когда черных уравняли в правах с белыми в сша
Движение за гражданские права чернокожих в США
Движение за гражданские права чернокожих в США (англ. Civil Rights Movement )— массовое общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950-е — 1960-е годы.
Содержание
Предыстория
В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения. Белые рассчитывали на их покорность, сопротивление чернокожих казалось немыслимым. Многие белые южане были убеждены в том, что афроамериканцы смирились с ролью граждан второго сорта, и она им даже нравится.
В 1954 году Верховный суд США, рассмотрев дело «Браун против Совета по образованию», постановил, что сегрегация школ обрекает чернокожих детей на «клеймо неполноценности» и что власти южных штатов должны как можно скорее создать единые школы для белых и чернокожих. Но южные политики выступили против этого решения. Создавались «Советы граждан» — группы, которые подвергали экономическим санкциям любых чернокожих или белых, осмеливавшихся выступать за интеграцию.
История
1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери, столицы штата Алабама, была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от нее требовалось по местному закону. После ареста Розы Паркс Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к бойкоту городского транспорта в знак протеста. Бойкот автобусных линий в Монтгомери вскоре возглавил молодой чернокожий священник Мартин Лютер Кинг. Благодаря усилиям Кинга и членов бойкотного комитета, протест негритянского населения длился 381 день и вошел в историю под названием «Ходьба во имя свободы» — участникам протеста приходилось ходить на работу пешком (часть черных граждан Монтгомери развозили на работу и с работы домой черные владельцы такси по автобусным тарифам), а местные автобусные компании терпели большие убытки.
В 1957 году федеральный суд распорядился провести интеграцию в муниципальных школах Литл-Рока, штат Арканзас. Девять чернокожих детей были отобраны для зачисления в Центральную среднюю школу Литл-Рока, но местная полиция по решению губернатора штата не пустила их на занятия. После некоторых колебаний президент США Дуайт Эйзенхауэр задействовал солдат 101-й воздушно-десантной дивизии для исполнения судебного решения. Солдаты сопровождали «девятку из Литл-Рока» на занятия в школу. Когда дети, наконец, вошли в Центральную школу, то были встречены оскорблявшей их разъяренной толпой. Похожее столкновение произошло и в Новом Орлеане в ноябре 1960 года, когда четыре афроамериканских девочки поступили в начальную школу Франца в Девятом районе.
Для координации действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав в 1957 г. была создана «Конференция южного христианского руководства» (The Southern Christian Leadership Conference) со штаб-квартирой в Атланте, десятками филиалов и тысячами активистов. Ее президентом был избран М. Л. Кинг. В том же году Конгресс США принял первый с 1860-х годов федеральный закон об избирательных правах негров (англ.). В 1958 и 1959 гг. были организованы грандиозные марши молодежи на Вашингтон за десегрегацию средних школ. В них участвовало около 40 тысяч человек.
В марте 1960 г. «Конгресс расового равенства» призвал «перенести сидячие забастовки-демонстрации на дороги» страны. Так было положено начало «рейдам свободы» (freedom rides), целью которых была проверка реальности пользования общественным транспортом и общественными местами в соответствии с федеральным законом и привлечение внимания общественности к фактам сегрегации. 4 мая 1961 г. первая группа участников акции выехала из Вашингтона на междугородном автобусе на юг страны. В Аннистоне (штат Алабама), их автобус подожгли, по прибытии в Бирмингем участники «рейда» были жестоко избиты разъяренной толпой, а в штате Миссисипи их арестовали за «нарушение порядка». «Рейды свободы» длились все лето 1961 г. Черные и белые активисты на междугородных автобусах приезжали в южные штаты, группами врывались на автобусные станции, в кафетерии, магазины, мотели, садились или бросались на пол, добиваясь равного с белыми обслуживания. Над ними глумились, их избивали, автобусы поджигались. Многие участники «рейдов» были арестованы и отданы под суд. Но в результате владельцы многих предприятий торговли и сферы услуг были вынуждены отказаться от практики сегрегации в своих заведениях. Федеральная комиссия по регулированию торговли между штатами со своей стороны также была вынуждена запретить сегрегацию в автобусах дальнего следования и поездах.
Особенно упорная борьба развернулась в городе Олбани (штат Джорджия). Тактике ненасильственных действий местный начальник полиции противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы. Сам Кинг был трижды арестован в ходе олбанской кампании за несанкционированное проведение демонстраций. Пять процентов чернокожего населения города побывало за решеткой. В этом городе сторонники сегрегации одержали временную победу.
В мае 1962 г. Кинг был приглашен в Бирмингем, штат Алабама, чтобы помочь местной организации «Движение алабамских христиан за права человека» (The Alabama Christian Movement for Human Rights). Были определены четыре цели протеста в Бирмингеме: десегрегация закусочных, примерочных, туалетов и фонтанчиков питьевой воды в универмагах; недискриминационное повышение по службе и наем черных на работу в торговую сеть и на промышленные предприятия города; амнистия всех демонстрантов, которые попадут за решетку; создание межрасового комитета для выработки графика десегрегации в других сферах жизни Бирмингема. Каждый участник движения подписывал специальную «карточку приверженности» движению, обязуясь соблюдать его принципы. Протест начался 3 апреля. За сидячими забастовками последовали первые аресты. 12 апреля Кинг возглавил несанкционированную демонстрацию и был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя через восемь дней из тюрьмы под залог, Кинг решил привлечь в ряды демонстрантов учащихся колледжей и средних школ. 2 мая более тысячи юных демонстрантов были задержаны. На следующий день в уличной демонстрации приняло участие еще больше молодежи, скандировавшей: «Мы хотим свободы!». На приказ остановиться они не отреагировали и тогда их стали поливать водой из пожарных бранспойтов. В ответ на это в полицию полетели камни и бутылки. На демонстрантов были спущены полицейские собаки. На следующий день газеты всего мира поместили в фотографии полицейских собак, кусающих бирмингемских детей. Было задержано более 2500 демонстрантов. Под давлением международной общественности администрация президента Кеннеди послала в Бирмингем помощника министра юстиции Бэрка Маршалла для участия в переговорах местных властей с протестующими чернокожими.
10 мая было достигнуто соглашение, которое предусматривало десегрегацию в течение трех месяцев, повышение по службе и наем черных на работу в течение двух месяцев, обещание официального содействия в освобождении заключенных и создание в течение двух недель органа межрасового сотрудничества. Однако, на следующий день, были взорваны бомбы у дома брата Мартина Лютера Кинга и в мотеле «Гастон», где размещалась штаб-квартира самого Кинга. Неорганизованная толпа возмущенных чернокожих ответила на это погромами и беспорядками, которые длились всю ночь. Сотрудники Кинга делали все возможное, чтобы успокоить разбушевавшуюся толпу.
Откликом на бирмингемские события стали массовые демонстрации и выступления под лозунгом «Свободу немедленно!» (Freedom now!), которые прошли за четыре месяца в 196 городах 35 штатов.
Но расисты оказывали ожесточенное сопротивление. В 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес заявил: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда». 11 июня 1963 года произошёл инцидент на входе в университет (en), когда Уоллес закрыл собой дорогу для первых двух чернокожих студентов Университета Алабамы — Вивиан Мелоун и Джеймса Худа. 12 июня 1963 чернокожий активист Медгар Эверс погиб на пороге своего дома в городе Джексоне (штат Миссисипи) от пули белого расиста Байрона де ла Беквита.
В том же году году в Бирмингем, штат Алабама, члены «Ку-клукс-клана» взорвали баптистскую церковь чернокожих и при этом погибли четыре девочки. В следующем году их единомышленники около маленького городка Филадельфия, штат Миссисипи, убили трех борцов за гражданские права (двух белых и чернокожего), это преступление привлекло внимание всей страны (про это дело в 1988 г. был снят фильм «Миссисипи в огне», а организатор убийства Эдгар Рэй Киллен был осужден только в 2005 г.).
И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными.»
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.
And so even though we face the difficulties of today and tomorrow, I still have a dream. It is a dream deeply rooted in the American dream.
I have a dream that one day this nation will rise up and live out the true meaning of its creed: «We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal.»
I have a dream that one day on the red hills of Georgia, the sons of former slaves and the sons of former slave owners will be able to sit down together at the table of brotherhood.
I have a dream that one day even the state of Mississippi, a state sweltering with the heat of injustice, sweltering with the heat of oppression, will be transformed into an oasis of freedom and justice.
I have a dream that my four little children will one day live in a nation where they will not be judged by the color of their skin but by the content of their character.
I have a dream today!
— [1] Из речи Мартина Лютера Кинга у монумента Линкольна в Вашингтоне, 28 августа 1963 г.
2 июля 1964 г. президентом США Джонсоном был подписан принятый Конгрессом Закон о гражданских правах 1964 года (англ.), который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приеме на работу. Мартин Лютер Кинг, которому в октябре 1964 г. была присуждена Нобелевская премия мира, начал кампанию в алабамском городе Селма за включение чернокожих в списки избирателей. 7 марта 1965 г. на окраине Селмы были жестоко избиты участники несанкционированной демонстрации, 78 человек были ранены. Фотографии этой расправы напечатали все крупнейшие газеты мира.
Результатом селмской кампании стало принятие Когрессом США Закона 1965 г. об избирательных правах (англ.), по которому только федеральные власти могли назначать регистраторов, занимающихся составлением списка избирателей.
Летом 1967 года вспыхнули стихийные бунты чернокожих в 128 городах, кульминацией которых стали кровавые беспорядки в Ньюарке и Детройте. Чтобы привлечь внимание общественности к положению в черных гетто, Конференция южного христианского руководства перенесла свою штаб-квартиру в Лоундейл, бедный район Чикаго. Были созданы союзы квартиросъемщиков, отстаивающие права местных жителей перед «сламлордами» — владельцами трущобных домов. По мнению многих американских исследователей, Кинг и его соратники сумели на некоторое время направить стихийный гнев и разрушительную энергию отчаявшихся бедняков из черного гетто в русло организованного ненасильственного протеста для решения конкретных задач.
В 1967 г. Кинг выдвинул идею «похода бедняков (англ.)» на Вашингтон с требованием принятия закона об экономических правах, который должен был гарантировать всем бедным американцам — черным и белым — работу и прожиточный минимум. В Вашингтоне они должны были разбить демонстративный палаточный городок, блокировать городские магистрали, устроить сидячие забастовки в правительственных учреждениях. Начало марша намечалось на 22 апреля 1968 года, но эта акция не состоялась, так как 4 апреля 1968 г. Кинг был убит в Мемфисе, штат Теннесси. Летом 1968 г. соратнику Кинга Ралфу Абернети удалось провести «поход бедняков» на Вашингтон, но он был малоуспешен. Конгресс США принял закон о десегрегации при продаже и аренде жилых домов, но фактические экономическое неравенство черных, разумеется, нельзя было устранить только принятием тех или иных законов.
Достижения
За двенадцать лет ненасильственной борьбы движение за гражданские права добилось прекращения расовой дискриминации в различных сферах. Это движение пробудило в черных американцах чувство самоуважения, гордости и уверенности в своих силах, способствовало достижению взаимопонимания между белыми и чернокожими гражданами США.
Середина 1950-х годов была связана для США с вынужденной отменой целого ряда дискриминационных законов, которые касались американских негров. Например таких, как запрет на совместного обучения белых и черных детей, посещение неграми различных заведений для белых и позволения ездить им только на задних сиденьях пассажирских автобусов. Но так как значительная часть белого населения США (особенно в южных штатах) на протяжении целого ряда поколений воспитывалась в расистских традициях, то в данной связи в его среде стали возникать недовольства и осуществляться попытки срыва практического осуществления столь неприятных им законов в местах свого обитания, которые во многих случаях получали поддержку со стороны местной полиции и представителей власти отдельных штатов. Разъяреннаяая толпа белых граждан США пытается преградить путь и раскачать машину чернокожих, которые пытаются отъехать от первого учебного заведения для интегрированного обучения представителей разных рас в Клинтоне, штат Теннеси (1956 год)
Собравшаяся толпа белых американцев преследует чернокожую студентку и выкрикивает в ее адрес различные оскорбления в Литл-Роке, штат Арканзас (1957 год)
Белые учащиеся третируют черных, взирая на них с презрением и насмешками прямо посреди улицы в Литл-Роке, штат Арканзас (1957 год)
Белый американец с битой набрасывается на чернокожую девушку, которая посмела предпринять попытку войти в кафе, ранее предназначавшееся только для белых (1958 год)
Организационное мероприятие американской нацистской партии в Литл-Роке, штат Арканзас (1959 год)
Негритянская пара под недружелюбные взгляды белой публики выходит из автобуса с пассажирами из числа участников общественного движения «всадников свободы», в которых черные могли безбоязненно ездить на равных правах с белыми (1961 год)
Так называемый «автобус ненависти» с членами американской нацистской партии, которые пытаются всячески запугивать непокорных черных (1961 год)
Группа враждебно настроенных расистов выкрикивает оскорбления в адрес пассажиров автобуса, в числе которых находятся участников общественного движения «всадников свободы» в Монтгомери, штат Алабама (1961 год)
Горящий автобус «наездников свободы» после взрыва бомбы, которая была брошена американскими нацистами в окно в окрестностях Аннистона, штат Алабама (1961 год)
Группа расистски настроенных жителей Литл-Рока, штат Арканзас занимается избиением и изгнанием из своего города чернокожего журналиста Алекса Уилсона (1961 год)
. и утаскиваю за ноги чем-то им особенно не понравившегося негра (1961 год)
Устрашающий дорожный знак с изображением символики Ку-клукс-клана в окрестностях Монтгомери, штат Алабама (1961 год)
Черные дети, горделиво проходящие мимо белых детей (1962 год)
Белая женщина, молчаливо выражающая свое недовольство тем фактом, что рядом с ней за стойкой кафе устроилась черная девушка (1962 год)
Группа темнокожих устраивает уличный пикет против расовой сегрегации прямо посреди собравшейся вокруг нее толпы белых американцев (1963 год)
Белые посетители кафе издевательски обсыпают мукой и обливают напитками чернокожую девушку и двух ее сторонников, которые вопреки старым расистским традициям посмели усесться за стойкой (1963 год)
Белые посетители у входа в кафе бросают яйца и обливают напитками пикетчиков, мирно протестующих против открытых проявлений расовой дискриминации (1963 год)
Группа американских расистов в автомобиле с чучелом негра и надписью «Сохраним школы Бирмингема за белыми гражданами» (1963 год)
Горящий крест, подожженный представителями Ку-клукс-клана посреди площади в целях устрашения негров и сочувствующих им белых людей (1963 год)
Полицейские производят задержание активистки протестного движения чернокожих (1963 год)
Арест известного лидера американских негров Мартина Лютера Кинга во время уличной демонстрации (1963 год)
Цепь белых и черных демонстрантов, усевшихся прямо перед зданием мэрии Нью-Йорка (1963 год)
Американские пожарные поливают из брандспойта группу протестующих лиц в Бирмингеме, штат Алабама (1963 год)
Полицейский, избиевающий протестующего чернокожего в Гарлеме (1964 год)
Национальная гвардия занимается растаскиванием участников сидячей демонстрации в Кембридже, штат Мэриленд (1964 год)
«Автобус свободы» и сторонники создания чернокожим реальных возможностей для участия в выборах, выступают в их защиту и поддержку (1964 год)
Группа членов американской нацистской партии проводит пикет возле Белого Дома под лозунгами «Кому нужны эти негры» и против движения Мартина Лютера Кинга (1965 год)
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами « США» и «Фото«
55 лет назад в США отменили расовую сегрегацию
Емкости с водой для темнокожих и белых в Оклахоме. Фотография Рассела Ли (1939 год)
United States Library of Congress’s Prints and Photographs/Wikimedia Commons
Официальным концом сегрегации в США стало введение закона о гражданских правах, принятого при президенте Линдоне Джонсоне под влиянием массовых протестов борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга.
Благодаря законопроекту федеральное правительство получило полномочия по контролю за обеспечением гражданских прав американского населения.
Закон запрещал установку табличек «Только для белых» в транспорте, ресторанах, кафе и гостиницах, которые были распространены в США в то время, а высшие учебные заведения стали открыты для представителей всех рас.
Сегодня подобные таблички можно увидеть разве что в музее, а в 2008 году президентом США был избран первый чернокожий президент Барак Обама.
Однако, несмотря на огромный прогресс, многие проблемы чернокожего населения США по-прежнему не теряют актуальности, а число расовых инцидентов — как по отношению к чернокожим, так и другим слоям населения — растут.
Как отмечал в своем обзоре в 2018 году телеканал CNN, хотя избрание президентом Обамы дало надежду многим афроамериканцам, «его избрание усилило разногласия, существовавшие с момента рождения страны». «Расисты рассматривали чернокожего во власти как сигнал о потемнении Америки. Это было зрелище, которого они боялись больше всего. Они были в ужасе и взбешены», — отмечал телеканал.
Критики нынешнего президента США Дональда Трампа заявляют, что число расовых инцидентов в США значительно выросло после его прихода к власти. Американские правоохранители, действительно, отмечают рост подобных преступлений. Так, в 2017 году, по данным ФБР, произошел рост правонарушений на почве ненависти на 17%. В 2017 году количество зарегистрированных преступлений составило более 7000.
Среди них — резонансный инцидент в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, когда во время массовой акции протеста левых активистов в толпу на полной скорости врезалась машина, которой управлял 20-летний неонацист Алекс Филдс. В результате наезда погибла одна женщина, 19 человек были ранены. Президент США Дональд Трамп в своем выступлении о произошедшем сказал, что вину несут обе стороны, за что его подвергли резкой критике.
Противники Трампа заявляют, что президент США — расист, так как у него немало поклонников в кругах ультраправых активистов. О том, что президент США якобы негативно относится к чернокожим, говорил бывший адвокат Трампа Майкл Коэн.
По словам Коэна, Трамп оскорблял афроамериканцев.
«Однажды он спросил меня, могу ли я назвать страну, управляемую чернокожим человеком, которая не является «гадюшником». Это было, когда Барак Обама был президентом США», — рассказывал Коэн.
Он также утверждал, что в какой-то момент Трамп якобы сказал, что «чернокожие люди слишком глупы», чтобы голосовать за него.
Представители афроамериканского населения США, действительно, не жалуют Трампа. В 2016 году за него проголосовали только 8% афроамериканцев. Представители этой категории населения традиционно поддерживают Демократическую партию США.
Выборы 2020 года ознаменуются снижением доли белого населения Америки
— согласно расчетам Pew Research Center, оно составит 66,7%, по сравнению с 76% в начале XXI века. В то же время, исследование ученых показало, что на выборах смогут проголосовать 32 млн латиноамериканцев и 30 млн афроамериканцев. Если среди них будет высокая явка, Трамп может не досчитаться больше 10% голосов, как это произошло с республиканцами на промежуточных выборах 2018 года.
И даже несмотря на тот факт, что с начала президентства Трампа уровень безработицы среди чернокожего населения США снизился до исторического минимума, политических очков республиканцам это не прибавляет. В сознании афроамериканцев на протяжении долгих лет утверждалась мысль, что Республиканская партия — это «враги», говорил ранее «Газете.Ru» президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский.
Обозреватели американских СМИ отмечают что вопросы, связанные с положением меньшинств афроамериканского населения будут в актуальной повестке кампании 2020 года.
Недавно претендент на номинацию в кандидаты в президенты США от Демократической партии Джулиан Кастро не исключил в случае своей победы на выборах 2020 года прямых выплат афроамериканцам за существовавшее в стране рабство, сообщает Associated Press.
«Если в соответствии с конституцией мы платим людям, потому что забираем их собственность, почему бы не дать компенсацию людям, которые фактически были собственностью», — заявил Кастро.
Тот факт, что подобные вопросы обсуждаются на политических дебатах, говорит о том, что США вновь обращают внимание на болезненное прошлое страны.
Я памятник себе разбил
Тема рабства, а также связанные с ней вопросы гражданской войны в США стали частью американской повестки при Трампе. Однако, как ранее писал американист Арег Галстян, это — реакция на политкорректность, которую навязывали обществу демократы во времена правления администрации Билла Клинтона.
«Подобные сигналы со стороны неолиберальной элиты привели к ряду негативных последствий, включая столкновения между защитниками памятников тех же генералов-южан и сторонниками их демонтажа»,
— писал Галстян в статье для «Газеты.Ru», отмечая, что «формальное меньшинство стало навязывать свои субъективные представления о добре и зле большинству».
Речь идет о так называемой «войне памятников», вспыхнувшей в США в начале правления Трампа.
Активисты леволиберальных взглядов крушили по всей стране памятники военным армии конфедератов, которые поддерживали рабовладение. «Все эти монументы еще 10-15 лет назад не представляли собой какую-то проблему. Проблемой была демонстрация флага конфедератов, который стал ассоциироваться с движением расовой сегрегации. Этот флаг, действительно, мозолит глаза афроамериканцам, и его не нужно демонстрировать», — рассказывал «Газете.Ru» историк Вильям Дэвис, автор нескольких книг об истории гражданской войны в США.
Сегодня «война памятников» постепенно сошла на нет, но США могут оказаться на пороге гражданской войны, причем речь идет не об отдаленной перспективе, а о вполне осязаемых сроках.
Профессор Гарвардского университета, видный историк Нил Фергюсон заявил в октябре 2018 года, что после выборов 2020 года американское общество может столкнуться с серьезным расколом, который может поставить США на грань гражданского конфликта.
Историк указывает, что в последнее время США переживают внутренние противоречия, а в американском обществе обостряется «культурный конфликт», в том числе между представителями различных этнических групп. Профессор также отметил, что в настоящее время в американском сегменте интернета идет своеобразная «гражданская война».