когда формируются таможенные отношения в россии год
Первая таможенная реформа на Руси. Когда появился таможенный тариф и контроль таможенной стоимости.
Принятый после этого Торговый устав отменил множество мелких торговых сборов, сохранявшихся ещё от времени феодальной раздробленности, и ввёл единую рублёвую пошлину: по 10 копеек с рубля за продажу соли, по 5 копеек с рубля со всех остальных товаров. Отменялись различные проезжие пошлины, которые русские купцы платили при провозе товара через внутренние города. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России, что свидетельствовало о намерении поощрять отечественную торговлю. Иностранные купцы были обязаны платить 6 % с цены товара во внутренних таможнях и 2 % проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.
Первый таможенный тариф появился в Новоторговом уставе, изданном и подготовленном в 1667 году по инициативе Афанасия Ордина-Нащокина, боярина, воеводы и известного дипломата времен царствования Алексея Михайловича.
Документ представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. В нем были подробно изложены правила и порядок досмотра товаров, также содержались главы, предусматривавшие ответственность за нарушения. Например, за кормчество (незаконный вывоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности.
В Новоторговом уставе были определены многие правила, которые нашли продолжение в современном таможенном законодательстве:
Новоторговый устав стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны. В соответствии с ними его статьи определяли статус товаров и транспортных средств, условия их перемещения через внешние и внутренние границы Русского государства.
Вместе с Новоторговым уставом 1667 г. Торговый устав 1653 г. действовал до середины 1750-х гг., когда был заменён Таможенным уставом 1755 г.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Всемирная таможенная организация
Ежегодно на сессиях Совета избираются Председатель и 6 вице-председателей, возглавляющих региональные группы. Всего страны-члены ВТамО объедены в пять региональных групп: Европейского региона, Америки и Карибского региона, Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной и Южной Африки, а также Западной и Центральной Африки.
Группа Европейского региона является крупнейшей в ВТамО и имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этой группе состоят все страны СНГ.
Рабочие органы Совета – комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, правоохранительная деятельность).
Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время ВТамО является депозитарием 17 международных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности. В ее рамках осуществляется техническая разработка методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.
Важнейшим этапом деятельности Всемирной таможенной организации за последние годы стала подготовка и внедрение обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 г.
В штаб-квартире ВТамО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO).
СССР присоединился к ВТамО 7 июля 1991 г. Российская Федерация в качестве государства – продолжателя СССР является членом ВТамО с 1992 г. Россией подписаны четыре основные международные конвенции, разработанные ВТамО: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений»,
«О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров».
К крупным политическим результатам работы в ВТамО относятся:
-закрепление России с 2007 г. в качестве члена Политической комиссии;
-включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТамО;
-признание СНГ в качестве субрегиона «Восток» Европейского региона;
-использование русского языка в качестве рабочего языка ВТамО для целей Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
-обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;
-образование в Москве регионального узла связи ВТамО по правоохранительной деятельности (RILO-Москва);
-создание Регионального учебного центра ВТамО на базе Российской таможенной академии;
— подписание 12 сентября 2013 г. между ФТС России и ВТамО протокола об условиях финансирования деятельности представителя ФТС России в Европейском региональном центре ВТамО по институциональному развитию в г. Баку;
— подписание в 2012 г. соглашения между ФТС России и ВТамО о присвоении центральному кинологическому центру ФТС статуса Регионального кинологического центра Всемирной таможенной организации с последующим проведением в нем обучения по программе повышения квалификации 18 представителей кинологических подразделений таможенных служб государств-участников СНГ.
В соответствии с подписанным 25 ноября 2002 г. Меморандумом о взаимопонимании между ВТамО и ГТК России в Москве функционирует Региональный учебный центр ВТО. Его наличие позволяет проводить в Российской таможенной академии под эгидой ВТамО мероприятия международного уровня, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭс, их присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 г., а также продвижение новейших направлений развития таможенного дела, которые разрабатываются ВТамО (содействие развитию электронной торговли, применение методик анализа и управления рисками в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.).
В декабре 2014 г. российская сторона внесла предложение об изменении Правил процедуры ВТамО в части выборов должностных лиц Совета по таможенному сотрудничеству. Цель нашей инициативы – установление прозрачных и юридически оформленных правил и повышение транспарентности выборных процедур в Организации. В настоящее время члены Организации обсуждают российские предложения в рамках специально сформированной рабочей группы.
История таможенного дела и таможенной политики России
Краткий конспект лекций
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В IX–XV ВВ.
Существует несколько определений понятия «таможенная политика». Одно из наиболее точных () гласит:
«Таможенная политика – это система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач».
Зародившись во второй половине IX в., Российское таможенное дело прошло долгий и трудный путь. С самого начала государство выступало активным регулятором внутренней и внешней торговли, создавая для нее правовую базу и устанавливая торговые и таможенные пошлины и тарифы. Таможенная политика сводилась прежде всего к предоставлению различных видов таможенных услуг пошлинного характера – дорожных, мостовых, портовых, конвойных, рыночных и других, выражавшихся в устройстве и обеспечении безопасности дорог, рек, мостов, пристаней, рынков. За оказываемые услуги государство взимало пошлины и сборы. Кроме того, государство заключало с другими странами договоры, регулирующие порядок взаимного перемещения товаров и уплаты пошлин и налогов.
В истории Российской таможни существовали различные эпохи. Суммируя их, можно выделить ряд периодов и входящих в них этапов.
Первый период – становление таможенного дела в России (середина IX в. – XV вв.).
Второй период – развитие таможенного дела в Московского (Российском) государстве (XVI–XVII вв.).
Третий период – период национальной таможенной системы и политики (конец XVII – начало XX вв.).
Четвертый период – таможенное дело в Советском государстве (1917–1991 гг.).
Пятый период – таможенная политика и таможенное дело современного Российского государства (с 1991 г.).
В конце XV в. с учетом таможенных штрафов, пошлины можно условно разделить на 3 категории:
1. Проезжие пошлины (мыт, головщина, костки, мостовщина, проезжее и др.).
2. Торговые пошлины и пошлины за обслуживание торговли (тамга, осмичее, явка, замыт, гостиное, весче, контарное, пятно и др.);
3. Таможенные штрафы (промыт, протамга, заповедь и т. д.).
Торговля в Ордынский период была затруднена тем обстоятельством, что Русские княжества, а позже – Московское государство переживали «монетный голод», связанный с нехваткой металлических – прежде всего серебряных, как основных – монет для денежного обращения. Сначала на Руси обращались Ордынские и восточные монеты.
Денежная реформа будет проведена только в первой трети XVI в., когда появятся не только привычные нам «рубли», но и «копейки».
Тема 2. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В МОСКОВСКОМ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ (XVI–XVII ВВ.)
В XVI в. начинаются первые попытки реорганизации системы взимания таможенных сборов. Они характерны для времени правления первого русского царя – Ивана IV Васильевича Грозного («Великий князь Всея Руси» в 1533–1547 гг., «Царь и Великий князь всея Руси» в 1547–1584 гг.). Перед государством стояли несколько задач:
1. Довершить унификацию таможенных сборов на всем пространстве Московского государства, ликвидировав остатки удельной системы, что отчасти уже имело место при деде Ивана IV, Иване III (1462–1505 гг.), и его отце Василии III (1505–1533 гг.);
2. Отменить старые привилегии, включая освобождение от таможенных платежей (которые прежде давались в основном церкви и монастырям)
3. Установить твердые ставки торговых сборов, в том числе и для иногородних и иностранных купцов;
4. Систематизировать сборы, постепенно отменяя проезжие пошлины и переходя к сборам с товаров, привозимых для реализации.
Стремясь активизировать внешнюю торговлю, Московское правительство устанавливало право беспошлинной торговли для иностранных купцов: так, в 1555 г. такое право получили английские купцы. В дальнейшем привилегии их были расширены.
В XVII в. Европа становится все более важным торговым партнером России.
Никакой упорядоченной таможенной системы в России еще не существовало. Созданием ее власть займется лишь с середины XVII столетия.
К реформированию таможенного дела российское правительство приступило лишь в середине XVII в. Удобным поводом стала новая кодификация права. В правление царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) стала ощущаться необходимость издания нового русского кодекса.
Новый кодекс, известный как Соборное Уложение, был принят на Земском соборе 29 января 1659 г. Это была попытка создать стабильную правовую систему; не случайно, в преамбуле к нему отмечалась необходимость.
Финалом таможенных реформ стало принятие 22 апреля 1667 г. Новоторгового устава, заменившего Торговый Устав 1653 г. В него вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен, таможенных формальностей и т. д. Исследовали полагают, что впервые государство приступило к целенаправленной таможенной политике, использую такой инструмент, как таможенный тариф. Таким образом, произошел переход от фискальных функций таможенного дела к методам экономического регулирования.
Таможенная система утвердится лишь в следующем, XVIII столетии.
Тема 3. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В.
После смерти царя Алексея Михайловича краткий срок на Российском престоле пробыл его сын Федор Алексеевич (1676–1682 гг.), правление которого во многом было продолжением предыдущего царствования. В 1682 г. царями России стали малолетние Иван V и Петр I, также сыновья Алексея Михайловича, а ≪правительницей≫ (т. е. регентшей) – их сестра Софья Алексеевна. После свержения Софьи в с 1689 г. Началось правление Петра I, продолжавшееся по 1725 г.1 В этот период Российской истории в стране произошли колоссальные, революционные изменения во всех сферах жизни. Даже наименование страны и ее правителей поменялось: Россия стала «Империей Всероссийской», а ее правители с 1721 г. носили титул «императоров». Главные усилия Петровского правительства были сосредоточены в сфере внешней политики. Решение внешнеполитических задач – обеспечение для России морских коммуникаций и превращение нашей страны в европейскую державу – было для Петра Великого едва ли не главной целью его жизни; однако эта цель оказалась невыполнима без реформирования государственного аппарата, финансовой системы, подъема экономики страны.
Сформировавшиеся в XVII столетии относительно упорядоченные таможенные учреждения приносили государству значительный доход в виде таможенных платежей.
Резкий рост военных расходов государства потребовал новых доходов; но они привлекались в основном традиционными способами. Появились даже специальные должности – прибыльщики, которые обязаны были «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые обложения. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 г.; однако было разрешено ввозить ряд ранее запрещенных товаров, в частности, табак. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей: вновь были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов и часть других проезжих сборов; вводились и увеличивались торговые мелочные сборы (за пользование торговыми площадями, ярмарками, пристанями, и др.). При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.
Несмотря на то, что эти правила не вводили ничего принципиально нового в таможенное дело, они позволили систематизировать процедуры явки и регистрации товаров. В таможенных книгах фиксировалось, из каких регионов и стран привозились товары; сколько и каких товаров прошло через ту или иную таможню; какие пошлины были взяты с данной номенклатуры товаров; как регистрировались товары и т. д.
Таможне предписывалось пресекать контрабанду через внешнюю таможенную границу, а неявленные товары у иностранцев конфисковать. Поэтому, для успеха таможенных мероприятий, правительство стремилось укрепить государственную границу.
В 1723 г., и был принят ряд правительственных мер; в частности, для определения окладов ввозных пошлин учитывали степень развития отечественного производства.
После смерти Петра I его таможенная политика была подвергнута критике. Отмечалось, что высокие, фактически запретительные таможенные пошлины на иностранные товары были введены преждевременно, в условиях, когда внутреннее производство еще не могло покрыть внутренний спрос.
Преемники Петра решили, что отечественное производство развито слабо, и незачем его поддерживать высокими таможенными пошлинами на импорт. Поэтому, когда с 1729 г. работала специальная комиссия по составлению нового таможенного тарифа, она предложила перейти к умеренно-покровительственной политике и отказаться от протекционизма в том виде, в каком мы застаем его в Петровском Тарифе 1724 г.
При преемниках Петр Великого возникает национальная таможенная статистика. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С 1736 г. рапорты о таможенных и кабацких сборах необходимо было присылать в Сенат помесячно. Кроме того, ценными документами оставались таможенные книги.
К середине XVIII в. сохранялись мыта и множество мелочных сборов, введенных при Петре I и его преемниках. Все это чрезвычайно затрудняло внутреннюю торговлю, но не приносило серьезного дохода казне, так как торговцы любыми путями стремились уклоняться от их уплаты, объехать заставы и т. д. Назревшей потребностью стал пересмотр этих сборов.
20 декабря 1753 г. вышел Именной указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Правительство Елизаветы Петровны также вернулось к практике откупов. Отметим также еще одну важную часть работы российских таможенников во второй четверти XVIII в. Им вменялось в обязанность задерживать «недужных», т. е. больных, чтобы пресечь эпидемии; при таможнях состояли специальные карантинные дома, в которых определенное время содержали больных или тех, кто имел с больными контакты; туда же помещали экипажи судов, если они пришли из городов и стран, где бушевала чума, холера и другие болезни.
От Тарифа 1766 г. к Тарифу 1782 г. российское правительство лавировало между протекционизмом и фритредерством.
В 1789 г., продолжая борьбу с распространенной по западной границе контрабанде, было вообще запрещено привозить в Россию товары через сухопутные таможни по западной границе. С этого времени в Российской империи оформилось гильдейское купечество.
Таможенном тариф 14 сентября 1795 г., вводя повышенные пошлины, был призван содействовать достижению активного торгового баланса России. Однако он не успел вступить в законную силу и был отменен Павлом I, правившим в 1796–1801 гг.
Тема 4. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX – НАЧАЛЕ
Внешнеполитический курс еще при Екатерине II был устремлен на противостояние Франции, где в 1789 г. произошла революция; союзным же государством выступала Англия. Такой подход не сильно влиял на внешнюю торговлю Российской империи, так как именно Англия была ведущим торговым партнером: Россия поставляла на английский рынок свой хлеб и была одним из потребителей английской готовой продукции и колониальных товаров (чай, кофе, пряности и т. д.).
В течение XIX столетия доля страны в мировом товарообороте оставалась практически неизменной, составляя примерно 3,6–3,7%. При этом ценность русского вывоза увеличилась за половину столетия с 75 до 230 млн. руб. Торговый баланс России оставался активным: ввозила Россия товаров к середине столетия на сумму не более 52 млн. руб.
20 ноября 1819 г. был принят новый Таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Это был либеральный тариф, введение которого означало победу сторонников свободной торговли. Были назначены самые умеренные адвалорные пошлины – от 2 до 15%, что содействовало увеличению импорта в Россию. Однако тариф этот продержался недолго и вновь расстроил торговый баланс страны. Поэтому 12 марта 1822 г. был принят охранительный Тариф.
Пересмотр фискально-протекционистского курса начался с середины 1840- х гг. и завершился принятием Таможенного тарифа 13 октября 1850 г.
Началась либерализация таможенного курса, означавшая движение к протекционизма к умеренно-покровительственной политике и даже фритредерству.
Именно в XIX – начале XX вв. произошло окончательное становление таможенной службы Российской империи: были созданы регулярные и профессиональные органы, способные эффективно осуществлять функции таможенного регулирования и бороться с нарушениями законов в этой сфере, в том числе и контрабандой.
Становление таможенной службы шло в тесной связи с организацией пограничной службы.
Александр издал «Учреждение таможенного управления по Европейской торговле» (от 24 июня 1811 г.). Учреждение, как особый делопроизводственный акт, описывающий механизм функционирования государственного аппарата, было призвано внести порядок в таможенную службу на Западной границе, через которую проходило до 80–90% всех товаров. По этому Учреждению были образованы таможенные округа, включающие собственно таможни и таможенные заставы.
9 июня 1822 г. был принят Указ «Об устройстве таможенной стражи по сухопутной Европейской границе». Для пресечения «тайного провоза товаров» создавалась военная (из казаков) и таможенная стража (из объездчиков).
Новый этап совершенствования таможенной службы пришелся на конец XIX – начала XX вв., что неудивительно, так как произошел переход к жесткой протекционистской политике, потребовавшей от таможни тщательного контроля как всех грузов, так и пограничной территории. Введение Тарифа 1891 г. обострило проблему контрабандного ввоза товаров. В связи с этим начался пересмотреть положения Таможенного устава.
Новый «Таможенный устав по европейской и азиатской торговле» был принят в 1892 г. Его основные положения касались организации таможенной охраны границы как на Западе, так и на Востоке империи; сухопутной и морской приграничной полосы.
Еще одно важное изменение произошло 28 июня 1914 г., накануне Первой мировой войны 1914–1918 гг. Николай II по новому штатному расписанию Департамента таможенных сборов разрешил таможенную службу «лицам женского пола», но при наличии у них образования не ниже гимназий или высших учебных заведений и курсов.
Так начался процесс включения женщин в состав таможенной службы. Но он завершился уже в следующий период, т. е в Советское время.
Тема 5. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Становление советской таможни происходило в чрезвычайно сложных условиях. Экономика Советского государства пострадала не только вследствие боевых действий мировой и Гражданской войн, но и во многом благодаря экономической политике самой Советской власти, известной как «военный коммунизм». Был взят курс на ликвидацию денежного обращения.
Изначально формировалась запретительная система, которая сворачивала внешнеторговые операции, и без того крайне незначительные в условиях блокады Советского государства. Характерно, что в отношении контрабанды продолжало пока еще действовать старое законодательство: санкции устанавливались по старому имперскому Тарифу 1903 г. и прежним узаконениям.
29 мая 1918 г. был принят Декрет «О таможенных сборах и учреждениях», который фактически воссоздал таможенные органы в новой, Советской России.
В 1922 г. образовался СССР, что потребовало закрепления таможенной системе на всем пространстве союзного государства. 12 ноября 1923 г. был принято Положение о Наркомате внешней торговли.
14 декабря 1924 г. Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР утвердил первый Таможенный устав СССР. Это был весьма обширный документ, включивший 6 разделов и 283 статьи. Главной задачей таможен стал контроль за осуществление импортно-экспортных операций в рамках государственной монополии внешней торговли.
9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый советский Таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 4 июня 1922 г. – по вывозной торговле. Разделение тарифа на две части стало советской новацией.
Уже в самом конце 20-х годов начался процесс ликвидации принципов НЭПа и установления административной экономической модели. Внешнеторговая политика основывалась на принципе государственной монополии, а таможенные органы окончательно перестали играть роль фискальных учреждений, в связи с чем произошло упрощение самой таможенной системы. Первый Таможенный кодекс СССР, принятый 19 декабря 1928 г. был введен в действие в 1929 г. В нем говорилось, что управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Народному Комиссариату Внешней Торговли СССР, осуществляющему эту задачу через входящий в его состав ГТУ.
Сотрудничество со странами «третьего мира» имело скорее идеологический, чем экономический характер. Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья.
К рубежу 70–80-х гг. XX в. наблюдалась растущая зависимость СССР от импорта и сырья, и готовой продукции, и технологий. Она была связана отчасти с отставанием страны от современного технологического уровня Западных стран, отчасти – отрицательной динамикой внутреннего экономического роста: за 1971–1985 гг. темпы роста национального дохода упали, по официальным данным, с 41% до 17%.
После утверждения Советской власти были созданы таможенные округа. Наш край вошел в состав Южного округа, образованного 23 января 1920 г.
В конце 20-х гг. началась ликвидация таможен. Пострадавшие в ходе Великой Отечественной войны, в 1944 г. таможни были восстановлены.
Тема 6. ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 90-Е ГГ. XIX В. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
История таможенного дела в Российской Федерации ведет свое начало с Распоряжения Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР», которым таможенная служба России была выделена из состава таможенных органов СССР и Указа Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. «О Государственном таможенном комитете РСФСР». 25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет России.
Таможенный кодекс, принятый Верховным Советом РФ в окончательной редакции 18июня 1993 г., определяет юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов и платежей, порядок начисления, уплаты и взимания этих платежей, процедуры оформления товаров и транспортных средств, основания для ввоза и вывоза товаров.
Таможенная система России включала, по Кодексу:
· региональные таможенные управления РФ;
Предполагалось, что таможенные управления и таможни создаются, реорганизуются и упраздняются ГТК, а таможенные посты – региональными управлениями. Кроме у казанных учреждений, в таможенную систему входят таможенные лаборатории, научно-исследовательские и учебные заведения, вычислительные центры, полиграфические и иные предприятия и организации. Передаваемое им имущество является федеральной государственной собственностью.
Таможенный Кодекс регламентировал таможенные платежи – денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Виды таможенных пошлин, порядок их установления, правила их исчисления были регламентированы Законом РФ «О таможенном тарифе», конкретные же ставки экспортных и импортных пошлин, перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливались постановлениями Правительства, приказами и распоряжениями ГТК РФ.
Таможенный тариф – это инструмент, которым государство регулирует торговую политику внутреннего рынка и увязывает с мировым рынком.
На середину 90-х гг. в системе таможенных органов существовало 15 региональных таможенных управлений, включая 143 таможни (и 485 таможенных постов).
После создания в федеральных округов (Указом Президента РФ от 21 июня 2000 г. № 000 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе») произошло укрупнение региональных таможенных управлений. В 10 октября 2002 г. приказом ГТК № 000 было утверждено «Общее положение о региональном таможенном управлении», по которому в каждом из федеральных округов региональные таможенные управления (РТУ) выступают как связующее звено между ГТК и таможнями и таможенными постами на местах, осуществляют организацию, руководство, координацию и контроль деятельности подчиненных таможенных учреждений. РТУ являются юридическим лицом, органом дознания и правоохранительным органом.
Первый российский Таможенный кодекс был принят в 1993 г. С тех пор многое изменилось в российской и мировой экономике, что отразилось на запутанности российского таможенного права, включающего более 2 000 нормативных актов.
Детальное описание таможенных режимов и процедур стало необходимым для того, чтобы понятные и предсказуемые правила, о необходимости чего давно говорили и таможенники, и отечественные предприниматели, и иностранные инвесторы.
ТК-2003 состоит из 6 разделов:
II. Таможенные процедуры (включая подразделы о таможенном оформлении и таможенных режимах)
III. Таможенные платежи
IV. Таможенный контроль
V. Таможенные органы
VI. Заключительные положения (включая переходные положения).
Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 г. В него постоянно вносятся коррективы (последнее— 20 сентября 2010 г.).
1 Соправитель Петра, Иван V скончался в 1696 г.