когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Бухгалтеру госсектора на заметку: нюансы учета долгосрочной и просроченной задолженности

При заполнении Сведений (формы 0503169, 0503769) за полугодие 2018 года определяйте вид задолженности с учетом рекомендаций Минфина России:

Относите задолженность к просроченной при наступлении даты ее исполнения. В частности, покажите в составе просроченной:

Не забывайте, не является просроченной:

Обратите внимание! В отчетности за полугодие можно будет показать задолженность, не детализируя счета учета расчетов (205 20, 302 90 и т.д.). Конечно, если иные требования не установит ваш финорган.

Не являющаяся активом дебиторка

Если вы предлагали контрагенту погасить дебиторку добровольно, обращались в суд и к судебным приставам, но не получили никаких результатов, то на отчетную дату актива у вашего учреждения уже нет. Так как на отчетную дату вы уже не ожидаете поступления денег или имущества по этой дебиторке, ее можно списать с баланса. Если характер долга позволяет впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 04.

Не подтвержденная кредиторка

Спишите кредиторку с баланса, если на отчетную дату предприняты все меры по погашению долга, а именно:

Если характер долга позволяет вашему контрагенту впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 20.

Относите дебиторку к безнадежной, если по ней ни при каких обстоятельствах не получится возобновить взыскание, то есть по долгу истек срок исковой давности и этот срок не может быть восстановлен.

В некоторых случаях долг может быть признан безнадежным уже при списании с баланса – в этом случае его не надо учитывать на счете 04.

Источник

Энциклопедия решений. Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной (для бюджетной сферы)

Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной
(для госсектора)

Смотрите в этом материале:

В целях учета и контроля за дебиторской и кредиторской задолженность следует разграничивать понятия:

— просроченной и нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности;

— просроченной и невостребованной кредиторской задолженности.

Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной

Дебиторская и кредиторская задолженность при наступлении даты ее исполнения считается просроченной задолженностью (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 02-06-10/29607).

Внимание

Признание дебиторской и кредиторской задолженности просроченной не является основанием для списания ее с балансового учета.

Порядок признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной нормативно не урегулирован и зависит от условий ее возникновения и сроков погашения.

Определить срок погашения дебиторской задолженности необходимо в целях:

— формирования достоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

— осуществления контроля за исполнением обязательств, определения сроков исковой давности, а также оценки рисков невозврата дебиторской задолженности и рисков непогашения кредиторской задолженности.

Кто принимает решение о признании дебиторской задолженности просроченной?

Требование о комиссионном принятии решения о признании задолженности просроченной, а также о документальном оформлении подобного решения положениями Инструкции N 157 не установлено.

В целях разграничения полномочий по контролю и наблюдению за дебиторской задолженностью между должностными лицами (структурными подразделениями) порядок их взаимодействия, в том числе порядок признания дебиторской задолженности просроченной, учреждению целесообразно установить в локальном нормативном акте.

Порядок взаимодействия бухгалтерской и юридических служб учреждения в целях установления срока погашения дебиторской задолженности зависит от условий ее образования:

Условия образования дебиторской задолженности

Основание для отнесения задолженности просроченной

Источник информации о сроке погашения

Дебиторская задолженность по выданным авансам в рамках договорных отношений

Истечение срока исполнения контрагентом обязательств, в счет которых перечислялся авансовый платеж

Документы, являющиеся основанием для принятия обязательств

Дебиторская задолженность по выданным подотчетным суммам

Истечение срока представления подотчетным лицом авансового отчета

Заявление о выдаче денежных средств под отчет

Дебиторская задолженность по доходам от оказания платных услуг

Истечение срока погашения, определенного по соглашению сторон

Договор об оказании услуг (выполнении работ)

Дебиторская задолженность по суммам принудительного изъятия, ущербу нефинансовым активам и компенсации затрат

Истечение установленных законодательством сроков, например, ст. 32.2 КоАП РФ, п. 4 ст. 69 НК РФ.

В случае если срок нормативно не урегулирован (например, при расчетах по компенсации затрат), критерии признания задолженности просроченной необходимо установить локальным нормативным актом учреждения

В целях корректного формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности бухгалтерской службе необходимо инициировать получение соответствующей информации у соответствующих компетентных должностных лиц

Кто принимает решение о признании кредиторской задолженности просроченной?

Несвоевременное погашение кредиторской задолженности влечет за собой негативные последствия, так как приводит к увеличению обязательств учреждения в результате применения к нему штрафных санкций (начисление повышенных процентов, пени и др.).

Высокий уровень просроченной кредиторской задолженности госучреждения при низкой доле его ликвидных активов, обеспечивающих погашение обязательств *(1), способен привести учреждение к состоянию мнимого банкротства. Превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности является основанием для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения по инициативе учредителя.

Требование о комиссионном подходе к решению вопроса об отнесении кредиторской задолженности к просроченной нормативно не установлено. По общему правилу бухгалтерская служба располагает информацией, необходимой для определения сроков исполнения денежных обязательств. В то же время указанные сроки определяются не только в целях формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности, но и в целях контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности и предотвращения негативных последствий. Для разграничения полномочий между должностными лицами при возникновении сложностей с определением срока погашения обязательств либо сроков возврата кредиторской задолженности, образовавшей в рамках «доходных» операций, локальным нормативным актом организации госсектора целесообразно установить порядок взаимодействия должностных лиц при решении вопроса о признании кредиторской задолженности просроченной.

Отражение просроченной задолженности в учете

Специального порядка для отражения факта признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной в бухгалтерском (бюджетном) учете не установлено. Порядок аналитического учета в части срочности погашения дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечивающий корректности формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности с учетом требований, установленных пользователей такой отчетности, учреждению необходимо установить в рамках учетной политики.

Отражение просроченной задолженности в отчетности

При формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности суммы просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности отражаются:

— в графе 11 раздела 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе квартальной отчетности;

— в графе 11 раздела 1 и в разделе 2 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе годовой отчетности.

Кроме того, сведения о наличии дебиторской и кредиторской могут раскрываться в дополнительных формах бухгалтерской и бюджетной отчетности, порядок формирования и периодичность представления которых установлены установлена их пользователями в соответствии с п. 5 Инструкции N 191н и п. 8 Инструкции N 33н.

Так, например, на федеральном уровне в соответствии c п. 4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 в 2017 году в составе сводной квартальной бухгалтерской отчетности одновременно со Сведениями (ф. 0503769) представляется Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).

Последствия несвоевременного отнесения задолженности к просроченной

Неотражение или несвоевременное отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженности в составе просроченной может рассматриваться должностными лицами государственного (муниципального) контроля в качестве искажения отчетности, а, значит, послужить поводом для штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ (см., в частности, постановление Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу N 5-449/2017) или по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., например, постановление Подольского городского суда Московской области от 14.07.2017 по делу N 5-921/2017).

*(1) В силу положений п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением:

— особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества;

— недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Источник

Когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учетеОбзор документа

Письмо Минфина России от 6 марта 2020 г. N 02-06-10/17162 Об отражении в бюджетном учете сомнительной дебиторской задолженности

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Обращаем внимание, что прекращение признания (выбытия) с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.

При этом принятие такого решения не является основанием по прекращению осуществляемых в отношении такой задолженности полномочий по ее взысканию в доход бюджета.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Романов

Обзор документа

Если у администратора доходов бюджета (субъекта учета) отсутствует уверенность в погашении (исполнении) дебиторской задолженности в обозримом будущем (не менее 3 лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность), такая задолженность не учитывается на балансовых счетах в составе финансовых активов, она признается сомнительной.

Решение о прекращении признания (выбытии) сомнительной задолженности по доходам не является основанием по прекращению осуществляемых в отношении нее полномочий по взысканию.

Источник

Антикризисный анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)

В период финансового кризиса анализ и контроль дебиторской и кредиторской задолженности приобретают ключевое значение. Увеличение дебиторской задолженности, рост просроченной дебиторской задолженности ведут к оттоку свободных денежных средств и снижению платежеспособности организации, увеличение кредиторской задолженности — к рискам неисполнения обязательств перед поставщиками, сотрудниками и государством. В статье рассматриваются инструменты анализа и контроля задолженности в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Б. Г. Нуралиев, директор «1С»:
«Сейчас ключевые вопросы руководителей — не „капитализация“ и IPO, а дебиторка: кто, сколько должен и когда заплатит, как провести платежи в срок, какие направления дают наибольший доход, а что надо сворачивать. Бухгалтеров мы призываем стать соратниками своих директоров, применять наши системы, чтобы помочь директору оперативно анализировать финансовое состояние предприятия, разобраться в огромном количестве законодательных изменений».

При анализе дебиторской и кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений следует учитывать нововведения федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) для организаций бюджетной сферы «Аренда» (применяется с 01.01.2018) и «Долгосрочные договоры» (применяется с 01.01.2020), которые изменили порядок отражения показателей дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и в отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Вначале рассмотрим понятия и основные виды дебиторской и кредиторской задолженности, а также особенности формирования этих показателей согласно ФСБУ государственных финансов.

Дебиторская задолженность

Сальдо дебиторской задолженности показывает, сколько учреждению должны его контрагенты — покупатели, поставщики и прочие лица (дебиторы).

Основные виды дебиторской задолженности:

1. Дебиторская задолженность по доходам.

Возникает, когда учреждение оказывает услуги (работы) или реализует ценности (продукцию, товары) с отсрочкой их оплаты.

При анализе актуальной дебиторской задолженности следует учитывать особенности отражения в бюджетном, бухгалтерском учете показателей дебиторской задолженности: с 2018 года — по договорам аренды (ФСБУ «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н), а с 2020 года — по долгосрочным договорам подряда, оказания услуг, сроком более 12 месяцев (ФСБУ «Долгосрочные договоры», утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н), на дату подписания договора на счетах учета дебиторской задолженности отражается полная стоимость договора (арендных платежей, работ, услуг). Затем, в ходе исполнения договора, эта дебиторская задолженность в размере полной стоимости долгосрочного договора постепенно погашается арендными платежами, платежами в оплату работ, услуг.

Таким образом, существенная часть дебиторской задолженности учреждения, отраженной на счетах 205.00 «Расчеты по доходам», может относиться к долгосрочной, а значит быстро истребовать с дебиторов и конвертировать в денежные средства всю сумму дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения не получится. ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н) и действующие формы отчетности предусматривают раскрытие показателей по долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности.

2. Авансы, выданные поставщикам (дебиторская задолженность по расходам).

Возникает, когда учреждение выступает покупателем товаров, работ или услуг, и производит частичную или полную предоплату приобретаемых ценностей.

Для государственных (муниципальных) учреждений размер авансов, выдаваемых поставщикам, ограничен законодательством о государственных закупках и другими нормативными документами, в частности, положениями пункта 18 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

3. Дебиторская задолженность по предоставленным кредитам, займам (ссудам).

Возникает при предоставлении бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ, юридическим лицам РФ (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранным государствам и юридическим лицам, по прочим предоставленным заимствованиям, а также государственным и муниципальным гарантиям.

4. Задолженность подотчетных лиц и прочая дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность

Сальдо кредиторской задолженности показывает, сколько учреждение должно своим контрагентам (кредиторам), т. е. является денежной оценкой неисполненных обязательств учреждения.

Основные виды кредиторской задолженности:

1. Авансы, полученные от покупателей (кредиторская задолженность по доходам).

Возникает, когда учреждение оказывает услуги (работы) или реализует ценности (продукцию, товары) по предоплате.

При анализе актуальной кредиторской задолженности следует учитывать особенности отражения в бюджетном, бухгалтерском учете договоров аренды и долгосрочных договоров подряда, оказания услуг: с 2018 года по договорам аренды (ФСБУ «Аренда»), а с 2020 года по долгосрочным договорам подряда, оказания услуг, сроком более 12 месяцев (ФСБУ «Долгосрочные договоры»), на дату подписания договора на счетах учета дебиторской задолженности отражается полная стоимость договора (арендных платежей, работ, услуг). Затем, в ходе исполнения договора, эта дебиторская задолженность в размере полной стоимости долгосрочного договора постепенно погашается арендными платежами, платежами в оплату работ, услуг.

Таким образом, по договорам аренды, по которым учреждение выступает арендодателем, и долгосрочным договорам подряда (кроме строительного подряда), оказания услуг, по которым учреждение выступает исполнителем (подрядчиком), показатели кредиторской задолженности по доходам не формируются. Кредиторская задолженность по доходам может возникать по краткосрочным договорам, долгосрочным договорам строительного подряда и прочим договорам.

2. Задолженность перед поставщиками, сотрудниками и прочими контрагентами (принятые обязательства).

Возникает, когда учреждение приобретает услуги (работы), имущество и другие ценности с отсрочкой их оплаты. Задолженность перед сотрудниками возникает при начислении заработной платы и погашается в момент ее выплаты.

С 2018 года по договорам аренды, по которым учреждение выступает арендатором (ФСБУ «Аренда»), на дату подписания договора на счетах учета кредиторской задолженности отражается полная сумма арендных платежей за весь срок договора. Затем, в ходе исполнения договора, эта кредиторская задолженность постепенно погашается арендными платежами, уплачиваемыми арендодателю.

Таким образом, некоторая часть кредиторской задолженности учреждения, отраженной на счетах 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам», может относиться к долгосрочной, а значит не всю сумму кредиторской задолженности по данным бухгалтерского учета государственного (муниципального) учреждения нужно выплатить кредиторам в краткосрочном периоде. ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и действующие формы отчетности предусматривают раскрытие показателей по долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности.

3. Долговые обязательства.

К этому виду относится задолженность по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному или муниципальному долгу), а также долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений. Следует отметить, что получение банковских кредитов не распространено среди бюджетных и автономных учреждений, поскольку считается не соответствующим цели их создания (см., например, Письмо Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-12.05.4613 ).

4. Задолженность по налогам и сборам, прочая кредиторская задолженность.

Особенности анализа дебиторской и кредиторской задолженности в учреждениях бюджетной сферы

По этой причине данные бухгалтерского, бюджетного учета стало сложнее применить для целей оперативного управления. В частности, из данных бухгалтерского учета сложно получить суммы реальной задолженности дебиторов к оплате на текущую дату («на сегодня») и невозможно получить информацию о просроченной задолженности.

Планирование и контроль исполнения договоров с дебиторами и кредиторами в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)

Для целей планирования и последующего контроля исполнения договоров с контрагентами в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, далее — БГУ2, предусмотрена возможность ведения графиков платежей, планов-графиков реализации и планов-графиков закупок.

В зависимости от вида договора возможно ведение следующих видов графиков:

Вид договораДоступно ведение графиков
С поставщикомГрафик платежей
План-график закупок.
С покупателем
(в т. ч. субсидии на государственное, муниципальное задание)
График платежей
План-график реализации
Предоставленный кредит (заем)
Полученный кредит
График платежей

Графики необязательно вести по всем договорам. По договору необязательно вести и контролировать оба вида графиков, например, по договору с поставщиком товаров, работ, услуг можно вести только график платежей или только план-график закупок.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Для план-фактного анализа графиков исполнения договора предназначен отчет «Контроль исполнения договоров», который можно формировать из карточки договора по гиперссылке «Контроль исполнения». Отчет представляет собой оборотную ведомость с показателями «Не оплачено» (график платежей) и «Не исполнено» (план-график реализации/закупок) на начало и конец периода.

Например, из карточки договора о предоставлении платных образовательных услуг с графиком оплаты, состоящим из четырех платежей по 25 000 руб. в январе, марте, августе и октябре 2020 г., можно оперативно получить информацию о ходе исполнения договора — плана по доходам.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Для экспресс-анализа основных показателей исполнения договора на текущую дату предназначена специальная форма, которую можно открыть по гиперссылке «Контроль» из карточки договора, а также из документов по оформлению расчетов по данному договору (контрагенту):

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Анализ и контроль дебиторской и кредиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)

Для анализа и контроля дебиторской и кредиторской задолженности в БГУ2 можно воспользоваться отчетом «Анализ задолженности», который может формироваться как по всей дебиторской и кредиторской задолженности, так и по конкретному контрагенту или договору.

Отчет «Анализ задолженности» в разделе «Планирование и санкционирование — Отчеты по планированию и санкционированию» предназначен для анализа задолженности на счетах расчетов 205.00, 206.00, 207.00, 209.00, 301.00, 302.00, на которых ведется учет по договорам контрагентов, и классификации ее на дату анализа по срокам погашения — долгосрочная, краткосрочная, просроченная.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Для анализа задолженности по конкретному договору с покупателем (дебитором) отчет «Анализ задолженности» удобно формировать непосредственно из карточки договора.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

По двойному клику на строке отчета «Анализ задолженности» формируется расшифровка с детализацией дебиторской задолженности по срокам погашения — по датам из графика платежей по договору аренды.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Как начать анализ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред.2)

Описанные в данной статье функциональные возможности включаются в настройках параметров ведения учета (в разделе Администрирование — Настройка параметров учета — Ведение учета) флагом Вести и контролировать исполнение графиков по договорам с контрагентами.

когда дебиторская задолженность считается просроченной в бюджетном учете

Важно отметить, что начать ведение графиков по договорам с контрагентами можно «плавно», не привязываясь к отчетным датам и не устанавливая некую «единую дату начала ведения графиков» для всех договоров.

Подробнее про описанные в данной статье возможности можно прочитать в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, например, в статье « Ведение и контроль исполнения графиков по договорам с контрагентами ».

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *