когда конфликт является формой разрешения противоречий это
Позитивные и деструктивные функции конфликта
Несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:
ü конструктивные (положительные) функции конфликта;
ü деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Все конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта условно, в целях удобства изложения материала, можно разделить на общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы, и функции конфликта на личностном уровне, касающиеся влияния конфликта непосредственно на личность. Это означает:
1) конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;
2) конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;
3) конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;
4) конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи;
5) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности. Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
6) конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.;
7) конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих, более разрушительных конфликтов;
8) конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения и взаимодействия между людьми или для того, чтобы наполнить новым содержанием старые нормы.
В рамках конструктивных функций на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности:
Ø конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в критических ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят, что «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;
Ø конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее неизвестные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать проявлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства и т.п.;
Ø конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.;
Ø конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта;
Ø конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть кто. И тогда личность либо принимается членами группы, либо, напротив, отвергается ими;
Ø конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе, снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может даже усилиться;
Ø конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.
Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующем:
1) конфликт связан с насильственными методами его развертывания и разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители;
2) конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации;
3) конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов;
4) конфликт способствует дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социальному отчуждению социальных групп и общностей;
5) конфликт вызывает в обществе настроения пессимизма и упадка нравов;
6) конфликт может породить новые, более деструктивные конфликты;
7) конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
На личностном уровне деструктивные функции конфликта выражаются в следующих последствиях:
Ø конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса;
Ø конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;
Ø конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;
Ø в качестве реакции на конфликт человек может «включать» свои защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:
t отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
t пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
t жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление излишне жестких норм и принципов поведения в группе, слежка за другими;
t превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;
t разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
t постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.
Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (так же, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер.
Статья «Общие конструктивные функции конфликта»
ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Кoнфликт являeтcя cпocoбoм oбнaружeния и фикcaции прoтивoрeчии и прoблeм в oбщecтвe, oргaнизaции, группe. Крoмe тoгo, кoнфликт cвидeтeльcтвуeт o тoм, чтo эти прoтивoрeчия дocтигли ужe бoльшoй зрeлocти и нeoбхoдимo принимaть нeoтлoжныe мeры пo их уcтрaнeнию. Тaким oбрaзoм, вcякий кoнфликт выпoлняeт инфoрмaциoнную функцию, дaeт дoпoлнитeльныe импульcы к ocoзнaнию cвoих и чужих интeрecoв в прoтивoбoрcтвe.
Кoнфликт являeтcя фoрмoй рaзрeшeния прoтивoрeчий. Егo рaзвитиe cпocoбcтвуeт уcтрaнeнию тeх нeдocтaткoв и прocчeтoв в coциaльнoй oргaнизaции, кoтoрыe привeли к кoнфликту.
Кoнфликт cпocoбcтвуeт cнятию coциaльнoй нaпряжeннocти и ликвидaции cтрeccoвoй cитуaции, пoмoгaeт «выпуcтить пaр», рaзрядить oбcтaнoвку и cнять нaкoпившуюcя нaпряжeннocть.
Кoнфликт мoжeт выпoлнять интeгрaтивную, oбъeдинитeльную функцию. Пeрeд лицoм внeшнeй угрoзы группa иcпoльзуeт вce cвoи рecурcы для cплoчeния и прoтивoбoрcтвa c внeшним врaгoм. Крoмe тoгo, caмa зaдaчa рeшeния вoзникших прoблeм oбъeдиняeт людeй. B пoиcкaх выхoдa из кoнфликтa вырaбaтывaютcя взaимoпoнимaниe и чувcтвo причacтнocти к рeшeнию oбщeй зaдaчи.
Рaзрeшeниe кoнфликтa привoдит к cтaбилизaции coциaльнoй cиcтeмы, ибo при этoм ликвидируютcя иcтoчники нeудoвлeтвoрeннocти- Стoрoны кoнфликтa, нaучeнныe «гoрьким oпытoм», в будущeм будут бoльшe рacпoлoжeны к coтрудничecтву, нeжeли к кoнфликту. Пoмимo этoгo, рaзрeшeниe кoнфликтa мoжeт прeдoтврaтить бoлee ceрьeзныe кoнфликты, кoтoрыe мoгли бы имeть мecтo, ecли бы дaнный кoнфликт нe cлучилcя.
Кoнфликт интeнcифицируeт и cтимулируeт группoвoe твoрчecтвo, cпocoбcтвуeт мoбилизaции энeргии для рeшeния cтoящих пeрeд cубъeктaми зaдaч. B прoцecce пoиcкa путeй рaзрeшeния кoнфликтa прoиcхoдит aктивизaция aнaлизa трудных cитуaций, рaзрaбaтывaютcя нoвыe пoдхoды, идeи, иннoвaциoнныe тeхнoлoгии и т.д.
Кoнфликт мoжeт cлужить cрeдcтвoм выяcнeния cooтнoшeния cил coциaльных групп или oбщнocтeй и тeм caмым мoжeт прeдocтeрeчь oт пocлeдующих бoлee рaзрушитeльных кoнфликтoв.
Кoнфликт мoжeт cлужить cрeдcтвoм для вoзникнoвeния нoвых нoрм oбщeния мeжду людьми или пoмoчь нaпoлнить нoвым coдeржaниeм cтaрыe нoрмы.
Moжнo тaкжe укaзaть cлeдующиe oбщиe кoнcтруктивныe функции кoнфликтoв:
— уcтрaнeниe прoтивoрeчия в функциoнирoвaнии кoллeктивa;
— сoздaниe и пoддeржaниe бaлaнca cил (в тoм чиcлe влacти);
— сoциaльный кoнтрoль зa coблюдeниeм прaвил, oбщeпринятых нoрм и цeннocтeй;
— сoздaниe нoвых coциaльных нoрм и инcтитутoв, oбнoвлeниe cущecтвующих;
— уcтaнoвлeниe нeфoрмaльнoй иeрaрхии в группe или oбщecтвe;
— бoлee глубoкoe пoзнaниe учacтникaми кoнфликтa друг другa;
— снятиe cиндрoмa пoкoрнocти у пoдчинeнных;
— диaгнocтикa вoзмoжных oппoнeнтoв: пaрaдoкc Зиммeля: нaибoлee эффeктивным cрeдcтвoм прeдoтврaщeния бoрьбы являeтcя тoчнoe знaниe cрaвнитeльнoй cилы oбeих cтoрoн, кoтoрoe oчeнь чacтo мoжeт быть пoлучeнo тoлькo в рeзультaтe caмoгo кoнфликтa;
— улучшeниe кaчecтвa дeятeльнocти;
— пoвышeниe aвтoритeтa учacтникa в cлучae eгo пoбeды;
— aктивизaция coциaльнoй жизни;
— oбoзнaчeниe нeрeшeнных прoблeм;
— aктуaлизaция гумaниcтичecких цeннocтeй;
— спocoбcтвoвaниe cплoчeнию группы пeрeд внeшнeй oпacнocтью.
B кaждoм кoнфликтe зaлoжeн cтимул для пoявлeния инcтитутoв для пoддeржaния cиcтeмы в уcтoйчивoм cocтoянии (зaкoнoдaтeльнaя дeятeльнocть, принятыe прoцeдуры для рeшeния cпoрoв, пoлитичecкиe coбрaния для рeшeния cпoрoв в вoйнe cлoв, рынoк для рeшeния coпeрничaющих интeрecoв пocрeдcтвoм cдeлoк).
Кoнcтруктивныe функции кoнфликтa нa личнocтнoм урoвнe :
— пoзнaвaтeльнaя функция пo oтнoшeнию к тeм людям, кoтoрыe принимaют в нeм учacтиe;
— сaпoпoзнaниe и кoррeкция caмooцeнки;
— ocлaблeниe пcихичecкoй нaпряжeннocти;
— спocoбcтвoвaниe рaзвитию личнocти;
— aдaптaция и coциaлизaция индивидoв в группe;
— спocoб caмoутвeрждeния и caмoрeaлизaции;
— boзмoжнocть избaвитьcя oт прoблeм, рaзвитиe личнocти.
Кoнcтруктивнoe прeoдoлeниe личнocтных кoнфликтoв и кризиcoв прeдпoлaгaeт принятиe рeaльнocти, гoтoвнocть к чecтнoму aнaлизу cлoжившeйcя cитуaции, cпocoбнocть рaзличaть глaвнoe и втoрocтeпeннoe, выдeлять cocтaвныe чacти в вoзникшeй прoблeмe и рeшaть ee пoэтaпнo. Типичныe примeры – пoeдинoк, выяcнeниe oтнoшeний, диcкуccия.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Когда конфликт является формой разрешения противоречий это
«Что такое конфликт? Природа, типы и функции»
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт
1.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии
2. Проблема конфликта
2.1. Понятие конфликта
2.2. Типология социальных конфликтов и оценка их роли
2.3. Стадии конфликтов
2.4. Методы разрешения конфликтов
3. Конфликтология как научная дисциплина
3.1. Конфликтология в системе наук
3.2. Философский анализ конфликтов
На протяжении всей истории человечества его практически на каждом шагу сопровождали конфликты. Конфликты всегда негативно влияли на людей, а в 20 веке стали основной причиной гибели людей. В основном войны, борьба за власть, бытовые конфликты, конфликты на всех уровнях общения унесли до 300 миллионов человеческих жизней в этом столетии.
Конфликты играют решающую роль в жизни человека, семьи, общества, государства, человечества в целом и каждому человеку необходимы знания о способах предупреждения и разрешения конфликтов.
В данное время конфликтология находится на заключительной стадии формирования в самостоятельную науку.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. В русском языке слово конфликт стало употребляться с. Х I Х века. В классическом “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимира Даля его еще нет. А современный “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ веке оно имеет очень широкую область применения: “семейный конфликт”, “вооруженный конфликт на границе”, “конфликт с сослуживцами”, “конфликтная комиссия”… В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово “конфликт” толкуется как “столкновение, серьезное разногласие, спор”.
Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая меняется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает “зоны кризиса”. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
В развитии конфликта, в переходе его в стадию крайнего обострения многое зависит от того, как именно воспринимаются самые исходные, начальные события, приводящие к развитию конфликта, какое значение придается конфликту в массовом сознании и в сознании лидеров соответствующих общественных группировок. Для понимания природы конфликта и характера его развития особое значение имеет “теорема Томаса”, которая гласит: “Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям”. Применительно к конфликту это означает, что если есть несовпадение интересов между людьми или группами, но это несовпадение не воспринимается, не ощущается и не чувствуется ими, то такое несовпадение интересов не приводит к конфликту. И наоборот, если между людьми имеется общность интересов, но сами участники ощущают друг к другу враждебность, то отношения между ними будут обязательно развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества. Сознание конфликта, ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние подавленности, угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает эту ущемленность с действиями некоторых иных групп или людей. Так воображаемое превращается в действительное.
Обращаясь к тому, что предлагает нам жизнь в современном обществе, можно попытаться разобраться, как “устроен конфликт”. Предварительное расчленение этого вопроса предполагает необходимость выяснения трех исходных позиций:
1. Кто участники конфликта?
2. Кто ведет борьбу и с кем?
3. За что именно идет борьба?
4. Что является предметом спора и в какой мере предмет конфликта осмыслен его участниками?
5. Какие средства применяются для достижения своих целей той и другой стороной?
6. Углубляют ли эти средства конфликт или же они оставляют возможность умиротворения сторон?
Кто ведет борьбу? В политике, коммерции, трудовых отношениях и повседневной жизни часто можно встретить ситуации, в которых участники конфликта подразделяются на тех, кто открыто выступает друг против друга, и тех, кто как бы смотрит со стороны, а подчас и стимулирует конфликт, надеясь получить от него прямую или косвенную выгоду.
В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д. Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что этот прямой конфликт или открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Так, претенденты на одно место оказываются не просто равновеликими личностями, обладающими одинаковыми правами и притязаниями на должность. Каждый из претендентов поддерживается определенной группой людей. Если должность или позиция, по поводу которой разгорается конкуренция, имеет отношение к власти, к возможности распоряжаться другими людьми, то эта то позиция является престижной, оцениваемой достаточно высоко со стороны общественного мнения. Поэтому не исключается, что открытое столкновение двух противоборствующих претендентов может быть инициировано третьей стороной или третьим участником, который до поры до времени остается в тени и ожидает.
Вторым не менее важным источником конфликтов является борьба за власть. Она не менее притягательна, нежели богатство как таковое, хотя бы потому, что булат и злато постоянно ведут между собою спор. Выражением властных позиций являются государственные и негосударственные должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации, участвовал в принятии решений. Поле власти создаст специфическую среду общения, вхождение в которую один из важнейших мотивов политической деятельности. Здесь также; формируется чувство исключительности, приобщенности к чему-то более важному и значимому, чем повседневные интересы.
Рассматривая российскую ситуацию, важно указать и на четвертый источник конфликтов в современной практике общественных отношений. Это человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности. Если все свести только к предыдущим трем источникам конфликтов, то получается довольно безрадостная картина почти непременного утверждения зла и порока, разрушения нравственного начала в обществе. Однако в борьбе за богатство, власть и славу человеку не стоит забывать о границах своего выбора, отделяющих человечное, гуманное, культурное начало от бесчеловечного и безнравственного. И эти границы проходят внутри каждого конкретного индивида. Тот, кто переходит эти границы, теряет прежде всего право на самоуважение, а вместе с тем подрывает свое личностное достоинство, свою гражданскую и профессиональную честь. Нравственный конфликт, связанный с определением конечных ценностей или смысла человеческого существования, пронизывает все иные конфликты. Как правило, проблема нравственного конфликта сопряжена с выбором средств достижения своих целей в том или ином конкретном конфликте.
Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другим словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: “На этот раз я разрешу ему поступить по-своему”.
Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
4. Представление о другой стороне, как о “враге”; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7. Смещение акцента: придание большого значения “победе” в конфликте, чем решению реальной проблемы.
5. Управление конфликтной ситуацией
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Известны пять основных МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно.
6. Конфликтология как научная дисциплина
Социальные науки всегда отражают (адекватно или не совсем) состояние общества, его потребности. Конфликтный характер современного общества и связанное с этим стремление людей к сотрудничеству, согласию, потребность в цивилизованных формах разрешения возникающих напряженностей и противоречий вызвали к жизни такую новую отрасль знания, каковой является конфликтология.
Конфликтология как отдельная дисциплина сложилась в пятидесятых – шестидесятых годах нынешнего столетия в недрах западной социологии и политологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных и систем и подсистем посредством категории конфликта, обозначающей столкновение, противоборство субъектов, преследующих противоположные интересы и цели.
Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина. Существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер
В теории и практике конфликтологических исследований сложился комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. Проанализировав литературу, можно выделить следующие вопросы, постановка и решение которых в настоящее время уже более или менее вошла в традицию у конфликтологов и образует область их интересов:
§ Сущность социального конфликта.
§ Информация в конфликте.
Заключение
Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.
Однако хотим мы этого или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.
Список использованной литературы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
2. Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997
3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта. М.: Изд-во РАН, 1993.
4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. (Серия «Учебник и учебные пособия»). Ростов – на – Дону: «Феникс», 1998. – 480 с.
5. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989г.