когда пало крепостное право в россии
История отмены крепостного права в России
3 марта 2011 года исполняется 150 лет со дня отмены крепостного права в России.
3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года – Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.
Манифест был приурочен к шестой годовщине вступления императора на престол (1855).
Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол в 1855 году.
В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.
В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта (19 февраля по ст.ст.) 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник – Прощеное воскресенье, в других городах – в ближайшую к нему неделю.
Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права – свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др.
Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных.
Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.
В целом по стране крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить землю. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.
Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины.
Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
Крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.
За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (КРЕПОСТНИЧЕСТВО)
Крепостное право (или крепостничество) – в русской исторической и общественно-политической терминологии распространенное обозначение наиболее суровой формы внеэкономического принуждения и зависимости, прежде всего, крестьян, которая предусматривает прикрепление к земле (месту жительства, общине, владельцу и т.п.), сильное ограничение гражданских, имущественных, семейных и других прав. В своих самых жестких проявлениях крепостная зависимость приближается к рабству. Имеет аналоги в западноевропейской феодальной системе, например, «серваж» во Франции или «вилланство» в Англии, но совпадает с ними по значению не полностью. Принято считать, что государственная система крепостного права в России стала законодательно оформляться в 1497 году и была отменена в 1861 году.
Терминология
«Крепостное право» и «крепостничество» прочно вошли в русскую юридическую и общественно-политическую терминологию в условиях господства сначала либеральной, а затем марксистской исторической парадигмы, в которых они стали важнейшими понятиями отечественной и всемирной истории. Сохраняют они общеупотребительное значение и в настоящее время. В течение XIX-XX веков эти выражения стали использоваться не только по отношению к лично зависимым от частных владельцев крестьянам России. Они были распространены:
1) на иные территории и страны, чему особенно способствовало употребление этих терминов в выступлениях и сочинениях В.И. Ленина, в переводах на русский язык классиков марксизма, например, известного выражения Ф. Энгельса «второе издание крепостничества»;
2) на более ранние эпохи, предшествующие оформлению крепостных порядков в России, в том числе на Древнюю Русь;
3) на иные категории русских крестьян, которые не попали в личную зависимость к частным владельцам, но на которые, тем не менее, распространялся «государственный феодализм» и «государственное крепостничество»;
4) на основную массу рядового торгово-ремесленного населения городов, которое было «прикреплено» к своим посадам, слободам и прочим местам жительства;
5) на всё население страны, принадлежавшее ко всем сословиям, в том числе привилегированным (дворянство, духовенство), «крепким» своим обязанностям перед государством;
6) другие варианты толкований, предусматривающие, например, существование «крепостного права» или его отдельных «проявлений», «форм», «пережитков» и т.п. после официальной отмены или сближение понятий «крепостничество» и «феодализм» до уровня синонимов.
Многообразие содержания, вкладываемого в понятия «крепостного права» и «крепостничества», приводит к разночтениям и разногласиям среди исследователей. Все перечисленные расширительные толкования этих понятий являются дискуссионными, имеют более или менее широкий круг сторонников и противников. Так, теория «закрепощения сословий» и соответственно их последующего «раскрепощения» была популярна в русской дореволюционной историографии, была воспринята в зарубежной, но решительно отвергалась в марксистской как недопустимая в отношении к господствующим классам, а на современном этапе она возрождается на новом уровне у ряда отечественных авторов. Уже в марксистской парадигме развернулись и продолжаются ныне споры о хронологических и территориальных рамках крепостничества, о наличии крепостных отношений в государственной деревне. В исторической литературе обращено пристальное внимание на то, как посадское население в XVII веке прикреплялось к посадам и государеву тяглу, что посадские люди по Уложению 1649 года потеряли право самовольно покидать место жительства или менять род занятий, что вводился бессрочный сыск беглых посадских людей. Однако процесс ликвидации крепостных порядков в городах освещен гораздо слабее. Единственной сферой существования крепостничества, фактическую сторону которой можно считать реконструированной и общепризнанной без принципиальных дискуссий, является изменение правового положения зависимых крестьян вотчинников и помещиков, то есть крепостное право – «крепостное состояние» в более узком первоначальном значении.
История крепостного права в России
Отмена крепостного права
С экономической стороны резервы крепостного хозяйства в середине XIX века не были исчерпаны, хотя преимущества вольного труда становились все более осязаемыми. Крепостничество было отменено в силу модернизационных потребностей государства и общества, под влиянием европейских культурных, политических и социальных стандартов, когда в стране сложилась новая система ценностей, в которой крепостному праву уже не находилось места. На переходе к Великой реформе сказались также факторы воздействия зарубежного общественного мнения и зарождения собственного, возбуждения на страницах книг и журналов социально значимых «проклятых вопросов», активной работы русских университетов и просветительских трудов общеобразовательных школ. Внеэкономическое принуждение встречало все большее сопротивление крестьян, осознававших свое достоинство, и представало безнравственным в глазах образованной части общества.
По высказыванию В.О. Ключевского, на следующий день после Манифеста о вольности дворянства 18 февраля 1762 года должна была быть отменена крепостная зависимость крестьян. Так и произошло, но с непростительной задержкой. Долгожданное 19 февраля наступило лишь в 1861 году, через 99 лет, в течение которых крепостное право не имело даже минимальных оправданий. О вреде, язвах, горьких последствиях крепостного права как раз конца XVIII – первой половины XIX века с болью говорили и писали русские писатели, поэты, критики, публицисты, экономисты, философы, дальновидные общественные и государственные деятели. О цене материальной, выраженной через подати, повинности, потребительские стоимости, деньги, трудовые затраты, которыми крестьян заставляли поступаться в пользу землевладельцев и душевладельцев, можно спорить. Насколько именно крепостничество в отличие от других форм экспроприации прибавочного продукта отягощало основную массу населения, препятствовало инициативе и прогрессу в народном хозяйстве, об этом идут дискуссии. Моральным, культурным, социально-психологическим пагубам этого явления особенно в последнее столетие его существования оправданий не находится. Крепостное право не только унижало зависимых людей, парализовало их активность и способности. Оно развращало само господствующее сословие. Российский опыт свободной социальной конкуренции и попыток налаживания социального партнерства оказался бедным. Полвека пореформенного развития было недостаточно, чтобы россияне разных классов и состояний оказались готовы встретить национальной солидарностью, а не гражданским противостоянием вызовы XX века, когда самодержавие и бюрократия перестали справляться с ролью основного двигателя модернизации.
Сокрушающая крепость: несколько фактов о крепостном праве в России
3 марта 2021 года исполняется 160 лет отмены императором Александром II крепостного права в Российской Империи.
Из глубины веков
Система крепостного права в России, как и в большинстве стран Европы, начала складываться еще в XI веке. Но если в Европе к шестнадцатому веку уже начался демонтаж феодальных отношений, то в России крепостничество к 1649 году только полностью сформировалось в том виде, в котором существовало еще более двух столетий – до отмены 3 марта 1861 года.
В российской истории есть два документа государственного уровня закрепившие крепостное право законодательно – закон 1592 года о запрете перехода крестьянина от одного барина к другому (отмена «Юрьева дня») и Соборное уложение 1649 года в котором обговаривались все положения крепостного права. Всего крепостное право в более-менее четком определении просуществовало в России восемь веков, а законодательно – чуть более 200 лет.
Не рабы, но бесправны
Крепостное право – не рабство. Крепостных, де юре, нельзя было убивать и калечить, как рабов. Де факто помещик мог и калечить, и казнить своего крепостного, а потом объявить его в розыск, как беглого, чтобы избежать наказания. Шансы, что помещика уличат во лжи и преступлениях против своих крестьян были невелики, хотя прецеденты имелись.
В отличие от раба крепостной имел в свой надел земли, имущество и домашний скот, но обязан был работать несколько дней в неделю на господина и / или платить оброк – деньгами, натуральными продуктами либо и тем и другим.
В 1771 году Екатерина II запретила продавать крепостных на торгах и аукционах. А в 1808 году Александр I запретил продавать их на ярмарках. Николай I в 1833 году запретил разлучать семьи крепостных крестьян.
Особо удачливые и трудолюбивые крепостные со временем могли выкупить себя у помещика и обрести свободу. Но таких было очень немного. До отмены крепостного права за весь период с 1800 по 1861 год обрести свободу, выкупив себя у хозяина, смогли около 1 млн российских крестьян. Миллион за 60 лет. В среднем – 16 тысяч за год на всю империю, или 1 освободившийся на полуторы тысячи крепостных.
На момент отмены крепостного права в России проживало 60 млн человек, из которых 23 млн приходилось исключительно на крепостных.
История в цифрах
Говоря о 23 миллионах крепостных из 60 млн населения империи, важно не забывать, что на дворянство, духовенство, купечество, казачество и так называемых почетных граждан приходилось не более 5 процентов жителей страны (в среднем по проценту на каждое сословие). Еще около 4,5 процентов составляли мещане и ремесленники. Таким образом крестьяне составляли более 90 процентов жителей России. В 1861 году это было около 54 милионов человек.
Если крепостными из них были «только» 23 миллиона – кем же были все остальные?
Помимо крепостных крестьян в Российской Империи существовало еще несколько зависимых сословий:
— Дворовые люди – кучеры, конюхи, псари, дворецкие, служанки, няни – по сути самые бесправные из всех. В отличии от крепостных они вообще не имели никакой собственности и работали при хозяйском имении за еду и одежду;
— Монастырские крестьяне, приписанные к церковным землям. При Екатерине II перешли в сословие государственных крестьян;
— Посессионные крестьяне. Приписанные к уральским и сибирским заводам и фабрикам. Появились в эпоху Петра I. Жили в деревнях вблизи заводов на которых работали. Их оброк и повинность заключались в работе на фабриках и заводах. Фактически – заводские крепостные крестьяне;
— Государственные крестьяне. Трудились и выполняли повинности в пользу казны. Их наделы находились на государственных землях, и им разрешалось приобретать дополнительные наделы в личную собственность. Повинности у этих крестьян были мягче, чем у крепостных;
— Удельные крестьяне. Сословие крестьян, живших и трудившихся на землях императорской семьи и отдававших оброк, а также выполнявшие повинности в пользу императорского двора. Среди крестьян это было самое привилегированное сословие. Считались лично свободными. Часть их детей направляли в высшие учебные заведения, а уровень грамотности среди них составлял 33%;
— Крестьяне Сибири и Поморья (Северо-Запад России) – свободные крестьяне, платившие оброк в казну и имевшие землю в личной собственности;
Салтычиха и подобные
Помещики по-разному относились к своим крепостным. Кто-то вполне доброжелательно – за выслугу лет мог дать вольную, отправить детей крепостного учится, или помочь с приданным к свадьбе. Но хватало среди помещиков и жестоких самодуров, а некоторые оказывались настоящими маньяками и садистами.
Замая известная из них – «Салтычиха». Помещица Дарья Салтыкова, замучала по меньшей мере 75 крепостных крестьян. Она обливала людей кипятком и выставляла голыми на мороз. Жгла раскаленными щипцами, собственноручно избивала батогами. Это длилось более шести лет и прекратилось только потому, что жалоба на зверства помещицы достигла Екатерины II. Императрица велела провести расследование и устроила показательный процесс по итогам которого «Салтычиху» лишили дворянства и приговорили к казни, которую заменили пожизненным заключением.
Впрочем, многим высокородным садистам их зверства в отношении собственных крепостных сходили с рук. Так остался безнаказанным пензенский помещик Струйский, который замучал более 200 человек. В его имении в подвале была комната с коллекцией орудий пыток, которые он испытывал на своих крепостных. Также на территории имения Струйский развлекался стрельбой по крестьянам, которые изображали уток. Умер кровавый помещик своей смертью.
Не удивительно, что мужики время от времени брали правосудие в свои руки, убивая мучителей. Таких случаев известно довольно много (увы – Фемида куда пристальнее следила за преступлениями против знати, чем против черни) — в том числе убийство крепостными Михаила Достоевского. Отец будущего писателя был жесток со своими крестьянами, за что поплатился жизнью, а убийц так и не сыскали.
Перезревшее решение
Разговоры об отмене крепостного права в России периодически возникали еще со времен Екатерины Второй. У крепостничества было немало противников и в высшем свете, но императоры в силу различных, как правило субъективных – причин не решались отменить его. Это сказывалось на эффективности всей экономики страны.
С одной стороны крестьянские хозяйства разорялись из-за малоземелья, а помещичьи усадьбы были недостаточно эффективны из-за использования подневольного труда. Оброчные крестьяне уходили в города на заводы, подрывая цельность и без того слабого аграрного производства. Крестьяне жили от урожая до урожая. В отсутствии резервов любая засуха грозила не просто неурожаем, но голодом. Разорялись и многие помещичьи усадьбы — целые поколения дворян жили уже не от доходов поместья, а от кредитов, полученных под заклад земли.
Промышленное производство и накопление капитала также развивались медленнее, чем могли бы. На заводах банально не хватало рабочих рук, а крепостные в это время впроголодь жили в деревне.
Все накопившиеся перекосы разом «вылезли» по итогам проигранной в 1856 году Крымской войны. Наглядно проявился упадок промышленности и отставание в гонке вооружений от Европы и даже Турции. Из-за набора рекрутов и увеличения пошлин и налогов, вызванных тратами на войну, массово разорялись и без того низкоэффективные крестьянские общины. Плюс добавилась эпидемия холеры. Обычным явлением становились массовые побеги крестьян от помещиков. Их альтернативой были крестьянские бунты — только в 1860 году в России их было 126.
Правящие круги отчетливо стали понимать, что «крепостное право» это пороховая бочка под государством, которая может рвануть в любой момент. Взошедший на престол Александр II второй принял решение покончить с крепостничеством.
Недосвобода
Крестьян освободили 3 марта 1861 года, но отмена «крепости» сопровождалась таким количеством условий и нюансов в пользу помещиков, что даже не сразу было понятно – а было ли это освобождением?
Манифест об освобождении крестьян устанавливал крайне невыгодные для крестьян условия:
— земля оставалась собственностью помещика, крестьянин мог ее выкупить на невыгодных для себя условиях;
— за пользование наделом земли крестьянин должен был отрабатывать барщину или платить оброк и от этого нельзя было отказаться в течении 9 лет после освобождения;
— размер предоставляемого помещиком крестьянину надела земли и его повинности устанавливались в каждом случае индивидуально.
Статус крестьянина менялся с крепостного на временно обязанного. И лишь после после выкупа у помещика своего надела крестьянин становился юридически полностью свободным. Во многих случаях это растягивалось на десятилетия и поколения. Отмена крепостного права на таких условиях сопровождались волнениями по всей империи. Правительство даже опасалось, что воинские соединения, отправленные на усмирение бунтующих крестьян может перейти на их сторону.
Во многом именно не решенные при отмене крепостного права вопросы с землей через полвека сделали крестьян сторонниками красных. Ведь большевики в 1917 году сразу заявили о готовности дать крестьянам то, чего их лишили при освобождении в 1861 году – землю.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России
Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.
Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.
Древняя Русь: истоки крепостничества
Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».
И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org
Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.
Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.
Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.
Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.
Соборное Уложение: конец свободного крестьянства
Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.
Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.
Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.
Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org
Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.
Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.