когда экскурсии как обязательная форма обучения вводится в русскую школу
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Зоя Куставинова
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А) |
Куставинова Зоя Тихоновна
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для индивидуального развития ребенка;
— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. [4] Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».[5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В. А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формированииэмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. [6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.
Цели экскурсий
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Виды экскурсий
Результаты реализации экскурсионнойпрограммы предполагают 3 уровня освоения:
Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
методика и техника ведения;
подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экскурсия как форма внеурочной работы
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»,
по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
по мету расположения объектов: натурные, музейные.
по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т. д.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций,основными из которых являются:
реализуется принцип наглядности обучения
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсияспособствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея.На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т. е. стремления к познанию нового.
[1] Большой энциклопедический словарь
[2] http://pedagogical_dictionary.academic.ru Педагогический терминологический словарь
[3] Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
[4] Михайлов С. С. –Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.
[5] Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. – 368 с.
[6] Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб- «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.
Альбом для организации конструктивной деятельности дошкольников «Схемы транспортных средств» Среди серии альбомов для организации совместной, а затем и самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников хотелось бы познакомить.
Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.
Образовательные экскурсии как новое явление в дополнительном образовании РФ
Подготовил Гришин Артём Александрович
МАОУ Гимназия №13 “Академ”
1. Причины распространения образовательных экскурсий, как нового метода работы с учащимися. 2. Понятие образовательные экскурсии, общие характеристики. 3. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – нач. XX в.)
3 Первые попытки осмысления образовательных экскурсий как научной и учебной деятельности в России относятся ещё к ХVIII веку. Начало академической традиции в изучении было заложено М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым, В.Н. Татищевым и др.
Динамичному развитию образовательных экскурсий учащих (учителей) и учащихся способствовало активное развитие инфраструктуры Российской империи во второй половине XIX в.: строительство ряда железнодорожных веток, пароходство. И здесь не лишним будет упомянуть, введенный 9 марта 1902 г. специальный тариф № 6900 на проезд учащихся13, отправляющихся в образовательные экскурсии. Суть этого тарифа в следующем: на всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.
Значительную роль в деле развития образовательных экскурсий сыграл циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.18514, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал руководителям учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.
Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существовавшую за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба и др.
В деле образовательных экскурсий особое внимание стоит уделить экскурсионным комиссиям: Центральная экскурсионная комиссия, Ярославская экскурсионная комиссия и др. При этих комиссиях формировались специальные экскурсионные музеи, библиотеки, которые принимали в свои фонды: «…Всё, что может войти в эти учреждения, как-то: фотографические и иные изображения местности, памятников и деятелей, планы, карты, картограммы, книги, археологические предметы и пр.»17
Весомый вклад в развитие поездок за рубеж российских граждан внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Созданная в 1908 г., она за пять лет до начала первой мировой войны помогла побывать в зарубежных странах 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов российской империи.
С 1910 по 1915 г. число экскурсионных обществ резко возросло. К концу 1915 г. в России, по самым приблизительным оценкам, устройством образовательных экскурсий занималось более 100 организаций; в том числе, Ярославское Естественно-Историческое общество, Костромское научное общество по изучению местного края, Кукарское образовательное общество и др.20
Статья «Экскурсия как эффективная форма обучения и воспитания учащихся»
Экскурсия как эффективная форма
обучения и воспитания учащихся
Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является школьная экскурсия.
Актуальность экскурсии в настоящее время заметно повышается и в первую очередь из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие.
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Как историческое восприятие умение видеть заключается в следующем:
во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;
во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;
Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.
Выявление экспонатов для краеведческого музея.
Расширение общего культурного кругозора.
Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знаний.
Обзорная многоплановая экскурсия.
Усвоение знаний в сочетании с воспитанием.
Педагогическое значение экскурсий очень велико.
Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими, культурными и природными объектами в их естественных условиях.
Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсии очень продуктивны, так как в высшей степени предметны и конкретны.
На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками
немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого.
В-третьих, экскурсия всегда вызывает у детей повышенный интерес.
Уже около 20 лет преподаватели Воронежского музыкального колледжа используют экскурсии как неисчерпаемый источник педагогических средств и методов обучения и воспитания.
Учителя Воронежского музыкального колледжа не только пользуются услугами профессиональных экскурсоводов, но и сами проводят экскурсии с учащимися. Учитель, хорошо зная своих воспитанников, их интересы, индивидуальные особенности и возможности, как никто другой, сможет связать экскурсионный материал с изучаемой темой, со всей учебно-воспитательной работой школы.
А.И. Стражев говорил, что разработка «хотя бы одной экскурсии является обязанностью каждого учителя истории. Нельзя сводить свою работу к рассказам по конспектам в классе с использованием отдельных картин и портретов. Такая непосредственная «встреча» учащихся с историческими памятниками и местами исторических событий имеет исключительно познавательное и воспитательное значение, хотя и требует от учителя большой работы и методического искусства. Этому искусству можно и должно учиться».
Экскурсия как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Мировоззренческой основой современного краеведения являются биосферные концепции природопользования и эколого-культурная ориентация, нормализующие основы взаимоотношений общества и природы. Проводимые нами экскурсии имеют целью и результатом не только знакомство с памятниками культуры и природы родного края, но и знакомство с теми проблемами, которые мешают его современному развитию, сохранности эколого-культурных объектов. Педагогический результат экскурсий по родному краю (Павловск, Костомарове Дивногорье, Костенки, Галичья гора, Графский заповедник, Острогожск, Рамонь и т. д.) мы наблюдаем в желании ребят активно участвовать в школьных олимпиадах по истории, географии и экологии родного края, в конкурсах рисунков для музея Костенки, дома-музея Крамского в Острогожске и т.д.
Мы работаем в общеобразовательном учреждении для музыкально одаренных детей. «Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека». Наши наблюдения показывают, что экскурсия как средство обучения и воспитания создаст наиболее оптимальные условия для развития творческого потенциала школьника, формирования его личности, патриотических и нравственных начал.
История возникновения экскурсии как метода обучения
Введение
По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях[15].
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [40]. Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности [24, с. 88].
Социальная значимость начального образования достаточно очевидна. Роль образования, которая во все времена имела бесспорное культурное и практическое значение, не может быть подвергнута сомнению, его роль в техническом и экономическом развитии общества трудно переоценить.
Начальный курс обучения, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предметам, так и на практическое использование полученных знаний в реальной жизни.
Отметим, что в системе обучения младших школьников достаточно медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение в практической деятельности младших школьников имеет не само по себе знание, а то личностное развитие, которое приобретает школьник в процессе изучения предметов.
Все вышеуказанные положения свидетельствуют о необходимости приблизить начальное образование к реальной действительности, которая окружает ученика и помочь ему, с одной стороны, сохранить познавательный интерес, а с другой, освоить способы решения практических задач, для которых знания выступают надежным инструментом.
Одним из средств, которые позволяют реализовать эту идею, может стать экскурсия.
Объект исследования – процесс образования младших школьников.
Предмет исследования – особенности использования экскурсии в процессе образования младших школьников.
Цель исследования – обосновать возможность использования экскурсии для повышения эффективности образования младших школьников.
Задачи исследования
— рассмотреть понятие экскурсии;
— выделить методические особенности экскурсии как формы образования;
— разработать план экскурсии.
— обосновать возможность использования экскурсии в интересах повышения эффективности образования младших школьников.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Экскурсия как форма
Заключение
Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.
В результате проделанной работы нами было сделан ряд выводов:
Неизменные цели экскурсий:
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На наш взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● методика и техника ведения;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Возникновение экскурсий как метода обучения было не случайным. Многие педагоги и психологи рассматривали этот метод как наиболее эффективный. Учитывая роли и особенности образовательных экскурсий в начальной школе были составлены образовательные программы по различным предметам. Соблюдая методику проведения экскурсий можно добиться лучших результатов в усвоение учениками знаний, умений и навыков в начальном образовании.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
— быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
— способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
— способ предметного изучения;
Во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.
Проанализировав программу по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения, нами выявлено, что многие авторы программ не уделяют должного внимания экскурсии, как средству обучения младших школьников. Нами был представлен конспект урока по окружающему миру, где можно отследить поэтапное овладение учениками знаний, закрепление навыков и отработку умений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости использования экскурсий в обучении младших школьников.
Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии младших школьников.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2011. 339 с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.: Просвещение, 2008. 229 с.
7. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. – Благовещенск, 2009. 264 с.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. –М.: Академия, 2008. 221 с.
13. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Наука, 2013. 388 с.
14. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. М.: Просвещение, 2008. 286 с.
15. Горошенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 2004. 196 с.
20. Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 2012. 656 с.
21. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. – М.: Просвещение, 2010. 439 с.
24. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2012. 285 с.
25. Немов Р.С. Психология. –М.: ВЛАДОС, 2013. 220 с.
26. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. –М.: АСТ, 2010. 344 с.
27. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС,2003. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). –М.: Просвещение, 2008. 381 с.
28. Половцев В.В. Избранные педагогические труды. – М.: СОЮЗ, 2007. 422 с.
29. Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. – СПб.: ЭРА, 2014. 283 с.
36. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Феникс, 2003. 274 с.
Введение
По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках.
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях[15].
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [40]. Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности [24, с. 88].
Социальная значимость начального образования достаточно очевидна. Роль образования, которая во все времена имела бесспорное культурное и практическое значение, не может быть подвергнута сомнению, его роль в техническом и экономическом развитии общества трудно переоценить.
Начальный курс обучения, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предметам, так и на практическое использование полученных знаний в реальной жизни.
Отметим, что в системе обучения младших школьников достаточно медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение в практической деятельности младших школьников имеет не само по себе знание, а то личностное развитие, которое приобретает школьник в процессе изучения предметов.
Все вышеуказанные положения свидетельствуют о необходимости приблизить начальное образование к реальной действительности, которая окружает ученика и помочь ему, с одной стороны, сохранить познавательный интерес, а с другой, освоить способы решения практических задач, для которых знания выступают надежным инструментом.
Одним из средств, которые позволяют реализовать эту идею, может стать экскурсия.
Объект исследования – процесс образования младших школьников.
Предмет исследования – особенности использования экскурсии в процессе образования младших школьников.
Цель исследования – обосновать возможность использования экскурсии для повышения эффективности образования младших школьников.
Задачи исследования
— рассмотреть понятие экскурсии;
— выделить методические особенности экскурсии как формы образования;
— разработать план экскурсии.
— обосновать возможность использования экскурсии в интересах повышения эффективности образования младших школьников.
Глава 1.
История возникновения экскурсии как метода обучения
В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны) [23].
Роль и особенности образовательных экскурсий в начальной школе
Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация» [41].
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели:
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида[15, с. 26]:
урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:
— группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;
— краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
— музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).
Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Направления экскурсионной работы[24, с. 11]:
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),
по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
— по методу расположения объектов: натурные, музейные.
— по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д. [17, с. 34].
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:
реализуется принцип наглядности обучения
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового [4].
Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На наш взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия [16, с. 67].
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.