когда на руси приняли крепостное право
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России
Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.
Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.
Древняя Русь: истоки крепостничества
Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».
И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org
Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.
Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.
Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.
Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.
Соборное Уложение: конец свободного крестьянства
Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.
Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.
Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.
Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org
Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.
Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.
Когда на руси приняли крепостное право
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
3 марта 1861 г. Александром II был подписан манифест об отмене крепостного права. Сама реформа вызвала как одобрительные, так и негативные отклики. Однако у всех сложилось впечатление, что крестьян просто ограбили. Несмотря на то, что реформа касалась примерно трети крестьянского населения России, недовольство реформой стало причиной массовых выступлений села.
Многое было написано про саму реформу, поэтому нет нужды повторять это ещё раз. Но вот откуда взялся в России институт крепостного права? Почему его отмена стала столь драматичной? Как показывает история, ответ на этот вопрос – не академический интерес, т.к. проблема крепостничества тесно переплетается с дворянством.
К XV в. на Руси сложилась особая, в отличие от остальных европейских стран, система владения землёй и жизнь крестьянства. Основная масса крестьянства принадлежала к первой категории. Они обрабатывали принадлежащую помещику землю, сохраняя за собой право в любой момент либо поменять хозяина своей земли, либо переселиться в необжитые земли. Зависимые же крестьяне делились на три категории: смерды (находились во владении князя, однако сами оставались владельцами обрабатываемой земли), закупы (прикреплялись к земле на время уплаты своему хозяину долга), и холопы (по сути рабы).
В 1497 г. вводится особое ограничение для вольных крестьян. Теперь они не могут покинуть хозяина данного им надела, кроме как за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. Делалось это для того, чтобы хозяин не мог согнать крестьянина до начала жатвы и чтобы крестьянин мог рассчитаться после неё. По сути – это «страхующие пункты договора аренды».
В 1581 г. Иван IV Грозный даёт право на объявление «заповедных лет» – временного запрета крестьянам на уход в Юрьев день. Подобный запрет вводился местами лишь в особых ситуациях (всеобщая перепись земель, позже – Смутное время). Во время введения «заповедных лет» были составлены переписи земель, которые позже стали основанием для дальнейшего закрепощения крестьян.
Указ о «заповедных летах» был встречен крестьянами крайне неодобрительно. Чтобы предотвратить их массовое бегство, вскоре был введён закон о принудительном возвращении крестьян на землю в течение 5 лет («урочные лета»).
Хоть все эти законы не отменяли окончательно Юрьев день, они стали прологом к введению крепостного права.
Смутное время вскрыло сущность происходящего в Московской Руси. Василий Шуйский, взошедший на престол с помощью подковёрных интриг и при поддержке боярства, попытался дать своим протекторам боярские вольности и предпосылки для введения крепостничества. Однако Шуйский этого сделать не успел – конкурирующая группа бояр свергла его в 1610 г. и отправила на заточение в монастырь.
Что не удалось дворянству в Смутное время – получилось в годы восстановления. Закрепощение крестьян произошло в 1649 г. при Царе Алексее Михайловиче, когда на Земском Соборе было принято Соборное уложение, ставшее сводом законов Московского Царства. Уложение разрабатывалось комиссией под руководством князя Н.И. Одоевского. Рассмотрение закона шло в двух палатах: в первой были Царь с Боярской Думой и Освященным Собором, а во второй – все остальные. Основное влияние на Уложение оказали именно дворяне и депутаты посадов. Таким образом, ВВЕДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА СТАЛО НЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ ХОДОМ РАЗВИТИЯ, А ПРИХОТЬЮ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, пожелавших получить власть и над обрабатывавшими их наделы людьми.
Введение крепостничества Земским Собором 1649 г. стало поворотным моментом в истории России, т.к. с этого момента начинается разрушение традиционного строя. Самодержавная власть в Царстве Русском изначально строилась как мера защиты низов от притязаний знати. Алексей Михайлович в 1649 г. всё перевернул. Старый принцип «Царю – сила власти, народу – сила мнения» был заменён новым: «Дворянство превыше всего». К моменту восшествия на Престол Петра I дворянство уже успело забрать себе достаточно власти, чтобы стать единственной опорой для Царя и затмить собой весь остальной народ. Петровские реформы, и особенно введение подушной подати (1718 г.) для содержания армии, окончательно закрепили крепостное право как нечто незыблемое. Последнюю точку поставил Пётр III, подписав манифест о вольности дворянства, освободив привилегированное сословие от всяких обязанностей перед Государем.
Вплоть до своей отмены, крепостное право оставалось главной опорой знати в её притязаниях на власть и источником постоянных крестьянских бунтов, которых не знала Россия до Смутного времени. В середине XIX в. к предыдущим ролям добавилась и роль тормоза развития Империи и главного препятствия для начала индустриализации.
Первые шаги к ограничению и подготовке отмены крепостничества были сделаны Павлом I (1797 г. – Манифест о трёхдневной барщине) и Александром I (1816-1819 гг. – отмена крепостного права в остзейских губерниях). Освобождение прибалтийских крестьян проходило так же, как и последующая реформа 1861 г. – крестьянам давалась личная свобода с сохранением земли за помещиком. Эта реформа наглядно показала, к чему приводит резкая перестройка сельского общества: сразу после отмены крепостничества начался резкий рост нищеты, голода и бунтарских настроений среди крестьянства. Помещик же, сохранив за собой землю, утратил перед государством всякую ответственность за работавших на земле людей. Это вылилось в рост повинностей и произвола.
В 40-х г. XIX в. сложилась уникальная ситуация для проведения крестьянской реформы. Почти 70% всех имений и крестьян находились в залоге под обеспечение государственных кредитов помещикам. В то же время как государственные крестьяне сохраняли личную свободу и могли безболезненно стать сельскими обывателями одним росчерком пера Императора. Видные специалисты в аграрном вопросе (особенно граф П.Д. Киселёв) предлагали Николаю I осуществить отмену крепостничества путём принудительного выкупа помещичьего залога с уплатой разницы между стоимостью имения с крестьянами и взятым кредитом, а после уже издать указ о даровании свободы и земли государственным крестьянам. Но как только пошёл слух о подобном варианте крестьянской реформы, помещики просто взорвались от негодования. Стало ясно, что реформу уступкой одной из сторон не сделать.
Реформа 1861 г., в целом, прошла по прибалтийскому пути, но с учётом опыта реформы и рекомендаций П.Д. Киселёва. Однако время было уже другое: если в 1816-1819 гг. не происходило маргинализации нищих крестьян, то теперь она расцвела буйным цветом. Впоследствии слой обездоленных крестьян вместе с низами общества и стал главной кузницей кадров революции. Но больше всего реформа ударила по дворянству, т.к. она уничтожила его стержень – землевладение. Теперь помещик оставался лишь со стопкой денег за имение и мучительными мыслями о том, как жить дальше. Хорошо, если бывший помещик открывал на эти деньги фабрику и вносил свою лепту в индустриализацию страны, но большинство полученные деньги просто спускало на увеселения.
Итогом крестьянской реформы стало создание предпосылок для революции 1917 г. И в ней было больше всего заинтересовано именно дворянство, утратившее свою сущность и стремившееся спасти своё положение через введение конституционализма и взятие власти по примеру западноевропейских стран. Поэтому можно утверждать, что крепостное право, его не совсем удачная отмена и сопутствующее стремление дворянства к власти и являются главными причинами катастрофы 1917 г.
История с крепостным правом для нас является показательным уроком. Нельзя резко менять уклад общества и экспериментировать с его устройством. Общество – это сложный организм со многими связями и скрытыми процессами. Неосторожное вмешательство (и случай с Алексеем Михайловичем тому доказательство) может быть роковым. В частности, это касается современных поисков в монархическом движении, когда многие из нашего лагеря выступают за восстановление дворянства (пусть и в самых различных формах). Лучше воздержаться от всяких экспериментов и не придумывать различных мёртвых схем лишь потому, что в прошлом они были традицией…
Крепостное право в России
Суть терминологии
Крепостное право – это (кратко) форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены административной и судейской власти помещика (далее по тексту КК – крепостной крестьянин).
Что такое крепостное право, определение расширенное – совокупность юридических норм, свойственных феодальным государствам, при которых крестьянское сословие оказывается в полной и неоспоримой зависимости, включая следующие признаки, соответствующие понятию крепостное право:
Когда началось крепостное право на Руси?
Единого мнения о том, когда появилось крепостное право на Руси, среди историков и исследователей нет до сих пор. Одни считают, что эта система правоотношений начала закладываться со времени становления древнерусского государства (XI век), другие утверждают, что начало крепостного права на Руси было положено лишь после возвышения Москвы, которое произошло в XV веке.
Этапы складывания крепостного права
Первые несколько веков существования Руси, действительно, можно назвать периодом, когда закладывались предпосылки для развития крепостного права. Во-первых, на огромной территории не хватало рабочих рук – мужчины гибли в войнах, целые деревни вымирали от инфекций, а голод и нищета становились лишь дополнительными факторами, приводившими к опустошению земель.
Во-вторых, высшие сословия должны были отдавать часть своих доходов в пользу казны, если работников не хватало, значит, и доходы падали. Все это требовало привлечения новых жителей, а их не было.
Многие крестьяне убегали в вольные края, например, на Юг или в Сибирь, уменьшая число работников, которые и так были немногочисленны. Постепенно, привязка простого люда к той или иной территории стала первостепенной задачей, ведь холоп, привязанный к клочку земли, не мог его покинуть, принося прибыль до самой смерти.
Документальное закрепление происходило в несколько этапов:
1). Судебник княжеский 1497 года. Согласно этому документу в России вводился Юрьев день – 26 ноября. Если КК пожелает покинуть помещика и перейти к другому, сделать это можно только один раз в году. В этом же документе оговаривался размер подати, который КК обязан был платить барину, пожилого – своеобразных «откупных» при уходе от хозяина, и барщины (вознаграждение за работу на хозяина);
2). 1581 год, установление «Заповедных лет» или Указ царя Федора Иоанновича об отмене права выхода. Этот этап закрепления крепостного права на Руси вызывает самое большое количество споров. Противники утверждают, что текст документа найден не был, а сами КК к этому времени уже превратились практически в рабов. Сторонники противоположной теории более лояльны, считая, что до отмены права перехода наблюдалась определенная текучесть среди простого люда, ее можно отследить по записям в монастырских книгах. Как только Указ был введен, переходов больше не наблюдалось;
3). 24 ноября 1597 года. Каждый господин получил право разыскивать своих КК в течение пяти лет после совершенного последними побега;
4). 9 марта 1607 года. Устанавливается обязательный пятнадцатилетний сыск КК;
5). Соборное Уложение 1649 года. Наиболее близким к истине ответом на вопрос: кто ввел крепостное право? – можно считать – царь Алексей Михайлович. Именно он утвердил документ, согласно которому КК полностью теряли право покидать своего хозяина, прикреплялись к земле, а принадлежность к тому или иному помещику передавалась по наследству.
Чем крепостное право отличается от рабства?
Несмотря на то что КК практически утратили какие-либо права, их роль в жизни государства была весьма значительна (111 глав Соборного Уложения 1649 года было посвящено именно крестьянам).
Помещики должны были отвечать за своих КК во всех случаях, кроме совершения подчиненными разбоев, убийств и прочих злодеяний. В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.
Кроме того, с высочайшего позволения хозяина КК могли иметь семьи, жениться/выходить замуж, заводить детей.
Отличительной чертой крепостного права является отсутствие законодательных прав на жизнь КК (сплошь и рядом это нарушалось). Кроме того, если помещик приобретал КК, он обязан был предоставить ему участок земли и предметы, которыми он бы смог ее возделывать.
Рабы законодательно принадлежали только человеку, купившему их. Раб для хозяина был идентичен вещи.
Еще одно отличие крепостного права от рабства – в голодные годы помещик должен был кормить своих КК, дабы они не погибли, а убивать крестьян было строжайше запрещено законом.
Крепостное право как исторический феномен
Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.
Более лояльные к крепостному праву, как к историческому явлению, ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.
В завершение приведем несколько интересных фактов о крепостном праве:
Только в период с 1834 по 1845 год было рассмотрено почти 3000 дел в суде, более 600 помещиков были наказаны по суду.
После того как в 1861 году была проведена реформа, отменяющая крепостное право, каждый бывший КК получил почти по пять десятин на душу мужского пола, или по 14,4 десятин на двор (одна десятина составляла примерно 1,1 гектара). Уточним, что прожиточный минимум, позволяющий выжить одной семье, на тот период составлял десять-одиннадцать десятин.
Таким образом, крепостное право, начало и окончание в России которого документально связано с 1649 и 1861 годами, соответственно, просуществовало как явление, закрепленное на бумаге, более двух веков. Реальная продолжительность тяжкого бремени народа была более долгой.
Вам понравилась статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Обсуждают (13): Обсуждение
Комментарии (15)
Крепостное право как исторический феномен
Какой к чёрту исторический.
Вполне современный и.
. Весьма вероятная ближайшая перспектива.
Сохраню пожалуй. как инструкцию.
Наследие этого права чувствуется до сих пор.
Можете скачать и почитать Бориса Тарасова «Россия крепостная. История народного рабства». Там во всей красе описана «Расея, которую мы потеряли» (и снова находим).
Не помню уже дословно, но: крестьянин крепок землей, дворянин крепок службой.
А когда появился указ о вольности дворянской, когда им разрешили из воинов превращаться в барыг, тогда и были заложены основы для их вырождения, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не скрываю, что люблю канал Гоблина)). Интересные люди приходят к нему. Вот разговор про крепостное право. Как угодно можно относиться к исследователю-медиевисту Климу Жукову))), но интересно. Есть конечно спорные вещи))
Закабаление народа началось после крещения Руси. Чужаки, внедряющие новую веру, придумали чудо какого не было ни у кого, сделать рабами собственное население. А помогла им в этом церковь в лице монастырей, ведь «крещёными душами торговать можно». Большинство же крестьян, которые были язычниками посылали попов куда подальше.
Считается, что монголо-татарское иго закончилось в 1480 г. а всего через 17 лет было уже официально введено крепостное право, поскольку первым подтверждающим документом, стал судебник Ивана Третьего, утверждённый в 1497 году. Свои князья оказались в сотни раз хуже монгольских ханов.
Самым мерзостным и несправедливым был указ о вольностях дворянских, когда помещики могли не служить и наслаждаться своими барскими привилегиями. Это предопределило деградацию дворянства и кровавые и беспощадные бунты крестьянства. Указ Петра III от 18 февраля 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время. Подтверждён «Жалованной грамотой дворянству» в 1785. Но наибольшее закабаление народ получил во времена правления Екатерины II. Помещики теперь могли по собственному решению отправлять крестьян не только в ссылку, но и на каторгу. Екатерина запретила крестьянам даже жаловаться на своих «господ». Кроме того, крепостное право затронуло те слои населения и те регионы, которые ранее такого положения вещей не знали. Крестьяне даже были обязаны содержать за свой счёт команды «усмирения» — воинские части, которые подавляли крестьянские выступления.
Екатерина раздарила своим «любимчикам» порядка восьмисот тысяч крестьян. Теперь их, как скот, продавали с молотка. Крестьянок на Руси заставляли грудью барских борзых щенков кормить.
Такой геноцид русского народа переплюнул даже нравы США, где рабами становились «привезённые извне», а не коренной народ.
Национальные окраины при этом жили более-менее свободно, там крепостничества не было.
Когда в Европе бурно развивалась промышленность и давно уже закончился век просвещения, в Российской Империи в 1861 году наконец-таки отменили крепостное право. При этом духовенство до последнего упорно было против его отмены.
После отмены крепостного права жизнь народа улучшилась ненамного. Вот что пишет историк о жизни в Российской Империи. А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813-1913). Статистические очерки: «Одним из ярких показателей экономической отсталости и печального санитарного состояния страны в дореволюционный период являлась исключительно высокая детская смертность». Россия оставалась отсталой аграрной страной с нищим населением. Во времена самодержавия в России регулярно происходили «голодоморы», уносящие миллионы простых тружеников.