когда поднимут выплаты по уходу за инвалидами 1 группы
Ухаживающим за инвалидами I группы предлагается установить индексируемую ежемесячную выплату в размере 10 тыс. руб.
ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com |
Законопроект, поступивший сегодня в Госдуму, призван скорректировать условия назначения и расчета ежемесячных выплат для неработающих граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы. Для лиц, ухаживающих за инвалидами I группы, предлагается 1 установить ежемесячную выплату в размере 10 тыс. руб. (с учетом районных коэффициентов). Кроме того, предусмотреть ежегодную индексациию ежемесячных выплат гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I первой группы. Таким образом, при назначении такой выплаты планируется не применять к указанным лицам признак их трудоспособности. Полномочия по расчету коэффициента индексации предлагается возложить на Правительство РФ, а финансирование данных выплат осуществлять за счет федерального бюджета.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующим законодательством предусмотрена ежемесячная выплата для неработающих трудоспособных лиц, ухаживающих за инвалидом I группы или престарелым, достигшим 80 лет, в размере 1,2 тыс. руб. (Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455). Индексация данной выплаты не предусмотрена.
При этом Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, установлена ежемесячная выплата с 1 июля 2019 года в размере 10 тыс. руб. Ее индексация также не предусмотрена.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Авторы законопроекта отмечают, что уход за инвалидом I группы не отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, а разница в размерах выплат вызывает социальную напряженность и чувство социальной несправедливости. Родители (усыновители) или опекуны (попечители), осуществляющие уход за инвалидами с детства I группы, инвалидами I группы, при достижении ими пенсионного возраста лишаются указанной ежемесячной выплаты по уходу, хотя будучи в преклонном возрасте продолжают данный уход осуществлять. Лишение их ежемесячной выплаты по уходу крайне негативно сказывается на уровне их жизни. По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит решить данную проблему предоставлением для лиц, обеспечивающих уход за инвалидами всех указанных категорий, права на получение ежемесячной выплаты в размере 10 тыс. руб., а ежегодная индексация указанной выплаты сохранит ее покупательную способность.
Об изменениях в правилах выплат по уходу за инвалидами и престарелыми
10 марта 2021 года вступили в силу изменения, касающиеся установления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, инвалидами I группы, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет.
Изменения направлены на сокращение объема предоставляемых гражданами документов для установления компенсационных выплат.
Так, заявителям не требуется предоставлять сведения, находящиеся в распоряжении территориальных органов ПФР, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций. К таким сведениям, в частности, можно отнести информацию об отсутствии работы, неполучении пособия по безработице, неназначении пенсии и проч.
Однако следует отметить, что в случае осуществления ухода за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, заключение врачебной комиссии должно быть представлению лицом, осуществляющим уход.
Изменения коснулись и четырнадцатилетних граждан. Указанные выплаты теперь им устанавливаются без истребования разрешения (согласия) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства, а также справки из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Но в случае поступления документа о несогласии одного из родителей (усыновителя, попечителя) или органа опеки и попечительства на осуществление такого ухода лицом, не достигшим возраста 15 лет, осуществление компенсационной выплаты прекращается.
В настоящее время нет необходимости приходить на личный прием в территориальный орган ПФР нетрудоспособному лицу, поскольку заявление о согласии на осуществление за ним ухода может быть представлено лицом, осуществляющим уход, а также направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Напоминаем, что заявление об установлении компенсационной выплаты от лица, осуществляющего уход, также может быть направлено через ЕПГУ.
Изменения в правилах выплат по уходу за престарелыми и инвалидами с 10 марта 2021 года
10 марта вступило в силу постановление правительства, которое упрощает оформление компенсаций при уходе за людьми с инвалидностью и старше 80 лет. Теперь для назначения понадобится меньше документов и сведений — а это значит, что получить выплату можно быстрее и проще.
Вот что стоит знать об этих изменениях.
Кого это касается
Изменения касаются тех, кто оформляет компенсационную выплату по уходу за людьми с инвалидностью первой группы, кроме людей с инвалидностью с детства, и пожилыми людьми, которым исполнилось 80 лет или нужен уход по состоянию здоровья. Если трудоспособный человек мог бы работать, но вместо этого за кем-то ухаживает, государство дает немного денег в виде компенсации.
Эти деньги получает не тот, кто ухаживает, а тот, за кем ухаживают: выплата приходит вместе с обычной пенсией. Дальше этими деньгами получатель распоряжается на свое усмотрение.
Например, такую выплату может оформить внук бабушки, которой исполнилось 80 лет, или сосед мужчины с инвалидностью первой группы — при условии взаимного согласия на уход.
Как победить выгорание
Что изменилось с 10 марта
Суть изменений — в упрощении оформления. Максимум информации пенсионный фонд будет получать из общих баз и реестров, а подтверждать сведения справками не придется. Если раньше нужно было брать справки из соцзащиты, налоговой или центра занятости и подтверждать инвалидность, то теперь этого не потребуется.
Вот что изменилось:
Если выяснится, что выплата получена незаконно или предоставлены недостоверные сведения, деньги придется вернуть — эта обязанность возлагается на виновника. Хотя виновником может быть один человек, а деньги получает другой.
Заявление на выплату можно заполнить в личном кабинете на сайте ПФР.
Как определяется вина и кто должен вернуть деньги
Если ухаживающий за нетрудоспособным человеком устраивается на работу, выходит на пенсию или получает пособие по безработице, право на выплату теряется. Но условная внучка, которая оформила выплату, может не знать или забыть о своей обязанности сообщить в пенсионный фонд о трудоустройстве. А фактически деньги получает бабушка, и она вообще может быть не в курсе, что внучка теперь работает и права на выплату не имеет. Хотя деньги продолжают приходить вместе с пенсией.
Был случай, когда одной бабушке за уход внучки выплата приходила два года. Пенсионный фонд знал, что внучка уже трудоустроена — за нее платили взносы и сдавали отчеты, — но все равно сделал ее виноватой, потому что она не отчиталась о своем трудоустройстве. Бабушку в той истории заставили вернуть деньги, а внучку осудили за мошенничество по статье 159.2 УК РФ — несмотря на то, что она возместила ущерб.
Обязанность сообщать в ПФР об изменениях, которые приводят к отмене выплаты, никуда не делась — это нужно сделать в течение 5 дней. «Забыл» — это не аргумент. Вина и умысел состоят уже в том, что человек не сообщил, хотя такая возможность у него была. А преступление — это факт получения компенсации, а не сокрытие информации.
Если получаете такую выплату, следите за изменениями в жизни того, кто за вами как будто ухаживает. С учетом того, что ухаживать может даже посторонний человек, которого вы никогда и не видели, — это может быть затруднительно.
Если вы оформлены как ухаживающий человек, вовремя сообщайте в ПФР о трудоустройстве, пособиях, назначении пенсии и других событиях из пункта 9 утвержденных правил. Может случиться так, что денег вы не видели, а вернуть их обязаны. По статье 159.2 УК РФ можно наказывать и тех, кто выплату фактически не получал. Важно, кто ею пользовался.
В чем плюс такой выплаты для тех, кто оформляет уход
Период ухода засчитывается в пенсионный стаж и позволяет получать 1,8 балла за каждый год.
Если оформляется уход за пожилым человеком до 80 лет
Выплата назначается только при наличии у него инвалидности первой группы или потребности в постоянном уходе по состоянию здоровья. Потребность в уходе нужно подтвердить медицинским заключением — этот документ не отменен, без него оформить выплату не получится.
Начиная с 80 лет инвалидность и нуждаемость в уходе для этой компенсации уже не имеют значения.
Если ухаживает самозанятый
Раньше в правилах было написано, что выплата прекращается, если есть оплачиваемая работа. Фактически это означало, что права на компенсацию нет и у самозанятых, если они получают доход.
Теперь важна не оплата, а факт регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Это не то же самое, что наличие дохода. Самозанятые плательщики налога на профессиональный доход без уплаты добровольных взносов не считаются застрахованными в системе ОПС. Поэтому они и сами могут получать прибавку к пенсии, и уход за нетрудоспособными вправе оформить.
В этом отличие выплаты от пособия по безработице. Там самозанятые не имеют права на помощь от государства, даже если не получают денег от заказчиков, а просто зарегистрированы в приложении «Мой налог».
Если вы самозанятый, получаете 100 тысяч рублей в месяц и не платите пенсионные взносы — право на компенсационную выплату за уход есть. Если вы ИП на упрощенке с обязательными взносами, но без дохода или официально безработный с пособием в размере 1500 Р — выплаты быть не должно.
Маткапитал для отцов, повышение выплат за уход за детьми-инвалидами в обзоре семейного права
Обзор законопроектов о правах детей и родителей.
Расширение оснований для получения материнского капитала — Законопроект № 5790-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в отдельных регионах (перечень установит Правительство РФ) право на получение материнского капитала предоставят женщинам, родившим третьего ребенка после 1 января 2022 года, либо четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Данная мера распространяется также на мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, четвертого ребенка или последующих детей. Размер маткапитала при рождении третьего ребенка предлагается установить в том же размере, в котором МСК установлен при рождении первого ребенка (с 1 января 2022 года — 503 237,10 руб.).
Бесплатное горячее питание для учащихся средних классов — Законопроект № 1849-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому закрепляется обязанность образовательных организаций обеспечивать не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит обеспечить сбалансированное питание учеников средних классов, включающее горячее питание, с учетом утвержденных норм по формированию рациона питания и его соответствия положениям санитарно-эпидемиологических требований.
Выплаты ухаживающим за инвалидами — Законопроект № 1488-8, 1509-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому проживающие на территории Российской Федерации неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы или инвалидом I группы, имеют право на получение ежемесячной выплаты. Размер выплаты составит 13 000 рублей. В Пояснительной записке указывается, что Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы — это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
Дети ветеранов боевых действий получат право на бесплатное обучение в Вузах — Законопроект № 5463-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджета получают дети ветеранов боевых действий, погибших в ходе боевых действий или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими в ходе боевых действий. В Пояснительной записке указывается, что данное предложение обусловлено тем, что после потери своих кормильцев данная категория граждан является слабозащищенной в социальной сфере и нуждается в дополнительной защите государства.
Налоговые новости за октябрь 2021
Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы
Неработающие трудоспособные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, которые осуществляют уход за пожилыми людьми или людьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение компенсационной или ежемесячной выплаты.
Компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином, независимо от факта совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи. Это может быть даже школьник начиная с 14-летнего возраста (при наличии разрешения органов опеки и попечительства и одного из родителей) или студент очной формы обучения.
К нетрудоспособным гражданам, за которыми осуществляется уход, относятся:
инвалиды 1 группы, за исключением инвалидов с детства 1 группы;престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе;граждане, достигшие 80 лет.
Ежемесячная выплата устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы.
Компенсационная или ежемесячная выплата по уходу устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы на период ухода за ними и выплачивается ежемесячно.
Размер компенсационной выплаты составляет 1 200 рублей.
Размер ежемесячной выплаты составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — 10 000 рублей, другим лицам — 1 200 рублей.
Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, права на компенсационную и ежемесячную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленного им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода.
Для назначения компенсационной или ежемесячной выплаты гражданину, который осуществляет уход, необходимо обратиться в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, или в МФЦ.
С перечнем документов, которые нужны при оформлении выплат, можно ознакомиться на сайте Пенсионного фонда РФ — https://pfr.gov.ru/grazhdanam/invalidam/viplati_po_uhody/get_viplati_po_uhody/
Если гражданин, осуществляющий уход, выходит на работу или начинает получать пенсию, он обязан известить об этом в течение пяти дней орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход.
Период ухода засчитывается лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом и лицом, достигшим возраста 80 лет, в страховой стаж в размере 1,8 пенсионных коэффициентов за каждый год ухода. Это позволяет ухаживающему лицу формировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.