданный оккупантами. Антанта не признала Брестского договора, и 6 марта 1918 г. английские войска высадились в Мурманске, положив начало иностранной интервенции в Россию.
М.М. Мельтюхов. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг.
В первые же дни после переворота Совет народных комиссаров издал ряд оглушительных декретов: предложение всем воюющим державам немедленного перемирия на всех фронтах и немедленного открытия переговоров о демократическом мире; о передаче всей земли в распоряжение волостных земельных комитетов; о рабочем контроле в промышленных заведениях; о «равенстве и суверенитете народов России. вплоть до отделения и образования самостоятельных государств;» об отмене судов и законов и т. д.
Однако за смелыми, казалось, до безрассудства действиями новой власти чувствовалась еще полная неуверенность ее в успехе, а в народных массах — недоумение и колебание. В широких кругах не только чисто обывательских, но и зрелых политически царило убеждение, что новый режим — только злокачественный нарыв на теле революции, который очень скоро вскроется, оздоровив наконец немощный, отравленный организм страны.
Эти «две недели» — плод интеллигентского романтизма — и потом в течение долгих лет черной ночи озаряли тьму своим обманчивым светом, чередуясь с днями отчаяния и безнадежности.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ
Принята СНК 2(15).11.1917 года. Провозгласила основные принципы совецкой национальной политики: «равенство и суверенность народов России»; «право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»; отмена «национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений» (декларирована ранее Временным правительством); «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп», населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены конституциями РСФСР и СССР. В соответствии с декларацией советское правительство признало независимость Финляндии [18(31).12.1917 года] и образование на территории бывшей Российской империи независимых от РСФСР советских республик (позднее вошли в состав СССР), а также создало национально-государственные образования в рамках РСФСР: Трудовую коммуну немцев Поволжья (19.10.1918 года), Автономную Башкирскую Советскую Республику (20.3.1919 года), Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику (27.5.1920 года), Карельскую трудовую коммуну (8.6.1920 года), Чувашскую АО (24.6.1920 года) и др.
В 1920-х годах в РСФСР и других республиках СССР на территориях, компактно населённых отличающимися от основного населения народами, стали создаваться национальные округа, районы (около 250 в 1934 году), волости, сельские советы (последних около 5,3 тысяч в 1934 году); большая часть этих образований ликвидирована в 1937-1939 годах.
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года.
В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию. Этой политике национального гнёта была противопоставлена политика добровольного союза народов России.
В Декларации были провозглашены следующие основные принципы национальной политики:
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Декларация прав народов России» в других словарях:
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ — – важнейший исторический конституционный акт Советской власти, в котором были установлены основные принципы государственного устройства Советской России и её национальной политики. Декларация была принята Советом Народных Комиссаров 15 ноября… … Советский юридический словарь
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ — принятая Советом Народных Комиссаров 15. XI 1917 и опубликованная за подписями В. И. Ленина и И. В. Сталина, была первым законодательным документом, в котором получила своё выражение идея права наций на самоопределение и провозглашены основные… … Дипломатический словарь
Декларация прав народов России — один из первых актов Советского государства. Утверждена СНК РСФСР 2(15) ноября 1917. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным… … Большая советская энциклопедия
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ — акт Сов. пр ва, положивший начало практич. претворению в жизнь ленинской программы партии по национальному вопросу. Проект декларации был разработан В. И. Лениным и утвержден СНК 2 (15) нояб. 1917. Д. п. н. Р. впервые была опубликована в Газете… … Советская историческая энциклопедия
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ — один из первых законодат. актов Сов. гос ва, принятый 2(15) ноября 1917. Д. резко осудила политику натравливания одной нации на другие, проводившуюся царизмом и бурж. Временным пр вом в отношении народов России, терпевших гнет и произвол… … Атеистический словарь
Декларация прав народов России — документ, утвержденный СНК РСФСР 2.11.1917 г. В нем провозглашены основные принципы национальной политики советской власти: равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования… … Краткий словарь историко-правовых терминов
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА — конституционный акт Сов. республики, закрепивший осн. завоевания Окт. революции и провозгласивший осн. принципы и задачи социалистич. гос ва. Проект декларации был написан В. И. Лениным, внесен им на рассмотрение ВЦИК и 3(16) янв. 1918… … Советская историческая энциклопедия
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — (англ. Universal Declaration of Human Rights) международный акт универсального характера по правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в развитие Устава ООН, требующего от государств сотрудничать в «поощрении и… … Юридическая энциклопедия
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — (англ. Universal Declaration of Human Rights) международный акт универсального характера по правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в развитие Устава ООН, требующего от государств сотрудничать в поощрении и развитии … Энциклопедический словарь экономики и права
Декларация о правах коренных народов — (англ. Declaration on the Rights of Indigenous Peoples) документ, принятый 13 сентября 2007 года на 62 й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций. Содержание 1 Содержание документа … Википедия