когда плательщик и носитель налога одно лицо
В.В. Коровкин отмечает, что развитие экономической теории и, в частности, исследования механизмов влияния налогов на взаимодействие спроса и предложения показали, что использование критерия перелагаемости как основы классификации налогов на прямые и косвенные в общем случае не совсем корректно [1, с. 160]. Действительно, условность критерия перелагаемости налогов отмечалась и отмечается многими учеными, некоторые из которых прямо заявляли о ее несостоятельности. В частности, подобной позиции придерживался известный ученый А.А. Соколов [6, с. 94-96].
По мнению В.В. Коровкина, наиболее приемлемым и достаточно полно отражающим основные особенности прямых налогов с точки зрения оценки их роли и значения в системе налогообложения представляется указание на то, что к прямым налогам относятся подоходно-поимущественные налоги и налоги, объекты налогообложения по которым связаны с извлечением дохода [1, с. 160].
Существуют определения, включающие в себя несколько оснований деления налогов на прямые и косвенные. Так, прямые налоги определяют как условное понятие, обозначающее группу труднопереложимых налогов с доходов и имуществ налогоплательщика, взимаемых непосредственно с фактов получения ими дохода и владения имуществом [8, с. 102].
В научной и учебной литературе также можно встретить деление налогов на прямые и косвенные в зависимости от порядка их исчисления и взимания. Под прямым налогом понимается любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взимание [9, с. 285].
В некоторых странах может использоваться разделение налогов на прямые и косвенные в зависимости от особенностей определения налоговых обязательств и способов взимания налогов. Так, во Франции к прямым налогам законодательство относит налоги, при обложении которыми используются явления и признаки постоянного характера. К таким налогам относятся налоги на владение и пользование имуществом. Эти налоги взимаются либо на основании твердых окладных сумм, либо на основании периодически пересматриваемых кадастров [5, с. 61].
Международный налоговый глоссарий, признавая отсутствие общепризнаваемого различия между прямыми и косвенными налогами, среди оснований их деления называет в том числе различие в периодичности взимания. Так, прямые налоги взимаются регулярно с доходов или собственности [10, с. 127-128].
Указывается, что ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения) вне зависимости от характеристик продавца и покупателя [3, с. 38].
Примерами прямых налогов в российской налоговой системе могут служить, в частности, налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, ранее существовавший налог на наследование и дарение.
Тем не менее, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно отнести к прямым либо косвенным налогам. Например, достаточно спорным будет являться дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: налога на добычу полезных ископаемых и водного налога. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования природными ресурсами. Но такое отнесение будет крайне условным, поскольку эти налоги в полной мере перекладываются на потребителя, но не через надбавку в цене, а через саму цену товара [7, с. 153].
В мировой практике существуют и иные виды прямых налогов, не известные российской налоговой системе. К таким налогам относятся, например, налог на прирост капитала (приростом капитала, как правило, признается прибыль от продажи определенных активов).
Прямые налоги подразделяют на личные и реальные.
Личные налоги непосредственно направлены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и призваны в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы [9, с. 286]. К личным налогам относятся подоходные налоги, налоги с наследства и дарения и др.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения [3, с. 38]. То есть реальные налоги в большей степени должны быть нацелены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в распоряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности [9, с. 286]. К реальным налогам относятся, например, налоги на имущество, транспортный налог и др.
Среди достоинств прямых налогов называют, в частности:
обеспечение известного заранее и гарантированного дохода бюджету;
большую справедливость, поскольку они соизмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков и позволяют применять прогрессию для дифференциации налогового бремени.
К недостаткам относят то, что
прямые налоги не оставляют право выбора плательщикам: платить или не платить;
прямые налоги психологически более заметны для налогоплательщиков, поскольку уплачиваются одномоментно и значительными суммами [7, с. 147].
Несмотря на определенную условность деления налогов на прямые и косвенные, их разделение имеет принципиальное значение. В случае с прямыми налогами речь идет о том, чтобы конкретно определить способность лиц осуществлять налоговые платежи, т.е. напрямую облагать налогом лиц и организации. Соответственно, соотношение прямых и косвенных налогов является важнейшим структурным показателем налоговой системы [2, с. 149-150].
Профессор В.Г. Пансков отмечает, что если исходить не из формальных, а экономических условий, то можно сделать вывод, что на протяжении всех лет функционирования российской налоговой системы в ней преобладали прямые налоги. В частности, профессор указывает, что начиная с 1992 г. (данные представлены в учебнике 2010 г.) сумма поступивших в консолидированный бюджет страны косвенных налогов ни разу не превысила поступлений от прямых налогов [4, с. 174-175].
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ
Элементы налога — юридическая категория, определяемая на уровне ключевых российских НПА, которые регулируют сферу налогообложения. Рассмотрим специфику соответствующих правовых норм подробнее.
НК РФ как основной источник перечня элементов юридического состава налога
Ключевой источник налогового права в России — Налоговый кодекс РФ. В нормах ст. 17 НК РФ фиксируется перечень элементов, присутствие которых в структуре налога необходимо с точки зрения его законного применения. Налог, если следовать положениям п. 1 ст. 17 НК РФ, может рассматриваться как легальный, только если в отношении него законодательно определены:
Существуют также так называемые факультативные элементы налога. Есть достаточно много подходов к их трактовке (их мы изучим чуть ниже). В соответствии с распространенной интерпретацией под факультативными элементами налогов стоит понимать прежде всего льготы и основания для их применения. Таковые установлены как возможный элемент налогов в нормах п. 2 ст. 17 НК РФ. Российский законодатель не конкретизирует сферу, а также критерии их использования, ограничившись тем, что льготы могут вводиться в необходимых случаях. Основной признак факультативности в данной трактовке — необязательность использования на практике. В свою очередь, отмеченные выше элементы налога задействоваться должны всегда.
Обязательные либо факультативные элементы налога могут фиксироваться на уровне как федерального законодательства, так и региональных или муниципальных НПА. Можно отметить, что российская система налогообложения в достаточной мере централизована, и, если говорить о полномочиях законодателя в субъектах РФ либо на уровне местной власти, они сводятся главным образом к установлению для налога:
При этом все существующие региональные и муниципальные налоги должны утверждаться на уровне НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 12 НК РФ).
Исследуем сущность и особенности применения основных элементов налога, а также факультативных подробнее.
Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности
Исходя из норм, содержащихся в п. 1 ст. 38 НК РФ, под объектом налогообложения правомерно понимать имеющие денежную, количественную, а также физическую характеристику:
Отмеченные категории могут становиться объектом налога исключительно в тех случаях, когда их наличие у плательщика предполагает появление с его стороны законных обязательств по внесению соответствующих платежей в бюджет.
В НК РФ также указано, что все налоги коррелируют с отдельными объектами, устанавливаемыми в соответствии с нормами ч. 2 и положениями ст. 38 НК РФ.
В составе объекта налога может быть как движимое, так и недвижимое имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ). Что касается товара, им может быть любое имущество, которое продается налогоплательщиком либо подлежит продаже. Работа, исходя из положений п. 4 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, сопровождаемая результатами в некотором материальном выражении. Услуги, следуя логике п. 5 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, не имеющая результатов в материальном выражении. При этом она может реализовываться с целью удовлетворения чьих-либо потребностей — физлиц или организаций. Услуги, в свою очередь, потребляются в процессе их предоставления.
Под выручкой традиционно понимаются доходы без учета расходов. Самостоятельным объектом налогов они тоже могут быть, к примеру при УСН. Если их учесть, формируется прибыль.
Примером прочих обстоятельств, находящихся в юрисдикции налогового права, может быть работа предприятия на ЕНВД. Размер выручки, расходов, имущества, темпы продаж при вмененном налоге значения не имеют — фирма так или иначе платит государству фиксированный взнос.
Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка
В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект. База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы. Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.
Налоговая база может быть:
Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.
Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.
Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.
Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).
Особенности налогового периода как элемента налога
В соответствии с нормами п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом правомерно понимать:
Кроме того, законодатель также предусматривает в составе налогового периода различные отчетные периоды. Они могут совпадать с календарным годом, соответствовать кварталу, полугодию либо иным интервалам.
Налоговый период для фирм, зарегистрированных после начала года, определяется как равный интервалу между моментом госрегистрации соответствующего субъекта и последним днем календарного года. Но если фирма была зарегистрирована с 1 по 31 декабря, то 1-м для соответствующей организации налоговым периодом будет интервал с момента государственной регистрации до последнего дня следующего года. Это следует из п. 2 ст. 55 НК РФ.
Согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период для фирмы, выведенной с рынка либо реорганизованной в пределах календарного года, должен соответствовать интервалу между началом года и моментом завершения процедуры ликвидации либо преобразования статуса соответствующего субъекта. В свою очередь, если фирма была создана и выведена с рынка в 1 году, то налоговый период для нее будет соответствовать интервалу между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо преобразована в иную структуру. При этом если фирма была создана в период с 1 по 31 декабря и выведена с рынка в следующем году, то налоговым периодом для соответствующего субъекта будет интервал между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо реорганизована.
Нормы права, содержащиеся в п. 3 ст. 55 НК РФ, не действуют в отношении компаний, в состав которых входят другие фирмы либо, наоборот, которые формируют из своего состава новые организации. Кроме того, нормы пп. 2 и 3 ст. 55 НК РФ не действуют в отношении налогов с периодом, соответствующим месяцу или кварталу. При подобных сценариях корректировка конкретных налоговых периодов при регистрации, ликвидации либо преобразовании фирмы осуществляется учредителями по согласованию с ФНС России (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.
А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.
Сроки уплаты налогов
В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:
В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок уплаты налогов
Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:
Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.
Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.
Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам
Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:
Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.
Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ
Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.
Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В среде российских экспертов льготы часто именуются факультативными элементами налога, то есть необязательными к применению. Налогоплательщик вправе сам решать, пользоваться ему льготами или нет. В НК РФ не применяется термин «факультативный», однако по смыслу он вполне соответствует сущности льготы. Так же считает и Минфин России. В письме от 21.10.2013 № 03-11-11/43791 ведомство указывает, что налоговая льгота — это факультативный, или необязательный, элемент налога.
Термин «факультативность элемента налога» может пониматься также в контексте иных признаков налога, прямо не указанных в положениях НК РФ, но прослеживающихся при их детальном изучении. Это могут быть такие признаки и одновременно факультативные элементы налога, как:
Некоторые эксперты выделяют также такой факультативный элемент, как подведомственность налога. То есть его закрепленность в целом за юрисдикцией администрирующего ведомства (например, ФНС или ФТС), его отдельных элементов — за юрисдикцией иных ведомств, взаимодействующих с администратором в порядке межведомственных коммуникаций (например, Росреестра, взаимодействующего с ФНС при исчислении базы для имущественного налога для физлиц).
Действительно, практически каждый налог, действующий в РФ, имеет соответствующие признаки, и их вполне можно рассматривать как логично дополняющие те, что указаны в п. 1 ст. 17 НК РФ. Но поскольку законодатель прямо не выделяет их в самостоятельные категории, условимся именовать данные признаки факультативными элементами налога.
Ознакомиться с практическими нюансами работы налоговой системы РФ вы можете в статьях:
Тесты по дисциплине Налоги и налогообложение
Вариант №1 Элементы налога и способы взимания налогов
а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физи ческих лиц;
б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юри дических и
в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с
юридических и физических лиц в целях формирования государственных
2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не яв ляется
обязательным при установлении налога:
б) налоговая ставка;
в) налоговые льготы
3. Налоговая ставка — это:
а) процентная величина от объекта налогообложения;
б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
в) фиксированная величина от объекта налогообложения.
4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение на лога в бюджет
соответствующего уровня до получения дохода:
а) у источника выплаты;
в) когда налог исчисляется налоговым органом?
5. Прогрессивное налогообложение — это:
а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
в) когда налоговая ставка не изменяется.
6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:
а) при косвенном налогообложении;
б) при прямом налогообложении;
в) никогда не являются
7. Налоговая база — это:
а) предмет, подлежащий налогообложению;
б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта
в) период времени, по истечении которого возникает обязанность
исчислить и уплатить налог.
8. Обязанность уплатить налог возникает, если:
а) установлена налоговая ставка и налоговый период;
б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;
в) установлены налогоплательщики и все элементы налого обложения.
9. Основой функционирования налоговой системы РФ является:
а) бюджетный кодекс РФ
б) таможенный кодекс РФ
в) налоговый кодекс РФ
10. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:
а) возврат излишне уплаченных налогов
б) постановка на учет налогоплательщиков
в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и
своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней
Ваиант№2 Элементы налога и способы взимания налогов
1. Налоговая ставка — это:
а)процентная величина от объекта налогообложения;
б)величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
в)фиксированная величина от объекта налогообложения.
2. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет
соответствующего уровня до получения дохода:
а)у источника выплаты;
в)когда налог исчисляется налоговым органом?
а)обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
б)обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и
в)обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с
юридических и физических лиц в целях формирования государственных
4. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является
обязательным при установлении налога:
5. Налоговая база — это:
а) предмет, подлежащий налогообложению;
б)стоимостная, физическая, иная характеристика объекта
в)период времени, по истечении которого возникает обязанность
исчислить и уплатить налог.
6. Основой функционирования налоговой системы РФ является:
а) бюджетный кодекс РФ
б) таможенный кодекс РФ
в) налоговый кодекс РФ
7. Прогрессивное налогообложение — это:
а)уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
б)увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
в)когда налоговая ставка не изменяется.
8. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:
а) возврат излишне уплаченных налогов
б) постановка на учет налогоплательщиков
в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и
своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней
9. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:
а)при косвенном налогообложении;
б)при прямом налогообложении;
в)никогда не являются
10. Обязанность уплатить налог возникает, если:
а)установлена налоговая ставка и налоговый период;
б)установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;
в)установлены налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1262117
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.